Электроскоп электрическое поле. Презентация на тему "электроскоп электрическое поле". Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

АМПЕР (Ampere) Андре Мари (1775 - 1836), выдающийся французский ученый, физик, математик и химик, в честь которого названа одна из основных электрических величин - единица силы тока - ампер. Автор самого термина "электродинамика" как наименования учения об электричестве и магнетизме, один из основоположников этого учения.

КУЛОН (Coulomb) Шарль Огюстен (1736-1806), французский инженер и физик, один из основателей электростатики. Исследовал деформацию кручения нитей, установил ее законы. Изобрел (1784) крутильные весы и открыл (1785) закон, названные его именем. Установил законы сухого трения.

Фарадей (Faraday) Майкл (22.9.1791– 25.8.1867), английский физик и химик, основоположник учения об электромагнитном поле, член Лондонского королевского общества (1824).

Джеймс Клерк Максвелл (1831-79) - английский физик, создатель классической электродинамики, один из основоположников статистической физики, предсказал существование электромагнитных волн, выдвинул идею электромагнитной природы света, установил первый статистический закон - закон распределения молекул по скоростям, названный его именем. Развивая идеи Майкла Фарадея, создал теорию электромагнитного поля (уравнения Максвелла); ввел понятие о токе смещения, предсказал существование электромагнитных волн, выдвинул идею электромагнитной природы света. Установил статистическое распределение, названное его именем. Исследовал вязкость, диффузию и теплопроводность газов. Максвелл показал, что кольца Сатурна состоят из отдельных тел.

Цели:

  • образовательная – продолжить формирование
    знаний учащихся об электризации тел,
    сформировать представление учащихся об
    электрическом поле и его свойствах, познакомить
    с устройством электроскопа (электрометра).
  • развивающая – продолжить работу по
    формированию умений делать более общие выводы и
    обобщения из наблюдений.
  • воспитательная – содействовать формированию
    мировоззренческой идеи, познаваемость явлений и
    свойств окружающего мира, повышение
    познавательного интереса учащихся с
    использованием ИКТ.
  • После урока ученик знает:

    • Строение и назначение электроскопа
      (электрометра).
    • Понятия электрического поля, электрических сил.
    • Проводники и диэлектрики.
    • Выделять и систематизировать имеющиеся у них
      знания об электризации тел.
    • Объяснить действия электрического поля на
      внесенный в него электрический заряд.
    • Углубляет знания об электризации тел.
    • Развивает интеллектуальные умения.

    Структура урока:

    1. Организационный этап.
    2. Повторение с целью актуализации прежних знаний.
    3. Формирование новых знаний.
    4. Закрепление, включая применение новых знаний в
      измененной ситуации.
    5. Домашнее задание.
    6. Подведение итогов урока.
    1. Электроскоп (1 экземпляр).
    2. Электрометр (2 экземпляра), металлический
      проводник, шар.
    3. Электрофорная машина.
    4. “Султаны”.
    5. Стеклянная и эбонитовая палочка; (шерсть, шелк).
    6. Презентация.
    Структурные элементы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
    Организационный момент Обеспечивает общую готовность учащихся
    к работе.
    Слушают учителя.
    Мотивационно – ориентировочный С целью повторения материала,
    изученного на предыдущем уроке, провести краткий
    фронтальный опрос:

    1. Какие два типа зарядов
    существуют в природе, как их называют и
    обозначают?


    одноименные заряды?
    Как взаимодействуют между собой тела, имеющие
    разноименные заряды?

    Может ли одно и то же тело, например эбонитовая
    палочка, при трении электризоваться то
    отрицательно, то положительно?

    Можно ли при электризации трением зарядить
    только одно из соприкасающихся тел? Ответ
    обоснуйте.

    Правильно ли выражение: “При трении создаются
    заряды”? Почему?

    2. Предлагает письменно выполнить тестовое
    задание.

    1. Отвечают на вопросы.

    2.
    Самостоятельно работают с тестом.

    Формирование новых знаний Электризация тел может осуществляться
    не только при трении, но и при соприкосновении.
    Демонстрация опыта (для иллюстрации
    теоретических выводов):

    а) поднесем наэл.
    Эбонитовую палочку к гильзе.

    б) гильза притягивается, а потом отталкивается,
    почему?

    в) проверка наличия отрицательного заряда на
    гильзе (поднести положительно заряженную
    стеклянную палочку к гильзе) – она притягивается.

    Слушают учителя, наблюдаютза ходом
    опыта, который служит исходным фактом для
    экспериментального обоснования электризации
    при соприкосновении, учавствуют в беседе. Делают
    записи в тетради.
    На рассмотренном физическом явлении
    основано действие таких приборов как
    электроскоп и электрометр. Демонстрация
    приборов а) электроскоп прибор для обнаружения
    эл. Зарядов; Конструкция их проста: через
    пластмассовую пробку в металлической оправе
    проходит металлический стержень, на конце
    которого закреплены два листика тонкой бумаги.
    Оправа с двух сторон закрыта стеклом.
    Демонстрируя устройство и принцип действия
    электроскопа, учитель задает учащимся вопросы:

    Как
    при помощи листочков бумаги обнаружить,
    наэлектризовано ли тело?

    Как по углу расхождения листочков электроскопа
    судят о его заряде?

    Для опытов с электричеством используют и
    другой, более совершенный прибор – электрометр.
    Здесь легкая металлическая стрелка заряжается
    от металлического стержня, отталкиваясь от него
    на тем больший угол, чем больше они заряжены.

    Слушают учителя, наблюдают за ходом
    эксперимента, отвечают на вопросы, находят
    сходства и отличия в устройстве и принципе
    работы приборов, делают выводы.
    Различают вещества, которые являются
    проводниками и непроводниками электрического
    заряда. Демонстрация опыта: заряженный
    электроскоп соединяется с незаряженным сначаа
    металлическим проводником, а затем стеклянным
    или эбонитовым стержнем, в первом случае заряд
    переходит, а во втором не переходит на
    незаряженный электроскоп.
    Слушают учителя, работают с учебником
    (п. 27 – стр 63), знакомятся с проводниками и
    диэлектриками электричества, днлают выводы из
    опыта (выявление второго уровня усвоения знаний)
    Все тела, которые притягиваются к
    заряженным телам – электризуются, а значит на них
    действуют силы взаимодействия, эти силы назвали
    электрическими (силы с которыми эл. Поле
    действует на внесенный в него эл. Заряд. Всякое
    заряженное тело окружено электрическим полем
    (особый вид материи отличающийся от вещества).
    Поле одного заряда действует на поле другого.
    Слушают учителя, записывают в тетради, в
    ходе беседы отвечают на вопросы.
    Повторение и систематизация
    знаний
    Беседа по вопросам к п.27, 28: Отвечают на вопросы (выявление
    третьего уровня усвоения знаний) решают
    качественные задачи, применяя знания в новой
    ситуации.
    Как при помощи листочков бумаги
    обнаружить, наэлектризовано ли тело?
    Опишите устройство школьного
    электроскопа.
    Как по углу расхождения листочков
    электроскопа судят о его заряде?
    Чем отличается пространство,
    окружающее наэлектризованное тело, от
    пространства, окружающего ненаэлектризованное
    тело?
    Решение качественных задач
    (применение знаний в новой ситуации).
    Зачем стержень электроскопа всегда
    делают металлическим?
    Почему разряжается электрометр, если
    коснуться его шарика (стержня) пальцами?
    В электрическом поле равномерно
    заряженного шара в т. А находится заряженная
    пылинка. Как направлена сила, действующая на
    пылинку со стороны поля?
    А действует ли поле пылинки на шар?
    Почему нижний конец молниеотвода
    нужно закапывать в землю, работающие
    электроприборы заземлять?
    Будут ли взаимодействовать близко
    расположенные электрические заряды в
    безвоздушном пространстве (например на Луне, где
    нет атмосферы)?
    Организация домашнего задания. Читать и отвечать на вопросы п. 27-28.
    Предлагает учащимся сделать самодельный
    электроскоп.
    Записывают в дневниках домашнее
    задание.
    Рефлексивный Учитель предлагает ученикам ответить
    на вопросы: какой вопрос был самым интересным,
    самым простым, самым трудным.
    Отвечают на вопросы.


    Свойства электрического поля 1. Существует вокруг заряженных тел 2. Невидимо, определяется по действию и с помощью приборов 3. Изображается с помощью силовых линий 4. Линии указывают направление действия силы, действующей со стороны поля на помещенную в него положительно заряженную частицу.


    Подсчитай… Сколько избыточных электронов содержится в теле с зарядом 4,8·10-16 Кл? Одинаковые металлические шарики с зарядами -7q и 11q привели в соприкосновение и раздвинули на прежнее расстояние. Каковы стали заряды шариков? 3.Если в теле не достает пяти электронов то чему равен знак и модуль заряда на нем?


    Проверь себя: 1. Одинаковые металлические шарики с зарядом 7 е и 15е привели в соприкосновение, затем раздвинули на прежнее расстояние. Каким стал заряд шариков? 2. Можно ли сказать, что заряд системы складывается из зарядов тел, входящих в эту систему? 3.Как называется процесс, приводящий к появлению зарядов на теле? 4. Каково строение атома Резерфорда?


    5.Если тело электрически нейтрально, означает ли это, что оно не содержит электрических зарядов? 5.Если тело электрически нейтрально, означает ли это, что оно не содержит электрических зарядов? 6.Если в замкнутой системе число зарядов уменьшилось, означает ли это, что заряд всей системы уменьшился? 7.Как взаимодействуют разноимённые заряды? 8.Сколько видов зарядов содержит атом золота? 9.Каково строение атома Томсона?

    Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

    В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.

    § 1 Электроскоп и электрометр, принцип работы

    Существуют приборы, с помощью которых можно обнаружить электризацию тел, это электроскоп и электрометр.

    Электроскоп (от греческих слов «электрон» и skopeo - наблюдать, обнаруживать) - прибор служащий для обнаружения электрических зарядов.

    Назначение прибора:

    Обнаружение заряда;

    Определение знака заряда;

    Оценивание величины заряда.

    Электроскоп состоит из металлического стержня, к которому подвешены две легкоподвижные полоски бумаги или фольги. Стержень закреплен при помощи эбонитовой пробки внутри металлического корпуса цилиндрической формы, закрытого стеклянными крышками.

    В основе принципа работы электроскопа заложено явление электризации. При соприкосновении натертой стеклянной палочкой (положительно заряженной) устройства (электроскопа) электрические заряды перетекут через стержень к листочкам. Имея одинаковый знак заряда, тела начнут отталкиваться, поэтому листочки электроскопа разойдутся на некоторый угол. Расход листочков на угол большего значения происходит при сообщении электроскопу большего по величине заряда, а значит, приводит к увеличению силы отталкивания между телами (рис.). Следовательно, по углу расхождения листочков можно узнать о величине заряда электроскопа. Если к устройству, заряженному положительно, поднести тело, заряд которого отрицательный, то заметим, что угол между листочками уменьшится. Вывод: электроскоп дает возможность узнать знак заряда исследуемого тела.

    Помимо электроскопа можно выделить еще одно устройство - электрометр. Принцип работы приборов практически не различается. Электрометр имеет легкую алюминиевую стрелку, с помощью которой по углу отклонения можно узнать о величине заряда, который был сообщен стержню электрометра.

    § 2 Электрическое поле и его характеристики

    Тела наэлектризовывают следующим образом: передают им положительный либо отрицательный заряд, увеличив или уменьшив величину заряда. Тела при этом приобретают разные свойства и способны притягивать или отталкивать другие тела. Как тело «понимает», что заряд другого необходимо притянуть или оттолкнуть? Для ответа на этот вопрос нужно выяснить особую форму материи - «электрическое поле».

    Наэлектризуем одноимённо (одинакового знака) металлический шар на пластмассовой подставке и лёгкий пробковый шарик на нити (назовём его пробным шариком). Будем переносить его в различные точки пространства вокруг большого шара. Мы заметим, что в каждой точке пространства вокруг наэлектризованного тела обнаруживается сила, действующая на пробный шарик. О том, что она существует, наблюдаем по отклонению нити шарика. По мере удаления шара от пробного шарика, шарик на нити отклоняется слабее, следовательно, действующая на него сила становится всё меньше (по углу отклонения нити от положения равновесия).

    Итак, в каждой точке пространства вокруг наэлектризованных или намагниченных тел существует так называемое силовое поле, способное воздействовать на другие тела.

    Электрическое поле- особый вид материи, создаваемый электрически покоящимся зарядом и действующий с некоторой силой на помещенный в это поле свободный заряд.

    Характеристики поля:

    1. Оно материально, так как действует на материальные объекты (легкое свободное тело - гильза).

    2. Оно реально, так как существует везде и даже в вакууме (безвоздушное пространство) и независимо от человека.

    3. Невидимо и не действует на органы чувств человека.

    4. Не имеет определенного размера, границы, формы.

    5. Занимает все пространство, окружающее данное заряженное тело.

    6. По мере удаления от заряда поле ослабевает.

    7. Обладает энергией.

    8. Для электрических полей присущи два принципа: принцип независимости (если несколько полей, то каждое поле существует независимо от другого), принцип суперпозиции (наложение) - поля не искажают друг друга.

    9. Существует около заряженного тела, частиц. Вокруг любого заряженного тела существует свое электрическое поле.

    10. Обнаруживается поле по воздействию некоторой силы на свободно подвешенное заряженное тело, это сила называется электрической.

    § 3 Силовые линии электрического поля

    Чтобы графически представить поле и выяснить его направление распространения, необходимо воспользоваться методом силовых линий.

    Для этого проведём опыт.

    Возьмём два металлических шара на пластмассовых подставках, а также иглу, тоже укреплённую на подставке. Расположим шары на расстоянии 40-50 см друг от друга, а между ними - подставку с иглой. Уравновесим на ней сухую деревянную щепку. Как видно, шары имеют разные знаки зарядов, увидим, что щепка развернется так, чтобы находиться на прямой, соединяющей шары (см. верхнюю часть рисунка).

    Если располагать щепку в разные положения около шаров (см. рис.), заметим, что она займет положение на проведенных мысленно дугообразных линиях, соединяющих шары; именно так выглядят силовые линии электрического поля.

    Продемонстрируем интересный случай: имеются заряженные тела. Поместим над ними стекло, а на поверхность стекла насыпаем мелко нарезанные волоски. Под действием поля они начинают ориентироваться интересным образом, возникает «картина», показывающая расположение тел. (см. рисунки ниже). Слева и справа они ориентированы вокруг положительно и отрицательно заряженных частиц, а в центральной части - вокруг разноимённо заряженных шаров.

    Силовые линии изображают более «частыми» линиями там, где обнаруживается больший по величине электрический заряд, а значит, и большая электрическая сила при воздействия данного поля на тело. Модель силовых линий показывает величину силы и направление действия поля на помещенные в поле тела, частицы.

    Существует прибор, с помощью которого можно выяснить величину и знак заряда, что является важным в электрических явлениях. Также электрическое поле «связано» с зарядом. Когда заряд перемещается в другую сторону, то поле мгновенно следует за ним.

    Список использованной литературы:

    1. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2010.
    2. Физика 7-9. Учебник. И.В. Кривченко.
    3. Физика. Справочник. О.Ф. Кабардин. - М.:АСТ-ПРЕСС, 2010.

    Слайд 2

    Электроскоп

  • Слайд 3

    материя вещество поле твердое состояние жидкое состояние газообразное состояние плазма электрическое магнитное гравитационное ядерное

    Слайд 4

    Сравнение свойств поля и вещества

    вещество 1. Непроницаемо 2. Имеет объём и форму 3. Ощущается визуально и тактильно поле 1. Взаимопроницаемо 2. Не ограничено в пространстве 3. Не воспринимается органами чувств

    Слайд 5

    Свойства электрического поля

    1. Существует вокруг заряженных тел 2. Невидимо, определяется по действию и с помощью приборов 3. Изображается с помощью силовых линий 4. Линии указывают направление действия силы, действующей со стороны поля на помещенную в него положительно заряженную частицу.

    Слайд 6

    Каким зарядом обладают шарики?

  • Слайд 7

    Подсчитай…

    Сколько избыточных электронов содержится в теле с зарядом 4,8·10-16 Кл? Одинаковые металлические шарики с зарядами -7q и 11q привели в соприкосновение и раздвинули на прежнее расстояние. Каковы стали заряды шариков? 3.Если в теле не достает пяти электронов то чему равен знак и модуль заряда на нем?

    Слайд 8

    Проверь себя:

    1. Одинаковые металлические шарики с зарядом 7еи 15е привели в соприкосновение, затем раздвинули на прежнее расстояние. Каким стал заряд шариков? 2. Можно ли сказать, что заряд системы складывается из зарядов тел, входящих в эту систему? 3.Как называется процесс, приводящий к появлению зарядов на теле? 4. Каково строение атома Резерфорда?

    Слайд 9

    5.Если тело электрически нейтрально, означает ли это, что оно не содержит электрических зарядов? 6.Если в замкнутой системе число зарядов уменьшилось, означает ли это, что заряд всей системы уменьшился? 7.Как взаимодействуют разноимённые заряды? 8.Сколько видов зарядов содержит атом золота? 9.Каково строение атома Томсона?

    Посмотреть все слайды