«Варяг» в Китае. Взгляд с Украины. Еще о покупке китайцами тяжелого авианесущего крейсера "Варяг" - bmpd — LiveJournal Авианосец варяг который стал китайским все о нем

    Эту страницу предлагается объединить с Ляонин (авианосец). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/16 декабря 2012 … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Авианосец (причёска) … Википедия

    - «Адмирал Горшков», до 4 октября 1990 «Баку» Основная информация Тип Тяжёлый авианесущий крейсер пр. 1143.4 … Википедия

    Эту страницу предлагается объединить с Варяг (авианесущий крейсер). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К о … Википедия

    Не следует путать с Адмирал Горшков (авианесущий крейсер). «Викрамадитья» … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Минск (значения). «Минск» … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Адмирал Горшков (значения). «Адмирал флота Советского Союза Горшков» … Википедия

    - «Ульяновск» … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Новороссийск (значения). «Новороссийск» … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Киев (значения). «Киев» … Википедия

Книги

  • Тяжелый авианесущий крейсер Варяг. Первый китайский авианосец Ляонин , Костриченко Виталий Васильевич, Одайник Анатолий Николаевич. Впервые! Сенсационная книга о тяжелом авианесущем крейсере СССР, ставшем первым китайским авианосцем. Вся правда о невероятной одиссее советского Варяга, превратившегося в Ляонин. Этот…
  • , Костриченко В.В., Одайник А.Н.. Впервые! Сенсационная книга о тяжелом авианесущем крейсере СССР, ставшем первым китайским авианосцем. Вся правда о невероятной одиссее советского "Варяга", превратившегося в" Ляонин" . Этот…
  • Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг». Первый китайский авианосец «Ляонин» , Виталий Костриченко. Впервые! Сенсационная книга о тяжелом авианесущем крейсере СССР, ставшем первым китайским авианосцем. Вся правда о невероятной одиссее советского «Варяга», превратившегося в «Ляонин». Этот… электронная книга

Китайская Народная Республика удивляет мировую общественность своими разработками и амбициями с каждым годом все больше и больше. Не стал исключением и флот. Еще пару десятилетий назад не могло быть и речи о мощных военно-морских силах Поднебесья. Однако события последних лет показывают, что страна имеет далеко идущие планы и на сегодняшний момент выполняет все свои задачи согласно установленному графику. Так, Китай вошел в число стран, имеющих на вооружении авианосцы – корабли, выполняющие атакующие функции. Такое положение вещей в корне не устраивает США, однако пока они вынуждены лишь наблюдать за развитием восточной страны в сфере кораблестроения.

На сегодняшний день на вооружении ВМС КНР находится 1 тяжелый , второй проходит финальные испытания, а третий расположен на судостроительном заводе и должен быть спущен на воду к 2020 году. И пусть в данный момент эти судна далеки до мощнейших американских кораблей, но за последние годы был сделан очень большой рывок в оснащении флота, что вызывает уважение. В данной статье изучим подробнее предпосылки появления авианосных кораблей, текущие китайские разработки и планы на будущее.

Покупка Авианосца в качестве лома

Стоит отметить, что Китай давно наблюдает за развитием кораблестроения в мире. Так, он купил свой первый авианосец еще в 1985 году.

Авианосец «Маджестик»

Британский «Маджестик» – начало строительства авианосцев этого типа уходит в далекий 1943 год, более 30 лет прослужил . В 1982 году он был списан, а спустя 3 года КНР выкупила судно в качестве металлолома. Однако никто не спешил разбирать корабль. В течение долгих лет его изучали и разбирали по пластам, дотошно фиксируя все технологические разработки. И пусть это был очень старый несовременный авианосец – основы конструкции можно было изучать сколь угодно долго.

Все вооружение и электрика на «Маджестике» были сняты перед продажей. При этом катапульта и оставались на судне. Это позволило инженерам-проектировщикам разобрать механизмы по элементам и наглядно увидеть принцип работы.

Австралийский корабль был разрезан лишь в 2002 году, когда в Китай пришел новый авианосец – «Варяг».

История строительства ТАКР «Варяг» – будущего авианосца Китая

Советские власти только в 80-е годы решили начать строительство . Было запланировано несколько идентичных кораблей, которые должны были встать на вооружение страны. Первое судно было спущено на воду 4 декабря 1985 года. Это был будущий ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». В этот же день на судостроительном заводе города Николаева (Украинская ССР) заложили новый авианосец – точную копию предшественника. Согласно планам Советского руководства, он должен был служить на . Названный «Рига», корабль спустили на воду в 1988 году, после чего работы были продолжены. Через 2 года название было изменено на «Варяг». Развал Союза остановил строительство. Консервация «Варяга» произошла в тот момент, когда он был сделан на 67%.

“Воряг” модель корабля

Тяжелое финансовое положение страны – Украины, не позволило продолжать финансировать охрану военного объекта. А потому уже в 1993 году авианосец был разграблен.

Не понимая, что делать дальше с гигантским судном, Украина объявила тендер по продаже «Варяга». На завод приезжала делегация из России во главе с председателем правительства Черномырдиным. Однако в этот же период в самой России строился атомный ракетный крейсер «Петр Первый». В те годы страна находилась также в непростых условиях. Материальное обеспечение военно-морского флота, как, впрочем, и других военных объектов, было ограниченным, а значит, руководство могло позволить себе выделение бюджета на строительство только одного корабля. Ельцин сделал выбор в пользу «Петра Первого».

“Воряг” модель корабля

В 1998 году покупкой заинтересовалась туристическая компания Agencia Turistica e Diversoes Chong Lot Limitada, юридический адрес которой находился в Китае. Фирма планировала устроить на корабле плавучий развлекательный центр. Сделка была заключена. Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» был продан за смешные деньги – 20 миллионов долларов. Еще 7 миллионов долларов было потрачено на простой корабля до момента его отправки и на его подготовку к дальнему путешествию.

Первый китайский авианосец «Ляонин»

США уже тогда засомневались в правдивости истории с плавучим казино. А потому, они настойчиво рекомендовали Турции не пропускать корабль через свои воды.

Спустя 2 года после покупки, в 2000 году «Варяг» решили переправить в Китай. Предстоял длинный и сложный путь через три океана. Не стоит забывать, что судно было не на ходу – у него не было ни руля, ни двигателей, а потому его буксировали. Путешествие имело множество преград, самой большой из них оказался проход через пролив Босфор. Турция не пропускала авианосец, для согласования и сбора необходимых документов потребовалось целых 17 месяцев. Сумев договориться, корабль в Эгейском море попал в шторм, в результате которого порвались буксировочные концы – тросы. Следующие передвижения были длительными, но уже без серьезных проблем. «Варяг» пересек Средиземное море, вышел в Атлантику, полностью обогнув Африку, попал в Индийский океан и поплыл в Тихий океан. Всего авианосец проплыл на буксире 15 тысяч миль.

“Ляонин” модель

Через некоторое время после того, как корабль пришвартовали в Китае, мир узнал, что туристическая компания оказалась подставной. Реальными покупателями были морские силы Народно-освободительной армии КНР. США не ошиблись.

Первые три года судно просто изучали, лишь в 2005 году китайцы приступили к ремонту. Его внешний вид был удручающим, многие элементы пришлось заменить, однако корпус и внутренняя конструкция оставались в приемлемом состоянии. В 2011 году китайский авианосец впервые самостоятельно вышел в море на испытания. 25 сентября 2012 года, получив новое имя – «Ляонин», в честь провинции Китая, корабль официально заступил на службу.

“Ляонин” модель

На вооружении у него находится:

  • 26 истребителей J-15, являющиеся китайским аналогом российских Су-33;
  • 6 китайских вертолетов Z-18J с системой радиообнаружения и наведения;
  • 6 китайских противолодочных вертолетов Z-18F;
  • 2 многоцелевых вертолета Z-9S – лицензированная копия французского Aérospatiale Dauphin, сделанного в Китае.

Таким образом, можно сказать, что историческая справедливость «восторжествовала». Авианосец в советские годы строили для службы в Тихом океане, что собственно и произошло.

Новый китайский авианосец «Шаньдун» проекта 001А

В 2013 году в Китае был заложен первый авианосец собственного производства. Он спроектирован по подобию имеющегося в наличии «Ляонин». Первоначальное название проекта было тип 001А. Сегодня в средствах массовой информации появилось официально неподтвержденное название корабля – «Шаньдун».

Авианосец проекта 001А «Шаньдун»

26 апреля 2017 года судно спустили на воду. В данный момент работы продолжаются. Уже в феврале 2018 года проводятся первые ходовые испытания в море. По прогнозам «Шаньдун» сможет войти в состав военно-морского флота Китая в 2020 году.

Некоторые элементы судна модернизированы в сравнении с «Ляонин» – установлен улучшенный радар, к тому же он вмещает увеличенное количество топлива и боеприпасов. А это значит, что появляется возможность нахождения на борту большего числа авиации – 36 истребителей J-15.

Длина судна составляет 315 метров, ширина 75 метров. Максимальная скорость хода достигает 31 узла. Паротурбинная двигательная установка остается без изменений относительно «Ляонина», который имеет советские корни.

Будущие и перспективные китайские авианосцы

Сколько авианосцев еще планирует построить Китай? Будут ли на них использованы новейшие технические разработки или это будут очередные копии советского образца? Естественно, такая информация строго засекречена. Однако экспертам удалось выяснить, что к 2030 году ВМС Китая хочет обладать четырьмя авианесущими кораблями. Учитывая события последний лет, эти планы не кажутся фантастическими.

Более того, сразу после спуска на воду авианосца типа 001А, в сухом доке началось строительство нового корабля, который выступит в качестве третьего плавучего острова для китайской авиации. Согласно неофициальным источникам, данное судно будет обладать большим размером. Его водоизмещение составит 80 тысяч тонн – строящийся «Шаньдун» имеет 70 тысяч тонн при полной загрузке. Ожидается, что данный корабль, в отличие от двух предшествующих авианосцев, не будет иметь трамплин для взлета самолетов. Он будет оснащен паровыми . Это позволит использовать другие виды самолетов. По прогнозам судно спустят на воду уже в 2021 году.

На сегодняшний день авианосцы Китая, конечно, не в состоянии конкурировать с главным военно-морским гигантом – Соединенными Штатами Америки. Тем не менее их расширяющийся военно-морской флот значительно укрепил страну на политической арене. И в случае появления угрозы со стороны потенциального противника у Китая появилась возможность дать достойный отпор.

Вертолетоносцы ВМС Китая

Непростые отношения складываются у Китая с одним из соседей – Японией. Уровень оснащения японских современных авианосцев, несущих в качестве вооружения вертолеты, вынуждают Китай развивать и этот тип кораблей.

Вертолетоносец Type 075

Так, судостроительная компания Hudong Zhonghua Shipbuilding Company, расположенная в Шанхае, осуществила закладку одного из самих крупных в мире с функциями десантирования. В официальных документах он упоминается как Тип 075. Длина судна составляет 250 метров, водоизмещение находится в пределах 40 тысяч тонн. В качестве сравнения, водоизмещение французского «Мистраль» составляет 21,3 тысячи тонн, а американского «Уосп» – 40,5 тысяч тонн.

Корабль сможет принять на борт около 30 вертолетов различных модификаций. Его зоной ответственности будет патрулирование в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. В то же время он будет представлять собой десантный корабль, то есть сможет подтапливаться для того, чтобы была возможность загрузки и разгрузки военной техники с берега и на берег.

Спуск на воду строящегося судна запланирован на 2019 год. На проведение испытаний потребуется еще около года, после чего вертолетоносец встанет на вооружение ВМФ КНР.

Вертолетоносец Type 071 – «Циньчэньшань»

С 2007 года на вооружение ВМС Китая стал поступать еще один тип десантных вертолетоносцев – «Циньчэньшань». На данный момент в строю находится 4 из 6 запланированных кораблей. Водоизмещение каждого составляет 19 тысяч тонн. На борту находится 4 китайских многоцелевых вертолета Z-8, являющихся лицензионной копией французских Sud-Aviation SA.321 Super-Frelon. Кроме того, на корабле расположено 4 десантных корабля на воздушной подушке. Имеется возможность для размещения до 1000 солдат.

Type 071 “Циньчэньшань”

Судно одновременно может выполнять несколько задач:

  • Принимать вертолеты;
  • Осуществлять десантирование;
  • Выполнять функции плавучего госпиталя;
  • Являться центром командования в случае возникновения такой необходимости.
Изготовитель Черноморский судостроительный завод и Dalian Shipbuilding Industry Company [d] Авиационная группа (возможный максимальный состав)

В 2000 году буксир «Suhaili » прибыл на Чёрное море, чтобы начать буксировку авианосца. Буксировка корабля была задержана по причине несогласованности его прохода с властями Турции, считавшими, что прохождение через черноморские проливы столь крупного корпуса, не имеющего собственных двигателей, может повлечь тяжёлые навигационные последствия . Переговоры затянулись на 16 месяцев, на протяжении которых корабль циркулировал в Чёрном море. Наконец 2 ноября 2001 года турецкие власти дали разрешение на проход, и авианосец прошёл в Средиземное море. Буксировка корабля через пролив заняла почти 6 часов. Буксировка производилась буксирами «Haliva Champion » и «Николай Чикер » (порт приписки Мурманск).

3 ноября 2001 года, сразу же по выходе из проливов, буксируемый «Haliva Champion » авианосец попал в сильный шторм, достигающий 9 баллов по шкале Бофорта . Ночью произошёл обрыв буксирного троса, и корпус с семью членами экипажа на борту, впоследствии снятыми вертолётом береговой охраны Греции, дрейфовал в Эгейском море до 4 ноября. Плохая погода мешала попыткам буксиров восстановить контроль над кораблём. 6 ноября, при попытке завести на авианосец буксирный трос, погиб матрос Арес Линн с буксира «Haliva Champion ». Лишь 7 ноября контроль над авианосцем был восстановлен.

В 2008 году корабль был перемещён в сухой док, где, по ряду данных, была проведена установка двигателей и тяжёлого оборудования. На нём были смонтированы новые радары, системы вооружения, перестроена надстройка и заделаны шахты противокорабельных ракет «Гранит ».

8 июня 2011 года начальник генерального штаба НОАК генерал Чэнь Биндэ впервые официально подтвердил, что корабль будет введён в строй как авианосец , одновременно подчеркнув, что основной задачей корабля будет служить учебной и экспериментальной платформой для будущей постройки собственных китайских авианосцев.

10 августа 2011 года корабль впервые вышел на ходовые испытания, продолжавшиеся 4 дня. 15 августа авианосец вернулся в Далянь и покинул порт только 29 ноября того же года. С декабря 2011 по июль 2012 года корабль провёл ряд манёвров, во время которых, по данным источников, проводились испытания различных систем вооружения и оборудования и взлёты и посадки вертолётов на палубу. Однако в ходе этих испытаний посадка самолётов на палубу не проводилась.

В составе флота

25 сентября 2012 года авианосец был официально принят в состав ВМФ НОАК под именем «Ляонин» и с бортовым номером 16. Тем не менее к этому моменту корабль ещё ни разу не запускал и не принимал на палубу самолёты .

4 ноября официальный источник НОАК «PLA Daily» заявил, что истребитель J-15 произвёл касание палубы и пробежку по ней с последующим взлётом .

25 ноября 2012 года было официально объявлено о первых пяти успешных посадках на авианосец истребителей J-15 .

22 апреля 2014 было сообщено о том, что авианосец вскоре встанет в сухой док для планового промежуточного технического ремонта продолжительностью около 6 месяцев, в ходе которого будут отремонтированы силовая установка, проверены системы оружия, при необходимости будут заменены некоторые бортовые системы .

Конструкция

Конструкция корабля близка к однотипному «

После завершения всех проверок авианесущий крейсер сменил статус с тренировочного на боевой, сообщает сайт.

Планируется ли проводить какие-либо доработки авианосца после программы испытаний, не уточняется.

«Ляонин» поступил на вооружение Китая в 2012 году. Этот корабль проекта 1143.6 «Кречет» власти Китая выкупили у Украины в 1998 году по цене металлолома. КНР выкупила у Украины ржавеющий авианосец за 23 млн. долларов (официальная украинская версия; есть также данные о цифре 20 млн. долларов). Позже, китайская сторона утверждала, что потратила на сделку не менее 120 млн. долларов. Кстати, авианесущий крейсер был продан для организации плавучего центра развлечений и казино, но потом был перепродан китайскому правительству.

Но главное, китайцы получили кроме самого авианосца всю документацию и чертежи авианесущего крейсера.

Украина продала Китаю авианосец "Варяг" вместе со всей документацией всего за $20 млн.

"Как же так?" - спросит читатель, ответ на этот вопрос возможно найти у тех кто был при "кормушке". К слову не в таком уж и далеком 1998 году, при Президенте Леониде Кучме, служил премьер-министром Валерий Пустовойтенко, а Минобороны возглавлял Александр Кузьмук (помните, при нем в 2001 году еще сбили украинским С-200 гражданский авиалайнер Ту-154М рейс Тель-Авив — Новосибирск. Погибло тогда 78 человек, Украина признала вину и выплатила семьям погибших 15,3 млн. долларов).

Авианосец был разработан в Невском проектно-конструкторском бюро (Ленинград, СССР) и заложен в 1985 году на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, до 1990 года носил имя «Рига», а затем был переименован в «Варяг».



А вот в таком состоянии Украина продавала свой единственный ржавеющий авианосец, который достался нам после раздела Черноморского флота.


Теперь уже китайский авианосец "Ляонин"

В составе китайского флота авианосец получил имя «Ляонин» в честь провинции Ляонин, пишет журналист ДжоинИнфо (Киев) Влад Майоров. После долгой реконструкции и испытаний авианосец снова спустили на воду в 2011 году.


Водоизмещение китайского авианосца «Ляонин» составляет 59,5 тысячи тонн при длине 304 и ширине 75 метров. Корабль может развивать скорость до 29 узлов, а дальность его хода составляет около восьми тысяч миль. «Ляонин» вооружен тремя зенитными артиллерийскими установками Type 1130 калибра 30 миллиметров, тремя пусковыми установками зенитных ракет FL-3000N и двумя установками противолодочного вооружения.


В состав авиагруппы корабля входят 24 палубных истребителя J-15. Они разработаны на базе выкупленного у Украины прототипа истребителя Су-33. Кроме того, авиагруппа корабля включает в себя два поисково-спасательных вертолета Z-9C, четыре вертолета дальнего радиолокационного обнаружения Z-18J и шесть противолодочных вертолетов Z-18F.

В конце октября текущего года стало известно, что в Китае завершилась сборка корпуса авианосца проекта Type 001A. Это первый корабль такого класса, спроектированный и строящийся в Китае. В настоящее время на корабль устанавливается все необходимое оборудование. Позже на нем разместится его авиагруппа.

Символ и гордость Китая - авианосец «Ляонин»

Переделанный советский авианосец "Рига", переименованный в "Варяг", разработанный в Ленинграде и построенный на Николаевских верфях, ржавевший в Украине и фактически разворованный, проданный за копейки в 1998 году, стал новым символом и гордостью Китая.

В Китае даже написали песню «Управляя мечтой» (Leading the Dream)и сделали видео-клип, посвященный авианосцу «Ляонину». В патриотическом видео запечатлены будни экипажа авианосца, взлеты палубного истребителя J-15 и его посадка на крейсер.

Напомним, в сети также тренировки истребителей на палубе «Адмирала Кузнецова».

«Варяг» - последний авианосец, построенный на николаевском Черноморском судостроительном заводе. Пусть его готовность не была 100%, но все равно для горожан он стал своеобразным символом, напоминанием о былой славе Николаева как города кораблестроителей. Уже после начались упадок и разруха в судостроительной отрасли, звезда славы «города корабелов» угасла... Потому так трепетно относятся николаевцы к «Варягу», а история его продажи китайцам не оставляет равнодушными горожан, постоянно обрастая какими-то мифами и легендами.

В очередной раз всколыхнул волну памяти и затронул за живое рассказ предпринимателя китайского бизнесмена Сюй Цзэнпина, опубликованный в гонконгской газете South China Morning Post.

Если верить рассказу китайского бизнесмена, уладить все дела с покупкой «Варяга» ему удалось при помощи нескольких ящиков китайской водки да щедро раздаваемых налево и направо пачек долларовых купюр. Китаец утверждает, что таким образом ему удалось не только купить авианосец, но и вывезти всю секретную техническую документацию на этот корабль. Естественно, что такая информация не могла оставить равнодушными наших читателей, и после публикации перевода из китайской газеты в редакцию поступило очень много звонков от горожан.

Был среди позвонивших и Герой Социалистического Труда, награжденный шестью орденами, в том числе двумя Орденами Ленина, почетный гражданин Николаева и бывший заместитель генерального директора ЧСЗ Иван Винник. Иван Иосифович руководил строительством всех авианосцев на Черноморском заводе, которых, как оказалось, было девять: семь завершенных и два недостроенных. Именно он в конце 90-х курировал сделку по продаже «Варяга», и, по его словам, то, что рассказал гражданин Сюй Цзэнпин, - абсолютная ложь. А как было на самом деле Иван Иосифович подробно рассказал в интервью нашему корреспонденту.

Иван Иосифович, Вы руководили строительством практически всех построенных на Черноморском заводе авианосцев. С какого года Вы работали на заводе? Вообще, расскажите о себе.

Поступил я на завод 1 августа 1955 года помощником мастера в монтажный цех. Тогда строили подводные лодки. Наш завод за 7 лет построил 77 подводных лодок, причем самого современного типа. Это был 613-й проект, шеститорпедный: четыре торпедных аппарата в носу, два в корме, два дизеля. Так с помощника мастера я и пошел выше: мастер, старший мастер, потом механик на подводных лодках... Очень, кстати, ответственная должность. Самое главное ведь в подводной лодке - погружение и всплытие, а то лодка может погрузиться и не всплыть. Однажды такое у нас случилось. Слава Богу, только во время испытаний. В 1955 году мы загружали уже 18 единиц. Вот я только вернусь из Севастополя, приму лодку и опять ухожу. Потом я уже стал начальником цеха, в котором было 1300 работников. Потом Ганькевич, директор завода, перевел меня из монтажного цеха в отстающий, достроечный цех. В цеху этом план не выполнялся, работа валилась. Я не знал там ни работы, ни людей. Было очень сложно, но все равно через три месяца наладили там производство.

- А когда начали строить первый авианосец?

В 1962 году. Это был авианесущий крейсер «Москва». Спустя три года, в 1965 году, его спустили на воду, а в 1967 году «Москва» была сдана и ушла на испытания. Тогда это было все совершенно секретно. Короче говоря, строил «Москву» я будучи еще начальником цеха, а когда подписали приемный акт на крейсер, 25 декабря 1967 года, меня назначили главным строителем. И так я главным строителем проработал на всех кораблях, авианосцах. Это были «Москва», «Ленинград», «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку» и «Кузнецов». Восьмой авианосец продали Китаю. А девятый пришлось порезать на металл прямо в доке, так как финансирование прекратилось, Союз распался. В мае 1992 года было подписано совместное решение Украины и России о том, что недостроенные корабли - наш «Варяг» и на 61-м заводе «Украина» остаются за Украиной. «Варяг» мы продали, а «Украина» так и ржавеет...

- Крейсер, который порезали, как должен был называться?

- «Ульяновск».

- А насколько процентов были готовы эти авианосцы?

- «Варяг» был готов на 67%. А «Ульяновск» на 18% - корпус был готов, главные механизмы были. Ну мы механизмы выгрузили, а корпус порезали.

- Это был один проект - «Варяг» и «Ульяновск»?

Нет, разные.

Но «Ульяновск» должен был быть больше? Говорят, что какой-то из них должен был быть с атомной силовой установкой.

- «Ульяновск» должен был быть больше и у него по проекту должна была быть атомная силовая установка. Три реактора и сейчас на заводе лежат. И главные турбины находятся в корпусообрабатывающем цехе.

Давайте о «Варяге» поговорим, который и стал причиной нашей встречи. Как вообще появилась идея продать корабль и что этому предшествовало?

Предшествовало то, что достроить его мы уже не могли. Во-первых, не было финансирования, а во-вторых, Советский Союз распался. А оборудование на авианосец поставляли более тысячи заводов, курировали поставки 28 министерств СССР. Я, будучи главным строителем, объехал полстраны, Советского Союза, чтобы получать с заводов необходимые комплектующие.

Сюй Цзэнпин - китайский бизнесмен, который рассказал, что он эту сделку «проталкивал» и действовал в интересах Министерства обороны Китая. Он дал интервью гонконгской газете «South China Morning Post», мы перепечатали его перевод. Вы читали это интервью, насколько сказанное китайцем соответствует действительности?

Ни одного слова правды в том, что рассказал китаец, нет.

Тогда давайте разберемся. Вы же в курсе, как эта история происходила с продажей. Вы тогда какую должность занимали?

Я тогда занимал должность заместителя директора по производству. Хоть я и был зам. директора по производству, но все равно курировал постройку и испытание всех авианосцев.

- Когда впервые Вы услышали о том, что речь идет о продаже «Варяга»?

Начали съезжаться к нам покупатели. Первыми приехали из Южной Кореи.

- Это были бизнесмены или представители государственных органов?

Не знаю. Они представлялись как бизнесмены из Южной Кореи. Были люди из Китая, Индии, Франции, Германии, Норвегии - всего более 60 различных потенциальных покупателей. Я всех их записывал, но меня в КГБ тогда предупредили, чтобы все записи оставались в заводе. Южнокорейцы были самые активные, они очень хотели купить «Варяг». Они же купили у России два корабля - «Минск» и «Новороссийск». Потом «Минск» перекупил Китай, а «Новороссийск» они порезали на металлолом.

- А с какой целью они хотели купить именно «Варяг»?

Я не знаю. Но предлагали купить по цене металлолома. Но тогда такую цену не только корейцы, все такую же предлагали.

- То есть всех покупателей, независимо от того, из какой страны они приезжали, интересовал металл?

Да. 32 тысячи тонн металла. Корпус - 18 тысяч тонн, а остальное - оборудование: турбины, турбогенераторы, насосы и масса всякого другого добра. Цена металлолома тогда была 127 долларов за тонну. Ну вот 32 тысячи умножьте на 127 и получим 4 миллиона 64 тысячи. В результате всех этих переговоров тогдашний директор Овдиенко подписал контракт о продаже «Варяга» одной ирландской фирме. Ирландия предложила 240 долларов за тонну. Это было в два раза больше, нежели предлагали другие покупатели: около восьми-девяти миллионов. Но в тот момент пост премьер-министра Украины занял Павел Лазаренко. Он отменил этот контракт по продаже «Варяга». Был объявлен тендер, который длился три месяца. Представитель из Китая предложил стартовую цену - 20 миллионов долларов. За три месяца, пока длился тендер, больше никто ничего не предложил.

А вы вообще помните этого Сюй Цзэнпина? Действительно ли он приезжал? Он утверждает, что единолично купил этот корабль за свои собственные деньги.

Да, я его прекрасно помню, он действительно приезжал. Но все то, что он рассказал, - это чепуха. Он, например, рассказал, что привез 50 бутылок китайской водки, будто они споили все руководство завода. Это неправда. А вот то, что он сам напился в кабинете внешнеэкономических связей, облевал весь кабинет и потерял сознание - такое было. Вызвали врачей, отнесли его в машину. Но водка была наша, украинская (улыбается).

- А когда Сюй появился? На каком этапе и какую роль он вообще играл?

Он приехал вроде бы в январе. Он же появился не как представитель Китая, а от Макао - автономная территория в составе Китая. И это Макао тоже хотело купить корабль - вроде как для переоборудования в казино. Они даже своих дизайнеров прислали, те ходили по кораблю и смотрели, что где размещать.

- Так 20 миллионов давал стартовую цену Китай или Макао?

Китай давал.

А правда ли то, что на тот момент со стороны руководства России выдвигались требования, чтобы продавали корабль без двигателей и без оборудования, так как они являются секретными?

Нет, не было такого. Единственный инцидент был, когда мы тогда уже с директором Тихоненко полетели в Ленинград, чтобы добиться согласия проектной организации. Это «Невское ПКБ», которое проектировало эти корабли. Но они нас встретили с таким негодованием, более того, они написали тогда письмо Кучме, мол, это их интеллектуальная собственность.

Собственником корабля было государство. В переговорах, кроме Вас, наверняка принимали участие другие люди, представители центральной власти, каких-нибудь украинских министерств?

Кроме меня и отдела внешнеэкономических связей, где работали три человека, больше никого.

То есть никаких представителей из Киева, из Министерства промышленной политики, Кабмина, никого не было? У Вас были полномочия в том числе и согласовывать цену с покупателями?

Конечно. Киев не вмешивался в это дело.

- А как вообще проходила процедура продажи?

Сложно. Корабль же совершенно секретный, полтора года я не вылезал из Киева - оформлял все необходимые согласования. Необходимо было получить согласование 22 министерств и организаций. Хорошо, что меня многие знали, и я многих знал. Но оформить было очень сложно. Приходилось все везде «проталкивать». Например, в Министерстве обороны капитан 2-го ранга, который занимается оформлением документов, говорит: мне, мол, через два месяца присваивают звание капитана 1-го ранга, а по морским традициям при получении очередного звания нужно хорошее угощение. В общем, прямо говорит - надо 800 рублей. Я вынимаю из кармана, даю… И это свои, мне же денег никто не давал. То, что там пишет этот Сюй, что «разбрасывался пачками долларов» - чепуха.

- То есть, Вам ни одной пачки не досталось?

Не досталось (улыбается). У нас постоянно был представитель Китая - Ян Цуси. Ребята из СБУ сказали, что это замаскированный разведчик, полковник. Я был в командировке, а он привез мне в подарок пять мобильных телефонов. А тогда мобилки еще были большой редкостью. Так вот, пока меня не было, начальник отдела внешнеэкономических связей один аппарат отдал директору Тихоненко, другой - главному инженеру, а три отправили в Киев. А мне так ничего и не досталось.

- Получается, что китайцы дали цену за корабль в три раза больше, чем давали другие покупатели.

Китайцы предложили свою стартовую цену как уже не за металлолом, а за корабль.

- Что касается документации. Сюй пишет, что он вывез 8 грузовиков документации. Вы в курсе этой истории?

8 грузовиков - это 40 тонн. Если собрать всю документацию, которая есть в заводе, не наберется столько. Хотя там документация не только по авианосцам, там документы по проекту 2020, который стоит недостроенный, там документация по сухогрузам, по продуктовозам и многое другое. Даже если все это собрать, то не наберется 40 тонн. Поэтому восемь грузовиков документации по «Варягу» - чепуха. Ни одного чертежа они не получили, вся рабочая документация осталась на заводе.

- И сейчас она на заводе?

Ну, я не знаю, уже и завода практически нет...

- Вы в каком году уходили с завода?

В 2002 году я ушел. Документация тогда была на заводе, я гарантирую. Китайцы ни одного листа документа не получили за исключением тех, которые необходимы были, чтобы обеспечить буксировку. Нужно было дать схему забортных отверстий, и еще там какие-то, не помню. С ними при буксировке шли наши ребята - Сергей Ентис и Григорий Соколов. Вот они 4-5 чертежей взяли с собой.

- Так за какую цену все-таки купили «Варяг»?

Китай заплатил 27 миллионов долларов.

- А почему 27, а не 20?

Для того, чтобы подготовить корабль к переходу - загерметизировать корпус, отдельные переборки, смонтировать якорно-швартовый комплекс, установить огни - понадобились дополнительные средства. Это обошлось дополнительно в 2 миллиона 200 тысяч долларов. Плюс за каждый месяц простоя на заводе, а стоял он долго - платили 150 тысяч долларов.

- Как производилась оплата?

Перечислили деньги на счета завода.

- А кто с нашей стороны подписал контракт о продаже?

Тихоненко.

- А с китайской стороны?

Был их представитель, я не помню.

- Подписание контракта происходило в Николаеве?

В Николаеве.

- Когда «Варяг» ушел из порта?

14 июня 2000 года. Буксировали голландским буксиром. Кстати, буксир в Эгейском море оборвался, корабль понесло на камни. Если бы не двое наших ребят - Соколов и Ентис, которые в темноте, при фонарях застопорили рулевое устройство, неизвестно, довели бы его до пункта назначения... А потом уже подошел буксир, российский, между прочим, взял его на буксир. Только потом пришел их буксир, который повел их в Китай.

Есть такая версия, что якобы китайцы изначально обманули: покупали «Варяг» под развлекательный комплекс, а на самом переделали его под боевое судно.

Китайцы его изначально покупали как полигон для испытания самолетов.

- То есть китайцы не скрывали сразу, что они покупают авианосец для Министерства обороны?

Конечно, не скрывали. В Китае привели его ни куда-нибудь, а в Дальянь - бывший наш порт Дальний. Там имеется судостроительная верфь. Корабль стоял не на заводе, а в порту. 30 апреля 2006 года его поставили в док. Я, кстати, был там. У них сухой док там 400 м длиной, 100 м шириной и 13 метров глубиной. Они загнали его в сухой док. Когда ободрали ракушку, то на корпусе не было ни одного сантиметра ржавчины...

Иван Иосифович, 27 миллионов долларов по тем временам были огромные деньги. Вам известно, куда они были потрачены?

Как я уже говорил, часть денег была потрачена на подготовку корабля к буксировке. Все остальное ушло на выплату заработной платы работникам завода. Полтора года завод фактически жил за счет этих денег. Премьер-министр Украины, по-моему, Павел Лазаренко, дал указание все деньги оставить на заводе, Киев фактически ничего не забрал.

- С Вашей точки зрения эта сделка была выгодна для завода?

Конечно. Возьмите 61-й завод. Стоит там и сейчас крейсер «Украина». Его уже никто и никогда не купит, потому что разделка будет стоить дороже полученного металла.

Насколько уникальными были построенные в Николаеве авианесущие корабли? Ваша оценка, как судостроителя? Или они все-таки не дотягивают до американских авианосцев?

На авианосцах данной серии предусмотрена возможность для взлета и посадки только двух типов самолетов, в то время как на американских - семь типов самолетов. А вот проект авианесущего крейсера «Ульяновск», который был готов лишь на 18%, предусматривал атомную силовую установку и взлетно-посадочные полосы под семь типов самолетов. Если бы нам удалось достроить этот авианосец, то он превосходил бы американские...