История военно-морских сил польши. Польские «десантники» для советской морской пехоты Проекты судов и кораблей польской постройки

Вскоре у Польши останется только одна субмарина - советская, класса "Кило".


К 2015 году Польша может остаться без военно-морского флота. Такой вывод содержится в секретном докладе польского ВМФ для комиссии по делам национальной обороны нижней палаты польского парламента. Корабли и подлодки стремительно устаревают, а денег на их модернизацию и замену нет из-за покупки американских истребителей F-16.

Всего военно-морские силы Польши насчитывают сейчас 41 судно. Ядро боевого потенциала флота составляют два больших ракетных фрегата, три малых ракетных корабля, корвет и пять подводных лодок.

В конфиденциальном докладе, к тексту которого получили доступ журналисты «Газеты Выборча», говорится, что за последние двадцать лет польский ВМФ не получил ни одного нового корабля. По оценкам авторов доклада, к 2015 году польский ВМФ, большая часть кораблей которого была произведена во второй половине 1960-х годов, будет вынужден списать большинство своих боевых единиц. Через семь лет наступит конец срока эксплуатации двух ракетных фрегатов, двух малых ракетных кораблей и четырех подводных лодок. Это приведет к «утрате боеспособности» флота.

В докладе сообщается, что основу ударной мощи польского ВМФ составляют два больших ракетных фрегата «Пуласки» и «Костюшко». Оба были спущены на воду в 1980 году. В 2001 году Польша получила их от США. Они вооружены относительно современными ракетами Standard и Harpoon. Проблема, как сообщается в докладе, заключается в том, что в 2014 году в США останавливают производство запасных частей для кораблей такого класса. Сложности также связаны с тем, что на фрегатах используются вертолеты Kaman Super Seasprite. От них американские военно-морские силы отказались еще в 2001 году. Сохранение на вооружении старых вертолетов, по оценкам авторов доклада, очень затратно.

Надо отметить, что и сейчас эксплуатация этих кораблей – удовольствие не из дешевых. По сведениям польского издания «NIE», приведение американских «подарков» в порядок обошлось польским налогоплательщикам в десятки миллионов долларов. Дело в том, что после двадцатилетнего использования фрегаты нуждались в капитальном ремонте. Американцы сэкономили на нем, передав корабли полякам и при этом заработав на запчастях, технической помощи и обучении персонала.

Не лучше обстоит ситуация с подводными лодками. Самая молодая из четырех подлодок класса «Коббен», которые были переданы Польше Норвегией, имеет 40 лет от роду. Первоначально предусмотренный срок использования составляет 25 лет, однако они эксплуатируются по сей день. Сейчас флот испытывает серьезные проблемы с запчастями к подлодкам: те, что есть, уже подходят к концу.

В докладе говорится, что ремонт большинства подлодок уже невозможен. За годы эксплуатации из-за борьбы с ржавчиной стенки корпусов серьезно истончились. Через несколько лет может случиться так, что единственной польской подлодкой на ходу окажется советская субмарина «Орел» класса «Кило» 1986 года выпуска.

По оценкам авторов доклада, для того, чтобы ВМФ Польши сохранял боевую готовность, в течение 10 лет в него нужно вложить $8-10 млрд. Однако, как отмечают польские СМИ и члены парламента, до 2015 годы в бюджете в отношении военных нужд будут иные приоритеты: необходимо заплатить несколько миллиардов долларов за купленные у США истребители F-16. Поэтому свободных средств не будет.

Помимо этого есть и еще одна проблема: срок выполнения заказа. Строительство среднего военного корабля занимает порядка пяти лет. То есть решение о начале работ необходимо принимать уже сейчас.

Когда содержание доклада стало достоянием общественности, комиссия верхней палаты польского парламента обратилась к правительству. Депутаты хотят, чтобы последнее одобрило «Национальную программу строительства кораблей» (НПСК). В обращении парламентариев говорится, что если это не будет сделано и не начнется обновление польского ВМФ, то после 2018 года польский военный флот будет не в состоянии выполнять поставленные перед ним задачи.

Необходимость появления на свет НПСК обсуждается в Польше уже довольно давно. Еще осенью прошлого года заместитель командующего ВМФ сообщил, что готовится такая программа, а на ее цели предназначаются 15-17 млрд злотых ($7,5-8,5 млрд) до 2020 года. Интересно, что еще в мае 2006 года на модернизацию ВМФ предполагалось выделить в два раза больше средств.

Однако очевидно, что и прошлогодний урезанный вариант программы – это труднодостижимая цель. Это понимают и парламентарии. Поэтому в обращении к правительству нет каких-либо амбициозных требований. Депутаты хотят поддержать ВМФ таким образом, «чтобы сохранить только минимальный потенциал военно-морских сил».

Положение, действительно, очень серьезное. По словам Януша Земке, главы комиссии по делам национальной обороны нижней палаты польского парламента, «мы впервые сталкиваемся с ситуацией, когда один из родов войск может просто прекратить существование».

Гжегош Холданович – редактор одного из изданий, посвященных военной тематике, – оценивает состояние ВМФ как критическое. По его мнению, это следствие заблуждения середины 1990-х гг., когда было принято думать, что «нам ничто не угрожает и можно отложить модернизацию на более поздний срок».

Польские СМИ отмечают парадоксальность сложившейся ситуации: по планам НАТО, именно Польша отвечает за положение дел на Балтике. Германия и Дания базируют свои флоты на Северном море. В определенном смысле это на руку России. Если натовский форпост на Балтийском море находится в плачевном состоянии – это хорошо. Есть только одно «но»: проблема старения флота весьма актуальна и для российского военно-морского флота.

Первый корабль будет называться «Львов» (Lwów). Такое название решило присвоить Польское морское пароходство новому кораблю, который скоро будет спущен на воду после окончания строительства на судоверфи в Китае. Судно будет иметь грузоподъемность 39 тысяч тонн.

Контекст

Львов - не Польша, Крым - не Россия

Петр и Мазепа 25.09.2017

Польша хочет вернуть Львов

Haqqin.az 11.09.2017

Львов превращается в мусорную свалку

The Guardian 26.04.2017

Литовцы «завоевывают» Львов

Delfi.lt 20.09.2016

Другие корабли получат названия бывших польских городов Тернополь (Tarnopol) и Вильнюс (Wilno), расположенных сегодня на Западной Украине и в Литве. Об этом сообщил представитель госкомпании Польское морское пароходство Павел Бжезицкий (Paweł Brzezicki).

«Мы меняем названия кораблей, которые уже готовы на китайских верфях… Для всей западной Польши эти названия приятные и ностальгические…» — подчеркнул Бжезицкий.

До начала Второй мировой войны польский учебный парусник носил название «Львов». По словам Бжезицкого, названия новых польских кораблей не спровоцируют скандал или споры на политическом уровне.

«Всего будет построено пять кораблей. Первый из них — „Львов“. Это политически нейтральное название. В течение многих лет один из наших кораблей носил название „Львовские орлята“ (Orlęta lwowskie — название польских ополченцев, с оружием в руках принимавших участие в обороне Львова во время Польско-украинской войны 1918-1919, — прим. ред.) . И никого это не удивляло, тоже самое можно сказать и о названии „Львов“», — говорит Бжезицкий. В немецком флоте есть ледокол Stettin (назван в честь ныне польского города Щецин. Этот город с 1720 года до XX века находился в составе Пруссии, — прим. ред.) .

Ко второй половине 1960-х гг. находившиеся в боевом составе ВМФ СССР средние десантные корабли (СДК) польской постройки проектов 770, 771 и 773 уже перестали полностью удовлетворять требованиям, предъявляемым военно-морским командованием к морским десантным силам, и не могли с достаточной степенью эффективности обеспечивать проведение советским флотом морских десантных операций – в том возросшем объеме, который уже требовался. Фактически, СДК указанных типов уже не могли обеспечивать транспортировку морем и высадку на необорудованное или оборудованное побережье роты морской пехоты в полном составе с личным оружием и средствами усиления, что требовалось, согласно тогдашней концепции проведения морских десантных операций ВМФ СССР. На повестке дня самым серьезнейшим образом встал вопрос о необходимости создания среднего десантного корабля нового типа, можно даже сказать нового для поколения того времени.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПОСТРОЙКУ ПОРУЧАЮТ СОЮЗНИКАМ

Учитывая возникший дисбаланс в корабельном составе морских десантных сил советского Военно-Морского флота, по указанию Главнокомандующего ВМФ СССР адмирала Сергея Горшкова в 1968 г. промышленности было выдано тактико-техническое задание на проектирование нового среднего десантного корабля, которому присвоили номер проекта 775.

Из-за чрезвычайно высокой загруженности отечественных конструкторских бюро, в том числе занятых БДК проекта 1174 () и десантными катерами и кораблями на воздушной подушке, а также по причине настоятельной необходимости упрочения военно-технического и экономического сотрудничества со странами – членами Организации варшавского договора (напомним, что с нашими союзниками по соцлагерю тогда существовала программа разделения отдельных программ с целью более равномерного промышленного и экономического развития всех стран), было принято принципиальное решение поручить выполнение проектных работ по СДК проекта 775 польским специалистам. Главным конструктором проекта был назначен польский инженер-кораблестроитель О.Высоцкий, главным наблюдающим от ВМФ СССР определен капитан 1 ранга Б.М. Моложожников (его впоследствии сменил гражданский специалист М.И.Рыбников), а старшим представителем заказчика в ПНР стал Л. В. Луговин.

Однако уже в процессе проектирования корабля командование ВМФ СССР приняло решение отказаться от самой концепции среднего десантного корабля – для транспортировки более тяжелой техники, появившейся на вооружении морской пехоты и для большего количества личного состава (до усиленного полубатальона морской пехоты включительно) требовались корабли большего водоизмещения. В результате было решено переклассифицировать десантные корабли проекта 775 из средних в большие десантные корабли второго ранга, с одновременным существенным увеличением водоизмещения.

Для серийной постройки БДК проекта 775 был выбран судостроительный завод «Stocznia Polnocna» (в переводе на русский «Северная верфь»; директор – инженер Б. Стандура), расположенный в городе Гданьск. Головной корабль, БДК-47 (строительный №1), был завершен постройкой в 1974 году. Первая серия строилась по проекту 775 и включала 12 кораблей, последний из которых был сдан заказчику в 1978 г. Следующим шагом была постройка второй серии кораблей – по несколько модифицированному проекту 775М (775.2), к которой относятся 16 кораблей – последний был сдан уже после распада Советского Союза, в 1992 году. На этих последних БДК были установлены новые РЛС обнаружения воздушных и надводных целей, а начиная с третьего корабля серии – еще и другое артиллерийское вооружение, в составе одной 76-мм автоматической артустановки АК-176 и двух 30-мм шестиствольных автоматических артустановок АК-630 вместо ставившихся на корабли до того двух 57-мм артустановок АК-725 (ЗИФ-72), располагавшихся по одной в корме и в носовой частях корабля. Корабли вошли в боевой состав только ВМФ Советского Союза, однако впоследствии – в 1979 г. – один из БДК, входивший в состав группировки ВМФ СССР в Индийском океане (Индийской эскадры), был передан Йемену.

В системе классификации США/НАТО новые советские десантные корабли получили обозначение Ropucha («жаба»): Ropucha I class – для проекта 775 и Ropucha II class – для проекта 775М. В соответствии с планами военно-морского строительства, ВМФ СССР на смену большим десантным кораблям проекта 775/775М должен был получить новые БДК – проекта 778 (иногда также обозначается как «третья серия проекта 775»), разработка и серийная постройка которого были также поручены «польским товарищам». Главное отличие данных кораблей то, что они изначально были приспособлены для транспортировки новых советских основных боевых танков Т-80. Головной корабль нового типа, получивший имя «Контр-адмирал Грен», был заложен на стапеле польской судоверфи, но после распада Советского Союза наши «друзья» быстро избавились от наследия «советского режима»: в 1992-1993 гг. корабль был разрезан на металл. Кстати, в некоторых источниках также утверждается, что на судоверфи в Гданьске было заложено два корабля.

АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Большие десантные корабли проекта 775/775М являются последним представителем советской эпохи кораблей данного класса и предназначены для транспортирования морем и высадки на необорудованное или оборудованное побережье с небольшим уклоном дна сил морского десанта (при оказании высаживающемуся десанту огневой поддержки), а также могут использоваться для воинских перевозок, обеспечения кораблей и частей флота в пунктах рассредоточенного базирования. Высадка сил морского десанта производится через носовое устройство со сходней (на плав или на упор). Кроме того, корабль может использоваться для постановок минных заграждений, для доставки гуманитарной помощи и эвакуации населения из опасных районов.

Как правило, корабли проекта 775/775М действуют в составе корабельной десантной группы или в составе отряда миротворческих сил, но также могут с высокой эффективностью выполнять поставленные перед ними задачи самостоятельно, без кораблей прикрытия.

БДК проекта 775/775М – это многопалубный плоскодонный десантный корабль океанской зоны, с полубаком и развитой кормовой надстройкой. По типу конструкции данный корабль соответствует коммерческим грузовым судам, выполненным по системе «Ro-Ro», то есть имеет грузовую – в данном случае танковую – палубу, проходящую по всей длине корабля, благодаря чему обеспечивается погрузка и выгрузка техники и грузов как с кормы, так и со стороны носовой части. Это обеспечивает данным десантным кораблям возможность осуществлять прием с оборудованного – порт, база, временный пункт базирования – или необорудованного берега гусеничной, колесной и любой иной, подходящей по габаритам, военно-транспортной техники и личного состава десанта, а также позволяет выполнять прием из воды и спуск на воду плавающей техники через открытое носовое или кормовое устройство.

Как уже отмечалось, грузовая (танковая) палуба и, соответственно, грузовой (танковый) трюм с размерами: длина 95 м, ширина носовой части 6,5 м (первые 55 м длины палубы), ширина кормовой части 4,5 м, высота по диаметральной плоскости 4,0 м и площадью около 540-600 кв.м проходит по всей длине корпуса корабля и ограничивается в носовой и кормовой частях аппарелями, облегчающими погрузку/разгрузку и обеспечивающими высадку плавающей техники десанта на плав при волнении моря до 4 баллов и силе ветра до 5 баллов. Носовое высадочное устройство включает носовые ворота и опускаемую аппарель, которая в походном положении находится под створками ворот и опускается с помощью гидравлического привода. В кормовой части корабля находится опускаемая аппарель, а в носовой – несколько сдвижных люков, позволяющих грузить технику в танковый трюм при помощи портовых кранов (они также используются и для вентиляции танкового трюма в том случае, если техника стоит с работающими двигателями).

Техника и грузы – масса последних составляет до 480 тонн – размещаются в танковом трюме, а личный состав подразделений морского десанта – в нескольких кубриках десанта (с трехярусным расположением мест отдыха) и четырехместных офицерских каютах (командный состав).

ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Главная энергетическая установка (ГЭУ) кораблей проекта 775/775М – дизельная, включает в свой состав два 16-цилиндровых дизельных двигателя «Zgoda-Sulzer Type 16ZVB 40/48» мощностью примерно по 10500 л.с., каждый из которых работает на свой гребной винт фиксированного шага. Организационно ГЭУ размещена на корабле эшелонно, в двух бортовых отсеках. Часть кораблей оборудована двумя вспомогательными винторулевыми колонками,

В качестве источников электроэнергии используются три дизель-генератора «Cegielski-Sulzer 6A25» суммарной мощностью по 640 кВт каждый.

Силовая установка обеспечивает кораблю экономическую скорость до 12 узлов, при которой с учетом нормального запаса топлива на борту БДК проекта 775/775М может выполнять плавание на расстояние до 6000 миль (автономность корабля по запасам провизии достигает 30 суток – при экипаже 87 человек и десанте до 190 человек). Максимальная скорость, которую могут развить корабли проекта 775/775М – 17,5-17,8 узлов.

РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское вооружение кораблей проекта 775/775М различается в зависимости от серии и включает либо (на первых 15 кораблях) две спаренные 57-мм артустановки АК-725 (ЗИФ-72), установленные по одной в корме и в носовой части корабля, либо же (на всех остальных) – одну носовую 76-мм артустановку АК-176 и две кормовые, расположенные побортно, 30-мм шестиствольные автоматические артустановки АК-630.

Артустановки АК-725 сопрягались с артиллерийской радиолокационной системой управления стрельбой МР-103 «Барс» (в случае выхода ее из строя имелась возможность вести огонь, управляя артустановкой с выносного пульта управления с кольцевым прицелом), имели табличную баллистическую дальность стрельбы 8420 м и боезапас 1100 выстрелов на каждую из двух артустановок. Артиллерийский комплекс АК-176-МР-123/176 является автоматической системой и включает в свой состав одноствольную установку А-221 закрытого типа с дистанционным и местным управлением и корабельную радиолокационную систему управления стрельбой МР-123/176 «Вымпел-А». Наведение артустановки возможно:

Дистанционно-автоматически – при помощи электроследящего привода ЭСП-221 по данным от станции МР-123/176;

Полуавтоматически – с местного поста при помощи ЭСП-221;

Вручную – по визирам-дублерам ВД-221, установленным в самой башне артустановки.

Автоматические 30-мм артустановки АК-630/630М размещены в кормовой части корабля, по одной установке на борт. Боезапас – по 6000 выстрелов на каждую установку.

Ракетное вооружение кораблей данного семейства представлено двумя системами: комплектами ПЗРК типа «Стрела» или «Игла» (на корабле установлены четыре турельные установки на четыре ПЗРК каждая – суммарный боезапас 32 ЗУР), а также двумя выдвижными пусковыми установками МС-73 – каждая с 40 направляющими – из состава корабельного реактивного комплекса залпового огня А-215 «Град-М», предназначенного для стрельбы 122-мм неуправляемыми ракетами на дальность до 20 км. Боекомплект одной установки «Град-М» до 180 ракет, которые уложены в барабанные магазины и подаются наверх в пусковые установки двумя пакетами по 20 штук в каждом. Данные комплексы залпового огня устанавливались только на шести кораблях проекта 775 и всех кораблях проекта 775М.

Кроме того, корабли данного типа могут брать на борт мины в количестве до 92 штук взамен техники в танковый трюм. Постановка мин осуществляется с открытой аппарели вручную, с использованием только лебедок.

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

В качестве радиолокационных средств обнаружения воздушных и надводных целей – РЛС общего обнаружения – на кораблях проекта 775 была установлена станция МР-302 «Рубка», а на кораблях проекта 775М – более новая РЛС МР-352 «Позитив». Последняя закрывается радиопрозрачным обтекателем. Навигационные РЛС представлены двумя станциями «Дон-2» или двумя МР-212/201 «Вайгач-У». Для управления стрельбой артиллерийскими комплексами на кораблях стояли либо артиллерийская радиолокационная система управления стрельбой МР-103 «Барс» (для 57-мм артустановки АК-725), либо корабельная радиолокационная система управления стрельбой МР-123/176 «Вымпел-А» (для 76-мм артустановки АК-176 и 30-мм автоматов АК-630).

ВЫСАДКА ДЕСАНТА

Большие десантные корабли проекта 775/775М, согласно спецификации, рассчитаны на использование в одном из следующих вариантов загрузки: либо 150 человек десанта и 10 основных боевых танков типа Т-55 с экипажами 40 человек; либо 12 плавающих танков ПТ-76 с экипажами 36 человек; либо подразделение в составе трех основных боевых танков типа Т-55 с экипажами 12 человек, трех 120-мм минометов с расчетами, трех боевых машин с экипажами (командно-штабные машины), четырех автомобилей ЗиЛ-130, четырех автомобилей ГАЗ-66 и одного легкового внедорожника ГАЗ-69 с водителями по штату. На корабле предусмотрено место для размещения до 190 человек десанта. Корабль способен перевезти груз весом 650 т на расстояние 4700 миль.

Высадка сил десанта осуществляется при помощи носового десантного устройства, в состав которого входят носовые ворота и аппарель. При этом высадка сил десанта с неплавающей техникой может осуществляться непосредственно на оборудованное или необорудованное побережье с минимальным уклоном дна 2-3 град. – в зависимости от общей массы принятых на корабль грузов, при глубине брода на ноке сходни не более 1,2 м. Кроме того, корабли проекта 775/775М обладают одной интересной особенностью, которую можно с успехом реализовать при высадке сил морского десанта или же при погрузке/выгрузке перевозимых морем различных грузов: благодаря наличию носовой аппарели и кормовых ворот, расположенных примерно на одном уровне, возможно соединение нескольких кораблей для создания «плавучего моста».

В свое время, будучи курсантом ВВМУ им. М.В.Фрунзе, автору данного материала пришлось побывать в качестве «десантника» на борту одного из десантных кораблей данного семейства – на «Константине Ольшанском». Нашу группу «студентов», как обычно называют курсантов военно-морских училищ на флоте, разместили в одном из многоместных кубриков, предназначенных как раз для личного состава десанта. Должен признать, что находиться в таком помещении – а рассчитано оно на взвод морской пехоты – в течение длительного времени, хотя бы даже тех 30 суток, что указаны в тактико-технических элементах корабля как его автономность по запасам провизии, вещь «не для слабонервных». Кубрик – очень тесный, высота подволока – примерно 1,9-2,0 м, а места для отдыха десантников (для простых смертных – койки) расположены в три яруса на минимально допустимом расстоянии друг от друга. Фактически места там хватало ровно на то, чтобы лечь на нее. Если над тобой спал достаточно «грузный» коллега, то пружинная сетка прогибалась едва ли до тебя самого. А уж подъем по тревоге представлял собой весьма забавное зрелище – не было ни разу, чтобы по тревоге кто-то из верхних товарищей не свалился на голову или иные части тела тем, кто спал на нижнем или втором снизу ярусе. В общем, после такого еще раз убеждаешься – в морской пехоте служат настоящие мужчины!

1.4.1. Польская кампания – война на море (польский флот)

Корабельный состав польского флота в августе 1939 г

К началу Второй мировой войны польские ВМС насчитывали 4 эсминца, 5 подводных лодок, 1 минный заградитель, 6 тральщиков, 2 канонерских лодки и ряд устаревших кораблей и судов. Большинство из них находились в ВМБ Хель либо патрулировали прибрежные воды.

ЭСМИНЦЫ И МИНОНОСЦЫ

Эсминцы типа "Wicher" - 2 единицы

"Burza" (CNF, 1.11.1927/16.4.1929/7.1932 - слом в 1977),
"Wicher" (CNF, 19.2.1927/8.8.1928/7.1930 - погиб 3.9.1939)
1540/1920 т; 100,9/107,2x10,2x3,1 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 33 000 п.с., 33 уз., 330 т нефти, 3000 (15) миль. Эк. 155 чел. 4x1- 130-мм/40, 2x1 - 40-мм/40, 4 пул., 2 х 3 - 550-мм ТА, 60 мин, 2 БС и 2 БМ.
Первые крупные корабли польского флота. Строились по так называемой "малой программе" 1924 г. Заказ на постройку разместили 2.4.1926 во Франции - главном тогдашнем внешнеполитическом партнере Польши. Поскольку Франция имела большое влияние на польское правительство, ей удалось настоять на выборе в качестве строителя верфи "Шантье Наваль Франсез" в Бланвилле, имевшей мало заказов и не обладавшей достаточным опытом строительства эсминцев - именно для приобретения оного. Тем не менее, это не спасло верфь от банкротства, и оба эсминца передали заказчику с опозданием.
В качестве прототипа для польских эсминцев были избраны ЭМ типа "Bourrasque" французских ВМС. Основные отличия от прототипа заключались в некоторой перепланировке внутренних помещений (КО сдвинуты на несколько шпаций в нос), замене 37-мм французских зениток на английские 40-мм "пом-помы" и установке оборудования для минных постановок.
Во второй половине 1930-х гг. с кораблей сняли грот-мачту. Накануне войны было принято решение поставить в начале 1940-х гг. "Wicher" и "Burza" на модернизацию, в ходе которой планировалось стандартизировать вооружение с эсминцами типа "Grom" (перейти на 120-мм орудия шведского производства и 533-мм ТА) и усилить ПВО.
На "Burza" в середине 1940 г. кормовой ТА заменили на 76-мм зенитное орудие и установили 2x4 12,7-мм пул. "Виккерс". В 1942 г. на верфи в Портсмуте корабль прошел модернизацию: было значительно усилено противолодочное и зенитное вооружение - вместо орудия ГК "А" смонтировали РБУ "Хеджехог"; число БМ довели до четырех, что вместе с двумя БС обеспечивало кораблю возможность проводить "10-бомбовый залп". Орудие ГК "X" заменили на счетверенный 40-мм "пом-пом", а 12,7-мм пулеметы и 40-мм одноствольные "пом-помы" - на 4 х 1 20-мм "эрликона" (впоследствии их число довели до шести: два - на крыльях мостика, два - по бокам третьей дымовой трубы и два - перед кормовой надстройкой). После модернизации полное водоизмещение "Burza" достигло 2430 т.
"Wicher" потоплен 3.9.1939 герм, авиацией в ВМБ Хель. "Burza" еще 30.8.1939 ушел в Англию в ходе операции "Пекин". 15.11.1944 г. выведен в резерв. В 1951 г. вернулся в Польшу. С 1960 по 1975 г. - корабль-музей.


фото эсминца "Wicher"

Эсминцы типа "Grom" - 2 единицы

"Blyskawica" (W, 9.11.1935/1.10.1936/11.1937 - с 1976 - корабль-музей),
"Grom" (W, 17.7.1935/20.7.1936/5.1937 - погиб 4.5.1940),
1975/2383 т; 109/114x11,3x3,5 м; 2 ТЗА, 3 ПК (+ 1 вспом. ПК), 54 000 л.с., 39 уз., 350 т нефти, 3000 - 3500(15) миль. Эк. 190 - 200 чел. 3 х 2 и 1 х 1 - 120-мм/60, 2 х 2 - 40-мм, 4 х 2 - 13,2-мм, 2x3 - 533-мм ТА, 44 мины, 2 БС (40 ГБ).
Строились в рамках 6-летней программы, принятой в 1936 г. (хотя сами эсминцы заказали раньше формального утверждения программы - 29.3.1935). Строились в Англии по оригинальному проекту, а не по переработанному уже существующему (как в случае с первыми польскими эсминцами типа "Wicher").
Поскольку Польша не могла соперничать со своими соседями по числу строящихся единиц, при подготовке требований к новым эсминцам был избран путь индивидуального превосходства над кораблями этого класса флотов Германии и Советского Союза. В результате спроектированные конструкторами верфи "Уайт", "Blyskawica" и "Grom" оказались сильнейшими европейскими эсминцами своего времени, уступая лишь последним французским лидерам (объективно говоря, кораблям промежуточного между крейсерами и эсминцами класса).
Артвооружение эсминцев было шведского производства фирмы "Бофорс" (исключение составляли лишь 13,2-мм пулеметы "Гочкис"). Наличие в составе вооружения двух спаренных 40-мм автоматов выводило корабли этого типа на первое место по зенитному вооружению - в 1937 г., когда они вступили в строй, ни один эсминец в мире не мог соперничать с "Blyskawica" и "Grom" по этому показателю.
Торпедное вооружение - английского производства, причем ТА имели возможность осуществлять пуск как штатных 533-мм, так и 457-мм торпед. В то же время у английских торпед Mk.X, которыми комплектовались польские корабли, имелся один серьезный недостаток - плохо продуманная система блокировки взрывателей. По мнению англ, специалистов, именно это послужило причиной гибели "Grom".
Программой 1936 г. предусматривалась постройка еще двух кораблей этого типа. С целью развития отечественной промышленности их решено было строить в Гдыне. Заказ на "Huragan" и "Orkan" выдали 1.5.1939, но до начала войны успели подготовить лишь часть материалов, а до закладки дело не дошло.
После перехода кораблей в Англию в 1939 г. Польские эсминцы оказались под оперативным управлением Адмиралтейства. Остойчивость "Blyskawica" и "Grom" не в полной мере соответствовала английским стандартам, поэтому зимой 1939/40 г. они прошли модернизацию, направленную на снижение "верхнего" веса - были демонтированы прожекторная площадка фок-мачты, кормовой прожекторный пост, удален козырек с дымовой трубы, уменьшено число плавсредств. Кроме того, с кораблей сняли кормовой ТА, на место которого поставили 102-мм зенитное орудие Mk.V.
В декабре 1941 г. "Blyskawica" прошел основательное перевооружение - все 120-мм орудия шведского производства заменили на 102-мм орудия Mk.XVI в четырех спаренных универсальных установках Mk.XIX. В первую очередь, подобная замена объяснялась желанием англичан избавиться от "нестандартного" боеприпаса иностранного производства, который к тому же оказался на практике достаточно неудобным (унитарный выстрел весил почти 41 кг). Замена артиллерии ГК на универсальную потребовала замены системы управления огнем. Кроме того, с корабля сняли одиночную 102-мм зенитку и вернули на штатное место ТА. Вместо 13,2-мм пулеметов установили 4x1 20-мм "эрликона". Противолодочное вооружение усилили за счет установки двух БМ. В середине 1942 г. число БМ увеличили до четырех, носовой ТА сняли для компенсации возросшего веса противолодочного вооружения, одновременно кормовой трехтрубный ТА заменили на четырехтрубный. Полное водоизмещение достигло 2440 т.
"Blyskawica" и "Grom" 30.8.1939 ушли в Англию в ходе операции "Пекин". "Grom" потоплен герм, авиацией у побережья Норвегии 4.5.1940. В корабль попали две бомбы, одна из которых вызвала взрыв ТА, после чего корабль переломился и затонул.
После войны "Blyskawica" вернулся в Польшу. С 1.5.1976 - корабль-музей (заменил в этом качестве "Burza").


фото эсминца "Grom"

Миноносец типа "Mazur" - 1 единица
(в 1939 г – учебно-артиллерийский корабль)

"Mazur" (V, 1914/26.8.1914/1.1915 -погиб 1.9.1939)
360/421 т; 62,6x6,2х2,5 м; 2 ПТУ, 2 ПК, 5500 л.с., 20 уз., 1400 (17) миль. Эк. 80 чел. 3x1 - 75-мм, 1x1 - 40-мм, 1х2 и 2х1 - 13,2-мм пул.
В 1921 г. Польша получила два миноносца бывшего немецкого флота V-105 и V-108. В свое время эти корабли были заказаны в Германии Голландией (серия из четырех единиц), но после начала Первой мировой войны их конфисковали и включили в состав кайзеровского флота. "Kasub" (б. V-108) погиб 20.7.1925 в результате взрыва котла. "Mazur" (б. V-105) в 1931 г. перестроили в учебно-артиллерийский корабль - с него сняли ТА, а число 75-мм орудий увеличили с двух до четырех. Полубак продлили до носовой надстройки. В 1935 г. на корабле ликвидировали одно котельное отделение (скорость хода в результате снизилась с 29 до 20 уз.), сняли кормовую дымовую трубу и перепланировали надстройку. Одно из 75-мм орудий заменили на 40-мм автомат "пом-пом".
"Mazur" потоплен германской авиацией 1.9.1939.

Кроме того, к сентябрю 1939 г. сохранялись фактически выведенные из состава флота бывшие герм. мм типа "А" (получены Польшей в 1921 г.) "Kujawiak" (б. А-68), "Podhalanin" (б. А-80) и "Slazak" (б. А-59). Боевой ценности они не имели и использовались в качестве плавсредств.

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Подводные минные заградители типа "Wilk" - 3 единицы

"Zbik" (CNF, 1927/14.6.1930/2.1932 - 27.9.1939 интернирована в Швеции),
"Rys" (ACL, 28.5.1927/22.4.1929/8.1931 - 17.9.1939 интернирована в Швеции),
"Wilk" (N, 1927/12.4.1929/10.1931 - слом в 1954)
Надводное - 980 т, подводное -1248 т; 78,5x5,9x4,2 м; 2 диз./2 ЭД, 1800/1200 л.с., 14,5/9,5 уз., 139 т соляра, 7000 (10)/100(5) миль. Эк. 54 чел. 4 х 1 + 1 х 2 - 550-мм ТА (4 носовых и 1 сдвоенный поворотный, 10 торпед), 1 х 1 - 100/40-мм, 2 х 13,2-мм, 38 мин.
Строились по "малой программе" 1924 г. Заказаны 1.12.1926 во Франции и представляли собой увеличенный вариант французских лодок типа "Saphir". Отличались хорошей мореходностью, но были шумны, топливные цистерны в легком корпусе при малейшем повреждении пропускали воду, что вело к загрязнению соляра. Используемая система минной постановки Норман-Фюно была сложна и имела низкую надежность. Из шести ТА четыре размещались в прочном корпусе, еще два - вне прочного корпуса в кормовой поворотной установке.
Двухкорпусные, наибольшая глубина погружения - 80 м. Автономность- 35 дней. Первоначально, помимо 100-мм орудия Шнейдера, имели на вооружении по одному 40-мм автомату "пом-пом". В 1935 г. последний заменили на спаренный 13,2-мм пулемет.
"Rys" и "Zbik" интернированы в Швеции 17 и 27.9.1939 соответственно. После войны в октябре 1945 г. вернулись в Польшу, сданы на слом в 1956 г.
"Wilk" с началом войны ушла в Англию, прибыла в Росайт 20.9.1939. Использовалась в учебных целях с сентября 1940 г. 2.5.1942 выведена в резерв. В 1951 г. вернулась в Польшу.

Подводные лодки типа "Orzel" - 2 единицы

"Orzel" (DS, 14. 8.1936/15.1.1938/2.1939 - погибла в мае - июне 1940),
"Sep" (RD, 11.1936/17.10.1938/4.1939 -интернирована 16.9.1939)
Надводное - 1100/1473 т, подводное - 1650 т; 84x6,7x4,2 м; 2 диз./2 ЭД, 4740/ 1100 л.с., 19,4/9 уз., 123 т соляра, 7000(10)/100(5) миль. Эк. 60 чел. 8 х 1 и 2 х 2 - 550-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых и 2 сдвоенных поворотных, 20 торпед), 1x1 - 105-мм/41, 1 х2 - 40-мм, 1x2 - 13,2-мм пул.
В начале 1930-х гг. в Польше развернулась кампания по сбору средств среди населения на постройку большой подводной лодки. К середине 1935 г. необходимая сумма была собрана, и в Голландии заказали ПЛ, получившую название "Orzel". Одновременно из бюджета выделили средства на постройку однотипной "Sеp". Отправной точкой в проектировании послужила голландская О-16. По сравнению с оригиналом, польские ПЛ были крупнее, быстроходнее и имели более мощное вооружение. Уже на их основе для голландского флота впоследствии построили ПЛ О-19.
Двухкорпусные, наибольшая глубина погружения - 80 м. Автономность - 90 дней. При постройке широко использовалась сварка. Из 12 ТА восемь находились в прочном корпусе, еще четыре - вне прочного корпуса в двух поворотных спаренных установках перед и за рубкой. Интересной особенностью ПЛ этого типа стало то, что из 550-мм ТА можно было пускать как 550-мм, так и 533-мм торпеды.
"Orzel" с началом войны ушла в Англию (с заходом из-за неисправности в Таллин), прибыла в Росайт 14.10.1939. С 25.5.1940 пропала без вести в Северном море (по разным данным, либо погибла 25 мая на англ, мине, либо - приблизительно 8 июня - на герм. мине). "Sep" интернирована 17.9.1939 в Швеции. После войны в октябре 1945 г. вернулась в Польшу, сдана на слом в 1971 - 1972 гг.
В 1938 г. две ПЛ усовершенствованного типа "Orzel" (надводное - 1175 т, подводное - 1550 т; 86,9x8x5,2 м; 2 диз./2 ЭД, 5400/ 1200 л.с., 20/9 уз., 3850(10) миль. Эк. 60 чел. 12 -550-мм ТА, 2x2 - 40-мм) были заказаны во Франции (верфи ACL и N), их основное отличие от прототипа заключалось в отказе от артиллерийского орудия в пользу второго зенитного автомата. Постройка началась в 1939 г., но уже 22.4.1939 заказ на постройку так и не получивших название лодок отменили. Недостроенные корпуса впоследствии были уничтожены на стапелях немцами.

МИННЫЕ ЗАГРАДИТЕЛИ И ТРАЛЬЩИКИ

Минный заградитель типа "Gryf" - 1 единица

"Gryf" (N, 14.11.1934/29.11.1936/2.1938 - погиб 3.9.1939)
2227 т (стандартное); 103,2x13,1x3,6 м; 2 диз., 6000 л.с., 20 уз., 310 т соляра, 9500 (14) миль. Эк. 162 чел. 2 х 2 и 2 х 1 - 120-мм/50, 2x2 - 40-мм/60,4 х 2 - 13,2-мм пул., 600 мин.
Этот своеобразный корабль заказан польским правительством во Франции в 1934 г. Согласно техническому заданию, помимо своего основного назначения - минного заградителя, "Gryf должен был выполнять функции учебного корабля и президентской яхты. Желание разместить на нем как можно более сильное артиллерийское вооружение при одновременном ограничении водоизмещения (по финансовым соображениям) привело к тому, что на ЭУ удалось выделить слишком мало места, что предопределило тес­ноту МО.
Артвооружение - производства фирмы "Бофорс" (кроме 13,2-мм пулеметов).
Поврежден герм, авиацией 1.9.1939 и поставлен на ремонт в плавучий док. Потоплен герм, авиацией 3.9.1939 (вместе с плавучим доком) в ВМБ Хель.

Тральщики типа "Jaskolka" - 6 единиц

"Jaskolka" (WPM, 1934/11.9.1934/8.1935 -погиб 14.9.1939),
"Czajka" (PSM, 4.1934/10.4.1935/2.1936 - захвачен Германией в октябре 1939),
"Mewa" (SG, 1934/10.1.1935/10.1935 - погиб 3.9.1939),
"Rybitwa" (PSM, 5.1934/26.4.1935/12.1935 - погиб 3.9.1939),
"Czapla" (WPM, 1937/22.8.1938/8.1939 - погиб 14.9.1939),
"Zuraw" (WPM, 1937/ 22.8.1938/8.1939 - захвачен Германией в октябре 1939)

185/203т; 45x5,5x1,6 м; 2 диз., 1050 л.с., 18 уз. Эк. 30 чел. 1x1- 75-мм/35 ("Czapla" и "Zuraw" - 1x1 - 13,2-мм пул.), 2 пул., 20 мин.
Наиболее крупные военные корабли польского флота собственной постройки. Четыре из них заказаны в 1933 г. для замены бывших немецких тральщиков типа FM. Еще два тральщика ("Czapla" и "Zuraw") заказаны в соответствии с программой 1936 г.
"Jaskolka" и "Czapla" потоплены герм, авиацией 14.9.1939 в Ястрани. "Mewa" и "Rybitwa" потоплены 3.9.1939 герм, авиацией в ВМБ Хель. Подняты немцами в ноябре 1939 г. и переименованы в "Putzig" и "Rixhoft". В 1940 г. переклассифицированы во вспомогательные суда и переименованы в TFA-9 и TFA-8 соответственно. "Czajka" захвачен герм, войсками в Вестерплятте, вошел в состав Кригсмарине в качестве вспомогательного судна под названием TFA-11. В мае 1945 г. TFA-8, TFA-9, TFA-11 капитулировали в Киле и в 1946 г. возвращены Польше. "Zuraw" захвачен герм, войсками в октябре 1939 г. и под названием "Oxhoft" вошел в состав Кригсмарине. После войны возвращен Польше.

ДРУГИЕ БОЕВЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КОРАБЛИ

Канонерские лодки типа "General Haller" - 2 единицы

"General Haller" (CV, 1916/н.д./5.1921 -погиб6.9.1939),
"Komendant Pilsudski" (CV, 1916/Н.Д./1921 -затоплен 30.9.1939)
342/441 т; 50,1x6,8x2,3 м; 2 ПМУ, 2 ПК, 1150 л.с., 15 уз., 70 т угля, 700 (15) миль. Эк. 49 чел. 2 х 1 - 75-мм, 1x2 - 13,2-мм пул.
Бывшие сторожевые корабли русского флота типа "Водорез" (серия из 6 единиц), к началу революции находились в постройке, после которой захвачены финнами и включены в состав своего флота под названиями "Turunmaa" (б. "Водорез") и "Karjala" (б. "Лунь"). В 1921 г. куплены Польшей и переименованы в "General Haller" и "Komendant Pilsudski" соответственно.
Первоначально помимо 75-мм орудий несло еще 2x1 47-мм пушки, но перед Второй мировой войной последние заменены на 1x213,2-мм зенитный пулемет.
"General Haller" потоплен 6.9.1939 в ВМБ Хель герм, авиацией.
"Komendant Pilsudski" затоплен экипажем 30.9.1939 в ВМБ Хель. Поднят немцами и под названием "Heisternest" включен в состав Кригсмарине. В 1943 г. переименован в М-3109. 16.9.1943 потоплен в Нанте авиацией союзников.


Фото канонерки "Komendant Pilsudski"

Мониторы типа "Krakow" - 2 единицы

"Krakov" (Z, 1924/Н.Д./8.1926 - затоплен 21.9.1939),
"Wilno" (Z, 1924/ н.д.Л 0.1926 -затоплен 19.9.1939)
70/90 т; 35x6,1x0,4 м; 2 диз., 140 л.с., 7,3 уз. Бронирование 5 - 8 мм. Эк. 29 чел. 1 х 1 и 1 х 2 - 100-мм гаубицы, 1 или 2x2 - 13,2-мм зен. пул.
Заказаны 31.12.1923. Первые корабли, спроектированные и построенные в Польше. Первоначально вооружение состояло из двух 75-мм пушек в башне, вращающейся вокруг боевой рубки и 100-м гаубицы во второй башне гораздо меньших размеров. В 1932 г. перевооружены. "Wilno" затоплен экипажем 19.9.1939 около Особовиц.
"Krakov" затоплен экипажем 21.9.1939 на р. Пине. В том же месяце поднят советскими войсками и введен в строй РККФ 24.10.1939 под названием "Смоленск".

Мониторы типа "Warszawa" - 4 единицы

"Horodyszcze" (DW, 1920/1920/8.1920 - затоплен 18.9.1939),
"Pinsk" (DW, 1920/1920/10.1920 -затоплен 18.9.1939),
"Torun" (DW, 1920/1920/12.1920 - затоплен 18.9.1939),
"Warszawa" (DW, 1920/ 1920/8.1920 - затоплен 18.9.1939)
110/126 т; 34,5/34,7x5,1x0,8 м; 3 диз., 200 л.с., 8,6 уз. Бронирование 8 мм. Эк. 41 - 44 чел. 1 х 1 и 1 х 2 - 75-мм, 4 пул.
Речные мониторы. Первоначально вооружение состояло из 2 х 1 105-мм пушек. В 1930-х гг. перевооружены.
"Horodyszcze", "Pinsk", "Torun" и "Warszawa" затоплены экипажами 18.9.1939 на р. Припять. Подняты советскими войсками в сентябре - октябре 1939 г. и вошли в состав РККФ под названиями "Бобруйск", "Житомир", "Винница" и "Витебск" соответственно.

Прочие речные корабли
Помимо мониторов, в состав польских речных флотилий входили однотипные бронекатера "Zuchwala" и "Zawzieta" (построены в 1932 - 1933 гг., 32 т; 18,1x4,6x0,6 м; 1 диз., 120 л.с., 5,6 уз. Эк. 17 чел. 1х1 100-мм гаубица, 1х1 37-мм, 2 пул. - затоплены экипажами 19.9.1939), близкий к ним по типу "Zaranda" (построен в 1933 - 1935 гг., 35,2 т; ; 18,1x4,6x0,5 м; 2 диз., 120 л.с., 5,6 уз. Эк. 15 чел. 1x1 100-мм гаубица, 1x1 37-мм, 2 пул. - затоплен экипажем 19.9.1939) и 6 вооруженных колесных пароходов водо­измещением от 48 до 146 т и оснащенных 37 или 75-мм орудиями