Изготовление новогодней игрушки на производстве. Производство ёлочных игрушек как выгодный бизнес в зимний период. Из картона и бумаги разных цветов можно делать

Рынок новогодней продукции обладает определенной спецификой, а процесс производства стеклянных елочных украшений требует не сложного и дорогостоящего оборудования, а квалифицированных кадров – специалистов в своем довольно редком деле, что создает дополнительные трудности.

Несмотря на все эти факторы, отпугивающие инвесторов, емкость этого рынка довольно велика, а при выборе пока еще пустующей ниши «елочный» бизнес может принести неплохую прибыль. Однако для этого придется полностью изменить концепцию производства и сбыта сезонной игрушечной продукции.

В начале 2000-х годов производство елочных игрушек в нашей стране сократилось по сравнению с объемами начала 90-х годов в 5-6 раз.

Отечественная база производителей елочных игрушек насчитывает несколько десятков компаний различного масштаба и столько же оптовиков, которые занимаются реализацией такого товара. Причем большую часть своей продукции отечественные производители экспортируют за рубеж, и доля экспорта некоторых компаний составляет более 90%.

Объем выпуска елочных украшений одной крупной фабрикой достигает 350-500 тыс. единиц в год. Таким образом, в наши дни ежегодно производится около 15-20 миллионов елочных игрушек, что составляет меньше 40 % рынка. Оставшаяся часть приходится на долю импорта.

Крупных отечественных производителей стеклянных шаров и прочей новогодней атрибутики можно пересчитать по пальцам. К примеру, на долю крупнейших и наиболее известных компаний ОАО «Елочка» (Клинский район, г. Высоковск) и ЗАО «ПК Иней» (Павло-Посадский район, д. Данилово) приходится около 15-20% всего российского производства.

Однако отечественные производители елочных украшений постепенно сдают свои позиции под натиском китайской продукции. КНР экспортирует в другие страны новогодние украшения и аксессуары на $1,5-2 млрд. в год. Больше половины произведенной в Китае елочной продукции реализуется в США. Так что конкурировать с дешевыми китайскими елочными игрушками очень сложно.

Тем не менее, это возможно, ведь российские елочные украшения отличаются более высоким качеством и тонкостью исполнения, разнообразием дизайна и своей уникальностью. Постепенно отечественные производители начинают искать новые решения, внедрять автоматизированное оборудование на определенных этапах производства и новые технологии, задумываются о регулярном обновлении ассортимента, отслеживая модные тенденции в новогодних декорах. Потребители такие инновации воспринимают крайней положительно.

Как показывают опросы, за последние десять лет покупатели устали от штампованных и некачественных изделий, постепенно возрождается мода на классические, знакомые всем с детства, стеклянные шары и винтажные игрушки, растет спрос на продукцию российского производства.

В последнее время активно развивается сегмент дорогих подарочных наборов, выпускаемых штучными тиражами. Таким образом, несмотря на то, что импортные товары, по-прежнему, преобладают на рынке елочных украшений, несомненно, есть потенциал для развития и расширения отечественного производства.

Процесс производства елочных игрушек

Процесс создания стеклянных елочных шаров – самой популярной продукции из всего новогоднего ассортимента – мы привычно называем «производством». Но на самом деле, эти изделия даже на крупных фабриках создаются практически полностью вручную.

Стеклодувы при помощи газовой горелки выдувают стеклянные елочные шары из заготовок – стеклянных трубок. Для создания игрушек-фигурок используются специальные клещи-формы.

Эта работа требует предельной аккуратности и сноровки. Подбор оптимального огневого режима, размера стеклянной трубки, определение момента вдувания воздуха, равномерность вращения – все это производится «на глаз» с использованием минимального количества подручных приспособлений и материалов. Причем допустимая погрешность составляет всего 0,2 мм.

Так как стекло очень быстро остывает, что создает внутреннее напряжение внутри изделия, для получения стеклянного шарика с тонкими стенками требуется большой опыт работы. Поэтому, прежде всего, для создания собственного производства елочных игрушек вам понадобятся опытные и квалифицированные стеклодувы.

Как в случае любой другой почти полностью ручной работы, производительность одного рабочего не велика и составляет не более 200-250 шаров в день.

На следующем этапе охлажденная стеклянная заготовка покрывается тончайшим слоем металла (чаще всего, алюминия, реже – серебра) для придания блеска. Все это происходит в емкости с реактивами, а затем в ванне с горячей водой.

Внутрь игрушки впрыскивается особый состав (к примеру, окись серебра, аммиак и дистиллированная вода в определенной пропорции), а затем она помещается в горячую воду, под воздействием которой происходит реакция и серебро осаждается на стенках.

После процесса металлирования игрушки поступают в цех окраски. Здесь шар ожидает первичная фоновая покраска и сушка. Красят елочную игрушку при постоянном вращении, чтобы под слой краски не попал воздух, что приводит к появлению пузырьков и портит покрытие. Елочные украшения окрашиваются нитролаками, нитроэмалями и другими материалами.

При составлении красок и лакировании используется метод творческого варьирования, что делает каждое изделие уникальным и неповторимым.

Иногда шары лакируются в кабинах с вытяжкой и емкостью с лакокрасочным материалом. И этот процесс также проводится вручную. Изделие погружается в краску постепенно и с одновременным вращением, чтобы под пленкой не остался воздух.

После лакировки игрушка устанавливается строго вертикально, чтобы избежать затеков в лотки сушильной камеры-печи, заполненные песком или опилками. Затем с декоративного лакирующего слоя вручную с помощью ветоши удаляются остатки песка и опилок, и игрушки либо отправляются на обрезку, либо проходят следующий этап – художественного оформления.

Как можно ожидать, это тоже осуществляется вручную – художники наносят на шар рисунок и при необходимости посыпают его блестками. Скорость разрисовки шариков намного ниже скорости работы стеклодувов и составляет всего 50-100 шариков в день с человека.

На последнем этапе с помощью алмазного круга от шарика отрезается кончик, на место отреза надевается колпачок с петелькой, и игрушки упаковываются в картонные коробки.

Упаковка для елочных украшений

Упаковка заслуживает особого внимания. Ее изготовление, как правило, передают сторонним подрядчикам. Обычно картонные упаковки, в которых продаются стеклянные украшения, носят скорее декоративный характер. Между тем, многие оптовики, закупающие продукцию напрямую у производителя, жалуются на большое количество боя.

Практически ни одна партия не доходит до розничного продавца в целости и сохранности. Однако снизить риск потерь совсем несложно – достаточно разработать более безопасную упаковку, даже если это немного повлияет на себестоимость изделия в сторону его увеличения.

Персонал для производства елочных игрушек

Очевидно, что основная проблема при организации производства елочных игрушек – это поиск квалифицированных кадров. Специалистов в такой области явно недостаточно, а работа по созданию стеклянных украшений требует определенных знаний и, главное, опыта.

К примеру, для того чтобы стать хорошим стеклодувом, придется учиться не меньше полугода, а потом еще не менее двух лет отработать на производстве. Не менее сложная и кропотливая работа по росписи шаров тоже требует сноровки и опыта.

Если вам посчастливилось найти таких специалистов, то большая часть работы уже сделана. Зарплата стеклодува составляет в регионах (а именно там располагается большинство российских фабрик по производству елочных игрушек) от 10 тыс. руб./мес.

Расходы на приобретение необходимого оборудования составят 50-100 тыс. руб. Примерно столько же уйдет на сырье и материалы. Кроме того, понадобится производственное помещение.

Главное требование к нему – хорошая вентиляция (вытяжки), так как большая часть работы со стеклом проходит при высоких температурах.

Рентабельность фабрик, производящих елочные игрушки, составляет 15-20 процентов при обороте около 3 миллионов долларов в год.

Однако есть несколько нюансов, которые необходимо учитывать. Из-за сезонности этого вида бизнеса большую часть года многие предприятия работают фактически в кредит. Оптовые продажи игрушек начинаются не раньше сентября-октября. Поэтому компания приходится занимать средства, а затем возвращать займы по мере реализации товара. С этим связаны определенные риски. Кроме того, розничная цена на стеклянный «эксклюзив» отечественного производства слишком низкая, чтобы обеспечить должное развитие всей отрасли.

Ставить более высокие цены (по примерным подсчетам хотя бы на 60-70 % дороже) производители опасаются из-за необходимости конкурировать на рынке с дешевой китайской продукции.

Практически все крупные компании пытаются пробиться на внешний рынок (европейские страны, Израиль и т. д.). В этом случае заказы обычно формируются на международных выставках. Однако объемы производства при этом намного ниже и составляют всего несколько десятков тысяч, а не миллионов, игрушек в год. Но есть и несомненный плюс – при работе на экспорт некоторым предприятиям даже удается полностью обходиться без кредитов.

Все больше российских фабрик использует еще один источник доходов, проводя для всех желающих платные экскурсии по производству и предоставляя посетителям возможность собственноручно создать стеклянный елочный шарик.

При небольших вложениях можно организовать при производстве целый туристический комплекс с музеем, магазинами и кафетериями, как, например, сделала финская стеклодувная фабрика, заручившись поддержкой национального совета по туризму Финляндии.

Видеосюжет о производстве елочных игрушек

Столетние чемоданы со старинными новогодними украшениями - это сокровище для детей и взрослых. Формовая елочная игрушка, передаваемая из поколения в поколение, создает особое волшебство в канун Нового года.

Фабрики, выпускающие эксклюзивные игрушки около века назад, работают и до сих пор. Стеклодувы и художники воссоздают по эскизам стеклянные елочные украшения вручную. Уникальная ценность каждой формовой елочной игрушки в неповторимом силуэте и индивидуальной росписи.

На сайте в данном разделе предоставлен выбор новогодних игрушек из стекла двух производителей.


Формовые елочные игрушки «Елочка»

Старейшая фабрика по изготовлению стеклянных елочных игрушек «Елочка» начала свое производство более 100 лет назад. Находится она в г. Клин в Подмосковье. Производство осуществляется вручную стеклодувами-ремесленниками. Художники индивидуально расписывают каждое изделие.

Предлагает разнообразные модели. Малышей порадуют игрушки лесной тематики в виде забавных зверушек и даров леса:

  • . яркая рыжая белочка,
  • . лисичка в избушке,
  • . филин,
  • . заснеженная избушка,
  • . грибочки,
  • . желуди
  • . и нарядная елочка.

Особую ностальгию у более взрослого поколения вызовут елочные украшения в виде шишек, фонариков, а также игрушки с креплением-клипсой.

Индивидуально упакованные формовые елочные игрушки станут оригинальным сувениром для человека, который неравнодушен к вещам с налетом старины. Маленькие аккуратные елочные украшения идеально подойдут для декорирования новогодней елки в винтажном стиле.

Из всех идей заработка на праздничных товарах наиболее интересными являются новогодние украшения. Производство елочных игрушек как бизнес: выгодно ли, особенности этой предпринимательской деятельности, технология изготовления.

Елочные украшения вешают не только на главный символ Нового года, но и оформляют дома, витрины, офисы, улицы, торговые и производственные помещения. Хотя закупка праздничных товаров начинается в начале зимы, производство не останавливается в течение всего года.

Обзор рынка

Обычай наряжать елку к Рождеству возник в 17-м веке в Европе. Украшениями тогда выступали христианские религиозные символы - звезды, яблоки, свечи. Разнообразные игрушки, конфеты и пряники стали появляться позже.

Производство стеклянных шаров началось в 19-м веке в городке Лауша, на территории нынешней Германии, и остается старейшим в мире. Согласно легенде, это была замена традиционным яблокам в неурожайный год.

В России изготовление елочных игрушек претерпевало 2 серьезных кризиса:

  1. В 1929 году, когда празднование Рождества было отменено на государственном уровне. Через 6 лет традиция вернулась как безрелигиозный Новый год.
  2. В 2000 году во время экономического спада. Тогда рынок заполнили дешевые китайские товары, однотипные и в основном из пластмассы.

Массовым производством елочных игрушек в России занимаются 10 -20 компаний, поставляющие продукцию как на отечественный рынок, так и за рубеж. Самыми крупными являются:

  • «Елочка», расположенное в г. Высоковске Московской обл., которое выступает преемником стеклодувного предприятия начала 18-го века.
  • «Ариель» в Нижнем Новгороде, выпускающее оригинальные и высококачественные игрушки.
  • Карачевская фабрика елочных игрушек, которая существует более 80 лет и поставляет украшения для Кремля.
  • «Бирюсинка», г. Красноярск с широким ассортиментом новогодних товаров.

Хотя на российском рынке по-прежнему преобладают китайские елочные игрушки, потребители проявляют повышенный интерес к выполненным вручную украшениям оригинального дизайна отечественных производителей.

Бизнес-план

Предпринимателям, заинтересованным в идее изготовления елочных украшений, прежде всего необходимо составить поэтапную инструкцию запуска проекта:

  1. Изучение специфики отрасли.
  2. Организация сбыта.
  3. Изучение технологии производства.
  4. Аренда помещения.
  5. Регистрация бизнеса.
  6. Закупка оборудования и материалов.
  7. Наем персонала.
  8. Экономические расчеты.

Особенности

Приступая к бизнесу на елочных игрушках, нужно учитывать специфику этой отрасли:

  • Производство и реализация не взаимосвязаны. Изготовление ведется круглый год, а период активных продаж приходится на 2-3 последних месяца.
  • Минимальный срок окупаемости стартовых вложений - полгода.
  • Для покрытия текущих ежемесячных расходов используются побочные виды доходов - организация мастер-классов, проведение экскурсий на производство, открытие выставочных залов.
  • Технология исполнения наиболее востребованных стеклянных игрушек длительна и трудоемка. Почти на всех этапах используется ручная работа, требующая высокой квалификации.
  • Специалистов-стеклодувов мало, и при подборе персонала возникают серьезные проблемы.
  • Невозможно использовать большинство рекламных методов, так как елочные украшения не относятся к товарам постоянного спроса.

Особое внимание уделяется ценообразованию, так как придется конкурировать с доступными изделиями китайского производства.

Сбыт

Для организации доходного бизнеса необходимы каналы сбыта специфичной новогодней продукции. Это нужно сделать на самое первом этапе реализации проекта, чтобы быть уверенным в том, что инвестиции в производство окупятся.

Крупные торговые сети начинают оптовые закупки праздничных аксессуаров в конце лета - начале осени. Мелкие торговцы обновляют ассортимент ближе к старту новогодних продаж. Это значит, что начинать изготовление игрушек необходимо в начале весны.

Технология

Оригинальные и красивые елочные игрушки делаются вручную с минимальным набором оборудования. Основные этапы изготовления:

  1. Выдувка формы – для этого берутся стеклянные трубки и нагреваются маленькой газовой горелкой до 1000-1500°С. Из размягченной формы выдувается шар - как мыльный пузырь. Если соблюдены условия - температурный режим, скорость вращения, сила и момент начала нагнетания воздуха - то получится прозрачная тонкостенная сфера. Для создания сложных изделий используют клещи-формы. Главная сложность заключается в том, что если стекло слишком быстро остынет, то лопнет. Поэтому опытные специалисты работают оперативно и с высокой точностью.
  2. Охлаждение – заготовки помещают в печь для постепенного снижения температуры и выравнивания внутреннего давления.
  3. Металлическое покрытие – если игрушка будет не прозрачной, то изнутри полуфабрикат красят. Для этого в шары заливают реагенты и ставят в горячую воду. В результате изделие покрывается с внутренней стороны тонким слоем серебра.
  4. Первичное окрашивание – будущий елочный шарик беспрерывно крутят для отвода воздуха, тогда нитролаки и нитроэмали ложатся ровно и гладко. Затем изделия сушат в печи с песком или опилками и очищают от мусора. Если требуется дополнительно раскрасить игрушку, то переходят к следующему этапу.
  5. Нанесение рисунка – художники создают сказочные елочные шары, причем в серийном производстве один и тот же мотив копируется почти один к одному. Для этого изготавливается образец, на который будет ориентироваться работник. Заготовки подвешиваются на раме, и на все шары по очереди наносится один слой композиции. Когда закончена последняя игрушка, рисунок продолжается на подсохнувшей части.
  6. Крепление – после того как изделие приобретет желаемый вид, обрезается узкая верхушка и вставляется держатель с ушком для навешивания на елку.
  7. Упаковка – важный этап в производстве, так как хрупкие игрушки легко бьются. В идеале нужно каждый шарик или фигурку поместить в отдельную специальную коробочку с фиксацией положения. Однако это увеличивает себестоимость, поэтому зачастую на заводах игрушки пакуют в картонки с мягкой прокладкой по нескольку штук.

По этой технологии рабочий изготавливает в день 200-250 шаров-заготовок или 5-50 полностью законченных изделий. Брендирование игрушек производится с помощью тампонной печати.

Изготовление прочих украшений более простое и не требует привлечения специалистов с редкой профессией стеклодува. Небольшое предприятие может закупать готовые прозрачные шары на фабрике, заниматься их раскраской и декоративным оформлением.

Помещение

Для крупного проекта по выпуску новогодних украшений необходимо место площадью 150-200 кв. м. для производственных отделов, склада и администрации. Так как стеклодувы работают при высоких температурах, а краски и эмали выделяют вредные вещества, то необходима мощная вытяжная система.

Если предприятие не будет заниматься стекловыдуванием, то достаточно 50-100 кв. м. Для выставочного зала или торгового отдела потребуется выделить 15-25 кв. м.

Регистрация

На этом этапе происходит официальное оформление предприятия в государственных органах. Для общества с ограниченной ответственностью необходимо придумать название, которое бы отражало специфику деятельности и не совпадало с уже существующими компаниями.

Бизнесмену, который решит зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, нужно помнить, что оптовая продажа елочных игрушек юридическим лицам будет проблематична. На сделки между ИП и ЮЛ налагаются определенные налоговые ограничения.

Выпуск новогодних украшений не лицензируется, однако, требуется получить разрешение на производство и пройти сертификацию продукции для экспортных поставок и реализации в крупные торговые точки.

Оборудование и материалы

В стеклодувный цех требуется приобрести (на 1 рабочее место):

  • газовую горелку;
  • печку;
  • верстак;
  • система для металлизации;
  • станок для тампопечати, если выполняется нанесение логотипов.

Для покраски шаров необходимы железные емкости, а для обрезки хвостиков - станок с алмазным кругом. Художнику-оформителю нужен стол, рама для подвешивания заготовок, разнокалиберные кисти, кюветы для глиттера и флока.

Основные производственные материалы:

  1. Стеклянные колбы.
  2. Краски.
  3. Блестки.
  4. Клей.
  5. Крепления.
  6. Упаковка.

Выставочно-торговое помещение оборудуется стеллажами, витринами, кассой.

Персонал

От квалификации работников производства елочных игрушек зависит успех всего предприятия. Грамотных опытных специалистов найти трудно - это не слишком распространенная отрасль деятельности. Количество сотрудников зависит от планируемых объемов производства.

В штат нанимают:

  • стеклодув;
  • художник;
  • подсобный работник;
  • бухгалтер;
  • управляющий;
  • уборщик.

Для экономии средств на управляющего возлагаются обязанности по закупке материалов и сбыту готовой продукции.

Видео: елочные игрушки.

Финансовые расчеты

Чтобы ответить на вопрос, выгодно ли заниматься бизнесом по производству елочных игрушек, нужно составить калькуляцию инвестиций, регулярных затрат и плановых доходов.

Для запуска предприятия с собственным стеклодувным цехом вдали от областного центра, с 6 работниками, потребуется следующая сумма (из расчета на 6 месяцев):

Если вся продукция, приуроченная к Новому году, будет реализована, то фабрика получит доход:

Наименование доходов Кол-во, шт Средняя цена, руб./шт Сумма, руб.
1 Шары диаметром 5-9 см (простое исполнение) 2500 65 162 500
2 Шары диаметром 10-12 см (простое исполнение) 2500 350 875 000
3 Шары сложного дизайна 500 700 350 000
4 Фигурки 500 250 125 000
5 Наборы шаров 300 480 144 000
6 Наборы ассорти 300 850 255 000
7 Шары с логотипом 3000 150 450 000
Итого 2 361 500

Бизнес на производстве елочных украшений в России вынужден конкурировать с массовой китайской продукцией. За счет индивидуального подхода к заказчикам и оригинального дизайна игрушек возможно организовать прибыльное дело.

Фабрика «Ёлочка» первой в России стала изготавливать украшения для новогодней ёлки. Её игрушки красовались как на главной кремлёвской красавице, так и в домах советских граждан. Сейчас у компании миллионный оборот продукции в год и поставки товара в Эстонию, Киргизию, Узбекистан, Белоруссию, Казахстан. Которые, в свою очередь, экспортируют игрушки в Германию, Америку, Израиль и Австралию.

Стекольное производство в избе. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Клинский стеклодувный промысел зародился ещё в 1848 году. Тогда Александр Меншиков построил первый стекольный завод по изготовлению колб для керосиновых ламп, аптечных пузырьков, посуды и игрушек. На нём трудилось всего 80 крестьян из соседних деревень. После смерти князя работники растащили всё стекло по избам и занялись уже своим кустарным производством. В домах целыми семьями трудились над созданием украшений из стекла. Бусы, которые они делали, носили название «камушные», потому что имели очень толстые стенки и неровные края и больше напоминали камни, нежели украшения.

Стеклянные аптечные пузырьки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Стеклодувный цех

В XIX веке стеклодувами работали одни лишь мужчины. Сейчас же ситуация в корне изменилась. Самую вредную и важную работу на предприятии народных и художественных промыслов «Ёлочка» выполняют женщины. Именно они являются мастерами-стеклодувами. Весёлые, спокойные, с обычными лёгкими и большим профессионализмом. Брака по их вине практически не бывает, хотя всё они делают на глаз. Трудятся в тёмном помещении, где в несколько рядов стоят столы, на которых лежат стеклодроты (стеклянные трубки, из которых потом делают новогодние игрушки — прим. ред.). Главное рабочее место отведено горелкам на газу. Над ними нависают массивные вытяжки. А рядышком на стульях сидят сотрудницы. От гула, который заполоняет цех, их спасают наушники. Под любимую музыку управляются со стеклом. Заносят его над пламенем горелки, хорошо разогревают и вытягивают. Потом либо помещают в определённую форму, чтобы получить, например, Алладина, либо просто выдувают шар через «усик» — отверстие. Затем кладут на стол остужаться. Всё это делается во мраке, чтобы видеть стекло и следить за качеством продукции. За день каждая мастерица может произвести около 300 шариков или 100 «верхушек», 100-150 изделий по форме (шишки, герои мультфильмов, колокольчики).

Стеклодув за работой. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

«В цехе нас 25 мастеров. Работают женщины от 20 до 70 лет. Вообще, конечно, профессия очень тяжёлая, потому что имеем дело со стеклом и огнём. Вначале это пугает, здесь же идёт работа с газом, и горелки находятся под высоким давлением, не сравнить с домашней плитой. Поэтому новичкам часто страшно. Многие не выдерживают и уходят. У нас на производстве остаются лишь профессионалы со спокойным, свободным дыханием и уверенными руками», — рассказала стеклодув Екатерина Коркина .

Стеклодувный цех. Рабочие места. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Цех металлизации

После выдувания готовые прозрачные игрушки, которые ещё называют «гольё», попадают в цех металлизации. Там их делают блестящими за счёт алюминия. Для этого изделия надевают на специальные кассеты: металлический каркас, напоминающий навесную сушилку для кружек. Потом работник протирает все игрушки и отвозит их в вакуумную машину. Она похожа на бочку с насосами по бокам, в которой находятся испаритель и вольфрамовая проволока, на ней развешаны кусочки обычной кулинарной фольги. Когда изделия оказываются в машине, работник её запускает. После старта откачивается весь воздух, а по проволоке бежит электрический ток, превращая кусочки фольги в блестящее облако. Оно оседает на игрушках и придаёт им новый облик.

В этом цехе тоже стоит гул, а рабочий день делится на 6 циклов, за время которых работницы успевают развесить по кассетам и протереть от 180 до 600 игрушек.

«В нашем цехе работают 5 машин, их обслуживают 5 операторов. И тоже все женщины. Эта работа не для мужчин, потому что им нужна конкретика. А здесь необходимо терпение, чтобы протереть каждую игрушечку. Такое качество есть только у представительниц слабого пола», — поделилась начальник ОТК цеха металлизации Валентина Афанасьева .

Игрушки в вакуумной машине. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Окрашивание и разрисовка

Когда игрушка прошла металлизацию, её отправляют на покраску. На этом этапе украшение за хвостик опускают в краску, затем достают и дают обсохнуть. Следом за дело принимается художник. С помощью акриловых, лаковых красок и присыпки он выводит узоры на изделии. Затем у игрушки обрезают кончик, через который её выдували. И только после всех этих процедур отправляют на продажу.

Ручная роспись игрушек. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Опасное производство

Работа стеклодува не зря считается очень тяжёлой. Мастерам приходится иметь дело с газом, поэтому их труд считается опасным. На пенсию работники уходят уже в 45 лет.

«Продолжительность рабочего дня у нас 8 часов. Все работники имеют полный социальный пакет и положенный отпуск. Средняя зарплата на предприятии — 25 тысяч, что очень неплохо, если учесть, что в Клину она от 19 до 22 тысяч. А высококлассные специалисты, которые справляются с нормой, получают и до 60 тысяч», — объяснил исполнительный директор ОАО «Ёлочка» Владимир Симанович .

Мода на ёлочные игрушки в России

В XIX веке ёлки украшали стеклянными бусами, которые достигали до 4 метров в длину. Они состояли не только из бусин, но и маленьких палочек — стекляруса.

Затем появились картонажные игрушки. Чтобы их изготовить, брали большой лист картона, обклеивали его золотой и серебряной фольгой, потом делали оттиск нужной фигуры и склеивали половинки изделия. Получались яркие птички, морские коньки и другая живность.

Картонажные игрушки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

В конце 30-х годов на ёлках стали появляться герои детских сказок: Иван Царевич, Красная Шапочка, Кот в сапогах.

В годы великой Отечественной войны игрушки делали из подручных материалов. Героями украшений были Дед Мороз с автоматом, Снегурочка в шлеме, самолёты-истребители, дирижабли, пушки и звёзды.

Военные игрушки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

После войны стали мастерить монтажные игрушки. Это были объёмные фигуры, которые собирались из стекляруса и бусинок. Их производством занимались в основном военные инвалиды. Делали самолёты, велосипеды, лампочки и многое другое.

Монтажные игрушки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов В 1949 году, на юбилей Александра Пушкина, пришла мода на игрушки, олицетворяющие героев его сказок. Белочку, которая орешки грызёт, Шамаханскую царицу, Золотую рыбку.

В 50-х годах, когда большая часть населения страны проживала в коммунальных квартирах, стали выпускать игрушки-малютки для небольших ёлочек.

Во время правления Хрущёва на ёлках страны появились початки кукурузы, всевозможные фрукты и овощи.

Первый полёт человека в космос ознаменовал новый этап в ёлочной моде. Праздничные деревья украшали игрушками в виде космонавтов и ракет.

Космическая тема в игрушках. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

В 80-е годы стали выпускать игрушки с олимпийской символикой: Олимпийского Мишку и огонь.

Игрушка «Олимпийский Мишка». Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

В 90-е пришла мода на ёлочные шары с изображением символов года по восточному календарю. Вот и в наступающем 2017 году петух будет красоваться на многих новогодних шарах. Но не только они пользуются популярностью среди россиян. Сейчас возрос спрос на ретро-игрушки, которые производились ещё в 40-х—60 -х годах прошлого века. Хозяйки хотят, чтобы их ёлочки были самыми красивыми, поэтому на их украшение не жалеют ни фантазии, ни денег, ни сил.

The Village побывал на нижегородской фабрике стеклянных елочных украшений «Ариель» и узнал, как рождаются нарядные новогодние фигурки.

Фотографии

Илья большаков

Сложно представить, но с 1927 по 1935 год в Советском Союзе ни Новый год, ни Рождество не праздновались - в них видели идеологическую угрозу. Но затем традиция ожила и стала развиваться с новой силой, хоть и с привкусом пропаганды. Фабрика «Ариель», основанная в 1996 году, - одно из всего лишь двух круглогодично работающих производств в стране. Она же - правопреемница стеклодувно-художественного цеха горьковской артели «Детская игрушка», открытого в 1936 году. После того как народу вернули праздник, стали появляться и стандарты по изготовлению игрушек, и методические пособия для учителей, как нужно правильно наряжать елку с детьми, потому что каждой эпохе соответствовала своя символика, призванная укрепить дух граждан, веру в вождей и далее по списку. Если вспомнить ретрофигурки, несложно догадаться, в период чьего правления на елки вешали, например, кукурузу и лучок. Все формы разрабатывались и утверждались централизованно, а на производство отправлялись готовые образцы. Сегодня же все продиктовано в основном модой, а фабрики сами решают, что и как они будут делать.

Разработка идеи

Креатив на этой стадии может относиться как к форме игрушки, так и к узору на ней. Специально созданная творческая группа художников разрабатывает несколько вариантов нового украшения, вдохновляясь и модными тенденциями, и традиционной символикой года, и ретромотивами. Далее главный художник утверждает те образцы, которые поступят в производство. Если это шар с новым рисунком, то одобренный вариант становится эталоном, с которого мастера будут все срисовывать. Если же новая фигурка, то стеклодувам отправляют керамическую форму для изготовления.

Работа со стеклом

В качестве сырья фабрика закупает стеклянные дроты - полые трубки высотой полтора метра. Все, что нужно для превращения этого дрота в красивые фигуры, - газовая горелка с температурой 650 градусов и мастерство стеклодува. Пламя быстро разогревает трубку, стекло становится пластичным, что и позволяет отделить от него небольшой кусок для дальнейшей работы - «вытянуть пульку». Из нее можно сделать любую игрушку, но для начала снова нужно нагреть ее основную часть.

Когда мастер понимает, что стекло достаточно расплавилось (а это можно понять исключительно за счет опыта и интуиции, потому что потрогать его руками или измерить температуру не получится), он снимает пульку с огня и начинает вдувать в нее воздух через один из «усов» - длинных концов заготовки. Воздух изнутри расталкивает стенки и, постоянно поворачивая в руках пульку, стеклодув выдувает шар, а потом нагревает ус, скручивает и отрывает его. Все шары, сделанные вручную, не идеально ровные, но заметить это практически невозможно.

Если же из заготовки нужно сделать фигурку, например, снеговика, ее также разогревают, но перед выдуванием помещают в керамическую форму. Воздух потом так же вдувают через ус, но стекло расширяется ровно до тех пор, пока позволяют стенки формы.

Околпачка

После выдувания игрушки отправляют в лакокрасочный цех, где им придают цвет: розовый глянец, матовый шоколад. За оставшийся ус их окунают в бочку с лаком и ставят на подставку до высыхания. Потом этот ус срезают и надевают колпачок, тот самый, в который вдевается ниточка, чтобы повесить игрушку на елку. Для части игрушек эти этапы становятся конечными, их упаковывают и отправляют заказчикам.

Роспись

Это самый долгий и трудоемкий процесс, ведь художник буквально на каждой заготовке рисует картину. Но именно это и делает фабрику такой примечательной, а игрушки - востребованными. За годы работы здесь сложилась своя, узнаваемая школа росписи, детальная и реалистичная. А заказы приходят не только из других регионов, но и из Европы и США. Для сравнения: стеклодувов в штате всего четверо, а художников - шестьдесят.

На столе у каждого из них есть стойка, куда вешаются игрушки, акриловые краски, кисточки и вода, палитра, салфетки и сам образец. Поскольку роспись происходит пошагово, в работе у одного мастера находятся одновременно несколько изделий, и сложно посчитать, сколько раз за день каждое из них берется в руки и вешается обратно. Сначала наносится подмалевок - основные цветовые пятна, затем детали, от крупных к мелким. Если нужно нарисовать домик, то сперва на всех шарах рисуется первая стенка, за ней вторая. Это помогает экономить краски и время мастера.

Поскольку основная аудитория - это все-таки дети, для них создали четыре тематические мастерские для самостоятельной росписи: кондитерскую, морскую, космическую и фэнтези. Каждый ребенок приносит домой с экскурсии игрушку, украшенную своим рисунком, пусть и далеким от совершенства, но не менее ценным. Рядом с мастерскими расположились музей со множеством работ, произведенных за всю историю существования стеклянной елочной игрушки, и фотозоны, условно поделенные на эпохи и стили. Здесь можно увидеть как традиционную ретроелку с игрушками на прищепках, пионерами и кукурузой, так и весьма концептуальные металлические каркасы-пирамиды, украшенные черными глянцевыми шарами. Но что удивительнее всего, эта рабочая атмосфера с круглогодичным праздником у работников фабрики ничуть не отбивает желания наряжать елки у себя дома. Единственное, что изменилось с их приходом сюда, - подход к выбору украшений стал более осознанным и вдумчивым.