Фонд помощи ракетным подводным крейсерам стратегического назначения "екатеринбург" и "верхотурье". Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения России и зарубежных стран (рейтинг) Силовая установка ядерная

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Екатеринбург» входит в состав Северного флота РФ с местом дислокации в городе Гаджиево Мурманской области. Учитывая сложные географические и природно-климатические условия места размещения частей и соединений Северного Флота, особую специфичность и сложность службы в подводных силах ВМФ РФ, шефство над кораблями стало доброй традицией в России. В боевом строю в настоящее время находятся атомные подводные лодки «Брянск», «Тула», «Новомосковск», «Карелия», «Верхотурье» и многие другие. Шефская помощь РПК СН «Екатеринбург» стала продолжением этой доброй традиции.

Историческая справка

⇒ 23 февраля 1999 года был подписан договор об установлении шефских связей между администрацией города Екатеринбурга и командованием ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Екатеринбург» (РПК СН «Екатеринбург»).

9 июля 2001 года по инициативе акционеров группы предприятий «Таганский ряд» образован благотворительный фонд «Помощи экипажу ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Екатеринбург» (БФ РПК СН «Екатеринбург»).

⇒ С момента основания Фондом собрано и отправлено 2 трехтонных и 4 пятитонных железнодорожных контейнера с продуктами питания, медикаментами, материалами для ремонта казармы, бытовой и компьютерной техникой. Экипаж получал 3 раза спецодежду по 150 комплектов зимних и летних костюмов для ведения внешних и внутрикорабельных работ. В библиотеку части была отправлена литература по истории Екатеринбурга и несколько сотен видео- и аудиокассет с художественными фильмами и другими развлекательными программами для организации досуга моряков./p>


На счет Фонда за весь период поступило, и было израсходовано на нужды экипажей более 100 000 000 рублей. Из этой суммы 95% поступило от ЗАО «Таганский ряд». В 2005 году за счет средств организаций и учреждений города Екатеринбурга отремонтировано общежитие для личного состава экипажа подшефной подводной лодки на сумму в 11 600 000 рублей. На протяжении последних двенадцати лет Фонд организует для семей подводников поездки в санатории и детские лагеря на Черное море, а на зимние каникулы они приезжают в столицу Урала, где их ждут увлекательная культурная и развлекательная программы, а также новогодние подарки.

Понимая необходимость духовного центра в главной базе подводников, принимая во внимание обращение моряков и жителей города, их желание иметь свой православный храм, учредители Фонда в 2016 году взяли на себя обязательство достроить храм святого апостола Андрея Первозванного в городе Гаджиево и возвести воскресную школу при нем. Несмотря на объективные трудности строительства в условиях Крайнего Севера, 16 сентября 2018 года состоялось освящение и открытие Храма и Воскресной школы.

⇒ Ежегодно организуются поездки делегации из г. Екатеринбурга на подшефную подводную лодку с вручением подарков экипажу и членам семей подводников. С ответными визитами нас многократно посещало командование соединения Северного Флота и РПК СН «Екатеринбург» и «Верхотурье».

После посещения в декабре 2010 года Губернатором Свердловской области подшефных экипажей РПК СН в составе СФ ВМФ РФ, Благотворительный Фонд РПК «Екатеринбург» был преобразован в БФ «Помощи экипажам ракетных подводных крейсеров стратегического назначения «Екатеринбург» и «Верхотурье». Вышло распоряжение Губернатора Свердловской области от 16.02.2011 г. № 22-РГ о шефском Совете по организации поддержки войсковой части 34357 Северного Флота.

Фонд является полномочным членом Межрегиональной Ассоциации субъектов Российской Федерации и городов, шефствующих над кораблями и частями Северного флота.

Катастрофы под водой Мормуль Николай Григорьевич

«Тихий» пуск реактора на РПК СН «К-140»

Шел 1967 год - год полувекового юбилея страны Советов. Гремели фанфары трудовых побед, все планы выполнялись и перевыполнялись. В канун 50-й годовщины Октября - 4 ноября были подписаны акты о приеме в состав ВМФ сразу трех головных лодок второго поколения. Кораблестроители Северодвинска, Ленинграда и Горького рапортовали партии и правительству о выполненных заданиях. Экипаж и члены правительственной комиссии головного ракетного подводного крейсера стратегического назначения «К-137» 4 ноября подписали акт приемки в состав ВМФ первого чудо-корабля, с шестнадцатью баллистическими ракетами. В составе правительственной комиссии я возглавлял кораблестроительную секцию, контр-адмирал Б.П. Акулов - электромеханическую, а председателем комиссии был вице-адмирал А.И. Петелин. Закончилась трехмесячная работа на берегу и море. Комиссия подписалась под выводом «лучший корабль современности». На следующий день 5 ноября 1967 года я ушел в море, на втором таком же корабле, теперь уже серийном - «К-140». А всего, до 1970 года, я участвовал в испытании тринадцати кораблей этого проекта.

Шестого и седьмого ноября, учитывая праздничное настроение и количество народа на борту, как сельдей в бочке - примерно два с половиной - три экипажа, мы приняли решение не погружаться, а заняться надводными режимами. Параллельно, со свободными боевыми сменами офицеров, в кают-компании я проводил занятия, по результатам испытаний головной подводной лодки «К-137». Старшим на борту был комбриг Ю.А. Ильиченко, командиром - А.Н. Матвеев, командир БЧ-5 - В. Телин. Все опытные подводники. Испытания ПЛ «К-140» прошли успешно и к концу года она убыла в свою постоянную базу - Гаджиево, но весной 1968 года вернулась в Северодвинск для выполнения модработ и недоделок. В середине августа я ушел в краткосрочный отпуск, а 28 августа меня срочно вызвали на службу. Отпуск полетел в тартарары, потому что я сразу же попал к следователю по особо важным делам Главной военной прокуратуры. Помимо прокуратуры, на флоте вовсю работала комиссия из специалистов ВМФ, промышленности и науки... На «К-140», новенькой, еще не успевшей внести никакого реального вклада в повышение боеготовности СФ - произошла авария.

Вторая наша стратегическая лодка выведена из строя и, видимо, на долгие годы, - шептались все по углам.

Авария на «К-140», действительно, нанесла серьезный удар и по боеготовности, и по бюджету флота.

Во время проворачивания оружия и технических средств реактор левого борта бесконтрольно вышел на мощность: в ходе монтажа сети резервного питания компенсирующих органов реактора перепутали фазы. И при подаче питания высвободилось до 12 процентов реактивности... Поскольку все приборы на пульте управления реакторами были отключены, дежурная служба не могла обнаружить никаких внешних признаков аварии. Хотя расчеты потом показали, что мощность в 20 раз превышала номинальную, а давление в первом контуре доходило до 800 кг/см2. К счастью, разгерметизации первого контура не произошло - сказались прочность материалов и хорошая технология изготовления и сварки. Однако никто теперь, понятно, не мог гарантировать надежность оборудования и коммуникаций паропроизводительной установки. Одним словом, паропроизводительная установка требовала замены в полном объеме.

Участников аварии долго допрашивали. Командира БЧ-5 капитана 3 ранга В.В. Телина и еще двух офицеров отстранили от должности и для них дело пахло судом. Мы, флотские специалисты, требовали провести следственный эксперимент. Доказывали: монтаж тех самых «злосчастных фаз», которые подают электропитание на компенсирующие решетки реактора производили на судостроительном заводе и после заводчан ничей инструмент их больше не касался. Московский следователь согласился с нашими доводами, и эксперимент провели. Действительно, пломбы оказались не нарушены. Монтаж «виновной» системы был первичным, заводским. А потому, конечно, ни военная приемка, ни ОТК не проверяли резервное питание на компенсирующие решетки.

Снятые с должностей офицеры из состава экипажа под суд не попали. Однако и восстанавливать их не стали. Лодку же переоборудовали под проект «667AM», установили на ней двенадцать твердотопливных ракет РСМ-45 комплекса Д-11 завода «Арсенал». Паропроизводительную установку вырезали и выгрузили через борт. Тем же способом потом загрузили новую. Реактор и оборудование «засаркофажили», отбуксировали в район Новой Земли и там затопили. Все это длилось до 1980 года. Спустя девять лет выстреливанием и взрывом на большой высоте уничтожили и боезапас «К-140». А в январе 1990 года подводная лодка списана.

Подводных ракетоносцев (РПК СН) проекта 667А в СССР было построено 34 единицы. Строились в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре.

Тактико-технические данных подводных лодок этого проекта (по классификации НАТО - «Янки»):

Водоизмещение - 9300 тонн. Длина -129,8 метров. Глубина - 400 метров. Ракеты - 16 штук Д-5. 2 реактора - В М 4+ 90 мвт. 2 ГТЗА ПВА ОК 700-52000 л/с. Скорость - 26 узлов. Экипаж - 120 человек.

Из книги 100 великих военных тайн автора Курушин Михаил Юрьевич

ТРАГИЧЕСКИЙ ПУСК Р-16 26 октября 1960 года в советской печати появилось сообщение: «Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР с глубоким прискорбием извещают, что 24 октября с.г. при исполнении служебных обязанностей, в результате авиационной катастрофы погиб

Из книги Паруса, разорванные в клочья [Неизвестные катастрофы русского парусного флота в XVIII–XIX вв] автора Шигин Владимир Виленович

Часть III Этот неистовый Тихий океан

Из книги Катастрофы под водой автора Мормуль Николай Григорьевич

Неконтролируемый пуск реактора В феврале 1965 года в Северодвинске на предприятии «Зведочка» производилась перезарядка реактора, внезапно реактор вышел на мощность, начался пожар в отсеке, переоблучились люди, лодка выведена из строя на многие годы.Подводная лодка «К-11»

Из книги Техника и оружие 1996 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

Пуск реактора на стапеле Известный судостроительный завод «Красное Сормово», расположенный в городе Горьком (Нижний Новгород), в 60-е годы приступил к строительству атомных подводных лодок проекта 670В и 670М. Проект утвержден в 1961 году. Лодки проекта 670 строились с 1967 по 1972

Из книги Мир Авиации 2006 01 автора Автор неизвестен

Оплавление активной зоны реактора Летом 1989 года подводная лодка проекта 675 «К-192» (класс ЭХО II) возвращалась с боевой службы. 26 июня она находилась в районе острова Медвежий, примерно в 350 километрах к югу. В 22 часа 45 минут оператор на пульте главной энергетической установки

Из книги Субмарины США «Gato» автора Иванов С. В.

Тихий океан: ТАК НАЧАЛАСЬ ВОЙНА Японские бомбардировщики Ки:21 идут на боевое задание Бомбардировщик Ки:48Общепризнано, что 2-я мировая война на тихоокеанском театре военных действий началась с нападения японского авианосного соединения на Перл- Харбор. Однако на самом

Из книги Погоня за «ястребиным глазом». Судьба генерала Мажорова автора Болтунов Михаил Ефимович

Из книги Авианосцы, том 1 [с иллюстрациями] автора Полмар Норман

Пуск торпеды Между двумя мировыми войнами появились торпеды, способные менять курс после выстрела. Это избавило командира лодки ориентировать корабль носом в направлении точки пересечения курсов торпеды и цели, зато сильно усложнило наведение. В результате меткость

Из книги Перелом 1942. Когда внезапности уже не было автора Исаев Алексей Валерьевич

Из книги А-20 Boston/Havoc автора Иванов С. В.

10. Через Тихий океан В конце лета 1943 года американский флот открыл новый фронт войны против японцев – в центре Тихого океана – и принял новую оперативную доктрину. Это стало возможным потому, что в состав флота вошло большое число новых быстроходных авианосцев. В этот же

Из книги 100 великих военных тайн [с иллюстрациями] автора Курушин Михаил Юрьевич

Тихий «Дон» Переброска танковых дивизий из 4-й армии Г.Гота на отражение «Малого Сатурна» облегчила развитие наступления советских войск, собранных для отражения деблокирующего удара на котельниковском направлении. Чтобы отступление не превратилось в бегство, в состав

Из книги Крейсер I ранга “Адмирал Корнилов". 1885-1911. автора Мельников Рафаил Михайлович

Соединенные Штаты Америки Тихий океан Первые А-20 военно-воздушный корпус США получил весной 1941 года. Эти машины поступили в 3-ю легкую бомбардировочную группу, дислоцировавшуюся в Саванне, штат Джорджия. За несколько дней до нападения на Перл-Харбор самолеты «Бостон»

Из книги Второй пояс. Откровения советника автора Воронин Анатолий Яковлевич

Трагический пуск P-16 26 октября 1960 года в советской печати появилось сообщение: «Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР с глубоким прискорбием извещают, что 24 октября с.г. при исполнении служебных обязанностей, в результате авиационной катастрофы погиб

Из книги Бомба для дядюшки Джо автора Филатьев Эдуард Николаевич

Прощай, тихий океан Новый 1901 г. – последний год океанской службы– “Адмирал Корнилов” встретил на внутреннем рейде Порт-Артура. Со всей эскадрой расцветился флагами, послал представителей на молебен и парад в береговую походную церковь и, переждав сильный шторм, 7

Из книги автора

Тихий переворот Пока мы мудрили в «зеленке», устраивая охоту за главарем бандитов, в городе произошли события, которые иначе как знаковыми нельзя было назвать.Наконец-то объявился Сардар. После трехнедельной отлучки он выглядел весьма бодрым и даже немного располневшим.

Из книги автора

Пуск опытного котла Год 1946-ой завершался. В Лаборатории № 2 подходило к концу сооружение опытного уран-графитового котла.Параллельно шла подготовка к совещанию у Сталина. 24 декабря Борис Ванников подписал «перечень вопросов», которые предполагалось рассмотреть на этой

В январе 1998 года был подписан договор о шефстве Рязанской области над атомоходом К-44, который получил название «Рязань». Экипажи лодки не раз демонстрировали высокую профессиональную подготовку и умение выполнять сложные боевые задачи. В числе моряков-подводников крейсера достойно несут службу многие рязанцы, обеспечивая безопасность нашей страны. С сентября 2008 года подшефный атомоход перешел с Северного флота на новое место базирования – Тихоокеанский флот. В настоящее время находится на модернизации.

История К-44 «Рязань»

Материал с сайта http://flot.com/nowadays/strength/ryazan.htm

К-44 «Рязань» - атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 667БДР «Кальмар».

МЕСТО БАЗИРОВАНИЯ

Тихоокеанский флот, бухта Крашенинникова, г. Вилючинск.

ПОСТРОЙКА, ИМЯ

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения заложен 31 января 1980 года на ПО «Севмашпредприятие» в Северодвинске под наименованием «К-44», спущен на воду 19 января 1982 года, вошел в состав Северного флота 24 ноября 1982 года.

10 января 1998 года приказом Главнокомандующего ВМФ присвоено почетное наименование «Рязань» в связи с подписанием шефского договора между администрацией Рязанской области и командирами первого и второго экипажей подводного крейсера.


Вехи истории

В 1986 году РПКСН К-44 «Рязань» совершила поход в район Северного полюса.

28 июля 1990 года – 31 декабря 1993 года (по некоторым данным - 27.01.1992 - 21.10.1994) прошла средний ремонт с модернизацией на заводе «Звездочка» в Северодвинске.

7 июня 1995 г.: РПКСН К-44 (проект 667БДР, «Рязань», командир - капитан 2 ранга В.Н. Баженов) выполнил пуск конверсионной баллистической ракеты Р-29Р с комплексом научной аппаратуры Центра прикладных космических технологий и изучения микрогравитации Бременского университета из акватории Баренцева моря (исследовательский пуск в рамках международной программы Elrabeck).

Спускаемый модуль с научной аппаратурой и почтой, пролетев по суборбитальной траектории около 9 тыс. км, через 20 мин приземлился на Камчатке. Эта операция была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая быстрая почта в мире.


Стрельба по программе «Волна» К-44. 1995 год

3 декабря 1995 года повредила подъемно-мачтовое устройство ПВП, выполняя маневр погружения с поднятыми выдвижными устройствами после проламывания льда в условиях полярной ночи. Повреждение устранено в пункте базирования.

В мае 1996 года завоевала звание «лучший корабль Северного флота».

В 1996 году получила приз ГК ВМФ по ракетной подготовке.

4 октября 1999 года во время выполнения одноракетного залпа из подводного положения в момент выхода ракеты из шахты оторвалась нижняя часть первой ступени ракеты. Головная часть была расстреляна из АК-630 после всплытия лодки. На борту лодки находился главнокомандующий ВМФ адмирал В.И. Куроедов.

Летом 2002 года ее экипаж выполнил запуск новой ракеты-носителя «Волна», которая была создана КБ имени В.П. Макеева. В головной части ракеты находился спускаемый аппарат «Демонстратор-2», предназначенный для доставки грузов не только с околоземной орбиты на землю, но также и на другие планеты.

В 2005 – 2007 годах прошла сервисное обслуживание по продлению межремонтных сроков на заводе «Звездочка» в Северодвинске.

1 августа 2008 года выполнила пуск баллистической ракеты из подводного положения в акватории Баренцева моря.

В августе-сентябре 2008 года совершила переход на Тихоокеанский флот северным морским путем (командир – капитан 1 ранга Степаненко И.А.).

В октябре 2008 года переведена в состав Тихоокеанского флота.

С 2011 года находится на ремонте и модернизации на ОАО «ДВЗ «Звезда» в г. Большой Камень (Приморский край).

Тактико-технические характеристики РПКСН К-44 «РЯЗАНЬ»

Классификация НАТО: Delta-III

Надводная скорость: 14 узлов

Подводная скорость: 24 узла

Рабочая глубина погружения: 320 метров

Предельная глубина погружения: 400 метров

Автономность плавания: 90 суток

Экипаж: 130 человек

РАЗМЕРЫ

Надводное водоизмещение: 10600 тонн

Подводное водоизмещение: 13700 тонн

Наибольшая длина (по КВЛ): 155 метров

Наибольшая ширина корпуса: 11,7 метра

Средняя осадка (по КВЛ): 8,7 метра

ВООРУЖЕНИЕ

Подлодка оборудована 4 533 мм и 2 400 мм торпедными аппаратами.

Ракетное вооружение – 16 пусковых установок баллистических ракет Р-29Р.



Подводный крейсер «РЯЗАНЬ» (очерк)

Материал с сайта http://www.sps.ru/?id=38932

Возможность посетить атомную «тезку» родного города представилась благодаря Владимиру Морозову. Возглавляемое им ОАО «Рязанская ГРЭС» стало первым предприятием региона, установившим прямые связи с экипажами подводного крейсера «Рязань». Три недели назад моряки получили с Рязанской ГРЭС железнодорожный контейнер подарков, а 30 января - приняли представительную делегацию энергетиков, в которой нашлось место и журналисту.

Корабль

Изложение биографии «Рязани» следует начать с февраля 1973 г., когда советские конструкторы-ракетчики развернули работы над двухступенчатой баллистической ракетой Р-29Р. Ее главным отличием от предшественниц стала разделяющаяся головная часть с боевыми блоками индивидуального наведения, что позволило многократно увеличить число целей, уничтожаемых одним залпом.

Именно под эти ракеты были созданы подводные крейсера стратегического назначения проекта 667БДР. У нас он проходит под шифром «Кальмар». У натовцев известен как проект «Delta-3». Всего таких подлодок построено тринадцать. К-44, впоследствии получившая имя «Рязань», сошла со стапеля шестой по счету - в 1979 году.

Прежде всего, корабль поражает своими размерами. Он на треть больше погибшего «Курска». Длина - полтора футбольных поля. Высота - как у стандартной «семиэтажки». Чтобы попасть внутрь, приходится вспоминать азы альпинистской подготовки. Путь вниз - метров десять, а диаметр шахты - всего 60 сантиметров. Непростая задача даже для тренированного человека.

Прочный корпус лодки разделен на одиннадцать водонепроницаемых отсеков. При этом 1-й, 2-й и 11-й - отсеки-убежища. Их поперечные переборки рассчитаны на давление, соответствующее предельной глубине погружения крейсера.

Высокую скорость хода обеспечивают два ядерных реактора общей мощностью 180 мегаватт. Энергетики знают, что это очень много - больше, чем половина установленной мощности энергоблока Рязанской ГРЭС.

На крейсере 16 шахт для основного оружия - баллистических ракет морского базирования. Моряки говорят, что «Рязань» способна стрелять ими «как пулемет». Интервалы между пусками минимальны, а забрасываемая масса у этих ядерных снарядов - целых 2,8 тонны. Столько же, сколько у значительно более тяжелой американской ракеты «Трайдент». Понятно теперь, почему каждый выход крейсера в дальний поход внимательно отслеживается «супостатами». Уважают!..

У ракетоносца «Рязань» два экипажа. Такое, на первый взгляд, парадоксальное организационное решение имеет весомые причины. Крейсер находится в постоянной боевой готовности, может открыть огонь даже стоя у пирса. Однако место ему - в море, на глубине, где корабль очень трудно обнаружить вероятному противнику. Но после похода офицерам и матросам нужен отдых, тогда-то их и меняют коллеги-соперники.

Получается интереснейшая в психологическом плане ситуация: если лодку принял один командир, другой приходит к себе на «железо» в гости.

Именно - другой! Отнюдь не второй. Разобраться, кто из них первый, не удается даже командиру эскадр.

Два капитана первого ранга. Молодые. Общительные. Чертовски обаятельные. Очень уверенные в себе. Непосредственно в день нашего приезда Андрей Субботин «перестрелял всех конкурентов» на учениях по торпедной стрельбе. Тагир Каяев, в спортивном смысле слова, бьет целый Северный флот. В его боксерской весовой категории у него там просто нет равных соперников.

Оба всегда мечтали стать командирами лодок стратегического назначения. В ответ на вопрос о том, не хотелось бы кому-нибудь из них сменить свой ракетный крейсер на что-нибудь полегче и поманевреннее, вроде подводного атомного «истребителя» «Гепард», Тагир сказал прямо: «Предлагали. Не пошел. Ну их! Носятся на разных глубинах, как бешеные гориллы. Несолидно это!».

Под стать командирам - их экипажи. Лучшие в 31 дивизии атомных подводных лодок. К сожалению, познакомиться удалось только с одним из них: подчиненные Каяева сейчас в отпуске, - но впечатлений хватит надолго. И главное из них таково: «Ядерный щит Родины - в надежных руках».

Каждый экипаж - воинская часть. Матросов срочной службы в нем гораздо меньше, чем офицеров и мичманов. Однако бытовым условиям, созданным для «срочников» на берегу, позавидует любой, сколько-нибудь знакомый с армейской «бытовухой».

В казарме есть не только горячая вода, но и стиральные машины. Причем не какие-нибудь, а «Индезит» и «Занусси». Благодаря рязанским шефам появился спортивный тренажер, боксерская груша, комплекты перчаток. Разумеется - телевизор, видеомагнитофон и музыкальный центр. Пищевой рацион тоже за гранью солдатской мечты. Поэтому с атомного флота не бегут. Незачем.

Впрочем, морская служба - совсем не сахар. По словам Андрея Субботина, она имеет вкус вяленой воблы. В походе «таранку» выдают каждый день, чтобы подправить солевой баланс организма. Пить-то приходится опресненную забортную воду, которая мало отличается от дистиллированной.

Очень велики нервно-психические нагрузки. Во-первых, давит ответственность. Во-вторых, - замкнутость пространства. Конечно, обитаемость атомохода гораздо выше, чем у дизельной подводной лодки времен Второй мировой войны, однако синяки без привычки сажаешь постоянно.

Вахты в море идут в режиме «4 через 4». Свободное время каждый проводит по-своему. В каютах офицеров - видео и компьютеры. Это теперь разрешено.

Кают-компания - отдельная песня. Что-то вроде микро-кафе. С огромной кюветой живых традесканций и пальмой. «Обезьяны вам не хватает!» - заметил контр-адмирал Максимов, впервые увидев это великолепие.

Кошка на «Рязани» тоже пока отсутствует, хотя они на «подплаве» - нормальное явление. Исправно ловят крыс, умудряющихся проникать даже в корпуса атомных подводных лодок.

Но кот - не главное. На крейсере много чего еще нет. В дефиците даже электрические лампочки. В 90-х годах боеспособность атомного подводного флота России поддерживалась поистине героическими усилиями командиров соединений. То, что не давала Москва, предоставляли шефы. Доходило до крайностей: подводная лодка «Тула» готовилась в дальний поход, а провизионный склад был пуст. Пришлось обращаться к губернатору Тульской области. Туляки тут же приехали, доставив все необходимое.

Теперешнее положение - значительно лучше. Но отказываться от помощи «земляков» на «Рязани» не собираются. Они хотят, чтобы мы о них помнили, и имеют на это полное право. На каждом офицерском застолье поднимается традиционный тост. Контрольный. Который пьется до дна. «Да отвратит судьба свой лик суровый от всех идущих в море кораблей!». 19 марта - в День подводного флота России - нам стоило бы к нему присоединиться.

Делегация Рязанской области на встрече с экипажем атомной подводной лодки «Рязань»

Делегация Рязанской области побывала в г. Владивосток, где посетила атомную ракетную подлодку «Рязань» и поздравила экипаж с Днем Военно-Морского Флота РФ.

В состав делегации, которую возглавил первый заместитель Председателя Правительства Рязанской области Сергей Самохин, вошли глава администрации г. Рязани Виталий Артемов и председатель регионального отделения ДОСААФ России генерал-майор Михаил Невдах. Они побывали во Владивостоке, где приняли участие в торжественных мероприятиях, посвященных Дню военно-морского флота, а также посетили атомную подлодку «Рязань». Представители региона ознакомились с условиями прохождения боевой службы и быта экипажа. В ходе беседы были затронуты вопросы, касающиеся патриотического воспитания молодежи, возобновления традиции прохождения срочной службы на подлодке «Рязань» призывников из Рязанской области. Гости тепло поздравили моряков с Днем ВМФ России, вручили подарки, а также передали поздравление Губернатора Рязанской области. В нем, в частности, говорится: «История ВМФ России – это упорный ратный труд, великие открытия и достижения, подвиги, совершенные во славу Отечества. Достойный вклад в дело укрепления обороноспособности страны вносят и моряки-подводники «Рязани». Рязанцы гордятся тем, что военная субмарина, обеспечивающая интересы государства на просторах Мирового океана, названа в честь нашего славного города».

Марш атомохода «Рязань»

Стихи и музыка кап. 2 ранга А. Трушина

Расскажут пусть глубины моря,
Небес полярных дивный кант,
Как подо льдом, с теченьем споря
Мчит грозный ядерный гигант.
И как от точки погруженья
В глубинах угасает свет,
Здесь экипаж ведет сраженье
За океанский паритет.
Припев: И хранит курс подлодки рассчетно
Войн и мира хрустальную грань.
На флоте служить почетно
На атомоходе «Рязань».
В краю берез, где зорям тесно,
Где в берег плещется Ока,
Голубоглазая невеста
Ждет возвращенья моряка.
В тенистой липовой аллее
Мелькает флотский воротник,
С девчонкой встретиться своею
Из заполярья отпускник.
Припев.
В поход подводники готовы,
Без лишних слов и громких фраз.
У экипажа твердо слово
И будет выполнен приказ.
А после службы, коль дорога
Другая выпадет для нас,
Мы имя крейсера родного
С друзьями вспомним много раз.
Припев.

Марш атомохода «Рязань» (аудиозапись)

8:26 / 24.02.12

Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения России и зарубежных стран (рейтинг)

Информационное агентство «Оружие России» продолжает публиковать рейтинги различного вооружения и военной техники. На этот раз российские эксперты сравнивают тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (ТРПК) России и зарубежных стран.

Сравнительная оценка проводилась по следующим параметрам:

  • огневая мощь (количество боевых блоков (ББ), суммарная мощность ББ, максимальная дальность стрельбы межконтинентальной баллистической ракеты, ее точность – КВО)
  • конструктивное совершенство ТРПК (водоизмещение, габаритные характеристики, условная плотность ТРПК – отношение полной массы подлодки к ее объему)
  • техническая надежность (вероятность безотказной работы систем подлодки, время проведения залпового пуска всех ракет, время подготовки к пуску ракеты, вероятность успешного старта)
  • эксплуатация (скорость хода ТРПК как в надводном, так и в подводном положении, характеристики безшумности, время автономного плавания)

Сумма баллов по всем параметрам дала общую оценку сравниваемого ТРПК. При этом учитывалось, что каждый ТРПК, взятый из статистической выборки, сравниваясь с другими ТРПК, оценивался, исходя из технических требований своего времени.

В рейтинге проведенным ИА «Оружие России» рассматривались ТРПК всех стран, являющихся ныне полноправными членами мирового атомного подводного клуба. В него, напомним, кроме США («отца-основателя»), России входят также Великобритания, Франция, Китай и Индия, уже имеющая опыт эксплуатации сдававшейся ей в аренду в 1988-1991 годах советской многоцелевой ракетной АПЛ проекта 670 и строящая собственную атомную субмарину-ракетоносец «Арихант».

Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения России и зарубежных стран








По количеству набранных баллов перечисленные комплексы распределились следующим образом:

Условное обозначение ТПРК

Страна

Количество набранных баллов

ТРПК типа Ohio

США

49,4

ТРПК 667БДРМ «Дельфин»

Россия

47,7

ТРПК 941«Акула»

Россия

47,1

ТРПК 955«Борей»

Россия

41,7

ТРПК типа Vanguard

Англия

35,9

ТРПК типа Le Triomphant

Франция

33,4

ТРПК проекта 094 «Цзинь»

Китай

30,1

ТРПК проекта INS Arihant

Индия

17,7

Согласно данных, приведенных в таблице, по количеству набранных баллов первые 4 места заняли:

ТРПК типа Ohio

Основные характеристики :

  • скорость (надводная) 17 узлов
  • скорость (подводная) 25 узлов
  • рабочая глубина погружения 365 м
  • предельная глубина погружения 550 м
  • экипаж 14-15офицеров,140 матросов и старшин

Размеры :

  • водоизмещение надводное 16 746 т
  • водоизмещение подводное 18 750 т
  • длина наибольшая (по КВЛ) 170,7 м
  • ширина корпуса наиб. 12,8 м
  • средняя осадка (по КВЛ) 11,1 м

Силовая установка атомная:

  • водо-водяной реактор типа GE PWR S8G
  • две турбины по 30 000 л. с
  • 2 турбогенератора по 4 МВт
  • дизель-генератор мощностью 1,4 МВт

Вооружение:

  • ракетное - 24 баллистические ракеты Trident II D5

Подводные лодки типа «Огайо» (англ. Ohio class SSBN/SSGN) — серия из 18 американских стратегических атомных подводных лодок 3 поколения, вступивших в строй с 1976 по 1992 год. С 2002 года единственный тип ракетоносцев, находящихся на вооружении ВМС США. Каждая лодка вооружена 24 ракетами системы «Трайдент».

Первая серия из восьми ракетоносцев была вооружена ракетами Trident I C-4 и базировалась на военно-морской базе (ВМБ) Бангор, штат Вашингтон, на Тихоокеанском побережье США. Остальные 10 лодок, второй серии, были вооружены ракетами Trident II D-5 и размещались на ВМБ Кингс-Бей, штат Джорджия.

В 2003 году в целях выполнения договора об ограничении вооружений была начата программа переоборудования первых четырёх лодок проекта в носители крылатых ракет «Томагавк», завершившаяся в 2008 году.

Оставшиеся четыре лодки первой серии перевооружены ракетами «Трайдент-2», а все ракеты «Трайдент-1» были сняты с боевого дежурства. Из-за сокращения ракетоносцев на Тихом океане часть лодок типа «Огайо» была переброшена с Атлантического океана на Тихий.

Лодки типа «Огайо» составляют основу стратегических наступательных ядерных сил США и постоянно выходят на боевое дежурство, проводя в море 60 % времени. К началу 1960-х годов после ряда проведённых исследований американские аналитики пришли к выводу о бесперспективности стратегии «массированного возмездия».

В 1950-х годах американские стратеги рассчитывали вывести из строя стратегические ядерные силы СССР превентивным ракетным ударом. Проведённые исследования показали, что одним ударом не могут быть уничтожены все стратегические цели, и ответный ядерный удар будет неотвратим. В этих условиях зародилась стратегия «реалистического устрашения».

Как скажет в начале 1980-х годов начальник ГШ ВС СССР Н. В. Огарков, "появление и быстрое совершенствование ядерного оружия поставили совершенно по новому вопрос о целесообразности войны как средства достижения политической цели. Отказ от необходимости ведения всеобщей ядерной войны привёл к пересмотру требований к разрабатываемым стратегическим вооружениям".

ТРПК проекта 667БДРМ «Дельфин»

Основные характеристики:

  • скорость (надводная) 14 узлов
  • скорость (подводная) 24 узла
  • предельная глубина погружения 650 м
  • экипаж 140 человек

Размеры :

  • водоизмещение надводное 11 740 т
  • водоизмещение подводное 18 200 т
  • длина наибольшая (по КВЛ) 167,4 м
  • ширина корпуса наиб. 11,7 м
  • средняя осадка (по КВЛ) 8.8 м

Силовая установка атомная :

  • 2 реактра ВМ-4СГ суммарной мощностью 180 Мвт
  • 2 паровых турбины суммарной мощностью 60 000 л. с
  • 2 турбогенератора ТГ-300 по 3 кВт
  • 2 дизель-генератора ДГ-460 по 460 кВт
  • резервный гребной электродвигатель мощностью 325 л. с

Вооружение:

торпедно- минное - 4 ТА калибра 533 мм

ракетное - 16 баллистических ракет Р-29РМ

Последним кораблем “семейства 667”, а также последним Cоветским подводным ракетоносцем 2-го поколения (фактически “плавно перешедшим” в 3-е поколение) стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БРДМ (шифр “Дельфин”) так же, как и его предшественники, созданный ЦКБ МТ “Рубин” под руководством генерального конструктора, академика С.Н.Ковалева.

Правительственное постановление о разработке нового подводного атомохода вышло 10 сентября 1975 г. Основным оружием корабля должен был стать новый ракетный комплекс Д-9РМ с 16 межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29РМ (РСМ-54, SS-N-24), имеющими увеличенные дальность стрельбы, точность и радиус развода боевых блоков. Разработка ракетного комплекса началась в КБМ в 1979 году.

Его создатели были ориентированы на достижение максимально возможного технического уровня и ТТХ при ограниченном внесении изменений в проект подводной лодки. Поставленные задачи удалось успешно решить за счет реализации оригинальных компоновочных решений (совмещенные баки последней маршевой и боевой ступеней), использования двигателей с предельными характеристиками, применения новых конструкционных материалов, улучшения технологии производства, а также увеличения габаритов ракеты за счет объемов, “позаимствованных” у пусковой установки.

По своим боевым возможностям новые БР превосходили все модификации наиболее мощного американского морского ракетного комплекса «Трайдент», имея при этом меньшие массу и габариты. В зависимости от числа головных частей и их массы дальность стрельбы МБР могла значительно превышать 8300 км.

Р-29РМ стала последней ракетой, разработанной под руководством В.П.Макеева, а также последней отечественной жидкостной МБР. В извесном смысле, она явилась «лебединой песней» жидкостных баллистических ракет подводных лодок. Все последующие отечественные БР проектировались твердотопливными.

ТРПК проекта 941 «Акула»

Основные характеристики :

  • скорость (надводная) 12 узлов
  • скорость (подводная) 25 узлов
  • рабочая глубина погружения 400 м
  • предельная глубина погружения 500 м
  • автономность плавания 180 суток
  • экипаж 160 человек

Размеры :

  • водоизмещение надводное 28 500т
  • водоизмещение подводное 49 800 т
  • длина наибольшая (по КВЛ) 172,8 м
  • ширина корпуса наиб. 23,3 м
  • средняя осадка (по КВЛ) 11,2 м

Силовая установка :

  • 2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый
  • 2 турбины по 45000-50000 л.с. каждая
  • 2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м
  • 4 паротурбинных АЭУ по 3,2МВт
  • 2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
  • свинцово-кислотная АБ, изделие 144

Вооружение:

  • торпедно-минное - 6 ТА калибра 533 мм
  • 22 торпеды 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80 или ракето-торпеды «Водопад»
  • Ракетное - 20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52)
  • ПВО 8 ПЗРК «Игла»

Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо». Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку.

По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла.

19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения. "Акула", проект 941. Первая лодка этого типа ТК-208 была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года.

Перед спуском, в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года).

ТК-208 вступил в строй в 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был заложен; для него готовились корпусные конструкции. Строительство «9-ти этажных» подводных лодок обеспечивало более 1000 предприятий Советского Союза.

Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды. Назначение Предназначен для нанесения ракетно-ядерных ударов на большие расстояния по крупным военно-промышленным объектам и пунктам базирования сил.

ТРПК проекта 955 «Борей»

Основные характеристики:

  • скорость (надводная) 15 узлов
  • скорость (подводная) 29 узлов
  • рабочая глубина погружения 400 м
  • предельная глубина погружения 480 м
  • автономность плавания 90 суток
  • Экипаж 107 человек

Размеры :

  • водоизмещение надводное 14 720 т
  • водоизмещение подводное 24 000 т
  • длина наибольшая (по КВЛ) 160 м
  • ширина корпуса наиб. 13,5 м
  • средняя осадка (по КВЛ) 10 м

Силовая установка ядерная

  • ОК-650В 190 МВт
  • ПТУ с ГТЗА
  • гребной вал
  • водомётный движитель

Вооружение :

  • торпедно-минное - 6 ТА x 533 мм, торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты.
  • Ракетное - 16 ПУ комплекса Д-30, БРПЛ Р-30 (SS-NX-30) «Булава» Количество ракет: 16 (проект 955)

На вооружение ВМФ приходят атомные подводные лодки стратегического назначения нового - четвертого поколения проекта 955 шифр «Борей». Головным кораблем этого проекта стала субмарина, названная в честь князя Юрия Долгорукого. Проектно-техническая документация была разработана инженерами Конструкторского Бюро «Рубин».

После утверждения плана атомная подводная лодка была заложена 22 декабря 1996 года на судостроительном заводе ОАО ПО «Северное машиностроительное предприятие» в Северодвинске. Во время строительства АПЛ «Юрий Долгорукий» был применен опыт советских кораблестроителей.

Также в создании атомной подводной лодки была заимствована идея создания корпусной конструкции, которая позволила снизить стоимость строительства субмарины. На атомной подводной лодке установлен водо-водяной ядерный реактор типа ОК-650В на тепловых нейтронах. Мощность паротурбинных установок составляет 190 МВт.

Новинкой в конструкции серии «Борей» стал водометный движитель, что значительно снизит уровень шума подлодки. Еще одной характерной особенностью подводной лодки проекта 955А станет вооружение, состоящее из 12 баллистических ракет типа «Булава» российского производства.

Следующая модернизированная серия подводных ракетоносцев проекта 955 будет иметь 16 таких ракет. После серии успешных швартовных и ходовых испытаний атомная подводная лодка-ракетоносец «Юрий Долгорукий» получила бортовой номер К-535 и вошла в состав ВМФ РФ. Вскоре с АПЛ была произведена серия успешных ракетных стрельб новыми баллистическими ракетами.

Правительство Российской Федерации планирует построить 8 ракетоносцев проекта 955 «Борей». Однако, на сегодняшний день довольно медленно продвигается окончание строительства второй подводной лодки К-550 «Александр Невский», заложенной 19 марта 2004 года, и продолжение строительства третьей АПЛ «Владимир Мономаx, заложенной 19 марта 2006 года.

Также уже известно название четвертой субмарины этого проекта - «Святитель Николай». Все четыре атомные подводные лодки будут дислоцироваться на военно-морской базе в Вилючинске (полуостров Камчатский) и войдут в состав Тихоокеанского флота.

Там уже проведена огромная работа по возведению необходимой инфраструктуры, как для кораблей, так и для подводников:

  • полностью перестроена пирсовая зона
  • организована техническая защита системы базирования
  • проведена модернизация учебного центра
  • сданы в эксплуатацию несколько жилых домов для членов семей моряков-подводников

Корабли, подобные ракетному подводному крейсеру стратегического назначения «Юрий Долгорукий», скоро станут основой морской составляющей ядерной триады Российской Федерации.

При написании статьи использовались открытые материалы интернет-источников