Какой традиционный народный промысел урала. Народные промыслы свердловской области. Исторические предпосылки и условия становления народных художественных ремёсел русского населения


3 Все началось в 1747 году, когда тульский купец Яков Коробков поставил на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод. Место для основания завода было выбрано не случайно: Урал богат чугуном, а качество местных формовочных песков - уникально, к тому же в достатке имелась древесина для производства угля.


4 К моменту, когда завод перешел во владение горнозаводчиков Демидовых в 1751 году, изделия каслинских умельцев уже почитались в Европе и Азии. К моменту, когда завод перешел во владение горнозаводчиков Демидовых в 1751 году, изделия каслинских умельцев уже почитались в Европе и Азии.


Годы стали годами рассвета чугунного художественного литья. Впервые Каслинский завод был удостоен золотой награды - Малой золотой медали Вольно-Экономического общества в 1860 году. Далее последовали выставки в Санкт-Петербурге, Париже, Лондоне и др годы стали годами рассвета чугунного художественного литья. Впервые Каслинский завод был удостоен золотой награды - Малой золотой медали Вольно-Экономического общества в 1860 году. Далее последовали выставки в Санкт-Петербурге, Париже, Лондоне и др.


6 Особым историческим событием для Каслинского завода является Всемирная выставка прикладного искусства в Париже в 1900 году. Каслинские мастера отлили громадный чугунный павильон-дворец в византийском стиле по проекту Е.Баумгартена, поразивший заграницу сказочностью замысла и дерзостью воплощения.


7 Украшающая вход в павильон скульптура Н.Лаверецкого "Россия", изображающая женщину-воина, с достоинством и уверенностью в своих силах оберегающую мир, готовую к своей победе, стала его важнейшим элементом. Этот павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду - "Гран- при". Конечно же, после этого появилось множество желающих купить его. Однако покупатели хотели приобрести павильон только вместе со всеми выставленными в нем экспонатами, включая и статую "Россия". В свою очередь, русские доверенные лица, уполномоченные провести сделку, согласились со всеми условиями покупателей, кроме одного: они отказались продать "Россию" - ту самую скульптуру, что символизировала русскую державу. "Россия" не продается!" - эта фраза решила исход дела. Сделка не состоялась, и статуя, как и весь павильон, вернулась на Родину.


8 Литейные традиции и особая техника не утрачены и сейчас, бесценный опыт, передаваемый из поколения в поколение, позволяет современным мастерам создавать великолепнейшие образцы. Литейные традиции и особая техника не утрачены и сейчас, бесценный опыт, передаваемый из поколения в поколение, позволяет современным мастерам создавать великолепнейшие образцы. Ассортимент изделий из чугунного литья необычайно разнообразен. Ассортимент изделий из чугунного литья необычайно разнообразен.




10 "Баран" "Кони на воле" "Девушка, идущая по бревну" "Конь" «Суворов»


11 "Дон Кихот""Геркулес" «Три богатыря"






15 Юрий Долгорукий Автор скульптуры С.М. Орлов Майя Плисецкая Автор Е.Янсон-Манизер Старуха с прялкой. По модели В.Ф. Торокина, 1890 г.


18 Если Вы испытываете затруднения по поводу подарка, допустим, Вашего начальника или коллеги, то скульптура из Касли будет самым достойным презентом. Каслинское литье является неотъемлемым атрибутом русского культурного наследия, оно востребовано постоянно. Сейчас принято украшать кабинеты, офисы изящными скульптурами из металла. Ценность их определяет вовсе не материал, из которого они изготовлены, а то мастерство, благодаря которому и удается воплотить в жизнь самые смелые замыслы творца.


19 Для презентации использованы: -Интернет-ресурсы Гилодо А. "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования", ноябрь-декабрь Каслинское художественное литьё. Набор открыток, М., Пешкова И.М. «Искусство каслинских мастеров», Челябинск, 2005.






3 Все началось в 1747 году, когда тульский купец Яков Коробков поставил на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод. Место для основания завода было выбрано не случайно: Урал богат чугуном, а качество местных формовочных песков - уникально, к тому же в достатке имелась древесина для производства угля.


4 К моменту, когда завод перешел во владение горнозаводчиков Демидовых в 1751 году, изделия каслинских умельцев уже почитались в Европе и Азии. К моменту, когда завод перешел во владение горнозаводчиков Демидовых в 1751 году, изделия каслинских умельцев уже почитались в Европе и Азии.


Годы стали годами рассвета чугунного художественного литья. Впервые Каслинский завод был удостоен золотой награды - Малой золотой медали Вольно-Экономического общества в 1860 году. Далее последовали выставки в Санкт-Петербурге, Париже, Лондоне и др годы стали годами рассвета чугунного художественного литья. Впервые Каслинский завод был удостоен золотой награды - Малой золотой медали Вольно-Экономического общества в 1860 году. Далее последовали выставки в Санкт-Петербурге, Париже, Лондоне и др.


6 Особым историческим событием для Каслинского завода является Всемирная выставка прикладного искусства в Париже в 1900 году. Каслинские мастера отлили громадный чугунный павильон-дворец в византийском стиле по проекту Е.Баумгартена, поразивший заграницу сказочностью замысла и дерзостью воплощения.


7 Украшающая вход в павильон скульптура Н.Лаверецкого "Россия", изображающая женщину-воина, с достоинством и уверенностью в своих силах оберегающую мир, готовую к своей победе, стала его важнейшим элементом. Этот павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду - "Гран- при". Конечно же, после этого появилось множество желающих купить его. Однако покупатели хотели приобрести павильон только вместе со всеми выставленными в нем экспонатами, включая и статую "Россия". В свою очередь, русские доверенные лица, уполномоченные провести сделку, согласились со всеми условиями покупателей, кроме одного: они отказались продать "Россию" - ту самую скульптуру, что символизировала русскую державу. "Россия" не продается!" - эта фраза решила исход дела. Сделка не состоялась, и статуя, как и весь павильон, вернулась на Родину.


8 Литейные традиции и особая техника не утрачены и сейчас, бесценный опыт, передаваемый из поколения в поколение, позволяет современным мастерам создавать великолепнейшие образцы. Литейные традиции и особая техника не утрачены и сейчас, бесценный опыт, передаваемый из поколения в поколение, позволяет современным мастерам создавать великолепнейшие образцы. Ассортимент изделий из чугунного литья необычайно разнообразен. Ассортимент изделий из чугунного литья необычайно разнообразен.




10 "Баран" "Кони на воле" "Девушка, идущая по бревну" "Конь" «Суворов»


11 "Дон Кихот""Геркулес" «Три богатыря"






15 Юрий Долгорукий Автор скульптуры С.М. Орлов Майя Плисецкая Автор Е.Янсон-Манизер Старуха с прялкой. По модели В.Ф. Торокина, 1890 г.


18 Если Вы испытываете затруднения по поводу подарка, допустим, Вашего начальника или коллеги, то скульптура из Касли будет самым достойным презентом. Каслинское литье является неотъемлемым атрибутом русского культурного наследия, оно востребовано постоянно. Сейчас принято украшать кабинеты, офисы изящными скульптурами из металла. Ценность их определяет вовсе не материал, из которого они изготовлены, а то мастерство, благодаря которому и удается воплотить в жизнь самые смелые замыслы творца.


19 Для презентации использованы: -Интернет-ресурсы Гилодо А. "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования", ноябрь-декабрь Каслинское художественное литьё. Набор открыток, М., Пешкова И.М. «Искусство каслинских мастеров», Челябинск, 2005.





Первым делом определимся с терминами: ремесло — это когда прямыми руками делают что-то полезное в быту, а промысел это примерно то же самое, но (в нашем случае) еще и для красоты. Кстати, добывать мясо моржа или рог единорога для продажи — это тоже промысел, но мы именно о рукоделии.

Первым делом на ум приходит, конечно, художественное литье в Каслях и Кусе. А между тем, не чугуном единым жил регион, но и баянами, и самогоном. Ну, давайте по порядку.

Ушата, бочки и прочие шайки

Практически до XX столетия бондари, то есть мастера по изготовлению бочек, были в южноуральских деревнях и городах людьми почетными, но не слишком уж редко встречающимися. Нынче же ремесло загублено практически напрочь: во-первых, резко упали объемы заготовки солений и домашних вин, во-вторых, бочки можно делать и в промышленных условиях… правда, результат будет не аутентичный.

Есть, однако, в Челябинской области мастера, взявшийся возродить бочковое искусство. Например, энтузиасты-бизнесмены Затеев и Дьячков собрали воедино опыт бондарей, до какого только “смогли дотянуться”, и наладили целое предприятие. В ассортименте — бочки для засолки, шайки, ушата, запарники для веников… С винными бочками все не так просто, для них годится только дуб, который надо везти с Кавказа. Такие изделия действительно будут “на вес золота”.



Уральские валенки

Там, где -30 это обычное дело, без валенок просто никак. Ну не было до революции никаких альтернатив валяной обуви. Пимокаты (спецы по валенкам) трудились в Верхнеуральском, Кизильском, Нагайбакском районах. Одним из ведущих действующих производств считается цех в Агаповском районе. В месяц — 500-600 пар. Более ста лет хранят традиции и пимокаты Бродокалмака.

Нынче спрос упал, лица “на гражданке” щеголяют в ботинках и сапогах, а военнослужащие — в специальной обувке (в берцах). Но валенки возвращаются в моду, тем более выглядят они теперь ну очень эстетично, расшиты орнаментами и цветов разнообразных.



Каслинский баян

Родина Каслинского литья раскрыла себя с неожиданной стороны. Оказывается, еще до войны здесь изготавливали баяны. Так, например, в газете «Каслинский рабочий», №58 от сентября 1937 года читаем следующее: “Слесарь Каслинской школы шоферов и автомехаников Скулкин создал ориги нальный музыкальный инструмент, назвав его “Баян-оркестр”. Инструмент имеет вид небольшого, красиво отделанного столика, на котором горизонтально, подобно пианино, расположена басовая и голосовая клавиатуры. С помощью специальной педали сидящий за столиком музыкант ногой накачивает воздух в меха баяна… 5 сентября 1937 года в клубе им. И. М. Захарова состоялось общественное прослушивание изобретения музыканта-умельца. Мелодичная и достаточно громкая музыка вызвала восторг у присутствующих. Инструмент получил полное одобрение у музыкантов поселка”.


Самогон и аппаратура


Спиртное дорожает, качество его — падает. И в активе каждого второго любителя заложить за воротник всегда найдется история про “тот самый самогон”, который варила в его родной деревне заветная бабуля. Действительно, о достаточно активной деятельности дворовых бутлегеров на Урале известно давно, слово “самогон” же вошло в обиход сразу после революции. Не стоит путать самогоноварение с производством контрафакта, “паленки”: обычно объемы выработки у самогонщика столь ничтожны, что хватает едва-едва обеспечить соседей, о выходе на сколь-нибудь значимый рынок говорить не приходится.

Напомнить о старом “дяде Сэме”, как кличут самогонку в народе, взялись производители дистилляторов. В Челябинске, к примеру, есть цех, который сначала паял именно устройства для очистки воды, но после небольшой доработки технологической линии, предприниматели выпустили на прилавки самогонные аппараты. Нетрудно догадаться, новое изделие стало пользоваться куда большим спросом, чем дистилляторы.

Призываем вас соблюдать умеренность в употреблении алкоголя, а лучше отказаться от него полностью даже без наличия к тому медицинских показаний.



Златоустовская гравюра

В трех словах об этом культурном явлении рассказать сложно. Гравировкой изначально украшали исключительно холодное оружие… не только сувенирное, в общем, а и вполне себе убивающее. С 1829 года Златоустовская оружейная фабрика — постоянный гость промышленных выставок, в том числе всемирных. А вот к концу XIX века дело пошло на спад: с помощью промышленной штамповки можно было украсить тысячу клинков за то время, пока мастер вручную работает над одним-единственным.

К счастью, советская власть вовремя прозрела, что граверное искусство еле дышит и его можно потерять навсегда. Сейчас искусствоведы выражают мнение, что пациент скорее жив, чем мертв, тем более капитализм открыл новую нишу рынка: “очень дорогие подарки для очень дорогих людей (читай: олигархов)”, в которой гравюра чувствует себя уютно.



Традиционный костюм

Регион у нас, с точки зрения этнического состава, похож на тот хипстерский смузи: ингредиентов много, а попробуй разберись, где кто, так все перемешалось. То же и с традиционным костюмом: в емкое понятие “костюм Южного Урала” вложились и башкиры, и татары, и финно-угры, и даже казахи. Тем не менее, исследователи отмечают: вышивка у нас встречается весьма специфическая, традиционная для региона.

Уральская вышивка крестом представляет собой старинный орнамент — это геометрические фигуры (в том числе древний знак плодородия) и геометризированные изображения звезд, птиц, растений. Разумеется, все создавалось руками, на пяльцах или без оных, и никаких вышивальных машин.



Гончарное дело

Чуть ли не во всех крупных городах и во многих селах существовало гончарное производство. В Челябинске известна мастерская гончарных изделий Ложкина на Западном бульваре (ныне Свердловский проспект); также стояли кустарные горшечные сараи (близ Красных казарм).

Глина у нас в регионе хорошая. Например, сырье, добываемое у озера Мисяш отправляли аж в Санкт-Петербург, на Императорские заводы. До середины XX века гончары работали в Чебаркуле, Верхнеуральске, Троицке.



Фарфор

Южноуральский фарфоровый завод — один из первых в СССР, основан в 1961 году. Сайт предприятия не обновлялся с 2001 (!) года, до того времени предприятие исправно выпускало заурядный сервиз невзыскательному потребителю. А вот во времена великого Союза продукция была довольно нетривиальная, просто посмотрите на фото!



На фото: статуэтка "Девушка с изоляторами"
Камнерезы

С такими богатейшими залежами драгоценных и полудрагоценных минералов — а добывали у нас качественный мрамор, аметисты, топазы, опалы, яшму, малахит, гранат, всего и не перечислить — Челябинская область стала одним из мировых центров промысла камнерезов. Разведали россыпи еще в екатерининские времена. Собственно, “накрыло” камнерезным бумом весь Урал — Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Магнитогорск… Мраморным декором для храмов сейчас плотно занимается предприятие в селе Коелга. А “ювелиркой” с камнями — огромное количество “частников” и цехов сувенирной продукции.



Кузнечное дело

Казалось бы, современным кузнецам фронта работ совсем уж не осталось: лошадей все меньше, скобяные изделия и метизы проще купить в магазине, чем ковать. Но тем не менее труженики молота и наковальни не сдают позиции, объединяются в творческие кластеры и даже проводят собственные фестивали.

Введение

1 ЮЖНЫЙ УРАЛ

1.1 Исторические предпосылки и условия становления народных художественных ремёсел русского населения Южного Урала

1.2 Уральская домовая роспись

1.3 Камнерезное искусство Урала

1.4 Уральское чугунное литьё

1.5 Гончарство и глиняная игрушка

2 ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

2.1 Каслинское литьё

2.2 Златоустовская гравюра на стали

2.3 Художественная обработка меди

3 ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

3.1 Пуховый платок

4 БАШКОРТОСТАН

4.1 Резьба по дереву, посуда из дерева, веретённые изделия

4.2 Хлопчатобумажные комбинаты

Заключение

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

АЛЬБОМ ПРИЛОЖЕНИЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ А. ЮЖНЫЙ УРАЛ

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ В. ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. БАШКОРТОСТАН


ВВЕДЕНИЕ

Приобщение современного человека к традиционному искусству своего народа значимо для его эстетического и этического воспитания, именно на этой основе вырастает уважение к своей Земле, Родине, происходит возрождение национального самосознания. Это определяется спецификой традиционного прикладного искусства как векового культурного опыта народа, основанного на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах народного искусства. Народное искусство поражает двумя особенностями (наряду с другими): всеохватностью и единством. «Всеохватность» - это пронизанность всего, что выходит из рук и уст человека, художественным началом. Единство - это, прежде всего единство стиля, народного вкуса» (Д.С. Лихачёв). Народное декоративно-прикладное искусство - одна из проверенных временем форм выражения эстетического восприятия человеком мира.

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.

Определение понятий «промысел», «ремесло» в специальной литературе остается дискуссионным. Условно под ремеслом подразумевается мелкое ручное производство меновых ценностей. Ремесло преобладало до появления крупной машинной индустрии, частично сохранилось наряду с ней до настоящего времени. Условность ручного способа производства как основой признака ремесла, закрепленного «Уставом о промышленности фабричной и заводской» 1893, проявляется при сопоставлении ремесленных заведений с фабричным: «Мануфактуры, фабрики и заводы отличаются от ремесел тем, что имеют в большом виде заведения и машины; у ремесленников же нет их, кроме ручных машин и инструментов».

Бесспорным остается определение ремесла как профессиональные занятия, для которого характерны: мастерство ремесленника, позволяющее производить высококачественные, а часто и высокохудожественные изделия; мелкий характер производства; применения простых орудий труда.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов Южного Урала любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.

Еще до середины 20 века в России были востребованы в жизни различные виды традиционных ремесел, такие как гончарство, ткачество, кузнечное дело и многие другие. В крестьянском и отчасти в городском быту продолжала существовать жизненная потребность в глиняных сосудах или тканых дорожках, пока на смену им не пришла фабрично-заводская продукция из новых материалов. Сегодня носителей, хранителей и творцов народной художественной культуры остается все меньше, особенно в сфере прикладного творчества.

Большое значение в развитии промыслов, а затем и в изучении их состояния, имели Всероссийские художественно-промышленные выставки, устраиваемые в крупных российских городах: Москве (1831), Санкт-Петербурге (1829, 1870, 1902 и далее), Нижнем Новгороде (1896), Казане, Екатеринбурге (1887), а также участие русских кустарей в заграничных ярмарках и всемирных выставках в Париже (1900, 1904), Лейпциге (1907 и др.). В изучении развития фабрично-заводской и кустарной промышленности Южного Урала важное значение имеют исследования М.Д. Машина. Ученый, опираясь на документальные материалы, показывает уровни и объемы развития мелкотоварной промышленности и интересующих нас ремесел по обработке волокнистого сырья (ткацкое), дерева, бересты, металла. Основные тенденции развития кустарной промышленности Урала различных периодов изучались также историками А.А. Кандрашенковым, П.А. Вагиной, Л.В. Ольховой. Вопрос влияния мелкотоварной промышленности Урала на декоративно-прикладное искусство края второй половины 19 начала 20 века ставит и освещает в научных статьях Л.Б. Алимова.

Центральной темой исследований Б.В. Павловского явилось декоративно-прикладное искусство промышленного характера (чугунное литье, камнерезное искусство, художественная обработка оружия, изделия из меди, роспись металлических изделий, фаянс, фарфор).

Целью данной работы для меня являлось изучение художественных промыслов и деятельность предприятий занимающихся выпуском изделий художественных промыслов по Южному Уралу, их развития и размещения на территориях: Челябинской, Оренбургской областях и Башкортостане. Для этого ставятся следующие задачи:

1) изучить систему формирования центров художественных ремесел на Южном Урале,

2) вследствие чего произошло формирование тех, или иных центров художественных ремесел на Южном Урале, Оренбургской, Челябинской областях и Башкортостане,

3) составить несколько альбомов – приложений, состоящих из наиболее важных иллюстраций различных видов художественных ремесел.

1.1 Исторические предпосылки и условия становления народных художественных ремёсел русского населения

Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Средства существования он добывал примитивными способами. Всякая деятельность в первобытном обществе могла быть только коллективной. Разделение труда осуществлялось только на труд мужской (война, охота) и труд женский (приготовление пищи, изготовление одежды, ведение домашнего хозяйства); в то время даже керамическое производство было домашним женским делом. Необходимость совместного труда обусловила общую собственность на орудия труда, на землю, на продукты производства. Имущественного неравенства еще не было.

Зачатки искусства тогда тоже носили коллективный характер. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, то есть делал тем самым обычные вещи произведениями искусства. Нередко форма изделия и его орнамент имели еще и магическое, культовое назначение. Так, один и тот же предмет мог одновременно удовлетворять реальные потребности человека, отвечать его религиозным взглядам и соответствовать его пониманию красоты.

Эта нерасчлененность, слитность функций древнего искусства была характерной чертой и искусства древних восточных славян, которое было неотделимо от их быта. Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне, было обработка металла.

Древняя Русь знала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными была ковка, литье, чеканка, филигрань и зернь.

Наиболее высокого уровня развития в это время достигло ювелирное искусство.

Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В 9–10 вв. Киевская Русь уже знает гончарный круг, появление которого означало переход керамического производства из рук женщин, занятых домашним трудом, в руки мужчины-ремесленника. Гончарные мастерские изготовляли посуду, домашнюю утварь, игрушки, предметы церковного обихода, изразцы - декоративные керамические плитки, которые использовались в архитектуре как отделочный материал.

В древней Руси было развито также и искусство ремесленников-камнерезов: резчиков икон и литейных форм, гранильщиков бус. Работало множество косторезных мастерских, массовой продукцией которых были гребни самых разнообразных форм, а также предметы культового назначения: кресты, иконы и так далее.

Ремесленники Древней Руси в основном выполняли изделия на заказ. По своему социальному положению они входили в различные группы населения. В городах уже работали свободные мастера: иконописцы, златокузнецы, чеканщики, кузнецы, игрушечники и другие. Вместе с тем на боярских и княжеских дворах, в поместьях и вотчинах трудились закрепощенные мастера-холопы. В монастырях также работали ремесленники. Следует отметить, что в Древней Руси не ко всем видам ремесел относились одинаково. Были профессии более «почитаемые», такие, как иконописное, златокузнечное дело, и были «черные», «грязные», как, например, гончарное дело.

Основными видами женского художественного творчества в Древней Руси были узорное ткачество в частности, «бранное», вышивка по холсту, золотое шитье, «шелковое прялочное дело».

На первом окружном уральском фестивале "Народные промыслы" в Екатеринбурге все регионы УрФО представили изделия местных мастеров. От их разнообразия глаза разбегались. Прямо как у Гоголя: "Чего только нет на той ярмарке!" Но как редкая птица долетит до середины Днепра, так и редкий мастер заработает себе на хлеб с маслом. Почему, попытался выяснить корреспондент "РГ".

Ярмарка без покупателей

Согласно федеральному закону народный промысел - это деятельность творческая, локализованная географически в так называемых местах традиционного бытования. Экономисты и историки указывают еще одну, возможно, ключевую характеристику - это "источник добывания средств существования". А с этим как раз непросто. Так, если зрителей на фестивале было много, то покупателей - единицы.

Восхищаются, но не покупают, - сетует кружевница Елена Епифанова. - В понимании публики наши изделия - это недорогая и малогабаритная "сувенирка". Но, например, вот эта накидка - полтора месяца моей работы, и получить за нее хотелось бы соответственно.

Продукция народных промыслов зачастую неконкурентоспособна, поскольку малая эффективность господдержки и высокая доля ручного труда делают эти изделия слишком дорогими, - считает президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин. - И мы просто обязаны помочь мастерам наладить продвижение их продукции в современном формате.

Проведение фестиваля - один из пунктов стратегии развития народных промыслов России, разработанной Минпромторгом РФ. По замыслу авторов, ремесла выйдут на новый уровень развития, если открыть для них рынки сбыта за счет организации подобных масштабных мероприятий.

В этот раз в Екатеринбурге мастера продемонстрировали удивительные вещи - меховую мозаику, одежду из крапивы, кукол из утиных клювов... Наиболее эффектно "выступили" ямальцы, поставившие чум в выставочном зале. Внутри восьмилетняя рукодельница Лиза показывает, как плетут бисер и режут кость. Занимается этим сызмальства по примеру родителей, которые работают в окружном Доме ремесел - "эпицентре" развития традиционных народных промыслов на Ямале.

Регионы бытования

Коллегам из других уральских регионов остается только позавидовать ямальцам, где региональная система поддержки промыслов действительно развита. В округе регулярно проводятся фестивали-выставки - до 50 мероприятий организует только салехардский Дом ремесел, а в автономии таких три, и в каждом есть мастерские, галерея и салон для продажи изделий. Из наиболее выдающихся образцов формируется художественный фонд Ямала, насчитывавший на начало года 1944 предмета. Всего в прошлом году на адресную подпрограмму сохранения промыслов окружной бюджет выделил 439 миллионов рублей. Производителям, помимо налоговых льгот, маркетинговых и методических услуг, предоставляются гранты. Например, в этом году по 200 тысяч рублей получили четыре ремесленника, по 700 тысяч - пять промысловых предприятий, а определенный по конкурсу "мастер года" поощрен 80 тысячами.

К сожалению, в Свердловской области масштаб иной: звание мастера и хранителя ремесел оценивается более скромно - 50 тысячами рублей премируют четыре-пять человек в год. Профильной госпрограммы не существует, она только разрабатывается. Хотя разговоры о необходимости ее принятия ведутся уже много лет.

По данным областного экспертного совета, на Среднем Урале в 11 местах бытования народных промыслов работают 300 мастеров и около 50 мелких организаций. В региональном минпромнауки подсчитали, что в 2016 году они произвели продукции на 77,8 миллиона рублей - на пять процентов меньше, чем годом ранее.

За десять лет в небытие канули туринская игрушка, богдановичский фарфор, буткинские ковры, режевская расписная деревянная посуда…

10 лет назад на Среднем Урале было более 60 таких предприятий. За это время вместе с фабриками в небытие канули туринская игрушка, богдановичский фарфор, буткинские ковры, режевская расписная деревянная посуда, камнерезные и ювелирные изделия, изготовленные в поселке Малышева… Список можно продолжить.

Поддержать падающего

На Среднем Урале осталось всего два промышленных производства изделий народных промыслов. Первое - фарфоровый завод в Сысерти. Два года назад область приняла на баланс половину акций предприятия, находящегося в предбанкротном состоянии, погасила долги по зарплате и, как заявляют чиновники, возможно, даже выступит инвестором. На днях депутаты Заксобрания региона предложили продать завод, содержать который довольно накладно для бюджета. Однако для оздоровления и "предпродажной подготовки" этого актива, по данным областного мингосимущества, требуется 152 миллиона рублей. Для сравнения: по словам главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, в 2017 году госфинансирование всей сферы народных промыслов составит 450 миллионов рублей.

Второе предприятие - керамический завод в Таволгах - в лучшем положении. Однако, как признается его директор Александр Назаров, без федерального субсидирования примерно двух третей стоимости электроэнергии производство глиняной посуды закрылось бы. Объем выпуска - 200-300 тысяч рублей в месяц. В структуре цены глазурованного горшка электричество составляет половину, еще 40 процентов - зарплата, оставшиеся десять процентов - сырье и материалы. Глины на Урале хватает, со сбытом тоже проблем нет: четверть продукции реализуют в собственном магазине в Екатеринбурге, 40 процентов продают оптом, остальное раскупают туристы, которых на предприятии принимают до 20 тысяч ежегодно.

Не вижу я никакой региональной поддержки, - говорит Назаров. - Скажем, туризм - большое для нас подспорье, но как туристам добираться по нашим кочкам?

Таволги в стороне от больших дорог. По словам керамиста, он не раз просил областных чиновников выделить деньги и построить десять километров асфальта - выход на Алапаевский тракт. Это как минимум повысило бы туристическую привлекательность объекта.

Потерявши плачем

Турпоток избавляет от главной для большинства народных промыслов "головной боли" - заботы о рынке сбыта. Увы, маркетингу ремесленники не обучены. Вкупе с другими проблемами - нехваткой финансов, высоким износом оборудования, сокращением сырьевой базы - это, по мнению председателя правления ассоциации "Народные художественные промыслы России" Геннадия Дрожжина, ведет к тому, что ремесла вот-вот достигнут точки невозврата.

Нужно развивать индустрию сбыта, - уверен Дрожжин. - У нас единицы специализированных салонов на всю Россию. Например, в Нижнем Новгороде не магазин - жемчужинка! 700 квадратных метров, которые посещали все известные люди, от Ельцина до Тэтчер. Почему бы не выделить такие же помещения в каждом миллионнике? Регионы должны заботиться о промыслах, ведь это прежде всего духовность, а не экономика.

На недавнем круглом столе в Екатеринбурге предложили устраивать презентации изделий ремесленников на совещаниях, где собираются руководители - более платежеспособная категория, чем обычные посетители ярмарок (кстати, Минпромторг РФ предлагает разрешить чиновникам получать подарки дороже трех тысяч рублей при условии, что это изделия народных промыслов).

Другое предложение - "скрестить" традицию и современный дизайн. К примеру, использовать элементы чугунного литья и мотивы традиционной домовой росписи в интерьерах гостиниц. Тем более что у гостей региона есть спрос на аутентичность. Например, туристы из Китая несколько лет назад прислали заявку: "Хотим жить в центре Екатеринбурга, но в традиционных русских избах". Сейчас, увы, даже сувениры с местным колоритом непросто найти, за исключением бажовских ящерок да шкатулок (к слову, из заирского, а не уральского малахита).

Необходима поддержка организации ярмарок, фестивалей, - считает исследователь народных промыслов Урала Ольга Крутеева. - И информирование. Взять хотя бы тагильский поднос: до тагильчан такого никто не делал, всем известные жостовские появились позже. Наша уральская уникальность - в соединении традиции с промышленностью, этот промысел и возник как дополнение к производству. Но даже местные школьники о гжели слышали, а об урало-сибирской росписи - ничего.

прямая речь

Денис Мантуров, министр промышленности РФ:

За рубежом наше традиционное искусство всегда ценилось и до сих пор скупается за баснословные деньги, в то время как мы, поклоняясь разрекламированным брендам, забываем о своих национальных шедеврах. Долгое время россияне покупали изделия народного творчества в лучшем случае как подарок или туристический сувенир. Сейчас ситуация меняется, возрождается интерес россиян к народным художественным промыслам. Пришло понимание, что это не просто предметы декора или домашнего обихода, а своего рода национальные символы, представляющие своеобразие нашей страны, ее индивидуальность. Они, без преувеличения, основа отечественной культуры. Именно поэтому сохранение и поддержка промыслов - важнейшая государственная задача.