Новый год на советском флоте

Ах, Локен, тебе много предстоит узнать о том, насколько на самом деле умна Стая. (с)Брор Тюрфингр

Незадолго до 23 февраля 2011 года по интернетам начала курсировать статья под названием "Путин поднял ВМФ РФ с колен и пустил на утилизацию". Существовали и другие вариации этого названия. Базировалось оно на утверждении Валентина Егоровича Селиванова, который занимал должность Начальника Главного штаба ВМФ РФ в 1990-е годы. В прошлом - весьма заслуженный моряк, принимавший участие во введении в боевой состав флота авианесущих крейсеров и обеспечивавший встречу Горбачева и Рейгана на Мальте. В конце 2009 года Селиванов В.Е. заявил на круглом столе КПРФ несколько интересных фактов:
- В Военно-Морском Флоте списано до 80-85 процентов надводных кораблей, подводных лодок, боевых самолетов.
- На флотах осталось по 30-35 кораблей, катеров и подводных лодок. Большинство из них - катера. Подумайте только: 251 атомную подводную лодку построил Советский Союз. В год сдавали флоту по 10-11 субмарин. Сейчас же на Северном и Тихоокеанском флотах - единицы атомных подводных лодок, а дизельных на Северном флоте в постоянной готовности только две, на Балтике и Черноморском флоте - по одной.
- У них - чудо! Вы не представляете! Это атомный авианосец на электродвижении. У нас же атомные на паросиловом. Мы все знаем, что такое паровые катапульты для взлёта с палубы. А у них эти катапульты уже электромагнитные.
- Нынешние силы не позволяют спланировать и провести хотя бы одну из тех пяти операций, которую должен проводить каждый флот: ни операцию по разгрому врага, ни поиск и уничтожение, ни нарушение коммуникаций противника, ни защиту своих, ни высадку оперативного состава.
Вину традиционно для КПРФ возложили на В.В. Путина.

Не хочется обвинять понапрасну адмирала В.Е. Селиванова в старческом маразме, но человек он не молодой (1936 года рождения) и кое-что немного попутал.

Авианосцев с атомным реактором на электродвижении не существует. Новейшим из построенных авианосцев США является USS George H. W. Bush (CVN-77), относящийся к подтипу авианосцев типа Nimitz. От основной серии имеет два основных отличия. Во-первых – вместо четырех тормозных тросов у него их три. При этом сэкономленное место пошло на установку более мощных тормозных систем, позволяющих принимать более тяжелые самолеты. Во-вторых – для усиления остойчивости корабля при сильном волнении, этот авианосец имеет бульб. Никаких электромагнитных катпульт, а винты приводятся в действие обычными паротурбинами. К тому же адмирал забыл, что первый атомный авианосец заложенный в СССР - ТААВКР "Ульяновск" даже не спустили на воду. Корпус недостроенного корабля достался Украине, которая его быстро разделала на металл. Так что атомных авианесущих кораблей в составе ВМФ РФ вообще никогда не было.

Но более интересным является его утверждение, что при Путине было списано 80-85% корабельного состава ВМФ. Увы, но и тут память подвела флотоводца. Путин стал премьер-министром РФ в августе 1999 года, президентом РФ в 2000-2008 гг. и премьер-министром в 2008. Занимает он этот пост до настоящего времени. Человек он не самый, наверное, хороший, явно не герой и не пример для подражания, но до марта 1997 года с флотом вообще никак не связанный. Непосредственное влияние на корабельный состав флота получил только, когда стал премьером. Т.е. в августе 1999 года. Что же в этот период было списано из крупных надводных кораблей (от фрегата и выше):

- БПК "Маршал Василевский" - введен в строй в 1983 году. Списан в 2007. Фактически корабль выведен из боевого состава еще в 1997 году. К началу 2000-х его состояние было неудовлетворительным, но ввести в строй его было еще можно.
- БПК "Адмирал Спиридонов" - введен в строй 1984 году. Разделан в 2002. Однако само списание корабля произошло в 1997 году. Т.е. ко "времени Путина" корабля в составе флота уже не было.
- ЭМ "Отчаянный" - введен в строй в 1982 году. С 1992 года простоял в Мурманске в ожидании капремонта. К 2003 году, когда корабль был разобран на металл он уже представлял из себя разграбленный корпус. Фактически его следует считать уничтоженным в 1990-е, так как после 1998 попыток его восстановления уже не предпринималось.
- ЭМ "Безупречный" - введен в строй в 1985 году. Поставлен на капремонт в Мурманске в 1993 году. Потом в 1994 переведен в Питер. Все закончилось списанием в 2002, хотя фактическая утилизация не произведена до сих пор.
- ЭМ "Ведущий" ("Гремящий") - введен в строй в 1988 году как "Гремящий". С 1998 года в связи с полным износом машин в резерве второй категории. Т.е. фактически потихоньку грабится и каннибализируется. В 2007 году списан окончательно, но опять-таки не утилизован.
- СКР "Сторожевой" - введен в строй в 1973 году. Списан в 2002. То есть в возрасте 29 лет. Для своего класса в очень почтенном.
- СКР "Дружный" . Списан в 2003 году, после 28 лет службы.
- СКР "Жаркий" . Списан в 2002 году. Однотипный со "Сторожевым" и "Дружным", но 1976 года постройки. Вообще предполагалось, что СКР данного типа смогут пробыть в строю до 27 лет, так что в чистой теории "Жаркий" мог эксплуатироваться еще год.
- СКР "Легкий" (до 1992 года - "Ленинградский комсомолец"). Введен в строй в 1977 году. Списан в 2003. Спустя 26 лет.
- СКР "Неукротимый" - списан в 2009 году. В 2005 получил повреждения корпуса от подрыва на имитационном заряде, а в 2008 - от пожара. В строю пробыл 32 года.
- СКР "Летучий" . Введен в 1978, а списан в 2005 году. Отслужил ровно 27 лет.
- СКР "Задорный" . Списан в конце 2005 года, фактически выведен из состава в 2006. Отслужил 26 лет.
- СКР "Ревностный" . Последний корабль в серии СКР пр. 1135. Введен в строй в 1979 году. После 1992 года в море не выходил, а стоял на заводе в ожидании ремонта. В 2003 году списан. Возраст корабля составлял 24 года, из которых на активную службу пришлось 13 лет.
Если закрыть глаза на то, что морпогранвойска это не ВМФ, а ФСБ, то тогда еще ПСКР "Менжинский", "Имени 70-летия Погранвойск", "Кедров" и "Псков" (бывший "Имени 70-летия ВЧК-КГБ") , прослужившие по 14-18 лет.
Итого выходит, что при Путине был списан 21 крупный надводный корабль. Правда из них половина (10 единиц) - списана по достижении предельного срока службы, который составил не менее 26 лет. Еще шесть кораблей фактически были выведены из боевого состава в 1992-1997 годах. При этом их фактическое списание было осуществлено, когда физический возраст кораблей (считая с момента введения в строй, хотя от спуска было бы правильнее) составил от 17 до 24 лет (в среднем около 20). БПК "Очаков" официально так и не списан, а угроблен еще в 1990-е. Остаются только четыре "крейсера КГБ" проекта 11351. Справедливости ради можно только отметить, что ПСКР "Менжинский" в этом году исполнилось бы 30 лет, а самому новому из них было бы больше 20 лет. Хотя для этого типа 30-35 лет - реально достижимый срок службы, при условии нормальной эксплуатации и прохождения ремонта вовремя.

Но даже, если считать, что морские рубежи мог бы охранять этот 21 корабль, не взирая на техническое состояние и возраст (например, СКР "Сметливый" из состава ЧФ продолжает нести службу, хотя его возраст в этом году достигнет 42 лет, а в какой-нибудь Южной Америке нередки боевые корабли возрастом в 50-60 лет), то все равно что-то не так. Ведь, как утверждалось, при Путине списано 80-85% корабельного состава. 21 корабль - 80%? Весь флот тогда был 26 кораблей с четвертью? Тогда 30-35 кораблей в составе флота - большой прогресс. Чушь, не так ли? Наверное стоит поискать где-то еще "пропавшие" крупные боевые корабли ВМФ СССР (лодки и меньшие корабли и суда пока за бортом, сам принцип можно понять и по НК 1-2 рангов). И они найдутся. Списанными, разумеется. С 1992 по 2010 год было списано 86 крупных надводных кораблей классов авианосец, ракетный крейсер, эсминец и фрегат. Т.е. Путину "достается" не больше четверти. И пик списаний явно прошел до него.

Теперь для совсем уж справедливого мнения давайте посмотрим, что было списано при товарище Селиванове. Ведь в 1992-1994 годах он был Начальником Главного штаба, Первым заместителем Главкома ВМФ. В отличие от Путина, делавшего карьеру помощника губернатора Питера, он имел непосредственное влияние на развитие флота. Да, не он определял какой корабль списать, а какой оставить, но влиять на принимаемые решения очень даже мог и уж точно знал. И мог бы быть тревогу. Только не припоминается мне тревоги по поводу ВМФ в начале 1990-х. А вот как раз продажа за копейки кораблей, приводимая в статье "Путин поднял ВМФ РФ с колен и пустил на утилизацию" имела место.

Вот конкретика, по избранным уже типам с названиями и датами:
- ТАВКР "Киев" - 1976 год; 1982-84 -ремонт-модернизация; 1987-1990 - ремонт; 1993 - разоружен; 1994 - продан
- ТАВКР "Минск" - 1978 год; 1991 - подготовка к ремонту; 1992 - консервация; 1993 - разоружен; 1995 - продан и уведен
- ТАВКР "Новороссийск" - 1982 год; 1988-1990 - усиленный ремонт; 1993 - разоружен, списан; - 1996 - продан и уведен
- РКР "Грозный" - 1962 год; 1989-1991 - капремонт; 1992 - списан; 1993 - разделан
- РКР "Фокин" - 1964 год; 1993 - разоружен и списан
- ТАРКР "Киров" - 1981 год; 1990 - авария реактора; 1994 - расформирован
- ТАРКР "Калинин" ("Нахимов") - 1988 год; 1994 - резерв
- КРЛ "Мурманск" - 1955 год; 1972-1973 - ремонт-модернизация; 1989 - консервация; 1992 - разоружен и списан; 1994 - продан
- БПК "Сообразительный" - 1963 год; 1976-1978 - капремонт; 1988 - консервация; 1992 - списан; 1994 - продан
- БПК "Образцовый" - 1965 год; 1988 - капремонт; 1993 - списан
- БПК "Стерегущий" - 1966 год; 1978 - резерв; 1993 - списан
- БПК "Смышленый" - 1968 год; 1975-77 - ремонт-модернизация; 1993 - списан
- БПК "Строгий" - 1968 год; 1990 - консервация; 1993 - списан
- БПК "Красный Крым" - 1970 год; 1978-83 - капремонт; 1993 - списан
- БПК "Способный" - 1971 год; 1987-1992 - капремонт; 1992 - резерв; 1993 - списан
- БПК "Скорый" - 1972 год; 1982-1985 - капремонт; 1992 или 1993 - списан
- БПК "Адмирал Зозуля" - 1967 год; 1991-92 - капремонт; 1994 - списан
- БПК "Адмирал Исаков" - 1970 год; 1986-1990 - капремонт; 1993 - списан
- БПК "Адмирал Макаров" - 1972 год; 1983-85 - капремонт; 1992 - списан; 1994 - продан
- БПК "Маршал Ворошилов" - 1973 год; 1992 - списан
- БПК "Адмирал Октябрьский" - 1973 год; 1993 - списан
- БПК "Адмирал Исаченков" - 1974 год; 1982-1986 - капремонт; 1992 - списан
- БПК "Маршал Тимошенко" - 1975 год; 1988-1991 - капремонт; 1992 - списан
- БПК "Василий Чапаев" - 1976 год; 1993 - списан
- БПК "Адмирал Юмашев" - 1977 год; 1992 -списан; 1994 - продан
- БПК "Николаев" - 1971 год; 1987-1992 - капремонт; 1992 - списан; 1994 - продан
- БПК "Ташкент" - 1977 год; 1989-1992 - капремонт; 1992 - списан; 1994 - продан
- БПК "Таллин" ("Владивосток") - 1979 год; 1994 - списан
- БПК "Удалой" - 1980 год; 1988-1990 - капремонт; 1992 - списан
- БПК "Адмирал Захаров" - 1983 год; 1991 - выгорел; 1994 - списан
- БПК "Адмирал Кучеров" - 1991 - заложен; 1994 - разделан
- ЭМ "Сведущий" - 1956 год; 1992 - списан
- ЭМ "Зоркий" - 1961 год; 1984-1987 - капремонт; 1993 - списан
- ЭМ "Окрыленный" - 1987 год; 1994 - резерв
- СКР "Достойный" - 1971 год; 1993 - списан
- СКР "Свирепый" - 1972 год; 1993 - списан
- СКР "Сильный" - 1973 год; 1990-94 - капремонт; 1994 - списан
- СКР "Доблестный" - 1973 год; 1991-1992 - капремонт; 1992 - списан
- СКР "Разящий" - 1974 год; 1992 - списан
- СКР "Горделивый" - 1979 год; 1994 - списан; 1995 - продан
- СКР "Порывистый" - 1981 год; 1992 - резерв; 1994 - списан
_____________________________________________________________________________
Итого списано или выведено в резерв: 41 корабль.

Даже если из их числа вычесть корабли очевидно отслужившие срок, а также корабли, которые неизбежно приходилось списывать из-за недофинансирования, то все равно выйдет многовато. В том числе обнаружится, что "продажа за копейки" была как раз тогда, когда В.Е. Селиванов был "у руля". Можно еще посмотреть, что творилось в отношении ПЛ и катеров, но, думаю, сам принцип понятен. О 41 боевом корабле, списанном и проданном в 1992-1994 годах адмирал забыл. Зато теперь он помнит о том, что нам грозить Японии нечем. Когда у него на глазах было списано больше половины БПК ТОФ, кто о Японии должен был помнить? Тоже Путин?

Своими воспоминаниями с Warhead поделился капитан 1 ранга запаса ВМФ РФ Павел Вишняков, в прошлом - флагманский штурман 130-й бригады 2-й дивизии противолодочных кораблей Северного флота.

В 1985 году - командир БЧ-1 сторожевого(*) корабля «Ленинградский Комсомолец».


Новый год в штурманской СКР «Ленинградский комсомолец». Павел Вишняков — в первом ряду слева.

В базе

Новый год все делали себе сами. Украшения зависели от фантазии. Здесь никто никого особо не ограничивал. Но флаги расцвечивания, конечно, не поднимали: уставом Новый год не предусмотрен. Да и огней и всякой дополнительной иллюминации тоже не было, по той же причине.


СКР «Ленинградский комсомолец» (с 1992-го — «Лёгкий»), на котором служил рассказчик

Что же было всегда? Всегда был Дед Мороз. К отбору этого героя подходили тщательно. Находили здоровенного мужика - не обязательно офицера - это мог быть и мичман, и боец подходящих кондиций. Главное, чтобы представительный. Ему организовывали бороду из реквизированных у доктора запасов марли и ваты, находилась материя для кафтана и все прочее, необходимое для создания образа.

Занималась всем этим обычно инициативная группа. Потом уже, когда подготовка достигала определенной стадии, на горизонте рисовался зам (заместитель командира по политической части) с вопросом, - что, ребята, у вас тут, Новый год будет?


Зам был нужен: в частности, он давал доступ к швейной машинке. Это вещь на корабле учтённая, потому что на ней кроили/чинили/перешивали форму. Теперь же на ней шили кафтан, делалась оторочка, борода. Кто-то притаскивал от жены косметику, чтобы нарисовать красные щеки, нос и тому подобное. Так Дед Мороз получал нужный облик.

Снегурочкой, кстати, тоже оказывался зам, если был подходящей комплекции, а если нет, то искали для этой роли достаточно тщедушного военнослужащего.

Новый год - это праздник, когда командир находится на борту, и, конечно же, он поздравляет экипаж.


Само празднование проходило по кубрикам, особенно там, где была введена бачковая система (**).

А на тех кораблях, где были столовые, экипаж собирали в них. Обычно обед выдаётся посменно, но тут в столовую набивались обе смены. Все сидели друг на друге по принципу «в тесноте, да не в обиде». Под полночь приходили командир, Дед Мороз, зам и начинали поздравлять. Выступали, как правило, все трое. Если был юморист в экипаже, то выступавшим заранее писали текст с какими-то шутками.

Подарком от командира, как правило, служило поощрение. Обычно - в виде снятия ранее наложенных взысканий. Таким образом Новый год давал возможность «начать с чистого листа».

Ёлки были обязательно.

Как правило, небольшие: на севере особо с ёлками не разгуляешься, их там нет; чаще сосенки. В основном под новый год внезапно находились искусственные ёлочки. Либо их покупали в гарнизонных магазинах, где также были мишура и игрушки. Сходившие на берег приобретали всё это заранее.

Меню праздичного ужина - это, конечно, особая статья. Оно всегда продумывалось загодя и оказывалось самым лучшим меню в году. Много закусок, салатов - в общем, на столах стояло то же, что у всех празднующих «на гражданке» - оливье, селёдка под шубой и так далее.

Смена офицеров, заступавшая на вахту 31 декабря, длилась аж до 2-го числа, и праздник эти невезучие личности организовывали себе сами. Телевизор в Новый год разрешался на всю ночь… Правда, в районе пяти часов приходил дежурный и отключал всё, кроме офицерской и мичманской кают-компаний. Все отправлялись спать.

Подъёма не было, в 9 часов утра 1 января устраивалась вялотекущая приборка, затем все опять шли отсыпаться. Потом наступал обед, после которого, как правило, устраивали концерт и прочие праздничные мероприятия… вплоть до футбола.

В море

Но это на берегу. В море всё посложнее. Всё, что нужно взять с берега, приходилось готовить заранее, когда было ясно, что корабль уйдёт, и видимо, на 31/1 окажется в море. Подготовка лежала на заме и «комсомольце», под их контролем откладывались продукты. Продовольственник тоже участвовал в процессе и отвечал за сохранность деликатессов головой.

Будет ли на борту торт, если корабль в море, зависело от кока. Либо он сам способен что-то выдать, или на борту был какой-нибудь мичман с кулинарными способностями, о которых все знали. Тогда 30 декабря он откомандировывался на камбуз, и всё крутилось вокруг него. Пёкся бисквит, самым лучшим кремом для него была сгущёнка со сливочным маслом.

На приготовление крема сажался боец, и всё это дело взбивалось в жутких количествах.

Остатки крема намазывали на белый хлеб, который пёкся в корабельной пекарне. Это был самый вкусный белый хлеб на свете. Если намазать на него сгущёнку и съесть с чаем - никаких пирожных уже не требуется.

В море в столовых никого не собирали: вахтенная организация службы очень тяжёлая. Делали так: командир поздравлял экипаж по громкой связи, а зам и Дед Мороз обходили посты.


Новый год, конечно, ждали все, это был очень домашний праздник. Оттаивали даже закоренелые буки, от которых по обычным дням человеческих эмоций не дождёшься. Если зам был поумнее и готовил праздник заранее, то поздравлять начинали по часовым поясам. Например, по громкой связи объявляли: «А сейчас мы поздравим матроса Петрова из Барнаула, у него на родине уже наступил Новый год!». Так продолжали с Востока на Запад. Самым главным был московский пояс, потом Новый год доходил и до корабля - если тот находился где-нибудь в Атлантике, в западном полушарии.

Пьём?

Личному составу - исключено. Официально, во всяком случае. Мичмана и офицеры вполне себе употребляли, но не в открытую: спустились в каюту, выпили, через полчасика догнались.

В целом, старались не напиваться, а начальство - не придираться. Если в море - то, пожалуй, что и вовсе не пили. Хотя, конечно, рюмку за Новый год после смены с вахты можно было и махнуть.

Это очень человеческий праздник. Один из немногих, в котором было нечто действительно человеческое, без красных дат и официоза.


Примечания:

*) Сторожевой корабль (по вводимой сейчас в ВМФ РФ западной классификации - фрегат) «Ленинградский Комсомолец» (с 15 февраля 1992 года - «Лёгкий» проекта 11352. Водоизмещение 2835/3191 тонн, длина 122,9 м., ширина 14,19 м., осадка 7,21 м. Заложен в 1974, спущен на воду и введён в строй в 1977 году на заводе имени Жданова в Ленинграде (ныне - Северная верфь, Санкт-Петербург). Скорость полного хода 32 узла, крейсерского 20 узлов, дальность плавания 4600 миль. Носитель управляемого противолодочного и зенитного вооружения. Экипаж - 180 человек, в том числе 22 офицера. Списан в 2003 году.

**) Бачковая система приема пищи экипажем подразумевает получение пищи в бачках на камбузе и прием её непосредственно в командных кубриках, где устанавливаются обеденные столы. На современных кораблях, как правило, используются столовые, где экипаж питается посменно.


История про заход в Дубровник и что предшествовало.
К сожалению точных дат не помню. Обозначаю месяцами.

Апрель 1991-го. Слежение за авм «Теодор Рузвельт». Фишка в том, что его трудно было взять. Он шел из Персидского залива в составе АУС.

Из Суэца выходил ночью, да еще в самум из пустыни. Ближе тервод не подойдешь. Обнаружение только по РЛС. Я знал, что в составе АУС есть еще крейсер УРО («Вирджиния» или «Лонг Бич»), уже не помню. О выходе АУС (открытый канал) любезно доложили наши морфлотовские, стоящие на входе, но кто есть кто доложить не смогли - не профессионалы.

Помню на ВИКО 2 цели, 2 блямбы, разлетаются 24-26 узлов от канала. Одна на Неаполь, другая - на Хайфу. Время для принятия решения «за кем» - минуты.

Терводы 12 миль. Если решение примешь неправильное, то до визуального контакта командиром (только после этого можно утвердить цель, как авма, на скорости 28-29 узлов, а меньше нельзя) сожжешь все топливо.

А вторая цель (если она авианосец) уйдет с радара. И прикинь на сколько она убежит, если будешь разбегаться с суммарной скоростью за 50 узлов. А нужен только авиносец! Один на всех!!! ЦКП ВМФ с проходом авм Суэца на связи каждые 30 минут. Ну дай им на утренний доклад Главкому ШД 1 «Рузвельта» и все.

Командир эскадры в отдельном канале передал: «Возьмешь утром авианосец - проси, что хочешь!» (предтеча Дубровника). С якоря снялись, только курс назначить. По логике - после 4-х месяцев в заливе авианосцу отдых в Неаполе, а вторая цель (крейсер) курсом на Хайфу мозги пудрит. Хоть на орел-решку. Выручил старпом. На 4-м месяце боевой, из анализа своеобразных отношений подметил: для лучшего результата выслушай предложения старпома и сделай наоборот (бывает). Я ему:

На Неаполь.

Значит на Хайфу. А очко жим-жим. Спросят, если промахнешься, на основании чего так пошел. В пику старпому?

Ну и лебединая песня 1135-го. Уши до палубы (вахтенному офицеру), корму на редан (механику в ПЭЖ), двигатели 0, 9 номинала, 29 узлов. Средиземноморская ночь с ее небом, полнный штиль, люминисцентный свет от разбегающихся волн и буруна вырывающегося в 30 м за кормой, свист турбин и летящие огни Хайфы вдоль правого борта.

Визуально взяли красавца УТРОМ в заливе Искандерун у Турции. От переполняющих эмоций танцевал джигу. А всё АУС подтянулось к вечеру. Уводили от главной цели в сторону Неаполя, в расчете на наше знание азбучных истин, что авианосцы одни не ходят. Потом проанализировал -они знали, что их на выходе ждут. Засветились, когда работали в открытом с нашими сухогрузами. Но по-другому момент выхода было не вычислить.

Самум, мать его. Экраны ВИКО, как манная каша, а на подходе в зону ожидания сплошные потоки целей. Они с любым могли слиться. То что «Жаркий», как наскипидаренный полетел против всякой логики именно за авианосцем, для них, думаю, было шоком. Просто не учли, что «тесное» взаимодействие командира и старпома на боевой - это вам не плюшки хавать... А 1135-ми всю жизнь неординарные ребята командовали (Стефановичи, Кислицины...).

Три недели слежения за АУС (закрутили БП - зачет полный. Я им мысленно аплодировал). Каждые 15 минут ШТ, СКТ, ЗАС 2 - «шапка», «добро» авм на ЦКП.

И пополнение запасов на ходу. И срыв посадок, когда исполняешь единицу 3 (уравнитель авм) , 2-й дополнительный 4 - кабельтов, карусель «Томкэтов», а вместо глиссады – «Ангара» 5 «Жаркого». Он уважать себя заставил... С «Рузвельта» назначили позицию в американском ордере. «Ноксы», «Оливер Х. Перри», скр «Жаркий» в ближней зоне, «Спрюенсы» в средней, «Вирджиния» - в дальней. Слеза наворачивалась от умиления... Это как джекпот сорвать. Голубая мечта каждого КНСа. Идеальнейшая обстановка для решения задач слежения. Всё американское ТР АУС как на ладошке. К Зорге не ходи... Запомнилась эскадрилья F/А-18 с шашечками на фезюляже. Из приватной беседы с мастером авианосца (взаимное good morning каждое утро) эскадрилья «Такси на тот свет». По сути все просто. Хочешь следить - следи, только не мешай безопасности полетов (с началом боевых действий ты покойник).

Как приз были предложены Измир, Александрия и Дубровник. В это время эм «Безупречный» успешно тек трубками котлов и ненавязчиво промышлял ЗИПом на автосвалках Тартуса (простоял всю БС), а таркр «Калинин» (тогда и не думал, что буду им командовать) давил авторитетом 6-й флот НАТО на якоре в 52-й точке и решал проблемы с АЭУ.

Почему остановились на Дубровнике? Все по-флотски и старо как мир. Следуя в Дубровник, забежали в Эгейское море и передали сирийский хабар штаба эскадры на проходящую из Индийского океана в Севастополь ПМ-ку. Флагманская каюта, забитая товаром под подволок, не открывалась. Таможня отдыхает.

Дубровник (наверное, конец апреля). Швартовка сложная, без лоцмана, сильное течение, стопорить машины и реверсировать на циркуляции. Нету, как по классике, никакого угла подхода. Поколдовали со штурманом над картой, почитали лоцию... Перед заходом за день легли в дрейф и красились. Всем экипажем. От трюмного до командира. На мосту старпом за вахтенного офицера, в ПЭЖе - механик, штурман - контроль места, БИПа нет. Через 3 шпангоута - беседка. По верхней палубе Высоцкий и Розенбаум. Не отбили только ватерлинию. Накат.

За месяц до нас стояли американцы. Подтолкнуло поиграть в демократию.

Да и чем мой экипаж хуже? Пятерки, само собой, а офицерам (только вдвоем) разрешил вечером сход до нулей. По гражданке. Рисковал, конечно. Но ведь жемчужина Адриатики. Мичман один запал в каком-то борделе. Как его среди тысяч старинных улочек, не зная языка, нашли зам, К-2 и опер - до сих пор не знаю. У меня был «мерс» от Скупщины (горсовет) с водителем девушкой. Есть что вспомнить...

Подтверждаю, что скр «Жаркий» и плавбаза «Магомет Гаджиев» (заходили вместе) - последние русские корабли, посетившие Югославию за всю ее историю.

И ещё. Скорее в конце мая (даты, даты, узнай если сможешь) - участие в поисковой противолодочной операции в Ионическом море совместно с черноморцами. Они нас меняли. Фишка. Под «Калининым» была лодка. Вижу в шуме. В эхо не взять - мешают шумы крейсера. Докладываю на «Калинин» комбригу, предлагаю им маневр проверки отсутствия слежения (резкое увеличение скорости с покладкой на обратный курс и стоп машины). Упирается. СКР атомоходом командует! У меня же «Звезда» 6 , м....и! (мысленно). Все-таки соизволили. Потом я ее погонял в эхо.

Около 2-х часов контакта. Комбриг (хороший человек) дал по КПУГ, что я гоняю зайчика. Слово за слово в сети тактического взаимодействия на радость всем «металлам» 7 ... В Управлении ПЛБ СФ, кстати, по самописцам «Звезды» подтвердили: контакт с иностранной пл, контакт достоверный. За 2 часа контакта с пл НАТО на Балтике командиров к Красной звездочке представляли... Амбиции. СКР отпахал за всю ОБНК да еще и пятак везет.

И еще. Чтобы понимать всю интенсивность плавания «Жаркого» на боевой. 48 заправок на ходу всеми способами.

Наверное, согласишься, но большинство задач 5-й эскадры, за все время ее существования вытягивали 61-е и 1135-е.

Для справки. Самый старый по возрасту на «Жарком» был командир-32 года. Спк-29 лет, зам, бычки по 25-28. Пацанва.

Информация к размышлению для «Магелланов» сегодняшнего ВМФ России.

Сторожевые корабли проекта 1135.

Сторожевые корабли проекта 1135 (шифр «Буревестник», код NATO — Krivak I, II, III). Головной корабль — «Бдительный». До 1977 года классифицировались как большие противолодочные корабли.

Сторожевой корабль Бдительный.

Сторожевой корабль Бдительный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 28 марта 1970г. и вступил в строй 31 декабря 1970г., и уже 20 февраля 1971г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). С июня по июль 1972г. выполнял задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта и Сирии. В июне 1993г. участвовал в учениях НАТО «Балтопс-93». В 1992г. на корабле поднят Андреевский Военно-морской флаг. Бортовые номера: 500(1970), 509(1974), 502(1974), 520(1974), 205(1975), 512, 515, 250(1977), 700(1978), 719(1982), 744(1983), 713(1987), 744(1989), 707(1991). Списан: 1996г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Безукоризненный.




…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Беззаветный.

Сторожевой корабль Беззаветный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 07 мая 1977г. и вступил в строй 30 декабря 1977г. и уже 17 февраля 1978г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). В 1988г. вытеснял, вместе с СКР-6, зашедший в территориальные воды СССР у берегов Крыма ракетного крейсера "Йорктаун" и эсминец "Кэрон" ВМС США. Бортовые номера: 195, 192(1978), 805(1978), 878(1978), 811(1981), 817(1984), 807(1997). 01 августа 1997 г. передан ВМС Украины и переименован в “Днепропетровск” (U134).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Бодрый.

Сторожевой корабль Бодрый - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 28 апреля 1971 г. и вступил в строй 31 декабря 1971г., и уже 14 февраля 1972 г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). С июня по июль 1972г., выполнял задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. 31 октября 1974г. был награжден вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть». 26 июля 199 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 220(1970), 503(1971), 222(1972), 517, 508(1974), 204(1975), 513(1975), 505(1977), 514(1978), 788(1978), 705(1979), 724(1981), 704(1984), 722(1988), 710(1990). Списан: 1997г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Деятельный.


Сторожевой корабль Деятельный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 5 апреля 1975г., и вступил в строй 25 декабря 1975г., и уже 19 февраля 1976г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). Бортовые номера: 193, 192(1976), 533(1976), 196(1976), 800(1979), 801(1980), 810, 814(1984), 813(1986), 811(1992). Списан: 1995г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Доблестный.



Сторожевой корабль Доблестный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 22 февраля 1973г., и вступил в строй 28 декабря 1973г., и уже 17 февраля 1974г. вошел в состав 10 БрПЛК 2 ДПЛК Краснознаменного Северного флота (КСФ). По итогам 1975г. кораблю было присвоено звание «отличный корабль», а корабельный противолодочный расчёт объявлен лучшим на КСФ. В 1982 году был переподчинён в состав 130 БрПЛК. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 167(1974), 544(1976), 257(1977), 944(1978), 912, 983(1985), 949(1989). Списан: 1992г. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Достойный.

Сторожевой корабль Достойный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 8 мая 1971г., и вступил в строй 31 декабря 1971г. и уже 28 апреля 1972г. вошел в состав 10 БрПЛК Краснознаменного Северного флота (КСФ). В 1975г. принимал участие в учениях «Океан-75», а в 1977г. в учениях «Север-77». В 1982г. был переподчинён в состав 130 БрПЛК. Далее в 1983г. принял участие в учениях «Океан-83» и «Магистраль-83». С 19 по 24 мая 1984г. в составе КПУГ принял участие в учениях с кораблями объединённой эскадры стран участниц Варшавского Договора «Эскадра-84». 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 550(1973), 557(1975), 542(1976), 255(1976), 503(1979), 971(1983), 976, 944(1989), 978(1990). Списан: 1993г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Задорный.


Сторожевой корабль Задорный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 25 марта 1979г., и вступил в строй 31 августа 1979г. и уже 13 сентября 1979г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). В 1981 г. принимает участие в учении «Авангард-81», а 5 июля 1981 г. - участвует в учении «Север-81» и 19 сентября 1983г. - принимает участие в учении «Океан-83» . 31 августа 1984г. корабль объявлен лучшим противолодочным кораблем КСФ. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. . В 1996г. участвует в параде Победы в городе Герое Мурманске и в этом же году участвует в параде в городе Архангельске в честь 300-летия ВМФ. В мае 1997г. участвовал в совместных учениях с фрегатом ВМС Великобритании в Баренцевом море. В Августе 2001 г. участие в учении «Дервиш-2001». Бортовые номера: 965, 909, 948(1983), 937(1985), 959(1988), 955(1998). Списан: 2005г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Ладный.


Сторожевой корабль Ладный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 07 мая 1980г., вступил в строй 29 декабря 1980г. и уже 25 января 1981г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). В 1994г. участвовал в совместных учениях стран НАТО, а 08 мая 1995г. - в международном морском параде, посвященном 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. 27 июля 1997г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В августе 2008г. корабль принимал участие в совместной со странами НАТО антитеррористической операции "Активные усилия", осуществляя контроль над судоходством в районе Суэцкого канала. В настоящее время находится в составе Черноморского флота РФ. Бортовые номера: 802, 815(1981), 824(1986), 801(05.1990).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Летучий.

Сторожевой корабль Летучий - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 19 марта 1978г., и вступил в строй 10 августа 1978г., и уже 20 сентября 1978г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 510(1978), 845, 713(1980), 646(1980), 699(1981), 686(1983), 645(1990), 661(1996). Списан: 2005г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Порывистый.


Сторожевой корабль Порывистый - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 16 мая 1981г, и вступил в строй 29 декабря 1981г., и уже 9 февраля 1982г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). В период с 18.9.1983 по 27.2.1984 совершил межфлотский переход вокруг Африки из Севастополя во Владивосток. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 859(1981), 806(1984), 628(1985), 641(1986), 626(1989), 670(1990), 618(1990). Списан: 1994г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Пылкий.

Сторожевой корабль Пылкий - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 20 августа 1978г. и вступил в строй 28 декабря 1978г. и уже 24 января 1979г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ) и вскоре в этом же году перешел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). После модернизации, по проекту 11352, в 1993г. был возвращён в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 26.07.1992 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 518(1978), 806(1981), 810, 819, 813, 807(1982), 808(1984), 758(1985), 809(1987), 807(1988), 702(1993). В настоящее время находится в составе Балтийского флота РФ.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Свирепый.



Сторожевой корабль Свирепый - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 27 января 1971г., и вступил в строй 29 декабря 1972г., и уже 31 января 1973г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 517(1974), 502(1975), 504, 507(1977), 715(1978), 742(1980), 758(1984), 725(1987), 719(1990). Списан: 1993г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

В 1975 году появился СКР нового проекта - 1135М. На нем была установлена 100-мм артиллерийская установка и два 533-мм четырехтрубных торпедных аппарата. Головной корабль - «Резвый».

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

- Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 30 мая 1975г. и вступил в строй 30 декабря 1975г. и уже 19 февраля 1976г. вошел в состав 10 БрПЛК Краснознаменного Северного флота (КСФ). В 1981г принял участие в учении «Запад-81» под руководством Министра Обороны СССР. В 1984г. участвовал в учении «Атлантика-84». В 1986г. охранял голландское судно «Дипватер-2» во время глубоководной операции по подъёму золотых слитков с погибшего во время Второй Мировой войны в Баренцевом море английского крейсера «Эдинбург». Доля золота СССР на корабле была доставлена в Мурманск. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 11 июля 1995г. корабль в составе ОБК участвовал в учении «Кумжа-2». Бортовые номера: 210(1976), 212(1977), 958(1980), 916(1981), 942(1983), 930(1985), 210(1986), 930(1985), 970(1987), 952(1991), 916(1996). Списан: 2001г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

- Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 11 апреля 1978г. и вступил в строй 30 сентября 1978г. и уже 23 ноября 1978г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). С 26 по 30 августа 1991г. участвовал в проводке конвоя «Дер-виш-91» из Кольского залива в Архангельск, посвященного 50-летию начала движения союзных конвоев. 26.7.1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 794(1977), 926(1979), 916(1979), 757(1980), 935(1985), 962(1986), 968(1990). Списан: 1998г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

- Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 3 мая 1979г., и вступил в строй 20 сентября 1979г. и уже 17 октября 1979г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 777(1979), 758(1980), 621(1985), 643(1987), 670(1987), 641(16.03.1993). Списан: 1994г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 7 февраля 1977г. и вступил в строй 30 сентября 1977г., и уже 29 ноября 1977г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). В 1978г. совершил межфлотский переход из Балтийска в Черное море, а в следующем 1979г. переход вокруг Африки из Севастополя во Владивосток. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 758(1980), 695(1982), 648(1987), 678(1990), 620(1990), 643(1991), 621(1994). Списан: 1995г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

- Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 09 августа 1978г, и вступил в строй 26 декабря 1978г. и уже 09 февраля 1979г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота(КСФ). 26 июля 1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 931(1981), 913(1983), 967(1989), 933(1990), 963(1995). Списан: 1998г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Разительный.

Сторожевой корабль Разительный - Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 1 июля 1976г., и вступил в строй 31 декабря 1976г., и уже 5 февраля 1977г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 1 августа 1997 передан ВМС Украины и переименован в «Севастополь». Бортовые номера: 235(1976), 232(1977), 249(1977), 165(1978), 808(1978), 812(1979), 806(1980), 804(1984), 821(1987), 807(1989), 819(1990).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Неукротимый.


Сторожевой корабль Неукротимый - Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 7 сентября 1977г.,и вступил в строй 30 декабря 1977г., и уже 17 февраля 1978г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 2 ноября 1987г. переименован в «Комсомолец Литвы» , и 27 марта 1990г. кораблю возвращено его первоначальное имя - «Неукротимый» 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 517(1977), 720(1978), 700(1981), 317(1982), 701(1982), 733(1984), 755, 741(1988), 731(1990). Списан: 2009г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Пытливый.

Сторожевой корабль Пытливый - Построен по проекту 1135М. Cпущен на воду 16 апреля 1981г, и вступил в строй 30 октября 1981г., и уже 9 февраля 1982г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 28 июля 1996г. участвовал в международном морском параде в С.-Петербурге, по священном 300-летию Российского флота. 27 июля 1997г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 942(1981), 751(1981), 759, 888(1982), 826(1984), 889(1988), 808(1.05.1990). В настоящее время находится в составе Черноморского флота РФ.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............