Сообщение на тему художественное стекло. Художественное стекло. Изготовление изделий из художественного стекла

Стекло уникальному материалу присущи декоративные свойства: способность формироваться в любой самой сложной форме, воспринимать изумительные по чистоте, глубине и нежности цвета, передавать неподражаемую игру света, цветами радуги. Эти художественные достоинства в соединении со свойствами долговечности были использованы народами всех времен для создания художественных памятников, отражающих особенности культуры различных исторических эпох

Н.Н. Качалов утверждает, что « ...применение стекла в области изобразительного искусства было его основным назначением».

Замечательные свойства стекла обусловили существование особой группы изделий, объединенной общим названием «художественное стекло». Наряду с художественной стеклянной посудой из стекла сюда можно отнести очень широкий ассортимент изделий, используемых в строительстве, архитектуре и скульптуре:

* декоративные отделочные и облицовочные материалы и изделия;

* элементы декоративной отделки зданий -- карнизы, детали колонн, перила;

* особенно эффективно применение цветных стекол в витражах;

* очень большая группа изделий художественного стекла-- барельефы, монументальные вазы и светильники, торшеры;

* монументальная стеклянная скульптура;

* художественная мозаичная живопись из стекла в архитектуре общественных.

В развитии художественного стекла и его практическом внедрении огромная роль М.В. Ломоносова -- основоположника научного стеклоизделия, много сил вложившего в разработку цветного стекла и его применение в мозаичной живописи, а также профессора, док тора технических наук Н.Н. Качалова и скульптора, народного художника СССР В.И. Мухиной.

Рассмотрим применение различных видов художественного стекла в архитектурно-декоративной отделке интерьеров общественных зданий -метро, театров, храмов и т.п.

Художественно-декоративное стекло в архитектурной отделке внутренних интерьеров.

Изготовление из стекла различных архитектурных деталей и предметов убранства интерьеров культурных и общественных зданий, особенно таких, как станции метро, театры, дворцы и т.п. -убедительный пример применения стекла в качестве отделочного декоративного материала в строительстве. Для этого может быть использовано как обычное стекло, так и хрустальное бесцветное и цветное. Такие детали из стекла и готовые изделия изготавливаются различными методами, применяемыми в стеклоделии -- горячим формованием, выдуванием, прессованием и даже обточкой на токарном станке.

Н.Н. Качалов приводит различные примеры применения таких изделий в качестве художественно-декоративных: монолитные балясины лестничных перил, а также стеклянные колонны из хрусталя станции «Автово» Ленинградского метрополитена из разноцветного прозрачного стекла.

Витражи - один из видов архитектурных форм. Различные витражи с применением стекла по типу их изготовления можно разделить на 4 основные группы:

* паечные витражи из листового стекла на гибкой металлической основе;

* витражи из объемных многослойных стекол на бетонной ос нове;

* витражи из листового крупноразмерного стекла в качестве ос новы для нанесения художественного изображения;

* смешанные витражи.

Классический пример - витраж на свинцовой пайке, в котором по заданному рисунку располагают куски цветного стекла разной формы. По торцам стекла огибают свинцовым профилем, который в отдельных местах сваривают, превращая разрозненные куски стекла в плоский лист -- цветную картину.

Прозрачные листы стекла превращают в витражи путем нанесения матового рисунка абразивными инструментами или с помощью химического травления. Применяя серебряные и медные пасты ионы серебра и меди диффундируют из паст в поверхностный слой стекла, окрашивая его в цвета: желтый (серебряная паста) или светло-желтый, черный и красный (медная паста). Высокохудожественные витражи, относящиеся к живописным. Пример удачного применения витража в декоративном оформлении огромного пространства общественного сооружения - витраж 1станции метро «Новослободская» (г. Москва).

Мозаичная живопись из смальты в декорировании парадных сооружений.

Смальта -- цветное непрозрачное стекло в виде небольших (1...2 см2) кубиков и пластинок, применяемое для мозаичных работ. Смальты -- по составу обычные силикатные непрозрачные цветные стекла, отличающиеся широкой гаммой цветов. В мозаической мастерской Академии художеств СССР хранилось 15 тыс. сортов смальты различных цветов, а в Риме, в «панской» мастерской, -- до 25 тыс.).

В России впервые смальты выплавлялись М.В. Ломоносовым на Усть-Рудницкой стекольной фабрике. Им же в 1751 г. был раскрыт секрет изготовления золотого рубина, утраченного после смерти Кункеля -- его первооткрывателя.

Мозаика широко использовалась в декоративном оформлении римских церквей в XII в., в изображении святых, в религиозных картинах в храмах и достигла своего расцвета в Византийской империи. М.В. Ломоносов возродил это древнее искусство и широко использовал смальты в живописном искусстве. Всем известны его картины «Полтавская битва», «Петр I» . Мозаичная живопись на основе смальт была широко использована в строительстве станций метрополитена в Москве примером является станция комсомольская.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛО

ХУДО́ЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛО́, изделия из неорганического стекла, как монументальные (витражи и мозаика, архитектурные детали, мебель), так и относительно мелкие (посуда, разнообразные украшения). Изделия из стекла изготовляют выдуванием, прессованием и отливкой. В основном используется силикатное стекло, но распространены и другие виды, например, фосфатное, с помощью которого имитируют дорогое богемское стекло.
Стекло Древнего Востока
Родиной стекла считается Египет (4000 лет до н. э.), хотя при раскопках в Месопотамии находят фрагменты стеклянных изделий примерно на 500 лет и более ранние. Но именно в Египте, где изготавливались чаши, небольшие вазы, блюда, бусы, серьги, браслеты, печати, амулеты в основном зелено-бирюзовой гаммы, стеклоделие древнего мира достигло своего расцвета. Из стеклянной пасты делали вставки в изделия из золота и бронзы. Такое непрозрачное стекло изготавливалось путем прессования в открытых глиняных формах или путем навивания стеклянной массы на палочку. Египетское стекло было предметом экспорта на многие территории, а бусы, видимо, играли роль своего рода «международной валюты», их находят даже на местах расселения славян.
В эпоху царствования династии Птолемеев (см. ПТОЛЕМЕИ) (4-1 века до н. э.) египетское стекло достигло своего наивысшего расцвета.
В Финикии из стекла делали украшения и стеклянные скульптурные маски.
В 9 веке до н. э. изделиями из стекла славились мастера Сирии.
Стекло Греции и Рима
Греческие мастера сделали следующий и очень важный шаг в развитии искусства стеклоделия: они нашли способ свободного выдувания стекла с помощью трубки. Греческие сосуды известны в основном во фрагментах. Редчайшие находки из Таврии (Крыма) хранятся в Эрмитаже.
Римляне уже производили сложные изделия с налепным и инкрустированным декором, так называемое стекло-камея. Ярчайшим образцом такого сосуда является знаменитая Портлендская ваза (см. ПОРТЛЕНДСКАЯ ВАЗА) из синего непрозрачного стекла с белым рельефным узором на тему мифа о Пелее (см. ПЕЛЕЙ) и Фетиде (см. ФЕТИДА) . Эта ваза (1 век н. э.), хранящаяся в Британском музее, позднее, в 18 веке, породила волну подражаний, как в стекле, так и в керамике (в частности, знаменита копия Дж. Веджвуда (см. ВЕДЖВУД Джозайя) ). Римлянам удалось освоить изготовление сложных изогнутых форм, к сосудам они приделывали ручки. Известно римлянам было и производство хрусталя (см. ХРУСТАЛЬ) (стекла с солями свинца), впоследствии заново открытое европейцами уже в 18 веке.
Стекло в Средние века
Из Рима, примерно, к 6 веку н. э. центр изготовления высокохудожественных изделий из стекла переместился в Византию. Особенно процветало здесь изготовление смальты (см. СМАЛЬТА) , а также непрозрачных цветных сосудов и флаконов для благовоний. Изготовленные из смальты витражи, использовавшиеся для украшения в основном церковных зданий, оказали сильное влияние на западноевропейскую готику (см. ГОТИКА) .
Еще заметнее расширилась в Византии цветовая гамма стекла. Его яркие, чистые насыщенные краски сохранили до сих пор свою первозданную сочность.
В 7 веке мощная волна арабских завоевателей впитала многие достижения народов греко-римской культуры. Арабские правители, стремившиеся к наивысшей роскоши, поощряли высокий художественный уровень декоративно-прикладного искусства. В Египте времен арабского господства появляется новый вид стекла - люстровое. Живопись по стеклу серебряными пигментами при коричневато-золотистой гамме стекла создает эффект таинственного мерцания.
В Сирии в 12-14 веках создаются изделия, которые в Европе обобщенно называют дамасским стеклом, включая сюда все изделия производства исламских государств. Для них характерно наложение эмалей на стеклянную основу.
В Европе производство стеклянных изделий уже с 7 века развивалось в Венеции. С последней четверти 10 века здесь выделывают сосуды простых и вместе с тем изящных форм. В 1291 все стеклянное производство было сосредоточено на острове Мурано и объявлено секретным. Мастера при щедрой оплате их труда с этого времени находились фактически в заточении вместе с членами семей. В эпоху крестовых походов венецианское стекло (см. ВЕНЕЦИАНСКОЕ СТЕКЛО) испытало огромное влияние технологий Востока.
Ренессанс и Новое время
Со второй половины 15 века в Венеции наряду с цветным, молочным и зеркальным стеклом появилось кристальное стекло, то есть высококачественное бесцветное стекло без огранки, не содержащее свинца, хотя в обиходе его часто называют хрусталем. Доминирование Венеции в производстве стекла (и зеркал) продолжалось почти до 17 века. Мастера с острова Мурано приглашались ко многим дворам Европы, и постепенно венецианские секреты оказались раскрытыми. Природные условия Богемии (особый состав воды и песка) способствовали появлению здесь твердого кальцинированного стекла с толстыми стенками, украшавшегося гравировкой, изобретенной К. Леманом - придворным мастером знаменитого императора Рудольфа II (см. РУДОЛЬФ II Габсбург) . Распространенным приемом богемских мастеров было золочение в сочетании с гравировкой. Из богемского стекла возникли три основные ветви: немецкое, австрийское и чешское стекло. Производились не только сосуды, но и канделябры, люстры, искусственные украшения, пуговицы. В Потсдаме в 1676 был открыт секрет производства рубинового стекла (добавка хлорида золота).
В Англии в 1770-х годах началось производство стекла с добавкой солей свинца - хрусталя, лидского хрусталя, его называют также «английским стеклом». Обработка хрусталя алмазной гранью создала эффект преломления света. Англичане в 17-18 веках близко познакомились также с индийским стеклом этого периода, которое по правящей династии называют стеклом Великих Моголов (см. ВЕЛИКИЕ МОГОЛЫ) . В декоре этих изделий преобладают арабески (см. АРАБЕСКА (орнамент)) , цветочные и геометрические мотивы. Они оказали некоторое влияние на декор чисто английских изделий.
Во Франции на протяжении 16-18 веков работали венецианские и местные мастера в очень близкой к венецианцам манере, которая называлась «венецианский фасон».
Венецианская манера как нельзя лучше устраивала мастеров и потребителей эпохи рококо (см. РОКОКО) , но ампир (см. АМПИР) потребовал нового стиля. Во Франции началось производство хрустальных изделий с гравировкой, отделкой золотом и гравированными рисунками. В 1816 в городе Баккара, на фабрике, до того выпускавшей простые обиходные изделия, начался выпуск хрусталя, получившего название «баккара» (см. БАККАРА) . Во Франции славятся также изделия завода Сен-Клу.
Стекло в 19 веке
Во Франции наряду с баккара и другим хрусталем в Баккара, Сен-Клу и Крезо с 1810 по 1890 выпускались изделия из опалового стекла, по-новому продолжившие венецианскую традицию молочного стекла. В ранний период в изделиях варьировались оттенки голубого, желтого и розового цветов (последний не встречается позже 1840). Мастера разных стран соревнуются между собой, особенно ревниво отслеживаются новинки богемского производства. Цвет голубого неба, появившийся в изделиях 1835 в Чехии, с 1843 присутствовал в изделиях Баккара и Сен-Клу, быстро была подхвачена техника украшения в виде рисовых зерен. Насыщенный ультрамарин появляется в 1845-50 годах. Двойной цвет (бело-голубой) встречается в изделиях фабрики Баккара в 1845-50 годах. А вот пурпурное стекло выпускалось в небольших количествах на фабрике Берси в Париже и только в 1828. По оттенку зеленого узнается хронология изделий: яркий оттенок незрелого миндаля в 1825-30 годах переходит в более нежные цвета весенних листочков поздних выпусков. С 1840 из опалового стекла делают копии китайских и японских фарфоровых изделий.
В эпоху классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) во всей Европе, в том числе и в России, из стекла делают элементы внутреннего убранства в классическом стиле.
Для выпусков знаменитых предприятий второй половины 19 века характерен интерес к повторению старых, проверенных временем фасонов. Для многих изделий конца 19 века характерна эклектичность форм.
Модерн и двадцатый век
Стекло оказалось удивительно созвучно поискам художников рубежа 19-20 веков. Этот пластичный материал легко принимал любую форму и цвет и был сравнительно недорог. К стеклу обращаются многие дизайнеры и архитекторы (во Франции Э. Галле (см. ГАЛЛЕ Эмиль) , братья Дом, Э. Руссо, в Австрии Й. Хоффман, в США Л. К. Тиффани (см. ТИФФАНИ (фирма)) ). Тиффани изобрел новое радужное стекло (стекло фавриль), из которого делал лампы и сосуды. Также характерна для его работ роспись люстром и эмалями.
Изделия этих художников часто многослойны, отличаются тонкими нюансами цветовых сочетаний, техника их декорирования усложнена, но не избыточна. Широко используются стилизованные природные формы.
Из мастеров первой трети 20 века можно выделить изделия Рене Лалика (см. ЛАЛИК Рене) (Франция), которому удалось создать свою фабрику, где выпуск изделий в стиле Лалика был продолжен его сыном после смерти отца.
Для современного художественного стекла характерно в первую очередь обыгрывание его фактуры. В целом процветает необыкновенное разнообразие техник и стилевых тенденций. Стеклом занимаются многие мастера, создающие не только изделия, имеющие некоторое практическое применение, но и необычного вида скульптуры, инсталляции, парадоксальные композиции и все то, что отличает современное авторское стекло.
Стекло в России
Долгие годы считалось, что на Руси собственного стекольного производства не было до 17 в., а стеклянные изделия попадали на Русь торговыми путями, однако это не так. Первые данные об изготовлении стекла в домонгольской Руси были получены в конце 19 в. в результате раскопок под Овручем, на Украине, где обнаружили следы стекольного производства, осколки битых бус и браслетов. В результате раскопок, производимых в начале 20 в. в Киеве, были обнаружены остатки стеклодельной мастерской 11 в. в районе Десятинной церкви, а также близ Киево-Печерской лавры. Сохранились остатки горнов и куски разноцветной смальты. Одной из интереснейших находок были куски свинца. Его киевские мастера добавляли для легкоплавкости в мозаичное стекло, а также в бусы, браслеты и в посудное стекло. Изделия из калиево-свинцовых стекол встречены при раскопках в Киеве, Минске, Смоленске, Вышгороде, Новгороде, Костроме, Галиче и др. Древним мастерам известно было четыре способа изготовления стекла: прессование, вытягивание, литье, выдувание.
Татаро-монгольское нашествие почти на три столетия остановило развитие культуры славянских народов. Погибли многие ремесла, в том числе и стеклоделие. Вновь оно возрождается на Руси только в середине 17 в. В 1635 шведом Елисеем (Юлием) Койетом на пустоши Духанино в Дмитровском уезде был построен стекольный завод. В грамоте, полученной от царя Михаила Федоровича, говорилось: «...пушечного и рудознатного дела мастера Елисея Койета пожаловали, в нашем Московском государстве скляничное дело делать велели». На заводе работали мастера, вывезенные из Литвы. Завод выпускал посуду для аптекарского приказа. Царская аптекарская посуда представляла собой высокохудожественные изделия из цветного стекла (в основном темного, чаще коричневого тона), покрытые росписью золотом и серебром.
Вслед за Духанинским был открыт казенный завод в Измайлове (1669-1710). Здесь наряду с иноземцами работали и русские мастера, которые осваивали основные приемы европейского стеклоделия. На Измайловском заводе получили развитие две основные школы стеклоделия эпохи барокко (см. БАРОККО) . Одна из них вела начало от венецианских мастеров, работавших в технике свободного выдувания (гутной), другая продолжала традиции богемских резчиков стекла. В ассортименте, кроме аптекарской посуды, были рюмки, чарки, ставики, сулейки, братины, суды и др. Редчайшими являются «потешные кубки», выполненные Андреем Лериным. Его приемами широко пользовались народные мастера на протяжении всего 18 в., особенно при изготовлении различных фигурных сосудов в виде коней, медведей, птиц. Для царя Алексея Михайловича (см. АЛЕКСЕЙ Михайлович) изготовлялись хрустальные стаканы и рюмки с печатями. Характерным орнаментом для стаканов с гравировкой был бегущий олень на фоне архитектурного пейзажа - на манер работ богемских мастеров, но в отличие от чешского стекла измайловское было легким и тонким. Использовалось стекло бесцветное и зеленое. Изделия Измайловского завода можно было купить в московском Гостином дворе.
Почти одновременно с Измайловским в Богородском уезде был устроен третий стеклозавод, Черноголовский. Завод был небольшой и выпускал незначительное количество изделий. В 1690-х гг. предприняли еще одну попытку создать стеклозавод – на этот раз по инициативе Петра I – у Тайницких ворот Московского Кремля (см. КРЕМЛЬ Московский) , но там дело не пошло.
Начало 18 в. можно назвать периодом подъема стеклоделия. Важной вехой его развития в России явилось открытие стекольного завода на Воробьевых горах под Москвой, построенного также по инициативе Петра I. В 1706 завод уже работал. Основными видами продукции Воробьевского завода были литые зеркала и зажигательные стекла. Стекло варилось, затем выливалось на медную доску, прокатывалось медным катком, шлифовалось, полировалось и под него подводилась амальгама (см. АМАЛЬГАМА) . При этом размеры зеркал были самыми большими в Европе того времени: до 2,75 на 1,68 м. В 1730-х годах завод был переведен в г. Ямбург, затем, в 1768, – в село Назью Шлиссельбургского уезда, а в 1779 – в Санкт-Петербург и подчинен непосредственно кабинету Ее Императорского Величества. Помимо зеркал завод производил и хрустальную посуду для нужд двора.
В 1710 близ г. Ямбурга (д. Таблино) князь А. Д. Меншиков (см. МЕНШИКОВ Александр Данилович) учредил два стеклозавода. На заводах, соединенных вскоре в один под названием Ямбургский, работал 91 человек. Мастера были русские. Особо выделялись Василий Пивоваров и Дементий Войлоков. Они стали основоположниками русской школы гравирования. Гравировку производили с помощью станка с медным колесом размером с булавочную головку. На заводе изготавливали зеркальное и оконное стекло, посуду со шлифовкой и гравировкой. Использовались темы: геральдика, вензеля эпохи Петра I, события Северной войны; в орнаменте - крупные листья, напоминающие размах крыльев бабочки, маргаритки. Продукция Ямбургского завода отличалась слегка желтоватым оттенком. Завод просуществовал до 1735.
В 1738 на Фонтанке в Петербурге был образован новый завод, куда перевели мастеров с Ямбургского производства. Резную мастерскую возглавили Пивоваров и Дементьев, с их именами связан расцвет национальной школы гравированного стекла. На заводе изготавливали большие кубки с портретами Елизаветы Петровны (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна) и Екатерины I (см. ЕКАТЕРИНА I) , гербами и вензелями, архитектурными пейзажами, сложными аллегорическими композициями. Декоративность гравировок усиливалась чернением, золочением, цветными эмалями. Этот завод просуществовал до 1774 и затем, видимо, был объединен с заводом, подчиненным кабинету Ее Императорского Величества.
В 18 в. были основаны частные стеклозаводы в Орловской, Брянской, Калужской и Владимирской губерниях. На изделиях этих заводов (обязательным ассортиментом были штофы, кувшины, бочонки, бутыли) очень редко встречаются клейма, которые могли бы подсказать их принадлежность.
Под Москвой было основано пять частных стеклозаводов, один из них – купцами Аксеновым и Дружининым, которые взяли себе в компаньоны Орловского купца Василия Мальцова. Вскоре компаньоны умерли и, начиная с 1734, Василий Мальцов (см. МАЛЬЦОВЫ) стал единственным владельцем завода.
Развитие стекольного дела в России в первой половине 18 в. повлекло за собой уничтожение значительной части лесов - лес шел на дрова и стеклозолу. Опасность пожаров вблизи заводов была велика, в связи с этим в 1747 был выпущен указ Сената, запрещавший строить винокуренные и стекольные заводы в радиусе 200 верст от Москвы, в 1754 указ повторили, однако Мальцовы ему не подчинились. К тому времени их посудой уже сервировался царский стол, и императрице Елизавете Петровне пришлось лично трижды делать внушение заводовладельцам. Мальцовы, подчиняясь указу, разделили завод и одну из частей перевели сначала в Орловскую губернию, а затем в село Дятьково (см. ДЯТЬКОВО) , а другую - во Владимирскую губернию на р. Гусь. Дятьковский завод стал вторым центром стеклоделия, а первым - завод, поставленный на р. Гусь. К концу 18 в. в руках семейства Мальцовых было сосредоточено уже 15 стекольных заводов. Ассортимент изделий был необычайно широк – от дворцовых хрустальных сервизов до обычных бытовых стаканов с незатейливой гравировкой, выпускались также кувшины, штофы, бутыли, кружки, графины, рюмки. Распространенной была фигурная посуда – графины и бутыли в форме птиц и зверей из зеленого, бесцветного, полупрозрачного стекла. Традиция изготовления «потешных вещиц» прослеживается на всем пути развития завода в Гусь-Хрустальном (см. ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ) и не исчезает и тогда, когда завод стал специализироваться на выпуске дорогой хрустальной посуды. В 1857 заводу было разрешено изображать на своих изделиях государственный герб.
В 1748 появляется завод Немчиновых в Дорогобужском уезде. Они получили право, вторыми после Мальцовых, изготавливать посуду к царскому столу. Все немчиновские граверы были крепостными, а стекло гравировалось только на заказ.
В 1764 А. Бахметьев создает крупный завод по производству хрусталя. В конце 18 в. один из заводов Калужской губернии был передан гр. Орлову. Завод выпускал стопки, бокалы и т. д. Использовался орнамент, так называемая «англицкая рисовка», - цветы на провисшей нити. Характерные цветы – тюльпаны, гвоздики, розы. На протяжении 17-18 вв. в России было основано 86 стекольных заводов, к 1804 их количество дошло уже до 114.
В последней трети 18 в. в изготовлении художественных стеклянных изделий стал преобладать стиль классицизм (см. КЛАССИЦИЗМ) . Значительно расширился их ассортимент, появились первые винные наборы, состоящие из графинов и рюмок. Из стекла стали делать масленки, супницы, кашпо, судки для специй, флаконы для духов, табакерки и т. д. Внутренние покои дворцов стали украшать стеклянными вазами, канделябрами, люстрами, зеркалами. Цветными стеклами нередко облицовывали стены. Помимо ранее известного бутылочно-зеленого и бесцветного стекла, появилось и цветное - красное, зеленое, синее, фиолетовое, молочное. Несмотря на то, что русские мастера научились варить цветное стекло еще в начале 18 в., его широкое использование приходится на последнюю треть 18 в., в основном, благодаря разработкам М. В. Ломоносова (см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич) . Цветное стекло в сочетании с золоченой бронзой широко использовалось для осветительных приборов. Бесцветное стекло с золотой и серебряной росписью выпускалось, главным образом, Императорским (получил статус в 1792) и Бахметьевским заводами. Их изделия отличаются друг от друга лишь тем, что в Бахметьевском стекле позолота чаще сочетается с серебрением и прозрачными эмалями.
Первая треть 19 в. считается временем расцвета русского художественного стеклоделия. Впервые стали привлекаться к руководству и работе профессиональные художники: А. Н. Воронихин (см. ВОРОНИХИН Андрей Никифорович) , Тома де Томон (см. ТОМА ДЕ ТОМОН Жан) , К. И. Росси (см. РОССИ Карл Иванович) , И. Иванов на Императорском заводе разрабатывали эскизы парадных сервизов, ваз, настольных украшений, многие из которых предназначались для украшения царских резиденций. Все художественные изделия этого времени изготавливались, главным образом, из нового, только что освоенного 6есцветного свинцового хрусталя (см. ХРУСТАЛЬ) с алмазной гранью.
Новый метод обработки стекла – «алмазную грань» – назвали так по способу обработки клиновидными врезами, напоминающими огранку камней. Хрусталь обрамлялся серебром, часто золоченым. Основные сюжеты этого времени – события 1812, герои войны 1812.
Для ампира (см. АМПИР) характерно использование крупных архитектурных деталей, оформление интерьеров из стекла, в моду вошли парадные хрустальные сервизы. (см. БИДЕРМЕЙЕР)
Бидермейер (см. БИДЕРМЕЙЕР) с его требованиями камерности, уюта вызвал поиски новых материалов. В большую моду вновь вошло цветное стекло. На Императорском заводе стали выпускаться сервизы, крупные вазы, канделябры, вмонтированные в золоченую бронзу и дополненные золоченым фарфором. Распространение получили также вазы с рисунком в «неогреческом» стиле. В 1856 на Императорском заводе появилось новое отделение – мозаичное (заслуга в открытии состава смальт (см. СМАЛЬТА) принадлежит еще М. В. Ломоносову). Основные цвета смальты: красный, синий, белый, золотой. Тема мозаичных панно: народные сюжеты.
На Бахметьевском и Орловском заводах изготавливались более скромные изделия, нередко использовалось сочетание цветного и бесцветного стекла, алмазной грани и позолоты с серебрением.
К середине 19 в. производство стекла приобретает индустриальный характер. Расширилась палитра цветного стекла. В 1840-х годах начинается производство темно-вишневого «медного рубина» и уранового стекла двух видов – «зеленого» и «желтого». Повсеместно распространяются непрозрачные «глушеные» стекла, напоминающие бирюзу, яшмы, лазурит и т. д. На Дятьковском заводе с 1849 делаются вазы и графины «мозаической работы». Дальнейшее развитие получает техника нацвета. Только теперь употребляют как два, так и три слоя стекла. Среди стилистического разнообразия середины 19 в. наиболее устойчивыми были стили неоготический и рококо (см. РОКОКО) , которые особенно четко проявлялись в изделиях Императорского завода. Провинциальное же стеклоделие практически не знало четкой стилистической ориентации. Здесь мастера шли больше от материала, техники, функциональности, и потому их работы были более цельными и ясными. В это время наблюдается возврат к свободным живым формам, к цветочному орнаменту, разбросанному по поверхности предметов, чаще всего выполненных из цветного стекла. Начиная с 1870-х годов, значительно увеличивается объем производства хрусталя с обильной алмазной гранью. Возрастает интерес к гравированному стеклу. Первенство в его производстве и качестве принадлежало Дятьковскому заводу. Мастера модерна (см. МОДЕРН) в поисках национального стиля украшали стекло и хрусталь русским орнаментом, более характерным для деревянных вещей.
В последней четверти 19 в. на изделиях появляется маркировка.
На Императорском и Гусевском заводах изготавливались уникальные произведения, выполненные в манере Галле (см. ГАЛЛЕ Эмиль) .
Советское стекло как самостоятельное художественное явление заявило о себе лишь в конце 1930-х годов. До этого считалось достаточным обеспечение страны обычным сортовым стеклом. В 1934 выходит указ Советского правительства о необходимости восстановления производства высокосортной столовой и хрустальной посуды. И выпуском такой посуды начинают заниматься Гусевский, Дятьковский и некоторые другие заводы. Постепенно начинают вспоминать все известные до революции методы обработки стекла – цветное стекло, алмазную грань, венецианскую нить, разрабатываются некоторые новые методы. Важная роль в возрождении отечественного художественного стеклоделия принадлежит экспериментальной лаборатории, основанной при Ленинградской зеркальной фабрике, руководила лабораторией известный скульптор Вера Мухина (см. МУХИНА Вера Игнатьевна) . За короткий срок было создано более трехсот новых образцов изделий, многие из них были взяты за основу крупными стекольными предприятиями России и выпускаются до сих пор. Дальнейшему развитию стеклоделия помешала Великая Отечественная война 1941. После войны основная роль в возрождении отечественного стеклоделия принадлежит Ленинградскому заводу художественного стекла, образованному на базе лаборатории Мухиной. На заводе осваивается производство сульфид-цинковых стекол, дающих широкую палитру цветов и оттенков: желтых, зеленых, бирюзовых, синих и т. д. Институт стекловолокна в Гусь-Хрустальном разрабатывает метод отделки посуды цветными нитями стеклоткани, сходный с венецианскими нитями. И, наконец, на Гусевском заводе осваивается крашение хрусталя редкоземельными элементами. Хрусталь может быть уже нежных цветов – от светло-лилового до бледно-голубого (долгое время секрет такой окраски был монополией одной из чехословацких фирм).
Советские и российские мастера художественного авторского стекла занимают достойные места в мире. Однако общий упадок промышленности в результате реформ 1990-х годов сказывается и на выпуске массовых изделий.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛО" в других словарях:

    Искусственный материал, обычно прозрачный, хрупкий, в расплавленном состоянии легко поддающийся формовке; художественное стекло включает витражи, смальтовые мозаики, художественные сосуды, архитектурные детали, декоративные композиции,… … Художественная энциклопедия

    СТЕКЛО НЕОРГАНИЧЕСКОЕ, квазиаморфное твердое вещество, у которого при наличии ближнего порядка (см. БЛИЖНИЙ ПОРЯДОК) отсутствует дальний порядок (см. ДАЛЬНИЙ ПОРЯДОК И БЛИЖНИЙ ПОРЯДОК) в расположении частиц. В современном понимании понятие… … Энциклопедический словарь

Русское художественное стекло

История русского художественного стекла на­чинается в эпоху Киевской Руси, когда во многих древнерусских городах появились первые мастер­ские, изготовляющие смальты для мозаик и не­хитрые женские украшения - бусы, браслеты, кольца. Эта традиция была прервана во время монголо-татарского нашествия. И потому в XVII веке, когда возникла потребность в стекле, при­ шлось обращаться к опыту европейских масте­ ров.

Важная роль в процессе становления русского художественного стеклоделия выпала на долю Из­ майловского завода, основанного в 1668 году. Ря­ дом с иноземцами на заводе работали и русские мастера, которые творчески осваивали передовой опыт европейского стеклоделия. Здесь получили развитие две основные школы эпохи барокко. Од­на из них ведет начало от венецианских мастеров, работавших в технике свободного выдувания (гут ной), другая продолжает традиции богемских рез­чиков стекла. Гутная техника довольно рано была освоена русскими мастерами, многие из которых впоследствии основали свои собственные пред­ приятия. Гравировка еще некоторое время остава­лась привилегией иноземных мастеров и только в XVIII веке получила развитие на ведущих сте­кольных заводах страны.

Редчайшими являются "потешные кубики" Измайловского завода, выполненные Андреем Ле риным. Его приемами широко пользовались на­ родные мастера на протяжении всего XVIII века, особенно при изготовлении различных сосудов в виде коней, медведей, птиц.

На протяжении XVII - XVIII столетий в России было основано 86 стекольных заводов, некоторые из них существуют и поныне (Гусевский, Дять ковский). Большинство заводов, основанных в XVII - XVIII веках, изготовляли оконное стекло и гутные изделия простых форм из бутылочного зе­леного стекла - штофы, бутылки, кувшины. Мно­ гие из них стали произведениями народного ис­ кусства, после того как были расписаны эмалью в специальной мастерской. Здесь и библейские сю­ жеты (Иосиф Прекрасный, Адам и Ева), и истори­ческие (Гангутское сражение), и тема праздника, и п ышные растительные орнаменты в сочетании с анималистическими изображениями.

Русское художественное стекло 17 - 19 вв.

В первой половине XVIII века в России сфор­ мировались три основных центра гравировки по стеклу. Ведущим был Петербург. Коллекция пе­ тербургского гравированного стекла начинается со скромных, еще ученических работ начала XVIII века и заканчивается виртуозными работа­ ми петербургских граверов конца XVIII века. Все работы выполнены в стилистике русского вариан­та барокко. Большое распространение получили кубики с изображением российского двуглавого орла, вензелями и портретами монархов. В сере­ дине столетия появляется также значительное число кубиков с изображениями парадов, охотни­чьих и пасторальных сцен на фоне архитектурно­ го пейзажа.

Провинциальные центры гравировки пред­ ставлены в коллекции произведениями мастеров заводов Мальцовых и Немчиновых. Особенно про­ цветающим было семейство Мальцовых, глава ко­торого Василий Мальцов в 1730 году стал владель­ цем небольшого завода в Можайском уезде. К кон­ цу столетия в руках этого семейства уже было со­ средоточено 15 стекольных заводов. Мальцовское гравированное стекло было рассчитано на средние слои русского народа - купечество, чиновников. Поэтому в его орнаментации барочные принципы и проблематика оказались преломленными через призму народного восприятия. Очень часты на мальцовском стекле дарственные надписи. Обра­щались мастера и к "галантному" сюжету, но в их интерпретации он получил лубочную окраску.

Аналогичным по своей художественной на­ правленности было стекло заводов Немчиновых, которым в третьей четверти XVIII века принадле­жало несколько заводов в Смоленской губернии. Примечательно, что все немчиновские граверы были исключительно крепостными, а стекло гра­ вировалось только на заказ.

В последней трети XVIII века русское стекло­ делие развивается особенно быстрыми темпами. Растет число заводов, увеличиваются их размеры. Стеклоделие становится престижным занятием, и русская знать заводит у себя в имениях стеколь ные предприятия. Среди владельцев заводов изве­ стны князья Потемкин и Голицын, граф Орлов.

Лидирующую роль в производстве художест­ венного стекла сохраняет казенный завод, кото­ рый с 1792 года стал именоваться Императорским заводом. Его продукция была ориентирована главным образом на оформление придворного бы­ та. Не уступал ему по качеству изделий основан­ ный в 1764 году Никольско-Петровский завод по­мещика Бахметьева.

Облик художественного стекла последней тре­ ти XVIII века определяется стилистикой класси­цизма. В это время значительно расширился ас­ сортимент изделий, которые стали менее универ­сальными. Усложнилась сервировка стола, и на­ значение каждого предмета стало более ограни­ченным. Появляются первые винные наборы, со­ стоящие из графинов и рюмок. Из стекла делают­ ся масленки, супницы, кашпо, судки для специй, флаконы для духов, табакерки и т. д. Возрастает роль стекла в интерьере. Внутренние покои двор­цов украшаются вазами, канделябрами, люстра­ ми, стенниками, зеркалами, а также делаются вставки для мебели.

Существенные изменения происходят и в тех­нике изготовления стекла. Помимо ранее извест­ ного бутылочно-зеленого и бесцветного стекла по­ является и цветное (красное, зеленое, синее, фио­летовое, молочное). Несмотря на то, что русские мастера научились варить цветное стекло еще в начале XVIII века, его широкое использование приходится на последнюю треть XVIII века и во многом стимулировано разработками М. Ломоно­ сова.

Меняются и приемы декорирования стекла. Гравировка уступает место росписи золотом, сере­ бром, эмалями. Популярными в 70-80-х годах XVIII века было бесцветное стекло с тонкой роспи­ сью белой эмалью с пурпуром.

Оно во многом еще носит компромиссный ха­ рактер, так как его рокайльная сюжетика (боскет­ные группы) сочетается со строгой классической формой и трактовкой орнаментов.

Возрождаются забытые техники, такие как филигрань (венецианская нить). Она использует­ся как украшение ножек бокалов и рюмок, а ино­гда покрывает все тулово графинов. Бесцветное стекло с золотой и серебряной росписью выпуска­ ется главным образом Императорским и Бахметьевским заводами. Их изделия отличались друг от друга лишь тем, что в бахметьевском стекле более часто позолота сочетается с серебрением и про­ зрачными эмалями.

Изделия Императорского завода были более последовательны в стилистическом отношении, они более сдержаны по форме и орнаментации. Особенно эта разница ощутима в цветном стекле, палитра которого на Императорском заводе была значительно богаче, равно как и орнаментация. Здесь помимо вензелей, венков, гирлянд нередко можно увидеть мифологические композиции и пейзажи.

Цветное стекло широко использовалось в оформлении осветительных приборов - люстр, бра, канделябров, где оно сочеталось с золоченой бронзой. Большую роль в интерьере начинают иг­рать зеркала и рефлекторы, на поверхностях ко­ торых часто гравировались аллегорические фигу­ ры или персонажи итальянской комедии.

Русское стекло XIX века отличается чрезвы­ чайным разнообразием форм и декоративных приемов. В это время возрастают требования к ка­честву материала и постоянно совершенствуется технология его производства. Производство стек­ла приобретает все более промышленный харак­ тер. Значительно увеличивается число заводов. Если в начале XIX века в России было 114 заво­ дов, то в 1889 году их было уже 258, но только 57 из них выпускали "посудное стекло".

Первая треть XIX века по праву считается вре­менем расцвета русского художественного стекло­ делия. Впервые стали привлекаться к руководст­ву и работе профессиональные художники. На Императорском стекольном заводе А. Воронихин, Тома де Томон, К. Росси, И. Иванов разрабатыва­ли эскизы парадных сервизов, ваз, настольных украшений, которые отличались грандиозностью своих размеров и смелостью технического испол­ нения. Многие из них предназначались для укра­ шения царских резиденций. Все художественные произведения первой трети XIX века изготовля­ лись главным образом из нового, только что осво­ енного бесцветного свинцового хрусталя с алмаз­ной гранью. Строгие формы изделий, холодное мерцание грани геометрического характера наи­ более четко выражали эстетические принципы ампира. Очень часто хрустальные изделия монти­ровались в золоченую бронзу, которая также была излюбленным материалом этого стилистического направления.

Центральную роль в оформлении художест­ венного стекла первой трети XIX века занимает героическая тема войны 1812 года. Особенно ярко она выражена в первых хрустальных изделиях с молочными медальонами, в которых помещались портреты героев войны - Кутузова, Платова, Вит­генштейна. Исполнителями этих портретов были живописцы Императорского фарфорового завода П. Рокштуль и мастер Бахметьевского завода А. Вершинин. Героическая тематика получила так­ же отражение и в гравированном стекле. Это главным образом небольшие изделия: стаканы, бокалы, тарелки, на которых воспроизводились ка рикатуры И. Теребнева, И. Иванова, а несколько позже, в 1830-х годах, барельефы Ф. Толстого.

Цветное стекло в эпоху ампира употреблялось редко. Интерес к нему снова возник лишь во вто­рой четверти XIX века. На первой всероссийской выставке 1829 года отмечалось, что "цветные хру­стальные вещи, которые вышли из употребления, а ныне опять в большой моде, казались, как будто украшены сапфирами, изумрудами, топазами, рубинами чистейшей воды, особенно прелестны опаловые и резеопалиновые изделия". На той же выставке демонстрировались вазы "нового изоб­ ретения", выполненные из двухслойного стекла (бесцветного и золотого рубина), вмонтированные в золоченую бронзу.

Ампирные произведения Императорского за­ вода отличались чрезмерной пышностью. Харак­ терными были сервизы, крупные вазы, канделяб­ ры, вмонтированные в золоченую бронзу и допол­ ненные золоченым фарфором. Распространение получили также вазы с рисунком в "неогреческом стиле".

На Бахметьевском и Орловском заводах изго­ товлялись более скромные изделия, нередко ис­ пользовалось сочетание цветного и бесцветного стекла, алмазной грани и позолоты с серебрением. В росписи же растительные мотивы перемежают­ся с архитектурными видами самого разного ха­ рактера. Популярны в это время китайские сюже­ ты, которые то сохраняли верность первоисточни­ ку, то соединялись с чисто классицистическими мотивами.

К середине XIX столетия производство стекла приобретает индустриальный характер. Значи­ тельно возросли технические возможности стекло­ делия, расширилась палитра цветного стекла. В 1840-х годах начинается производство темно-виш­ невого "медного рубина" и уранового стекла двух видов - "зеленого" и "желтого". Повсеместно рас­пространяются непрозрачные "глушеные" стекла, напоминающие бирюзу, яшму, лазурит и т. д.

На Дятьковском заводе в 1849 году делаются вазы и графины "мозаичной работы". Дальнейшее развитие получает техника нацвета. Только упо­требляют как два, так и три слоя стекла.

Среди стилистического разнообразия 40-50-х годов XIX века наиболее устойчивыми были сти­ ли неоготический и рококо, которые особенно чет­ ко проявлялись в изделиях Императорского заво­ да.

Провинциальное же стеклоделие практически не знало четкой стилистической ориентации. Здесь мастера шли больше от материала, техники, функциональности и потому их работы были бо­ лее цельными и ясными.

В это время наблюдается возврат к свободным живым формам, к цветному орнаменту, разбро санному по поверхности предметов, чаще всего выполненных из цветного стекла. Интересно, что непосредственно готические и рокайльные моти­ вы в русском стекле использовались весьма редко и трактовались весьма широко.

В России второй половины XIX века ситуация в художественном стеклоделии осложнилась тем, что такие ведущие заводы, как Императорский и Бахметьевский, основанные не на коммерческой основе, становятся убыточными, их производство сокращается. Лидерство переходит к частным предприятиям, для которых требования рынка были определяющими.

Начиная с 1870-х годов значительно увеличи­ вается объем производства хрусталя с обильной алмазной гранью. Возрастает интерес к гравиро­ ванному стеклу. Первенство в его производстве и качестве принадлежало Дятьковскому заводу.

В это время с новой силой возрастает интерес к традиционному народному искусству, подража­ние которому вылилось в так называемый "рус­ ский стиль". Затронул он и стекло, которое часто стали декорировать полихромной эмалью, заим­ ствуя мотивы из вышивки, резьбы или росписи по дереву. На рубеже XIX - XX веков формируется новое стилистическое направление, получившее название в России "модерн". Однако в русском стекле он не получил сколько-нибудь самостоя­тельного развития. На Императорском и Гусев ском заводах изготовлялись уникальные произве­ дения, выполненные в манере известного фран­цузского художника Эмиля Галле.

Советское стекло, как самостоятельное худо­жественное явление, заявило о себе лишь в 40-е годы XX века. До этого на отечественных заводах выпускали лишь изделия, повторяющие дорево­ люционные образцы или обиходную посуду. Впер­ вые к стеклу, как к современному художественно­му материалу обратилась В. Мухина, по инициа­тиве которой в 1940 году была создана в Ленин­ граде экспериментальная художественная лабо­ ратория, призванная обеспечить стекольную про­мышленность новыми современными образцами. Лозунгом этого времени была новая образность, в основе которой лежала прежде всего функцио­ нальность форм, технологичность исполнения, чувство материала, ограниченность декора. Этим принципам советское стекло сохраняет верность и поныне.

В 1950-х - начале 1960-х годов на стекольных заводах страны были созданы художественные ла­ боратории, куда пришли профессиональные ху­дожники, усилиями которых продукция каждого завода обрела свою художественную специфику. Современное стекло заняло одно из ведущих мест в ансамбле советского декоративно-прикладного искусства. Его особенностью является то, что ра боту над массовой функциональной вещью боль­ шинство художников сочетает с творческими по­исками в области чисто декоративной. Это нахо­ дит выражение в выставочных композициях, где художники с особой отчетливостью декларируют свою художественную программу. Примечатель­но и то, что советские художники стекла активно откликаются на все события современности и мно­ го работают над созданием тематических, граж­ данственных по своему пафосу произведений. В их работах стекло предстает перед нами как неис­черпаемый в своих возможностях пластический материал, средствами которого могут практичес­ки решаться любые задачи. Этот период отмечен активными поисками нового, современного сти­ ля, через постепенное преодоление старых мето­дов, а порой и через их полное отрицание. В про­ изведениях В. Мухиной и Б. Смирнова тех же лет традиция уступает место новаторству. Здесь иная мера полезного и прекрасного. Красота видится в простоте и естественности функциональных форм, в ограниченности лаконического декора.

Вторая половина 1960-х и первая половина 1970-х годов отмечена повышенным интересом к декоративной форме. Из стекла создаются боль­шие ансамбли, где унитарная форма выступает лишь в качестве одного из компонентов. Проис­ ходит своеобразная эстетизация бытового пред­ мета, который теперь предназначен для того, что­ бы на его основе создать опоэтизированный "об­ раз быта". Показательны в этом плане ансамбли "Праздничный стол" Б. Смирнова и "Хлебосоль­ ный" Д. и Л. Шушкановых. В них широко ис­ пользованы традиции народного гутного стекла, которые в 1970-х годах активно переосмыслива­ ются советскими художниками, создающими на этой основе принципиально новые произведения. Запоминается вдохновенная пластика В. Шев­ченко.

Новаторством также отмечены работы в хрус­тале. Традиционная алмазная грань в работах Фи­латова и М. Гробарь обретает новую образность. Она выступает не только как элемент декора, но несет в себе и формообразную функцию.

Вторая половина 1970-х годов характеризует­ ся тем, что декоративное стекло активно вторгает­ся в общественный интерьер, становится эмоцио­нальной доминантой выставочной экспозиции. В стекле решаются задачи, ранее считавшиеся ис­ ключительной привилегией изобразительного ис­кусства. Нарушается привычная иерархия мате­ риалов и техники. В работах А. Степановой, Б. Муратова, Б. Федорова, Н. Тихомировой хрусталь приобретает ранее чуждую ему свободу пластики, все богатство заложенных в нем свойств использо­ вано для создания изобразительно-ассоциатив­ ных образов. Камерностью отличается тонкое, вы­дувное стекло с росписью люстром и золотом, ко­торое успешно создают Е. Вихрова и Ю. Манелис. В гутном стекле высокой одухотворенностью пол­ ны композиции Д. и Л. Шушкановых, где вирту­озная техника превращает стекло в подлинную драгоценность.

Советское художественное стекло последнего времени во всем богатстве и разнообразии создаю­щих его творческих индивидуальностей предстает перед современниками как удивительно целост­ ное явление. В нем бережное отношение к нацио­нальной традиции сочетается со смелым новатор­ством, а поэтическая настроенность - с высокой гражданственностью.

Художественное стекло Spectrum Glass используют для изготовления классических витражей, витражей в стиле Tiffany, фьюзинга, а также для декоративного оформления интерьеров, окон и межкомнатных дверей.

Продажа художественного стекла ПРИОСТАНОВЛЕНА!

Художественное стекло Spectrum Glass объединяет уникальную комбинацию традиционных методов ручной работы и современной технологии производства стекла.

Компания «Стекло и стеклоизделия» — официальный дилер Bohle AG в России. Поставка инструмента во все регионы России!

Компания Spectrum Glass Company, Inc. находится в городе Вудинвиль (Woodinville), штат Вашингтон, США. Компания была основана более 20-ти лет назад. Выпускает свыше 300 сортов витражного художественного стекла под торговыми марками Spectrum®: Waterglass®, Baroque, Crystal Opal, Home Collection, OpalArt™, Pearl Opal, Rough Rolled, Spirit™, System 96®, а также иризированное, многоцветное и узорчатое (фактурное) цветное стекло. Spectrum Glass является разработчиком системы совместимости стекла, которая называется System 96.

В отличии от обычного оконного стекла, которое совершенно гладкое, художественное стекло Spectrum Glass имеет эстетические «недостатки». Эти эффекты подражают листовому стеклу ручной работы прошлых столетий.

Прайс-лист на художественное стекло Spectrum Glass (США). В ассортименте более 300 видов стекла. Размеры листов 1220 х 610 мм и 1220 х 510 мм

Продажа Художественного стекла ПРИОСТАНОВЛЕНА!

Художественное стекло Spectrum Glass имеет форму волн и рифлений, случайные воздушные пузыри и многие другие естественные рельефы. В природе не существует двух идентичных листов стекла.

Художественное стекло Baroque создано путем объединения стекломассы разных составов. Различные стекла взаимодействуют друг с другом, создавая артистические трехмерные водовороты в размерной циркулирующей структуре и ярком цветном контрасте.

Это один из видов художественного стекла Cathedral, объединенных с белым опаловым стеклом, чтобы создать разноцветный лист. Возможны с различными степенями световой передачи.

Spectrum Glass Atrique

Серия художественного стекла Atrique заново воссоздает дух и характер выдувного старинного стекла, изобилует дефектами поверхности, характеризующими выдувное стекло. Художественное стекло Artique объединяет блестящие поверхностные характеристики, легкое преломление и тонкое, но определенное второстепенное искажение.

Одним из древнейших искусственных материалов, созданных человеком, является стекло. Античные историки рассказывают легенду о финикийских купцах, плывших по морю с грузом соды. По пути их застала непогода. Пристав к берегу, они разложили костер, который загородили от ветра глыбами соды. А на утро обнаружили около кострища блестящие камешки - кусочки стекла, получившиеся из расплавившихся от жара и соединившихся между собой соды, песка и древесной золы.

Новый материал первоначально использовался для подражания или имитации уже известных материалов: маленькие кусочки цветного стекла обрабатывали как драгоценные камни, а небольшие сосудики повторяли по формам керамические изделия. Этим древнейшим произведениям из стекла, обнаруженным в Египте и на территории бывшей Финикии, около 5 тыс. лет.

Из густой, похожей на мед или патоку, расплавленной от жара стекломассы лепили с помощью металлических инструментов небольшие предметы или навивали пластичную горячую стеклянную нить на глиняный сердечник для того, чтобы получить маленькие сосуды. Когда стекло остывало, глину размачивали воДой и удаляли. Подлинный переворот в стеклоделии произошел примерно 2 тыс. лет назад, когда изобрели способ выдувания и стеклодувную трубку, которой пользуются до сих пор. Появилась возможность выдувать предметы значительно больших размеров и самых разнообразных форм. С начала нашей эры и до сего дня области применения стекла постоянно расширяются: посуда, зеркала, мозаика, строительство (оконное стекло стеклянные кирпичи), оптика (в том числе и волоконная оптика) и т. д.

Древние славяне делали из стекла браслеты, бусы, простейшие сосуды для питья и хранения жидкостей - скляницы. Уже в Киевской Руси варили специальные цветные стекла - смальты - для набора мозаик.

В XV-XVI вв. мировую известность приобрело художественное стекло, изготовлявшееся венецианскими мастерами на острове Му-рано. Это были изделия тонких причудливых форм с налепами и деталями из стекла другого цвета. Венецианскому стеклу подражали в немецких и чешских землях, а затем на Украине.

В России первую челобитную с просьбой разрешить завести стекольный завод подал швед Елисей Койет в 1635 г., а уже через несколько лет его завод успешно работал. К концу XVII в. под Москвой работало четыре стекольных завода, в том числе царский Измайловский. Здесь стекло расписывалось красками и золотом. Оно очень ценилось современниками.

Е. И. Рогов. Декоративный комплект. 1968. Гусь-Хрустальный.

Много сделал для развития русского стеклянного и зеркального дела Петр I, по указам которого было построено несколько казенных заводов. Выдающийся вклад в науку и искусство стеклоделия внес в середине XVIII в. великий русский ученый М. В. Ломоносов. Он возродил искусство смальтовой мозаики, забытое со времен Киевской Руси, основал в России производство стекляруса и бисера, открыл ряд новых составов цветных стекол, в том числе так называемый «золотой рубин» - винно-красное стекло, получаемое на основе добавления в стекольную массу соединений золота. «Золотой рубин» нередко использовался для подделки натуральных рубинов и гранатов. Впервые этот состав открыл один из европейских алхимиков, и его держали в большом секрете, используя для изготовления дорогих украшений.

В XVII-XVIII вв. особую славу завоевало английское стекло. Оно вырабатывалось на основе соединений свинца и получило название «хрусталь». Хрусталь - твердое стекло исключительной чистоты и прозрачности - породил особую технику украшения стеклянных изделий - алмазное гранение, применяющееся и сегодня. Особенно красив глубоко врезаемый узор, создающий впечатление, что изделие состоит из сверкающих, уложенных правильными рядами бриллиантов. Этот узор был изобретен в начале XIX в. на Петербургском казенном заводе и до сих пор известен в мировом стеклоделии как «русский камень».

На рубеже XIX и XX вв. в стеклоделие пришли профессиональные художники. Особенно известны работы француза Эмиля Галле, создавшего собственное художественное направление в мировом искусстве стекла на основе подражания экзотическим цветам, морским раковинам, лианам и т. д.

После Великой Октябрьской социалистической революции началось подлинное возрождение славы отечественного стекла. Оно связано с именем советского скульптора В. И. Мухиной . По ее инициативе был создан художественный цех, а затем завод художественного стекла в Ленинграде (ЛЗХС), и постепенно сформировалось особое стилистическое направление торжественно-строгого стекла - невский хрусталь. После Великой Отечественной войны были значительно расширены и реконструированы старые Гусевский, Дятьковский, Красно-Майский стекольные заводы в РСФСР и Неманский в БССР. Построен ряд новых на Украине, в Азербайджане, Грузии и других союзных республиках.


Образцы рисунков алмазно-го гранения. Фрагмент хрустальной вазы.

Выдающимся достижением было изобретение в СССР сульфидцинкового стекла, обладающего рядом особых художественных достоинств и способного менять цвет и степень осветленности в зависимости от разных температурных режимов. Сульфид-цинковое стекло не нуждается в последующей, так называемой холодной декоративной обработке - гранении, гравировке, росписи и т. д. Красочное богатство этого стекла снискало ему признание во всем мире.

Сегодня на всех заводах художественного стекла и хрусталя нашей страны работают квалифицированные художники. Вслед за невским хрусталем сложилось собственное художественное направление на Украине, отличающееся повышенной яркостью и декоративностью цвета. В стекле Прибалтийских республик, более строгом по форме и скупом по декору, нередко используют мягкие оттенки коричневатых, серо-голубых, зеленоватых тонов. Постепенно вырабатывается собственный стиль изделий заводов, расположенных в средней полосе России.

Многие советские художники стекла удостоены государственных премий и почетных званий. У каждого из них есть свои излюбленные материалы и приемы работы. Они успешно работают в разных областях художественного стекла: в бесцветном хрустале, сульфидцинковом стекле, в гравировке по хрусталю, в лепном, так называемом гутном стекле, т. е. стекле, обрабатываемом горячим способом, прямо в гуте, у печи; в росписи по стеклу; в области архитектурного стекла и новых дизайнерских форм посуды.

Большую роль в развитии советского художественного стекла сыграл начавший работать еще под руководством Мухиной заслуженный художник РСФСР Б. А. Смирнов.