Начался листопад листья падали день и ночь. V. Анализ текста. Повторение. I. Организационный момент

Текст 5-а

Цель деятельности учителя

Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте.

Тип урока

Урок развития речи, «открытия» нового знания.

Планируемые результаты

Предметные ( объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие текст, способы связи предложений в тексте; уметь определять признаки текста.

Метапредметные применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)

Личностные : уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Оборудование:учебник

Ход урока

1. Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний

Проверка д.з. упр.11, стр.8-9

Девочки-задание №2 устно, № 3А письменно,

Девочки №3 письм., №5 устно

Оценивание

Сегодня на уроке мы повторим, изученное в начальной школе, узнаем новые понятия и будем учиться применять их в работе.

Чтобы сформулировать тему урока, обратимся к материалу для наблюдения.

Работа в парах

1). Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом? Почему?

2). Что их объединяет? (Тема)

А почему их нельзя назвать текстом?

(Нарушена последовательность предложений)

3). Перестройте предложения, чтобы получился текст. Прочитайте полученный текст.

«Листопад»

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями.

(К. Паустовский)

4). Итак, что мы будем сегодня изучать на уроке?

Текст, связь предложений в тексте.

Сообщение учителем цели и задач урока:

Углубить знания о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; познакомиться со способами связи предложений в тексте. Научиться применять знания о способах связи предложений в тексте.

Изучение теории стр.10

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться.

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Закрепление

Упр.14

Подготовка к ВПР

Работа карточками

Рефлексия

Оценивание

Д.з. подготовить 5 пословиц об осени (3-4 б.)+фонетич.разбор слова озеро(на 5 балов)

Карточка

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шел неделями. Леса моросили дождем облетавшей листвы.

Карточка

Карточка

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шел неделями. Леса моросили дождем облетавшей листвы

Карточка

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шел неделями. Леса моросили дождем облетавшей листвы

Карточка

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шел неделями. Леса моросили дождем облетавшей листвы

Карточка

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шел неделями. Леса моросили дождем облетавшей листвы

Карточка

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шел неделями. Леса моросили дождем облетавшей листвы

Карточка

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шел неделями. Леса моросили дождем облетавшей листвы

Карточка

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шел неделями. Леса моросили дождем облетавшей листвы

Карточка

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шел неделями. Леса моросили дождем облетавшей листвы

Карточка

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шел неделями. Леса моросили дождем облетавшей листвы

Карточка

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шел неделями. Леса моросили дождем облетавшей листвы

Карточка

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шел неделями. Леса моросили дождем облетавшей листвы

Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от са­мых незаметных вещей - от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.

Осень пришла врасплох и завладела землей - садами и река­ми, лесами и воздухом, полями и птицами . Все сразу стало осен­ним. В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.

Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные пти­цы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо. Беспокойные птицы улетали на юг.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. Только к концу сен­тября перелески обнажились. Сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

(По К. Паустовскому) (139 слов)

Задания

  1. Найдите и графически обозначьте однородные члены пред­ложения.
  2. Выполните синтаксический разбор выделенного предложе­ния.
  3. Выполните морфологический разбор выделенных слов.
  4. Продолжите рассказ об осени. Составьте 2–3 предложе­ния, сохраняя стиль автора.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Лексическая работа по вариантам.

Задание: расставить ударения в следующих словах:

I вариант. Выкрашенный, обеспечение, досуг, диспансер, чистильщик, импорт, медикаменты, цемент, щавель.

II вариант. Поняла, договор, языковое явление, приняла, дефис, торты, квартал, аристократия, баловать, газопровод.

Объяснить лексическое значение слов:

I вариант – диспансер ;

II вариант – языковое явление.

III. Беседа с классом. Повторение изученного.

1. Что называется простым предложением?

2. Где заключено грамматическое значение предложения?

3. Что называется подлежащим? Чем может быть выражено подлежащее?

4. Что называется сказуемым? Какие типы сказуемых вам известны?

IV. Анализ предложений. Работа в группах.

1-я группа. Задание. Записать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.

1. Солнцевзошло .

2. Деньбудет жарким .

3. Стемнело .

4. Рекабыла глубока .

5. Сын выпускник школы .

6. Поздний вечер .

7. Безмолвие .

8. Насталаночь .

9. Деньбыл морозным .

2-я группа. Задание. Записать предложения, подчеркнуть подлежащие, указать способ выражения подлежащего.

сущ.1. Редела тень .

прич. в знач. сущ.2. Провожающие собрались на перроне.

числ. в знач. сущ.3. Восемь делится на два.

числ.4. Трое вышли на улицу.

междом.5. Далече грянуло «ура» . (А. С. Пушкин)

местоим.6. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин)

н.ф.гл.7. Жить – Родине служить. (Пословица)

словосочет.8. Стаи воробьев купались в луже.

9. Многие из нас видели этот фильм.

10. Мы с родителями побывали в музее.

11. Млечный Путь ярко выделялся на ночном небе.

12. На уборку урожая вышли от мала до велика .

3-я группа.Задание. Записать предложения, подчеркнуть сказуемые, указать способ выражения сказуемого.

1. Деревья быстро пожелтели .

2. Мальчик начал волноваться сильнее.

3. Преподаватель словесности строг .

4. Кинофильм очень интересный .

5. «Евгений Онегин» – роман в стихах А. С. Пушкина .

6. Утро было раннее .

7. Озеро как зеркало .

8. Два плюс три будет пять .

9. Вечером море было черного цвета .

V. Анализ текста. Повторение.

Задание. Записать текст, вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст, определить стиль и тип речи, расставить знаки препинания . Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо л..тели по ветру то отвес(?)но л..жились на сырую траву. Часто осенью я прист..льно сл..дил за падающими листьями чтобы поймать ту (не) заметную долю с..кунды когда лист о..деляется от ветк.. и нач..нает падать на землю. Я посм..трел на клен и увид..л как..сторожно о..делился от ветк.. красный лист вздрогнул на одно мгн..вение ост..новился в воздух.. и косо нач..л падать к моим ногам ш..лестя и кол..хаясь… Каждый лист был ш..девром тончайш..им слитком из золота и бронзы обрызг..нныйкиноварью * и чернью каждый лист был соверше(н, нн)ым тв..рением природы произв..дением ее таинстве(н, нн)ого иску(с, сс)тва. (К. Г. Паустовский)


(Текст посвящен описанию листопада. Писатель пробуждает в воображении читателя чувство восхищения творениями природы. Стиль данного текста художественный, поэтому речь образная. В ней используется конкретная лексика (листопад, дни, ночи, лист, посмотрел, отделяется и т. д.), слова с переносным значением (слитком из золота и бронзы) , изобразительно-выразительные средства языка(лист вздрогнул – олицетворение).

Тип речи – описание, так как цель автора – описать красоту осеннего листа. Организующая роль принадлежит глаголам (начался, падать, отделяется, посмотрел и др.), глагольным формам(падающими, шелестя, колыхаясь) . В небольшом тексте слово падать (падающий) повторяется четыре раза. Это придает тексту динамизм, живое восприятие картины листопада.)

Лексический разбор слова киноварь (киноварью), – и. п., ж. р. – минерал красного цвета, сырье для получения ртути, а также краска из этого минерала («Словарь русского языка» С. И. Ожегова).

В тексте слово употреблено в переносном значении: обрызганный киноварью – метафора. По стилистической окраске слово принадлежит к книжной лексике, в художественном тексте служит для создания образа, передачи авторского отношения к описываемому предмету. Заимствовано из греческого языка.

VI. Итог урока.

Домашнее задание.

1. Повторить материал о восклицательных и невосклицательных предложениях, двусоставных и односоставных.

3. Составить и записать односоставные предложения, охарактеризовать их.

Урок 7 Тема: ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ