Как делать выводы. Основной этап Тему нужно сделать вывод что

1 . Определение должно быть соразмерным, т.е. объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющего понятия. Следовательно, можно сделать вывод, что они должны находиться в отношении равнозначности: A = Вс т.е Dfd = DfDfn, где А – определяемое понятие; В – родовое понятие (род); с – видовое отличие (рода).

"Слишком широкого определения" – А < Вс. Например: "Студент – это учащийся". В указанное определение не включены отличительные признаки студента как учащегося.

"Слишком узкого определения" – А > Вс. Например: "Студент – эго учащийся МГУ".

  • 2. Определение не должно быть заключать в себе круга. Разновидностью круга в определении являются:
    • а) тавтология: определяемое понятие повторяет определяющее ("масло масляное"). Например: "Женатый человек – это тот, который женат";
    • б) круг в определении. Например: "Логика – наука о правильном мышлении, а правильное мышление – это мышление, изучаемое логикой".

Круг в определении возникает в том случае, когда определяемое понятие раскрывается через определяющее, а определяющее – через определяемое.

3. Определение должно быть ясным , четким, однозначным, т.е. содержать такие признаки определяемого понятия, которые не нуждаются в дополнительном определении и не содержат двусмысленности.

Нарушение этого правила ведет к логическим ошибкам:

  • а) "Определение неизвестного через неизвестное". Например: "Эпихейрема – умозаключение, составленное из энтимем";
  • б) "Подмена определения метафорами, сравнениями и т.п.". Например: "Отец – всегда случайность" (Ф. Ницше).

Поскольку определение приписывает определяющей части смысл, то он должен быть доступен по крайней мере пониманию. Ясность определяющей части зависит от соблюдения семантических и синтаксических требований к построению определений. Но главное – должны быть известны предметные значения входящих в состав определения терминов.

4. Определение по возможности не должно быть отрицательным, т.е. в определении не должно содержаться указание только на то, чем данный предмет не является, важно знать, какие признаки его формируют. Например: "Лиана – это растение, которое не произрастает в северных широтах". Данное определение не может четко определить класс лиан, так как в северных широтах вы не увидите ни пальм, ни бананов, ни прочего.

Ошибка: "Определение положительных понятий через отрицание". Например: "Логика – это не хиромантия и не оккультная наука", или "Сравнение – не доказательство". Однако на определение отрицательных понятий это правило не распространяется. "Безбожник – это человек, не признающий существования Бога", "Бесхозное имущество – имущество, не имеющее собственника или собственник которого неизвестен" – примеры правильных определений.

Приемы, заменяющие определение

В ряде случаев, когда речь идет о единичных понятиях, используются приемы, заменяющие определения: сравнение, описание, характеристика (рис. 4.7).

При помощи сравнения один предмет сравнивается с другим, сходным с ним в каком-либо отношении. Этот прием применяется для образной характеристики предмета. Сравнение

Рис. 4.7

помогает установить не только сходные признаки, но и признаки, отличающие один предмет от других, сходных с ним предметов. Например: "Рояль – это пианино, только больших размеров".

Задача описания состоит в том, чтобы наиболее точно и полно указать признаки предмета (лица, события, места, где оно произошло, и т.д.).

Например, описание внешних примет человека, по которым его можно отыскать, или места, которое требуется найти.

В некоторых случаях, например в ботанике, когда внешние признаки сходны у всех предметов некоторого класса описание может заменять определение общего термина.

Например: "Кошка – эго животное с хвостом, усами, мурлыкающее и ловящее мышей".

Характеристика состоит в указании отличительных и характерных признаков единичного предмета (лица, события и т.д.) с целью выделения его из класса однородных предметов.

В характеристике может быть указан только один важный в каком-либо отношении признак. Например, К. Маркс назвал Аристотеля "величайшим мыслителем древности"; И. М. Сеченов , по словам И. П. Павлова, "отец русской физиологии".

Характеристика во многом близка к определению, но признаки в характеристике таковы, что каждый из них не является необходимым, а вместе с тем и достаточным для однозначного выделения предметов данного класса.

При грамотном написании работы составить заключение будет достаточно просто. Мы расскажем о том, как это сделать.

Как подвести итог в письменной работе

Для того чтобы правильно написать вывод, нужно сначала со всей основательностью подойти к выполнению работы. Вне зависимости от того, дипломный ли это проект, курсовой или просто реферат, сочинение, вы должны будете при его написании реализовать поставленные научно-исследовательские, учебные цели. Они как раз и лягут в основу будущего заключения.

Причем удобнее будет подводить итоги после каждой отдельной главы письменной работы. В этом случае вам фактически не нужно будет думать, как написать вывод. Вы лишь объедините уже имеющиеся пункты в один логически связанный текст.

В целом же, последовательность действий при написании заключительной части работы будет выглядеть следующим образом:

  1. Обозначьте главную цель работы. Что требовалось выяснить, доказать, продемонстрировать. Удалось ли это сделать? Если да, то к какому итогу вы пришли по окончании работы?
  2. Составьте план содержания. Какие вопросы рассматривались? Какие выводы были получены по каждому из них?
  3. Внимательно изучите мини-выводы после каждой главы работы. Достаточно ли они последовательны и логичны?
  4. Приступайте к объединению мини-итогов в общее конечное заключение. Здесь также нужно соблюдать определенный план.

План написания заключения

  1. Начните с того, какие цели были поставлены в самом начале. Возьмите эту информацию из введения к работе. Начните эту часть заключения словами «В данной работе мы рассматривали вопрос…», «В начале работы мы поставили перед собой цель выяснить ….» и пр.
  2. Отметьте, что удалось узнать по ходу рассмотрения вопроса, ориентируясь на итоги каждой главы / раздела. Эту часть можно оформить, например, таким выражением: «В ходе исследовательской работы мы узнали, что…».
  3. Сделайте конечные выводы. Здесь уместно будет написать что-то вроде: «В заключении можем подвести следующий итог - …».

Помните, что не нужно переписывать уже имеющийся текст - замените слова синонимами, перефразируйте выражения, поменяйте структуру предложений. В самом конце подведите общий вывод, который следует из всех перечисленных итогов.

Что касается объемов заключения, то будет правильно писать вывод размером примерно в один абзац для каждой главы работы. Итоговое же заключение для сочинений, рефератов можно сделать объемом 1-2 страницы. Для курсовых и дипломных проектов, которые подразумевают сложное глубинное исследование, можно сделать более подробные выводы. Однако учтите, что общий объем вступительной и заключительной частей не должен превышать 25% от всего объема текста, иначе эти части будут казаться «водянистыми», что неприемлемо для качественной исследовательской работы.

Также несколько советов о том, как писать выводы для различных письменных работ, вы найдете в статье .

Итак, на основе выше приведенных фактов можно сделать вывод о том, что в наши дни география террористической активности не имеет границ. Огромное число стран пострадало от терроризма. Эта проблема касается каждого жителя планеты, независимо от его социального статуса, дохода и т.д. Следовательно, проблеме терроризма в XXI в. присущ первый признак глобальности.

Перейдем теперь ко второму признаку. Он звучит следующим образом: глобальные проблемы приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случаях обострения могут угрожать всему существованию человеческой цивилизации. Все глобальные проблемы наносят значительный урон человечеству. Однако некоторые из них потенциально намного опаснее других, например предотвращение ядерной катастрофы и угроза новой мировой войны. Они чрезвычайно опасны для общества каждая в отдельности. Но они тесно связаны друг с другом, и реализация одной угрозы наверняка приведет к реализации другой. Однако, если к решению этих двух проблем можно прийти мирным путем, путем многосторонних переговоров и соглашений, то решение проблемы международного терроризма требует гораздо больше сил и средств. С терроризмом нельзя договориться, нельзя с помощью соглашения уничтожить эту болезнь. А она все прогрессирует.

Сейчас международный терроризм стал в тысячи раз опаснее, чем был еще в прошлом столетии. Если тогда жертвами терроризма становились отдельные личности, выбранные из тысяч и миллионов других людей по классовому и материальному признаку, то теперь не только каждый житель планеты может стать его жертвой, но и все человечество находится в опасности, ему грозит гибель. Почему так происходит? Что же делает международный терроризм столь опасным и угрожающим явлением современности?

Ответ на этот вопрос можно найти, рассмотрев основные тенденции современного терроризма, т.к. особенно зловещий оттенок эта проблема приобрела именно тогда, когда главные мировые державы вступили в постиндустриальную эпоху. Чем больше развиваются знания общества, тем острее стоит угроза гибели тысяч, миллионов, а то и миллиардов людей на земле.

Первая особенность современного международного терроризма, делающая его таким общественно-опасным, состоит в том, что географические рамки террористической активности сегодня не имеют границ. Подробнее об этом говорилось выше. Более того, сфера действия террористов простирается не только на сухопутную территорию, но и на воздушное и морское пространства, которые находятся вне пределов юрисдикции государства, - открытое море и расположенное Анд ним воздушное пространство. Тем самым постоянной угрозе подвергаются воздухоплавание и мореходство, торговля и иные пути сообщения между странами и континентами. Примерами таких актов могут служить: захват чеченскими террористами 15 марта 1997г. российского пассажирского самолета Ту-154, выполнявшего рейс Стамбул – Москва (на борту находились 162 пассажира и 12 членов экипажа; в ходе операции по освобождению заложников и обезвреживанию преступников три человека погибли) и нападение террористической организации «Тигры освобождения Тамил и Лама» на 2 пассажирских парома в Шри-Ланке 23 октября 2000г. (один паром затонул, второй был сильно поврежден; погибли более 400 человек).

В перспективе террористы замахнутся на ту сферу, которая сегодня активно осваивается человечеством – космос. Они постараются захватить или уничтожить космические аппараты, чтобы с их помощью либо нанести значительный ущерб объектам на поверхности Земли, либо нарушить работу действующих коммуникационных систем с максимальной выгодой для себя, либо спровоцировать вооруженный конфликт различной степени интенсивности между отдельными странами. Вариантам нет числа, т.к. использование космоса для человечества открывает огромные возможности. И чем успешнее будет деятельность человека в околоземном пространстве, тем больше вероятность того, что он окажется втянутым в сферу интересов террористов.

Другой важной тенденцией современного терроризма является создание (а следовательно возможное использование в террористических целях) качественно новых образцов оружия. На сегодняшний день аналитики выделяют следующие виды нетрадиционных средств террористической деятельности:

химическое оружие;

биологическое и бактериологическое оружие;

компьютерные ресурсы (кибертерроризм);

ядерное оружие.

Возможность использования химического оружия в качестве средства насилия была доказана в 1995 году, когда японская секта Аум Синрикё применила против пассажиров токийского метро отравляющий газ зарин. Тогда более чем 4700 человек было отравлено, 10 погибло. Являясь очень действенным видом терроризма, химический терроризм к тому же очень прост и доступен, гораздо дешевле, чем биологический и ядерный. Химическое оружие не сложно достать: либо в результате собственного производства, либо на черном рынке. Его удобно транспортировать. Поэтому такой вид терроризма является наиболее перспективным. А значит, терроризм становится еще опаснее.

Биологическое оружие сложнее получить, чем химическое. Оно требует больших затрат: нужны высокооснащенные лаборатории, квалифицированные специалисты. Но зато возможное число жертв этого вида терроризма намного выше, чем химического, такое оружие еще более смертоносное. Его использование приведет к многочисленным жертвам. На сегодняшний день акты биологического терроризма, к счастью, достаточно редки, но все же время от времени можно услышать сообщения об их совершении. Например, в конце 2001 года десятки адресатов в США (в том числе высшие должностные лица государства) получили письма со спорами сибирской язвы. В результате, пять человек погибли, 18 были инфицированы, сотни людей прошли лечение от реального или потенциального заражения. Террористы до сих пор не найдены, источник получения спор сибирской язвы также достоверно не установлен.

В отличие от других видов терроризма кибертерроризм не наносит непосредственно вреда жизни и здоровью людей. Тем не менее, последствия атак могут быть колоссальными, т.к. в постиндустриальную эпоху роль информационного компонента все возрастает. Американский эксперт Ф.Коэн провел исследование по своей стране и подсчитал, что десять хакеров со ста тысячами долларов могут на протяжении нескольких недель нанести серьезный ущерб американской информационной структуре, вплоть до ее парализации. Двадцать хакеров с одним миллионом долларов на протяжении двух недель могут поставить США на колени. А сотни хакеров и 30 миллионов долларов достаточно для разрушения всей инфоструктуры США, после чего понадобится несколько лет и сотни миллионов долларов для ее восстановления.

Однако ни один из выше перечисленных видов оружия не обладает столь смертоносным действием, как ядерное оружие. На сегодняшний день угроза термоядерной катастрофы стоит на первом месте в списке самых опасных глобальных проблем человечества. Но еще в 50-е годы XX столетия многие считали допустимой ограниченную ядерную войну. Однако расчеты, проведенные в 70-е годы, показали, что при взрыве нескольких ядерных зарядов разовьется состояние, названное «ядерной зимой», когда тучи пыли и дыма закроют солнце, резко нарушив тепловой баланс планеты, что приведет к гибели биосферы. Сегодня только одного ядерного оружия накоплено столько, что его взрывная сила в несколько тысяч (!) раз превышает мощь боеприпасов, использованных во всех войнах, которые велись прежде. В арсеналах разных стран хранятся ядерные заряды, суммарная мощность которых в несколько миллионов (!) раз превышает мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. А ведь от этой бомбы погибло 200 тысяч человек, 40% площади превратилось в пепел, все было изуродовано до неузнаваемости! Но кроме самого ядерного оружия существуют еще и атомные электростанции. Катастрофа на Чернобыльской АЭС окончательно открыла миллионам людей глаза на сущность ядерной опасности. Роковые последствия, как атомной бомбардировки, так и Чернобыльской катастрофы ощущают до сих пор тысячи людей.

Прочитав эту статью Вы узнаете как написать заключение.

Вы написали и и Вам надо написать заключение. Как это сделать читаем далее...

Первое что следует отметить, что по общему правилу оптимальный объем заключения 2-3 страницы.

Начать следует с такой фразы: Цель и задачи поставленные в работе выполнены. В частности (далее пишем цель и задачи, которые были определены во введении). (Например: Цель и задачи, поставленные в курсовой работе, выполнены. Исследовано понятие и особенности гражданского правоотношения, рассмотрены элементы гражданских правоотношений, изучены особенности классификации гражданских правоотношений, раскрыты имущественные и личные, относительные и абсолютные, вещные и обязательственные правоотношения. Краткие выводы) .

Итак, можно сделать вывод, что...

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о...

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее: . ...

В заключение отметим, что...

Резюмируя, можно сказать…

Подводя итоги анализа, следует отметить...

Из всего сказанного следует вывод о...

Таким образом, можно сделать вывод...

Следовательно, мы приходим к выводу...

... работа позволяет сделать вывод, что...

Дописали курсовую до конца? Уже хорошо. Пришло время правильно написать заключение (вывод) в своей курсовой работе. В этой статье мы подробно расскажем и покажем пример, как написать заключение в курсовой работе, чтобы не ударить в грязь лицом после проделанного исследования.

Как написать заключение в курсовой работе: с чего начать

Не будем каламбурить и говорить, что начнем с самого начала, потому что начинать будем с конца. Чтобы правильно написать заключение, нужно правильно выбрать из общего объёма текста курсовой работы наиболее важные моменты.

  • введения (описания актуальности, проблематики, целей, задач);
  • сути основных глав (теоретической базы и практической составляющей);
  • выводов, сформировавшихся в ходе исследования;
  • практических возможностей проекта.

Объем заключения курсовой работысоставляет 2-3 страницы, поэтому заранее следует продумать, сколько потребуется материала из разделов курсовой, чтобы не выходить за рамки установленного объема.

В заключении рекомендуется описать и проанализировать трудности, с которыми вы столкнулись в процессе написания: отметить, какие пункты и аспекты не удалось исследовать и почему, и какие еще проблемы удалось осветить в ходе исследования.

Однако акцент стоит сделать на том, какие препятствия вы преодолели, чтобы успешно провести данное исследование.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Как писать заключение в курсовой работе: подробно о главном

Чтобы грамотно написать выводы по главам в курсовой, нужно выделить основные и исключить второстепенные моменты в проекте, чтобы на базе ключевых компонентов составить итоговый текст. В нем должны быть освещены:

  • актуальность - обосновать, почему вы выбрали именно эту тему для курсового проекта, подтвердить правильность выбора с опорой на материал работы;
  • цели и задачи - дублировать цели и задачи во введении не требуется. Важно указать, достигнуты ли цели и решены ли поставленные задачи;
  • ключевые моменты основной части - необходимо обобщить теоретические выводы.

А вот результаты практического исследования требуется изложить более подробно:

  • продублировать технические расчеты - рекомендуется оформить их в виде таблиц и диаграмм;
  • описать использованные методы и их актуальность - подчеркнуть, почему были использованы именно они;
  • результаты - лаконично обосновать прагматическую ценность исследования;
  • академические и практические возможности проекта - описать пути внедрения в производственную сферу, отметить пути решения проблемы, дать рекомендации к дальнейшему использованию.

Постарайтесь не дублировать формулировки выводов в основной части и заключении. Максимум допустимых совпадений - 50% текста.

Выводы должны быть логично и последовательно связаны между собой. Рекомендуется подкреплять их цифрами и фактами.

Подытожим: как писать вывод курсовой

Первое и главное правило: не пытайтесь запихнуть в заключение весь текст курсовой работы. Сформулируйте основные тезисы, подчеркните практическую и теоретическую ценность исследования, осветите проблемы, с которыми столкнулись во время написания и опишите положительные стороны изучения материала.

А если логические выводы и подведение итогов - это не ваш конек, то обращайтесь в студенческий сервис , специалисты которого напишут заключение по вашей курсовой четко и лаконично. Вы и сами удивитесь, какую исследовательскую работу проделали.