Беззеркальные камеры линейки Sony NEX. Беззеркальные камеры линейки Sony NEX Сони альфа некс 5 недорогой объектив

Сегодня на Радоживе обзор не зеркального фотоаппарата. Sony Alpha NEX- 5 – это беззеркальная камера класса MILC (Mirrorless Interchangeable Lens Camera) — беззеркальный цифровой фотоаппарат со сменными объективами . Очень интересный экземпляр с огромным потенциалом и хорошими возможностями .

Все по порядку:

когда берешь в руки камеру Sony Alpha NEX-5, складывается очень интересное впечатление, вроде и объектив большой и зум нужно крутить руками, а с другой стороны зеркального видоискателя нет. После использования зеркальных камер так и хочется прислонить камеру к лицу и увидеть картинку в видоискателе. Лично я ловился на этот трюк много раз. Конечно, кому-то будет визировать легче через экран, но все же визирование через экран делает камеру очень похожей на обычные цифровые компакты.

Положительные стороны Sony Alpha NEX-5 (как оказалось, довольно много):

  1. Очень большая матрица . Внимание: в данной камере используется матрица от кропнутых зеркальных камер APS-C , потому ее размер действительно велик и превосходит все цифровые компакты. Также, размер больше чем в камерах с матрицей 4\3. Именно благодаря большой матрице интересен данный фотоаппарат. С помощью большого сенсора можно добиться малых шумов и хорошего управления глубиной резкости. Правда, чтобы покрыть такую площадь матрицы нужно использовать уже не крошечные объективы.
  2. Целых 14,2 Мпиксела на CMOS основе. Больше чем достаточно для любительского использования. Это больше, нежели в моей , и больше, нежели в профессиональных Nikon D3 (s)
  3. Видео Full HD 1920×1080 , 1440×1080, 640×480. Любителям фото и видео в одном маленьком корпусе камера дает возможность снимать с огромным разрешением. Правда, важный момент 1920×1080 можно снимать только в формате AVCHD , а 1440×1080, 640×480 как в AVCHD так и в MP4. По умолчанию стоял формат MP4 и я видел доступные варианты только в 1440×1080, 640×480, что озадачило на минут 5 в поисках 1920×1080.
  4. Компактность . Камера имеет очень маленькие размеры. Учитывая огромный сенсор – это очень большой плюс. Правда, уже с объективом 18-55 будет довольно сложно поместить ее в карман куртки. А вот с 16мм фикс объективом можно бросить и в карман и в дамскую сумочку. Лично мне бы подошла такая камера в поход – маленькие размеры и хороший функционал.
  5. Поворотный дисплей . Правда дисплей поворачивается только в вертикальном положении почти на 90 градусов. Было бы лучше, если бы он имел больше ступеней свободы при вращении.
  6. Легкое управление. Легко не означает удобно. Все управление производится через меню камеры.
  7. ISO от 200 до 12800 , при чем в накамерном JPEG даже на 6400 получается более-мение нормальная картинка. Обычный цифрокомпакт даже не может мечтать о таких рабочих ISO.
  8. Камера может работать с любой оптикой, которую можно будет поцепить на нее . Для этого нужно в меню сделать настройку «разрешить снимок без объектива». Для любителей мануальной оптики просто сказка. Камера поддерживает экспозамер в любом ручном, полуавтоматическом P A S M или полном автоматическом режиме. Говоря проще, можно на камеру через переходник поцепить какой-нибудь небольшой дешевый светосильный объектив по типу Гелиос-44м-4 и получать просто замечательные фотографии.
  9. Монитор на 920000 точек . Хороший контрастный дисплей.
  10. Камера имеет просто неповторимый режим панорамной съемки . Панорама делается из нескольких снимков. При чем получается отлично собранная панорамная фотография.
  11. При ручной фокусировке автоматически включается режим увеличения 14х , который позволяет произвести точную настройку. Это также незаменимая да еще и автоматическая вещь при работе с мануальной оптикой.
  12. В камере найдете все нужные подсказки по типу , режимов, параметров и т.д. Правда иногда нет элементарных привычных вещей. Многие функции включаются автоматически, такие как уменьшение дрожания рук, режимы макро и пейзажа.
  13. Быстрый автофокус. Автофокус имеет ряд настроек и в общем дает нормальную скорость работы. Но всегда помните, что скорость афтофокуса зависит не только от камеры, но и от объектива. Скорость будет проигрывать зеркальным камерам, так как в Sony Alpha NEX-5 он работает по принципу контраста, в зеркальных камерах за фокусировку отвечает целая дополнительная система с фазовыми датчиками фокусировки.
  14. Непрерывная скорость в 7 кадров в секунду. Правда работает без замера и изменения фокусировки для каждого отдельного кадра. Но все же 7 кадров в секунду в RAW — это впечатляет. В обычном скоростном режиме при фокусировке после каждого кадра камера делает 2.3 кадра в секунду.

Недостатки :

  1. Управлять всем приходится через меню . Это требует больше времени. Но на то это компакт, а не зеркалка.
  2. В автоматическом режиме недоступен ряд настроек.
  3. Нет ISO 100 . Например, на минимальном для Sony Alpha NEX-5 ISO 200 и при использовании объектива от 1.4 до 2.8 можно не вписаться в скорость работы затвора, которая составляет 1\4000, у меня такая же проблема на .
  4. Ограниченный набор «родных» объективов . Для камеры подходят только специальные объективы. Объективы Minolta AF нужно использовать через переходник.
  5. Цена. Порядка 1000 у.е. Цена сравнима с зеркальной камерой продвинутого уровня.
  6. Нет огромного числа полезных функций по типу конвертации из RAW в JPEG
  7. В автоматическом режиме камера дает легкий пересвет на 1\3 а то и на всю ступень.

Интересные моменты :

Камера при спуске затвора издает интересный звук . По началу я думал, что звук идет от объектива, но потом понял, что это слышен ход шторок. Да, в камере стоит не простой электронный затвор, а шторно-щелевой с выдержками от 30 секунд до 1\4000 . При чем затвор срабатывает с очень характерным двойным щелчком, от чего может показаться, что камера делает два снимка вместо одного. Звук дает какое-то моральное удовлетворение, которое схожее со звуком затвора зеркальной камеры. А еще в камере можно выбирать соотношения сторон снимка 16 к 9 и стандартно 3 к 2 . Собстенно фото 16 к 9 ниже.

В камере есть режим управления задним фоном . Довольно интересная вещь для любителей. Для профессионалов открою секрет, данная функция просто закрывает и открывает диафрагму делая тем самым этот магический эффект размытия заднего плана.

Шумность матрицы – я был приятно удивлен, так как камера показала отличный результат на высоких ISO. Правда, судить я могу только при просмотре накамерного JPEG FINE. Мой Lightroom отказался обрабатывать RAW файлы Sony Alpha NEX-5. Raw Файлы весят порядка 14мб, а JPEG FINE от 2 до 10мб.

Вывод:

Sony Alpha NEX-5 – это очень необычная камера с шторным затвором но без зеркального видоискателя. У камеры отличная матрица с высокими рабочими ISO. Отлично подойдет в качестве отличного фото и видео гаджета с хорошим качеством.

Пройдемся по объективам. Обзор SEL-1855 18-55 мм F/3,5-5,6 :

Говорить особо нечего, стандартный китовый объектив с небольшой . Объектив идет вместе с блендой. Диаметр светофильтра 49мм, такой же как и у объектива SEL-16F28 16 мм F/2.8. Значение диафрагмы изменяется при зумировании. Единственный хороший плюс– стабилизатор изображения OSS , который реально помогает при съемке. Объектив небольшого как для зеркалки размера, но на Sony Alpha NEX-5 объектив смотрится необычно. Резкость как для китового объектива вполне нормальная, хорошо убираются в JPEG камерой. Конечно, на 18мм сильно видна дисторсия, от этого никуда не дется. Цвета передает посредственно. Боке на 55мм вполне терпимое, как говорится, на вкус и цвет все фломастеры разные. Не стоит ожидать от этого объектива сказочного качества фото. Учитывая кроп факто 1.5, объектив на камере Sony Alpha NEX-5 даст углы обзора равные 27-83мм для 35мм пленки. Диафрагма управляется только с камеры. Очень неудобным является тот фактор, чтобы фокусироваться вручную нужно задать соответствующий режим в меню камеры , без этого кручение кольца фокусировки не даст никакого эффекта. Объектив отлично подойдет на все случаи жизни , на то он и китовый объектив.

Примеры фотографий без обработки на Sony Alpha NEX-5 и SEL-1855 18-55 мм F/3,5-5,6 (resized, watermark)




Обзор SEL-16F28 16 мм F/2,8

Беззеркальные камеры, как идеальный баланс между ограниченными возможностями цифровиков и неудобными габаритами зеркалок, сейчас приобретают все большую популярность. В самом деле, чем не лучший вариант для любителя?

По качеству изображения снимки ничуть не уступают зеркальным, но камеры куда компактнее, и в использовании значительно проще.

Фотоаппараты Сони Некс демонстрируют самое удачное соотношение невысокой цены и невероятно мощных технических характеристик. Это компактные камеры с большими возможностями, которым немало фотографов уверенно отдают предпочтение перед зеркалками.

Их несомненные преимущества:

большая матрица формата APS-C, размер которой значительно превосходит показатели многих других «беззеркалок», высокая скорость фокусировки, широкий диапазон значений ISO, позволяющий максимально снизить шумы.

Sony NEX 3

Внешний вид

Эта камера не случайно признана самой компактной из всех «беззеркалок». Ее габариты составляют всего 117,2х62,6х33,4 мм. Если пользоваться небольшим объективом, или же носить объективы отдельно, камера будет легко помещаться в кармане вашей куртки.

Корпус Sony NEX выполнен из пластика. Кнопки имеют довольно стандартное расположение: колесико управления справа, сверху и снизу от него – две клавиши, работающие по необходимости. Кнопка спуска на своем привычном месте, к ней примыкает рычаг выключения. Рядом – кнопка, позволяющая быстро переключиться в режим видеозаписи и кнопка воспроизведения.

Имеются отверстия для микрофона, карты памяти, аккумулятора, подключения дополнительных аксессуаров. Экран выдвижной, его можно перемещать по вертикали.

Стандартный китовый объектив Sony NEX 18-55, идущий в комплекте с камерой, присоединяется к ней с помощью байонета. Он выполнен из металла и по размеру значительно крупнее камеры, выделяясь на ее фоне.

Цены

Средняя цена Sony NEX 3 в комплекте с объективом – 17 000 руб. Но в зависимости от магазина, возможностей объектива и его наличия/отсутствия может быть дешевле или дороже. В целом диапазон цен варьируется от 12 500 до 24 000 руб.

Характеристики

  • Число пикселей – 14, 6;
  • Чувствительность ISO– от 200 до 12 800;
  • Скорость съемки – 7 кадров в секунду;
  • Экран – поворотный, 3 дюйма;
  • Максимальное разрешение фото — 4592 x 3056;
  • Максимальное разрешение видео – 1280 x 720;

Объективы

К камере отлично подойдет любой объектив с байонетом SonyE, для «неродных» объективов понадобятся переходники, однако стоят они недорого, и использование их вполне оправдано. Правда, в таком случае фокусироваться придется вручную.

Аксессуары

Sony NEX 3 поддерживает карты памяти объемом до 64 GB, форматов SD и Memory Stick.

Применение наружной фотовспышки допускается, но только от Sony – вследствие нестандартного разъема.

Примеры фото

Sony NEX f3, объектив: Sigma 30mm, ISO — 200

Sony NEX-3n, объектив – Sony Sel 300mm

Фотоаппарат Sony NEX 3f, объектив — Sony Sel 16-50mm

Пример видео

Отзывы о Sony NEX 3

  1. Что служит Sony NEX 3 огромным плюсом – у нее на редкость удобный интерфейс, благодаря которому у новичка не должно возникнуть трудностей с управлением. Регулировать настройки можно наглядно и просто, софт-кнопки значительно упрощают управление. Но здесь есть и обратная сторона. Чтобы отрегулировать некоторые настройки, приходится лезть в меню и делать слишком много лишних действий. Например, чтобы отрегулировать ISO, требуется пять кликов. У зеркалок с этим проще. Эта камера все же больше рассчитана на любителей, которым нюансы настроек не слишком-то интересны. Работу профессионала же такое меню будет только тормозить.
  2. Я неплохо разбираюсь в фототехнике, имею свою зеркалку, но бытовую съемку предпочитаю осуществлять именно на Sony NEX 3. Фотографии получаются ничуть не хуже, а проблем с ней в несколько раз меньше. Зеркалки с китовыми объективами, кстати, по скорости фокусировки значительно проигрывают Sony NEX.

Выводы

Sony NEX 3 отлично подойдет фотографам-любителям, для которых в приоритете – удобство переноски, быстрая фокусировка и отличное качество полученных фотографий.

Если вы отдаете предпочтение автоматике, и тонкости настроек вас не слишком интересуют, этот вариант – для вас. Любителям же экспериментов и ручных режимов камера может показаться неудобной. Еще один минус – отсутствие возможности съемки видео в формате HD. Заинтересованным в получении качественных видеороликах лучше рассмотреть другие фотоаппараты серии Sony NEX.

Внешний вид

Наверное, первое различие Sony NEX 3 и Sony NEX 5, бросающееся в глаза – покрытие последней выполнено уже не из пластика, а из сплава магния, что выглядит более солидно и надежно. Есть и другие отличия: фотоаппарат Sony NEX 5 превзошел своего предшественника в удобстве расположения клавиш.

Кнопка спуска у этой модели уже не связана с рычагом выключения, а располагается на панели отдельно от него. В целом, дизайн камеры более изящный и тонкий. По скромности габаритов она превосходит даже свою миниатюрную сестру Sony NEX 3.

Корпус камеры предусматривает лишь самые необходимые кнопки, остальное регулируется и устанавливается при помощи меню. Три кнопки предусматривают возможность закрепления за ними нужных вам значений.

Цены

Разброс цен Sony NEX 5 не слишком велик. Средняя и основная цена за камеру с китовым объективом — 20 000 руб. Однако SonyNEX 5 bodyвозможно приобрести по крайне привлекательным ценам – от 14 000 руб.

Характеристики

  • Размер матрицы — 23.4 x 15.6 мм;
  • Число пикселей – 16, 7;

Объекивы

Объективы для Sony NEX 5 с байонетом E, выпущенные специально для этой модели:

  • E 16 мм F/2.8 – маленький, плоский объектив, самый удобный вариант для ношения камеры с собой без специального футляра. Объектив светосильный, что позволяет делать снимки прекрасного качества при плохом освещении. В числе минусов можно назвать невозможность как следует «размывать» фон.
  • Стандартный объектив E 18-55. С размещением в сумке или кармане тут уже возникнет чуть больше трудностей, зато объектив универсален и вполне подходит как для портретов, так и для пейзажей.
  • Объектив E 18-200 – лучший объектив для Sony NEX, хотя изящества камере этот крупногабаритный аксессуар не придает однозначно. Зато подойдет для съемки практически в любом жанре.

Объективы байонета A, как и в предыдущем случае, тоже можно использовать при помощи адаптеров. Предусмотрена возможность установить внешнюю вспышку. Есть выход для микрофона и для видоискателя (к сожалению, использовать и то, и другое вместе не получится – отверстие одно). Есть выемки для закрепления ремня.

Примеры фото

Объектив Sony Sel 50mm, ISO — 400

Sony NEX 5R, объектив Sony Sel 55-210mm, ISO — 400

Sony NEX 5t, объектив Sony Sel 30mm, ISO — 200

Пример видео

Фотоаппарат Sony NEX 5t

Отзывы о Sony NEX 5

  1. Качество изображений и видео не отличишь от зеркального! Однозначно рекомендую всем любителям, не желающим переплачивать понапрасну. Матрица огромная, диапазон ISOоткрывает потрясающие возможности, даже в полумраке снимки выходят отличными. Минусы разве что в аккумуляторе: по сравнению с зеркалками, разряжается быстро.
  2. Стабилизатор отличный – видимо, из-за отсутствия зеркала. На большой выдержке снимки не смазываются. Не нравится то, что на автоматике Sony NEX5 снимает довольно плохо. Подойдет тем, кто хоть немного соображает в ручных настройках.

Выводы

Хорошая альтернатива любительской зеркалке. По сравнению с предшественницей, параметры значительно усовершенствованы.

Внешний вид

По дизайну все камеры серии Sony NEX довольно похожи, и Sony NEX 6 не сильно выделяется на фоне остальных – хотя некоторые изменения, безусловно, присутствуют. Были учтены все замечания по поводу предыдущих моделей, и интерфейс стал еще удобнее. Появилось колесо, позволяющее легко переключаться с одного режима на другой, кнопка выключения/включения вспышки, клавиша Fn, активирующая меню.

Цены

Стоимость возросла вместе с техническими характеристиками – в среднем цена Sony NEX 6 лежит в районе 30 000 руб (от 25 000 до 45 000 руб).

Характеристики

  • Размер матрицы — 23.4 x 15.6 мм;
  • Число пикселей – 16, 7;
  • Чувствительность ISO– от 100 до 25 600;
  • Скорость съемки – 10 кадров в секунду;
  • Экран – поворотный, сенсорный, 3 дюйма;
  • Максимальное разрешение фото -4912 x 3264;
  • Максимальное разрешение видео –1920 x 1080 (HD);

Аксессуары

У Sony NEX 6 имеется собственная встроенная вспышка – что, впрочем, не исключает использование внешних, уже практически любых – благодаря стандартному разъему. Ассортимент объективов для Sony NEX 6 значительно шире, чем у предшественников. Имеется возможность дистанционного управления.

Примеры фото

Объектив: Sigma 16-50mm, ISO– 640

    2 года назад 0

    Неожиданно низкая за такое чудо техники цена ждал что будет в 2-3 раза дороже Карманный повседневный размер при качестве большой камеры которую приходится заставлять брать себя с собой два раза в год Нормальный внешний вид в отличие от например бабушкиных скрипучих корпусов кенонов Аппарат превосходит по качеству фото такие монстры как д3100 д5000 550д и пр. а такие как Ж2 Пен1 итп просто уделывает!

    2 года назад 0

    Очень удобный в настройках, потрясные фотки при руках растущих не из....., отличная вещь и ещё видео ФУЛ HD снимает

    2 года назад 0

    Большая матрица, отличного качества снимки.

    2 года назад 0

    Симпотичная. Небольшая. Пишет HD

    2 года назад 0

    Для меня самым большим достоинством был небольшой размер при таком наборе характеристик.

    2 года назад 0

    качество фотографий просто отменное,хорошая фокусировка,матрица,удобный по использованию,компактный.сплошной плюс.

    2 года назад 0

    1. Отлично подойдет для того, у кого есть зеркалка (дополнение к нему) 2. Простой и легкий 3. Дизайн отличный

    2 года назад 0

    маленький, удобный. красивый.

    2 года назад 0

    Отличное качество фотографий; Съёмка видео Full HD; Компактный размер, лёгкая

    2 года назад 0

    относительно компактный. в дамскую сумочку и большой карман влезет даже с объективом 18-55.

    2 года назад 0

    Литиевая батарейка долго заряжается быстро садится наконец под СД память сделали ещё теперь уповать когда под компактные ёмкие обычные акумуляторы сделают вместо дорогих огромных литиевых
    Некоторые насущные ручные настройки далеко в меню Понял что блинчик который вначале разочарованно забросил самый лучший обьектив в этом размере Крышку на обьективе можно не закрывать вообще а бросать прям так в сумку не выключая камеру сама выключится
    Снимки по умолчанию серые белёсые что подкручивается Раньше завистливые кенонисты критиковали сони за яркие журнально-обложечные краски теперь всё натурально серость
    Чтоб затромбовать побольше мегапикселей снижен диапозон ДРО и ХДР не достаточная замена тем более хдр тут бесполезные +-0.3 когда надо -+3 приходится тянуть в редакторе раньше таким

    2 года назад 0

    Немного несуразный дизайн, т.е. большой объектив и небольшой корпус.

    2 года назад 0

    Сильно греется при длительной (минут 20) записи видео и отрубается. Неудобное меню: колесиком крутишь крутишь, нажимаешь, нажимаешь и все это долго и не удобно! Трудно объяснить более подробно, но это как в Смартфоне копаться, когда первый раз его купил и по меню "пошел гулять".

    2 года назад 0

    Пока обнаружила только 1 - крышка объектива без шнурка. :)

    2 года назад 0

    Фотоаппарат в работе

    Признаться, когда я увидел Sony NEX-5 на картинке, его внешний вид оставил много вопросов. Как этот кирпичик будет лежать в руке? Не будет ли его перевешивать кажущийся непропорционально большим объектив? Как можно построить управление камерой всего на трех кнопках?

    Чтобы получить ответы на эти вопросы, нужно, во-первых, поставить себя на место потенциального покупателя этого фотоаппарата. И здесь нужно понимать, что маркетологи вряд ли рассчитывают продать эту NEX-5 счастливым обладателям зеркалок. Он призван прежде всего конкурировать с топовыми компактами и зеркалками нижнего ценового диапазона. А во-вторых, нужно просто взять NEX-5 в руки.

    Удерживать камеру, как это ни странно, очень удобно. Маленькая рукоятка с небольшим выступом на удивление хорошо ложится в руку. Объектив камеру не перевешивает. В отличие от зеркалок NEX-5 можно не придерживать второй рукой во время съемки.

    Ну а теперь самое время сказать несколько слов об управлении. Еще раз повторю: камера рассчитана на начинающих фотографов. И разработчики сделали все от них зависящее, чтобы управление было максимально понятным и простым. Никаких горячих кнопок, кроме кнопки просмотра у камеры нет! Исключение может составлять лишь многофункциональный навипэд, который, при нажатии в разных направлениях, отвечает за отображение информации на дисплее, режимы вспышки, экспокоррекцию и выбор режима работы затвора. Двум оставшимся кнопкам и центральной кнопке навипэда функции назначаются в зависимости от режима работы камеры. Вместо управляющего колеса - все тот же навипэд. Он крутится вокруг своей оси.

    Быстрого экранного меню у камеры нет. Есть лишь основное. Его структура при первом знакомстве способна поставить в тупик опытного фотографа. Но новичку, впервые взявшему серьезный фотоаппарат в руки (доказательство серьезности Sony NEX вас ждут на следующей странице), с ним будет куда проще, чем сухими строчками съемочных параметров и настроек в меню зеркалки.

    Первый раздел меню - режимы съемки. Можно выбрать сюжетные программы, автоматический, ручной или программный режим, приоритет выдержки или приоритет диафрагмы, режим уменьшения размытости движения, съемка панорамы и съемка 3D-панорамы (об этом чуть позже).

    Второй пункт меню - фотоаппарат. Здесь собраны настройки, касающиеся непосредственно съемочного процесса. Но не все. Размер и качество изображения можно выбрать в отдельном разделе. Также все настройки цвета и яркости удостоены отдельно пункта. Здесь собраны: экспокоррекция (в том числе для вспышки), светочувствительность, баланс белого, режим экспозамера, настройки творческого стиля и настройки расширения динамического диапазона (режим DRO и склейка HDR).

    В разделе “Воспроизведение” спрятаны все настройки режима просмотра.

    Системные настройки находятся в пункте “Настройки”. Все предельно логично.

    Конечно, такая концепция управления существенно снижает оперативность управления камерой. Но при неспешной любительской съемке серьезных проблем не возникает. Зато на освоение камеры новичок потратит совсем мало времени.

    Скорость работы

    Раз уж речь зашла о скорости работы, то самое время остановиться на этом моменте чуть более подробно. Включается камера быстро, примерно за секунду (мы использовали камеру с версией прошивки 02). Фокусировка также очень быстрая. во всяком случае по этому параметру Sony NEX-5 не отстает от конкурентов. Фокусирвока возможна как по всему полю кадра, так и по одной конкретной точке (центральной или перемещаемой при помощи навипэда). Естественно, есть и фокусировка по лицам, и функция спуска затвора в случае распознавания улыбки.

    Лаг затвора практически отсутствует. Почувствовать его вам вряд ли удастся. Скорость серийной съемки в обычном режиме составляет всего 2,5 кадра/с. Но если вы готовы отказаться от перефокусировки объектива между кадрами и согласны на замер экспозиции лишь по первому кадру, то скорость можно увеличить до 7 кадров/с! Буфера в этом случае хватает на первые полтора десятка кадров, потом скорость съемки снижается.

    NEX-5 УСТАНОВКИ: ISO 500, F5.6, 1/100 с, 82.0 мм экв.

    NEX-5 УСТАНОВКИ: ISO 500, F5.6, 1/100 с, 82.0 мм экв.

    NEX-5 УСТАНОВКИ: ISO 500, F5.6, 1/100 с, 82.0 мм экв.

    NEX-5 УСТАНОВКИ: ISO 500, F5.6, 1/100 с, 82.0 мм экв.

    Из конструктивных особенностей камеры хочется отметить наклонный экран, хорошо знакомый нам по зеркалкам Sony. Его можно поворачивать вверх практически под прямым углом и вниз под 45 градусов. Экран имеет функцию автоматической регулировки яркости в зависимости от яркости освещения. Функция оказалась очень удобной при практическом применении камеры. На солнце экран прекрасно виден, а в темное время суток не слепит фотографа.

    Второй интересной конструктивной особенностью является съемная вспышка. Она компактная и легкая. В отсоединенном состоянии хранится в маленьком пластиковом чехле, надеваемом на ремень камеры. Устанавливается вспышка в порт для аксессуаров над объективом, закрепляется при помощи винтового соединения. Чтобы включить вспышку, нужно ее поднять вручную вверх. К сожалению, аппарат не оснащен горячим башмаком для крепления системных вспышек. Так что пока о работе с отраженным светом вспышки или о работе с дистанционными вспышками речи не идет.

    Режим подсказок

    В камере реализован режим подсказок. В каждом режиме съемки можно одним нажатием вызвать необходимые подсказки. Благодаря этому освоить камеру можно очень быстро даже без инструкции.

    Съемка панорамы

    В Sony NEX-5 реализован, на мой взгляд, один из лучших панорамных режимов, которые встречаются в цифровых камерах. Он является логичным продолжением панорамного режима, ранее реализованного в некоторых компактах, когда панорама снималась простым движением камеры справа налево или наоборот. Разница лишь в том, что затвор камеры открыт не постоянно. Производится обычная серийная съемка со скоростью 7 кадров/с с предварительной фокусировкой и замером экспозиции по первому кадру. А затем полученные снимки в течение пары секунд склеиваются в панорамный кадр. Направление съемки можно выбирать в меню в пункте “Фотоаппарат”. Максимальный размер снимков составляет 12416х1856 пикселей для горизонтальной панорамы и 5536х2160 пикселей для вертикальной.

    С прошивкой второй версии появилась и функция 3D-панорамы. снимки делаются в формате JPEG и MPO. Второй доступен для просмотра лишь на устройствах, поддерживающих воспроизведение 3D-контента. Или же при помощи специальных программ вы можете сконвертировать полученное изображение, например, в анаглиф и смотреть на обычном мониторе через красно-синие очки. Качество склейки 3D-панорамы просто на высоте!

    NEX-5 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/160 с, 27.0 мм экв.

    Скачать 3D-панораму в формате MPO можно по ссылке под изображением.

    Внутрикамерная склейка HDR

    Как и некоторые зеркалки Sony, Sony NEX-5 умеет автоматически снимать и склеивать HDR-кадры. Снимок состоит из трех кадров с разной экспозицией. Чтобы фотографу проще было оценить эффект HDR, также на флешку сохраняется обычный кадр, без HDR. В ряде случаев результат может выглядеть не лучшим образом. Нужно отдавать себе отчет, что данная функция имеет весьма конкретное предназначение: сделать снимок с сохранением максимума деталей в светлых и темных участках кадра. И там, где это действительно нужно, результат от работы HDR вас не разочарует.

    NEX-5 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5, 1/60 с, 27.0 мм экв.

    Видеосъемка

    Видеосъемка на Sony NEX-5 возможна с разрешением до 1440 x 1080p с частотой 30 или 25 кадров в секунду в формате MP4. При этом скорость потока составляет 12 мегабит в секунду. Если же съемка ведется в формате AVCHD, то разрешение составляет 1920х1080i при частоте 60 или 50 кадров/с. Скорость потока при этом составляет 17 мегабит в секунду.

    Во время съемки сохраняет работу автофокус. При этом все объективы спроектированы таким образом, что ни при фокусировке, ни при зумировании, ни при изменении диафрагмы никаких лишних звуков не раздается. Запись звука ведется в стереоформате, возможно использование фирменного внешнего микрофона, подключаемого через оригинальный аксессуарный порт. Отдельного гнезда для микрофона не предусмотрено.

    Тихий эволюционный рост, воцарившийся было в фототехнике после окончательной победы цифры над пленкой, вдруг кончился, и нас вновь, похоже, ждут интересные времена. Причина — масштабные прорывы в камеростроении, случившиеся за последние пару лет. Наиболее заметны из них два: запись видео зеркалками и выпуск «беззеркальных» камер. И если первое, будучи по большому счету отдельным от фотографии занятием, пока что привело лишь к возникновению нового отряда «хоббистов» и расширило возможности профессионального видео, то второе чревато глубоким перепахиванием фоторынка и, возможно, скоро поставит нас всех перед новым выбором.

    Текст и фото: Игорь НАРИЖНЫЙ.

    Технические характеристики

    Сенсор: CMOS(с функцией очистки от пыли)

    Размер: APS-C (23,4×15,6 мм)

    Разрешение: 14,2 Мп (4592×3056)

    Форматы кадра: основной 3:2; 4 формата панорамы

    Байонет: Sony E (совместимость Sony А с адаптером, ручной фокус,телеобъективы не подходят, Minolta и Konica Minolta ограниченно)

    Стабилизация изображения: в сменной оптике

    Видоискатель: съемный оптический FDA-SV1(продается отдельно)

    Монитор: поворотный ЖК-дисплей TruBlack, 3,0”, 921600 пикселей

    Фокусировка: точечная, центральная зона, многоточечная (25точек)

    Диапазон выдержек: 30 — 1/4000 с, длительная

    Серийная съемка: до 7 кдр./с

    Режимы съемки: iAUTO, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручная, выбор сцены (экспопоправки +/-2EV с шагом 1/3EV ступени)

    Экспозамер: точечный, центровзвешенный, многозонный (49 зон)

    Баланс белого: авто, ручной, 6 предустановок

    Вспышка: внешняя, TTL с предвспышкой, ведущее число 7, режимы: авто, заполняющая, медленная синхронизация, синхронизация по задней шторке, коррекция красных глаз

    Чувствительность: ISO 200 — 12 800

    Форматы файлов: JPEG, RAW(формат ARW2.1)

    Видео: Full HD 1920×1080 пикс, 60 кадр/сек, AVCHD

    Тип карты памяти: Memory Stick PRO Duo, Memory Stick PRO-HG Duo, SD, SDHC

    Интерфейсы: USB 2.0, миниразъем HDMI

    Питание: литий-ионный аккумулятор NP-FW50

    Размеры: 110,8x58,8x38,2 мм

    Вес: 229 г

    Цена: 25 899 руб. (c объективом 18-55 мм)

    Что же такое «беззеркалки»?

    Камеры нового класса вызывают огромный интерес у фотографов: по статистике ведущих мировых фотосайтов, из 10 запросов по камерам в среднем 4 — про «беззеркалки».

    Не обходят их вниманием, естественно, и производители: за 3 месяца, с марта по май, из 7 важнейших камер, заявленных производителями к выпуску, 4 — незеркальные (в том числе героиня нынешнего теста Sony Alpha NEX-5 и ее младшая сестра Sony Alpha NEX-3). Очевидный успех новшества породил даже слухи о скорой кончине зеркалок, которые мы, впрочем, слышали уже не раз.

    Что же такое «беззеркалки»? Главная их идея (что обычно для великих изобретений) лежала на поверхности: установить в компактную камеру сенсор от зеркалки.

    Или, наоборот, когда бурное развитие компьютерных «мозгов» зеркалок позволило использовать зеркальный сенсор в режиме Live View, постоянно считывая изображение и отображая его на дисплее, — выкинуть из зеркалки громоздкий зеркальный блок за ненадобностью. В общем, эти два направления прогресса, как танковые клинья на фронте, наконец сомкнулись и радикально изменили общую расстановку сил.

    Если смотреть на новинку со стороны зеркалок, то изъятие из камеры зеркала вместе с призмой и видоискателем дает пользователю по большому счету лишь один бонус — невероятную компактность. А еще легкость и незаметность при съемке, ну и повышенную механическую надежность (движущихся частей намного меньше). А компактность — главное условие для создания стильных камер. Так что в сумме получается совсем немало.

    У «беззеркалок» есть и еще одно преимущество перед зеркалками, хотя и не перед всеми (подобное встречается у моделей с режимом Live View): постоянное «пропускание через матрицу» изображения, т. е. как бы его оцифровка перед съемкой, позволяет применить, как в компактах, массу функций, действующих еще до момента съемки, — распознавание лиц и прочие, число которых растет неудержимо.

    «Зеркальные» фотографы, как правило, не особо в курсе этих функций, но ясно, что любая дополнительная возможность, если она не сильно удорожает камеру и может быть отключена, — всегда плюс, а не минус. Впрочем, есть и с ходу понятные «зеркальщикам» бонусы — например, более точная работа автобаланса белого при сложном освещении.

    Если же судить с точки зрения компактов, то новинка предлагает уже два бонуса, причем каждый из них таков, что, как говорится, отдай все — и мало: полноценное «зеркальное» качество изображения, со всеми ему присущими градациями тонов, объемом, глубиной и пластикой, низкими шумами, абсолютно рабочими высокими значениями ISO и т. д. и вдобавок возможность смены оптики.

    И все это — в привычном компактном корпусе (правда, над компактностью сменных объективов инженерам еще придется поработать). В общем, если бегло окинуть взором свойственные новому классу камер достоинства, то можно понять, почему «беззеркалки» вызывают такой ажиотаж.

    Пионерами революции стали Panasonic и Olympus (хотя они строят свои камеры на матрицах Micro Four Thirds меньшего размера), потом к ним присоединилась Samsung, так что Sony, выходя на рынок, так сказать, вторым эшелоном, просто обязана была предложить публике что-то особенное. (Впрочем, компании к этому не привыкать: чего стоит одно только беспримерное покорение зеркального рынка «альфами» в кратчайшие сроки). И с задачей компания, как показало тестирование новейшей Sony Alpha NEX-5, справилась блестяще.

    Внешний вид

    Новинка не просто компактна — она существенно меньше и легче любой камеры-конкурента, в том числе системы Micro Four Thirds, матрицы которых в полтора раза (!) меньше по площади.

    Кроме того, она (хоть это и дело вкуса, но вряд ли многие будут спорить) выполнена в исключительно эффектном дизайне: если Olympus выбрал удачную, но скорее всего недолговечную ретро-стилистику, а прочие предшественники вообще, похоже, не слишком утруждали себя в плане дизайна, повторив устоявшиеся решения, то Sony разработала абсолютно новаторский, под стать самой системе, убедительно-брутальный минималистский стиль: прямые линии, никаких скруглений, ничего лишнего — и огромный, выходящий за контур корпуса байонет.

    При этом камеру удобно удерживать при съемке, передний выступ над аккумуляторным отсеком хоть и не слишком велик, но обеспечивает надежный хват. Корпус изготовлен из магниевого сплава, что подчеркивает класс и долговечность камеры.

    Необычно устройство вспышки, входящей в стандартный комплект камеры, — она внешняя, очень маленькая и крепится в гнездо для принадлежностей на верхней панели, которое обычно закрыто специальной заглушкой. Еще гнездо может использоваться для установки внешнего микрофона (это, кстати сказать, наряду со штативом главный аксессуар для получения качественных видеороликов). Поскольку вспышку при видеосъемке использовать нельзя, «конфликт аксессуаров» исключается.

    Вообще, весь дизайн камеры тщательно продуман, что особенно важно при ее миниатюрности; у разработчиков не было не то что права, а скорее места на ошибку.

    Она спроектирована так, чтобы стать культовым гаджетом вроде «Лейки» или творений от Apple и рассчитана на долгий и приятный процесс знакомства и открытия каких-нибудь удобных и красивых мелочей, будь то скос под большой палец у кнопки записи видео и еще один, под указательный, у кнопки спуска, прорезиненная вставка на задней панели и необычный джойпад — все, что способно годами греть душу фотографа.

    Есть в дизайне и элементы ретро: трогательный тумблер включения и алюминиевые тубусы объективов, что в глазах молодежи лишний раз подчеркнет стиль и общую брутальность, а фотографу со стажем напомнит те времена, когда приоритет диафрагмы в зеркалках был непростывшей новостью.

    Матрица и процессор

    Но самое главное, конечно, не снаружи, а внутри — это новейшая HD CMOS-матрица Exmor третьего поколения, размера APS-C и с разрешением 14,2 Мп, и новый процессор Bionz, также третьего поколения. Здесь надо отметить, что наряду с громкими новшествами вроде изъятия зеркала в производстве фототехники идет постоянная и напряженная, но не слишком афишируемая работа по совершенству компьютерно-расчетной части.

    Сюда, в частности, относятся улучшения в области шумоподавления, цифровой обработки изображения, а также всевозможные «умные» функции. Как следствие — изображения с камер новых поколений, особенно снятых на высокой чувствительности (т. е. которые подвергаются существенной обработке), заметно лучше, чем несколько лет назад.

    Из соображений общей компактности матрица в новинке не была стабилизирована, и система оптической стабилизации переехала в объектив. Есть система защиты от пыли (пылеотталкивающее покрытие и высокочастотная вибрация), что исключительно актуально при использовании сменной оптики.

    ЖК-экран

    Огромный и качественный дисплей разрешением 920 тыс. пикселей занимает почти всю заднюю панель и, чего трудно было ожидать от такой миниатюрной камеры, отклоняется на 80 градусов вверх и на 45 градусов вниз. Это «провоцирует» фотографа снимать с уровня пояса, визируя сверху, двумя глазами, как в старину через видоискатель-шахту, с той только разницей, что экран не боится прямого солнечного света и сохраняет яркость и сочность картинки в сложных условиях.

    Такая съемка значительно комфортнее стандартного для компактов метода, когда камера держится в вытянутых руках, и привлекает меньше внимания окружающих. Единственное замечание: все эти удобства распространяются лишь на съемку в горизонтальном формате.

    Экран выполнен по фирменным технологиям Sony Clear Photo LCD Plus и Tru Black, которые применяются в том числе и в фоторамках Sony, обеспечивая исключительное качество изображения.

    В целом же, по субъективному впечатлению, экран очень удобен в работе, практически лишен инертности картинки и прекрасно служит еще и для навигации по меню, а заодно и учит фотографа: в памяти камеры заложены десятки подсказок и разъяснений принципов работы разных режимов и функций камеры.

    Управление

    Тут мы подходим к области, где достижения в чем-то одном оборачиваются сложностями в другом. Разрабатывая камеры нового поколения, компания Sony добилась таких успехов в миниатюризации, снабдила их такими большими дисплеями, что для органов управления места на корпусе осталось очень мало.

    Если вычесть кнопки с важнейшими фиксированными функциями (включение, спуск затвора, запись видео и просмотр), то остается самый жестокий минимум — вращающийся джойпад и три кнопки, одна из которых служит для подтверждения выбора (SET) в середине джойпада.

    Даже среди самых простых компактов немного найдется моделей с таким минимализмом. Интересно, что функции оставшихся двух кнопок не отмечены на корпусе: они выполняют разные действия в разных режимах, и каждый раз уточнение, какая из них за что отвечает, высвечивается на дисплее. Собственно говоря, важнейшим органом управления нужно признать сам дисплей.

    Вопросы организации управления в любой камере — это в первую очередь вопросы философии камеры, ее предназначения и стиля съемки. Очевидно, что специалисты Sony видят модели серии NEX как следующий эволюционный шаг фотографа-любителя, переросшего простые компакты. Соответственно организовано и управление — так, чтобы оно было максимально привычным для вчерашнего владельца компакта и не вызывало трудностей при переходе.

    Отсюда ожидаемый упор на автоматические режимы, которые, надо признать, удобны и продуманны. Проще (и естественнее) всего — установить продвинутый iAuto и забыть вообще про тонкости управления, доверившись автоматике камеры и сосредоточившись на сюжете. Возможности управления есть и здесь, но их немного: это сдвиг программы, т. е. изменение экспопары, которое решено не в виде малопонятной любителю цифири, а с указанием результата — вращающийся джойстик в этом режиме регулирует глубину резкости.

    Каждое действие и каждая сюжетная программа (которых тут не запредельное количество, как в некоторых компактах, а всего семь, зато их предназначение сразу понятно) сопровождаются подсказками на экране, так что камера заодно и проводит некоторый «мастер-класс».

    Для тех, кто уже освоил азы осознанной съемки, есть все профессиональные режимы с необходимыми регулировками. Конечно, по скорости изменения параметров NEX-5 уступит репортерским зеркалкам, но иное было бы слишком удивительно. Тем не менее в ходе тестовой съемки удалось даже поснимать спорт в режиме приоритета диафрагмы с введением экспокоррекции, хотя этот вид работы вряд ли относится к основным применениям камеры.

    Немного необычно решено меню — к нему придется привыкать всем: и снимавшим на компакт, и «зеркальщикам». Оно, бесспорно, красивое и информативное, но что касается скорости работы, то желательно, чтобы инженеры Sony придумали еще что-нибудь, работающее побыстрее.

    Вместе с тем управление, как уже сказано, вопрос философии, и здесь нужна обратная связь; скорее всего сейчас специалисты фирмы будут внимательно следить за отзывами на форумах и корректировать свои нововведения. В целом же можно сказать, что и здесь достигнут удовлетворительный баланс между простотой и эффективностью целиком автоматических режимов, необходимых для владельцев компактов, и возможностями тонкой подстройки параметров.

    Оптика

    Для нового класса компания разработала совершенно новый байонет Е с полностью электронным интерфейсом. Он несовместим непосредственно с оптикой зеркальных «альф», но их можно установить через адаптер (правда, автофокус работать не будет). Пока что для новой системы выпущены три объектива: дискретный широкоугольник 16/2,8 (экв. 24 мм), штатный зум 18-55/3,5-5,6 с оптическим стабилизатором и штатный суперзум 18-200/3,5-6,3, также стабилизированный.

    Кроме того, для 16/2,8 выпущены два широкоугольных конвертера, один уменьшает эффективное фокусное расстояние объектива до 12 мм (экв. 18 мм), другой — фишай — дает еще больший охват с характерными искажениями.

    Очевидно, что это только первые ласточки и линейка объективов будет расти. Уменьшенный рабочий отрезок обещает создание широкоугольных объективов, более компактных и с лучшими оптическими характеристиками, чем у обычных зеркалок.

    А неудобство перехода на новый байонет компенсируется его удивительными возможностями, в частности, впервые стала возможной постоянная (и бесшумная!) автофокусировка при видеосъемке. Согласитесь, для многих это само по себе будет достаточной причиной для покупки новой камеры.

    Съемка

    Новизна камеры проявляется не только в ее внутреннем устройстве, но и в самом процессе съемки, для чего, собственно говоря, все камеры и делаются. Про управление уже говорилось выше, а практический вывод из сказанного такой: помимо всего спектра обычного применения высококлассного компакта, Sony NEX-5 отлично подходит для малозаметной окружающим жанровой съемки, особенно «от живота», с поднятым ЖК-экраном.

    В этом деле хорошо себя показал суперзум 18-200/3,5-6,3, причем в ходе съемки очень скоро становится наиболее востребованным узкий конец зума, поскольку даже на нем объектив дает вполне удовлетворительное изображение (хотя, конечно, зумы такого диапазона никак не отнесешь к оптике экстра-класса). Стоит отметить очень убедительную работу оптического стабилизатора в этом объективе.

    Скорость фокусировки пока что не самая сильная сторона «беззеркалок», как и обычных зеркалок в режиме Live View, но новая камера фокусируется весьма шустро, во всяком случае не уступает конкурентам. Можно быть уверенным, что не только владельцы компактов (что само собой), но и зеркальщики не заметят особых неудобств. Очень удобен ручной выбор точки фокусировки: ее можно быстро выбрать джойпадом, ориентируясь по дисплею, причем практически в любой части кадра, кроме самых краев.

    При этом можно включить функцию увеличения части изображения для точной наводки на резкость, что позволяет полностью использовать потенциал большой матрицы и сменной оптики: если нажать на соответствующую кнопку один раз происходит 7-кратное увеличение изображения, если нажать еще раз — 14-кратное, третье нажатие возвращает изображение в обычный режим.

    Как уже было сказано, система оптической стабилизации реализована в объективе, а не на матрице, как у зеркальных «альф». Это скорее пошло ей на пользу, во всяком случае снимки в большинстве случаев выходят резкими на выдержках до 1/4 и даже 1/3 с — отличный результат.

    Скорость самой съемки неплоха для камер такого уровня — 2,3 кадра/с при постоянно работающем автофокусе. Зато при отключенном автофокусе скорость серийной съемки составляет целых 7 кадров/с! Так что если вы можете предугадать, в каком месте ожидать интересного события, и сфокусируетесь на нем заранее, можете быть уверены: важный момент не будет упущен.

    Функции

    Главное предназначение любой камеры — снимать. Вот только возможности у всех камер разные, и недавние достижения Sony позволили реализовать в новинках несколько интересных дополнительных функций, причем компания оставляет возможность дальнейшего революционного апгрейда камер.

    Например, на лето этого года анонсирована новая функция, которая будет установлена посредством перепрошивки в уже выпущенные камеры серии NEX, — ни больше ни меньше как получение трехмерного изображения. Что это такое, никто пока толком объяснить не может, кроме особо посвященных специалистов Sony, которые молчат и просят подождать до июля. Что ж, умения завязать интригу японскому гиганту тоже не занимать, поэтому будем ждать.

    Большинство «умных» функций работает на основе съемки в скоростном режиме нескольких кадров подряд и последующей склейки их в одно изображение. Самая броская и запоминающаяся из них — Sweep Panorama, что можно примерно перевести как «панорама на лету». В этом режиме фотограф просто проводит рукой с камерой по линии горизонта, камера автоматически снимает серию и тут же сшивает полученные кадры в одно изображение.

    Можно задать четыре варианта конечного размера панорамы разрешением от 8 до 22 Мп (именно эти панорамы планируется летом сделать трехмерными, а просматривать их можно будет на телевизорах Sony, которые выйдут в это же время). Проводку камерой можно делать удерживая камеру как в горизонтальном, так и в вертикальном положении, — это дает разные пропорции финального изображения.

    Но панорама — это все-таки немного экзотика или, во всяком случае, функция совершенно отдельная и самодостаточная. Для повседневной съемки более востребованными могут оказаться другие возможности, к примеру, Auto HDR, когда камера делает три снимка с эксповилкой заданного разброса (можно положиться на автоматику камеры, но она довольно робко задает диапазон, и порой результат HDR не очень заметен).

    Таким образом можно вернуть в кадр детали в тенях и светах, которые были бы просто потеряны из-за слишком большого контраста, и вообще управлять общей контрастностью изображения. Мы подробно рассматривали работу этой функции в прошлом номере, рассказывая о новых зеркалках Sony Alpha, и сейчас стоит повторить лишь вывод: при правильном подходе эта исключительно грамотно реализованная и простая в использовании функция может стать сильным и выразительным художественным инструментом.

    Еще одна интересная придумка — функция съемки с рук в сумерках (Handheld Twilight), а также родственная ей функция противодействия размытию (Anti-Motion blur). Она снимает быстрой серией шесть кадров и накладывает их друг на друга. В результате получаются изображения со значительно меньшими шумами, чем обычно, и более четкие.

    Качество изображения

    Если начать сразу с вывода, то просто сказать, что Sony NEX-5 обеспечивает качество изображения на уровне зеркалки, будет недостаточно. Новинка обеспечивает картинку на уровне очень хорошей, самой современной зеркалки среднего класса. Современность проявляется и в работе шумодава, и в качестве конечного изображения в формате JPEG. Особенно впечатляет качество картинки при съемке на высокой чувствительности.

    Если разглядывать кадр при 100% увеличении на мониторе, то и на ISO 3200 картинка остается совершенно «кондиционной», а кадр целиком, без увеличения, и на ISO 6400 оказывается вполне приемлемым для большинства случаев (понятно, что это дело вкуса, точнее, личных критериев качества, но по собственному ощущению скажу, что ISO 3200 у Sony NEX-5 не уступает по качеству изображения ISO 800 у зеркалок предыдущих поколений).

    И даже максимальная чувствительность ISO 12 800 оказывается, с понятными оговорками, рабочей, если не печатать картинку в большом размере и не рассматривать на мониторе с максимальным увеличением. Качество шумодава проявляется заметнее всего на фоновых участках изображения без мелких деталей — там значительно меньше разноцветных точек, чем ожидаешь от такой чувствительности, при этом большинство мелких деталей изображения сохраняются.

    Если сравнивать с сегодняшними конкурентами, то и среди «беззеркалок», и среди зеркальных моделей с сенсором формата APS-C обнаруживается немало камер, уступающих NEX-5 по качеству изображения, а вот заметно превосходящих, особенно на высокой чувствительности, что-то не видно. В целом надо отдать должное инженерам Sony: за последние пару лет они существенно, хотя и не поднимая по этому поводу лишнего шума, повысили общее качество изображения у своих зеркальных моделей, и рассматриваемая новинка эту тенденцию продолжает.

    Видео

    Съемка видеоклипов — пока еще новость для зеркалок, но в мире компактов вещь давно привычная. Однако матрица большого размера обеспечивает небывалое качество. Имеются в виду как характеристики самого изображения, так и творческие возможности при съемке: например, даже с «китовой» оптикой можно перемещать область резко изображаемого пространства по глубине кадра, выхватывая из размытого фона то один, то другой элемент сюжета.

    Sony NEX-5 снимает видео в формате Full HD разрешением 1920×1080 точек (1920×1080 i) со скоростью 60 полей в секунду и сохраняет клипы в формате AVCHD. Как уже сказано, камера впервые обеспечивает приемлемую скорость и бесшумность постоянной следящей автофокусировки при видеосъемке.

    Автофокус вполне справляется даже с быстро движущимися объектами (похоже, инженеры Sony придумали немало новшеств в системе управления фокусировкой). Кроме того, можно корректировать автофокус вручную, что для видеосъемки, пожалуй, даже важнее, чем для фото.

    Еще одно важное достоинство: при видеосъемке происходят постоянный замер и корректировка экспозиции, причем специальный бесшумный микромотор в объективе меняет освещенность картинки не скачками, как у большинства видеокамер, а плавно (за это отвечает новейшая фирменная разработка). Большая матрица обеспечивает очень хорошее качество изображения даже при плохом освещении.

    Важность видеосъемки подчеркивается наличием на корпусе специальной кнопки старта видеозаписи — очень быстро и удобно. Остается добавить, что камера сама пишет стереозвук, но, конечно, серьезному любителю видеозаписи следует приобрести внешний микрофон. После этого уже сложно придумать, что бы еще потребовать от камеры для улучшения качества видеозаписи. Остается только совершенствоваться самому, а техника все от нее зависящее уже предоставила.

    Заключение

    Новая Sony NEX-5 — исключительно интересная и многообещающая модель, не говоря уже об интриге с заявленным трехмерным изображением (в ходе теста не раз возникало ощущение, что вот оно, светлое будущее, прилетело прямо в руки). Основное свое предназначение — перевести привычную съемку удобными компактными камерами на принципиально другой уровень качества — она выполняет блестяще.

    Но есть у нее и другие области применения: мне, как фотографу со стажем, привыкшему постоянно таскать на плече тяжелый кофр, а на шее — почти двухкилограммовый (считая объектив и вспышку) агрегат, было совершенно внове гулять налегке, вертеть в руках красивую и невесомую игрушку, которая при этом еще и очень прилично снимает, в том числе и на «жидком» свету!

    Вести втихомолку жанровую съемку, не выделяясь из публики и не привлекая к себе лишнего внимания — это впечатление, которое описать непросто. И это без учета возможностей видео, которых не меньше, чем в фотосъемке (все-таки видео — специальная область, заслуживающая отдельного обзора). В общем, можно не сомневаться, что новинка найдет своего благодарного пользователя.

    Благодарим московское представительство Sony за предоставленную для теста технику.

    Тесты в картинках

    Кликнув по картинке вы можете посмотреть увеличенное изображение, выйти из полноэкранного режима можно кликнув вне поля фотографии


    Хотя экспонометрия камеры в авторежиме склонна выдавать чуть высветленные, оптимистические кадры, она все же следит за тем, чтобы не пересветить яркие участки. Здесь грива пони получилась даже чуть затемненной, зато ни на каком участке не вышла за пределы передаваемого тонального диапазона (приоритет диафрагмы, 1/1250 c, f/6,3, ISO 200, объектив 18-200/3,5-6,3).


    Снимок сделан ярким солнечным днем при довольно контрастном освещении. Автоматическая оптимизация тонального диапазона (его можно сравнить с инструментом Shadows/Highlights программы Photoshop) сработала практически идеально: тени не провалены, яркие участки не высвечены, а общее впечатление яркого дня передано как нельзя лучше (приоритет диафрагмы, 1/500 c, f/6,3, ISO 200, объектив 18-55/3,5-5,6).

    Свет ламп накаливания до сих пор остается проблематичным для зеркалок. Но Sony NEX-5 справилась вполне достойно: цвета переданы хоть и не совсем адекватно, но существенно лучше, чем у большинства зеркальных камер (приоритет диафрагмы, 1/80 c, f/6,3, ISO 500, объектив 18-55/3,5-5,6)

    Суровое испытание для экспозамера: белая статуя ярко освещена солнцем, фон — листва в глубокой тени. Автоматическая оптимизация тонального диапазона вновь на высоте: все детали в светах и практически все в тенях сохранены, а изображение в целом выглядит совершенно естественно, как будто никакой обработке и не подвергалось (приоритет диафрагмы, 1/800 c, f/6,3, ISO 200, объектив 18-55/3,5-5,6).


    В ходе жанровой съемки зум как-то сам собой устанавливается в крайнее телеположение — очень уж соблазнительно выхватывать издалека выразительные сценки крупным планом. При этом исключительный вклад в успех кадра вносит оптический стабилизатор. Это, например, эквивалент фокусного расстояния 300 мм (приоритет диафрагмы, 1/320 c, f/7,3, ISO 250, объектив 18-200/3,5-6,3).


    Пожалуй, самое естественное применение новинки — съемка жанровых сцен исподтишка. Если установить режим приоритета диафрагмы (в нем доступны все необходимые регулировки съемочных параметров) и автоматический выбор чувствительности, то о проблемах экспонометрии можно просто забыть: камера все сделает сама (приоритет диафрагмы, 1/200 c, f/7,1, ISO 250, объектив 18-200/3,5-6,3).


    Снято при контровом свете. Обращенные к нам стены домов были заметно затенены. Тем не менее камера сама на автомате выровняла яркости в кадре: стены просветлели, и вместо провальных теней получилось вполне адекватная передача ощущения солнечного дня. Никаких усилий фотографа для этого не понадобилось (приоритет диафрагмы, 1/320 c, f/6,3, ISO 200, объектив 18-55/3,5-5,6).

    Стремительный прогресс в камеростроении позволил снимать на значениях чувствительности, которые еще год-два назад казались невозможными и только-только появлялись в самых топовых и самых дорогих репортерских камерах. А теперь — пожалуйста: сверху ISO 3200 (ручной режим, 1/3 c, f/7,1, объектив 18-55/3,5-5,6), снизу ISO 12 800 (ручной режим, 1/10 c, f/7,1, объектив 18-55/3,5-5,6). Найдите отличия.


    Простой тест оптики: штатный зум 18-55 мм в крайнем телеположении (как правило, в нем объектив дает самое слабое по оптическим качествам изображение). Внизу — увеличенный участок кадра. Не только кирпичная кладка, но и сияющая позолота на фризе переданы в самых мелких деталях (приоритет диафрагмы, 1/200 c, f/7,1, ISO 200, объектив 18-55/3,5-5,6).

    Казалось бы, стандартный сюжет. Но матрица большого размера способна передать объем и глубину сцены так, что никакому компакту и не снилось. Честно говоря, обсуждение таких понятий, как пластика изображения, рисунок оптики, разделение планов в кадре может начинаться только с этого размера матрицы (приоритет диафрагмы, 1/800 c, f/6,3, ISO 200, объектив 18-55/3,5-5,6).


    Фотографы, если хотят произвести впечатление на окружающих, любят порассуждать о боке — так называется художественная сторона передачи деталей, находящихся вне зоны резкости. Но если владельцу компакта остается только рассуждать, то с NEX-5 боке получается весьма красивым даже на диафрагме f/6,3, если, конечно, снимать близко (приоритет диафрагмы, 1/640 c, f/6.3, ISO 200, объектив 18-55/3,5-5,6).


    NEX-5, конечно, не репортерская камера. Но скорости ее работы вполне достаточно, чтобы попробовать поснимать спорт. Как видим, даже мяч «поймался» в кадр. Поскольку съемка велась на фоне неба, потребовалась небольшая экспокоррекция +2/3, которая тоже устанавливается вполне оперативно (приоритет диафрагмы, 1/320 c, f/7.1, ISO 200, объектив 18-200/3,5-6,3).