Сапгир четыре конверта скачать fb2. Конспект урока по литературному чтению на тему "генрих сапгир четыре конверта". Чтение стихотворения вслух по строфам

Тема урока: Генрих Сапгир «Четыре конверта»

Цели:

*познакомить детей с произведением Г. Сапгира «Четыре конверта»;

*отрабатывать навыки выразительного чтения;

*развивать память, речь, внимание;

*воспитывать берёжное отношение к природе, прививать любовь к поэтическим произведениям.

Развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;

Развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

Развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

По ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Ход урока

I .Организационный момент

1.Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво

Тихо сели, спинки прямо

Все с улыбкою вдохнем

Наш урок начнём.

2.Психологический настрой

А начнем урок наш с настроя.

Какое настроение выбираем мы на данный урок?

Покажите, пожалуйста, смайликом.

Кроме радостного настроения возьмём и рабочий настрой.

II . Актуализация знаний.

(Под музыку П.И.Чайковского учитель читает стихотворение Ивана Бунина).

1. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

Что вы сейчас прослушали?

(Ответы детей)

(Ответы детей)

О чем было это стихотворение?

(Ответы детей)

Ребята, а кто ещё из поэтов писал об осени?

(Александр Пушкин, Константин Бальмонт, Фёдор Тютчев)

О них мы с вами говорили на прошлом уроке.

2.Проверка домашнего задания.

Какое было домашнее задание?

(Выучить одно из стихотворений наизусть.)

Сегодня мы начнем прослушивание, а остальных – на последующих уроках.

4 ученика

(Оценивание сразу)

Ребята, скажите, у кого осень является любимым временем года?

(Ответы детей)

А за что вы любите это время года? Кто может рассказать?

Слушая стихотворения об осени невозможно не обратиться к картинам осени. Каждый из вас нарисовал осень, как её себе представляет. Покажите, пожалуйста, ваши рисунки. И теперь давайте устроим выставку для всех, расположив их на доске.

(Дети вывешивают свои работы на доску)

III .Сообщение темы урока

Сегодня мы продолжим чтение произведений о природе осенью.

IV . Изучение нового материала.

А сейчас проведем речевую минутку.

Чтение скороговорок на слайде.

    Все клёны рыжие,

И не один не дразнится.

Раз всё равно все рыжие

Кому какая разница?

    Гроздья рябины

На солнце горят,

Рябит от рябины

В глазах у ребят.

(Дети читают 30 секунд, прослушивание троих)

2.Работа с текстом до чтения.

Открываем учебники на странице 182. Прочитайте название произведения.

Как оно называется?

(«Четыре конверта»)

А кто из вас, ребята, знает, что такое конверт?

(Ответы детей)

Конверт – это заклеивающаяся бумажная упаковка для писем, бумаг.

(Показ учителем конверта)

(Генрих Сапгир)

Знакомо ли нам это имя?

(Ответы детей)

С каким произведением этого автора мы уже знакомы?

(«Нарисованное солнце»)

Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о чем будем читать?

Кто будет героем этого произведения?

(…Ответы детей)

    Работа с текстом во время чтения.

1)Первичное чтение

3 ученика читают стихотворение наизусть.

(Поощрение, оценивание)

Ребята, а кто сможет объяснить название стихотворения?

(«Четыре конверта» - четыре времени года.)

Какого цвета конверт?

Почему конверт желтого цвета?

2)Словарная работа

Скат крыши – наклонная поверхность крыши

Карниз – продольный выступ над окном вдоль верхней части стены

Адресат – то, кому адресовано письмо, телеграмма, почтовое отправление.

Обратный адрес – адрес отправителя

Озябли – замёрзли

Берлога – зимнее логовище медведя

Собранье – место решения важных вопросов

Косяк – стая птиц

3)Чтение стихотворение вслух по строфам с карандашом в руках.

1-я строфа.
- К кому обращён вопрос?

2-я строфа.
- Что интересного заметили? (
В строчках по одному слову. )
- Как вы думаете, для чего автор использует такой приём? (
Показывает, как летел конверт. )
3-я строфа.
- Нашёл ли конверт своего адресата? Как вы догадались?
-Кто такая Алёнка?
4-я строфа.
- Что необычного заметили? Почему автор так пишет?
(
Названия животных с заглавной буквы. Это лесной народ, он их уважает… )
- О чём же сообщают обитатели леса?

(Какие же перемены могут произойти в лесу)

Как встречают осень жители леса?

(Ответы детей)

5-я строфа.
- Как вы думаете, почему Бурундук отмечает эту примету осени?
(
Осень стала похожа на него. Ведь осень тоже можно назвать пёстрой, и Бурундук рыженький с полосками. )

6-я строфа.
- Отчего почерк Белки очень мелкий, не разобрать?

(
Маленькие лапки, петляет. )
- Что скрывается за посланием Белки? О чём можно догадаться?
(
Приглашает за лесным урожаем. )
7-я и 8-я строфы.
- Какое слово повторяется два раза? В каком значении употребил автор эти слова?
(
Собрались рано утром – скопились в одном месте у озера. Лететь собрались – решили, приготовились к отлёту. )

Отыщите ещё однокоренное слово, что оно означает? (Собранье – все присутствующие (все утки), что собрались вместе. )
- Как летят утки в тёплые страны? (
Косяком. )
9-я строфа.
- Неужели медведь отыскал берлогу всего на одну ночь? (
Одной ночью покажется ему зима, ведь он уснёт. )
- Как вы поняли предложение:
Утки тянут В путь-дорогу?
(
Приглашают с собой в тёплые края. )
10-я строфа.
- О чём решил поведать Ёжик?
- Почему послание обрывается, стоит многоточие, ведь, кажется, он многое хотел написать? (
Засыпает уже, нет сил. )

Ребята, а что такое многоточие?

(Знак препинания в виде трёх рядом поставленных точек, означает недоговоренность, возможность продолжения текста)
- Для чего же ящерица прячется под кору? (Уснёт до весны. )
11-я строфа.
- Как, по-вашему, почему Ерши нацарапали и чем? (
Острые плавники, колючие иголки. )
- Почему же они спешили? (
Река покрылась льдом. )
- Перечислите, кто же были авторами письма.

    Выборочное чтение стихотворения.

А сейчас мы проведем выборочное чтение и постараемся голосом, интонацией, движениями передать повадки и звуки собеседников.

Вернемся к названию стихотворения. Конверт был только один – желтый. А название…Что можно предположить?

(Мы прочитали только отрывок стихотворения)

Выставка книг

5)Творческие минутки.

А сейчас задание по парам.

О каком времени года мы сегодня говорили?

(Об осени)

Давайте сейчас сочиним синквейн об этом времени года. Тема синквйна – осень.

Времени на это отводится 3 минуты.

Прослушивание по одному синквейну с каждого ряда.

Устное поощрение.

V . Итог урока

О каких признаках наступления осени в лесу вы узнали?

В какой форме поэт знакомит с жизнью лесных обитателей осенью? (В игровой.)

Можно ли это стихотворение назвать познавательным? Почему?

VI .Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Покажите смайликом ребята, какое настроение у вас в конце урока.

VII . Домашнее задание.

- Напоминаю вам домашнее задание.

1.Чтение по ролям.

2.По желанию можно выучить стихотворение наизусть.

3.Подготовить сообщение о любом жителе леса (упомянутого в этом стихотворении).

Урок окончен. Я вас благодарю за работу на уроке.

Вот конверт
Большой и жёлтый.
Как же нас, конверт,
Нашёл ты?

Листья по ветру неслись.
И конверт летел,
Как лист.
Через поле -
Ниже,
Выше,
Прошуршал
По скату крыши,
Соскользнул
Тихонько
Вниз
И улёгся на карниз.

Тут на стул Алёнка встала
И конверт легко достала.
На конверте адрес мой.
А обратный чей?
Лесной!

Смотрим не без интереса,
Что же пишут нам из леса?
Пишут Лисы,
Пишут Лоси,
Пишут Зайцы:
"Осень! Осень!"

"Пожелтело всё вокруг",-
Пишет пёстрый Бурундук.

Вот записка и от Белки.
Почерк Белки очень мелкий.
Полчаса мы разбирали,
Над словами хмуря лбы,
Наконец-то прочитали:
"Есть орехи и грибы".

Пишут Утки с озера:
"Ночью подморозило.
Ох, озябли
Наши лапки.
Наши лапки
Очень зябки.

Рано утром
Мы собрались
И на юг
Лететь собрались.
И решило
Всё собранье
Передать вам
"До свиданья".

Пишет Михаил Иваныч:
"Отыскал берлогу на ночь.
Утки тянут
В путь-дорогу.
До весны!
Ложусь в берлогу".

Пишет Ёжик:
"Листопад.
На пеньке - семья опят.
Тут же под корнями пня
Комнатёнка у меня.
На постели -
Лист резной...
Ждите весточки - весной".

Ящерица написала:
"Бегать по лесу устала.
Кто в берлогу,
Кто - в нору.
Я же прячусь
Под кору".

И ещё два Ерша
Нацарапали спеша
Извещение о том,
Что река
Покрылась льдом.
Переписка
Прекращается.
До весны
Ерши прощаются.

Вот и зимушка-зима!
А из леса
Нет письма.
Что ж не пишут нам зимой
Ведь известен
Адрес мой.

Вьётся вьюга,
Крутит, вертит...
В форточку
Влетел конвертик -
Белый,
Яркий,
С красной
Маркой!

Ну-ка, Лена, посмотри,
Что за вести там внутри?
- Это пишут
Снегири!

Вот что пишут Снегири нам:
"Тихо в мире снегирином.
Снег сверкает по равнинам
В свете розовой зари...
Прогуляться в лес на лыжах
Приглашают Снегири".

А Синица - вёрткий хвостик
Приписала:
"Ждите в гости.
Завтра буду у кормушки
Я
И две мои подружки".

Пишет рыжая лиса:
"Стали белыми леса".

А от Зайцев нет письма?

Есть,
И длинное весьма.
Пишут,
Что на той неделе
Шубки белые
Надели.
Что вся жизнь их
На бегу,
Что ночуют
На снегу
И что ночи
Очень
Долги...

Ну, а что нам пишут Волки?

Пишут Волки:
"Пусто в брюхе.
Ходим-бродим,
Всё без толку.
Даже зубы
С голодухи
Положили мы
На полку".

Ну, а больше писем нет?

От Сороки нам привет.
Подпись у неё проста:
Чёрточка
И два креста.

Все слова мы прочитали
И вестей уже не ждали.
Но как раз под Новый год
Телеграмму Дятел шлёт.
Сообщает
Наш приятель:
"Ёлку выбрал точка Дятел".

А сегодня на рассвете
Распахнул оконце
Ветер.
Над просторами земли
Говорили
Журавли.
Не они ли
Уронили,
Подарили
Нам с тобой
Этот свёрток
Голубой?

Хоть поверьте,
Хоть проверьте,
Сто один привет в конверте.

От Скворцов,
От Грачей,
От Гусей,
От Журавлей...

Шлют нам Жаворонки трели:
"Тирли-тирли!
Приле-тели!"

А две Ласточки-касатки
Нам прислали две загадки
"Что мы лепим,
А не вьём?
И о чём
Поём
Вдвоём?"

Пишет нам Бобёр прилежный:
"Под кустом
Расцвёл подснежник".

Уверяет нас Налим,
Что вода
Чиста
Над ним.

Рады, рады
Два ерша,
Что погода
Хороша.

Старый Ёж из норки вылез.
Пишет:
"Почки распустились".

Даже Мишка Косолапый
С боку на бок повернулся
И на щепке
Левой лапой
Нацарапал:
"Я проснулся".

Птичья почта нас с Алёной
Принесла конверт зеленый.
Что же там,
В конверте этом?
Что из леса
Пишут летом?

Вот что пишет нам Куница:
"Родила лисят Лисица.
Три лисёнка
Лают звонко!
Называет их отец:
Рыжик,
Хвостик
И Хитрец".

Пишут Пеночки с полянки,
Что у маленькой Зарянки
Появился сын приёмный,
Очень жадный и огромный.
Птичке-маме очень трудно,
Есть он просит поминутно.
Червяков и мух глотает,
По всему предпочитает
Жирных гусениц зелёных
Ненасытный Кукушонок.

Пишет рыбка Колюшка,
Что с детьми ей горюшко.
Что
Весь день
В воде шалят
Сто
Весёлых
Колюшат!

Пишет вся речная рыба:
"Ждём без удочек.
Спасибо".

Пишет Мишка:
"Мёд нашёл
Я в дупле
У диких пчёл.
Сам бы ел
И вам послал,
Но боюсь пчелиных жал".

"Приезжайте!" -
Пишут Зайцы.

Через всю страницу вкось
"Приезжайте!" -
Пишет Лось.
Извещают нас Синицы,
Что сегодня состоится
Замечательный концерт.

Заглянули мы в конверт,
А в конверте - два билета,
Два билета
Прямо в лето.

Все конверты мы с тобой
Сохраним, Алёна,
Жёлтый, Белый, Голубой
И ещё Зелёный.

Г. Сапгир "Четыре конверта".

Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад».

http://boombob.ru/img/picture/Oct/15/e92808c6bf56643c3c77309e34c712a2/9.jpg

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

С чем сравнивает поэт лес ? Почему? Что означает это слово? («Терем - в древней Руси высокий, богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками, вышками…»)
- Отыщите слова, которые рассказывают о лесе, как о доме. (Терем, резьба, оконца, стена, вышки. )
Вспомните, какой раздел мы начали изучать. («Глухая пора листопада…»)

О чём произведения в этом разделе? (об осени)

Мы познакомились с какими произведениями? Какие они по интонации? (грустные)

Работа со стихотворением до чтения.

http://www.knigaline.ru/pick/img00204.jpg
Что изображено? Можете предположить, о чём будет произведение7
- Что же нам предстоит сейчас читать? (по жанру - стихотворение) Каким оно может быть? Почему? (Стихотворение Г. Сапгира про осень. Наверное, оно будет занимательным, с юмором, про детей или зверей. )
- Прочитайте название, О чём будем читать? Нам известна тема стихотворения - осень. Но поможет ли название «Четыре конверта» предположить, кто будет героем стихотворения? (

Работа со стихотворением во время чтения.

Почему же стихотворение названо «Четыре конверта», ведь речь только об одном? (4 времени года. )
- Определите настроение стихотворения. (Весёлое, игривое. )
- В каком ритме будем читать? Почему, по-вашему, автор избрал именно такой ритм? (Ветер гонит листья, животные бегают, скачут, летают… )

Чтение стихотворения по строфам.
1-я строфа.
- Почему конверт жёлтого цвета? (Любимый цвет осени. )
2-я строфа.
- Что интересного заметили? (В строчках по одному слову. )
- Для чего автор использует такой приём? (Показывает, как летел конверт. )

Какие звуки услышали при чтении? Поэт использует звукопись. (Шуршание, скользит по крыше, шум ветра. )
- Какой темп выберем для чтения? Прочитайте. (Ускоренный, но плавный. )
3-я строфа.
- Нашёл ли конверт своего адресата? Как вы догадались?
-Кто такая Алёнка?
-Какие чувства испытал поэт при получении конверта? Что на это указывает? (Интерес, радость, удивление, изумление. )
4-я строфа.
- Что необычного заметили? Почему автор так пишет? (Названия животных с заглавной буквы. Это лесной народ, он их уважает… )
- О чём же сообщают обитатели леса? Наверное, это очень важное событие. Какие же перемены могут произойти в лесу? Как встречают осень жители леса?
5-я строфа.
- Как вы думаете, почему Бурундук отмечает эту примету осени? (Осень стала похожа на него. Ведь осень тоже назвать пёстрой, и Бурундук рыженький с полосками. )
6-я строфа .
- Отчего почерк Белки очень мелкий, не разобрать? (Маленькие лапки, петляет. )
- Что скрывается за посланием Белки? О чём можно догадаться? (Приглашает за лесным урожаем. )
7-я и 8-я строфы.
- Что значит озябли ? (Замерзли)
- Какое слово повторяется два раза? В каком значении употребил автор эти слова? (Собрались рано утром - скопились в одном месте у озера. Лететь собрались - решили, приготовились к отлёту. )
- Отыщите ещё однокоренное слово, что оно означает? (Собранье - все присутствующие (все утки), что собрались вместе. )
- Как летят утки в тёплые страны? (Косяком. )
- Каким тоном будем читать эти строфы? (7-ю строфу с тревогой, с волнением, 8-ю строфу громко, выговаривая слог «ра». )
9-я строфа.
- Неужели медведь отыскал берлогу всего на одну ночь? (Одной ночью покажется ему зима, ведь он уснёт. )
- Как вы поняли предложение Утки тянут В путь-дорогу? (Приглашают с собой в тёплые края. )
- Знаем мы такую лягушку-путешественницу, которая отправилась на юг вместе с утками, зажав ртом веточку. Только эта история печально окончилась. Если хотите с ней познакомиться, прочитайте сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Видно, медведь тоже наслышан о её приключениях и поэтому избрал другой путь.
Какой?
- Почему автор обращается к нему по имени и отчеству? (Большой и серьезнй)
10-я строфа.
- О чём решил поведать Ёжик?
- Почему послание обрывается, стоит многоточие, ведь, кажется, он многое хотел написать? (Засыпает уже, нет сил. )
- Для чего же ящерица прячется под кору? (Уснёт до весны. )
11-я строфа .
- Как, по-вашему, почему Ерши нацарапали и чем? (Острые плавники, колючие иголки. )
- Почему же они спешили? (Река покрылась льдом. )
- Перечислите, кто же были авторами письма.

Итоги

Мы познакомились с произведением Г. Сапгира «Четыре конверта». Стихотворение «Четыре конверта» — сказка о девочке Лене, которой лесные звери присылают письма про каждое время года. Так, осень описывают в желтом конверте, зиму — в белом. В каждом письме говорится о том, чем занимаются звери в это время года, как меняется природа.
Например осенью: «Пожелтело все вокруг, — пишет пестрый бурундук», или весной: «Шлют нам жаворонки трели — тирли-тирли, прилетели».
Стихотворение том, что одно время года отличается от другого; о том, что происходит в лесу летом, осенью, зимой и весной. И еще смысл в том, чтобы показать красоту природы и научиться беречь ее.

ИСТОЧНИК

http://novyurok.ru/downloadfile.php?file=http://proteacher.ru/2015/01/27/Konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_v_3-m_klasse_eminar_nach_kl_Shalygina_M_A_1422375475_85101.rar

http://fs1281.gavitex.com/get/2528602735/sapgir-biografiya-tvorchestvo.rar

Конспект урока литературного чтения в 3-м классе

по программе УМК "Школа–2100"

на тему: "Генрих Сапгир. "Четыре конверта "

Цели:

познакомить детей с произведением Г. Сапгира «Четыре конверта»;

отрабатывать навыки выразительного чтения;

развивать память, речь, внимание;

воспитывать берёжное отношение к природе, прививать любовь к поэтическим произведениям.

Оборудование:

учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литературное чтение». 3 класс.
«В одном счастливом детстве». Часть 1; иллюстрации осени, презентация

Ход урока

Организационный момент

С добрым утром, начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать, всем работать, отвечать!

Садитесь и урок скорей давайте начинать!

Речевая разминка.

Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». (слайд1)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

Прочитайте стихотворение вслух каждый в своём темпе.
- С каким настроением написано это стихотворение?
- С чем сравнивает поэт лес ? Почему? Что означает это слово?

Учитель зачитывает толкования из словаря: (слайд 2)

«Терем – в древней Руси высокий, богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками, вышками…»

Отыщите слова, которые рассказывают о лесе, как о доме.
(Терем, резьба, оконца, стена, вышки. )

Прочитайте слова-краски, которые использовал поэт.
- Прочитайте выразительно стихотворение, передайте восхищение, ощущение простора в осеннем лесу. (Чтение стихотворения хором.)

Вспомните, какой раздел мы начали изучать. («Глухая пора листопада…») (слайд 3)

О чём произведения в этом разделе? (об осени)

Мы познакомились с какими произведениями? Какие они по интонации? (грустные)

II. Работа со стихотворением до чтения.

Сегодня мы познакомимся с новым произведением, о чём оно будет? (предположения детей, опираясь на название раздела).

Рассмотрите иллюстрацию. (слайд 4)

Что изображено? Можете предположить, о чём будет произведение7
- Что же нам предстоит сейчас читать? (по жанру – стихотворение) Каким оно может быть? Почему?
(Стихотворение Г. Сапгира про осень. Наверное, оно будет занимательным, с юмором, про детей или зверей. )
- Прочитайте название, О чём будем читать? Нам известна тема стихотворения – осень. Но поможет ли название «Четыре конверта» предположить, кто будет героем стихотворения? (показ конверта)

Что такое конверт? (слайд 6)

Что сейчас хранится в конвертах? Кто их может надписать?

Кому они адресованы? (слайд 7)

(Конверт - сложенный с четырех сторон углами пакетик из бумаги, в который вкладывают письмо для отправки )

- Рассмотрите, как написано стихотворение.

Физминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
(Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
(Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Дети садятся по местам.)

Работа со стихотворением во время чтения.

1. Чтение стихотворения про себя.

Подтвердились ли наши предположения?

Почему же стихотворение названо «Четыре конверта», ведь речь только об одном?

(4 времени года. )
- Определите настроение стихотворения. (Весёлое, игривое. )
- В каком ритме будем читать? Почему, по-вашему, автор избрал именно такой ритм?
(Ветер гонит листья, животные бегают, скачут, летают… )

2. Чтение стихотворения вслух по строфам.

1-я строфа. (слайд 8)
- Почему конверт жёлтого цвета? (Любимый цвет осени. )
- К кому обращён вопрос? Прочитайте с нужной интонацией.
2-я строфа. (слайд 9)
- Что интересного заметили? (В строчках по одному слову. )
- Для чего автор использует такой приём? (Показывает, как летел конверт. )

Какие звуки услышали при чтении? Поэт использует звукопись.
(Шуршание, скользит по крыше, шум ветра. )
- Какой темп выберем для чтения? Прочитайте. (Ускоренный, но плавный. )

3-я строфа. (слайд 10)
- Нашёл ли конверт своего адресата? Как вы догадались?
-Кто такая Алёнка?
-Какие чувства испытал поэт при получении конверта? Что на это указывает?
(Интерес, радость, удивление, изумление. )


4-я строфа. (слайд 11)
- Что необычного заметили? Почему автор так пишет?
(Названия животных с заглавной буквы. Это лесной народ, он их уважает… )
- О чём же сообщают обитатели леса? Наверное, это очень важное событие.

Какие же перемены могут произойти в лесу? Как встречают осень жители леса?

5-я строфа. (слайд 12)
- Как вы думаете, почему Бурундук отмечает эту примету осени?
(Осень стала похожа на него. Ведь осень тоже назвать пёстрой, и Бурундук рыженький с полосками. )

6-я строфа . (слайд 13)
- Отчего почерк Белки очень мелкий, не разобрать?
(Маленькие лапки, петляет. )
- Что скрывается за посланием Белки? О чём можно догадаться?
(Приглашает за лесным урожаем. )

7-я и 8-я строфы. (слайд 14)
- Что значит озябли ?

(слайд 15)
- Какое слово повторяется два раза? В каком значении употребил автор эти слова?
(Собрались рано утром – скопились в одном месте у озера. Лететь собрались – решили, приготовились к отлёту. )
- Отыщите ещё однокоренное слово, что оно означает? (Собранье – все присутствующие (все утки), что собрались вместе. )
- Как летят утки в тёплые страны? (Косяком. )
- Каким тоном будем читать эти строфы? (7-ю строфу с тревогой, с волнением, 8-ю строфу громко, выговаривая слог «ра». )

9-я строфа. (слайд 16)
- Неужели медведь отыскал берлогу всего на одну ночь? (Одной ночью покажется ему зима, ведь он уснёт. )
- Как вы поняли предложение
Утки тянут
В путь-дорогу?
(Приглашают с собой в тёплые края. )
- Знала я такую лягушку-путешественницу, которая отправилась на юг вместе с утками, зажав ртом веточку. Только эта история печально окончилась. Если хотите с ней познакомиться, прочитайте сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Видно, медведь тоже наслышан о её приключениях и поэтому избрал другой путь.
Какой?
- Почему автор обращается к нему по имени и отчеству?

10-я строфа. (слайд 17)
- О чём решил поведать Ёжик?
- Почему послание обрывается, стоит многоточие, ведь, кажется, он многое хотел написать? (Засыпает уже, нет сил. )
- Для чего же ящерица прячется под кору? (Уснёт до весны. )

11-я строфа . (слайд 18)
- Как, по-вашему, почему Ерши нацарапали и чем? (Острые плавники, колючие иголки. )
- Почему же они спешили? (Река покрылась льдом. )
- Перечислите, кто же были авторами письма.

Физминутка для глаз.

Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по
часовой стрелке и против неё. )
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами. )
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки. )
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох). )
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево. )

Работа со стихотворением после чтения.

1. Беседа по вопросам.
- Для чего автор написал это стихотворение-игру?
- Можно ли это стихотворение назвать познавательным? Почему?
- О чём может узнать внимательный читатель?
- Какие признаки наступления осени в лесу?

2. Чтение стихотворения по ролям.
- Организуем игру по этому стихотворению. Когда читаешь письмо, ты ясно представляешь того, с кем переписываешься, даже слышишь его голос. Вот и мы разыграем сейчас живое письмо. Постарайтесь голосом передать повадки, звуки собеседников Алёнки. (Чтение по ролям. )
- Как вы думаете, а как сам поэт Генрих Сапгир воспринимает осень, что он чувствует?
Будем надеяться, что письма из лесной страны придут и зимой, и весной, и летом. Какого цвета конверты будут, по-вашему?

Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворение с.182-183.

По желанию можно выучить стихотворение наизусть.

Кто ещё мог прислать записки из леса в этом жёлтом конверте?

Напишите их от имени обитателей леса на кленовом листочке.
(Крот, змея, синичка, лось, зайцы и др. )

Когда я была маленькой (судя по обилию каракулей, книжка «Четыре конверта» попала мне в руки довольно рано), я просто эту книжку любила — и слушать, и листать. Чудно: странички были разные — и большие, и размером с конверт.

Цитаты из книги следуют за мной всю жизнь: про «озябли наши лапки, наши лапки очень зябки» . Про мишку, который на стенке левой лапой нацарапал: «Я проснулся!»

Это была моя любимая книжка. В остальном мой выбор падал исключительно на сказки про прекрасных и премудрых с длинными косами, но «Четыре конверта» были вне конкуренции.

Как взрослый человек, я пытаюсь понять, в чем дело. Откуда такое пристрастие? В чем сила притяжения этой книжки?

Ведь это очень интересно: понять какой-то правильный момент, найденный автором, и может быть даже применить его самому.

И знаете, в чем фокус, на мой взгляд?

Во-первых , в этой книжке мне писали письма. Мне, маленькой девочке (Алене, которая доставала конверты то с карниза, то из-под форточки, то получала их по птичьей почте, я особого значения не придавала — пусть тоже читает, не жалко, тем более что она нарисованная). Письма были мне. От зайчиков, от медведя, волков, дятла и даже налима.

Отсюда во-вторых . Эта книжка расширяет горизонт — как внешний (далекие леса), так и внутренний (многообразная жизнь других, отличных от меня). Звери в письмах делились тем, что для них важно. И мы с родителями разбирались в их проблемах. У волков зимой — пусто в брюхе. Рыба написала, что ждет нас без удочек. Значит, она не любит удочки. Кстати, а что такое удочки? Ну и так далее.

Обожаю «Четыре конверта» . Благодарю маму и папу. Благодарю Генриха Вениаминовича Сапгира . Благодарю прекрасных художников И.Галанина и О.Макаревского. С их помощью мы, малыши, впитывали многообразие ритмики и слов, вникали в игры цвета и фактуры и сопереживали кому-то еще, кто помнил о нас и писал нам письмо за письмом.

Этот сайт я также сделала из писем. Мои друзья попросили писать письма дочке Веронике, которая училась читать. А я подумала — а может письма с картинками ? Так и родился этот сайт. Спасибо всем!

Я подумала: ну не у всех же есть эта книжка (1969 год, тираж 150 000 экз.; может быть был еще тираж, но…).

Я совершенно любительски ее сфотографировала и разместила ниже всю, целиком. Вдруг вам пригодится?
Простите за каракули (пять извиняющихся улыбок).

Обложка

1 разворот


2 разворот


3 разворот


4 разворот


5 разворот


6 разворот


7 разворот


8 разворот


9 разворот


10 разворот


11 разворот


12 разворот


13 разворот


14 разворот


15 разворот


16 разворот


17 разворот


18 разворот


19 разворот


20 разворот


21 разворот


22 разворот


23 разворот


24 разворот


25 разворот


26 разворот


27 разворот


28 разворот