Резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов. Бакинская нефтяная промышленность до и после отмены откупной системы

История развития нефтяной отрасли Азербайджана

В развитии нефтяной промышленности Азербайджана можно выделить 5 этапов: I ЭТАП - колодезная добыча нефти до 1871 года. II ЭТАП - промышленная добыча нефти с применением механического способа бурения с 1871 года до национализации нефтяной промышленности в 1920 году. III ЭТАП - после национализации нефтяной промышленности в Советское время до открытия и ввода в разработку крупного морского месторождения Нефтяные камни в 1950 году.

В развитии нефтяной промышленности Азербайджана можно выделить 5 этапов:
I ЭТАП - колодезная добыча нефти до 1871 года.
II ЭТАП - промышленная добыча нефти с применением механического способа бурения с 1871 года до национализации нефтяной промышленности в 1920 году.
III ЭТАП - после национализации нефтяной промышленности в Советское время до открытия и ввода в разработку крупного морского месторождения Нефтяные камни (ныне Нефт дашлары) в 1950 году.
IV ЭТАП - с вводом в разработку месторождения Нефтяные камни в 1950 году (значительное расширение поисково-разведочных работ, открытие и ввод в разработку новых нефтегазовых месторождений в Каспийском море, интенсивное развитие инфраструктуры морской нефтегазодобычи) до подписания в 1994 году первого "Контракта века" с вовлечением иностранных инвестиций.
V ЭТАП - начинается с подписанием 20 сентября 1994 года первого крупного "Контракта века" по месторождениям Азери-Чираг-Гюнешли (глубоководная часть) и вовлечением крупномасштабных иностранных инвестиций в нефтяную отрасль суверенного Азербайджана.

Нефтяная промышленность Азербайджана имеет 130-летнюю историю своего развития. Колодезная добыча нефти в Азербайджане была известна ещё в далекой древности.
По сведениям Приск Понтийского (V в.), Абу-Исхаг Истахри (VIII в.), Масуди (X в.), Олеария (XII в), Марко Поло (XIII-XIV в) и др. ещё до нашей эры нефть вывозили с Апшеронского п-ова в Иран, Ирак, Индию и другие страны.

По свидетельству Марко Поло уже в XIII веке на Апшеронском п-ове действовали многочисленные нефтяные колодцы и добытая из них нефть использовалась для освещения и лечения больных. В начале XIV века французский монах-миссионер Журден Каталани де Северак, побывавший в Азербайджане, в своих записях упоминает о добыче нефти в окрестностях Баку.
Ценные сведения о колодезной добыче нефти в Азербайджане содержатся в сообщениях путешественников XVI-XVII веков.

Английский торговый агент Джеффри Дюкет, побывавший в Азербайджане в XVI веке, пишет, что добываемое в окрестностях Баку черное масло, называемое "нафта" перевозят на мулах и ослах караванами по 400-500 за раз. В этих сообщениях также упоминается о добыче "белой нефти" в Сураханах.

Сообщения Д. Дюкета о перевозках нефти караванами из Баку свидетельствуют о значительной колодезной добыче нефти в XVI веке из месторождений Апшеронского полуострова.
По сведениям Амина Ахмед Рази (Иран, 1601 г.) в начале XVI века в окрестностях Баку было около 500 нефтяных колодцев, из которых добывали черную и белую нефть.

Немецкий путешественник Энгельберт Кемпфер, врач по образованию и ученый, в качестве секретаря Шведского посольства, побывав в Азербайджане в 1683 году, посетил нефтяные месторождения Апшеронского п-ова в Балаханах, Раманах, Бинагадах и Сураханах. По сведениям Э. Кемпфера нефть из месторождений Апшеронского п-ова вывозили на вьючных животных, арбах и верблюдах в Баку и далее морем в страны Прикаспия - Иран, Среднюю Азию, Дагестан и "Черкесию" (Северный Кавказ).

Колодезная добыча нефти в Азербайджане продолжалась до 1871 года.
С 1871 года в Азербайджане началась промышленная добыча нефти на месторождениях Балаханы и Биби-Эйбат с применением механического способа бурения скважин. Первая скважина, пробуренная в 1871 году в Балаханах, давала 70 баррелей (10 тонн) нефти в сутки.

С развитием техники и технологии механического способа бурения скважин на Апшеронском п-ове один за другим открываются новые нефтяные месторождения (Бинагады, о. Артема, Сураханы и др.), увеличивается добыча нефти, начинается развитие инфраструктуры нефтяной отрасли, интенсивно развивается нефтепереработка, в Азербайджане формируется национальная буржуазия.
В начале 70-х годов XIX столетия правительство России отменило монополию на нефтедобычу в недавно аннексированном Азербайджане.
В 1872 году принимаются два законодательных акта, регулирующих отношения в нефтяной отрасли: это "Закон о нефтепромыслах и взимании акцизных налогов с нефтепродуктов" и "Закон об аукционной продаже частным лицам нефтяных месторождений, находящихся в руках арендаторов".

После принятия этих законов с 1872 года нефтяные промыслы начали продаваться частным лицам. Первые торги состоялись 31 декабря 1872 года, когда на продажу было выставлено 15 участков в Балаханах, 2 участка на Биби-Эйбате с общей стоимостью 2975 рублей. Согласно принятым законам неиспользуемые государственные земли передавались в аренду сроком на 24 года для разведки на нефть и эксплуатацию открытых залежей с условием ежегодной арендной платы в размере 10 рублей за одну десятину земли, равной 1.092 гектара. Право монопольного экспорта нефти, в соответствии с заключаемым договором, принадлежала арендатору. Арендатор имел право по своему усмотрению назначать цену на добытую нефть. По архивным данным чистая прибыль арендатора составляла 14-15% от проданной нефти. Если поисковые работы на нефть оказывались безуспешными, то арендатор имел право выкупить в собственность арендуемый участок или вернуть его государству, предварительно полностью очистив.

В те годы доля азербайджанского капитала в нефтяной отрасли была не так уж велика. На первых торгах в 1872 году местный капитал представляла лишь одна смешанная азербайджанская фирма (Г.З. Тагиева и др.) с долей участия на торгах всего лишь 0,1%. К концу 70-х годов XIX столетия несколько увеличился объем отечественного капитала в добыче нефти, который составил более 4%. Смешанные азербайджано-армянский и русско-азербайджанский капиталы в добыче нефти составляли вместе взятых около 10%. Из числа 135 владельцев нефтепромышленных предприятий в 1883 году было 17 азербайджанцев. К концу XIX столетия представители Азербайджана владели 49 предприятиями из 167, что составляло 29.3%. В период зарождения нефтяной промышленности Азербайджана существовало три основных источника отечественного капиталовложения: торговый, промышленный и чиновников государственного аппарата. Концентрация капитала шла и путем образования акционерных компаний. Первая акционерная компания - "Бакинское нефтяное общество" была создана в 1874 году.
В 1859 году в Баку был построен первый нефтеперегонный (керосиновый) завод. В 1867 году здесь действовали уже 15 таких заводов. После отмены в 1876 году акцизного налога на нефтепродукты стали строиться новые заводы и внедряться новая технология, позволившая получать новые виды продуктов переработки. Так, в 1876 и 1881 годах были построены два новых завода по производству смазочных масел.
В начале 70-х годов представителям азербайджанского капитала принадлежало 25 из 46 небольших предприятий по производству керосина. В 1883 году из 100 производителей керосина в Баку 21 были азербайджанцы. С этого года бакинский керосин начали вывозить за границу.

В 1878 году был построен первый промысловый нефтепровод, протяженностью 12 км, соединивший Балаханское месторождение с нефтеперерабатывающим заводом в Баку. К концу 1898 года общая протяженность промысловых нефтепроводов, соединивших нефтяные промыслы с нефтеперерабатывающими заводами в Баку, составляла 230 км с суммарной производительностью 1 млн. тонн нефти.
Начиная с 70-х годов XIX столетия в Баку произошел невиданный в то время экономический взлет.


В городе был создан мощный промышленный потенциал, были открыты сотни крупных и мелких фирм по добыче, переработке и торговле нефтью. Баку превращается в один из финансовых центров мира. В 1873 году Роберт Нобель, швед по происхождению, посетивший Кавказ (в поисках древесины для оружейной фабрики братьев Нобель в г. Ижевске в Сибири) застал "нефтяную лихорадку" в Баку и вложил 25000 рублей на приобретение небольшого керосинового завода.
Спустя несколько лет в 1876 году братья Нобель организовывают в Баку нефтяную компанию по добыче и переработке нефти, впоследствии ставшей самой крупной нефтяной компанией в России, которая полностью вытеснила с российского рынка рокфеллерскую компанию "Стандарт Ойл". Братьям Нобель принадлежали нефтедобывающие промыслы, десятки нефтеперерабатывающих заводов, нефтеналивные танкера, баржи, железные дороги, гостиницы и др.
К 80-му году XIX столетия в Баку было построено 200 небольших нефтеперегонных заводов (установок), значительная часть которых принадлежала братьям Нобель.
Образцы нефтяных продуктов бакинских заводов демонстрировались на всемирных выставках в Париже (1878 г.), Брюсселе (1880 г.), Лондоне (1881 г.) и получили высaокие оценки экспертов.
В те годы братьями Нобель был построен впервые в мире нефтеналивной танкер в Каспийском море.

Бакинский "Нефтяной бум" привлек внимание и французского "Дома Ротшильдов".
Начиная с 1883 года Ротшильды занимались в Баку в основном кредитно-ссудной операцией и торговлей нефтью. Первоначальный капитал Ротшильдов с 1,5 млн. рублей в 1883 году увеличивался до 6 млн. рублей в 1895 году и до 10 млн. рублей в 1913 году.

Ротшильдам также принадлежали нефтяные промыслы в Балаханах, Сабунчах, Раманах, керосиновый и масляный заводы в Кишлах.
К 1883 году благодаря капиталу Ротшильдов была завершена железная дорога Баку-Батуми, игравшая важную роль в экспорте нефти и нефтепродуктов (в основном керосина) из Баку в европейские страны. Со строительством этой железной дороги Батуми становится одним из важных портовых городов мира.

В 1886 году Ротшильды основали "Каспийско-Черноморскую" нефтяную компанию. К 1890 году капитал банка Ротшильдов контролировал 42% экспорта бакинской нефти.
В начале XX столетия Ротшильды переуступают свои нефтяные интересы в Азербайджане англо-голландской корпорации "Ройял-Датч-Шелл" и с этого времени английский капитал занимает видное место в нефтяной промышленности Азербайджана.
В эти годы более 60% нефтяных промыслов на Апшеронском п-ове было сосредоточено в сфере деятельности трех крупных компаний: "Ройял-Датч-Шелл", "Товарищество нефтяного производства братьев Нобель" и "Русское генеральное нефтяное общество". Акционерный капитал в нефтяной промышленности Азербайджана достиг 165 млн. рублей.

С 1874 по 1899 год в промышленности Азербайджана было учреждено 29 акционерных обществ, в том числе и с участием иностранного капитала. По мере усиления позиций иностранного капитала нефтяная промышленность Азербайджана все больше переходила в руки зарубежных инвесторов. Так, например, если в 1902 году 16% капитала, вложенного в нефтяную промышленность, принадлежало иностранным инвесторам, то в 1912 году доля участия иностранного капитала в нефтяную отрасль Азербайджана составляла уже 42%. Растущая потребность мировых промышленных центров в нефти и нефтепродуктах способствовала значительному росту добычи нефти в Азербайджане. В начале XX века (в 1901 г.) здесь было добыто 11.0 млн. тонн нефти, что составляло больше половины мировой добычи нефти.


Интенсивно растущая добыча нефти на Апшеронском п-ове не обеспечивалась вывозом нефтепродуктов (керосина) железной дорогой на Черное море в порт Батуми и далее в европейские страны.
Ещё в 1880 году известный ученый-химик Д.И. Менделеев выдвинул идею о необходимости строительства нефтепровода Баку-Батуми для выхода через Черное и Средиземное моря на мировой нефтяной рынок. Было обосновано, что трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов намного дешевле и эффективнее, чем железнодорожный. Несмотря на это, строительство нефтепровода Баку-Батуми (протяженностью 833 км и диаметром 200 мм) для перекачки около 1 млн. тонн нефти и нефтепродуктов было начато лишь в 1897 году и завершилось в 1907 году.
До национализации нефтяной промышленности в Азербайджане функционировало 109 акционерных обществ. Из них 72 принадлежало российскому капиталу общей суммой 240 млн. рублей и 37 - английскому капиталу общей суммой 100 млн. фунтов-стерлингов.
Наиболее крупный капитал в нефтяной отрасли Азербайджана принадлежал компании Братьев Нобель (30 млн. рублей с наиболее высокой стоимостью акции в 5000 рублей). Капитал компании А.И. Манташова составлял 20 млн. рублей.

Каспийско-Черноморскому нефтепромышленному и торговому обществу принадлежало 10 млн. рублей российского капитала.
"Гаджи-Челекенской нефтяной компании" крупного в то время азербайджанского нефтепромышленника - мецената Иса бека Гаджинского принадлежало 1.25 млн. фунтов-стерлингов английского капитала. Накануне национализации нефтяной промышленности в Азербайджане действовало 270 нефтедобывающих предприятий, 49 крупных и мелких фирм, занимающихся подрядным бурением, 25 фирм по переработке нефти, более 100 механических заводов (цехов) и ремонтных мастерских и др.

После установления Советской власти в Азербайджане в 1920 году нефтяная промышленность была национализирована и добыча нефти в 1921 году упала до 2.4 млн. тонн. В последующие годы с расширением поисково-разведочных работ открывались и вводились в разработку новые месторождения, из года в год увеличивалась добыча нефти, достигая 23.6 млн. тонн в 1941 году, что составляло почти 76% общесоюзной добычи нефти в то время.
В 1941-1945 годах во время войны добыча нефти в Азербайджане упала до 11.1 млн. тонн в связи с перебазированием нефтедобывающих мощностей Азербайджана в новые нефтяные районы Туркмении, Татарии, Башкирии и другие восточные районы России.

В послевоенные годы с открытием месторождений Гюргяны-море в 1947 году начинается морская добыча нефти в Азербайджане, хотя на острове Пираллахы (о. Артема) нефть добывалась еще с 1902 года. В 1950 году в открытом море было выявлено и введено в разработку крупное нефтяное месторождение Нефтяные камни (Нефт дашлары). С этого времени начинается новый этап развития нефтяной промышленности, значительно расширяются морские геологоразведочные работы, один за другим открываются и вводятся в разработку новые нефтяные и газовые месторождения (Песчаный-море, Бахар, Сангачалы-Дуванный-море-о. Булла, Булла-море и др.), развиваются техника и технология морского бурения, инфраструктура морской добычи нефти. В 1965 году уровень добычи нефти в Азербайджане достигает 21.6 млн. тонн

В начале 80-х годов XX века в глубоководных акваториях азербайджанского сектора Каспийского моря было открыто крупное месторождение им. 28 Апреля (ныне Гюнешли), которое в настоящее время обеспечивает порядка 65% морской добычи нефти в Азербайджане (без учета добычи нефти Азербайджанской Международной Операционной Компании - АМОК по "Контракту века").
В последующие годы в азербайджанском секторе Каспия были открыты новые крупные месторождения Чираг (1985 г.), Азери (1987 г.), Кяпез (1988 г.) и другие.

Таким образом, были созданы реальные предпосылки для интенсивного развития добычи нефти и газа в азербайджанском секторе Каспийского моря, что имело важное значение в экономической и политической жизни только что получившей независимость Азербайджанской Республики. Нет сомнения, что Азербайджан в скором будущем превратится в одну из богатейших нефтегазодобывающих стран мира.
С начала освоения углеводородных ресурсов в Азербайджане (на суше и в море) было выявлено более 70 месторождений нефти и газа, из них 54 в настоящее время находятся в разработке. С начала промышленной разработки месторождений Азербайджана добыто 1.4 млрд. тонн нефти с конденсатом и 463 млрд. м3 газа.

На суше Азербайджана за всю 130 летнюю историю развития нефтяной промышленности выявлено 43 месторождения нефти и газа (37 из них находятся в разработке), добыто 935 млн. тонн нефти и 130 млрд. м3 газа. Как следует из рис. 1 и 2 в динамике добычи нефти на суше Азербайджана имели место неоднократные спады и подъемы, что было связано с политическими сотрясениями в XX столетии (война с армянами в 1905 году, Первая Мировая война в 1914-1917 годах, Октябрьская революция в России, установление Советской власти в Баку и геноцид азербайджанцев армянскими дашнаками в 1918 году, оккупация получившей суверенитет в октябре 1918 года Азербайджана, вводом XI Красной Армии в 1920 году и национализация нефтяной промышленности, Вторая Мировая война в 1941-1945 годах, оккупация армянами 20% территории получившей второй раз суверенитет Азербайджана и т.д.).

Снижение добычи нефти на суше Азербайджана, начиная с 1965 года, связано с истощением длительно разрабатываемых месторождений и низкой результативностью поисково-разведочных работ.
В настоящее время добыча нефти на суше Азербайджана составляет 1.5 млн. тонн в год.


Дальнейшие перспективы развития добычи нефти и газа в Азербайджане связаны в основном с морскими месторождениями. В Азербайджанском секторе Каспийского моря открыто 28 месторождений нефти и газа (18 из них находятся в разработке), выявлено более 130 перспективных структур. За всю историю разработки морских месторождений Азербайджана добыто более 460 млн. тонн нефти с конденсатом и порядка 345 млрд. м3 газа. Максимальный уровень добычи нефти из морских месторождений в объеме 12.9 млн. тонн был достигнут в 1970 году, а газа в объеме 14 млрд. м3 - в 1982 году. В настоящее время Государственной Нефтяной Компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР) из морских месторождений добывается 7.5 млн. тонн нефти и 5 млрд. м3 газа в год.

После распада Советского Союза в начале 90-х годов XX столетия экономика Азербайджанской Республики была развалена в связи с разрывом установившихся в течение длительного времени экономических отношений в бывшем Советском Союзе, а также тяжелого финансового положения. Старые экономические отношения были разрушены, а новые не были созданы.

В нефтяной отрасли простаивала значительная часть эксплуатационного фонда скважин, был сокращен объем эксплуатационного и разведочного бурения, значительно падала добыча нефти и газа в республике. Не на полную мощность работали заводы нефтяного машиностроения, которые ранее обеспечивали 70% потребности в нефтяном оборудовании Советского Союза.

Таким образом, восстановление нефтяной промышленности Азербайджана и освоение открытых в глубоководных частях азербайджанского сектора Каспия крупных нефтегазовых месторождений и разведка перспективных структур требовали больших капитальных вложений и внедрения в практику нефтегазодобычи в целом и, в том числе, морской нефтегазодобычи, современной техники и технологии, что могло быть реальным при вовлечении в нефтяную отрасль крупномасштабных иностранных инвестиций.

В сентябре 1994 года для разработки открытых ещё в 80-х годах месторождений Азери, Чираг и глубоководной части Гюнешли был подписан крупный (по извлекаемым запасам и объему инвестиций) "Контракт века" типа "Продакшн-Шеринг" или "СРП" (Соглашение о Разделе Продукции) с участием 12 известных нефтяных компаний мира из 8 стран.

С подписанием первого крупного контракта типа "СРП" по месторождениям Азери-Чираг-Гюнешли (глубоководная часть) в азербайджанском секторе Каспийского моря нефтяная промышленность Азербайджана вступила в новый этап своего развития.

Обстоятельное знакомство владельцев парижского банкирского дома братьев Ротшильд с бакинским нефтяным районом России относится к концу 70-х годов XIX века, когда они приобрели Батумское нефтепромышленное и торговое общество (БНИТО) А.А.Бунге и С.Е.Палашковского вследствие финансовых затруднений бывших владельцев. 16 мая 1883 г. в Баку на основе БНИТО учреждается новая фирма “Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество” (далее “Каспийско-Черноморское общество”), уже полностью принадлежащее французскому банкирскому дому “бр. Ротшильд”. Вместе с пакетом акций они получают 19 десятин богатейших нефтеносных земель в бакинских селениях Балаханы, Сабунчи, Раманы, а также керосиновый завод в Баку. Сразу же фирма развивает активную деятельность, скупая на взаимовыгодных условиях у 135 мелких и средних предприятий керосин для отправки в глубь России и зарубежные страны. Договоры на комиссионную продажу керосина Ротшильды заключают на льготной для предприятий основе, в результате вывоз фирмой нефтепродуктов из Баку за границу возрос от 2, 4 млн. пудов в 1884 г. до 30 млн. пудов в 1889 г.

В 1907 г. Ротшильды субсидируют через «Русско-Азиатский банк» товарищество «Г.М. Лианозов и с-вья», начиная контролировать с помощью этого товарищества другие нефтяные фирмы: «Апшеронское нефтяное общество», завладев 40% его акций; «Шихово»; «Меликов»; «Русское нефтяное товарищество» и др. Своим успехом “Каспийско-Черноморское общество” обязано тем связям, которые Ротшильды (как ранее Нобели) наладили в верхних эшелонах российской власти.. Главным инженером нефтепромыслового хозяйства Ротшильдов в Баку долгое время являлся Давид Ландау, отец будущего лауреата Нобелевской премии 1962 г. по физике Льва Ландау. (Л.Д. Ландау родился 22 января 1908 г. в Баку, в селении Балаханы).

Основатель “Каспийско-Черноморского общества” барон Альфонс Ротшильд (1827 - 1905 гг.), возглавлявший парижский банкирский дом с 1868 г., был сыном известнейшего в Париже банкира Джемса Ротшильда (1792 - 1868 гг.). Характерная деталь: за услуги правительству король Франции Луи-Филипп сделал Джемса Ротшильда офицером почетного легиона. После смерти отца Альфонс стал вести все парижские банковские дела. Он будет крупнейшим магнатом финансового капитала, играющим важную роль в мировой политике. Достаточно отметить, что именно А.Ротшильд организовал выплату контрибуции Франции после ее поражения в 1871 г. во франко-прусской войне, тем самым сохранив у власти главу французского правительства Адольфа Тьера. Через А.Ротшильда царское правительство выпустило во Франции ряд займов. В результате он получил право на льготное владение бакинскими нефтяными предприятиями. А. Ротшильд контролировал бакинский нефтяной бизнес до последних дней своей жизни. После его смерти бакинскими делами стал заниматься младший брат - барон Эдмонд. Одной из основных фигур бакинского бизнеса являлся главный инженер парижского дома “бр. Ротшильд” Жорж Арон, который непосредственно руководил нефтяными предприятиями, вывозом и продажей нефти и нефтепродуктов. Правление фирмы «Каспийско-Черноморское общество» в Баку состояло из трех директоров: Мориса Ефруси (зять А. Ротшильда), князя А.Г. Грузинского и Арнольда Фейгеля. Коммерции советник А. Фейгель, руководивший всей черновой, подготовительной работой фирмы, был авторитетной личностью: в течение нескольких лет на общественных началах он являлся председателем Совета съезда бакинских нефтепромышленников.

Американец Герберт Тведл первый сделал попытку реального строительства Каспийско-Черноморского трубопровода с целью самоутверждения как на Абшероне, так и на Кавказе. В 1877 - 1878 гг. он совместно с чиновником Министерства финансов К. Бодиско подготовил четыре варианта уникального проекта основания товарищества Каспийско-Черноморских нефтепроводов. Основной целью учреждаемого товарищества являлось сооружение нефтепроводов от месторождений нефти до портов Каспийского, Черного и Азовского морей (ЦГИА Аз.ССР, ф.92, оп.4, д.17, лл. 33 - 37). О необходимости строительства нефтепроводов от заводов к причалам для налива в морские суда писал и крупнейший ученый-химик Д.И.Менделеев, который с 1863 г. изучал экономику и состояние нефтепромыслов Баку. В 1877 г. состоялась поездка Д.И.Менделеева в США, чтобы, как разъяснял ученый, «…уяснить, где причина процветания нефтяного дела в Америке, что задерживает дело это у нас и что должно сделать для того, чтобы устранить задержку».

Заинтересовавшись бакинской нефтью и развитием нефтяного дела на Абшероне, Д.И. Менделеев (ученый четырежды побывал в Баку) не скрывал своего разочарования, узнав о резком расхождении мнений среди крупных предпринимателей относительно вопроса строительства Каспийско-Черноморского нефтепровода: «Если я ныне перестал заниматься вопросами бакинской промышленности, то это происходит главным образом потому, что отказ от Баку-Батумского нефтепровода, по моему личному мнению, направил бакинское нефтяное дело в нежелательную для успеха русской промышленности сторону».

В начале 1900 г. было заключено картельное соглашение между фирмой «бр. Нобель» и ротшильдским объединением «Мазут», которые решили согласовать свою торговую политику на внутренних рынках для установления контроля над сбытом нефтепродуктов, т.е. Э. Нобель и А. Ротшильд объединяли усилия в экспорте российского керосина на внешний рынок. Следует отметить, что «Нефтепромышленное и торговое общество "Мазут"», созданное в 1898 г., полностью контролировалось Парижским банкирским домом Ротшильдов через Маврикия Эфрусси, зятя барона Альфонса Ротшильда. В начале ХХ в. основной капитал фирмы составлял 6 млн рублей (24 тыс. именных акций по 250 рублей), правление находилось в Москве. Общество «Мазут» имело мощную региональную сбытовую сеть, собственное буксирное пароходство на Волге, большой парк вагонов-цистерн для перевозки нефтепродуктов, ремонтные мастерские в с. Дядьково Ярославской губернии и другие сервисные структуры. К концу 1906 г. нобель-ротшильдский картель обладал складами, расположенными во многих регионах Российской империи. Естественно, что основная наиболее обширная система хранения нефтепродуктов была создана в самом Баку: к 1900 г. здесь находилось около 2000 различных хранилищ общей емкостью 276, 5 млн. пудов.

Первым в бакинское нефтяное дело проник французский капитал (в лице А. Ротшильда), а затем английский (Дж. Вишау и др.). Если первоначальный капитал А.Ротшильда в 1883 г. составлял 1,5 млн. руб., то в 1912 - 1913 гг. он превысил 10 млн. руб. Национализация фирмы «Каспийско-Черноморское общество» и объединения «Мазут» декретом Бакинской коммуны от 2 июня 1918 г. не имела прямого отношения к Ротшильдам, так как еще в 1912 г. они продали свои российские нефтяные предприятия англо-голландскому тресту «Ройал Датч Шелл» (основному сопернику американского синдиката “Стандарт Ойл”), получив взамен весомый пакет акций «Шелл». Ротшильды стали владельцами банковского учреждения фирмы «Шелл» в Париже, и уже с 1912 г. английские предприниматели начали лидировать в нефтяном деле Баку. Обладая достоверной информацией о надвигавшейся первой мировой войне Ротшильды переуступили свое нефтяное дело англичанам. Немаловажной причиной продажи их предприятий являлось и то, что Ротшильды в конечном счете не смогли противостоять на внешних рынках синдикату «Стандарт Ойл», а на внутренних — фирме «бр. Нобель». Само существование картеля «Нобмазут» означало признание ведущей роли фирмы «бр. Нобель» в российском нефтяном деле: оно не исключало, а только видоизменяло формы скрытой, иногда и открытой, борьбы между Ротшильдами и Нобелями.

В июне 1902 года европейские нефтяные короли Генри Детердинг, Маркус Сэмюэль и Ротшильды решили объединить свои усилия на нефтяном рынке и подписали всеобъемлющее соглашение, в результате которого компания «Бритиш Датч» была поглощена более крупной компанией «Эйшиэтик петролеум». Тогда уже более половины добываемой в мире нефти приходилось на Россию. Ротшильды во время Русско-японской войны предоставили Японии неограниченный кредит банков, которые они контролировали, что позволило японцам вести войну гораздо дольше, чем рассчитывало русское командование. Естественно, что в этот период для России были закрыты почти все зарубежные кредиты, в том числе, конечно, и самими Ротшильдами. В 1901 г. в эволюции нефтяной промышленности наступает перелом: она вступает в полосу длительного и глубокого кризиса, из которого она так и не вышла до национализации.

Падение добычи в течение первых лет настоящего столетия связано с кризисом сбыта, наступившим как раз в момент, когда буровая деятельность достигла максимальных размеров: так, с 1897 г. по 1900 г. количество пройденных бурением метров в Баку возросло с 85017 до 177388 м. Под влиянием столь интенсивного бурения следующий 1901 г. дал резкий рост добычи нефти, выброшенной на рынок; тогда все рынки были переполнены товаром, и спрос резко сократился. Показателем низкого уровня спроса может служить движение цен; так, сырая нефть в Баку в заводском районе в 1900 г. достигла 16 коп. за 16 кг в среднем за год, в 1901 г. средняя годовая цена падает до 8 коп. и в 1902 г. до 7 коп. за 16 кг. Под влиянием столь сильного падения цен буровая деятельность резко сократилась: в Баку число пройденных бурением метров сократилось с 177388 м в 1900 г. до 161690 м в 1901 г. и до 76176 м в 1902 г. Падение добычи, обусловленное общим экономическим кризисом, достигло своего предела в 1902 г. С 1903 г. рыночная конъюнктура вновь улучшается, спрос возрастает, и цены, которые в январе стояли на уровне 7,3 коп. за 16 кг в заводском районе, к концу года, в декабре, поднялись до 15,9 коп. С 1903 г. буровая деятельность в Баку возрастает, и в следующем 1904 г. добыча вновь возрастает; но эта новая тенденция к подъёму резко обрывается революцией 1905 г., которая сопровождалась разгромом значительной части бакинских промыслов. Кроме того, с начала нового столетия стало сказываться в резкой форме падение производительности скважин на старых площадях. В связи со всеми этими обстоятельствами добыча нефти держится на пониженном уровне в течение всего периода, несмотря на наличность значительного спроса на жидкое топливо. Этот низкий уровень добычи нефти после 1905 г. был одним из главных факторов топливного дефицита, продолжавшегося в течение многих лет.

В течение 1913 г. по сравнению с 1912 г. в распределении мировой добычи между отдельными странами сколько-нибудь существенных изменений не произошло, в то время как по сравнению с 1906 г. отчётный год отличается главным образом размерами участия в мировой добыче нефти России и Соединённых Штатов; при этом итоги складываются далеко не в пользу России, в особенности если принять во внимание, что ещё в 1901 г. отечественная добыча нефти составляла 50,6% мировой добычи нефти, а северо-американская — всего 41,2%. Небезынтересно отметить, что уменьшение участия России в мировой добыче нефти нельзя относить за счёт печальной памяти событий 1905 г., хотя, конечно, и эти события имели своё значение. Дело в том, что в период 1901-1905 гг. добыча нефти колебалась сравнительно незначительно, всего процентов на 10 (в 1901 г. было добыто 705 м. п., в 1902 г. — 671 м. п., в 1903 г. 629 м. п. и в 1904 г. — 655 м. п.), каковые колебания, очевидно, не могли понизить отечественного участия в мировой добыче с 50,5% в 1901 г. до 43,4% в 1902 г., 38,6% в 1903 г. и 35,7% в 1904 г., но именно в эти годы добыча нефти в Соед. Штатах начала развиваться особенно усиленно (с 69 милл. барр. в 1901 г. до 117 милл. барр. в 1904 г.), что и отразилось на значении России в мировом нефтяном деле.

Баку в начале XX века - 96 фото.

На Апшеронском полуострове близ города Баку расположен посёлок Сураханы, издавна вызывающий к себе огромный интерес многих зарубежных путешественников, учёных и исследователей.

Богатый нефтяными и газовыми залежами Сураханы ещё несколько веков назад был известен далеко за пределами Азербайджана от Европы до Индии, пользуясь славой края «чудесных» явлений – пылающих огней, вырывающихся из-под земли и уникальной белой нефти.

Один из колодцев в Сураханы

Сюда прибывали многие всемирно известные учёные, путешественники и писатели, воочию наблюдавшие эти явления и подробно описавшие их. Так, в камеральном описании бакинских селений, расположенных на Апшеронском полуострове, от 1832г. имеется такая запись о Сураханы: «При сём селении находится огнедышащее место, куда прибывают индийцы на поклонение и проживают по несколько лет… равно находятся колодцы с белой нефтью».

Следует подчеркнуть, что историки располагают множеством документов с описанием нефтяных колодцев, находящихся на Апшероне и, в частности, в Сураханы, но некоторые из них заслуживают особого внимания. Так, например, очень интересно описывает колодцы побывавший здесь в 1636 году немецкий дипломат и путешественник Адам Эльшлегер, более известный под псевдонимом Олеарий. Он пишет: «Это разнообразные ямы числом до 30-ти, расположенные почти все на расстоянии одного выстрела из ружья, из них сильным ключом бьёт нефть.

Среди них было 3 главных колодца, к которым нужно было спускаться в глубину на две сажени, ради чего было поставлено несколько поперечных балок, которыми можно было пользоваться в качестве лестницы… Здесь можно вычерпывать и бурую, и белую нефть, но первой больше, чем второй».
Это подтверждает и один из директоров англо-русской торговой компании Джонас Хануей, посетивший Баку через 100 лет после Олсарпя. В своей книге «Историческое описание британской торговли на Каспийском море» (1744) он пишет, что бакинцы уже давно пользовались газом для приготовления пищи, кипячения воды и обжига извести и кирпича, а сураханская белая нефть, являясь величайшей редкостью, вывозилась в различные страны. По его утверждению её также использовали в качестве лекарства от каменной болезни в груди, при судорогах и других болезнях.
Любопытное и подробное описание сураханских колодцев находим у Эльнарда Кемпфера, секретаря посольства Швеции в Персии, пребывавшего в Баку 6-8 января 1683 г., в его книге «Семь чудес Бакинского полуострова», где он пишет: «В тысяче шагах на северо-запад от вечных огней (Атешгях -прим.авт.) находится другая замечательная вещь, а именно источники белой нефти, но в таком глухом месте, что никто не предположил бы их существования здесь, не зная заранее…

В двух часах пути на запад от месторождения белой нефти находится замечательный пункт, производящий чёрную нефть грязного, почти чёрного цвета. Для добычи нефти вырыто множество узких вертикальных колодцев, приток нефти в некоторых из них обильный и постоянный…

Плотная глинистая почва позволяет углубиться до желаемого горизонта без всякого крепления стен, не подвергая землекопов опасности. Извлечение нефти из колодцев производится вёдрами ручным способом или небольшими воротами. Подъём посредством особого механизма, приводимого в движение двумя лошадьми, работающими в кругу попеременно накоротке. За исключением нескольких часов ночи работа здесь не прекращается. Перевозка нефти производится в бурдюках на четырёхколёсных телегах в города Шемаха и Баку, из первого пункта она отправляется на верблюдах внутрь страны, а из второго -морем в Гирконию, Узбекскую и Черкасскую области и Дагестан» («Бакинские известия», 1883 г., № 5-7).

Среди множества документов, свидетельствующих о добыче уникальной белой нефти в Сураханы, следует также отметить достоверное описание колодцев, сделанное Э. Эйхвальдом (1795-1876), посетившим Баку в 1825 г. во время своего путешествия по Кавказу и Каспийскому морю в 1825 — 27 г.г., где он изучал флору, фауну и геологию этих мест. В частности, Э. Эйхвальд во всех подробностях описывает колодцы с ценной белой нефтью в своём сочинении «Reise auf dem Caspishen Meere und Caucasus». Он пишет: «Колодцы белой нефти находятся на северо-западе от деревни Сураханы, приблизительно на расстоянии 1,5 версты от неё. Для добычи нефти устроены 16 колодцев, с выложенными камнем стенками. Для того, чтобы нефть и вода лучше могли в них собираться, внутри они уложены широкими, вверху, напротив, узкими, более фута в диаметре. Они прикрыты плотно прилегающими покрышками, чтобы нефть не могла испариться… Медленный приток этой нефти указывает, что здесь происходит возгонка чёрной нефти, которая осаждается на новом месте. Во многих колодцах собирается белая нефть с массою воды, каждый колодец даёт её неопределённое количество, более летом, менее зимой, более при хорошей погоде, менее при ненастье. Так, колодец Мустафы, глубиной 3 сажени и 6 футов, даёт летом до 3-х пудов нефти за 10 дней, а в холодное время 1 пуд и 10 фунтов. Вычерпываемая маленькими бурдюками белая нефть отравляется в Баку для хранения в амбарах. Цвет её всё же не совсем белый, а переходит часто в желтоватый. Чем дольше стоит на воздухе, тем больше становится желтою и бурою».

В 1858г. великий французский писатель Александр Дюма-отец, посетивший Баку во время своего путешествия на Кавказ, так описал сураханские колодцы: «Самый глубокий около 60 футов глубины, него некогда черпали ‘. Вода была солоновата, вдруг исчез л а. Бросил и туда зажжённую паклю, чтобы узнать, что случилось. Колодец тотчас воспламенел, и с тех пор не гаснет. Этот огонь поддерживается нефтью, т.е. горно-каменным маслом, удобовоспламеняющимся, лёгким и прозрачным». Далее Дюма пишет:»… Во многих пунктах Земного шара существует нефть, но в самом большом изобилии она обнаруживается в Баку и его окрестностях

всему берегу Каспийского моря вырыты колодцы глубина которых от 3 до 20 метров сквозь глинистый рухляк, напитанный нефтью, отделяете чёрная и белая нефть. Извлекается почти 100 тыс. центнеров в год. Эту нефть отправляют Персию, Тбилиси и Астрахань.

До 1806 г империя Бакинское владениям, нефтяным колодцами в Баку владел ханы, получавшие огромные доходы с продажи нефти. К примеру, ежегодный доход хана Гусейна составлял 40000 рублей с продажи 200000 пудов нефти.

Надо отметить, что в то время основным импортёром Бакинской нефти была Персия.

Непреложным фактом является то, что богатый своими запасами нефти Баку во все времена являлся объектом особого внимания деловых людей и нефтяных компаний во всём мире, которые неуклонно стремились обосноваться здесь и извлекать огромные доходы.

В своё время Уинстон Черчилль, подчёркивая огромное значение нефти и высоко оценивая Баку с его богатыми запасами этого энергоносителя, заслуженно названного «чёрным золотом», образно и выразительно сказал: «Если нефть – королева Баку, то Баку её трон.

Керосиновый завод В. Кокорева

После присоединения Российской империей Азербайджана к своим владениям сюда начал проникать российский капитал. В частности, в 1857 г в Баку было создано «Закаспийское торговое товарищество», ставшее впоследствии основной российской акционерной нефтяной компанией. Успешная деятельность этой компании сыграла огромную роль в развитии нефтяной промышленности, став его важнейшим этапом, т.е. переходом от мануфактурной стадии к машинному производству. Большую роль в этом сыграл известный российский промышленник Василий Кокорев. Учредителями «Закаспийского торгового товарищества» были сам В, Кокорев, барон Торнау, действительный статский советник Николай Новосельский, купцы Иван Мамонтов и Пётр Медынцев. Несколько позднее к ним присоединился известный предприниматель Пётр Губонин, также широко известный как удачливый железнодорожный подрядчик.

На первом этапе своей деятельности Товарищество приобрело 12 десятин земли в Сураханы близ Баку. Первоначальным замыслом учредителей являлось строительство завода по производству осветительного материала фотогена из кира (минеральной породы, пропитанной выветрившейся нефтью).

Проект этого завода был разработан профессором Мюнхенского университета, иностранным членом-корреспондентом

Нефтяной цех

Петербургской академии наук Юстусом Либихом (1803 1873), с помощью которого Товарищество приобрело в Германии необходимое оборудование: чугунные реторты, предназначенные для сухой перегонки кира, и шарообразные котлы ёмкостью по 100 пудов для вторичной перегонки дистиллята. Монтажные работы производились под руководством немецкого химика Э. Мольдегауэра. Однако вскоре после пуска завода оказалось, что немецкая технология перегонки кира, содержащего всего до 20% осветительных масел, обеспечивает выход весьма незначительных объёмов готового продукта. Следовательно, необходимо было принять срочные меры.

Связавшись со знакомым академиком Михаилом Погодиным, преподававшим длительное время в Московском университете, В. Кокорев узнал о работах магистра фармацевтики этого университета Вильяма Эйхлера в области исследования нефти и в 1860 г. пригласил его на Сураханский завод для «оказания консультаций».

Идеи В. Эйхлера отказаться от перегонки кира и перейти непосредственно на переработку сырой нефти, соответственно изменив технологический процесс и производственное оборудование, убедили В.Кокорева, и он принял его предложение. Вскоре на заводе немецкие чугунные реторты были заменены 17-ю железными кубами, работавшими периодически, причём 12 из них были ёмкостью по 300 пудов, а 5 — по 80 пудов, а вместо шарообразных паровых котлов были установлены цилиндрические, что обеспечивало более равномерный нагрев нефти. В качестве топлива на заводе начали использовать природный газ, выходы которого в количестве имелись на территории храма «Атешгях».

Впервые в технологический процесс получения керосинового дистиллята была внедрена его очистка щелочным раствором. В результате этих существенных преобразований объёмы готового продукта после перегонки нефти, добываемой из балаханских колодцев, выросли с 15% до 25 — 30%. Новому осветительному материалу дали название «фотонафтиль», что в поэтическом переводе на русский язык означает «свет нефти».

Однако несмотря на принятые меры и рост объёмов производства, результаты всё-таки не могли удовлетворить учредителей, так как всё ещё не удавалось вывести завод на уровень рентабельности, да и качество осветительного лучшего, и поэтому нужен был новый подход к решению вопроса. И В. Кокорев решил обратиться к приват-доценту Петербургского университета Дмитрию Менделееву. Впоследствии великий учёный так вспоминал о своём первом нефтяном опыте: «В 1063 году И В. Кокорев пригласил меня, тогда служащего доцентом в Санкт-Петербургском университете, съездить в Баку, осмотреть всё дело и решить, как можно сделать дело выгодным, если нельзя, то закрыть завод. Тогда я в августе 1863 г. и был первый раз в Баку». Молодой ученый выехал из Санкт-Петербурга 20 августа 1863 г. и в начале сентября прибыл в Баку.

Вспоминая о знакомстве с городом и посещении завода В. Кокорева Д.Менделеев писал: «Завод свой Кокорев устроил в

Сураханах (вёрст 17 от Баку), как раз рядом (бок о бок) с древним общественным храмом огнепоклонников, чтобы воспользоваться естественным выходом горючего газа от земли и применить его для нагревания перегонных реторт». Д. Менделеев провёл на Апшеронском полуострове всего лишь три недели, но именно они стали поистине решающими для развития нефтяной промышленности.

Позже учёный весьма лаконично подвёл итог своей работы на Апшеронском полуострове; «Часть этих предложений вместе с г-ном Эйхлером была тотчас осуществлена, что и послужило тому, что Сураханский завод стал давать доход, несмотря на то, что цены керосина стали падать».

Во время пребывания Д. Менделеева на Апшероне им было выдвинуто множество идей и предложений, среди которых особо следует отметить предложение о замене рытья нефтяных колодцев вручную бурением скважин, что незамедлительно было одобрено В. Кокоревым.

В 1862 г. «Закаспийское торговое товарищество» приняло решение об участии в работе Третьей всемирной выставки в

Лондоне. На выставку были направлены образцы продукции Сураханского завода. Жюри выставки присудило ей серебряную медаль. Наряду с фотонафтилем были представлены и другие нефтепродукты, как-то: петроген, нефтагиль (нефтяной горючий продукт твёрдости воска), нефтяная сажа, парафин. Надо сказать, что к 1869 г. в Сураханы действовали уже два нефтеперегонных завода по выработке керосина, а в 1891 году В. Кокорев пробурил здесь первую газовую скважину с целью добычи газа для нужд этих заводов.

Примечательно, что в 1859 г. был построен первый нефтеперегонный завод, а 1863 г. - первый в мире керосиновый завод.

Неуклонное стремление учредителей к большему увеличению объёмов производства и совершенствованию технологий, что требовало дополнительных капиталовложений, привело их к идеи расширения Товарищества и созданию более крупной компании с привлечением акционеров. Так было создано «Бакинское нефтяное общество».

Бакинское нефтяное общество.

18-е (30) января 1874 г. является знаменательной датой и занимает в истории нефтепереработки в Баку особое место. В этот день императором Александром II был утверждён устав Бакинского нефтяного общества (БНО) первой акционерной компании в российской нефтяной промышленности. Учредителям БНО были статский советник Пётр Губонин и коммерческий советник Василий Кокорев упоминавшийся в предыдущее главе.

В первом параграфе устава была обозначена цель учреждения Общества, которая заключалась в следующем: «Для добывания нефти нефтагиля, выделки из иных осветительных и других продуктов и торговли ими, учреждается акционерное общество под названием «Бакинское нефтяное общество» …

Во втором параграфе конкретизированы материальные активы общества: «В собственность общества переходят на конном основании некоторые 1к лично принадлежащие коммерции советнику Кокореву, так и принадлежавшие ему сообща со статским советником Губониным заводы, земли, суда, нефтяные колодцы, подвалы и склады по общему владельцев с Обществом соглашению по описи, имеющей быть предъявленной в первом общем собрании акционеров».

Основной капитал был определён в сумме 7 млн. 500 тыс.рублей и обеспечивался выпуском 30-ти тысяч акций номиналом в 250 рублей каждая. В уставе особо было особо подчёркнуто следующее положение «… к Обществу переходит предоставленное Кокореву как керосинозаводчику в разное время право употребления на изделиях и вывесках изображения медалей и государственного герба».

Однако уже в начале реализации акций учредители столкнулись с серьёзными затруднениями. Дело в том, что, стремясь привлечь новых сторонников, В.Кокорев и П.Губонин проводили численные переговоры, где перед будущими акционерами обосновывали преимущества концентрации капитала для успешного ведения добычи нефти, производства и реализации нефтепродуктов. Но, тем не менее, настороженное отношение акционеров к новому пониманию вопроса со стороны делового сообщества им не удалось изменить.

В результате этого на общем собрании акционеров, состоявшемся 22 апреля 1874 г., было принято решение о снижении суммы акционерного капитала до 2 млн. 500 тыс. рублей с выпуском 20 тысяч акций номиналом в 125 рублей каждая.

В первый операционный год на сураханском заводе было выработано 105 тыс.625,3 пуда керосина на сумму 111 тыс.711,5 рублей. Однако объём нефтедобычи уже существенно превышал собственные перерабатывающие мощности, и правление БНО взяло в аренду ещё один нефтеперерабатывающий завод, на котором было произведено 191тыс.674,1 пуда керосина на сумму 233 тыс. 764,1 рублей.

В 1876 г. известный русский учёный, профессор горного института Конон Лисенко, посетив нефтеперегонный завод в Сураханы, отметил: «На Сураханском заводе «Бакинского нефтяного общества» имеется 25 кубов, ёмкостью от 620 до 660 вёдер и 5 кубов, ёмкостью 208 вёдер… При заводе имеются обширные бондарная, слесарная и кузнечная мастерские. «Бакинское нефтяное общество» имеет кроме того бондарный завод около самого Баку и может производить до 40 тыс. бочек в год. Остальные здания представляют собой либо магазины, склады, либо жилые помещения для служащих. Площадь завода ограждена каменной стеной, к которой с северной стороны прилегает храм Атешгях. Вообще главную силу Сураханского завода «Бакинского нефтяного общества» составляют, кроме хороших качеств его керосина, обширные бондарные, а также вспомогательные мастерские, на рациональное содержание которых я обращаю внимание крупных нефтезаводчиков». Далее он особо подчеркнул: «Для успеха нефтяной техники, конечно, особенно необходимо, чтобы заведование фабриками поручалось образованным и сведущим техникам. До сих пор это можно найти только на заводе «Бакинского нефтяного общества».

Чёткая налаженность нефтеперегонного производства на Сураханском заводе неизменно привлекала внимание многих учёных и инженеров. Так, в 1875 г. известный специалист в области переработки нефти, инженер-технолог Александр Летний писал: «… завод «Закаспийского торгового товарищества», ныне «Бакинского нефтяного общества» можно принять за образцовый как по качеству выработки, так и по качеству фабриката…».

Сектор сбыта Общества включал в себя Бакинскую ко и гору, 11 агентств и 4 комиссионерства. Агентства и всё их имущество – здания и складские помещения располагались в Москве, Саратове, Самаре, Царицыне, Казани, Симбирске, Сарапуле, Перми, Нижнем Новгороде, Ярославле и Астрахани. Комиссионерства БНО действовали в Рыбинске, Пензе, Вологде и Вятке.

Только в Москве БНО было построено 6 складов на арендованной земле площадью 2 дес.700 кв. сажень и общей вместимостью 3500 бочек. Помимо этого, Московское агентство имело свой магазин, весьма популярный среди москвичей, для розничной торговли нефтепродуктами.

Несомненно, одним из важных этапов развития Общества стала организация на Сураханском заводе нового производства.

По инициативе управляющего горного инженера А.С. Дорошенко была спроектирована и открыта новая технологическая линия для производства смазочных масел из отходов нефтепереработки (например, мазута), которые раньше неоправданно считались «отбросами» и без всякого использования сжигались.

Процесс производства заключался в следующем: мазут нагревался до температуры 300° С, далее через него пропускали перегретый водяной пар, который увлекал нефтепродуктов, и внедрения современного оборудования и новых технологических решений.

Так, 17 февраля 1879 г. был пущен в эксплуатацию спроектированный инженерами Общества керосинопровод от Сураханского завода до пристани Зых.

Кроме того, для экспорта нефтепродуктов морским путём по заказу БНО в Швеции на судоверфи «CrichtonYard» был построен танкер «Сураханы» стоимостью 75 тыс. долларов и вместимостью более 5 тыс. тонн. Всё это существенно сказалось на повышении эффективности деятельности БНО.

Что касается Сураханского завода, то он неуклонно увеличивал объёмы производства нефтепродуктов, и в 1881 году на заводе было произведено 883,1 тыс. пудов керосина и 599,9 тыс. пудов смазочных масел и бензина.

Упомянув об экспорте, нельзя не отметить очень интересный и примечательный факт. Известно, что историки располагают неопровержимыми доказательствами того, что история экспорта нефти с Апшеронского полуострова, где расположен Баку, насчитывает как минимум 2500 лет; нефть экспортировалась в Иран, Ирак, Индию и другие страны.

Об этом свидетельствуют такие известные историки и путешественники, как Приск Понтийский (V в.), Абу Исхак Истахри (VIIв.), Мусади (X в.) Марко Поло (XIII в.) и Олеарий (XVII в.)

Шамси Асадуллаев и братья Нобели.

В период развития нефтяной промышленности в Азербайджане в Баку было немало нефтяных магнатов, владевших нефтяными промыслами, заводами, фабриками и др.

Это было время нефтяного бума в Баку, когда большинство населения Апшеронского полуострова было одержимо мыслью найти нефть. Чуть ли не каждый житель в апшеронских сёлах в поисках нефти рыл у себя во дворе колодец, и надо сказать, что некоторым, но очень немногим судьба улыбалась, и из их колодцев фонтанировала нефть, а сами они, превратившись в нефтевладельцев, становились миллионерами.

Справедливости ради следует отметить, что некоторые из нефтяных миллионеров заботились не только о своих доходах, но наряду с этим оказали неоценимую услугу своему народу и стране, построив на свои средства заводы, фабрики, театры и много других объектов.

Одним из ярких представителей нефтепромышленников Баку был Шамси Асадуллаев, разбогатевший за счёт сураханской нефти.

Ш. Асадуллаев родился в 1840 г. в апшеронском селении Амираджан в бедной семье, как и большинство бакинских миллионеров.

Вместе с отцом и братьями он подряжался на работу по уборке пшеницы и ячменя в соседнем селении Сураханы, затем собранный урожай они перевозили с поля на мельницу, либо отправляли вместе с другим грузом из Баку в Тифлис для реализации. В начале XIX в. с развитием нефтяной промышленности земли, на которых работали Асадуллаевы, были приобретены по низкой цене нефтепромышленниками Кокоревым и Губониным, занимавшимися нефтедобычей и производством керосина на заводе, расположенном, как уже говорилось, рядом с храмом «Атешгях».

Лишённые земель, а значит, и средств существования жители Сураханы и Амираджана, в том числе и Ш. Асадуллаев, были вынуждены работать на нефтяных промыслах. За короткий период работы Ш. Асадуллаев стремительно продвигается по служебной лестнице и уже в 1860 г. назначается приказчиком. Через некоторое время он начинает заниматься нефтяным подрядом, а через 15 лет открывает вместе с компаньонами свою нефтяную компанию и строит керосиновый завод.

По части экспорта нефтепродуктов Ш. Асадуллаева особо занимал вопрос вывоза добываемой нефти на рынки России и, изыскивая наиболее приемлемые и рентабельные пути, он остановил свой выбор на морском.

Так, он стал первым из нефтепромышленников Баку, начавшим в 1891г. экспортирование нефти в Россию морским путём на паровых судах.

Заслуживает внимания интересный факт из многогранной деятельности Ш. Асадуллаева. В 1895 г. он приобрёл новый участок земли, на которой начали бурить скважину, и из неё забил крупный фонтан, продолжавшийся 56 дней, в течении которых ежедневно давал 1 млн. 600 тыс. пудов нефти. Это был самый известный и запомнившийся фонтан в нефтяной истории Баку.

Следует отметить, что Ш.Асадуллаев пользовался не меньшим авторитетом, и поэтому его имя всегда произносилось наравне с именем братьев Нобелей.

В то же время, учитывая, что в условиях конкурентной борьбы преуспевают наиболее умные и предприимчивые, Ш.Асадуллаев не упускал случая создать конкуренцию братьям Нобеля м, благодаря чему в народе его прозвали «грозой Нобелей».

И действительно, где бы братья Нобели ни открывали свои отделения и конторы-в России, Туркестане, Иране и даже в Финляндии, — рядом с ними незамедлительно появлялась контора Ш.Асадуллаева, и продавал нефть по значительно низкой цене, тем сбивая конкуренцию и переманивая к себе клиентов компании Нобелей.

Первая скважина

Первые попытки добывать нефть были предприняты в Баку еще в конце XVI века, о чем свидетельствует камень, найденный в нефтяном колодце 1594 года. Однако по-настоящему промышленные масштабы это приобрело во второй половине XIX века с приходом иностранного капитала и новых технологий. В 1846 году на Апшероне в Биби-Эйбате по предложению статского советника Василия Семенова была пробурена первая в мире нефтяная скважина глубиной 21 м. Она была разведочной. И только через 13 лет в Пенсильвании была пробурена знаменитая скважина Эдвина Дрейка, именно она долгое время считалась первой в мире.

Поднятие нефти ручным воротом в XIX веке на месторождении Биби-Эйбат

Уже в 1859 году был построен нефтеперегонный завод для получения осветительных масел. А в 1863 году в Баку Джавад Меликов построил керосиновый завод и впервые в мире применил в процессе перегонки холодильники. Но, как и многие люди, работающие ради идеи, Меликов не смог противостоять крупным нефтепромышленникам и сколотить капитал, он умер в нищете. В 1871 году была пробурена 64-метровая скважина механическим путем.


Но настоящее развитие отрасль получила после отмены откупов на нефть в 1872 году. К региону проявляют интерес зарубежные инвесторы, такие как Людвиг Нобель, старший брат того самого Нобеля, и барон Ротшильд. Быстро начинает расти число различных нефтепромышленных фирм и торговых обществ: «Г.З.Тагиев» (1872 г.), «Бакинское нефтяное общество» (1874 г.), «Каспийско-Черноморское общество» Ротшильда (1883 г.) и др.

Иностранный капитал как двигатель прогресса

Братья Нобель в 1879 году основывают «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель», которое вскоре становится крупной нефтяной компанией. Именно их компания превратила нефтедобычу в Баку в полноценную отрасль. Был налажен не только процесс нефтепереработки, но и производство вспомогательных веществ, таких как сода и серная кислота. Компания был пионером во многих аспектах отрасли: именно братья Нобель построили первый в российский нефтепровод, который соединял Балаханское месторождение и заводы в Черном городе. Кроме того они отказались осуществлять перевозку нефтепродуктов на деревянных судах, поскольку это способствовало большой потере сырья. Первое нефтеналивное судно было построено Л. Нобелем в 1877 году и получило название «Зороастр». Вскоре компания обзавелась целым нефтеналивным флотом и более 2 тыс. вагонов-цистерн, они доставляли нефтепродукты на свои заводы по всей России. Кроме собственной сети сбыта фирма разработала и собственную упаковку.


Нефтеперегонный завод Нобелей в Баку, конец 1880 гг.

С 1870-е начинается активное бурение скважин, что приводит к падению цен на нефть. После того, как скважина нефтепромышленника Вермишева на Балаханах в течение 3 месяцев била нефтяным фонтаном высотой 611 метров и выбросила около 90 млн пудов нефти, цены за пуд упали с 45 до 2 копеек. Это значительно превышало притоки нефти из Пенсильвании.

Стали появляться лампы, которые могли использовать керосин отечественного производства. А благодаря трудам Дмитрия Менделеева, который не раз приезжал в Баку и даже был консультантом на Бакинском нефтеперегонном заводе в Сураханах, стали использовать остатки после выделения керосина для получения смазочных масел. Он подробно изложил метод получения осветительного масла, которое назвал «бакуойл».


Первый в России нефтепровод Балаханы — Черный город

Царское правительство всячески поддерживало и поощряло развитие крупных фирм и частных производств, в том числе иностранных, так как они были лучше организованы. Например, министр финансов Витте, указывал: «Конкуренция наших нефтяных продуктов на всемирном рынке совершенно немыслима без привлечения иностранных и в особенности английских предпринимателей и их капиталов».


Нефтяной фонтан Нобеля

Но успешны в Баку были не только иностранцы. Одним из крупнейших нефтепромышленников региона был Александр Манташев. Он приобрел убыточные скважины, в надежде обогатиться, и не прогадал. Манташев построил керосиновый завод и завод смазочных масел, кроме того была построена морская пристань для перекачки мазута на суда. Вскоре скважины стали приносить огромный доход. Манташев покупал акции других нефтяных компаний, включая «Братьев Нобель». В его фирме сосредотачивается более 60% нефтяных запасов Каспийского моря. А в 1907 году при его участии был построен первый в мире 835-километровый нефтепровод Баку — Батуми, и это сделало Манташева «нефтяным королем». За 10 лет с 1889 года его фирма стала самой крупной в России по объему основного капитала (22 млн рублей).


Горящие буровые вышки

С 1880 года суда из Баку поставляли нефтепродукты во многие страны мира. Участие российских нефтепромышленников в различных мировых выставках не раз подтверждало высокое качество российской продукции. Вскоре бакинская нефть начинает конкурировать с американской на мировых рынках, и даже на время вытесняет ее из Европы и Азии. Керосин из Баку полностью обеспечивал нужды страны, и с 1883 года был прекращен ввоз американского керосина в империю.

Нефтедобыча в регионе к 1890 году составила 16,7 млн баррелей, против 14 млн баррелей пенсильванской нефти. В 1901 году район давал уже 95% от общеимперской добычи нефти, и Россия вышла на первое место в мире (добыча составила половину от общемировой), оставив позади США и Аргентину.