Что брать на grille 15 оборудование. Прокачка экипажа, оборудование

Всем танкистам привет!

В играх, подобных World of Tanks, всегда найдутся персонажи или техника, показывающие на фоне остальных лучшие показатели.

Они зачастую выбиваются из общего баланса.

Поэтому я не мог обойти вниманием немецкую ПТ-САУ в Ворлд оф танкс.

Сегодняшний гайд посвящается топовой ПТ-САУ Германии Grille 15.

Изучайте, получайте советы и решайте, подходит ли она вам.

Немного истории

Немецкое командование в 1942 году поручило начать на базе нового танка Panther разработку САУ. Видение будущего проекта было представлено фирмами Rheinmetall и Krupp.

Планировалось установить орудие 150 мм гаубицы sFH 43 или 128 mm K-43 на шасси, отсюда и пошло название проектов — Grille 15, Grille 12. Отличия: тип установки. В дальнейшем потребовали в проекте Grille 15 установку пушки, имеющей калибр 150 и длину ствола — 63 калибра.

В итоге получился впечатляющий показатель скорости снаряда и пробития. Но проект вскорости закрыли, так как работы затянулись надолго. Танку так и не суждено было выйти серийно.

Игровые характеристики


1. Защита. У Grille 15 броня, как таковая, отсутствует – танк имеет корпус 4-го уровня. Да броня и не нужна вовсе, маскировка и скорость великолепны. Тем более, что машина и не должна принимать урон. Единственное, стоит бояться фугасов, которые легко заберут парочку членов экипажа. Зато подвижность с пушкой полностью компенсируют отсутствие брони.

2. Огневая мощь. Вот именно за это «Гриль» любят игроки и ненавидят противники. Орудие 15 cm PAK L/63 отменное по всем параметрам: имеет выстрел в 750 единиц, средний урон, идеальную точность. Скорость полета снаряда — 200 м/с. Основной тип боеприпаса — ББ с пробитием в 279 мм. Полностью прокачанная ПТ-САУ имеет точность на уровне 0,24 м на 100 м. В игре впереди такого танка находится только 4 боевые машины.

3. Динамика. И здесь можно сказать: «Браво». Двигатель Maybach HL 234 имеет мощность в 850 л.с... Это дает возможность с легкостью разгоняться до 60 км/час. Да и задний ход не подкачал – 15 км/час. А вращение составляет 24° за секунду.

4. Обнаружение. Обзор гриля имеет 390 метров. Это неплохой уровень для нас. А если установить «опцию» и прокачать экипаж, он и вовсе станет внушительным – 400 метров. Маскировка имеется, и довольно приличная. Рекомендую ее усилить камуфляжным навыком. Не лишним будет поставить и «сеть», если вы планируете снайперить из «инвиза».

Прокачка экипажа, оборудование

Что нам надо покачать? Маскировку, нанесение урона и улучшить остальные показатели.

Для командира – маскировка, лампочка, боевое братство, ремонт.

Заряжающему – бесконтактная боеукладка, ремонт, боевое братство, маскировка.

Наводчику – плавный поворот башни, ремонт, боевое братство, маскировка.

Радисту – радиоперехват, ремонт, боевое братство, маскировка.

Межводу – плавный ход, ремонт, боевое братство, маскировка.

Относительно оборудования, оно собирается для каждого игрока индивидуально. Преимущественно используется 2 сценария для этого ПТ-САУ в World of Tank: пассивная поддержка (классическое ПТ из укрытия) или активная поддержка (используют опытные геймеры).

Для активной поддержки необходимы: просветленка, активная поддержка, приводы наводки, досыпатель. Такая сборка эффективна при игре на ближних и средних дистанциях.

Приводы можете менять на иное оборудование, к примеру «Маскировочную сеть», «Рога». И держитесь поближе к месту столкновения или ездите с СТ. Проезжаем, прицеливаемся, жмем ЛКМ – готово. Проще не бывает!

Для пассивной поддержки понадобится: рога, досыпатель, приводы наводки. У нас ПТ сводится достаточно быстро, поэтому «Рога» можно менять на «Маскировочную сеть», о чем я уже упоминал.

Выбираем удобный куст недалеко от скопления вражеской техники, маскируемся и начинаем всех «мочить». Такой вариант понравится вам, если вы любите спокойные размеренные сражения и стандартный геймплея ПТ.

Снаряды. В боекомплекте «Гриля» имеется тридцать снарядов. Распределяете по своему усмотрению. Не лишним возить с собой с десяток кумулятивов, так как иногда не хватает 279 пробития, особенно на крепких целях или больших дистанциях. Сетап для игры в рандоме снарядов такой: пассивная поддержка — 18/10/2, активная поддержка — 20/8/2.

Снаряжение. Преимущественно придется выбирать одно и то же, то есть универсальный набор. Смело берете «авто-огнетушитель» (или «шоколад»), «аптечку» и «авто-огнетушитель».

Тактические советы

Играть на Grille 15 можно и в качестве снайпера, и за поддержу. Первый вариант понятен большинству, но при этом скучноватый. Вы попросту маскируетесь, и ожидаете непонятно сколько времени. В конечном итоге непонятно, выиграете вы или нет.

Второй вариант намного круче и опаснее. Вы катаетесь наравне с ЛТ, СТ, удивляя соперников тем, что появляетесь в неожиданном месте, преимущественно из-за спины. Врага это бесит невероятно. Если недалеко много союзников, направляйтесь туда, они вас прикроют.

Эта немецкая ПТ-САУ не промахнется практически никогда. Просто надо с серьезностью относиться к укрытиям. Стрелять надо только с полным сведением. Также лучше удержаться от стрельбы на ходу.

Играть на Grille 15 необходимо обдуманно, с осторожностью. Не забывайте, что это ПТ, не терпящая к себе небрежного отношения. В зависимости от карты, вначале сражения, занимаете на средней дистанции позицию, выжидаете засвета противника союзниками, начинаете атаковать, быстро ретируясь.

Одновременно не гнушайтесь использовать позиции для ЛТ или СТ. Главное, — чтобы за вами постоянно оставалось право первого выстрела.

Передвигайтесь всегда аккуратно, не забывайте, любой засвет может стать для вас трагическим.

Главный наш враг — арта, иногда – ЛТ. Избегаем нахождения долгое время в засвете и не катаемся по прямой.

Плюсы:

1. Отличная подвижность.

2. Превосходная точность орудия.

3. Достойные УВН.

4. Великолепный DPM.

5. Неплохой сектор обстрела.

6. Потрясающая скорость сведения.

Минусы:

1. Небольшой боекомплект.

2. Отсутствие брони.

3. Открытая рубка.

4. Самое плохое пробитие базовым снарядом среди ПТ-10.

На данный момент немецкая ПТ-САУ в World of Tank Grille 15 невероятно популярна в игре. И неудивительно. Машина имеет потрясающие характеристики, которые затмевают все ее недостатки.

Играть на танке невероятно просто. Даже, если вы начинающий танкист, то сможете показывать хорошие результаты. Если же вы опытный игрок, то запросто начнете выдавать заоблачные цифры урона.

ПТ-САУ, без сомнения, хороша. Я даже считаю, что игра не должна иметь такую разбалансированную технику. Разработчики тоже так считают, и немного скорректировали ее характеристики. Надеюсь, играть в рандоме теперь будет намного легче.

На этом у меня все. Удачи вам!

26-04-2016, 15:21

Привет всем любителям игры World of Tanks. Сегодня речь пойдет о машине, вокруг которой разгорелась большая полемика. Перед вами ПТ-САУ десятого уровня ветки развития Германии и это Grille 15 гайд.

Да-да, именно в патче 0.9.15 Гриль 15 пришел в нашу игру и стал заменой всеми любимой и ненавидимой Waffentrager auf Е 100, той самой ПТ 10-го уровня с безумным барабаном на пять снарядов, способным смести практически любой топовый танк в нашей игре. Итак, сейчас мы погорим о том, какой будет новая машина, а также подробно разберем ее характеристики.

ТТХ Grille 15

Давайте начнем рассматривать ПТ Grille 15 характеристики с самой уязвимой точки данной машины, то есть с бронирования. Как и у предшественников данной ветки развития, мы напрочь лишены брони. Это значит, что фугасные снаряды для нас злейшие враги, и они будут входить с полным уроном.

Теперь взгляните на параметры подвижности. На самом деле ПТ получилась очень бодрая, ведь максималка у нас составляет целых 60 километров вперед и 15 назад. При этом Grille 15 WoT имеет удельную мощность двигателя свыше 21 лошадиной силы на тонну, что также довольно много, динамика отличная.

Кстати, по поводу замены Вафли Е 100 на Grille 15 в патче 0.9.15, то новая машина также будет иметь башню (рубку, если угодно), однако, она не будет вращаться на 360 градусов, а всего на 100 (по 50 градусов в каждую сторону), что также накладывает свои ограничения.

В остальном, отличный обзор, который при желании можно легко довести до топовых значений и 1800 единиц прочности - показатели весьма неплохие.

Орудие

У Grille 15 ПТ-САУ, орудие заслуживает отдельного внимания и даже восхищения. Да, тут нет имбового барабана, но он и не нужен, ведь имеются другие завидные параметры. Однако начнем мы с бронепробития, которого хватает, чтобы пробивать практически всех и приятного разового урона.

Скорострельность не очень высокая, однако, с прокачанным экипажем, правильным оборудованием и расходниками средний урон в минуту выходит в районе 3000 тысяч, что тоже является очень неслабым результатом.

Теперь поговорим о комфорте стрельбы, и гвоздем программы в этом случае является точность, она у нас лучшая, более точного орудия просто нет. ПТ-САУ Grille 15 также наделили потрясающе быстрым сведением и неплохими углами вертикальной наводки, пушка склоняется вниз на 7 градусов. Но вот со стабилизацией не все так хорошо, хотя по сравнению с другими параметрами это мелочь.

Преимущества и недостатки

Как видите, ПТ Grille 15 World of Tanks имеет массу сильных сторон, однако, слабости тут также имеются, и для простоты восприятия мы разобьем все по пунктам.

Плюсы:
Большой альфастрайк;
Достойный ДПМ;
Самое точное орудие;
Отличная подвижность и динамика;
Хороший обзор.

Минусы:
Полное отсутствие брони;
Слабая маневренность;
Стабилизация подхрамывает;
Ужасный внешний вид.

Оборудование для Grille 15

В случае с Grille 15 оборудование имеет огромное значение, ведь мы получаем возможность выжать из нашей машины все соки, сделать ее на порядок сильнее, поэтому выбор будет следующим:
– позволяет разогнать ДПМ до устрашающих значений;
– еще быстрее сводимся, а значит, успешнее реализовываем урон;
или – выбор зависит от вашего стиля игры, но оба варианта позволяют приблизить наш обзор к максимальному.
Хорошо бы поставить вместо последнего варианта , однако, открытая рубка исключает такую возможность, значит, выбор очевиден, придерживаемся изложенных выше пунктов.

Обучение экипажа

Прокачивая на ПТ Grille 15 перки экипажу, мы придерживаемся той же цели, что и при выборе оборудования. Не стоит забывать, что в нашем распоряжении целых 5 танкистов и это также дает большие возможности для увеличения характеристик.

Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Grille 15

Если вы хотите не слишком сильно уходить в минус и стараетесь всячески экономить, то наилучшим выбором будет установить , , . Однако для более комфортной игры на Grille 15 снаряжение берется премиумное: , , . Последний вариант вполне обосновано меняется на , что даст еще большую прибавку к характеристикам.

Тактика игры на Grille 15

Перед вами машина, которая имеет довольно необычное сочетание характеристик. Ее наделили отличной подвижностью, дали хорошую скрытность и потрясающее орудие, все вместе это можно использовать по-разному, но все же стоит выделить несколько полезных советов.

На Grille 15 ПТ-САУ тактика ведения боя может заключаться в игре от второй линии. Мы выбираем хорошую позицию, с которой открывается возможность стрелять по засвету союзников и реализовываем свой внушительный ДПМ. При этом не стоит подолгу задерживаться на одном месте, пользуйтесь своей подвижностью, меняйте ключевые позиции, фланги, переезжайте, помогайте продавливать направления или защищать базу от захвата.

Вы также можете попробовать агрессивный стиль игры на ПТ Grille 15 WoT 0.9.15, однако, такое поведение требует определенного уровня скила, ведь каждый неосторожный шаг или ошибка будут наказаны получением урона, а если не повезет, то можно вовсе сразу отправиться в ангар, брони у нас нет.
В остальном старайтесь всегда здраво оценивать свои возможности и следите за мини-картой.

Прототип игровой машины Гриль 15 времен Второй Мировой войны появился на свет летом 1942-го года – именно тогда Управление вооруженных сухопутных сил фашистской Германии подписало контракт, согласно которому была начата разработка САУ на шасси Пантеры.

В создании этого мощного и маневренного танка приняли участие компании Krupp и Rheinmetal. Но, к сожалению, этому проекту так и не удалось воплотиться в реальность, ибо продолжительность работ не позволяла на тот момент времени реализовать боевую машину в металле.

Игровая машина Grille15

Если сравнивать с Гриль 15 с не менее известной моделью Waffentrager, то особо стоит отметить тот факт, что, кардинально изменив внешность, первый начал несколько проигрывать в уровне прочности. К тому же, новинка уже не имеет барабана на пять снарядов. Однако, Гриль 15 обладает другими, не менее значимыми преимуществами перед старым оппонентом – у него достаточно высокое бронепробитие, которого с лихвой хватает для уничтожения практически любой брони. Кроме того, даже при относительно невысокой скорострельности, средний урон в минуту может достигать 3.5 тысяч, но данный показатель, в первую очередь, зависит прокачки экипажа.

И все же главным плюсом этой техники стала точность стрельбы – на сегодняшний день просто не существует орудия точнее, а в паре с быстрым сведением и комфортными УВН данная ПТ является едва ли не идеальным нагибатором.

Экипаж машины боевой…

Экипаж этого танка состоит из командира, наводчика, механика-водителя, радиста и двух заряжающих, что позволяет существенно увеличить потенциал техники. Как правило, игроками в первую очередь прокачивается навык шестого чувства для командира. Остальным же членам экипажа потребуется маскировка, ибо машина часто во время боя получает критические повреждения. Грамотно прокачанная маскировка позволит спасаться от засветов противника. Ну, и, конечно же, необходимо исследовать боевое братство, а также позаботиться о бесконтактной боеукладке и навыках, необходимых для улучшения точности орудия.

Несколько слов об оборудовании

Настоятельно советуем игрокам установить досылатель, который способен разогнать ДПМ до невероятных значений. Также необходимы усиленные приводы наводки – благодаря этому Grille15 сможет практически полностью реализовать свой потенциал. Советуем позаботиться и о просветленной оптике или стереотрубе – это даст почти максимальный обзор, не позволяя противнику подойти к вам незамеченным.

Подводя итог, стоит отметить, что Grille 15 – весьма мощная машина, обладающая массой плюсов, в числе которых наличие большого альфастрайка и отличного ДПМ.

С выходом патча 9.15 ветка немецкой техники претерпела некоторые изменения, а именно замену Waffenträger auf E 100 на Grille 15.

Обзор немецкой ПТ-САУ 10 уровня – Grille 15

Гриль 15 берет свое начало с лета 1942 года, когда Управлением вооруженных сухопутных сил Германии подписало контракт по разработке САУ на шасси Пантеры. В создании танка приняли участие компании Rheinmetal и Krupp. На начальной стадии разработки было рассмотрено два варианта будущих машин:
— Grille 12 со 128-миллеметровым орудием К43;
— Grille 15 со 150-миллиметровым орудием sFH43.

Боевое отделение в данных машинах расположилось сзади, а всё отличие между ними была лишь в типе артсистемы. На Гриль 15 позже было установлено 150-миллиметровое орудие, которое имело длину ствола 63 калибра. Такое орудие позволяло пробивать снарядами 200-миллиметровю броню на расстоянии до 4 километров. К сожалению продолжительность работ не позволила реализовать этот проект в металле.

Сравнение Grille 15 с Waffenträger auf E 100


Кроме кардинально измененного внешнего вида и потере в прочности, Гриль отличается от Waffenträger своим орудием. Оно уже не имеет барабана на 5 снарядов, но обладает другими преимуществами перед старым оппонентом. У него высокое бронепробтие, которого достаточно для пробития почти любой брони. При невысокой скорострельности, средний урон в минуту может достигать 3.5 тысяч, что зависит от прокачки экипажа. Главным преимуществом стала точность стрельбы, точнее орудия прост нет. А в паре с комфортными УВН и быстрым сведением данная ПТ становится практически идеальным нагибатором.

Экипаж Гриль 15


Экипаж Grille 15 состоит из командира, механика-водителя, наводчика, двух заряжающих и радиста. Пять членов экипажа дают большую возможность по увеличению потенциала техники. В первую очередь для командира прокачивается навык шестого чувства, а для остальных членов экипажа необходима маскировка, поскольку танк часто получает при попадании критические повреждения и поэтому маскировка должна спасать от засветов противника. Затем необходимо исследовать боевое братство, а в качестве четвертого навыка стоит прокачать бесконтактную боеукладку и остальные навыки для улучшения точности орудия.

Оборудование на Grille 15

Оборудование для Гриля 15 несет огромнейшее значение, оно позволяет получить максимальную эффективность от машины, а также поставить ее н шаг выше в бою.

В обязательном порядке к установке рекомендуется ставить досылатель, он разгонит ДПМ до невероятных значений. Следующими по значению идут усиленные приводы наводки, благодаря которым Гриль 15 значительно успешнее реализует свой потенциал или маскировочную сеть, для более скрытной атаки по противнику. В качестве третьего варианта лучше установить просветленную оптику или стереотрубу, они дадут практически максимальный обзор и не позволят противнику подойти незамеченным. Однако, если бы рубка была закрытой, то последний вариант естественно заменили бы на улучшенную вентиляцию.

Как играть на Гриль 15

Тактика игры на Grille 15 не из простых, так как из-за слабой и даже картонной брони в 30/16/20 миллиметров, вряд ли получится «потанковать» на данной машине, поэтому тактика игры на Гриле 15 сводится к скрытой поддержке союзных войск со второй линии. Сама машина мобильна и при «засвете» способна быстро сменить позицию. Ее максимальная скорость движения составляет 60км/ч.

Выходить в бой лучше со стандартным снаряжением: аптечкой, ремкомплектом и огнетушителем. Но это при условии экономии серебра, комфортнее будет играть с премиумным снаряжением.

Общее количество снарядов составляет 30 единиц. Тактика игры может быть более агрессивной, но при условии высокого уровня скила. Такой стиль игры опасен для этой машины, ведь любая ошибка может отправить вас в ангар.

Краткий итог по танку Гриль 15

Grille 15 достаточно сильная машина с массой плюсов, среди которых наличие отличного ДПМ и большого альфастрайка. Немаловажным преимуществом стала точность орудия с удобными УВН. Кроме того, у Гриля 15 высокая дальность обзора и замечательная подвижность. Но, как и любая машина в игре, он не может иметь только положительные стороны. Среди его минусов ужаснейший внешний вид, а также хромающая стабилизация орудия и слабая маневренность. Однако самым ощутимым недостатком является его картонность. Броню Гриля 15 не пробить практически невозможно.

Видео с Grille 15

Весной 1943 года немецкая армия получила 90 самоходных артиллерийских установок 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.H Grille, оснащенных орудиями калибра 150 мм. Эта техника имела достаточно высокие характеристики, однако еще до начала ее серийной сборки было принято решение о дальнейшем совершенствовании проекта. В итоге самоходки первого типа вскоре были сняты с производства, а вместо них в серию поступили машины типа 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M, ставшие их дальнейшим развитием.

Напомним, проект 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.H или Grille Aufs.H был одной из нескольких попыток использовать имеющиеся в наличии легкие танки Pz.Kpfw.38(t) в новом качестве. Подобные бронемашины уже считались устаревшими и не могли полноценно применяться по своему прямому назначению, хотя все еще имели определенные перспективы в качестве основы для новой техники. В 1942 году фирмой Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (ныне ČKD, Чехия) был разработан проект незначительной переделки легкого танка с установкой 150-мм орудия. В начале февраля следующего года немецкая армия инициировала серийное производство такой техники.

Музейный образец 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M Grille. Фото Wikimedia Commons

Параллельно с созданием новой самоходки на базе существующего легкого танка специалисты BMM работали над другим вариантом обновления Pz.Kpfw.38(t). Новым проектом предлагалось переработать конструкцию танка и изменить некоторые ее особенности, что позволяло использовать машину в качестве более удобной основы для новых самоходок. Уже к концу 1942 года был создан первый проект самоходной артиллерийской установки, в котором применялось новое шасси. На базе такого шасси должна была строиться САУ Marder III одной из поздних модификаций.

В феврале 1943 года было принято решение о начале серийного производства уже созданных САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.H. Кроме того, требовалось разработать новый вариант самоходки с использованием аналогичного , строящийся на базе иного шасси. Этот проект получил условное обозначение 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M. Кроме того, сохранилось название Grille («Сверчок»), которое также может использоваться в виде Grille Ausf.M.

Шасси нового типа, разработанное специально для перспективных самоходок, основывалось на конструкции существующего легкого танка, но имело некоторые заметные отличия. Прежде всего, целью этого проекта было изменение компоновки внутренних объемов, которое позволяло получить оптимальную для САУ архитектуру с кормовым расположением боевого отделения. Такое изменение потребовало перенести моторный отсек, доработать трансмиссию и изменить некоторые другие агрегаты шасси.


Общий вид самоходки. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"

Базовая бронемашина для новых самоходок должна была получать новую компоновку с передним размещением трансмиссии и поста управления, центральным моторным отсеком и кормовым боевым отделением. Также было предложено изменить конструкцию корпуса с целью упрощения сборки и некоторого улучшения основных характеристик. Так, вместо нескольких листов, размещенных под разными углами к вертикали, лобовая часть корпуса должна была образовываться двумя деталями толщиной 20 мм: вертикальной нижней и заваленной назад верхней. На верхней лобовой детали, у правого борта, помещалась небольшая рубка для защиты механика-водителя, имевшая толщину стенок 15 мм. В лобовом и правом бортовом листах рубки предусматривались смотровые приборы.

С 20-мм лобовыми листами должны были стыковаться борта толщиной 15 мм. Защита кормы обеспечивалась 10-мм деталями. На крыше корпуса, над его кормовой частью, предлагалось монтировать броневую рубку. Лобовая часть рубки должна была выполняться в виде двух деталей, монтируемых с наклоном внутрь под углом к оси машины. Также имелись заваленные внутрь борта со скошенной задней частью и корма небольшой высоты. Все детали рубки предлагалось выполнять из 10-мм брони. Между двумя лобовыми листами помещался качающийся лист, выполнявший функции маски орудия. При подъеме ствола он должен был подниматься вверх, при опускании – возвращаться в горизонтальное положение.

В центральной части корпуса должен был устанавливаться карбюраторный двигатель Praga AC мощностью 145 л.с. За счет некоторого повышения мощности предполагалось компенсировать возможный рост боевой массы готовой техники и сохранять требуемые показатели подвижности. В связи с перемещением двигателя из кормы в центр корпуса авторам проекта пришлось серьезно переработать компоновку моторного отсека. В частности, исчезла возможность использования заборных решеток системы охлаждения. установленных в крыше. Новый проект подразумевал использование воздухозаборников и выпускных патрубков, помещенных в надгусеничных полках.


Схема САУ. Рисунок Aviarmor.net

Модернизированное шасси сохранило механическую трансмиссию на основе шестискоростной коробки передач. Единственным заметным отличием новой трансмиссии от базовой конструкции было использование карданного вала меньшей длины. Благодаря переносу двигателя пропала необходимость в передаче крутящего момента при помощи длинного вала, идущего над полом боевого отделения.

Ходовая часть обновленного шасси претерпела минимальные изменения. Ее основой остались четыре опорных катка большого диаметра на каждом борту, сблокированные попарно и оснащенные листовыми рессорами. В передней части корпуса помещались ведущие колеса, в корме – направляющие. Было принято решение сократить количество поддерживающих роликов. Единственная пара таких деталей должна была помещаться между вторыми и третьими опорными катками, из-за чего верхняя ветвь гусеницы могла провисать и контактировать с последними.

Основной особенностью нового шасси было перенесение боевого отделения в корму, что давало некоторые преимущества перед существующими образцами. Так, появлялась возможность обеспечить приемлемую центровку машины с установкой наиболее тяжелых агрегатов вблизи геометрического центра конструкции. Кроме того, присутствовал значительный выигрыш в габаритах: полом боевого отделения оказывалось днище корпуса, что позволяло уменьшить общие размеры машины. Это приводило к сокращению веса конструкции, а также к снижению заметности на поле боя и уменьшению вероятности поражения.


Одна из серийных машин. Фото Worldwarphotos.info

САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M должна была стать модернизированной версией предыдущего образца и, как следствие, получать аналогичное вооружение. «Главным калибром» самоходки должно было стать орудие 15 cm sIG 33. Тяжелое пехотное оружие калибра 150 мм оснащалось стволом длиной 11 калибров и предназначалось для уничтожения разнообразных целей и объектов противника. Изначально система sIG 33 выпускалась в буксируемом варианте, но в дальнейшем появились несколько проектов самоходок с подобным вооружением. Установка орудия на шасси позволяла сохранить высокую огневую мощь, а также обеспечить приемлемую мобильность на поле боя.

Орудие получало нарезной ствол, горизонтальный скользящий затвор и гидропневматические противооткатные устройства. В боекомплект входили боеприпасы раздельного заряжания нескольких типов, предназначенные для решения разных задач. Начальная скорость снарядов зависела от их типов и достигала 240 м/с, максимальная дальность стрельбы – 4,7 км. Опытный расчет мог делать до трех выстрелов в минуту.

САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M, как и ее предшественники, должна была получать установку для монтажа орудия, основанную на некоторых агрегатах базового буксируемого лафета. Сохранялись ручные механизмы наведения и прицел типа Rblf36. Установка орудия в броневой рубке позволяла наводить его в пределах горизонтального сектора шириной 10° (по 5° вправо и влево от нейтрального положения). Допустимые углы вертикального наведения в некоторой мере ограничивались конструкцией подвижной маски и могли изменяться от 0° до +73°.


Боевое отделение музейной самоходки. Фото Svsm.org

Внутри боевого отделения помещались несколько укладок на 18 снарядов и гильз для них. Этого было достаточно для стрельбы в течение некоторого времени, после чего самоходка нуждалась в пополнении боекомплекта.

Дополнительное вооружение САУ Grille Ausf.M состояло из одного 7,92-мм пулемета MG 34. Пулемет предлагалось перевозить в укладке и извлекать из нее при необходимости осуществления самообороны. Какие-либо штатные крепления, позволяющие постоянно держать пулемет наготове, проектом не предусматривались.

Состав экипажа самоходки в ходе модернизации не изменился. Как и предыдущей машиной, САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M должны были управлять четыре человека: механик-водитель, командир-наводчик, заряжающий и заряжающий-радист. Водитель помещался в передней части корпуса и защищался лобовым листом, а также небольшой надстройкой. Для наблюдения за дорогой водитель имел два смотровых прибора в своей рубке.

Трое других членов экипажа размещались в боевом отделении. Слева от орудия находилось рабочее место командира, управлявшего орудием. Справа от орудия и позади командира должны были находиться двое заряжающих, один из которых также отвечал за эксплуатацию радиостанции FuG 16.


Самоходка с собственным именем Feuerteufel ("Огненный черт") на огневой позиции. Фото Wikimedia Commons

За счет некоторого удлинения кормовой части корпуса габариты самоходки немного увеличились в сравнении с предыдущей техникой на базе Pz.Kpfw.38(t). Длина достигла 4,95 м, ширина – 2,15 м, высота – 2,45 м. Боевая масса составляла 12 т. Применение более мощного двигателя позволило компенсировать некоторый рост веса и сохранить подвижность примерно на уровне предыдущей машины. Как и Grille Ausf.H, новая Grille Ausf.M могла развивать скорость до 35 км/ч и преодолевать на одной заправке топливом до 180-190 км.

Вскоре после завершения разработки проекта был построен прототип перспективной САУ, после чего последовал заказ на производство серийной техники. Первые машины 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M были собраны в апреле 1943 года. Освоив строительство этой техники, завод BMM прекратил дальнейшую сборку машин предыдущей модели. Задачей предприятия, согласно первому заказу, была постройка 200 самоходок на базе новых шасси.

Последняя партия новых САУ была достроена в июне того же года. По некоторым данным, после производства 90 машин было решено использовать шасси, прошедшее дополнительную модернизации, в результате чего техника первых партий имела некоторые незначительные отличия от последующих машин. Ввиду ситуации на фронте новые самоходки максимально быстро передавались заказчику и без каких-либо серьезных задержек распределялись между различными подразделениями армии.


САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M в Италии, 1944 г. Фото Worldwarphotos.info

В октябре 1943 года немецкое командование решило сделать новый заказ на поставку САУ Grille Ausf.M. Планировалось построить значительное число новой техники, однако обстановка на фронте и многочисленные проблемы промышленности не позволили полностью выполнить все планы. Сборка самоходок продолжалась до сентября 1944 года, после чего ее решили свернуть. Одной из главных причин остановки строительства таких машин стало резкое сокращение выпуска требуемых шасси. Из-за этого, в частности, последние 10 «Сверчков» были собраны на базе шасси от зенитной самоходки Flakpanzer 38(t).

С октября 1943 года по сентябрь 1944-го фирме BMM удалось выпустить лишь 82 самоходки нового типа. Таким образом, за все время производства германской армии было поставлено 282 машин типа 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M, в том числе несколько единиц техники на нестандартных шасси.

К началу 1944 года был разработан проект специальной машины, предназначенной для перевозки боеприпасов с целью обеспечения боевой работы самоходок Grille обеих модификаций. Машина Munitionspanzer 38(t) была максимально унифицирована с самоходной артиллерийской установкой и могла перевозить до 40 снарядов калибра 150 мм различных типов. Строительство подвозчиков боеприпасов началось в январе 44-го и продолжалось до мая. Было построено не более 120 таких машины.


САУ Grille Ausf.M в Абердинском музее, ориентировочно 70-80 годы. Фото Warandtactics.com

Начало производства САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M никак не сказалось на структуре войсковых подразделений, вооруженных тяжелыми пехотными орудиями на самоходных шасси. При помощи новых поставок производилось усиление существующих рот тяжелых пехотных орудий, на вооружении которых уже состояли машины нескольких предыдущих типов. Структура подразделений также оставалась без изменений, хотя в их составе могли появляться новые взводы. С начала 1944 года артиллерийские подразделения стали получать подвозчики боеприпасов, унифицированные с новейшими самоходками.

По имеющимся данным, самоходки Grille Ausf.M были переданы нескольким десяткам рот в составе более 30 дивизий. Большое число и широкое распространение позволили такой технике принять участие в боях на разных участках фронтов в Европе. Машины нового типа впервые приняли участие в боях на Восточном фронте, а после высадки союзников в Нормандии часть подразделений, вооруженных «Сверчками», была занята в боях на территории Западной Европы.

Несмотря на тяжелое положение на всех фронтах, германская армия сумела сохранить значительное число самоходок 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M почти до самого конца боевых действий. По имеющимся данным, в феврале 1945 года в строю оставалось 173 самоходки. Кроме того, в некоторых источниках упоминается, что одно из предприятий на территории Германии весной 45-го должно было отремонтировать несколько боевых машин и вернуть их войскам.


Современное состояние музейного образца. Фото Wikimedia Commons

После окончания войны в Европе активная эксплуатация САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M прекратилась. Часть этой техники была изъята странами-победителями для изучения на своих полигонах. Прочие со временем были утилизированы за ненадобностью. До нашего времени дожил лишь один экземпляр «Сверчка» модификации «M». Эта машина после войны была вывезена в США и изучалась на Абердинском полигоне. В дальнейшем самоходку сделали экспонатом музея при испытательной площадке.

Проект 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M Grille стал последней немецкой попыткой установить мощное 150-мм орудие на самоходное шасси. Как показывают объемы производства такой техники, эта попытка оказалась самой удачной. После нескольких модернизаций существующей техники немецким специалистам удалось разработать машину, наиболее полно соответствовавшую требованиям заказчика. В то же время, однако, были сохранены некоторые недостатки, характерные для предыдущей аналогичной техники, такие как низкая подвижность и недостаточная защита. Тем не менее, это не помешало самоходкам активно использоваться до конца войны и нести незначительные потери. Однако машины Grille Ausf.M появились сравнительно поздно, когда ситуация на фронтах стала серьезно меняться. Более четырех сотен самоходок «Сверчок» двух моделей уже не могли оказать серьезного влияния на ход войны.

По материалам:
http://militaryfactory.com/
http://aviarmor.net/
http://achtungpanzer.com/
http://historyofwar.org/
http://tehnikapobedy.ru/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.