"век просвещения". Выставка «Мир открыток» - это наша история

Новая выставка в Российском этнографическом музее "Народы России" представляет посетителям уникальные предметы, многим из которых более 200 лет и которые впервые были показаны на Первой этнографической выставке в Москве (апрель 1867 г.). Об истории этих экспонатов рассказывает не только выставка, размещенная в одном из центральных залов музея, но и каталог "Славяне Европы и народы России" (русс., англ. яз.), а также фильмы "Первая этнографическая выставка России" и "Образы народов Российской 60-х годов XIX века "

Традиционный костюм на Первой этнографической выставке 1867 г.

Входя в Московский манеж, где 23 апреля 1867 г. открылась выставка, посетители попадали в необычный мир, где на фоне ландшафтов, тщательно подобранных для каждого представленного региона, крестьянских жилищ и хозяйственных построек располагались группы фигур-манекенов, одетых в традиционные костюмы различных народов России и зарубежных славянских стран. На выставке было представлено около 300 манекенов в национальных костюмах, 450 комплектов и деталей одежды, 1100 предметов быта, а также музыкальные инструменты, модели построек и орудий труда, лубочные картинки и около 1600 фотографий.

Первая этнографическая выставка России была организована учеными, объединившимися вокруг Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Главным инициатором ее организации был известный антрополог А.П. Богданов. Программу выставки утвердил император Александр II в соответствии с докладом министра просвещения. Воплощением ее в жизнь занимались московские ученые, архитекторы, художники. Работа проводилась под общим руководством В.А. Дашкова - помощника попечителя Московского учебного округа, предоставившего значительную сумму денег на организацию выставки. Пожертвования поступали от членов императорской семьи и государственных деятелей, дарителями выступили также ученые, путешественники, любители старины - дворяне, купцы и разночинцы.

В процессе подготовки Выставки 1867 г. собирали не только предметы, записывали информацию о вещах и их владельцах, но выполняли также зарисовки и фотографии. Для изготовления манекенов, на которых демонстрировалась одежда, были приглашены скульпторы: профессор Н.А. Рамазанов, академик С.И. Иванов, а также художники М.Л. Севрюгин, Я.М. Яковлев, С.П. Закревский, А.М. Любимов и Гейзерт. Они работали на основании фотографий, полученных из разных регионов России, а в некоторых случаях - с натуры.

Научно-просветительной целью выставки было «распространение в массы сведений по изучению человека, знакомство с представителями разнообразного населения России и родственных ей стран, возбуждение интереса к изучению их населения и быта» 1.

Идея славянской общности как целостной системы, появившаяся в 1820-1830 гг. в результате процесса национального возрождения народов Центральной и Юго-Восточной Европы, была связана с ростом национального самосознания, формированием литературных языков, началом борьбы за освобождение и восстановление государственности западных и южных славян. Все представители славянского Возрождения обращались к России, единственному в то время независимому государству, в составе которого преобладающим был славянский компонент.

Выставка состояла их трех разделов. Первый, рассчитанный на рядовую публику, демонстрировал культуру разных народов России и зарубежных славян. Эта часть выставки была построена в виде обстановочных сцен, каждая из которых включала ряд точно отражающих антропологические типы фигур-манекенов в традиционной одежде в окружении подлинных предметов народного быта. Сцены выстраивались у различных построек, характерных для культуры конкретного этноса, на фоне пейзажей, типичных для той или иной местности, среди живых растений.

Второй и третий разделы выставки были рассчитаны на специалистов, интересующихся культурой народов. Здесь экспонировались «Фотографические снимки, альбомы и рисунки» с подлинными изображениями крестьян и мещан, выполненные по заказу устроителей (около 1500 работ). Кроме того, в этнографическом разделе были представлены костюмы, детали одежды, орудия труда, посуда, мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки, модели построек и пр. Третий раздел выставки содержал антропологические и археологические материалы 2.

На следующий день после торжественного открытия Этнографической выставки, почетным председателем которой был великий князь Владимир Александрович, экспозицию, расположенную в здании экзерциргауза - московского манежа, осмотрел император Александр II вместе с великим князем Александром Александровичем (будущим Александром III) и его женой Марией Федоровной.

Выставка рассказывала о традиционной культуре народов практически всех регионов Российской империи: русских и белорусов, украинцев и молдаван; эстонцев, латышей, финнов; коми-зырян, коми-пермяков, мордвы, марийцев, чувашей, татар и башкир; грузин, армян, черкесов; казахов, туркмен, таджиков; якутов, бурят, ненцев, хантов и манси, эскимосов, алеутов и др. Кроме того, были представлены материалы по славянскому населению Центральной и Юго-Восточной Европы, что позволило впервые одновременно экспонировать комплексы костюмов восточных, западных и южных славян.

История представления на Этнографической выставке коллекции одежды зарубежных славян связана с именем профессора Московского университета Н.А.Попова, который обосновал необходимость создания в рамках экспозиции особого славянского отдела следующим образом: «...Во-первых потому, что славяне должны служить в этом случае предметом первого и ближайшего сравнения при изучении русской народности как родственные ей племена; во-вторых, потому что в России из западных славян живут поляки, а из южных - сербы и болгары» 3.

За время работы выставки (с конца апреля до середины июня 1867 г.) ее посетило более 83 тысяч человек. Экспонаты выставки вошли затем в состав коллекций Московского Публичного и Румянцевского музеев под названием «Дашковский этнографический музей». В советское время они были переданы Музею народов СССР в Москве, а с 1948 г. хранятся в Российском этнографическом музее в С-Петербурге.

Анализ вещевых памятников, представленных на выставке 1867 г., убедительно свидетельствует о том, что в количественном отношении преобладали материалы, характеризующие традиционную одежду народов России и зарубежных славян. Известно, что и устроители Первой этнографической выставки, в том числе Василий Дашков и Нил Попов, считали основным предметом традиционный костюм: «Каждое племя предполагается представить с помощью манекенов в виде особой группы, которая по возможности должна изображать какую-нибудь характеристическую сцену из жизни племени. Одеяние, которое собственно и составляет предмет исканий Общества, должно быть местное, типическое и полное начиная с головы до ног, не измененное нововведениями» 4.

И это не удивительно, поскольку именно одежда, и это интуитивно чувствовали ее собиратели, сообщала информацию о возрасте, половой и этнической принадлежности индивида, о месте его проживания, социальном статусе, профессии носителя и др.

Представленные на выставке костюмы могли рассказать многое об эпохе, в которую были созданы. Предварительная работа по атрибуции этих ценнейших памятников, проведенная сотрудниками Российского этнографического музея, позволяет предположить, что многие из них могут быть датированы концом XVIII - началом XIX в., а это значит, что в настоящее время средний возраст этих предметов составляет около 200 лет.

Современные исследователи в области народной одежды отмечают удивительную полифункциональность традиционного костюма, насыщенного целым миром символов и знаков, составляющих пространство культуры, в котором они бытовали. Несомненно, это суждение относится и к экспонатам выставки.

При этом следует помнить, что традиционный костюм не существовал отдельно, как нечто изолированное, он был связан с различными предметами, функциональность которых говорила о едином культурном пространстве, в котором они существовали. Народный костюм диктовал манеру поведения и определял психологический настрой обладателя. Таким образом, одежда становилась отражением народного мировоззрения, передававшегося от поколения к поколению вместе с языком, вековыми традициями и тем духом, который впоследствии и составил сущность менталитета того или иного этноса.

Комплексный подход к анализу собрания традиционного костюма, экспонировавшегося на выставке 1867 г., открывает широкие перспективы для его историко-культурологического анализа как модели этнической культуры. Исследователей, несомненно, привлечет и ракурс его естественной функциональности, удивительной конструктивности, совершенно определенной комплексности, непревзойденной пластики орнаментов и колористики.

Даже предварительное исследование этой коллекции костюмов показало, что культурно-антропологический срез женского костюма гораздо разнообразнее и сложнее мужского. Женская одежда, строго отвечавшая соотношениям частей тела, по колориту и орнаментике имела специфические отличия не только по регионам, губерниям или уездам, но и по отдельным деревням, селам, аулам.

Мужской костюм, который значительно раньше был урбанизирован у многих народов, при наличии определенных вариантов, всегда состоял из рубахи, пояса и штанов, дополнялся верхней одеждой, головным убором и обувью. В мужском костюме значительно раньше, чем в женской одежде появились признаки профессиональных занятий.

Так, на выставке экспонировались промысловые костюмы рыбаков (русские, белорусы,), охотников (казахи, коми) и занимавшегося перевозкой рыбы чумака (украинцы). Наибольшую стабильность в традиционной культуре любого этноса сохраняли праздничная и свадебная одежда, которая украшалась гораздо богаче, тщательнее хранилась и передавалась из поколения в поколение. Праздничный костюм, несомненно, обладал знаковой (семиотической) функцией, отмечал социальную, этническую и возрастную принадлежность человека.

Выступая знаком половозрастного и семейного статуса, традиционный костюм опосредовано связывал человека с природой, зачастую, демонстрировал определенную зависимость от нее (например, зимняя и летняя одежда у народов Сибири). Он служил своего рода границей между телом (микрокосмосом) и миром (макрокосмосом).

Практически любой традиционный костюм обладал определенной символикой. Однако несомненным своеобразием отличалась ритуальная одежда, одной из важнейших задач которой было выделение человека из общего будничного ритма жизни. Изготовление подобной одежды происходило, в основном, домашним способом с помощью самодельных орудий труда и местного сырья. Но, несмотря на это, сделанные руками народных мастеров обрядовые вещи продолжали поражать рациональностью формы, гармоничностью цветовых сочетаний, богатством орнаментики, что свидетельствовало о таланте народа, его мастерстве и высоком художественном вкусе. Таковыми являются, например, представленные на выставке свадебные казахские костюмы.

Обрядовую одежду у восточнославянских народов (русских, украинцев, белорусов) шили из льняной, конопляной и шерстяной ткани домашнего изготовления, которая различалась по цветовой гамме и орнаменту. Вместе с тем, и это видно на экспонатах выставки, что уже с середины XIX века в крестьянской среде использовались фабричные ткани.

Для каждого народа был типичен свой набор элементов и покрой костюма, своеобразная орнаментация, излюбленные цветовые сочетания и декоративные приемы. Одним из наиболее распространенных способов отделки, известным практически всем славянским народам, была вышивка, которой украшали праздничные костюмы, верхнюю одежду, в том числе меховые мужские и женские безрукавки и шубы. Богато декорировали и традиционные, наиболее важные предметы свадебного ритуала, в том числе, головные уборы, свадебные полотенца. Помимо вышивки использовали кружево и узорное ткачество.

Особое значение в обрядовом костюме придавали цвету как средству наибольшей выразительности. Важно отметить, что при довольно стабильных формах народной одежды в костюмах этого типа всегда существовало разнообразие цветовых и орнаментальных комбинаций, обилие украшений. У разных народов существовали различные обозначения и названия цвета. В обрядовой одежде встречались практически все основные цвета, известные по шкале цветовосприятия: белый, красный, черный, зеленый, желтый, голубой, коричневый, фиолетовый, розовый, оранжевый, серый.

Наделяя цвет определенными психологическими свойствами, люди исходили из конкретных наблюдений. Так, у большинства народов белый цвет олицетворял чистоту и целомудрие и использовался в повседневной одежде. Красный цвет имел свою семантику и был связан с кровью. Он преобладал в одежде женщин репродуктивного периода, старухам же считалось неприлично носить одежду этого цвета. Красный цвет, наряду с белым, доминировал в свадебной обрядности многих этносов и служил символом любви, девственности, брака, брачной ночи. Он часто являлся оберегом, например, в одежде невесты, как бы отгораживая женщину от злых духов. Черный цвет у значительного числа этносов России был символом печали и траура. Цвет опасности и войны; он выражал также скромность и строгость. Зеленый цвет считался основным тоном лета, голубой практически повсеместно в ритуалах связывался с небесным миром, желтый - с богатством и властью.

Цвет, таким образом, играл существенную роль в традиционной одежде, сообщая определенную информацию о носителе данного костюма. При этом различие в цвете костюма воспринималось гораздо легче, чем изменения в крое или ткани, особенно на расстоянии. Цвет одежды как бы предупреждал собеседников, с кем они имеют дело и какую позицию нужно занять в отношении этой особы. Так, цвет одежды мог выступать как символ этнической и региональной принадлежности или как определитель возраста и пола, цвет выполнял функцию престижа или маркировал гражданское состояние носителя костюма.

Экспонируемые на Первой этнографической выставке комплексы одежды предоставляли зрителю уникальную возможность убедиться в разнообразии материалов, конструкций костюмов, цветовой гамме и декоре традиционной одежды представителей всех регионов Российской империи середины ХIХ в.

В 2007 году исполнилось сто сорок лет со дня проведения «Первой этнографической выставки 1867 года». Научные, культурные и в определенной мере политические идеи, заложенные при ее создании, не теряют своей актуальности и сегодня. Поэтому обращение к опыту предшественников для показа нашим современникам материалов Этнографической выставки 1867 года под названием «Народы России» представляется важным не только как дань исторической памяти, но и как свидетельство глубоких историко-культурных связей между многочисленными народами евразийского пространства. Экспонирование этого уникального собрания костюмов и предметов быта стало возможным благодаря самоотверженной работе реставраторов и научных сотрудников Российского этнографического музея.

Выставка "Славяне Европы и народы России" (к 140-летию Первой этнографической выставки 1867 года)

В 2007 году исполняется сто сорок лет со дня проведения Первой этнографической выставки России, которая открылась в здании московского Манежа 23 апреля 1867 г. Главным инициатором ее организации выступил известный антрополог А.П. Богданов. Программа выставки утверждалась лично императором Александром II по докладу министра просвещения. Почетным председателем оргкомитета являлся великий князь Владимир Александрович; общее руководство осуществлял В.А. Дашков, помощник попечителя Московского учебного округа, предоставивший значительную сумму на организацию выставки. Пожертвования поступали также от членов императорской семьи и государственных деятелей. Демонстрирующиеся на выставке предметы в основном были собраны учеными, путешественниками, любителями старины среди дворянства, купечества и разночинных слоев российского общества.

Посещение экспозиции, расположенной в московском Манеже, императором Александром II вместе с великим князем Александром Александровичем и его супругой Марией Федоровной подчеркнуло значимость этого события.

Выставка рассказывала о традиционной культуре народов практически всех регионов Российской империи: русских и белорусов, украинцев и молдаван; эстонцев, латышей, финнов; коми-зырян, коми-пермяков, мордвы, марийцев, чувашей, татар и башкир; алеутов, ненцев, хантов и манси, бурят, эскимосов, якутов; черкесов, армян, грузин; туркмен, таджиков, казахов и др. Кроме того, здесь были представлены материалы по славянскому населению Центральной и Юго-Восточной Европы, что позволило впервые одновременно экспонировать комплексы костюмов восточных, западных и южных славян.

Идея славянской общности как целостной системы, возникшая в 1820-1830 гг., была связана с ростом национального самосознания, формированием литературных славянских языков, а также началом борьбы за освобождение и восстановление государственности западных и южных славян. Все деятели "славянского возрождения" обращали свой взор к России, единственному в то время независимому государству, в составе которого преобладающим был славянский компонент. Вот почему предложение показа на этнографической выставке в Москве культуры зарубежных славян, принадлежавшее профессору Н.А. Попову, было воспринято с одобрением.

Выставка 1867 г. состояла из трех разделов. Первая, основная, часть экспозиции была построена в виде обстановочных сцен, каждая из которых состояла из ряда фигур-манекенов, точно отражающих антропологические типы той или иной народности, в традиционных костюмах в окружении подлинных предметов народного быта. Сцены включали различные постройки, пейзажи, типичные для определенной местности живые растения. Во втором разделе экспонировались фотографические снимки, альбомы и рисунки с подлинными изображениями крестьян и мещан. Третий раздел содержал антропологические и археологические материалы.

В общей сложности выставка включала около 300 манекенов, 1100 предметов быта и 1600 фотографий. Впоследствии экспонаты вошли в состав коллекций Московского Публичного и Румянцевского музеев. В советское время они были переданы Музею народов СССР в Москве, а с 1948 г. значительная их часть хранится в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге.

Научные, культурные и, в определенной мере, политические идеи, заложенные при создании Первой этнографической выставки, не теряют своей актуальности и сегодня. Поэтому показ после долгого перерыва нашим современникам материалов выставки 1867 г. представляется важным не только как дань исторической памяти, но и как свидетельство глубоких историко-культурных связей между многочисленными народами евразийского пространства.

Выставка "Славяне Европы и народы России"


Первая этнографическая выставка России

В 2007 г. исполнилось сто сорок лет со дня проведения Первой этнографической выставки России, которая открылась в здании московского Манежа 23 апреля 1867 г. На экспозиции были представлены народные костюмы и предметы быта, характеризующие культуру народов практически всех регионов Российской империи: русских и белорусов, украинцев и молдаван; эстонцев, латышей, финнов; коми-зырян, коми-пермяков, мордвы, марийцев, чувашей, татар и башкир; алеутов, ненцев, хантов и манси, бурят, эскимосов, якутов; черкесов, армян, грузин; туркмен, таджиков, казахов и др. Кроме того, впервые одновременно экспонировались комплексы костюмов восточных, западных и южных славян.

Выставка 1867 г. состояла из трех разделов. Первый из них представлял обстановочные сцены, каждая из которых включала ряд фигур-манекенов, точно отражающих антропологические типы, в традиционных костюмах и в окружении подлинных предметов народного быта. Для изготовления манекенов были приглашены известные русские скульпторы Н.А. Рамазанов и С.И. Иванов, а также художники И.Л. Севрюгин, Я.М. Яковлев, С.П. Закревский, А.М. Любимов и Гейзерт. Сцены включали различные постройки, пейзажи, типичную для определенной местности растительность. Во втором разделе экспонировались фотографии, альбомы и выполненные по заказу устроителей рисунки, изображавшие конкретные личности - крестьян и мещан; также были показаны костюмы, части одежды, орудия труда, посуда, мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки, лубочные картинки, модели построек. Третий раздел содержал антропологические и археологические материалы.

Выставка была организована учеными, объединившимися вокруг Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете во главе с известным антропологом А.П. Богдановым. Программа выставки утверждалась лично императором Александром II. Почетным председателем оргкомитета являлся великий князь Владимир Александрович; общее руководство осуществлял В.А. Дашков, предоставивший значительную сумму на организацию выставки. Пожертвования поступали также от членов императорской семьи и государственных деятелей.

В общей сложности выставка включала около 300 манекенов, 450 комплектов и деталей одежды, 1100 предметов быта и 1600 фотографий. Впоследствии экспонаты вошли в состав коллекций Московского Публичного и Румянцевского музеев. В советское время они были переданы Музею народов СССР в Москве, а с 1948 г. значительная их часть хранится в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге.

Научные, культурные и, в определенной мере, политические идеи, заложенные при создании Первой этнографической выставки, не теряют своей актуальности и сегодня. Поэтому показ нашим современникам материалов выставки 1867 г. представляется важным не только как дань исторической памяти, но и как свидетельство глубоких историко-культурных связей между многочисленными народами евразийского пространства.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Иванова О.А. Всероссийская этнографическая выставка 1867 года (исторический очерк) //Материалы по работе и истории этнографических музеев и выставок. - М.: 1972 - С.100.

2 Всероссийская этнографическая выставка и славянский съезд в мае 1867 г. Указатель Русской этнографической выставки, устроенной Императорским Обществом любителей естествознания в 1867 г. (М., 1867) - Этнографическая выставка в 1867 г. // Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. - Т.ХХIХ. Вып. I. М., 1878.

3 ЦИАМ Ф.459. Оп. 2.Д. 2976. Л.1.

4 ЦИАМ. Ф.455. Оп.1, Д.3.Л.37-38.

«Интерес к знанию в народе есть залог того, что и серьезная наука явится и сделается необходимостью каждого. Главное-возбудить интерес к знанию и поддерживать его, а само знание необходимо придет за тем » . (Президент Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии Г. Е. Щуровский.)

«В наше время мир привык видеть так много изобретений, нововведений и открытий, водворенных человеческим умом во всех отраслях науки, что надо уже действительно нечто весьма великое, дабы произвести не мимолетное впечатление на человечество, сделавшееся ко всему равнодушным.

Таким необыкновенным явлением во всяком случае должна казаться этнографическая выставка, которая создана в Москве обществом ученых людей и недавно открыта; ибо благодаря деятельному участию в ней Славян, ученым людям всего мира будет доставлен достаточный материал для изучения на основании которого они получат возможность отвечать на многие предлагаемые им вопросы. »

Народный быт в Словении. Записка, составленная экспонентом и жертвователем на этнографической выставке в Мосееве, фабрикантом из города Осека (Essegg) Феликсом Лаем. Москва, 1867. С. 3–5.

В конце 1863 года основано было при Московском Университете новое ученое общество, под названием «Общества Любителей Естествознания;» а в конце следующего 1864 года некоторые из членов, основавших это общество, предложили в заседании 9-го декабря следующее мнение:

«Ни одна часть естествоведения не заслуживает больших усилий со стороны Общества для распространения основательных сведений в массе публики, как антропология. Никто, вероятно, не станет спорить с тем, что публика более знакома с главнейшими особенностями племен Африки и Австралии, чем с племенами, населяющими Россию. Поэтому ничто не может так подходить к цели нашего Общества, как серьезное ознакомление массы с этими племенами. Кроме того, ни одно государство в свете не представляет такого научного интереса в изучении черепов различных племен, как Россия, на что уже несколько лет тому назад укачано было нашим знаменитым почетным членом К. М Бэром». …

Опыт показал, что на публичные лекции, ни популярные сочинения не могут так ознакомить публику с главнейшими антропологическими данными и заинтересовать ее антропологическими сведениями, как подобные наглядные и изящные коллекции. Поэтому желательно было бы устроить в Московском экзерциргаузе подобную выставку, разделив ее на два отделения: собственно антропологическое и этнографическое. На такой выставке представители главнейших племен должны быть размещены по возможности в их естественной обстановке, с атрибутами их домашнего быта, и каждая группа должна быть размещена так, чтобы она выражала какую-нибудь характеристическую черту этого последнего. Группы племен должны быть размещены в их географической последовательности, так чтобы зритель, начавши с обитателей полярных стран и постепенно переходя к тропическим, мог составить себе понятие о размещении племен на земном шаре.»

Из инструкций художникам:

1. Фигуры по большей части будут костюмированы так, что только голова и руки будут составлять в каждой фигуре главную задачу художника. Что же касается до торса и вообще до остальных скрытых частей фигуры, то Комитет предоставляет художнику войти в Комитет с заявлением об избранном им способ выполнения, который обсуждается и утверждается Комитетом.

2. Головы, выполняемые художником для фигур, должны представлять верные портреты лиц, характеристических для данного племени. В удовлетворение этого условия он должны быть вылеплены по маскам, снятым с представителей племени, или же по фотографиям, который с этою целью должны представлять каждое лицо в фас и в профиль. Комитет по возможности доставляете» эти материалы.

3. «Головы должны быть сделаны из папье-маше; исключения из этого правила могут быть допущены только в том случае, если другая масса, предлагаемая художником, не будет отличаться от папье- маше по внешнему виду и вместе с тем, если она будет достаточно плотна и не хрупка, - условия, весьма важное для переноски фигур.»

Картинки с выставки:










  • К концу апреля Русская Этнографическая Выставка была открыта в обширном здании так называемого «экзерциргауза» или манежа, стоящем между Кремлёвским или Александровским садом и Университетом.

    Выставка распадалась на три главные отдела:

    1. Отдел групп, изображавшим племена, населяющие Россию и соседние с нею славянские земли.

    В состав этого отдела входили две части: племена инородческие (116 фигур) и племена славянские – восточные (118 фигур), западные и южные (66 фигур).

    2. Отдел общий этнографический, в котором помещались костюмы и части их (155), предметы домашнего быта, как-то: орудия, посуда, музыкальные инструменты и проч. (567), модели построек (69) и модели орудий (205); тут же находились различные собрания, имевшие этнографический интерес, как-то: собрание песен, собрание лубочных картин, альбомы, рисунки, фотографии (более двух тысяч номеров).

    3. Отдел антропологический и археологических, в состав которого входили: коллекции черепов и костяков, как современных, так и древних, коллекция анатомических препаратов, антропологические снаряды (всего 632 номера), собрание древностей из курганов и собрание каменных древних орудий (313 номеров).»

    В.А. Дашков, председатель Комитета по устройству русской этнографической выставки:

    … «При самом начале работы по Комитету главнейшим препятствием было общее равнодушие. Мало кто верил в серьезность и возможность его исполнения, в его значение; на него смотрели как на один из тех несбыточных планов, которые в виде метеора появлялись часто в последнее время и которые, нашумев и блеснув, давали в результате только сожаление о том, что они появлялись; не только бесполезным, но даже вредным явлением считали сначала выставку: вредным по той бесплодной агитации в умах, которую будто бы должна была вызвать наша выставка с её антропологическими тенденциями, с ее куклами и игрушечною обстановкой, по словам наших строгих ценителей…

    Наша основная мысль была и есть ознакомить русскую публику с населением России в антропологическом и этнографическом отношениях…

    Общество «желало, чтобы на выставке был виден и сам человек, как верховное существо природы во всей своей человеческой обстановке, в своей человеческой деятельности. Отсюда соединение групп племен в их естественной обстановке, в естественно-историческом, этнографическом и культурном отношении; отсюда не случайное, а органическое соединение антропологического отделения с этнографическим на нашей выставке».

    "Переходя к Тунгусам и Алеутам, Государь изволил спросить: «типичны ли их лица», на что было отвечено, что они исполнены по фотографиям и рисункам, находившимся в распоряжении Комитета".

    * Исторический очерк устройства выставки, описание и перечень предметов, бывших на выставке и протоколы заседаний Комитета по устройству выставки // Москва. 1878.

Продолжу выкладывать фотографии с Первой биеналле историко-архивной фотографии. Сегодня я предлагаю взглянуть на подборку фотографий из коллекции Российского Этнографического музея. Все они были сделаны для Этнографической выставки 1867-го года в Москве.
В январе 1866-го года при Выставочном комитете была организована Фотографическая комиссия, которую возглавил известный фотограф Никандр Матвеевич Аласин. Она объявила, что "коллекция фотографических портретов большого размера не менее 50 см какого-либо племени дает право на присуждение золотой медали в том случае, если они будут переданы в дар для выставки и будущего музея и признаны достойными". Можно было также продать свои снимки на выставку (требовалось предоставить по 2 портрета мужчин и женщин в фас и профиль). Выбор людей для съемки должен был руководствоваться их типичностью, требовалось также фиксировать антропометрические данные. Всего было представлено около 1000 снимков. Посмотрим некоторые из них:

Фото И. Бранденбурга (Архангельск).



Девицы Архангельской губернии. Русские:

Крестьянские девицы Архангельского уезда, по 22 года. Русские:

Фото Б. Барро (Нижний Новгород):
Замужняя женщина. Нижегородская губерния, Безводинская волость, село Безводное. Русские:

Крестьянки Новгородской губернии Сарлейской волости деревни Борцова. Мордва:

Крестьянки Нижегородской губернии Горбатовского уезда Павловской волости села Павлова. Русские.

1867. Этнографическая выставка. "Русская фотография". - Оцифровки РГБ и РНБ April 24th, 2016

Этнографическая выставка 1867 года Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоящего при Имп. Московском университете: Ист. очерк устройства Выст., описание и перечень предметов, бывших на Выст. и протоколы заседаний Ком. по устройству Выст. : Изд. Ком. Антропол. выставки. - Москва: Тип. М.Н. Лаврова и К°, 1878. - , II, 93 с., 19 л. ил.; 32. - (Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии; Т. 29 [вып. 1]).
Источник: РГБ - dlib.rsl.ru/rsl01003000000/rsl0100360800 0/rsl01003608280/...
Некоторые изображения страниц я прокомментировал фотографиями, найденными в РНБ...
Описание появляется через 11 лет.
Эскпонаты представлены своеобразно - через осмотр выставки царской семьёй...
К примеру :
... Государь обратил внимание на богатый костюм Казанской татарки и спросил: "тот ли это костюм, который вы получили от Нас?"
Получив утвердительный ответ, Его Величеству угодно было заметить, что Он находит голову манекена несколько большою в сравнении с туловищем; фигуру крестьянки Пермской губернии, находящуюся в той же группе, Государь нашёл весьма удовлетворительной. Затем Государь осматривал фигуры Минусинский татарки...

Впрочем, у меня и в мыслях не было иронизировать. Весь текст имеет смысл изучить более внимательно. Возвращение через 11 лет к результатом выставки случайным быть не может. Она уникальна...

Длинный адрес результатов поиска не принимается flickr, но здесь вы попадёте . Скриншот результатов поиска в Докусфере я решил разместить в том же альбоме.
Пояснение решил сделать таким:
Источник РНБ, далее по поисковику - www.nlr.ru/
В описании к каждой фотографии есть слово "фотоальбом", но он не "собран", а я смог найти только 14 фотографий, хотя последней фотографии присвоен 39 номер...
flic.kr/s/aHskwvqyqd

«Русская фотография в Москве» - http://www.endic.ru/enc_moscow/Russkaja-fotografija-v-moskve-1917.html
одна из первых крупных фотографических фирм в Москве. Основана в 1861 купцом Н.М. Аласиным (улица Волхонка, дом Кирьякова), в 1862 расширена. При его ателье имелись две галереи для сеансов и одна «переводная» (копировальная). Штат сотрудников — 18 человек (фотограф-художник, помощник фотографа, 4 художника, переплётчик, литограф, типографские рабочие и др.). В 1864 за фотоальбом «Фотографические снимки с греческих миниатюр, находящихся в Московской Синодальной, бывшей патриаршей библиотеке» фирма получила герб и звание художественно-промышленного учреждения, что давало право на участие в мануфактурных выставках. К середине 1860-х гг. «Русская фотография в Москве» — одно из самых популярных фотографических заведений в городе. Её частыми клиентами были И.Н. Крамской, П.М. Третьяков, Ю.Ф. Самарин и др. «Русская фотография в Москве» осуществляла фоторепродуцирование картин русских художников. В 1867 участвовала во Всероссийской этнографической выставке; ею были подготовлены фотографические виды Москвы и альбом «Виды Москвы и ее окрестностей». «Русская фотография в Москве» выполнила групповые снимки участников Славянского съезда в Москве в 1867. Позже ателье переходило к нескольким владельцам: в 1872—74 принадлежало М.Г. Попову, в 1880 воссоздано П.С. Кулыгиным.
И. Семакова.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия 1992

«СТАРАЯ МОСКВА» В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ РУССКОЙ ФОТОГРАФИИ (1840-1930) - http://www.photounion.ru/Show_Issue.php?inum=1
Татьяна САБУРОВА. Ведущий научный сотрудник Государственного Исторического музея, хранитель фонда «Фотография ХIХ - начала ХХ вв.» Эксперт фотографии Х1Х в. Министерства Культуры РФ
(...)
В середине 1860-х гг. съемку Москвы и ее достопримечательностей осуществили фотографы ателье «РУССКАЯ ФОТОГРАФИЯ в МОСКВЕ». Его владельцем являлся купец Н.М.АЛАСИН (1818-?). Альбом из 14 видов был отправлен Н.М.Аласиным в Петербург в подарок великой княгине Марии Федоровне. (Московские ведомости. 19 октября 1866. №219. С.3) Среди фотографий - вид на Московский Кремль от улицы Волхонки (возможно, из окон съемочного павильона ателье «Русская фотография в Москве»), вид на Глав-ную ап-те-ку, где в 1755 г. был от-крыт Мо-с-ков-ский уни-вер-си-тет, и Воскресенские ворота со стороны Красной площади и др. В 1867 г. альбомы видов преподносились гостям Славянского съезда, проводимого в Москве. Тогда же на Всероссийской этнографической выставке произведения ателье «Русская фотография в Москве» были отмечены золотой медалью. В 1870 г. владелец ателье за работы в жанре видовой фотографии получил одну из главных наград на Всероссийской мануфактурной выставке со следующим отзывом: «необыкновенно удачен выбор пунктов, общая отчетливость во всех планах, редкое соблюдение воздушной перспективы». (Обзор фотографического отдела. Доклады по УП Отделению Экспертного комитета Всероссийской мануфактурной выставки 1870 года в Санкт-Петербурге. СПб. 1870. С.4)

В XXI веке бумажные носители информации становятся всё менее востребованными: мы читаем электронные книги, пишем электронные письма, отправляем виртуальные открытки. А между тем ещё совсем недавно ни один праздник не обходился без доброго поздравления по почте от друзей и родственников, без почтовых открыток. Открытки были чем-то большим, чем иллюстрация к празднику. В них отражалась история не только каждой семьи, но и страны в целом.

В декабре 2015 года Музей купеческого быта объявил акцию по сбору экспонатов для выставки открыток. Музейное собрание пополнилось тематическими коллекциями открыток, которые предоставили жители г.Козьмодемьянска. Во время акции в музей принесли 2713 открыток! Мы благодарим Совет ветеранов г.Козьмодемьянска: К.А.Молодцову, Н.В.Иванову, Л.Г.Миргород, Н.И.Захарова, Г.И.Захарову, Г.Е.Сурьянинову, Е.А.Криворотову, Л.П.Черепанову, Л.В.Мухаметшину, Н.Я.Ермакову, В.В.Агарышева, Т.И.Порфирьеву; коллектив МУК «Козьмодемьянская городская библиотека»: Т.В.Завьялову, Т.А.Павлову; сотрудников МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс»; В.Ю.Федосееву, Е.Полянского.

5 февраля 2016 года в Музее купеческого быта состоялось открытие выставки «Мир открыток». Главной задачей нашей выставки является сохранение уходящей культуры почтовой открытки. Здесь представлены старинные дореволюционные открытые письма, открытки 50-90-х годов XX века: рисованные, фотооткрытки, стереооткрытки. Чем старше открытка, тем лучше её качество, интереснее сюжет и стиль исполнения.

Отметим, что одними из самых интересных экспонатов выставки стали дореволюционные поздравительные открытки, фотографические открытки с видами Козьмодемьянска начала XX века: Издание фототипии «Шерер, Набгольц и Ко» (г.Москва), Издание фотографа М.П.Дмитриева (Нижний Новгород), Издание Северского издательства.

Посетители выставки могут совершить путешествие по знаменательным праздникам: «С Новым годом!», «23 февраля – слава Советской Армии», «8 марта – Международный женский день», «12 апреля – День космонавтики», «1 мая – День международной солидарности трудящихся», «9 мая – день Победы над фашистской Германией», «7 ноября – День Великой Октябрьской социалистической революции».

В экспозиции имеется «Воинское письмо» - почтовая карточка 1941-1943гг, которая предназначалась для отправки из воинских частей в тыл. Это односторонняя открытка, напечатанная на плотной неотбеленной бумаге, марка отсутствует. На лицевой стороне надписи «ВОИНСКОЕ» и лозунг «Смерть немецким оккупантам!», в графе «Адрес отправителя» присутствует строка «Полевая почта».

Чем дальше от нас уходит советское время, тем пристальнее мы вглядываемся в искусство тех лет. Многое безвозвратно ушло в прошлое, но осталась память, вещи, которые хранят ощущение праздника. Как же много в этих советских открытках человечности и тепла…

В рамках работы выставки для детей и взрослых пройдут мастер-классы по изготовлению открыток к различным праздникам и событиям. Приглашаем жителей и гостей города в яркий и живой мир открыток!

Сильвестрова Н.В.

Заведующая структурным подразделением
Козьмодемьянского музея купеческого быта

продолжение ниже...

Е.А.Криворотова "Мир открыток"

Музей купеческого быта
Радушно двери распахнул.
Сегодня выставка открыток -
И ветераны тут как тут.

Давленье нас не держит дома,
И не пугает гололёд.
Команда нам давно знакома:
Объявлен сбор – и все вперёд.

Мы очень рады новой встрече.
Ну до чего все молодцы!
Работники музея нынче
Особенно увлечены.

Открытки, что висят на стендах,
Ушедших, старых, прошлых лет.
По темам собраны понятно,
И старины нам шлют привет.

Стоим, глядим заворожено:
Вот старый наш Козьмодемьянск,
Вот космонавтика, Гагарин
Улыбкой озаряет нас.

На стенде детские открытки,
Вот Дед Морозов целый ряд –
И все с мешками, при гостинцах,
Любой открытке каждый рад.

Здесь стенды городов и весей,
Все были наши города…
Страна сейчас совсем другая,
Нам не вернуть их никогда.

Но всё это приятно вспомнить,
Воочию глядеть вдвойне.
Цветы и даже приглашенья,
И о войне как на войне.

А сплав на Волге и беляны,
Огромные, как корабли.
Приятно заглянуть в былое –
Вы для потомков сберегли.

Работникам музея браво
За выставку, огромный труд,
Что ветеранов не забыли,
И молодёжь средь вас вокруг.

Спасибо вам за все идеи,
Которыми пропитан дом.
Пусть вам сопутствует удача,
Вы все пронизаны добром.

Спасибо за чудесный праздник,
Который подарили нам.
Пусть к вам вернётся наша радость
С увеличением в сто крат!

С уважением, члены городского Совета ветеранов и горожане