Мотивация учебной деятельности презентация к уроку на тему. Мотивация учебной деятельности школьников Изменились ли мотивы учебной деятельности презентация

Проблема формирования мотивации учения у школьников

Работа выполнена

Сальниковой Светланой

Научиться можно только тому, что любишь. Гёте И.


Цель:

Проанализировать проблему формирования мотивации учения у школьников и определить способы формирования учебной мотивации

Задачи:

  • Дать определение понятия «мотивация».
  • Охарактеризовать мотивацию учения младших школьников и подростков.
  • Проиллюстрировать проблему формирования мотивации сюжетом из фильма
  • Выделить причины спада школьной мотивации.
  • Определить способы формирования учебной мотивации и охарактеризовать их.

  • Сбор и анализ психолого-педагогической литературы.
  • Приведение примеров из фильмов
  • Анализ фрагмента фильма

Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

  • познавательные;
  • коммуникативные;
  • эмоциональные;
  • мотивы саморазвития;
  • позиция школьника;
  • мотивы достижения;
  • внешние

(поощрения, наказания).


Младший школьный возраст

В мотивации учения младших школьников ведущую роль играют широкие социальные мотивы, прежде всего «позиционный» мотив (быть хорошим учеником) и мотив долга и ответственности (чувство долга перед учителями и родителями).

Собственно учебная мотивация не занимает значимого места в мотивации учения детей в начальной школе, они не испытывают серьезного интереса к содержанию и способам учебной деятельности.

Уровень мотивации школьников к учебе снижается к концу младшего школьного возраста.


Подростковый возраст

С переходом в среднее звено происходят серьезные изменения в мотивационной сфере детей. Мотив долга и ответственности отходит на вторые позиции, а другие социальные мотивы подростком недостаточно осознаны.

Важнейшая потребность детей подросткового возраста – это потребность в самоутверждении, желание занять определенное место в коллективе. Поэтому притязание на признание со стороны сверстников может стать важным стимулом к учению.

Г.И. Щукина подчеркивает, что у значительной части школьников (младшие школьники и подростки) познавательный интерес направлен на практическое использование знаний


Помимо субъективных особенностей самих учеников, мотивация определяется:

  • спецификой образовательного учреждения,
  • организацией образовательного процесса,
  • субъективными особенностями педагога,
  • отношением педагога к ученику,
  • своеобразием учебного предмета.


Причины спада школьной мотивации:

  • У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
  • Отношение ученика к учителю.
  • Отношение учителя к ученику.
  • Личная значимость предмета.
  • Умственное развитие ученика.
  • Продуктивность учебной деятельности.
  • Непонимание цели учения.
  • Страх перед школой.

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями :

1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения ;

2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

Развитие мотивов учения


Конкретные условия , вызывающие интерес школьника к учебной деятельности:

  • Способ раскрытия учебного материала
  • Организация работы над предметом малыми группами
  • Отношение между мотивом и целью
  • Проблемность обучения


Укрепление чувства "открытости" к воздействиям , т.е. к обучаемости, а именно:

  • участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности
  • отношения сотрудничества учителя и учащегося

Использование упражнений на укрепление адекватной самооценки .

Важно! Нужно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач


Обдуманное поощрение учителем

  • Для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях.
  • Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом , а к тем усилиям , которые прилагает ученик при выполнении задания.
  • Учитель должен сравнивать успехи ученика не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.

Мотивации способствуют

  • занимательное изложение,
  • необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся;
  • эмоциональность речи учителя;

  • Создание ситуаций спора и дискуссии;
  • Анализ жизненных ситуаций.

Использование игровых технологий

Применение игровых технологий стимулирует развитие всех сфер личности учащихся – мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, морально-нравственной.


  • Перед классом 2008г, США, реж. Питер Уэрнер
  • Умница Уилл Хантинг 1997г, США, реж. Гас Ван Сент
  • Общество мёртвых поэтов 1989г, США, реж. Питер Уир
  • Учитель на замену 2011г, США, реж. Тони Кэй
  • Хористы 2004г, Франция, реж. Кристоф Барратье
  • Звёздочки на земле 2007г, Индия, реж. Аамир Кхан, Амол Гуптэ
  • Писатели свободы 2006г, Германия, США, реж. Ричард ЛаГравенес
  • Класс 2008г, Франция, реж. Лоран Конте
  • Господин Лазар 2011г, Канада, реж. Филипп Филардо
  • Улыбка Мона Лизы 2003г, США, реж. Майк Ньюэлл
  • Человек эпохи Возрождения 1994г, США, реж. Пенни Маршалл
  • Учителю с любовью 1967г, Великобритания, реж. Джеймс Клавелл
  • Опус мистера Холланда 1995г, США, реж. Стивен Херек
  • Учитель года 2003г, Канада, США, реж. Уильям Дир

Опус мистера Холланда

1995г, США, реж. Стивен Херек

5 фрагментов из фильма


Анализ ситуации

Отсутствие интереса к предмету у учащихся

Негативный настрой учителя

Неуспеваемость учащихся по предмету

Раздражение учителя

Осознание учителем своего негативного настроя и желание исправить ситуацию

Использование иного метода обучения

Мотивация учащихся


Заключение

Проблема формирования мотивации учения является наиболее актуальной на сегодняшний день.

Необходимо развивать познавательную мотивацию, формировать интерес к учебе. Для этого преподавание учебных предметов должно быть выстроено так, чтобы в процессе обучения ребенок получал новое знание, чтобы у него была возможность самостоятельного поиска этого знания, его применения.

Важная роль в формировании учебной мотивации принадлежит учителю. От его профессиональной подготовки, от его отношения к детям зависит их интерес к учебе.


Теоретический семинар:

«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности познавательного процесса»

СЛАЙД 2

Многие исследователи считают, что проблему низкой учебной мотивации необходимо решать по ряду причин. Во-первых, мотивация влияет не просто на уровень усвоения знаний, но и на их качество.

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»

Василий Александрович Сухомлинский

СЛАЙД 3

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения необходимых целей.

Умение заинтересовать обучающихся — одно из направлений инновационного педагогическо-го поиска, как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала.

В самом начале обучения, как правило, ни один педагог не может пожаловаться на отсутствие у детей интереса к занятиям. Но проходит время и интерес значительно ослабевает.

Каждый педагог хочет, чтобы его обучающиеся, с интересом и желанием занимались, добивались успешных результатов. Но подчас и педагогу, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет заниматься”, “мог бы достичь отличных результатов, а желания нет”.

Одна из основных задач педагога - постоянно развивать мотивацию к занятиям уобучающихся. Важную роль в процессе формирования мотивации играет педагог, его желание действовать.

СЛАЙД 4

Не менее важную роль в повышении мотивации играют цели занятия :

— необходимо проектировать перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса;

— общие цели занятия должны быть детализированы микроцелями, т.е. задачами этапов занятий;

— необходимо обеспечивать понимание и принятие цели обучающимися как собственной, значимой для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления;

— цель должна соизмеряться с возможностями обучающихся;

—цель должна указывать на её достижение; у педагога должны быть способы и приемы проверки степени достижения цели (подведение итогов занятия).

Занятие следует организовать так, чтобы обучающемуся было интересно от самого процесса обучения и радостно от общения с педагогом и другими обучающимися.

СЛАЙД 5

Главная задача педагога заключается в создании у обучающихся устойчивой мотивации достижения успеха, повышении у них самооценки. Прежде всего, необходимо отмечать и поощрять малейшие удачи в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему; подробно обосновывать, выделяя положительные моменты, акцентируя на них внимание, воспитывая уверенность обучающегося в свои возможности, постепенно изменяя его самооценку. Формированию мотивации способствует и занимательность изложения обучающего материала, эмоциональность речи педагога и новизна информационного материала, вызывающего состояние удивления, озадаченности. Педагог, развивая творческие способности обучающихся должен видеть потенциальные возможности каждого ребенка, внимательно реагировать на всякое проявление творческой активности. Только благодаря такой кропотливой работе повышается уровень мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к занятиям. Формирование и развитие творческих способностей обучающихся требует длительной и целенаправленной работы. И строить всю свою работу необходимо так, чтобы обучающиеся сами захотели получать свои знания.

СЛАЙД 6

При подготовке к занятию необходимо учитывать мотивационное обеспечение занятия :

— постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к обучению через обеспечение психического и физического здоровья на занятии, соблюдение гигиены труда;

— создавать ситуации успеха для каждого;

— стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности обучающихся в общении и сотрудничестве с педагогом и группой;

— способствовать развитию обучающихся с разными способностями, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;

— стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

СЛАЙД 7

Применение на занятии современных педагогических технологий повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся.

создание проблемной ситуации: перед обучающимися ставится задание, как правило, практико-ориентированное, направленное на решение жизненной задачи, полезность решения которой очевидна им;

создание ситуации успеха: в системе заданий присутствуют задачи различного уровня сложности, дающие возможность пережить чувство успеха как можно большему числу обучающихся;

игровые ситуации на занятиях: игра - это метод обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой ситуации;

дифференцированный подход к организации учебного процесса: обучение на уровне возможностей и способностей обучающегося;

подбор творческих заданий: кроссворды; задания, имеющие множество решений, а также не имеющие решения; создание презентаций, разработка проектов и т.д.;

групповые формы работы хороши тем, что снимают излишнее напряжение. Кроме того, в группе всегда будет больше возможностей для индивидуальной учебной активности ребенка, чем при фронтальной работе. — парная форма работы хороша при формировании внимательности обучающихся, когда им предлагается проверить работы друг друга;

метод проектов: способствует активизации всех сфер личности — его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а так же позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная технология нацелена на развитие личности обучающихся, их самостоятельности, творчества;

интернет-технологии (ИКТ) сегодня являются частью общей информационной культуры обучающихся. Задача обучающихся сводится к постоянному самостоятельному поиску, обобщению и систематизации изучаемого материала, так как современные информационные системы обеспечивают доступ к большому объему знаний.

СЛАЙД 8

Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у обучающихся познавательный интерес к предмету . Существует широкий спектр способов и приёмов развития такого интереса.
Вот некоторые из приемов:

1) Привлекательная цель: перед обучающимся ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, достигая которую он выполняет учебное действие, которое планирует педагог.

2) Создание ситуации успеха позволяет замотивировать обучающихся на активную работу во время занятия. Можно предложить обучающимся во время устного опроса отвечать, начиная словами: «Я знаю, что...». Данный прием способствует росту уверенности обучающихся в своих силах, умениях.

3) Прием «Линия времени». Начертить на доске линию, на которой необходимо обозначить этапы изучения темы, формы контроля; проговорить о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе найти занятии, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет обучающимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.

4) Прием «Оценка — не отметка». Педагог отмечает вслух или жестом каждый успех обучающегося. Главная цель оценивания — стимулировать познание.

5) Прием «Образовательная стратегия». Педагог задает следующие вопросы:

— Что ты делал, чтобы выполнить эту работу хорошо?

— Как ты готовился к выступлению (выставке, конкурсу, открытому занятию и т.п.), что позволило тебе выполнить работу на отлично?
Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями, дети учат себя сами.

— Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали данную тему и т.д.

7) В начале учебного года можно попросить обучающихся ответить на ряд вопросов:

А) На что был похож прошлый учебный год?

На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

Что тебе нужно сделать для этого? Какая помощь нужна?

Б) Какого результата ты бы хотел бы добиться?

Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь, и в какой форме тебе нужна?

Как ты поймешь, что результат достигнут?

СЛАЙД 9

Заметно повышает мотивацию обучающихся благоприятный и продуктивный микроклимат на занятии.

Для повышения уровня учебной мотивации педагогу необходимо создавать благоприятную общую обстановку и приятное эмоциональное сопровождение (похвала, поощрение), создавать условия, которые способствуют возникновению интереса к занятиям, а также приучать детей к самостоятельной работе.

СЛАЙД 10

Значимым условием формирования учебной мотивации является личность педагога и характер его отношения к обучающемуся. Сам педагог должен являть собой образец внутренне мотивированной личности.

Значительное влияние на формирование мотивации обучения может оказать педагог, используя в своей работе определенные методы и приемы . Многие формы и методы работы хорошо известны. Педагоги постоянно ищут способы оживления занятий, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.

СЛАЙД 11

Встречаются и такие педагоги, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью обучающихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны педагога или родителей, плохого оценивания и т.д.

Педагог должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.

СЛАЙД 12

Именно от педагога, используемых им приемов, методов и средств, от умения настроить обучающихся на успех, от его умения отбирать содержание учебного материала, зависит успешность формирования учебной мотивации обучающихся.

Слайд 2

Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить.

Д.Г. Левитас

Слайд 3

На заседании №3 МК преподавателей ООД 29.11 2010г были рассмотрены вопросы:

Что такое результат на уроке? Взаимосвязь цели и результата на уроке? Взаимосвязь содержания и результата на уроке? Учёт особенностей учащихся и их влияние на результат урока?

Слайд 4

Были выявлены проблемы работы со слабоуспевающими учащимися. Обсуждены методы и формы обучения в развитии и стимулировании познавательной мотивации учащихся. Познакомлены с разработками дополнительных мер, направленных на создание условий для обучения детей, имеющих различные способности.

Слайд 5

Дифференциация обучения

Дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создаётся комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.

Слайд 6

Индивидуализация обучения

взаимодействие учителя с группой учащихся или с одним учеником по индивидуальной модели с учётом личных способностей и особенностей.

Слайд 7

Значение уровневой дифференциации

учебные возможности ученика; его личные качества, которые играют огромную роль в усвоении учебного материала; опирается на обратную связь с учеником на каждом уроке.

Слайд 8

Положительные стороны дифференциации

исключение уравниловки и усреднения учащихся; повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений; объединение учащихся в группы равных по способностям детей для облегчения учения и усвоения предметного материала; создание щадящих условий для слабых учащихся.

Как развить у учеников интерес к предмету? Какие способы повышения работоспособности на уроках вы используете? Какие формы организации обучения работает на развитие личности ребёнка? Как индивидуализировать обучение на уроке?

Слайд 10

Мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определенные.

Слайд 11

Мотивационная сфера ученияучащихся определяется следующими понятиями:

это внутреннее отношение учащихся к учению. Психологи отмечают, что смысл учения - это сложное личностное образование, которое включает два момента: 1.Осознание ребенком объективной значимости учения; 2.Понимание ребенком субъективной значимости учения. это побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересован- ность в его совершении; это направленность учащихся на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения; это реакция учащихся на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности учащихся, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Смысл учения Мотив учения Постановка целей Интересы Эмоции это познавательно- эмоциональное отношение учащихся к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

Слайд 12

Мотивационную сферу можно разделить на познавательные и социальные мотивы.

Слайд 13

Слайд 14

Постоянно стимулировать и мотивировать положительного отношения к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда; Создавать ситуации успеха; Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками; Способствовать развитию как “сильных”, так и “слабых” учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию; Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности. При подготовке к уроку необходимо учитывать мотивационное обеспечение урока:

Слайд 15

Большую роль в создании мотивации играют цели урока Цель должна указывать на её достижение; у учителя должны быть способы и приемы проверить достигнута ли цель урока; Общие цели урока должны быть детализированы микроцелями, т.е. задачами этапов урока; Необходимо проектировать перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса (цель курса реализуется через систему уроков); Необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как собственную, значимую для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления; Цель должна соизмеряться с возможностями учащихся; Проектируя урок, учитель, должен быть внутренне готов к тому, чтобы принимать оперативные решения и вносить необходимые изменения Цели урока:

Слайд 16

Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьника интерес к предмету Существует широкий спектр способов и приёмов развития такого интереса. Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.

Слайд 17

Повышение интереса к учебному материалу

Привлекательная цель Удивляй! Отсроченная отгадка Фантастическая добавка Лови ошибку! Практичность теории Пресс – конференция Вопрос к тексту

Слайд 18

Что же более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу на уроке: Неумение удержать дисциплину на уроке, в результате чего цель урока не может быть достигнута; Неумение организовать деятельность, творчество учащихся на уроке; Неумение создать обстановку и возможности для успеха каждого ученика; Отсутствие собственных внепредметных интересов и умений, которые могут быть значимы для учащихся; Педагогические и психологические ошибки в общении с детьми, которые не дают достаточного авторитета учителю; Несдержанность, агрессивность, крикливость как проявление отсутствие профессионализма;

Слайд 19

Вывод: МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ-ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.» В.А. Сухомлинский

Посмотреть все слайды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мотивация учебной деятельности школьников Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. 900igr.net

Как мотивировать познавательную деятельность ученика? «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё» Л.С.Выготский «Деятельности без мотива не бывает» А.Н.Леонтьев

Мотив Мотив – источник деятельности любого человека. «Энергетическая батарейка» личности, от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

Мотив интерес, потребность, стремление, убеждение, идеал, эмоции, влечения, инстинкты, установки, это то что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.

«Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения» И.Павлов Без внутреннего настроя ребёнка, без его мотивации на деятельность, основным педагогическим воздействием выбирается насилие. Педагог опирающийся только на понятия «должен» и «необходимо» сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией. У ребёнка формируется: *тенденция к уклонению от учёбы *деятельность и результаты учения незначительны *сильная отвлекаемость на уроке *быстрое утомление *чувство удручённости и неудовлетворённости *неподвижность, ригидность мышления.

Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Учитель порой забывает о том, что многое из того, что ему самому представляется важным и полезным, лишено смысла для ученика. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности

Факторы влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников. Содержание учебного материала. Стиль общения учителя и учащегося. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

Для этого необходимо? Особый характер преподнесения учебного материала: а). аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный); б). деловой; в).необычный. Использование, показ, подчёркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания: а).важность отдельных частей; б).трудность, сложность (простота, доступность); в).новизна, познавательность материала; г).открытие нового в известном; д).историзм, современные достижения науки; е).интересные факты, противоречия, парадоксы. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами. Показ значимости знаний, умений: а).общественной, б).личностной. Межпредметные связи

Стиль общения учителя и учащегося Авторитарный Формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический Способствует внутренней мотивации. Либеральный (попустительский) Снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех»

Стиль общения учителя и учащегося Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявлении доверия к силам и возможностям ученика. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь.

Организация учебной деятельности 3 этапа: 1).мотивационный, 2).операционально-познавательный, 3).рефлексивно-оценочный.

Мотивационный этап это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Мотивационный этап состоит из трёх учебных действий: 1).создание учебно-проблемной ситуации; 2).формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации; 3).рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.

создание учебно-проблемной ситуации достигается с помощью следующих приёмов: а).постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему; б).рассказа учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы; в).рассказа о том, как решалась эта проблема в истории науки.

Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке.

Мотивационный этап На данном этапе важно обратить внимание на предъявление требований к учащимся. Они могут быть: по содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); алгоритмы; единые и индивидуальные, групповые, общие и детальные, прямые и косвенные

Операционально-познавательный этап На этом этапе важно добиваться, чтобы учащийся начинал действовать. Для этого необходимо ситуаций различного характера: Интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия, ссора); Игрового (познавательные игры, соревнования и т.д.); Эмоционального (успеха, увлечённости темой…). Во многих случаях групповая форма учебной деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.

рефлексивно-оценочный этап связан с: анализом проделанного, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы.

рефлексивно-оценочный этап Если учитель уделяет этому этапу должное внимание, то: учащиеся испытывают удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это ведёт к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем.

рефлексивно-оценочный этап Если учитель уделяет этому этапу мало внимания и всё сводит к выставлению оценок, то тогда может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку. Это приводит к угасанию мотива познавательной деятельности. Важно, чтобы в оценке: давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся, подчёркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков; а не только констатировалось их наличие

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности ученика

I. Эмоциональные методы мотивации поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желания быть значимой личностью.

II. Познавательные методы мотивации опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод)

III. Волевые методы мотивации предъявление учебных требований, информирование об образовательных результатах обучения, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности

IV. Социальные методы мотивации развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование.

Уровни познавательного интереса I уровень – проявление ситуативного интереса к учёбе, к предмету (иногда на уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки). II уровень – учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни).

Уровни познавательного интереса III уровень – интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет думать; получаю удовольствие, работая на уроке). IV уровень – повышенный познавательный интерес (легко даётся предмет; с нетерпением жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель)

Уровни познавательного интереса Положительные показатели I и II уровня сформированности познавательного интереса важны и нужны на первоначальном этапе. Важны другие параметры – III уровень и особенно IV уровень. Ученики получают интеллектуальное удовольствие от решения задач, проявляют интерес к обобщениям и законам. Им интересны не только знания, но и способы их добывания, они испытывают интерес к самообразовательной деятельности. Положительная мотивация здесь устойчивая, и она заложена в сам процесс учения.

Система развития мотивации учения Если раньше на уроках пробуждали интерес к учению, то теперь надо его развивать, а это значит надо разрабатывать для занятий целую систему творческих заданий – комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трёх основных групп: причинно-следственные связи, комбинирование информации, планирование и выполнение практической деятельности.

Система развития мотивации учения Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к учебной деятельности предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы.

Оценка уроков по мотивационным критериям КРИТЕРИИ (УРОВЕНЬ) ПРИЁМЫ МОТИВАЦИИ 1.Низкий 1.Нет специальных заданий и информации для развития интереса к учёбе. 2.Критический 2.Учитель объясняет необходимость выполнения заданий. 3.Удовлетворительный 3.Создание занимательных ситуаций с помощью ребусов, занимательных фактов. 4.Хороший 4.Использование творческой задачи с интересным содержанием. 5.Высокий 5.Использование системы творческих заданий с интересным содержанием. 6.Оптимальный 6.Организация поиска и решения исследовательской задачи.

Подведём итог Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трёх педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности»