Что происходит в процессе общения. Общение с людьми. Правила общения с людьми

Понятие процесса общения включает в себя сложный коммуникативный механизм, который происходит между несколькими или группой индивидуумов, который, помимо прочего, может быть зависим от большинства различных обстоятельств.

Результативность происходящего общения может быть эффективной или же наоборот – малоэффективной, что во многом зависит от общей способности участников общения к его проведению.

Выделяют различные формы или виды общения, которые, тем не менее, достаточно тесно взаимосвязаны и практически неотделимы между собой.

Критерии

Выделяют ряд критериев, от соблюдения которых напрямую зависит эффективность проводимой коммуникации. Первый из этих «золотых» критериев предполагает активность в общении как минимум двух участников.

Иными словами, любая форма общения предусматривает как минимум два субъекта: того, кто отправляет информацию, является ее источником, и того, кто принимает исходящую информацию, то есть адресат.

Второй основополагающий критерий отмечает необходимость наличия между ведущими общение какой-либо общей, объединяющей темы. Третье условие является наиболее очевидным и заключается в наличие какой-либо общности между языковыми системами, которые используют все участники общения, что обеспечивает элементарно понимание друг друга.

Общение и его виды

С точки зрения психологии, общение и его виды –это специфическая форма деятельности людей, которая реализуется между несколькими или группой индивидуумов, являющихся равноправными партнерами по производимым коммуникативным действиям, которая в итоге приводит к определенному психологическому взаимодействию между ними.

Процесс общения подразумевает под собой обмен определенным набором сообщений, их восприятием, взаимопонимания сотоварищей по диалогу.

Субъектами коммуникации всегда являются люди. Несмотря на то что понятие общение присуще большинству живых существа, исключительно в случае человека данный процесс является осознанным.

Речь идет о том, что индивидуумы могут прибегать сознательно к различным вербальным или невербальным инструментам, приемам, которые предполагают достаточно широкий спектр взаимодействия и возможностей. Специалисты распределяют общающихся на коммуникаторов и реципиентов.

Первые из них передают информацию, а вторые – воспринимают ее, при этом в ходе диалога участники достаточно часто меняются данными ролями. В понятии процесса общения можно выделить целый ряд различных аспектов, таких как суть или смысл, основная задача и средства.

Основная суть или же смысл коммуникации всегда лежит в комплексе информации. Сведениях, которые и переносятся от одного живого существа к другому, которым они, в свою очередь, воспринимаются и анализируются.

Что касается непосредственной задачи общения, то она всегда должна быть ответом на вопрос о том, какую цель преследуют участники общения. Вступая в коммуникативный контакт с друг-дружкой.

Дело в том, что данные цели располагают достаточно широким аспектом, представляя из себя настоящий инструмент удовлетворения различных психологически и социальных потребностей: социокультурной, нравственной и эстетической, культурной, созидательной.

Среди инструментов механизм общения выделяют различного рода методы шифровки информации, ее транслирования, декодирования, которые также передаются собеседнику в ходе взаимодействия.

Под шифрованием информации подразумевают специфический метод приема передачи данных от одного существа к другому. Так информация может передаваться посредством речи, устной или письменной, с помощью органов чувств, различных системных знаков, технологии записи и сохранения различных данных.

В зависимости от различного набора свойств, условий, факторов и целей, вид общения может нести массовый, терапевтический, конфликтный, групповой или межгрупповой характер. Все зависит от специфики проведения общения и его участников.

Понимание структуры общения

Человеческое существо, будучи созданием социальным по природе своей, попросту не способно осуществлять полноценную и эффективную деятельность без установления контакта между отдельными индивидуумами, которые могут быть включены в эту конкретную деятельность.

Помимо этого, деятельность также не представляется возможной в случае отсутствия налаженного взаимопонимания между всеми ее участниками.

На сегодняшний день понимание структуры общения представляет из себя достаточно сложный механизм. Это наблюдается в связи с тем, что общение перерастает в многоуровневый и многосторонний процесс формирования контактов между различными индивидами, которое наступает как последствие вынужденной необходимости совместного труда.

При этом само общение подразумевает сугубо необходимый обмен данными, выработку какой-либо стратегии совместной и целостной деятельности, и желательный приме и анализ других, окружающих субъект личностей.

Уровни

При этом стоит отметить, что структура общения, как средства коммуникации, содержит в себе три уровня: межличностный, внутриличностный, и общественный. Разумеется, внутриличностная коммуникация подразумевает мысленный диалог индивидуума со своим внутренним «Я».

На самом деле, данный уровень общения встречается куда чаще, чем можно себе представить! Он возникает тогда, когда человек выстраивает какие-либо планы, стратегию поведения и деятельности, готовиться к дальнейшему сложному или просто важному для себя социальному взаимодействию, смене социальной роли.

Межличностные коммуникации являются более сложными для индивидуума, так как предполагают общение не с самим собой, а другим человеком. Общественный уровень коммуникации – это обмен информации субъекта с группой людей.

При этом принято выделять также три важных аспекта в любом уровне обмена информацией между субъектами. Коммуникативный аспект проявляет себя в выявлении определенной особенности, специфике конкретного процесса обмена данными между участниками общения.

Интерактивный аспект находит свое отображение в конкретных взаимодействиях партнеров по выполнению деятельности, которую они демонстрируют совместно.

Третий аспект, именуемый перципитивным, заключается в создании определенного устойчивого образа собеседника в сознании индивидуума. он базируется на сочетании реальных физических и внешних данных человека, а также его психологическом портрете, выстроенном в ходе общения.

Глава 1. Общение как обмен информацией…………………………………….5 1.1. Понятие и виды общения……………………………………………….5

1.2. Роль общения в психологическом развитии человека……………….11

1.3. Техника и приемы общения……………………………………….......15

Глава 2. Невербальная сторона в общении……………………………………….20

2.1. Невербальное общение………………………………………………...20

2.2. Жесты как средство выражения отношения человека

к своему собеседнику………………………………………………….23

2.3. Мимика как средство выражения эмоций человека …………………28

2.4. Позы в человеческом общении……………………………………......30

Заключение………………………………………………………………………….32

Литература…………………………………………………………………………..34

Введение.

Способность к общению это качество человека, которое делает его, прежде всего homo sapiens. Впрочем, и у животных имеются средства общения: так, в минуты опасности вожак издает условный крик, побуждающий стаю пуститься в бегство. Существует и достаточно сложная система движений, звуков (например, у некоторых видов птиц), к которым прибегают самцы или самки во время брачного периода. Подобные сигналы, несомненно, существуют и в человеческом мире. Но коммуникационная способность человека намного богаче, шире, она включает в себя и разнообразные речевые выражения. Общение играет большую роль в жизни человека. В процессе общения мы передаем большое количество информации. Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Различают вербальное и невербальное общение, использующее различные знаковые системы. Вербальное общение использует в качестве знаковой системы человеческую речь, т.е. систему фонетических знаков. Невербальное общение представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми. Невербальные сообщения способны передавать обширную информацию. Прежде всего, с помощью невербального общения мы можем получить информацию о личности собеседника. Можно узнать о его темпераменте, эмоциональное состояние в данный момент. Возможно, с легкостью выяснить его личностные свойства и качества. Узнать о его социальный статус и уровень самооценки. В процессе общения, через невербальные средства мы узнаем об отношении собеседников друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений. К невербальным сообщениям относят – мимику, жесты и позу. Мимика представляет собой все изменения выражения лица человека, которые можно наблюдать в процессе общения. Жесты – это движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе общения речь человека и выражают отношение к собеседнику. Поза – это положение человеческого тела в пространстве. Все перечисленные невербальные сообщения происходят без использования слов. С их помощью человек передает 65% информации в процессе общения. Проблемой в наше время является не умение правильно донести до собеседника ту или иную нужной информации. Поэтому нужно этому учиться. Без умения общаться вы не сможете добиться поставленной цели. Не сможете наладить взаимоотношения в коллективе. Поэтому эта тема является достаточно актуальной в наше время.

Объектом изучения является общение человека. Предметом изучения является невербальное общение человека. Целью работы - изучение невербального общения как вида коммуникации. Данная цель требовала решения следующих задач: Изучить психологическую литературу по данной теме, раскрыть понятие этой темы, изучить невербальные стороны общения.

Глава 1. Общение как обмен информацией.

1. 1.Понятие и виды общения.

Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребностьчеловека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости.

Нет ни малейшего сомнения в той огромной роли, которую играет общение в жизни и деятельности общества. Уже сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека как «общественного человека», невозможен без общения. Если его роль в этом процессе в нормальных условиях несколько замаскирован, то, скажем при обучении слепоглухонемых она выступает с особенной ясностью. Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, можно заметить, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов - деятельность. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Схематично коммуникация может быть изображена так: SS. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они, как отмечает А.А. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением. Л.Д.Столяренко и С.И.Самыгин выделяют следующие средства и этапы в процедуре общения. К средствам общения относятся: язык, интонация, эмоциональная выразительность, мимика, поза собеседника, жесты и расстояние на котором общаются собеседники. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, "субъективный" смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику. В процедуре общения Л.Д.Столяренко и С.И.Самыгин выделяют следующие этапы: Первым этапом является потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. Второй этап это - ориентировка в целях общения, в ситуации общения. Третий этап - ориентировка в личности собеседника. Четвертым этапом является планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет. На пятом этапе бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести. Шестой этап это - восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. И заключительным этапом является корректировка направления, стиля и методов общения.

Следовательно,если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют "социальным интеллектом", "практически-психологическим умом", "коммуникативной компетентностью", "коммуникабельностью".

А.В. Батаршев выделяет, следующие виды общения - деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо продуктивную совместную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержание является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от делового личностноеобщение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.п. Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

Л.Д.Столяренко и С.И.Самыгин выделяют несколько другие виды общения: Первым видом общения является "контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди "не задевали" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться" от собеседника. Следующим видом выделяют примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого. Третий вид - формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Четвертым видом общения является - духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение. Пятым видом - манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника. Последним видом общения Л.Д.Столяренко и С.И.Самыгин выделяют светское общение. По их словам суть светского общения заключается в его беспредметности. Люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Процесс взаимодействий и взаимоотношений субъектов (людей) рассматривается как общение. В зависимости от предмета общения, общение может быть:

Бытовым и деловым;

Специфично – профессиональным и общенаучным;

Социально – политическим и информационно – коммуникативным.

Деловое общение - есть передача мыслей, эмоций или отношений одного или нескольких человек другому или другим людям. Некоторые принципы общения предусматривают, что:

Должна существовать линия общения;

В конце каждой линии должны находиться лица, способные пользоваться ею;

Должны быть некоторые средства, подтверждающие использование линии;

Должно быть достаточное побуждение к использованию линий общения;

Должна быть выбрана правильная форма общения (устная, письменная, диаграммная или рисуночная).

Процесс общения включают в себя: Намерение – Внимание – Восприятие – Запоминание – Участие.

1. Намерение (анализ) отвечает на вопросы: что, кто, почему, когда.

2. Внимание. Общение должно воздействовать на различные чувства. Привлечение внимания вначале осуществляется при ответе на вопросы: что важно для получающего лица? Какая форма общения наилучшим образом привлечет внимания?

3. Восприятие. Информация должна быть правильно воспринята реципиентом. Общение должно происходить с помощью понятий, доступных пониманию.

4. Запоминание. Необходимо учитывать, что:

Сознание предпочитает позитивные данные;

Простое – более чем сложное;

Логичное – более чем бессистемное;

Известное – более чем неизвестное;

Конкретное - более чем абстрактное и т.д.

5. Участие (обратная связь) должна поощряться отправителем информации на каждой стадии общения. Обратная связь выражается в словах (произнесенных ими написанных), действиях, поведении и подтверждает, что реципиент получил и понял послание.

Часто общение и коммуникации рассматриваются как синонимы. Схема общения может быть представлена в виде К Р, где К – коммуникатор (кто отправляет информацию); Р – реципиент (кто получает ее). Если процесс коммуникации выступает в виде процесса передачи навыков, умений, знаний, информации, то преобладающими в этом процессе будут доказательный, иллюстративный и аргументирующий аспекты. В этом случае коммуникатор называется аргументатором, а реципиент - адресатом. Процесс коммуникации в этом случае будет являться лекцией, семинаром, наставлением. Процесс коммуникации может приобретать конфликтную форму и реализовываться в конфронтации, противоборстве. В том случае коммуникатор называется оппонентом, а реципиент – пропонентом. Процесс коммуникации характеризуется тем, что в ответ на каждое сообщение пропонента оппонент выдвигает свой контртезис, контраргумент. Конфликтная коммуникация реализуется в разных формах.


Спор квалифицируется как процедура, в которой один доказывает, что какая – то мысль верна, а другой доказывает, что она ошибочна. В споре идет обмен мнениями, в котором оппонент борется за отстаивание своего мнения и опровергает тезис пропонента. В споре главной целью является не доказательство истинности положения, а утверждение собственного мнения, своей точки зрения по спорному вопросу. Спор ведется не организованно и не упорядоченно.

Дискуссия, в отличие от спора, не ведет к конфронтации, не разъединяет, а объединяет. Признаки дискуссии связаны с организованностью, упорядоченностью, коллективной деятельностью по выяснению истинности спорных положений. Дискуссия тяготеет к компромиссу, к подведению тезиса под общее основание. Идет уточнение терминологии, обобщение методов и методик и формируются общие позиции.

Полемика - это такой вид обсуждения, который характеризуется непримиримостью оснований мнений. В ходе полемики развивается представление о предмете обсуждения, хотя компромисс не достигается. Чаще всего полемика применяется при решении вопросов социально – политической значимости.

Диспут – это всегда публичный спор. Предметом диспута может быть научно или общественно значимая проблема. По организационной структуре диспут характеризуется как широко варьируемая форма обсуждения. Это может быть публичная защита тезисов, обсуждение и защита социальных объектов, защита диссертации и т.д. Диспут не только проясняет основание, но и утверждает позиции спорящих.

Дебаты и прения предназначены для обмена мнениями в публичной форме по поводу положений или тезисов, высказываемых в речи или докладе. Цель – выяснить отношение участников обсуждения к рассматриваемой проблеме. Кроме речевого общения бывает:

Письменное общение;

Слушание;

Непротокольное поведение (отношение, тон голоса, восклицания, молчание).

Существует язык знаков (дорожных), язык действий (бег), язык предметов (одежда), язык слов, жестов и т.д.

Анализ различных концепций социального взаимодействия показал, что значение термина «взаимодействие» или интеракция в них чрезвычайно многозначно.

Мы будем понимать под взаимодействием в процессе общения взаимозависимый обмен действиями , поведенческими реакциями и психическими состояниями , который осуществляется партнерами по общению с целью организации их совместной деятельности.

Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями партнеров по общению, ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями. При этом действия каждого индивида всегда ориентированы на другого человека и зависят от него.

Интерактивная сторона общения по сути своей является психологическим воздействием одного человека (группы людей) на психику другого человека (группы людей). Результатом такого рода проникновения выступают изменения индивидуальных или групповых взглядов, мотивов, отношений, установок и состояний. Эти изменения могут быть временными, преходящими или устойчивыми.

В процессе делового общения одним партнером оказывается постоянное воздействие на другого с целью вызвать у него соответствующую реакцию, побуждающую к определенным действиям. Такое взаимодействие может осуществляться по вертикали (руководитель - подчиненный). Так, руководитель воздействует на подчиненного, отдавая распоряжения и рекомендации, получая «обратную связь», т.е. контрольную информацию от подчиненного о выполнении заданий и оценивая выполненную работу. Подчиненный, в свою очередь, тоже оказывает воздействие на руководителя. Взаимодействие может осуществляться и по горизонтали - между сотрудниками равными по своему статусу. Важно подчеркнуть, что поведение участников совместной деятельности определяется их объективной взаимозависимостью.

В психологическом плане главное содержание общения - это воздействие на партнера. При его описании чаще всего используются термины действий. Например: «Он на меня давил, но я не поддался», «Он подстраивался под меня» и т.д. При общении происходит постоянная реакция на действия другого. Она проявляется в позитивных эмоциях при согласии и негативных эмоциях при несогласии с действиями партнера. Реакция на действия собеседника проявляется в просьбах, предложениях, указаниях, выражении мнения, выдаче информации.

Реакция на действия партнера по общению может быть разная и зависит от того, как мы его воспринимаем и оцениваем его действия. В одном случае может казаться, что партнер нас к чему-то подталкивает, и мы осознанно или неосознанно сопротивляемся его воздействию, в другом - что мы действуем «заодно», в третьем - что партнер затрагивает наши интересы и мы отстаиваем их и т.д. За словами стоят действия. Общаясь, мы постоянно отвечаем для себя на вопрос: «Что он делает?», и наше поведение строится исходя из полученного ответа.

Партнеры по общению как основные компоненты процесса взаимодействия.

Основными компонентами процесса взаимодействия в деловом общении являются, прежде всего, сами его участники, их взаимная связь и воздействие друг на друга.

Эффективность взаимодействия во многом зависит от совместимости его субъектов. Совместимость может иметь место на разных уровнях: физиологическом, психофизиологическом, социальном и т.д. Под психологической совместимостью в социальной группе понимают оптимальное сочетание свойств участников взаимодействия, возможность группы в данном составе работать бесконфликтно и согласованно.

В одних и тех же условиях деятельности разные люди ведут себя по-разному. Одни успешно работают в полном одиночестве, другим необходимы коллеги, сотрудники. В случае психологической совместимости психологическое напряжение либо отсутствует, либо легко снимается при постоянном общении.

Этот феномен во многом зависит от индивидуальных особенностей участников взаимодействия. Так, наиболее совместимыми являются люди с высокой коммуникативной потребностью, люди с различным практическим интеллектом. Эмоциональные люди предпочитают иметь дело с себе подобными; люди с сильной нервной системой предпочитают иметь дело с партнерами, более слабыми в этом отношении. В результате проведенных исследований были выделены социальные качества человека, наиболее ярко влияющие на психологическую совместимость: интроверсия - экстраверсия, мобильность - ригидность, доминантность - недоминантность.

Мобильность и ригидность - качества, определяемые типологическими свойствами человека, его темпераментом. Мобильные люди динамичны и выразительны. Они относятся к изменениям, как к положительной стороне жизни. Ригидные люди предпочитают устойчивость и стабильность во всем. Они основательны, заторможены, воспринимают изменения негативно. Эти типы практически не совместимы ни по отношению к жизни, ни по способам действий, а их общение редко бывает и эффективным.

Доминантность часто обозначают как гиперактивность, напористость и агрессивность. Подобное качество может развиться у человека, обладающего завышенной самооценкой. Недоминантный человек, напротив, проявляет покорность, безволие, уступчивость и отсутствие инициативы при взаимодействии, такой собеседник обычно приспосабливается к партнеру по общению. Однако в паре доминант - недоминант может возникнуть проблема манипулирования.

Другой показатель эффективности взаимодействия - адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя. Если же та или иная самоподача не адекватна, то взаимодействие затруднено. Если стиль поведения сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован.

Процесс общения между людьми мы предлагаем очень кратко рассмотреть в следующем направлении.

Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. Эти наблюдения подтверждают мысль о существовании сенсорного голода и о необходимости в жизни ребенка стимулов, которые обеспечивают ему физический контакт. К этому выводу весьма нетрудно прийти и на основе повседневного опыта.

Подобный феномен можно наблюдать и у взрослых людей в условиях сенсорной депривации. Имеются экспериментальные данные показывающие, что сенсорная депривация может вызвать у человека временный психоз или стать причиной временных психических нарушений. Замечено, что социальная и сенсорная депривации столь же пагубно влияют на людей, приговоренных к длительному одиночному заключению, которое вызывает ужас даже у человека с пониженной чувствительностью к физическим наказаниям.

Вполне вероятно, что в биологическом плане эмоциональная и сенсорная депривации чаще всего приводят к органическим изменениям или создают условия для их возникновения. Недостаточная стимуляция активирующей ретикулярной формации мозга может привести, даже косвенно, к дегенеративным изменениям в нервных клетках. Разумеется, это явление может быть и результатом недостаточного питания. Однако недостаточное питание в свою очередь может быть вызвано апатией, например как это бывает у младенцев в результате крайнего истощения или после длительной болезни.

Можно предположить, что существует биологическая цепочка, ведущая от эмоциональной и сенсорной деприваций через апатию к дегенеративным изменениям и смерти. В этом смысле ощущение сенсорного голода следует считать важнейшим состоянием для жизни человеческого организма, по сути так же, как и ощущение пищевого голода. У сенсорного голода очень много общего с пищевым голодом, причем не только в биологическом, а и в психологическом и социальном плане. Такие термины, как «недоедание», «насыщение», «гурман», «человек с причудами в еде», «аскет», можно легко перенести из области питания в область ощущений. Переедание - это в каком-то смысле то же самое, что и чрезмерная стимуляция. В обеих областях при обычных условиях и большом разнообразии выбора предпочтение в основном зависит от индивидуальных склонностей и вкусов. Вполне возможно, что индивидуальные особенности человека предопределены конституциональными особенностями организма. Но это не имеет отношения к обсуждаемым проблемам. Вернемся к их освещению.

Для психолога и психотерапевта, изучающих проблемы сенсорного голода, представляет интерес то, что происходит, когда в процессе нормального роста ребенок постепенно отдаляется от матери. После того как период близости с матерью завершен, индивид всю остальную жизнь стоит перед выбором, который в дальнейшем будет определять его судьбу. С одной стороны, он постоянно будет сталкиваться с социальными, физиологическими и биологическими факторами, препятствующими продолжительной физической близости того типа, какую он испытывал, будучи младенцем. С другой стороны, человек постоянно стремится к такой близости. Чаще всего ему приходится идти на компромисс. Он учится довольствоваться едва уловимыми, иногда только символическими формами физической близости, поэтому даже простой намек на узнавание в какой-то мере может удовлетворить его, хотя исходное стремление к физическому контакту сохранит первоначальную остроту.

Компромисс этот можно называть по-разному, но, как бы мы его ни называли, результатом является частичное преобразование младенческого сенсорного голода в нечто, что можно назвать потребностью в признании (По-английски этот термин звучит recognition-hunger (голод по признанию) и вместе с тремя другими терминами - сенсорный голод, пищевой голод и структурный голод - образует систему параллельных терминов). По мере того как усложняется путь к достижению этого компромисса, люди все больше отличаются друг от друга в своем стремлении получить признание. Эти отличия делают столь разнообразным социальное взаимодействие и в какой-то степени определяют судьбу каждого человека. Киноактеру, например, бывают необходимы постоянные восторги и похвалы (назовем их «поглаживаниями») от даже неизвестных ему поклонников. В то же время научный работник может пребывать в прекрасном моральном и физическом состоянии, получая лишь одно «поглаживание» в год от уважаемого им коллеги.

«Поглаживание» - это лишь наиболее общий термин, который мы используем для обозначения интимного физического контакта. На практике он может принимать самые разные формы. Иногда ребенка действительно поглаживают, обнимают или похлопывают, а порой шутливо щиплют или слегка щелкают по лбу. Все эти способы общения имеют свои аналоги в разговорной речи. Поэтому по интонации и употребляемым словам можно предсказать, как человек будет общаться с ребенком. Расширив значение этого термина, мы будем называть «поглаживанием» любой акт, предполагающий признание присутствия другого человека. Таким образом, «поглаживание» будет у нас одной из основных единиц социального действия. Обмен «поглаживаниями» составляет трансакцию, которую в свою очередь мы определяем как единицу общения.

Основной принцип теории игр состоит в следующем: любое общение (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей. Этот факт был подтвержден экспериментами на крысах: было показано, что физический контакт благоприятно влиял не только на физическое и эмоциональное развитие, но также на биохимию мозга и даже на сопротивляемость при лейкемии. Существенным обстоятельством явилось то, что ласковое обращение и болезненный электрошок оказались одинаково эффективным средством поддержания здоровья крыс.

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Наши исследования позволяют сделать вывод о том, что физический контакт при уходе за детьми и его символический эквивалент для взрослых людей - «признание» - имеют большое значение в жизни человека. В связи с этим мы задаем вопрос: «Как ведут себя люди после обмена приветствиями, независимо от того, было ли это молодежное „Привет!“ или многочасовой ритуал встречи, принятый на Востоке?» В результате мы пришли к выводу, что наряду с сенсорным голодом и потребностью в признании существует также и потребность в структурировании времени, которую мы назвали структурный голод.

Хорошо известна проблема, часто встречающаяся у подростков после первой встречи: «Ну и о чем мы потом с ней (с ним) будем говорить?» Этот вопрос возникает нередко и у взрослых людей. Для этого достаточно вспомнить трудно переносимую ситуацию, когда вдруг возникает пауза в общении и появляется период времени, не заполненный разговором, причем никто из присутствующих не в состоянии придумать ни одного уместного замечания, чтобы не дать разговору замереть.

Люди постоянно озабочены тем, как структурировать свое время. Мы считаем, что одна из функций жизни в обществе состоит в том, чтобы оказывать друг другу взаимопомощь и в этом вопросе. Операциональный аспект процесса структурирования времени можно назвать планированием. Оно имеет три стороны: материальную, социальную и индивидуальную.

Наиболее обычным практическим методом структурирования времени является взаимодействие в первую очередь с материальной стороной внешней реальности: то, что обычно называют работой. Такой процесс взаимодействия мы назовем деятельностью.

Материальное планирование возникает как реакция на различного рода неожиданности, с которыми мы сталкиваемся при взаимодействии с внешней реальностью. В нашем исследовании оно интересно лишь в той мере, в которой подобная деятельность порождает основу «поглаживаний», признания и других, более сложных форм общения. Материальное планирование не является социальной проблемой, оно базируется только на обработке данных. Результатом социального планирования являются ритуальные или полуритуальные способы общения. Его основной критерий - социальная приемлемость, то есть то, что принято называть хорошими манерами. Во всем мире родители учат детей хорошим манерам, учат их произносить при встрече приветствия, обучают ритуалам еды, ухаживания, траура, а также умению вести разговоры на определенные темы, поддерживая необходимый уровень критичности и доброжелательности. Последнее умение как раз и называют тактом или искусством дипломатии, причем некоторые приемы имеют чисто местное значение, а другие универсальны. Например, стиль поведения за столом во время еды или обычай осведомляться о здоровье жены может поощряться или запрещаться местными традициями. Причем приемлемость этих конкретных трансакций находится чаще всего в обратной взаимосвязи: обычно там, где не следят за манерами во время еды, там и не справляются о здоровье женщин. И наоборот, в местностях, где принято интересоваться здоровьем женщин, рекомендуется выдержанный стиль поведения за столом. Как правило, формальные ритуалы во время встреч предшествуют полуритуальным беседам на определенные темы; по отношению к последним мы будем применять термин «времяпрепровождение».

Чем больше люди узнают друг друга, тем больше места в их взаимоотношениях начинает занимать индивидуальное планирование, которое может привести к инцидентам. И хотя эти инциденты на первый взгляд кажутся случайными (именно такими чаще всего они представляются участникам), все же внимательный взгляд может обнаружить, что они следуют определенным схемам, поддающимся классификации. Мы считаем, что вся последовательность трансакции происходит по несформулированным правилам и обладает рядом закономерностей. Пока дружеские или враждебные отношения развиваются, эти закономерности чаще всего остаются скрытыми. Однако они дают себя знать, как только один из участников сделает ход не по правилам, вызвав тем самым символический или настоящий выкрик: «Нечестно!» Такие последовательности трансакций, основанные, в отличие от времяпрепровождения, не на социальном, а на индивидуальном планировании, мы называем играми. Различные варианты одной и той же игры могут на протяжении нескольких лет лежать в основе семейной и супружеской жизни или отношений внутри различных групп.

Утверждая, что общественная жизнь по большей части состоит из игр, мы совсем не хотим этим сказать, будто они очень забавны и их участники не относятся к ним серьезно. С одной стороны, например, футбол или другие спортивные игры могут быть совсем незабавными, а их участники - весьма серьезными людьми. Кроме того, такие игры бывают порой очень опасными, а иногда даже чреваты фатальным исходом. С другой стороны, некоторые исследователи включали в число игр вполне серьезные ситуации, например каннибальские пиршества. Поэтому употребление термина «игра» по отношению даже к таким трагическим формам поведения, как самоубийства, алкоголизм, наркомания, преступность, шизофрения, не является безответственностью и легкомыслием.

Существенной чертой игр людей мы считаем не проявление неискреннего характера эмоций, а их управляемость Это становится очевидным особенно в тех случаях, когда необузданное проявление эмоций влечет за собой наказание. Игра может быть опасной для ее участников. Однако только нарушение ее правил чревато социальным осуждением. Времяпрепровождения и игры - это, на наш взгляд, только суррогат истинной близости. В этой связи их можно рассматривать скорее как предварительные соглашения, чем как союзы. Именно поэтому их можно характеризовать как острые формы взаимоотношений. Настоящая близость начинается тогда, когда индивидуальное (обычно инстинктивное) планирование становится интенсивнее, а социальные схемы, скрытые мотивы и ограничения отходят на задний план. Только человеческая близость может полностью удовлетворить сенсорный и структурный голод и потребность в признании. Прототипом такой близости является акт любовных, интимных отношений.

Структурный голод столь же важен для жизни, как и сенсорный голод. Ощущение сенсорного голода и потребность в признании связаны с необходимостью избегать острого дефицита сенсорных и эмоциональных стимулов, так как такой дефицит ведет к биологическому вырождению. Структурный голод связан с необходимостью избегать скуки. С. Кьеркегор описал различные бедствия, проистекающие от неумения или нежелания структурировать время. Если скука, тоска длятся достаточно долгое время, то они становятся синонимом эмоционального голода и могут иметь те же последствия.

Обособленный от общества человек может структурировать время двумя способами: с помощью деятельности или фантазии.

Известно, что человек может быть «обособлен» от других даже в присутствии большого числа людей. Для участника социальной группы из двух или более членов имеется несколько способов структурирования времени. Мы определяем их последовательно, от более простых к более сложным: 1) ритуалы; 2) времяпрепровождение; 3) игры; 4) близость; 5) деятельность. Причем последний способ может быть основой для всех остальных. Каждый из членов группы стремится получить наибольшее удовлетворение от трансакций с другими членами группы.

Человек получает тем большее удовлетворение, чем более доступен он для контактов. При этом планирование его социальных контактов происходит почти автоматически. Однако некоторые из этих «удовольствий» вряд ли могут быть так названы (например, акт саморазрушения). Поэтому мы заменяем терминологию и используем нейтральные слова: «выигрыш» или «вознаграждение».

В основе «вознаграждений», полученных в результате социального контакта, лежит поддержание соматического и психического равновесия. Оно связано со следующими факторами: 1) снятие напряжения; 2) избегание психологически опасных ситуаций; 3) получение «поглаживаний»; 4) сохранение достигнутого равновесия. Все эти факторы неоднократно изучались и подробно обсуждались физиологами, психологами и психоаналитиками. В переводе на язык социальной психиатрии их можно назвать так: 1) первичные внутренние «вознаграждения»; 2) первичные внешние «вознаграждения»; 3) вторичные «вознаграждения»; 4) экзистенциальные (т.е. относящиеся к жизненной позиции) «вознаграждения». Первые три аналогичны преимуществам, полученным в результате психического заболевания, которые подробно описаны у Фрейда. Мы убедились на опыте, что гораздо полезнее и поучительнее анализировать социальные трансакции с точки зрения получаемого «вознаграждения», чем рассматривать их как защитные механизмы. Во-первых, наилучший способ защиты - вообще не участвовать в трансакциях. Во-вторых, понятие «защита» только частично покрывает первые два типа «вознаграждений», а все остальное, включая сюда третий и четвертый типы, при таком подходе теряется.

Независимо от того, входят ли игры и близость в матрицу деятельности, они являются наиболее благодарной формой социального контакта. Длительная близость, встречаясь не так уж часто, представляет собой в основном сугубо частное дело. А вот важные социальные контакты чаще всего протекают как игры. Именно они и являются предметом нашего исследования.