Профессия "пилот". Профессия пилот Летчик что делает человек данной профессии

Летчик - это специалист, который обладает всеми необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками для управления летательными аппаратами. В качестве последних могут выступать самолеты и вертолеты. Слова «летчик» и «пилот» практически синонимичны, однако употребляются в немного разных контекстах: пилотами обычно называют тех, кто управляет гражданскими воздушными судами, а летчиками - тех, кто работает в военной отрасли. Также существует специализация летчика-испытателя, который тестирует новые воздушные транспортные средства. В любом случае, профессия относится к категории «человек-техника». Профессия подходит тем, кого интересует физика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание: кто такой летчик?

От летчика зависит безопасность, здоровье и жизнь пассажиров и экипажа летательного аппарата (либо сохранность грузов). Это очень большая ответственность, и она редко когда возложена только на одного человека. Как правило, пилотов на судне двое, также на нем могут присутствовать командир, штурман, бортинженер. Во внештатных ситуациях летчики могут обращаться за помощью к авиадиспетчерам, находящимся на земле. Это профессия, требующая отличного физического и психологического здоровья.

Особенности профессии

Небезосновательно принято считать, что пилот - это не столько профессия, сколько призвание. Для успешного выполнения обязанностей летчика необходима постоянная концентрация, регулярная учеба (поскольку на рынке появляются все новые и новые модели самолетов, вертолетов и сопутствующей техники), а также внимание к своему здоровью и состоянию даже в нерабочее время. Основной объем работ, который должны осилить претенденты на вакансию летчика, следующий:

  • Эксплуатация авиационных комплексов, соответствующая требованиям безопасности (в мирное и военное время).
  • Использование автоматизированных систем и компьютерных технологий при управлении летательными аппаратами.
  • Взаимодействие со службами, обеспечивающими полеты воздушных судов.
  • Принятие и реализация управленческих решений в условиях дефицита времени и в критических ситуациях.
  • Оценка уровня безопасности полета, принятие решения о возможности/невозможности его совершения.
  • Выполнение наладки и испытаний авиационных комплексов.
  • Выполнение настройки и регулировки бортового оборудования.
  • Заполнение сопроводительных документов.
  • Организация работы авиационного персонала.

Может показаться, что ответить на вопрос о том, кто такой летчик, можно одной простой фразой: тот, кто ответственен за перелет воздушного судна из точки А в точку Б. Однако на практике и подготовка к этому перелету, и его осуществление, и благополучное завершение зависимы от огромного количества факторов. Чтобы грамотно их распознавать и учитывать, принимать оптимальные решения в каждую секунду рабочего времени, необходимо располагать глубокими знаниями и внушительным опытом.

Плюсы и минусы профессии летчик

Плюсы

  1. Престижная профессия (причем высота ее статуса одинаково велика в любой точке земного шара).
  2. Высокий уровень доходов.
  3. Востребованность на рынке труда.
  4. Полный соцпакет.
  5. Как правило, ранний пенсионный возраст.

Минусы

  1. Большая ответственность.
  2. Строгие требования (как для поступления в учебные учреждения, так и для трудоустройства).
  3. Необходимость постоянно поддерживать свое здоровье.
  4. Частое отсутствие, сложности в поддержании отношений с родными и близкими.

Важные личные качества

Как уже было неоднократно отмечено, для летчика имеет большое значение физическое и психологическое состояние. Никаких хронических заболеваний, проблем со зрением, слухом, вестибулярным аппаратом и другими сенсорными системами у представителей этой профессии быть не должно. Пилоты регулярно проходят медкомиссию, и при появлении каких-либо недугов могут быть просто не допущены к полетам.

Кроме того, для таких специалистов важна ответственность, эмоциональная устойчивость, способность к концентрации, высокая скорость реакции, способность быстро переключать внимание, отсутствие страха высоты и замкнутого пространства, определенные коммуникативные и лидерские способности, аналитическое мышление.

Обучение на летчика

Основных вариантов того, где получить профессию летчика, два: это могут быть либо ссузы, либо вузы. Так, в колледжах можно обратить внимание на специальность «Испытание летательных аппаратов» (код 24.02.03). В высших учебных заведениях, предоставляющих возможность обучения на летчика, наиболее подходящими являются специальности «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» (код 25.05.05), «Системы управления летательными аппаратами» (код 24.05.06) и «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» (код 25.05.05).

Для поступления в ссуз достаточно аттестата (конкурс проводится по среднему баллу), а для учебы в вузе на летчика необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и физике или информатике. Обучение этой ответственной и непростой профессии, в любом случае, будет длиться не менее 5 лет (даже при поступлении в ссуз). Более того, при обучении в вузе в заочной или вечерней форме на освоение профессии пилота понадобится потратить 6 лет, а при поступлении в ссуз после 9-го класса - на 4 месяца больше.

Вузы

Курсы

Эта специализация достаточно сложна и ответственна, поэтому легких и быстрых курсов, где учиться на летчика нужно было бы всего несколько месяцев, не существует. Есть курсы, например, в летной школе «Аэрофлота»: они длятся два года и подходят только для кандидатов с высшим техническим образованием, причем крайне желательно - авиационным.

Лучшие вузы для летчиков

  1. СПбГУГА
  2. СПбГУАП
  3. МГТУ им. Н.Э.Баумана

Место работы

Летчики работают в государственных и частных авиакомпаниях, могут быть персональными пилотами частных воздушных судов, заниматься испытательными полетами на предприятиях, занимающихся разработкой и производством вертолетов и самолетов.

Зарплата летчика

Как правило, летчики получают высокую заработную плату даже при работе в государственных авиационных компаниях. Для еще больших доходов они могут превышать нормы по вылету в месяц, но на такие превышения действуют ограничения, и делать так постоянно не рекомендуется из-за необходимости в полноценном отдыхе.

Зарплата на 13.02.2020

Россия 30000—42300 ₽

Москва 20000—55000 ₽

Карьерный рост

Карьера летчика начинается с работы на коммерческих маршрутах, в небольших компаниях, легкой авиации. Как только он наберет хотя бы пару лет опыта и достаточно часов налета, он может устроиться в более серьезную фирму. Со временем пилот может стать главным пилотом, командиром экипажа, либо занять одну из руководящих должностей в самой авиакомпании.

Смотреть слайды в большом размере

Презентация - Профессия - лётчик

Текст этой презентации

Профессия - лётчик
Работу выполнили ученики 4 класса МБОУ Лежневской СОШ №11 Руководитель: Лузева Е.В.

Лётчик - человек, управляющий летательным аппаратом, а также означает профессию и хобби. Синонимы: аэронавт, пилот, авиатор. Наиболее часто лётчиков делят на военных, гражданских и любителей. Существуют также лётчики экспериментальной авиации, производящие испытания как абсолютно новых воздушных судов, так и заводской облёт серийно выпускаемых. Исторически сложилось так, что в России в военной авиации используется термин лётчик, а в гражданской авиации - пилот.

Мечта человечества о полёте, возможно, впервые была реализована в Китае, где полёт человека, привязанного (в виде наказания) к бумажным змеям был описан в VI веке н. э. Позднее первый управляемый полёт на дельтаплане совершил Аббас ибн Фарнас в в IX веке н. э. В 852 году Ибн Фирнас сделал крылья из перьев и ткани, натянутой на деревянные распорки. С этим аппаратом он спрыгнул с минарета Великой мечети в Кордове. Устройство Аббаса ибн Фирнаса было похоже на зонтик, и считается первым известным в истории парашютом. Он приземлился, отделавшись лишь незначительными травмами.
Первые полёты

Первые попытки полёта также часто связаны с идеей подражать птицам, как в мифе о Дедале его крылья из перьев и воска. Попытки строить крылья и спрыгивать из высоких башен продолжались даже в XVII веке, и испытатели получали травмы или разбивались. Первые серьёзные попытки полёта человека были реализованы в Европе в конце XVIII века. Привязанные воздушные шары, заполненные горячим воздухом, были усовершенствованы в первой половине XIX века и применялись в значительных масштабах в ряде войн середины столетия; наибольшую известность получило их применение во время Гражданской войны в США, когда воздушные шары использовались для наблюдения во время сражения у Петерсберга.

Современный полёт
Первый общеизвестный полёт человека был совершён в Париже в 1783 г. Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз де Арландес пролетели 8 км на воздушном шаре разработки братьев Монгольфье, наполненном горячим воздухом. Воздушный шар нагревался огнём от сжигаемой древесины и не был управляемым, то есть перемещался по воле ветра.
Запуск воздушных шаров-зондов стал популярным развлечением в Европе в конце XVIII века, таким образом человек начал покорять высоту и атмосферу. Работа над созданием управляемого воздушного шара (дирижабля) (который получил название воздушный корабль) продолжалась в течение 1800-х годов.
Следующий технологический прорыв был совершён в 1884 г., когда был осуществлён первый полностью управляемый свободный полёт на французском военном дирижабле с электрическим двигателем.

Особенности профессии
Летчиком называют человека, способного управлять самолетом. В гражданской авиации его же называют пилотом. Профессия эта интересная, но тяжёлая, в том числе и с моральной точки зрения: экипаж несет ответственность за чужие жизни. Человек, поступающий учиться на летчика, должен обладать следующими качествами: острым зрением и слухом; развитым вестибулярным аппаратом. Обязанности пилота: Во-первых, он производит управление самолетом. Во-вторых, организует работу в небе, исходя из правил безопасности. В-третьих, проводит анализ метеорологической обстановки. В-четвертых, контролирует состояние воздушного судна непосредственно перед вылетом.

Какими качествами нужно обладать, чтобы стать хорошим лётчиком?
спокойствие; внутренняя концентрация; быстрая реакция; хороший слух и вестибулярный аппарат; отличная физическая подготовка; ответственность; пунктуальность.

Где можно получить профессию лётчика и куда устроиться на работу
Лётчик - профессия редкая, несмотря на то, что авиакомпаний много, хороших специалистов всегда недостаточно. Получить профессию лётчика можно в лётных школах и училищах. Проблем с трудоустройством не бывает. Зарплата зависит от количества часов, проведённых в полёте и от авиакомпании, а так же от дальности полётов и наличия вылетов за пределы России.

В РФ стать профессиональным летчиком, можно, получив образование в лётном училище или одном из трех ВУЗов: Санкт-Петербургский Университет Гражданской Авиации (УГАвСП). 8 факультетов, срок обучения не менее 5 лет. Кроме профессии пилота, здесь можно освоить ряд смежных специальностей – авиаменеджера или техника, например. Высшее Авиационное Училище Гражданской Авиации в Ульяновске. Срок обучения – четыре года. Московский Авиационный институт, состоящий из 12 факультетов. Этот ВУЗ очень широко профилирован: кроме пилотов, техников и менеджеров, здесь подготавливают ученых-новаторов и конструкторов, которые, впоследствии, будут работать в НИИ, проектируя новые самолеты и космические аппараты, а также участвуя в из запуске и разработке их оснащения.

Лётчик должен быть высокоинтеллектуальным человеком, с хорошими моральными принципами и развитым мышлением. Ведь интеллект подразумевает целостность функционирования ощущений, восприятия, представлений, мышления, внимания и памяти, то есть - систему получения, переработки и хранения информации. Важно так же чёткое пространственное представление и скорость мышления. Личностные качества для профессии лётчика имеют иногда определяющее значение, поэтому крепкий физически и здоровый человек может так никогда и не стать лётчиком, потому что не пройдёт ВВК.

Минусы профессии: Во-первых, пилоты крайне редко бывают дома. Во-вторых – огромное эмоциональное напряжение: контролировать столь огромный и сложный аппарат, держать в уме множество цифр и данных осознавая, что у тебя в салоне находится более ста пассажиров, жизни которых в твоих руках – это требует больших умственных усилий. Поэтому, летчикам приходится чаще многих других людей проходить медицинские обследования, сдавать анализы, общаться с психиатрами. Плюсы профессии: Профессия, которая воплощает мечты; подходит для любителей путешествовать; достойная зарплата.

Летчик – очень смелая профессия. Есть летчики, которые летают на пассажирских самолетах, есть те, которые летают на грузовых. А есть летчики, которые управляют маленькими самолетами: тушат пожары, рассыпают удобрения, доставляют полярникам еду и письма. Летчик должен поднять самолет вверх в воздух и в конце полета плавно посадить его на землю.

По взлетке трясясь, Упасть не боясь, Натужно ревя моторами, Ведет самолет Отличный пилот, Он не делим с приборами. Штурвал на себя Почти до конца. Шасси. И прощай бетонка. Набор высоты - Предел чистоты, Такая его работенка. В плену облаков - Пушистых оков, Но курс изменить не вправе. Машину ведет И песню поет, И это ему по-нраву. Жизнь - высота, Внизу пустота. Железная птица вместе С крылатой родней Летит над землей, И словно стоит на месте. Но скорость ее, Как ветра рванье - Мчится быстрее звука. Что б летчиком стать, Нужно с детства мечтать. Вот ведь какая штука. Подволоцкий Андрей
Что б летчиком стать.

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Многие мальчишки и девчонки мечтают о небе. Но только единицы из них становятся настоящими профессионалами лётного дела. Целеустремлённые, настойчивые, будущие лётчики и стюардессы проходят через многое. Здесь и опасение родных за их жизнь, постоянная тревога и волнение, и непонимание друзей – романтика ушла, а тяжелый, порой неблагодарный, труд остался. Профессия летчик для детей означает очень многое.

Как всё начиналось

Так получилось, что авиация пришла в Россию чуть раньше, чем революция. Еще на заре становления профессии лётчика к авиаторам относились скорее как к артистам оригинального жанра. Демонстрация полетов воспринималась как театральное представление на свежем воздухе. Правда, иногда с трагическим исходом.

Прошли годы, авиация всерьез заявила о себе, как об интересной, трудной, но полной романтики профессии. Послевоенные мальчишки с завистью смотрели на молодых лётчиков в кожанках и шлемах. Многие уезжали из дома туда, где учили летать на самолётах, навсегда связав свою судьбу с этой профессией. Бугурусланское училище выпускало лётчиков малой авиации, летавших на знаменитых «кукурузниках», распыляя над полями удобрения или доставляя почту и продукты в отдалённые районы.

Система советского распределения молодых специалистов забрасывала выпускников подальше от родных мест. Так молодой ростовчанин с берегов Дона волею судеб оказался в пыльном провинциальном Коканде, где аэропорт в 60-е годы был чуть ли не центром цивилизации и технического прогресса. Авиарейсы всецело зависели от прогнозов погоды, поэтому метеорологическое бюро базировалось там же, в аэропорту. Вот так и встретились молодой летчик из Ростова-на-Дону и выпускница Ташкентского университета, физик атмосферы.

Ежедневная работа на высоте

О жизни лётчиков написано немало книг, сняты фильмы, в которых ореол романтики разбивается о неустроенный быт или семейные неурядицы. Быть женой лётчика непросто, впрочем, как и представителя любой другой профессии с ненормированным рабочим днём. Ожидание из рейса, облегчение, что вернулся, и нервный срыв из-за постоянного страха за его жизнь. Или наоборот, полёты мужа воспринимаются как нечто обычное, к тому же они связанны с постоянными путешествиями по стране. И вместо того, чтобы узнать, как дела на работе, выставляются требования немедленно решить бытовые проблемы. А ведь после тяжелого, изнурительного полёта в сложных погодных условиях так хочется тепла и домашнего уюта.

Участие в воспитании детей тоже происходит урывками, между рейсами. Очень редко удаётся поехать всей семьёй в отпуск. Конечно, не у всех такие воспоминания, но в любом случае, профессия отца накладывает свой отпечаток на жизнь родных и близких. Бывает, что сыновья идут по его стопам, продолжая семейную династию. Но чаще родители против того, чтобы сын или дочь связали свою жизнь с небом. Если же это всё-таки происходит, то из таких непослушных и получаются настоящие профессионалы, специалисты высокого класса.

Когда в далекие советские времена малышей спрашивали, кем они хотят стать, когда вырастут, то самыми частыми ответами были «лётчик» или «космонавт». Сегодня эти профессии уже не так популярны. Но по-прежнему в лётные училища приходят те, кто искренне влюблён в небо и не представляет себе другой работы на земле.

Я бы в летчики пошел…

В мире много разных профессий, но мне больше всего нравится профессия летчика.

Летчик – это человек, умеющий управлять самолетом, вертолетом или другим летательным аппаратом. Многим приходилось управлять виртуальным самолетом, штурмовать противника сидя перед компьютером. Но это игра, а в действительности профессия летчика одна из самых технически сложных.

Летчик, естественно, не должен бояться высоты и уметь в критическую ситуацию брать ответственность на себя, принимать правильное решение; следовательно, он должен быть высококвалифицированным специалистом и иметь отличную профессиональную подготовку.

Особенно важно быть инициативным и помнить, что неуверенным в себе в небе делать нечего. Также необходима большая сила воли, выносливость, крепкое здоровье не только физическое, но и моральное. Особенно это важно для летчиков-испытателей, т.к. обычный будничный рабочий день состоит из стрессовых внештатных ситуаций.

Три оси вращения самолета уже придуманы. Пилоту остается только взять этот метод за основу и научиться управлять летательным аппаратом. Парить, как птица, держать равновесие, делать виражи пилоту необходимо не только для собственного удовлетворения. Важность профессии заключается в том, что летчику предстоит каждый раз, садясь за штурвал, нести ответственность за жизнь пассажиров и членов экипажа.

Профессиональность летчика важна и во время пилотирования самолета в воздушном бою, где именно от мастерства управления полетом зависит, сколько вражеских самолетов будет уничтожено.

Сложность данной профессии состоит также в том, что, например, летчик-испытатель должен первым проверять исправность и надежность летательного аппарата во время полета, ведь от этого тоже зависит жизнь пассажиров и членов экипажа.

Все, у кого профессия связана с небом, должны помнить, что небо ошибок не прощает.


Занимая место на борту воздушного судна, мы во всем полагаемся на его экипаж и, в первую очередь, на пилотов самолета. У нас нет права сомневаться в их опыте и профессионализме. Мы обязаны верить в то, что управление железной махиной, которая поднимает в небо несколько десятков человек и сотни килограммов багажа, находится в достойных руках. А значит и пассажиры - в полной безопасности. Не случайно пилот в представлении большинства людей - сильный, надежный мужчина с мощным самообладанием. И это не фантазии, а своего рода пропуск в профессию.

История специальности

«А мне летать охота» - древнее как мир желание человека оторваться от земли. Пример птиц всегда казался людям заоблачной мечтой, но герои, пытавшиеся летать, появлялись постоянно, начиная с Древнего Китая, Греции и других цивилизаций. Энтузиасты конструировали крылья, надевали их на себя и смело шагали с крыш, башен и других возвышенностей. Полеты длились недолго, совершались не вверх, а вниз, и не всегда заканчивались благополучно. Но это не останавливало их последователей.

Первые серьезные попытки разобраться в принципах аэродинамики предприняли китайцы, когда сконструировали воздушного змея. В 15 веке итальянский врач Джованни де Фонтана попробовал с помощью пороха запустить бумажно-деревянную ракету. Она поднялась, но не высоко и пролетела короткое расстояние. Невзирая на неудачу, изобретатель никогда не сомневался в том, что человек с помощью крыльев, искусственно приводимых в движение, все-таки поднимется в небо.

Более точное подобие современных летательных аппаратов в 16 веке пытался создать Леонардо да Винчи. От него остались чертежи первых «искусственных птиц» - планера и вертолета. На эскизах видно, что крылья у конструкций подвижные.

Первый пилотируемый полет был совершен на воздушном шаре. В 1784 году француз Жак Шарль наполнил его водородом и поднялся на высоту 3400 метров. Во второй половине 19 века появились дирижабли. Они имели двигатель и сложную систему управления.

Первыми «настоящими» пилотами считаются братья Уилбур и Орвилл Райт. Они сконструировали, изготовили, а также лично испытали первый самолет - аппарат с двигателем, который может совершать движение в воздухе под управлением человека. Одно из главных изобретений братьев Райт - создание трёх осей вращения самолёта. Они позволяют «рулить» машиной и сохранять ее равновесие во время полёта. Этот принцип остался неизменным и в современных конструкциях.

Первым русским пилотом был Михаил Ефимов. В 1910 году его рейс на пассажирском аэроплане «Фарман-4» побил мировой рекорд самого длительного авиаперелёта, который когда-то установил один из братьев Райт.

Описание профессии

Пилот гражданской авиации совершает перевозку пассажиров на внутренних и международных авиалиниях. Он несет ответственность за безопасность полета, сохранность здоровья и жизни пассажиров. Это , в которой нет и не может быть права на ошибку. Во время работы летчик должен быть предельно сосредоточен, внимателен к деталям, иметь хорошую реакцию и уметь быстро соображать.

Самолет является средством повышенной технической сложности. Пилоту необходимо до мельчайших подробностей знать принципы работы авиалайнера и методы управления им. От глубины профессиональных знаний и уровня специальной подготовки авиатора зависит насколько комфортным и безопасным будет перелет вне зависимости от его продолжительности. Поэтому весь период освоения профессии пилот должен развивать свои навыки, учиться, повышать квалификацию.

Практически все современные самолеты оснащены системами автопилотирования. Однако совсем отказаться от участия живых пилотов в управлении воздушными лайнерами человечество пока не готово. Поэтому на них лежит большая ответственность. Командир экипажа должен управлять машиной в моменты набора высоты, ее снижения и захода на посадку. Во время полета ему необходимо следить за тем, как работают двигатели, что показывают приборы, по какой траектории движется машина.

В небольших самолетах обычно работают два пилота - командир и его помощник. На сложных рейсах и больших авиалайнерах в состав экипажа входят штурман и бортинженер. Первый следит за траекторией полета, рассчитывает курс движения самолета. Второй отслеживает исправность систем управления.

Чем полезна профессия «пилот»? Она помогает нам преодолевать огромные расстояния за несколько часов. Утром Марракеш- вечером Бангладеш. Разве наши предки могли об этом мечтать?

Требования к специалистам

С пилотов гражданской авиации особый спрос. По большому счету, эти люди должны быть безупречны во всем. Вредные привычки для них запрещены. Пилот должен иметь отличное здоровье, быть физически выносливым, технически грамотным и высококвалифицированным специалистом.

Назовем еще ряд качеств, необходимых для этой работы:

  • ответственность;
  • внимательность;
  • сосредоточенность;
  • хорошая реакция;
  • устойчивая психика;
  • аналитический склад мышления;
  • умение быстро принимать решения;
  • хладнокровие в «горячих» ситуациях.

Чтобы стать сотрудником крупной авиакомпании, командиром экипажа, работать на престижных пассажирских авиарейсах, молодому пилоту необходимо проделать определенный карьерный путь.

Выпускник летного училища или авиационного института должен:

  • иметь не менее 150 часов учебных полетов;
  • налетать не менее 250 (в крупных авиакомпаниях не менее 350) часов на грузовом самолете;
  • получить разрешение на управление пассажирским лайнером после сдачи экзамена;
  • получить заключение медкомиссии.

В будущем работникам летных экипажей воздушных судов придется ежегодно проходить аттестацию и подтверждать квалификацию. Для пилотирования больших самолетов типа Airbus и Boeing потребуется дополнительное обучение и допуск к управлению.

Где учат управлять самолетом

Профессию пилота можно получить в летных училищах, авиационных институтах и университетах гражданской авиации. Рекомендуем некоторые из них:

  1. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.
  2. Московский авиационный институт.
  3. Высшее авиационное училище гражданской авиации в г.Ульяновск.
  4. Краснокутское летное училище гражданской авиации (г.Красный Кут Саратовской области);
  5. Бугурусланское летное училище гражданской авиации (г.Бугуруслан Оренбургской области);
  6. Сасовское летное училище гражданской авиации (г.Сасово Рязанской области);
  7. Омский летно-технический колледж гражданской авиации.

Чего ждать от профессии

Несмотря на очевидные трудности, специальность «пилот» всегда была привлекательна и уважаема в обществе. Эти тенденции сохранились. В работе есть свои достоинства и недостатки, и знать о них лучше заранее.