Эсминец нового поколения ddg 1000 замволт. Эсминец «Замволт»: невидим и крайне опасен. История проектирования и строительства

Англ. Zumwalt class guide missile destroyers

Новый тип эскадренных миноносцев ВМС США с ракетным вооружением (также ранее известный как DD(X)), с упором на атаки береговых и наземных целей. Этот тип является уменьшенной версией кораблей программы DD-21, финансирование которых было прекращено. Первый эсминец класса Zumwalt, DDG-1000, был спущен на воду 29 октября 2013 года. Эсминцы этой серии являются многоцелевыми и предназначены для атаки противника на побережье, борьбы с авиацией противника и огневой поддержки войск с моря.

Программа названа в честь адмирала, руководителя военно-морскими операциями Элмо Р. Зумвалта.

История

Среди разрабатываемых военных кораблей США DDG-1000 должен предшествовать Littoral Combat Ship и, возможно, следовать за крейсером CG(X), конкурируя с противовоздушным CVN-21. Программа DDG-1000 является результатом значительной реорганизации программы DD21, бюджет которой был сокращён конгрессом более чем на 50 % (в рамках программы SC21 1990-х годов).

Первоначально военно-морские силы надеялись построить 32 таких эсминца. Позднее это число было уменьшено до 24, а потом и до семи из-за высокой стоимости новых экспериментальных технологий, которые должны быть включены в эсминец. Палата представителей США по-прежнему скептически относится к этой программе (по финансовым причинам) и поэтому первоначально выделила ВМС деньги только на строительство одного DDG-1000 для «демонстрации технологии». Начальное финансирование для эсминца было включено в «National Defense Authorization Act» 2007 года.

Тем не менее, в 2007 году были выделены 2,6 млрд долларов для финансирования и строительства двух эсминцев класса Zumwalt.

14 февраля 2008 года корпорация Bath Iron Works была выбрана для постройки USS Zumwalt с номером DDG-1000, а Northrop Grumman Shipbuilding - для строительства DDG-1001 ценой по 1,4 млрд долларов за каждый. Согласно изданию Defense Industry Daily, стоимость может увеличиться до 3,2 млрд долларов за каждое судно, плюс 4,0 млрд долларов будет стоить жизненный цикл каждого корабля.

22 июля 2008 года было принято решение о строительстве лишь двух подобных эсминцев. Через несколько недель было принято решение о строительстве третьего эсминца этого типа.

Название
Номер
Судоверфь
Закладка
Спуск на воду
Вступление в строй
Замволт
USS Zumwalt (DDG-1000)

1000 Bath Iron Works 17 ноября 2011 29.10.2013 2016 (план)
Майкл Монсур
USS Michael Monsoor (DDG-1001)

1001 Northrop Grumman Shipbuilding 23 мая 2013 2016 (план) 2016 (план)
Линдон Б. Джонсон
USS Lyndon B. Johnson (DDG-1002)

1002 Bath Iron Works 4 апреля 2014 2017 (план) 2018 (план)

После принятия в строй эсминцы типа «Замволт» будут применяться совместно с эсминцами типа «Арли Бёрк».

7 декабря 2015 года первый из трёх эсминцев, «Замволт», оцениваемый к этому времени в 4,4 млрд долларов, вышел в море для ходовых испытаний.

Конструкция

Эти корабли должны получить энергетическую установку нового поколения, представляющую собой комбинированный дизель-газотурбинный двигатель с полным электродвижением (принцип «полностью электрического корабля», в рамках которой применяется общий первичный источник для выработки электроэнергии с целью обеспечения движения и электроснабжения всех корабельных систем без исключения).

Корпус и надстройка корабля обнесены радиопоглощающими материалами толщиной примерно в один дюйм, до минимума уменьшено количество выступающих антенн. Композитные материалы надстройки содержат дерево (бальсу).

Благодаря высочайшей степени автоматизации экипаж корабля составляет всего лишь 140 человек.

Вооружение корабля состоит из 20 универсальных пусковых установок Mk-57 суммарной ёмкостью 80 ракет «Томагавк», двух дальнобойных 155-мм артиллерийских установок и 30-миллиметровых зенитных автоматов. На эсминце предусмотрено базирование вертолёта и беспилотных аппаратов.

Водоизмещение корабля приближается к 15 тыс. тонн, что делает «Замволты» крупнейшими современными неавианесущими боевыми кораблями в мире после советских/российских атомных ракетных крейсеров проекта 1144, водоизмещение которых достигает 26 тыс. тонн.

Стоимость программы составит для ВМС США 22 млрд долл. (цифра будет корректироваться, но рассчитывают, что увеличение расходов не превысит 15 %).

ТТХ

Основные характеристики

Водоизмещение: 14 564 длинных тонн (полное)
-Длина: 183 м
-Ширина: 24,6 м
-Осадка: 8,4 м
-Бронирование: возможна кевларовая защита отдельных узлов
-Двигатели: 2 х ГТУ Rolls-Royce Marine Trent-30
-Мощность: 78 МВт
-Скорость хода: 30 узлов (55,56 км/ч)
-Экипаж: 148 человек

Вооружение

Радиолокационное вооружение: AN/SPY-3
-Тактическое ударное вооружение: 20 х УВП Mk.57 на 80 ракет «Томагавк», ASROC или ESSM

Артиллерия: 2 х 155-мм АУ AGS (920 выстрелов, из них 600 в автоматах заряжания)

Зенитная артиллерия: 2 х 30-мм АУ Mk.46
-Ракетное вооружение: RIM-162 ESSM

Противолодочное вооружение: RUM-139 VL-Asroc

Авиационная группа: 1 х вертолёт SH-60 LAMPS

3 х БПЛА MQ-8 Fire Scout

Пока все "прогрессивное человечество™ " празднует выход на ходовые американского чуда техники эсминца DDG-1000 класса Zumwalt... а "ватники" презрительно хмыкают - "вот это попил..." Я, поглядев на эти "ахи-вздохи", решил разобраться - стоит ли этот "утюжок" 4 с копейками миллиарда $.

Уши DDG-1000 растут из программы "перспективного эсминца XXI века" DD21 (позднее - DD(X) ), которая была задумана одновременно с программой "авианосца XXI века" CVN-21 (CVN(Х)), ракетным крейсером CG(X) и программой Littoral Combat Ship (LCS ). Все программы замечательные и достойны отдельных рассказов. Но попозже. И к литоральному кораблю (LCS) и новому авианосцу я позднее еще точно вернусь. :) А пока речь о Зумвальте.

Программу DD21 признали жирной даже американские конгрессмены... и сократили ее на 50% ("ну-ну" - видимо хмыкнули в этот момент ребята из Northrop Grumman Shipbuilding, - "мы еще на вас выспимся... потом") несколько урезав "осетра" и сократив количество кораблей.
Изначально военные рассчитывали на 32 новых эсминца. Затем программу последовательно урезали до 24, семи и под конец - трех штук.

О строителях чудо-корабля

Помимо строящей сам корабль General Dynamics (второй на другой верфи строит Northrop Grumman ) в проекте также отметились Raytheon (проектировщики РЛС AN/SPY-3) и Lockheed Martin (проектировали вторую РЛС AN/SPY-4).
Помните их?
Да, да - это те самые, у которых дитя без глазу (с) . Только Raytheon там не было, но вместо оной был Boeing.

У вас плохое предчувствие?
Оно вас не подводит. Тут тоже вышло не очень "гладко". :)

Так вот, про РЛС - на Зумвальте планировалась революционная двухдиапазонная РЛС DBR "Dual Band Radar" (AN/SPY-3 + AN/SPY-4).
Такую же ранее должны были ставить на новейший авианосец "Джеральд Форд" (вышеупомянутая программа CVN-21), спущенный на воду 2 года назад, но...
Не вышел каменный цветок у Данилы-мастера. (с) Не будет, похоже, двухдиапазонной.

AN/SPY-4 - зарубили. AN/SPY-3 - еще не доделали.

Да, внимательный читатель подметил правильно - уже спущенный в 2013 году на воду авианосец "Джеральд Форд" все еще слепой и глухой без РЛС, и когда прозреет - не понятно.
Так что нет еще такого авианосца (а то некоторые уже нагло считают его в раскладах) у США. И оптимисты говорят, что раньше 2018 года его вряд ли достроят.

Вооружение и особенности конструкции

Вооружен корабль... на мой взгляд - странно.

1. Две автоматических 155-мм артустановки AGS (Advanced Gun System). Общий боекомплект двух орудий - 600 выстрелов.

Орудия создавались под специальный боеприпас и не могут использовать обычные артиллерийские 155-мм снаряды.
Фантастический показатель дальности стрельбы (обещали аж до 100 миль, по факту получили 67 миль - 117 км) объясняется тем, что т.н. корректируемые (наводящиеся по GPS) активно-реактивные снаряды по сути являются двухметровыми ракетами с 10 кг взрывчатки (масса самого снаряда - 100 кг).
Интересно - сколько будет стоить один такой "снарядик"? Учитывая цены на гораздо более простые .

2. 20 четырехячеечных УВП Mk-57 суммарной емкостью 80 ракет.

С этими все ясно - младший брат УВП Mk.41 для размещения "Томагавков", ASROC, ESSM и прочих ракет.
Располагаются вдоль бортов корабля до и после надстройки, являясь "дополнительной защитой" корабля.

Кстати - со "Стандартами" вышла непоняточка.
Точно заявлено про ЗУР ближней зоны (ESSM), противолодочные ASROC и про "Томагавки". Со "Стандартами" же непонятно - поскольку
31 июля 2008 года на слушаниях комитета по делам Вооруженных сил Палаты представителей сообщили (вице-адмирал Барри Мак-Каллаф, заместитель командующего ВМС США и Эллисон Стиллер, помощник военно-морского министра по кораблестроительным программам): «Эсминец УРО типа DDG-1000 не способен осуществлять противовоздушную оборону на ТВД, в том числе не может эффективно применять зенитные управляемые ракеты «Стандарт» типов SM-2, SM-3 или SM-6 и тем более не может решать задачи противоракетной обороны от баллистических ракет».
Сие странно.
Но судя по тому, что даже в нашей педивикии Ракеты SM-2, SM-3 и SM-6 отсутсвуют в номенклатуре воружения (а вики обычно про американское оружие - наоборот преувеличивает, порождая по страт бомберу B-1B ) - что то с ними действительно не так. Может они "не дружат" с новой РЛС?

3. Две одноствольные 57-мм зенитные артустановки «Бофорс» Mk110 (боезапас - по 480 выстрелов на каждую артустановку).
А как же старый добрый шестиствольный "Вулкан-Фаланкс"?
Две одноствольные 30-мм зенитные пушки от Бушмастера.
А чем распиаренные супер точные и мощные 57-мм, планировавшиеся до 2012 года оказались хреновы?
Ну нам же лучше - теперь "Зумвальт" не сможет встречать ПКР мощными 57-мм снарядами с дальности в 15 (!) километров, как мог бы.
:)

4. Два вертолета (SH-60 LAMPS «Сихок» или MH-60R «Сихок»), либо один вертолет и три беспилотных летательных аппарата вертолетного типа MQ-8 «Файр Скаут».

Зумвальт с водоизмещением в 14500 тонн станет самым большим в мире эсминцем, превзойдя водоизмещением даже американские ракетные крейсеры класса "Тикондерога".
Крупнее его только наш атомный ракетный крейсер "Петр Великий" проекта 1144.


ТАРКР «Пётр Великий» (проект 1144)

Странная форма корпуса Зумвальта - борта, наклоненные внутрь корпуса, прячущиеся в башню стволы артустановок, граненная надстройка... обусловлены следованием модной технологии "Stealth" и стремлением скрыться от вражеских РЛС.
Не знаю как вам, а мне сразу вспоминается чудом (и компьютером) держащийся в воздухе другой Stealth-утюжок - :)


Lockheed F-117 Nighthawk

Правда вспоминая авиационные программы "Stealth" у меня возникает вопрос - а какова толщина радиопоглощающего покрытия ? Педивикия пишет, что дюйм, но я ей не верю.
Мы же помним, что толщина РПМ должна быть не меньше половины длины волны.

А как со стойкостью покрытия/РМП (радиопоглощающих материалов)?
Облазит после каждого полета, как у самого дорогого в мире истребителя F-22?
Насколько оно стойко к агрессивной морской среде?

Зачем это все?

Основное предназначение Зумвальта - атака береговых и наземных целей, а также для борьба с авиацией и оказание огневой поддержки войск с моря.
На счет борьбы с авиацией - не ясно (учитывая вышесказанное про "Стандарты"). Хотя с 2008 года многое могло измениться, допускаю.
С остальным же все понятно. Корабль для принесения демократии с моря всяким папуасам.
Почему папуасам?
Да потому что основная "фишечка" - хитрые 155-мм орудия не позволяют безнаказанно обрабатывать живущих на берегу. Ибо корабль попадет в зону действия береговых ПКР (напомню - и у "Бастиона" с П-800 "Оникс" и у "Калибра" с его различными ПКР дальность стрельбы не менее 300 км). И даже ПКР классом пониже - например не модернизированная Х-35 (дальность 130 км) его достанет.



Один из ранних вариантов DDG-1000

Момент второй - попасть в точечную цель из пушки выстрелив даже со 100 километров - нереально (именно поэтому применяются "хитрые" снаряды с наведением по GPS, имеющие КВО 50 метров). Но мы помним о системах РЭБ для защиты как раз таки от подобного "высокоточного" оружия (ВТО) - от бомб, ракет и снарядов с GPS наведением.

Так что цена таких пострелушек будет велика, а результат (по нормальному противнику, а не папуасам) сомнителен.

Да и заменит ли снаряд (с КВО 50 метров и массой ВВ всего 10 кг) дорогое высокоточное оружие?
ИМХО - на замену корректируемым авиабомбам явно не тянет. Придется по старинке - возить GBU-шки и JDAMы "Хорнетами" с авианосца.
А "Томагавки" можно и с более дешевых "Арли Берков" пускать, которых настроили уже вагон и маленькую тележку.


Сравнительные размеры "Зумвальта" и "Тикондероги"

Еще один момент - отсутствие противокорабельного вооружения в нынешней конфигурации.
"Гарпуны" Зумвальту не дали, а из чудо пушек по кораблям стрелять - затея тухлая, на мой взгляд.
А что это за эсминец без возможности атаки вражеских кораблей?
Выходит - большая "канонерская лодка" .

Ну и последнее - о пресловутой "стелсовости".
Оставив даже в покое РПМ дюймовой толщины (что делать будем с локаторами метрового и дециметрового диапазонов?) подумаем, как "Зумвальт" будет маскировать от противника полотна ФАР РЛС? Их не закроешь РПМ, а уголковый отражатель из них - будь здоров!
Загадка.

Сколько это стоит?

И не попил ли это? Вопрос закономерен.
Ибо первоначальная стоимость DDG-1000 c 0,75 млрд.$ уже дошла до 4,4 млрд.$ .

Атомный авианосец класса "Нимиц" последних серий стоил, ЕМНИП 4,5 мрлд.$. Авианосец, Карл!


Атомный авианосец класса "Нимиц"

Для Зумвальта цифра 4,4 мрлд., похоже, еще не предел.
Посмотрим во сколько обойдется готовый корабль, и два других строящихся систершипа, на достройку которых таки выдавили деньги.

Кстати попадалась новость (найду - добавлю ссылку), что компания Raytheon получила контракт на разработку дополнительного программного обеспечения для перспективных эскадренных миноносцев класса Zumwalt стоимостью... не падайте - 241,3 миллиона долларов!
"Это что за софт такой?" - спросите. А софт - графический интерфейс для программ управления двигателями эсминцев, а также для систем контроля повреждений.
Если дополнительное ПО во столько обходится, сколько заплатили за основное? :)

Итоги

DDG-1000 все больше и больше позиционируется не как вундерваффе, а как демонстратор технологий. И это правильно.
Потому как в качестве "суперэсминца" Зумвальт выглядит не очень убедительно. Особенно если учесть отсутствие ПКР и "неоднозначность" артиллерии главного калибра. Если уж в состав его вооружения не включены "Иджисовские стандарты" SM-2/3/6 (что есть основания заподозрить) - то дело вообще труба.
Да и "перспективную РЛС" сперва надо до ума довести. А то еще вопрос - будет там "двухдиапазонная", или может вообще придется в очередной раз тулить старую-добрую AN/SPY-1D .

В сухом остатке можно резюмировать, что пока, кроме демонстратора технологий... "Эсминец XXI века" является самой дорогой канонерской лодкой на планете .
Записывать это в плюсы или минусы - решать вам.

Феерический коментарий, не смог пройти мимо:
В любом случае корабль за 3 миллиарда долларов - это не серьёзно.
противокорабельные средства стоимостью разработки хотя бы 500 миллионов долларов и стоимостью самого изделия в 1 миллион долларов будут пачками топить эти корабли с графическим интерфейсом повреждений двигателя.

P.P.S.
Меня тут пришел пожурить поправляет "эксперт". Большое спасибо ему за внимание к моей скромной персоне. :)
Уличил меня аж в двух неточностях!
И попытался выпороть, но не тут то было... эксперт "всея Руси" (с кучей регалий) .
Зумвальт - не эсминец, а дико дорогая канонерка .

Текст: Сергей Балакин

Недавно состоялся первый выход в море американского «кораблестроительного чуда» — «дредноута XXI века» DDG-1000 «Замволт» («Zumwalt»). Об этом экстравагантном корабле уже много говорилось, повторяться не будем. Зато мы попытаемся ответить на вопрос, который невольно возникает у любого человека, мало-мальски знакомого с флотом: а с какой стати этот плавучий монстр водоизмещением более 14 тысяч тонн отнесён к классу эсминцев? Почему он не крейсер – ведь и по размерам, и по тактическому назначению «Замволт» ближе всего именно к этому классу?

Но вот в чём парадокс: по мнению автора, определяющую роль в вопросе о классификации нового корабля сыграли не технические характеристики и не тактика, а особенности англоязычной терминологии. Можно даже сказать, виной всему лингвистика. Попробую объяснить.

Родоначальники класса эсминцев появились в Англии в первой половине 90-х годов XIX века. Они представляли собой увеличенные миноносцы с усиленным артиллерийским вооружением. По задумке их главная задача – бороться с вражескими (тогда подразумевалось – французскими) миноносцами. Поэтому их назвали «torpedoboat destroyers» — «разрушители» или «истребители» миноносцев (напомню, что в России торпеду довольно долго именовали самодвижущейся миной, отсюда и миноносцы, а не торпедоносцы). На практике эти быстроходные корабли показали себя более универсальными, чем их первоначальная специализация. Поэтому слово «torpedoboat» из названия их класса исчезло, и они стали именоваться просто «destroyers» — дословно «разрушители». Это слово позаимствовали другие флоты, и оно широко распространилось по миру в разных вариациях. Например, поляки называли корабли данного класса «уничтожителями» (niszczycieli), а югославы – «разорителями» (razaraci).

«Conflict» — один из первых дестройеров британского флота, 1894 г.

В Российском Императорском флоте аналоги британских дестройеров появились в конце XIX века и к началу Русско-японской войны исчислялись уже десятками единиц. Официально они относились к классу миноносцев, но поскольку это были всё же более крупные корабли, их обычно именовали истребителями, а иногда – миноносцами, но с добавлением слова «эскадренный». Официально же класс эскадренных миноносцев, сокращённо эсминцев, в нашем флоте появился в 1907 году. Корабли этого класса и у нас, и за рубежом быстро развивались и становились всё более важной частью мировых флотов. Эсминцы есть в составе ВМФ России и сегодня, хотя это уже исключительно дань традициям. Ведь современные многоцелевые ракетные корабли уже давно и не эскадренные, и совсем не миноносцы…

Надо заметить, что в современных флотах деление надводных кораблей на классы вообще весьма условно. Поскольку боевые корабли являются многоцелевыми, то корветы, фрегаты, эсминцы и крейсера отличаются друг от друга лишь размерами, причём взгляд на диапазон этих размеров весьма субъективен. Практически однотипные корабли в Италии значатся как эсминцы, а во Франции – как фрегаты. Или американские эсминцы типа «Арли Бёрк» и крейсера типа «Тикондерога»: по водоизмещению и составу вооружения они примерно одинаковы, но первые являются эсминцами, а вторые – крейсерами. Но почему же тогда «Замволт» — не крейсер?

Крейсер CG-71 «Cape St. George» — один из кораблей типа «Ticonderoga»

Да потому что класс крейсеров сегодня – вымирающий. Если не считать одного реликтового образца во флоте Перу, спущенного на воду более 70 лет назад, то в мире обладателями крейсеров остались всего две страны – Россия и США. Причём в Соединённых Штатах крейсера представлены только кораблями типа «Тикондерога», которые уже выводятся из боевого состава и в ближайшее время будут списаны. Таким образом, крейсера – недавняя краса и гордость флота — останутся в прошлом. Отчего же? А всё просто: виной тому круизный бум, начавшийся четверть века назад. Крейсер по-английски – cruiser, а крейсерство – cruise. Круизный лайнер — cruise liner или cruise ship. Явный недостаток англоязычной терминологии: крейсер стали путать с пассажирским судном! Характерный пример: на сайте с крупнейшей в мире подборкой фотографий кораблей (не буду приводить его название, чтобы не посчитали рекламой) модераторам чуть ли не ежедневно приходится переносить фотоснимки лайнеров в соответствующий раздел. Поскольку авторы регулярно помещают их в директорию «Cruisers» — «Крейсера».

Ныне слово «cruiser» часто ассоциируется с круизным лайнером…

Возвращаясь к «Замволту», становится понятным, почему американским морякам эсминцы нравятся больше, чем крейсера. Согласитесь: служить на «круизере» или на «разрушителе» — это звучит совсем по-разному. Так что придуманное больше столетия назад слово «destroyer» (некоторые приписывают его авторство адмиралу-реформатору и «отцу «Дредноута» Джекки Фишеру) оказалось на редкость удачным. Многовариантность его толкования позволяет назвать дестроейером любой ударный корабль. Даже такое чудовище как «Замволт».

Плавучая пирамида Хеопса, словно прибывшая из другого измерения. Какой из эпох принадлежит этот корабль? Кто и зачем создал эту диковинную конструкцию? Возможно, все гораздо проще. Облик отражает суть - грандиозная финансовая пирамида, поглотившая за раз свыше 7 млрд. долларов.

Определенно, «Замволту» есть чем гордиться: самый крупный и дорогой эсминец за всю историю существования данного класса кораблей. И этот рекорд сохранится как минимум до начала 2030-х годов. Его зловещий силуэт не оставляет равнодушным. Но какие секреты таятся внутри этого «звездолета»?

Стелс? Рельсотрон? Linux?

Ракетно-артиллерийский стелс-корабль строится с применением новейших технологий, многие из которых были впервые внедрены на военно-морском флоте. Ключевым направлением было выбрано снижение заметности в радиоволновом диапазоне ЭМ-спектра, в котором работает большинство средств обнаружения. В архитектуре и облике «Замволта» агрессивно проступают черты технологии «стелс».

Пирамидальная надстройка. Мощный завал бортов - благодаря чему радиоволны отражаются в сторону неба, что исключает их повторное отражение от поверхности воды. Стелс-кожухи артиллерийских орудий. Полное отсутствие мачт, радиоконтрастных механизмов и оборудования на верхней палубе. Нос-волнорез, позволяющий не «всходить на волну», как это делают обычные корабли, но, наоборот, прятаться от вражеских радаров среди гребней волн. Наконец, весь корпус «Замволта» отделан ферромагнитными красками и радиопоглощающими покрытиями.

Данные приёмы хорошо известны среди кораблестроителей по всему миру. Российские корветы и фрегаты нового поколения (например - «Стерегущий»), французские корабли «Лафайет», шведские стелс-корветы типа «Висбю»… Но в случае с «Замволтом» дело обстоит особым образом: впервые в истории флота все элементы технологии «стелс» были реализованы в столь грандиозном, всеохватывающем объеме на столь крупном корабле.

14,5 тысяч тонн - размерам эсминца «Замволт» позавидует иной крейсер (в качестве сравнения: полное водоизмещение флагмана ЧФ, ракетного крейсера «Москва» составляет «всего лишь» 11 тыс. тонн)

В эффективности приемов по снижению заметности для вражеских радаров сомневаться не приходится: технология «стелс» широко применяется при создании военно-морской и авиационной техники по всему миру.

Гораздо больший интерес вызывает сама концепция «Замволта». Ракетно-артиллерийский эсминец с габаритами крейсера - это не 600-тонный шведский корвет. Как спрятать такого «слона» посреди открытой местности?

Создатели «Замволта» объясняют, что речь идет не о полной невидимости, а всего лишь о снижении заметности - в результате «Замволт» сможет обнаружить противника раньше, чем тот заметит стелс-эсминец. В официальных пресс-релизах отмечается, что эффективная площадь рассеивания (ЭПР) 180-метрового эсминца соответствует ЭПР небольшой рыбацкой фелюги.

Артиллерия

Впервые за 50 лет был построен артиллерийский ганшип. «Замволт» - первый и пока единственный из современных крейсеров и эсминцев, что вооружен пушками калибром свыше 5 дюймов . В носовой части эсминца установлена пара 155 мм (6,1 дюйма) автоматизированных установок Advanced Gun System (AGS), стреляющих высокоточными боеприпасами на дальность 160 км. Общий боекомплект установок - 920 снарядов.

Возрождение морской артиллерии - прямое следствие дискуссии об оказании огневой поддержки морским десантам и нанесению ударов по побережью противника (как никогда актуальных в эпоху контртеррористических операций и локальных войн).

Артиллерийский снаряд имеет ряд важных преимуществ перед авиационной бомбой или крылатой ракетой :
- всепогодное применение;
- быстрая реакция на вызовы - уже через пару минут указанное место сровняют с землей;
- неуязвимость для систем ПВО противника;
- отсутствие необходимости в сверхдорогом носителе (многоцелевом истребителе 4/5 поколений и подготовленном пилоте) - как и отсутствие риска потерять носитель по пути к цели;
- гораздо меньшая стоимость снарядов по сравнению с крылатой ракетой «Томагавк» - при одинаковых возможностях в деле оказания огневой поддержки морским пехотинцам.

Притом, что точность современных артиллерийских снарядов с системой наведения по GPS или лазерному лучу, ни в чем не уступает аналогичным авиационным и ракетным боеприпасам.

Примечательно, что в качестве вспомогательной артиллерийской системы для самообороны эсминца вновь была выбрана система с необычно большим калибром - автоматическая 57 мм установка «Бофорс» SAK-57 Mk.3 (пара таких пушек установлена в кормовой части надстройки «Замволта»).

В отличие от традиционных скорострельных , SAK-57 делает всего 3-4 выстрела в секунду, но при этом стреляет особыми «интеллектуальными» боеприпасами, чьи взрыватели инициируются при пролете вблизи цели. А могущества её снарядов достаточно не только для самообороны в ближней зоне, но и для применения в морском бою против катеров и др. средств противника на дальности до 18 км.

Радары

Изначально для «Замволта» создавался «навороченный» радиолокационный комплекс DBR с шестью АФАР, работавшими в сантиметровом и дециметровом диапазонах. Это обеспечивало беспрецедентную дальность и точность при обнаружении любых типов воздушных, морских или заатмосферных целей на орбите Земли - в пределах зоны обзора радара DBR.

К 2010 году, когда стало ясно, что «Замволты» получаются слишком дорогими и не могут заменить собой существующие эсминцы - концепция радара DBR подверглась кардинальному сокращению. В составе средств обнаружения «Замволта» остался лишь многофункциональный радиолокатор сантиметрового диапазона AN/SPY-3 с тремя плоскими активными ФАР , размещенными на стенках надстройки эсминца.

В конце октября 2013 г. на американском судостроительном заводе Bath Iron Works был спущен на воду головной эскадренный миноносец (эсминец) проекта DD(X) — DDG-1000 USS Zumwalt (в русской транскрипции “Замволт“ или “Зумволт“). Эсминец USS Zumwalt, названный в честь адмирала Элмо Зумволта, является одной из самых необычных и неоднозначных разработок американского военного кораблестроения. На корабли этого проекта возлагаются огромные надежды, американская пресса уже успела окрестить их «кораблями будущего» и «завтрашним днем американского военно-морского флота». Впрочем, заокеанской прессе положено петь дифирамбы правительству СЩА и Пентагону, а вот многие военные эксперты в корне не согласны с восторженными оценками как в адрес данного корабля, так и проекта в целом.

История проекта DD(X) берет свое начало в девяностых годах 20-го века. Тогда американские военно-морские силы озвучили требования к перспективным кораблям, которые должны были войти в строй в начале XXI века; данные программы получили обозначения CG21 (крейсер) и DD21 (эсминец) — позже программы разработки крейсеров и эсминцев были переименованы в CG(X) и DD(X) соответственно. Требования к новым кораблям были очень высоки: крейсеры и эсминцы должны были выполнять широкий спектр боевых и вспомогательных задач. В зависимости от обстановки, любой из перспективных кораблей CG(X) и DD(X), по замыслу командования ВМФ США, мог атаковать корабли или подлодки противника, защищать сухопутные и морские соединения от атаки с воздуха, при необходимости наносить ракетные удары по механизированным или хорошо укрепленным подразделениям противника, эвакуировать население из районов природных бедствий или стран, охваченных революциями, и т.д

Однако, сметные расчеты на предпроектной стадии показали, что стоимость подобного «универсального» корабля получается запредельной. В связи с этим Конгресс США в 2002 настоял на закрытии одной из программ, — по результатам проведенного анализа было решено отказаться от разработки и строительства крейсеров CG(X) и остановиться на создании эсминцев. Таким образом, после окончания срока эксплуатации всех крейсеров типа Ticonderoga в составе ВМС США в качестве многоцелевых кораблей с ракетным вооружением предполагалось использовать эсминцы типа Arleigh Burke и DD(X).

Первоначально военно-морские силы надеялись получить 32 эсминца типа DD(X). Позднее это число было уменьшено до 24, а потом и всего лишь до 7 единиц из-за высокой стоимости новых технологий и решений, которые должны быть применены при строительстве перспективных эсминцев. Палата представителей США по-прежнему скептически относится к этой программе (в основном, по финансовым причинам) и поэтому первоначально выделила деньги только на строительство одного(!) DD(X) — DDG-1000, исключительно для возможности «демонстрации технологий». Тем не менее, под давлением Пентагона, в 2007 году были выделены еще 2,6 млрд долларов на строительство корпусов еще двух эсминцев — DDG-1001 и DDG-1002. На этом «эпопея» с перспективными эсминцами проекта DD(X) закончилась, — и в итоге начальная цифра в 32 корабля превратилась в 3(!) вымпела, которые, как все понимают, никакой погоды во флоте не сделают.

Подготовка к строительству головного корабля серии DD(X) началась в 2008 году, а церемония закладки состоялась в ноябре 2011-го. В конце октября 2013 года первый эсминец нового проекта — DDG-1000 Zumwalt — был спущен на воду. Предварительные работы по строительству корпуса второго корабля DDG-1001 (USS Michael Monsoor) стартовали в сентябре 2009 года на заводе Ingalls Shipbuilding. В 2015 году предполагалось сдать заказчику головной эсминец — Zumwalt, а так же продолжить строительство следующих кораблей. Однако из-за ряда недоработок срок вступления в строй первого корабля серии — DDG-1000 — перенесен на конец 2016 года, — и нет никакой гарантии, что он буден выдержан. Сроки по остальным кораблям тоже постоянно сдвигаются в сторону увеличения.

А теперь самое интересное: стоимость каждого из трех новых эсминцев проекта DD(X), с учетом затрат на проектирование и испытания, уже преодолела отметку в 7 млрд. долларов. Для сравнения, корабли проекта Arleigh Burke обходятся бюджету США примерно в 1,8 миллиарда каждый, что почти в четыре раза меньше стоимости "Замволта" и его «собратьев». Новый эсминец в итоге обошелся Пентагону дороже, нежели последний американский авианосец типа Nimitz - USS George H.W. Bush (CVN-77), что вызвало бурю возмущения в руководстве ВМС США. При этом необходимо учесть, что сроки строительства третьего эсминца, который планируется заложить на стапель лишь в 2018 году, приведут к дальнейшему увеличению стоимости корабля. Какой она будет в итоге, остается только догадываться, но уже сейчас ясно, что военный бюджет не в состоянии потянуть очередную «черную дыру», подобную истребителю пятого поколения F-35, который несмотря на десятки миллиардов долларов, потраченных на его разработку, до сих пор не принят на вооружение армии США из-за серьезных проблем с двигательной установкой и авионикой.

Первое, что бросается в глаза в кораблях проекта DD(X) - их необычный внешний вид. В случае с эсминцем Zumwalt, снижение заметности в радиолокационном диапазоне стало основной задачей при проектировании обводов корпуса и надстройки. Американский эсминец похож на длинную и узкую платформу, в середине которой размещена выступающая надстройка сложной формы, — чем-то напоминая своим видом броненосец конца XIX века. Все обводы надводной части корабля представляют собой систему плоскостей, сопряженных друг с другом под разными углами (та же технология была применена и при разработке танка Т-14 «Армата» — достаточно взглянуть на его сложной формы несимметричную башню). Корпус и надстройка корабля снаружи покрыты радиопоглощающими материалами толщиной примерно в 2,5 см., до минимума уменьшено количество выступающих антенн и других частей корпуса.

Вооружение эсминца Zumwalt состоит из 20 универсальных пусковых установок Мк-57 с возможностью установки в них до 80 ракет, двух дальнобойных 155-мм артиллерийских установок AGS и 30-миллиметровых скорострельных зенитных систем На эсминце предусмотрено базирование вертолёта и нескольких беспилотных летательных аппаратов. Водоизмещение корабля приближается к отметке 15 тыс. тонн, что делает эсминцы проекта DD(X) крупнейшими современными неавианесущими боевыми кораблями в мире после советских/российских атомных ракетных крейсеров проекта 1144 (серия из четырёх крейсеров, построенных в СССР в период с 1973 по 1989 годы, на данный момент — единственные в составе российского ВМФ надводные корабли с ядерной энергетической установкой), водоизмещение которых достигает 26 тыс. тонн. В качестве главной энергетической установки на корабле USS Zumwalt используются два газотурбинных двигателя Rolls-Royce Marine Trent-30 общей мощностью 105 тыс. л.с. Двигатели соединены с электрогенераторами в единую энергосистему, которая снабжает энергией все системы корабля, в том числе и два электродвигателя, вращающие гребные винты. Подобная «архитектура» энергетической установки позволила обеспечить высокие ходовые характеристики — заявленная максимальная скорость эсминца превышает 30 узлов.

Казалось бы, всё прекрасно (за исключением стоимости, разумеется), но как это часто бывает в последнее время с американскими военными разработками, есть нюансы:

1. Мореходные качества. В эсминцах проекта DD(X) применено дерзкое, новаторское решение — острый с обратным углом наклона, «таранного типа» форштевень. Такая форма носа является воплощением противоположной, по сравнению с общераспространенной ныне, концепции обтекания волнами носа и киля корабля — и, по словам американских судостроителей, это должно было обеспечивать эсминцу хорошую мореходность при низком, в угоду снижению радиолокационной заметности, борте. Такая форма носа корабля должна «пробивать», «резать» волны — вместо «взбирания» на волну. Однако при ходовых испытаниях обнаружилось, что уже при среднем волнении USS Zumwalt начинает серьезно «клевать носом», что самым негативным образом сказывается на его скорости хода и остойчивости. Устранить эту проблему не представляется возможным, так как она проистекает из существующей геометрии корпуса судна; единственное, что можно сделать, — это постараться как-то нивелировать ее негативное влияние на мореходные качества корабля. Правда, американские инженеры еще пока не придумали как именно.

2. Вооружение. Изначально предполагалось, что эсминец DDG-1000 сможет выполнять функции как огневой поддержки, так и противоракетной обороны на любом театре военных действий, а так же обеспечивать противовоздушное прикрытие морских и сухопутных соединений. Для этого его планировали оснастить установками ЗУР SM-2MR или SM-6, а для задач ПРО - перспективными модификациями противоракеты SM-3. Однако на данный момент на уже готовом «Замволте» не установлено ничего(!) из вышеперечисленного, и в связи с проблемами адаптации пусковых установок ПВО и ПРО к конструкции корпуса, непонятно когда будет установлено — и будет ли вообще!

3. Радиолокационные возможности. Помимо радиолокационной малозаметности, для кораблей подобного типа большое значение имеют средства обнаружения — ведь если ты «невидим» для вражеского радара, но сам не можешь обнаружить противника, то все преимущества стелс-технологий сразу сходят на нет. Для эсминцев серии DD(X) изначально разрабатывалась связка из двух мощных радиолокационных комплексов разных диапазонов: AN/SPY-3 - для работы по низколетящим/высотным целям и целям в ближнем космосе и AN/SPY-4 - радиолокационная станция "объемного поиска". Столкнувшись с тем, что SPY-4, разрабатываемый для «почившего в бозе» крейсера CG(X), никак не помещается корпус проекта DDG1000, Пентагон, не долго думая, попросту прекратил его разработку в 2010 году, и начал проектирование новой системы AMDR (Air Missile Defense Radar) специально под DDG-1000 Zumwalt. Но затем с AMDR начались серьезные проблемы, и в данный момент “Замволт“ оснащен только системой РЛС AN/SPY-3, что удовлетворяет только половине заявленных требований ВМФ США к данному типу кораблей.

4. Универсальность. Нет на “Замволте“ и еще одного вида вооружения, который для современных кораблей обязательно иметь в наличии, если они заявлены как самостоятельные боевые единицы флота — это противокорабельные ракеты. На вооружении ВМС США есть только один их тип - семейство дозвуковых ПКР «Гарпун». Однако «Гарпун» не удалось адаптировать к шахтным пусковым установкам DDG-1000 - так как «Гарпун» запускается из собственных четырехконтейнерных установок, для которых в свою очередь, не нашлось места в корпусе эсминца. Замкнутый круг. В итоге “Замволт“ остался вообще без противокорабельных ракет! Чтобы как-то оправдать этот свой очевидный провал, в Пентагоне заявили, «что новому эсминцу ПК-ракеты не нужны вовсе, а с кораблями противника бороться проще всего авиацией с авианосцев». С кем тогда будет бороться Zumwalt, при этом не уточнили...

5. «Технологии будущего» . Изначально вместо артиллерийской системы 155 калибра на кораблях типа DD(X) / GG(X) планировалось устанавливать электромагнитную пушку (ЭМП), но потом от этой идеи решили отказаться. В том числе потому, что при стрельбе из ЭМП пришлось бы на время отключать большую часть электроники эсминца, в том числе системы ПВО и ПРО, а также останавливать ход корабля и системы жизнеобеспечения, иначе мощности энергосистемы не хватает для обеспечения стрельбы. К тому же ресурс ЭМ-пушки крайне невелик — всего несколько десятков выстрелов, после чего ствол выходит из строя из-за огромных магнитных и температурных перегрузок. Данную проблему решить пока не удалось. Исследования и испытания, а точнее сказать, «освоение бюджета», по программе разработки электромагнитного оружия в данный момент продолжаются, но вряд ли ЭМП с теми характеристиками, которые заявлялись на старте данной программы, появится на вооружении армии США в обозримой перспективе.

Конечно, нельзя сказать что Zumwalt полностью лишен достоинств. Они у него есть: это и малозаметность в радиолокационном диапазоне, и гибридная энергоустановка нового поколения, и высокая автоматизация всех систем управления кораблем, вследствие чего экипаж составляет всего 140 человек, и скорострельная артиллерийская система AGS калибром 155 мм. Но учитывая, что ряд недостатков, и довольно существенных, до сих пор не устранены (а некоторые не могут быть устранены в принципе), а так же то, что стоимость одного корабля уже превысила 7 млрд. долларов, и будет только расти, — это сводит на нет все достоинства эсминца.

Можно услышать мнение, что футуристический Zumwalt — прообраз «корабля будущего», но «корабль будущего» характеризуется не внешним видом, а сочетанием малозаметности и малошумности, мореходных качеств, живучести и огневой мощи, позволяющей одинаково успешно бороться с надводными, подводными и воздушными целями противника. И, что особенно важно, «корабль будущего», будь то авианосец, эсминец или крейсер, должен отличаться еще и разумной ценой, — позволяющий производить и ставить его на вооружение в серийных количествах. А Zumwalt этим критериям не соответствует — на данный момент это просто очень дорогая «игрушка», «витрина технологий американского ВПК», — как выразился один из сенаторов США. Так что в итоге создали американцы — эсминец «завтрашнего дня» и «грозу морей», способную наводить ужас на флот противника, или плавающий «музей», рекламирующий возможности (и аппетиты) американского военно-промышленного комплекса? Учитывая, что будет построено и принято на вооружение всего 3 корабля проекта DD(X), — ответ очевиден.