В китай на своей машине. Как проехать по китаю на автомобиле. Маршрут должен быть заранее продуман

В конце мая съездили всей семьей на нашей машинке в приграничный Китайский город — Маньчжурию. Сразу скажу — на такой маленькой машинке ехать 1200 км (в один конец) очень тяжело. Это еще дорога была относительно нормальная (по российским меркам). При выезде из России простояли на нашей и китайской границе совсем недолго — часа 2-3. Очень удивила дисциплина китайских пограничников по сравнению с нашими. У них даже гражданские служащие на таможне ходят обедать строем.

За границей я был впервые, и был немного в шоке от огромного количества различий нашего приграничного поселка Забайкальск и их Маньчжурией. Маньчжурия большой приграничный город по моим прикидкам не менее 1 млн жителей.

Город тупо вырос на российских деньгах. Все в нем заточено под русских. Вывески даже в «китайских» районах Маньчжурии продублированы на русском. В «русских» районах можно спокойно расплачиваться рублями. Также очень много дорогих машин. Я всегда думал что богатых китайцев очень мало. Но нет, вот таких машин там очень много:

Русские рестораны тоже очень распространены, т.к. не каждый русский может долго питаться китайской пищей. Кстати, с нами был бывалый в Китае человек и он нас иногда водил в кафе для китайцев. Там все намного вкуснее и в разы дешевле. Например нас было пятеро, мы взяли полный стол еды, пива и немного китайской водки на пробу. И заплатили за это чуть больше 200 рублей. Правда китайская водка мне вообще не понравилась, а вот пиво у них неплохое. В русифицированном ресторане мы потом заплатили за такое же количество еды без пива и водки рублей 800.

Сразу признаюсь мы с женой потратили все деньги которые у нас с собой были. Мы тупо как идиоты занимались шопингом, вместо того чтобы осмотреть город, достопримечательности, парки и развлечения. Но как я потом узнал, все кто бывают там впервые так делают. Меня удивило, как это я, рассудительный в финансовом плане человек, подался на массовую истерию. Ну ничего, первый блин всегда комом 🙂 А так, в общем то, рассказывать особо нечего. Особая достопримечательность — это кучи магазинов: в подвале, на первых и вторых этажах.

На рынки вообще лучше не соваться дикие кричащие китаянки орут на ломаном русском. И не дай бог вы заинтересуетесь чем то на рынке. На вас сразу кинется куча китайцев. Ну а если вы что-то начнее примерять и вам подойдет по это размеру и вы это не купите, китайцы резко станут злыми и начнуть оскорблять вас китайско-русскими матами. В магазинах народ более цивилизованный и вас в большинстве из них обслужат почти без криков. И еще интересно, что в магазинах можно торговаться. Причем скинуть цену можно в разы.

Кстати, хоть там и есть рестораны в которых подают собачатину на улицах встречаются собаки как домашние так и дворняги. Китайцы любят заводить себе вот таких лохматых, а также всяких бульдогов, мопсов и т.п.

Пока я там был, заметил что китайцы любят выбирать себе второе русское имя «Антон». Я нашел и ресторан и магазины названые моим именем и даже авиакомпанию 🙂

А вот выезжать из Китая не самое быстрое занятие. Мы простояли на границах часов 7 и нам сказали потом, что мы прошли очень быстро.

P.S. По глупости отремонтировал в Китае подвеску — это было моей ошибкой. В Маньчжурии можно ремотировать только кузовщину . Не вздумайте делать там подвеску и тем более двигатель — потом дороже выйдет.

Вконтакте

И вот настал долгожданный 2018 год, как мы и ранее планировали, когда ехали с отдыха во Владивостоке (2016 г.) поехали в Китай - Манчжурия и на Байкал. В нашем полку прибыло. Безбашенные путешественники: я, супруга, средняя дочь Лилия 13 лет (у старшей, к сожалению, была практика), сынча Коля 3,5 года и лапочка София 1 год 4 месяца и, конечно же, наш верный конь Toyota Lite Ace Noah, двигатель 3 s-fe, 4 везде.

В начале лета, находясь в Шанхае, потратил единственный свободный день на посещение Шанхайского Автомобильного Музея. Изначально посещать экспозицию не планировал, но за день до отъезда решил, что такая возможность навряд ли представится еще раз. Дело в том, что я всегда стараюсь посещать музеи по автомобильной тематике, которые мне попадаются в поездках. В моем активе музей Ferrari в Маранелло, коллекция князя Монако, музей Nicolis в Вероне (отчеты по двум последним можно найти на Дроме). Час на метро до станции Shanghai Automobile City, 5 минут на такси и я у ворот музея.


Сами китайцы считают его самым красивым и чистым местом не только в Китае, но и вторым по чистоте в мире. Неудивительно, что самих китайцев среди отдыхающих там большинство. А россияне уверенно занимают второе место. Это направление стало популярным у нас относительно недавно. А уж после проблем у Египта и Турции стало одним из самых востребованных. По цене это тоже был самый приемлемый вариант путёвки с детьми, учитывая что это Новый год.


Основная часть нашего путешествия больше походила на плаванье, хотя мы двигались на внедорожнике. Но в это время тайфуны буквально оккупировали Дальний Восток, и нашим постоянным спутником был дождь. При всем при том, я не понимаю этих всхлипов и страданий: ах, поедем на море, имея, прежде всего, в виду Черное. Какое, нафиг, море, когда есть целый океан. Наш, сравнительно теплый, не загаженный толпами туристов, со свежими морепродуктами, яркими придорожными базарами, приветливыми людьми. Для сибиряков, путешествующих на авто в поисках моря, я вообще альтернативы не вижу - только Дальний Восток.


В середине декабря наши китайские партнеры прислали приглашение на участие 26-27 декабря двух джипов от России на международные соревнования в Китае. Территориально - за 400 км от приграничного города Маньчжурия. Все расходы на китайской стороне они брали на себя, также плюсом была обещана небольшая премия за участие. Желающих сильно много не находилось из-за новизны ситуации и неопределенности требований к машинам. Но все-таки среди трех внедорожных клубов Сибири - Иркутского «Протектора», Улан-Удэнского «Номады» и Читинского «Диверсанта» - нашлось два экипажа (штурман + водитель) со здоровым авантюризмом прокатиться 2000 км в одну сторону, чтобы постоять за Русь-Матушку.


История о том, как Алексей Тузов, мастер спорта по трофи-рейдам, многократный призер и победитель чемпионатов СЗ ФО и России, неожиданно для себя прошел ралли «Шелковый путь - 2016» в качестве механика команды Suprotec Racing.


По Монголии наши автопутешествия последние десять лет стали привычными. В основном мы ездим летом в пустыню Гоби и на озеро Хубсугул. Дороги там активно строятся, и там, где раньше необходим был подготовленный джип, сейчас проезжает любая «пузотерка». Со старшим поколением всегда можно поговорить по-русски, с молодежью на английском. С недавней отменой виз можно, вообще, на выходные кататься.


В результате происходящих процессов глобализации стран на мировом уровне регулярно происходят миграционные процессы. Эти процессы связаны с пересечением государственных границ разных стран. У каждого государства свои требования к пересечению границ. Китай представляет для россиян уникальную страну в области туризма, также в сфере обучения, работы и т.д. Между РФ и КНР разработаны и действуют соглашения в области международного сотрудничества. Также основные пункты пропуска на границе. Рассмотрим порядок пересечения государственной границы России и Китая на автотранспорте.

Нормативное регулирование предоставления миграционной карты

Основание для пересечения границы РФ и Китая

Для легального пересечения границы в Китае гражданину России необходимо оформить визу в зависимости от вида пребывания. Виза не требуется в случае следования транзитом граждан одного государства через территорию другого государства воздушным транспортом с пребыванием в его международных аэропортах до 24 часов, при наличии авиабилета на весь маршрут полета.

Для оформления визы необходимо обратиться в посольство или консульство КНР, которые расположены в: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Хабаровске, Владивостоке и Иркутске.

Существует несколько типов виз в Китай:

  • виза L для цели туризма
  • виза G для транзитных поездок
  • виза F для делового туризма (например, для обмена опытом)
  • виза X выдается иностранным студентам
  • виза Z для трудовой деятельности
  • виза М для коммерческой и торговой деятельности

Документы для подачи на визу

Основными документами для подачи на визу являются:

  • Паспорт (оригинал со сроком действия свыше 6 месяцев и копия страницы паспорта с данными и с фотографией)
  • Анкета для оформления визы и фото
  • Свидетельство о законном пребывании или проживании на территории страны (для лиц, других стран при подаче документов в России).
  • Ксерокопии предыдущих китайских паспортов или предыдущих китайских виз (если имеется).

Также в зависимости от типа визы подаются дополнительные документы, например: гарантийное письмо или пригласительное письмо, билет на транспорт, гарантирующий возвращение, документы, выданные торговым партнером в Китае или письменное приглашение (письмо), оригинал и копия уведомления о поступлении, оригинал и копия заявления на выдачу студенческой визы в Китай, разрешение на работу для иностранца в КНР и другие.

С 2 апреля 2018 года для оформления туристической визы необходимо предоставить полис страхования, покрывающий весь период поездки (оригинал или ксерокопия).

На ребенка заполняется отдельная анкета и формируется отдельный пакет документов.

Поездка в Китай на личном автотранспорте

Получив визу, гражданин России может отправиться в Китай разными видами транспорта. На границе Россия-Китай расположено 24 перехода, из которых на автотранспорте можно проехать по 19 (один из которых является только грузовым). Для получения права въехать на личном автомобиле в Китай необходимо следующее:

  • согласование маршрута движения и документов на машину, водителя и пассажиров (не менее, чем за два часа до въезда)
  • наличие визы для въезда в Китай
  • оформление временного ввоза автомобиля в Китай (в расположенных вблизи к границе с Китаем города это возможно осуществить через компанию)
  • желательно наличие сопровождения в лице гида, предоставляемых организациями, занимающимися такими вопросами (или нужно знание китайского языка)
  • наличие китайского водительского удостоверения (заблаговременно оформить и пройти медицинскую комиссию, сделать фото) ограниченного регионом
  • прохождение технического осмотра автомобиля в китайском автосервисе
  • страховка автомобиля

Пересечение границы на личном автомобиле

Организация паспортного контроля:

  • предъявление документов на всех въезжающих (при выезде с животными необходимы документы на них)
  • визы в паспорте на каждого въезжающего
  • подтверждение брони в гостинице
  • внутреннее водительское удостоверение
  • медицинский страховой полис

Организация осмотра автотранспортного средства:

  • проведение технического осмотра
  • проверка страховки «Зелёная Карта» (международного образца)
  • проверка свидетельство регистрации на автомобиль

Организация таможенного досмотра. Транспортные средства, прибывающие (убывающие) на территорию Китая должны сопровождаться декларацией в таможню, передать для проверки соответствующие документы и принять таможенный контроль и проверку.

Пограничные переходы промаркированы:

  • красным – для водителей с товарами, подлежащими применению таможенных пошлин, на которые надо оформлять разрешения, акцизы
  • зеленый – для водителей, у которых товаров для декларирования не имеется (перевозится в допустимых ценах и количествах)

Автотранспортные средства могут использоваться для дальнейшего перемещения после завершения таможенных формальностей и оплаты таможенных пошлин.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1 : В течение какого срока выдается виза в Китай?

Ответ : Стандартный срок выдачи визы для поездки в Китай составляет 1 неделя с даты подачи документов. При этом существует возможность срочного (5 дней) и сверхсрочного (2 дня) оформления. В этом случае потребуется доплата.

Вопрос №2 : Какова стоимость оформления визы?

Ответ : Тарифы на визы варьируют в зависимости от типа визы и гражданства лица, направляющегося в Китай. Тарифы приведены на сайте Посольства Китая в России.

Путешествие по Китаю на собственном или арендованном автомобиле - задача крайне непростая. Здесь не действуют водительские удостоверения международного образца. Так что озаботиться подготовкой документов необходимо за три месяца до намечаемой поездки. Физически вам выдадут временные китайские права уже по приезде. Права привязаны к определенному автомобилю, разрешение на ввоз которого нужно оформлять отдельно. На машину вам выдадут временные китайские номера, а вы оплатите залог (автомобиль должен выехать из Китая по истечении срока разрешения). Последнее нововведение - для путешествия по стране нужно не только сразу обозначить маршрут, но в составе участников должно быть не менее двух автомобилей.

Отклонения от маршрута, мягко говоря, не приветствуются. Для контроля за перемещением с путешественниками всегда находится китайский гид (офицер связи), а в Тибете присоединяется еще тибетский гид, который решает все вопросы на многочисленных проверочных постах. В Тибет нужно оформлять отдельное разрешение на въезд и перемещения. К процедуре оформления всех документов необходимо отнестись очень серьезно. Так, в Тибете нам не заправили машину, пока не переписали все данные моего китайского водительского удостоверения, а также номера машины. В Китае иностранец может арендовать только машину с водителем. Стоимость такой аренды вполне сопоставима с расходами на оформление и перемещение на своем авто. Однако в последнем случае надо очень аккуратно выбирать агента / фирму, которая займется оформлением.


Куда ехать

Китай - удивительная, древняя, не очень понятная, бурно развивающаяся страна. Стоило ее экономике сбавить темпы роста с восьми процентов годовых на шесть процентов, и весь мир ощутил на себе падение цен на сырье и другие неприятные последствия. Мне было крайне интересно посмотреть именно на китайские провинции, а не на столичный Пекин или Шанхай.

Наш маршрут пролегал по Великому шелковому пути. Стартовав из древнего города Сиань, мы пересекли границу Северного и Южного Китая, которая проходит по горной гряде Циньлин, и проехали акватории двух великих рек - Янцзы и Хуанхэ.

Отдельного упоминания заслуживает Тибет - туда стоит добраться, причем делать это надо немедленно. Даже за последние несколько лет он значительно изменился, отчасти утратив свой самобытный дух. Боюсь, лет через пять Тибет будет отличаться от прочих провинций Китая лишь наличием Эвереста и других высочайших вершин мира, а также неизбежными симптомами горной болезни, настигающей путешественников на высоте более 3500 метров. Хотя в поезде Пекин-Лхаса подается дополнительный кислород, насыщать им все пространство Тибета китайцы, к счастью, еще не научились. В остальном это будет своеобразный Диснейленд с Поталой и иными монастырями-достопримечательностями, посещаемыми миллионами китайских туристов. Очевидно, внутренний туризм для Китая гораздо важнее внешнего.

Однако значительная часть тех иностранцев, кто все-таки добирается сюда, навсегда заболевает Гималаями. Так и наш путь снова лежит к Эвересту.


Китайские дороги

Мы проехали за рулем почти четыре тысячи километров. Дороги в Китае отличные (и в большинстве случаев платные), причем вне зависимости от высоты и климатических условий. Мы очень часто видели по две-три трассы (по несколько полос каждая), ведущие в одном направлении. Таким образом китайцы разгружают магистрали, связывая провинции в единую страну. В горных районах пробиты многочисленные туннели. Организация движения в них похожа на европейские туннели в Альпах, но на высоте более трех тысяч метров.

На всем пути мы не пробили ни одного колеса… Тем не менее автомобили, безусловно, стоит подготовить. У нас была зимняя нешипованная резина, но в багажнике лежали цепи и базовый набор инструментов. Багажники наших автомобилей очень вместительные и позволяют взять багаж для длительного путешествия. На крыше мы закрепили боксы, в которые положили лопаты и канистры для бензина про запас. Однако надо учитывать, что канистры запрещены к ввозу в Тибет после случаев самосожжения монахов в людных местах.


Где жить

Совет путешественникам один - на гостиницах не экономить. В небольших городах (пятьсот тысяч - два миллиона человек) нужно брать лучшую гостиницу в пределах двухсот долларов за ночь. В стране бурно развивающегося внутреннего туризма добротного среднего уровня отелей в европейском понимании пока нет.

«Пятерки» как сетевые, так и местные выступают достойно. Особенно хочется отметить непременное наличие спортивного бассейна (двадцать пять метров) и разнообразного ужина с европейской кухней. Во всех гостиницах есть бесплатный Wi-Fi. Причем в небольших отелях роутеры стоят в каждой комнате, что обеспечивает хорошую связь.

Отдельная история с гостиницами в Тибете. Они пока на весьма скромном уровне. Основная проблема - холод: отопления нет, стеклопакетов тоже, а ночью температура минусовая. При этом китайцы любят строить монументальные сооружения из мрамора и бетона, в которых невозможно согреться ни летом, ни зимой.

Зачем это надо

Кто-то спросит: стоит ли так мучиться, чтобы проехать по Китаю на машине? Ответ однозначный: стоит! Ведь помимо разнообразных впечатлений автомобиль дает возможность пройти предварительную акклиматизацию с комфортом, сберегая силы для предстоящего восхождения. И еще одна причина - автомобили в таком долгом путешествии становятся надежными товарищами, превращая дорогу в самое увлекательное времяпрепровождение. Говорят, что, когда группа встретилась в Базовом лагере после успешного восхождения, между ребятами были даже споры, кто поедет за рулем.

Несколько лет назад мне довелось совершить поездку в Китай самостоятельно. В этой статье я расскажу про все тонкости такого способа посещения этой замечательной страны. Конечно, если у Вас уже есть оплаченная туристическая путевка в Китай, то тогда и не стоит огород городить. В этом случае смело езжайте с тургруппой.

Если же у Вас не очень много денег…. Или в Вас живет дух авантюризма…. Или Вы просто оказались волею судеб недалеко от Китая…. Тогда.. Тогда может и стоить попробовать поехать самостоятельно. Итак, читайте эту статью. Надеюсь, она Вам поможет..

Как я решил поехать в Китай

Собственно говоря, мысль посетить эту интересную страну у меня возникла достаточно давно. Причин тут несколько.

Первая - я достаточно много бывал в Европе, но ни разу не был в Азии. Хотелось сравнить.

Вторая - в бытность срочной службы (очень давно:) я служил буквально на границе с Китаем и… конечно тоже хотелось посмотреть еще с тех пор.

Ну и третье- по роду своей работы. В то время наша фирма возила много товаров из Китая. И мне приходилось много общаться с китайцами. Даже начал учить китайский язык понемногу:). Ну и китайцы активно приглашали в гости.

Кстати, все фото в цикле статей о Китае – мои:) И они кликабельны (увеличиваются по клику).

Ну и вот… Начальство (а тогда я еще был наемным работником), поручило мне открывать филиалы на Дальнем Востоке. Владивосток. Хабаровск. Благовещенск. И опять возродилась былая идея о самостоятельном путешествии в Китай. А почему бы и нет? Ведь вот он - рядом..

Варианты «попадания» в Китай

Вообще, если Вы живете в европейской части России. Или как я, на Урале, то поездка в Китай будет достаточно накладная. Конечно же, основная статья расходов - это авиабилеты. Ну и вообще, любые билеты до Китая. Какие вообще есть варианты добраться до Китая самостоятельно.

а. Поезд Москва-Пекин . Это самый экзотический вариант. Для тех, кому нефиг делать , интересно много путешествовать. Поезд идет только по России около недели. Да еще и по Китаю потом несколько дней. Я честно говоря, не знаю того, кто бы в здравом уме совершил такую поездку:).

б. Прямой самолет в Китай . Ну или с пересадками. Это наверное, самый правильный вариант для большинства любителей самостоятельных путешествий в Китай. Несмотря на то, что авиабилет стоит достаточно дорого, иногда бывают очень неплохие скидки. И можно улететь (или прилететь) из Китая раза в два-три дешевле обычной цены. Я кстати, так обратно из Пекина и улетел. По такому распродажному авиабилету. Еще смотрите авиабилеты не в Пекин, а в другие города Китая. Иногда (оооочень редко) выгоднее прилетать именно в другие города и потом добираться на поезде или автобусах. Но тут есть засады, о которых ниже…

Авиабилеты очень недорого – тынц сюда!

в. Если Вы каким-то боком оказались в Казахстане , то попробуйте проехать из Алматы в Урумчи. Доехать можно на обычной маршрутке. Я сам видел, как китайские гастарбайтеры садились в маршрутку (кстати, остановка рядом с главным рынком Алматы) и уезжали в Китай. Скорее всего есть и более цивилизованные автобусы и поезда. Но тогда уже нужно ехать в Гуанчжоу. И оттуда в Пекин. Сам я так не ездил, поэтому подобные варианты смотрите в другом месте.

г. Ну и если Вы как-то оказались на Дальнем Востоке или около … То бинго! Отсюда открывается самый легкий путь в Китай для самостоятельного путешествия! Достаточно просто перерезать колючую проволоку на границе, надеть обувь с отпечатками копыт и под покровом ночи… проехать буквально несколько километров и Вы в Китае!

Да. И я рассматриваю именно туристическую поездку. А она в основном предполагает, что Вы так или иначе попадете в Пекин. Вначале путешествия или в конце. Варианты отдыха на о.Хайнань я не рассматриваю…. Эту уже из другой оперы:)

Как же попал в Китай я?

Мне довелось за счет фирмы, где я работал, доехать до Благовещенска. Опять же по делам фирмы. В Благовещенск я приехал из Хабаровска. Кстати, можно и прямо из Хабаровска попасть в Китай. Насколько я помню, из Хабаровска в местный приграничный китайский городок (забыл название, на Ф вроде начинается) ходит автобус. Но он едет порядка сотни другой километров. Мне тогда это было неудобно.

Так вот. Для поездки в Китай самостоятельно я выбрал переход границы в районе Благовещенска-Хейхэ. Благо эти города стоят на двух противоположных берегах реки на расстоянии километров 5 друг от друга. Летом туда ходят небольшие катера. Зимой.. не знаю. Я был осенью. И нас перевозили катера на воздушной подушке. Но это было три года назад. Сейчас говорят, что уже и мост построили.

Из Хэйхэ я на поезде доехал до Харбина. А оттуда на поезде же до Пекина. Из Пекина улетел напрямую в Екатеринбург на самолете. Это вкратце. Детальней я расскажу о каждом этапе дальше….

3. Немного о Китае… Нудная нужная инфа

Итак. Перед поездкой прочитайте немного информации о Китае. Я буду тут писать «все в кучу». Что вспомню. Так что, здорово не ругайте:)

Права на автомобиль.

Насколько я знаю, европейские права в Китай недействительны. Хотя конечно, могу и нечаянно наврать. Лучше уточните сами. Но… Я бы не советовал Вам самостоятельно кататься по дорогам Поднебесной на арендованном авто, даже у Вас будет такая возможность. Почему? Все дело в дорожном движении..

Дорожное движение.

Для самостоятельно путешественника в Китай дорожное движение на первый взгляд будет напоминать ад! Огромное количество машин и все куда-то едут! Все сигналят по поводу и без… Веселуха! Причем, аварий как ни странно нет. Европейскому водителю в такой «каше» будет неуютно.

Кстати, пешеходам тоже прикольно. Дело в том, что китайские автовладельцы НЕ обязаны пропускать пешеходов на пешеходных перекрестках. То есть, сначала проезжают автомобили, а потом пешеходы мелкими перебежками….:). Несмотря на это, я не видел, чтобы пострадали пешеходы. Более того, мне несколько раз приходилось переходить огромную дорогу в 10 полос при неработащем светофоре. И ничего… Машины сигналят, но пропускают…

Юани

Во время моей поездки курс юаня был 5:1. Сейчас.. сейчас выше. Поменять Юани для поездки в Китай самостоятельно можно без проблем прямо на границе. Не знаю, насчет аэропортов, но в городе Хэйхэ меняют прямо на таможне без проблем. Курс намного выгодней, чем в России. Кстати, в России еще часто и не найти юани в обменниках.

Насчет пользования банковскими картами. И снятия наличных. Я не пользовался. Но знакомые, которые пытались оплатить покупки российскими картами Виза жаловались, что были засады. Так что, лучше поищите информацию на эту тему на других ресурсах.

Язык.

Китайский язык, как ни странно, достаточно легок в изучении. Об этом подробнее немного ниже. Точнее в другой статье..Я же рекомендую…настоятельно рекомендую…запастись карточками, на которых иероглифами на одной стороне (и русскими словами на другой, это чтобы Вы не запутались:)) будут написаны основные «туристические» фразы. И название городов, куда Вы поедете (для покупки билетов).

Да. Русский язык отлично понимают и на нем говорят в приграничных городах. Подальше от границы китайцы Вас уже не поймут. И даже в Пекине по английски разговаривает очень мало народу. По русски – и того меньше.Так что, самостоятельные путешественники в Китай, учите китайский язык!

Менталитет

Китайцы в большинстве своем простые открытые люди. Мне постоянно помогали. Подсказывали. Очень вежливые. Вообще, китайцы достаточно незамутненные:). Что думают – то и говорят. Ну конечно, если не торгуются с Вами в это время!

Кстати, если китаец -чиновник, то будьте готовы выразить ему уважение и почтение. Это обязательно! Даже если покажется, что он (чиновник) разговаривает с Вами несколько свысока - не обращайте внимания. Это такой «чиновничий» стиль разговора. Как узнать чиновника? Очень просто! Он будет одет «по парадному». Даже проводники в поезде напоминают внешним видом наших генералов:).

Ну и еще. Китайцев много! Их очень много! Даже там, где вроде бы их не должно быть - они есть! И передвигаются маленькими группками по 100-200 человек! :) Но как это ни странно, даже если есть большая (на взгляд европейца) очередь, то она движется очень быстро!

Отношение к россиянам

Очень хорошее. Но… Многие китайцы старшего поколения не преминули высказать мне свое негативное отношение к тому, что сейчас происходит в России. Типа: «Мы равнялись на Вас как на старших братьев, а Вы…». Молодежь же все больше ориентирована на Америку и Европу. И старается учить английский язык, а не русский.

В городах, где не очень много «белых людей», многие будут подходить, чтобы с Вами сфотографироваться:). Так со мной было в Харбине. В «русской деревне». Но об этом позднее.

Но.. все-таки помните, что китайцы считают себя «центровыми». То есть, «самыми главными». Недаром, самоназвание Китая переводится как “Центральное Государство”! И другие иностранцы все равно будут, скажем так, менее равные чем китайцы…

Цены

После роста курса юаня, цены в Китае не такие уже и маленькие. А особенно в Пекине. Я бы сказал, что там цены на уровне России. Может только чуть-чуть ниже. Есть конечно варианты и по экономить, но… Не надейтесь, что купите суперсовременный смартфон намного дешевле… Или одежду и обувь. Она дешевле, но практически по этой же цене ее можно купить и в России…

Ну или купите очень дешево – то фуфло! :) Как впрочем и у нас!

Но… учтите, что с китайцами можно и нужно торговаться! Особенно на рынках. В результате Вы можете сбить цену в несколько раз!

Зарплата китайцев

Это и не удивительно, учитывая, что заработная плата в Китае догнала и обогнала среднюю заработную плату в России. Времена, когда китаец жил за 1 доллар в день уже давно прошли! Пенсии в Китае уже тоже обыденность. И они постоянно растут. А пенсионный возраст снижается!

Поезда

Поезда есть нескольких категорий. Обратите внимание на то, что есть билеты без мест! При этом, на достаточно большие расстояния! При неудачном раскладе можно простоять на ногах 8- 10 часов! Поэтому покупайте в обычный плацкарт или купе. Такие билеты стоят ниже примерно процентов на 30% аналогичных наших.

Кстати, есть и скоростные поезда. Очень удобные и комфортабельные. Но и достаточно дорогие!

Обратите внимание на то, что на вокзалах обычно ооооочень много народу. И далеко не всегда Вы найдете сидячие места. Так что, по возможности приезжайте на вокзал как можно ближе к отправлению поезда. Кстати, иногда некие темные личности продают сидячие места:) по не очень дорогой цене. Я не стал пользоваться этими «услугами», так что сказать ничего не могу…

На перрон Вас будут выпускать буквально за 10-15 минут до отправления поезда. Успейте попасть в вагон! Для ориентировки прямо при выходе на табло показывается где голова, а где хвост поезда. Очень удобно!

Автобусы

Для самостоятельной поездки в Китай (точнее по Китаю) можно рассмотреть вариант путешествия на автобусе. В отличие от наших автобусов, в Китайских есть лежачие места. Получается автобусный вариант плацкартного вагона.

Самолеты

Про них ничего не скажу. Не знаю… Не летал на внутрикитайских авиалиниях. Лучше в другом месте поищитею

Часовой пояс

Китай располагается в 5 часовых поясах. Но время везде одно – Пекинское! Разница с Москвой + 5 часов.

Помогаи

Часто в приграничных городах после того, как Вы прошли таможню, к Вам могут подойти так называемые «помогаи». Они хорошо говорят по русски и готовы отвезти Вас куда нужно. Ну и подсказать что и где. В принципе, ничего такого тут нет плохого. Я сам воспользовался услугами одного «помогая» чтобы найти нужный адрес. Цены они не сильно задирают (хотя конечно самостоятельно на «обычном» такси Вам дешевле выйдет добраться). Но зато никаких проблем с языковым барьером. Только перед тем, как воспользоваться их услугами, нужно детально обсудить цену! Иначе можете «попасть»!

Связь

Мне никто из России не звонил (и я не звонил) во время поездки. А вот по Китаю пришлось сделать несколько звонков. Для этого мне купили (об этом дальше) местную симку за рублей 200. Этого оказалось достаточно.

Интернет

С интернетом для тех, кто поехал в Китай самостоятельно, засада. Дело в том, что wi-fi есть везде, но войти туда можно только зарегистрированным пользователям. А зарегистрироваться можно только по паспорту. Интерфейс регистрации только на китайском… Короче, я смог зайти в интернет только в гостинице. Там дали пароль к Вай-фаю и я смог подключиться.

Но такое есть не везде.

Кстати. Часть “иностранных” сайтов (не китайских) может быть заблокирована. Например, фейсбук. Или Ютуб. Имейте это в виду.!

Еда

С едой в Китае для самостоятельного путешественника проблем нет! Ее много. Она дешевая! И забегаловки есть везде, где можно перекусить! Еда вкусная! Рекомендую китайское пиво! Очень классное и дешевое!

Насчет экзотики типа жаренных кузнечиков или собачатины – не беспокойтесь! В подавляющем большинстве «столовок» их нет. Если только сами не захотите попробовать. Хотя я все-таки рекомендую выучить иероглиф «собака»…. На всякий…

Кстати, недалеко от того места, где я ночевал (об этом в следующей статье), есть большой рынок экзотической еды. Есть ее я бы не советовал. Но посмотреть – интересно!

Обращаю внимание на то, что достаточно часто можно встретить очень острую еду. Тоже выучите эти иероглифы. Меня несколько раз «спасли» от заказа подобных блюд местные жители!

Кстати. В порядке вещей приносить в «кафе» свою воду и заказывать только еду.

В кафе и ресторанах принято брать предоплату с посетителя, так что не удивляйтесь… Про чаевые… Фиг его знает. Я читал, перед поездкой, что типа нельзя оставлять чаевые, иначе китаец обидится. В других источниках писали что наоборот, нужно оставлять. Но только официантам и носильщикам. В Харбине я ради интереса не оставил чаевых. И ничего… Никто ничего не сказал. В Пекине – наоборот оставил. Взяли без проблем…

Ну и… вилок нет нигде! Учитесь есть палочками!

Кстати, в Китае появились и всякие Макдональдсы. Так что если хотите, то можете и там покушать. Но зачем это делать, вы же и дома туда сможете сходить!

Покупка билетов

Если Вы по жизни экстремал, и поездка в Китай самостоятельно для Вас обыденное дело- то можете попробовать купить билеты в кассах на месте. При этом Вас не должны смущать огромные (реально огромные!) очередищи и незнание китайского языка. Будьте готовы в этом случае или вообще не купить билеты или уехать к черту на кулички:)

Я поступил мудро. Хоть и дороже. Но не намного. Я заказал заранее билеты у китайского «помощника» через турфирму в Благовещенске. Китайский «помощник» купил билеты заранее и передал их мне уже в Хэйхэ. Вот и все! Но об этом подробнее в другой моей статье…

Преступность

Ни разу мне не встретились даже хулиганы. Я вообще не заметил, чтобы китайцы нарушали порядок. Вообще, в Китае очень много полиции. И она не особо заметна. Но если появился какой бада-бум- то они тут как тут….

Туалеты

Завершая эту фееричную статью не смог пройти мимо столь «щекотливой» темы. Но… Отмечу пару пунктов.

Первый - туалетов в Китае много. Они везде! И они бесплатные.. И достаточно чистые! То есть, в Китае самостоятельный путешественник может без проблем как поесть, так и…. наоборот…

Второй - во многих туалетах нет унитаза:) Как бы это сказать помягче… «Туалет типа сортир»:) Просто дырка в полу. Ну это я для того пишу, чтобы не было неожиданностью.:) Хотя в гостиницах и хостелах «для иностранцев» все нормально! Унитазы там есть!

Фух. Ладно. Продолжать можно бесконечно. Вроде основное я рассказал. Ну если будут еще вопросы - просто пишите мне.. отвечу.

Ваш Путешественник онлайН
Александр Бессонов