Учения авианосец мидуэй апрель 1989 год. Авианосец "Мидуэй": основные характеристики, вооружение. Авианосцы США. Ударные авианосцы «Мидуэй» – история создания

«Мидуэй» (Midway-class aircraft carrier) — серия тяжелых американских авианосцев, принявших участие во всех крупных конфликта второй половины двадцатого века, включая войну во Вьетнаме и операцию «Буря в пустыне». Авианосцы типа «Мидуэй» проектировались после начала войны с Японией в 1941 -1942 годах. Явное влияние на проект оказали британские авианосцы. В серии планировалась постройка шести авианосцев, но было построено только три. Все корабли серии были приняты на вооружение уже после окончания Второй мировой войны.

ПРОЕКТ И СТРОИТЕЛЬСТВО

После нападения Японии на США американцам пришлось спешно разрабатывать программу строительства новых авианосцев. Эскизные проекты тяжелых авианосцев для флота США были выполнены еще в 1940 году, но потребовалось больше года дискуссий и разработок, прежде чем 29 декабря 1942 года окончательный проект был утвержден президентом Рузвельтом.

Головной корабль серии CV-41 был заложен 27 октября 1943 года в сухом доке верфи «Ньюпорт-Ньюс Шипбилдинг», в г. Ньюпорт-Ньюс (шт. Вирджиния). На строительство ушло всего 17 месяцев — 20 марта 1945 года корабль был спущен на воду. Еще через полгода, 10 сентября 1945 года, после того как «Мидуэй» был полностью оборудован и укомплектован, авианосец был принят флотом.

Второй корабль серии CV-42, заложенный 1 декабря 1943-го на военно-морской верфи Нью-Йорка, вступил в строй 27 октября 1945-го. Первоначально он назывался «Си Корал», но после смерти президента Рузвельта по просьбе министра ВМС США был переименован 8 «Франклин Д. Рузвельт». Третий, последний корабль серии CV-43, который наименовали «Си Корал», вошел в строй 1 октября 1947 года.Он, как и CV-41, строился в Ньюпорт-Ньюсе.

МОДЕРНИЗАЦИИ

Несмотря на создание более современных авианосцев, авианосцы типа «Мидуэй» оставались в строю несколько десятилетий. Чтобы обеспечить соответствие возможностей этих кораблей новым вызовам, потребовалось несколько модернизаций. В середине 1950-х ее прошли, по программе модернизации 5СВ-110, сначала «Франклин Д. Рузвельт», затем «Мидуэй» и «Корал Си». Авианосцы получили закрытый «штормовой нос», три новые паровые катапульты, усиленный аэрофинишер, увеличенный мостик, зеркальную посадочную систему. Новая угловая посадочная палуба (8° относительной продольно оси) длиной 147 м позволила производить одновременно и взлет, и посадку самолетов. Изменения коснулись подъемников — появилась возможность базирования самолетов весом до 31,8 т.

Произведено существенное обновление систем и оборудования. Уменьшено количество артиллерийских орудий.

В результате всех этих изменений водоизмещение кораблей превысило 60000 т. Авианосец CV-43 «Корал Си» модернизировался по усовершенствованному проекту SCB-110А. В соответствии с этим проектом носовой подъемник заменили бортовым, демонтировали все зенитные орудия калибра 76 мм и, частично, 127 мм. Авианосец получил более длинную угловую палубу чем модернизированные CV-1 и CV-2.

С 1966 по 1970 год была намечена программа новой модернизации авианосцев этого типа — 5СВ-101. Однако единственным кораблем, участвующим в программе, стал «Мидуэй». В 1968 году планировалась начать модернизацию авианосца CV-42, но она была отменена по причине более чем двукратного превышения плановой стоимости при модернизации CV-41. В процессе модернизации катапульты заменили на более мощные, все подъемники перенесли к краю палубы, их грузоподъемность увеличили до 50 т, а размеры до 19,2 х 15,9 м. Длина авианосца достигла 303 м, ширина увеличена до 75,5 м, водоизмещение возросло до 64 200 т. Полностью была заменена электронная аппаратура. Авианосец получил новую боевую информационную систему NTDS. Эта модернизация позволила авианосцу «Мидуэй» оставаться в строю до 1990-х годов.

СЛУЖБА

За долгие годы службы авианосцы типа «Мидуэй» приняли участие во многих учебных и боевых операциях флота США и НАТО.

24 октября 1958 года в период кульминации Кубинской революции «Франклин Д. Рузвельт» был в группе поддержки транспорта, производившего эвакуацию американских граждан из Кубы.

Самым серьезным испытанием для кораблей стала война во Вьетнаме. Они принимали участие в бомбардировках Северного Вьетнама, укладывали мины к подходам во вьетнамские порты. В 1975 году авианосцы осуществляли эвакуацию американцев из Сайгона. В октябре 1973 года во время «Войны Судного дня» CV-42 служил транзитным аэродромом для поставляемых Израилю самолетов, а также готовился к возможной эвакуации американского персонала. 4 апреля 1980 года «Корал Си» принимал участие в неудачной операции по освобождению американских заложников в Иране («Ивнинг лайт»).

15 апреля 1986 года самолеты «Корал Си» совместно с F-111F Великобритании бомбили территорию Ливии в рамках в рамках операции «Эльдрадо».

Первым закончил службу CV-42 «Франклин Д. Рузвельт». В апреле 1977 года он завершил свое последнее плавание и 30 сентября 1977 года был официально выведен из состава флота.

CV-43 «Корал Си» был выведен из эксплуатации 26 апреля 1990-го и через два года, как и CV-42, отправлен на слом.

Головной корабль серии CV-41 «Мидуэй» был снят с вооружения последним, в 1992 году, вскоре после окончания войны в Персидском заливе, успев в ней поучаствовать.

КОНСТРУКЦИЯ И ВООРУЖЕНИЕ

В течение долгой службы, пройдя модернизации, авианосцы типа «Мидуэй» сильно изменились по сравнению с первоначальным проектом. Появилась угловая палуба, сократилась зенитная артиллерия, водоизмещение увеличилось почти в 1,4 раза.

Авианосцы типа «Мидуэй» были следующим шагом в эволюции идей, заложенных в авианосец «Эссекс». Повторяя общую компоновку, «Мидуэй» стал крупнее и теоретически мог нести 130 самолетов, хотя в реальности их количество не превышало 100. Особое внимание было уделено бронированию корабля.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

В основу корпуса авианосца «Мидуэй» были положены разработки для линкора «Монтана», который так не был построен. Это сделало «Мидуэй» довольно маневренным для корабля такого размера. Однако внутренние помещения получились очень тесными, а полетная палуба располагалась относительно низко над уровнем воды. Это ухудшало поперечную устойчивость, что делало посадку самолета при сильном волнении затруднительной.

Поскольку встреча с японскими тяжелыми крейсерами считалась вполне вероятной, особое внимание было уделено бронированию. Перед конструкторами поставили задачу обеспечить надежную защиту от 203-мм снарядов. В броневую защиту вошли три броневых палубы и броневой пояс. Полетную палубу защищала броня толщиной 87 мм, ангарную и 3-ю палубы — по 51 мм стали. Масса горизонтальной брони достигала 5700 т. Кроме мощного горизонтального авианосцы типа «Мидуэй» имели также солидное вертикальное бронирование — 193-мм броневой пояс, самый толстый из когда-либо применявшихся на авианосцах. В процессе проектирования выявился заметный перевес корабля на правый борт, поэтому 193-мм толщину сохранили только по левому борту. Правый борт имел толщину броневых плит 178 мм, вдобавок плавно срезанных к нижней кромке до 76 мм. Броневой пояс замыкался в цитадель траверзными переборками толщиной 160 мм, выше шли 25-мм траверзы. Рулевая машина имела коробчатую защиту: 193-мм броню с бортов, 160-мм — спереди и сзади, 127-мм — сверху и 63-мм — снизу. Боевая рубка защищалась с боков 165-мм бронеплитами, сверху — 87-мм. Кабели системы управления кораблем заключались в трубы с 102-мм стенками.

Главная энергетическая установка (ГЭУ) состояла из четырех главных турбозубчатых агрегатов фирмы «Вестингауз» и двенадцати котлов системы «Бэбкок-Уилкокс». Котлы располагались в водонепроницаемых отсеках, расположенных в носовой части корабля. В общей сложности ГЭУ занимала 26 отсеков корабля, что обеспечивало ей высокую живучесть, но усложняло техническое обслуживание. ГЭУ приводила в движение четыре гребных винта диаметром 5,5 м со скоростью 200 об/мин. Авианосцы этого типа развивали чрезвычайно большую для корабля таких размеров скорость в 33 узла.

ВООРУЖЕНИЕ

Изначально «Мидуэй» имели самую мощную артиллерийскую системы ПВО, когда-либо используемую на авианосцах. Она включала в себя: 18 орудий Мк.16 калибром 127 мм в одиночных башенных установках, 21 «счетверенный» автомат «Бофорс» калибром 40 мм и 28 «Эрликонов» калибром 20 мм. После модернизации все 127-мм орудия были демонтированы.

АВИАГРУППА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

За долгие годы эксплуатации на борту авианосцев типа «Мидуэй» несли службу самые разнообразные самолеты морской авиации США. Первыми в 1945 году появились F4U «Корсар». В 1947 году к ним присоединились SB2C «Хеллдайвер» и Грумман F8F «Биркэт».

Начало 1950-х годов ознаменовалось появлением на авианосцах первых многоцелевых реактивных самолетов морской авиации F9F «Партнер». Но применялись и поршневые Дуглас А-1 «Скайрейдер». Считавшийся морально устаревшим в эру реактивной авиации, «Скайрейдер» четверть века состоял на вооружении ВМС США. С большим успехом применялся и в Корейской войне, и во Вьетнаме. В 1956 году на борту начали службу F3H «Демон» и Воут F-8 «Крусейдер». В качестве тяжелого бомбардировщика использовался Дуглас А-3 «Скайуорриор», а легкого — истребитель-бомбардировщик Дуглас А-4 «Скайхок», замененный в 1970 году на А-7 «Корсар» II.

В 1965 году на палубе появились знаменитые истребители F-4 «Фантом» II, которые в 1986 году уступили место «Шершням» — Макдоннел-Дуглас F/A-18 «Хорнет».

В начале 1970-х годов на борт поступил самолет Грумман А-б «Интрудер», который применялся как бомбардировщик и дозаправщик. В качестве самолетов дальнего радиолокационного обнаружения последовательно использовались в разное время: AD-3W «Скайрейдер», Грумман Е-1 «Трейсер» и Грумман Е-2 «Хокай». Высота ангара «Мидуэя» не позволила использовать на его борту самолеты ВМС F-14 «Томкэт» и S-3 «Викинг».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАНОСЦА «МИДУЭЙ» (CV-41)

  • Водоизмещение, т:
    полное: 59900
    стандартное: 47 387
  • Размерения, м:
    длина (максимальная): 295,04
    ширина (максимальная): 41,45
    осадка: 10,51
  • ГЭУ: 12 водотрубных котлов типа «Бабкок-Уилкокс», 4 турбины фирмы «Вестингауз» мощностью 215000 л. с.
  • Скорость хода, узлов: 33
  • Дальность плавания, миль: 15 000
  • Вооружение: зенитная артиллерия:
    18 x 1 х 127-мм/54Мк.16/0,
    21 х 4 х 40-мм «Бофорс»
    28 х 1 х 20-мм «Эрликон»
  • Авиационная группа: 100 самолетов (Вторая мировая война и война в Корее), 65 — война во Вьетнаме
  • Экипаж, чел.: 4104 (в т. ч. 106 офицеров)

Возможно вам будет интересно:



27 декабря 2016

Авианосцы - величественные корабли, которые олицетворяют боевую мощь государства. Midway - авианосец, который находился в рядах военно-морского флота США на протяжении 47 лет. Судно безотказно служило Америке и принимало участие во вьетнамском конфликте. В 1992 году оно покинуло авианосный флот ВМС США, а через пять лет было преобразовано в корабль-музей. Сегодня мы поближе познакомимся с этим величественным кораблем, его историей, устройством, вооружением и многими другими занимательными фактами.

История создания

О строительстве нового класса кораблей авианосный флот ВМС США задумался в конце 1941 года, после нападения Японии на Перл Харбор. Какое-то время американское правительство и руководство флота не могли прийти к единому мнению касательно нового типа кораблей. Франклин Рузвельт с адмиралом Эрнестом Кингом считали, что нужно строить небольшие авианосцы. Тем временем адмирал Честер Нимиц настаивал на строительстве авианесущих кораблей водоизмещением не менее 45 000 тонн. В конечном итоге Нимиц смог убедить руководство, и в декабре 1942 года Рузвельт утвердил проект о строительстве двух авианосцев водоизмещением немногим более 40 000 тонн.

В октябре 1943 года в окрестностях штата Вирджиния состоялась закладка авианесущего корабля CV-41. Его строительство длилось 17 месяцев. В марте 1945 года прошел торжественный спуск на воду нового авианосца, подающего большие надежды для военно-морского флота США.

Предшественники

Прежде чем появился авианосец «Мидуэй», самыми многочисленными и мощными американскими авианосцами были корабли класса «Эссекс». «Мидуэй» получил от них некоторые черты: схему бронирования, а также схемы расположения самолетоподъемников и «острова». Что касается внешних отличий, то главными из них стали огромная дымовая труба и рубка, которой не было у «старших братьев».

Проектирование

Первые эскизы тяжелого авианосца, который однажды должен был прийти на смену «Эссексам», были разработаны еще в 1940 годах. Разработка шла полным ходом, несмотря на то, что до 1942 года перспективы строительства гигантского корабля были весьма туманными. На развитие этого проекта сильно повлияли события Второй мировой войны. Наиболее сильными аргументами в пользу увеличения бронирования судна стали гибель корабля «Глориес» и бой у атолла Мидуэй (отсюда и пошло название авианосца).

Так как по мощности новый корабль значительно превосходил предшественников, для него придумали особую классификацию. Авианосцу присвоили класс CV-B, который просуществовал до 1952 года, пока не появились более современные авианосцы США, повлекшие за собой необходимость в создании новой классификации.

Строительство

Построить авианосец «Мидуэй», размеры которого более чем солидны, в те времена было нелегко даже для такого развитого государства, как Америка. Лучше всего для строительства подходили сухие доки, которых тогда было крайне мало. Но к счастью, на момент подписания чертежей по проекту тяжелого авианосца освободились помещения, на которых не состоялась постройка линейных кораблей «Монтана».

Авианосец с индексом CVB-41 был заказан крупной судостроительной компании Newport News Shipbuilding. Кстати говоря, название «Мидуэй» кораблю присвоили лишь осенью 1944 года. Вместе с ним одноименный класс представляли еще два судна: «Франклин Д. Рузвельт» и авианосец «Корал Си». Герой нашего разговора был полностью готов через 23 месяца после закладки. Авианосец «Мидуэй», длина которого составляет целых 295 метров, стал американским достижением. На тот момент его считали не просто мощнейшей боевой единицей, готовой работать в любых условиях, а настоящим произведением искусства. Пришло время узнать, благодаря чему авианосец «Мидуэй» заслужил столько уважения.

Защита

Бронирование авианосца включало в себя броневой пояс и три броневых палубы. Кроме того, было локальное бронирование некоторых помещений. Полетная палуба была защищена 87-миллиметровым слоем брони. Кроме горизонтальной, корабль нес весьма солидную вертикальную защиту. Авианосец оснащался броневым поясом толщиной в 193 мм, что больше никогда не повторялось на кораблях такого класса. Но здесь есть некоторые нюансы. Во время строительства был обнаружен внушительный перевес судна на правую сторону, поэтому 193-миллиметровую броню сохранили только на правом борту. На левом борту ее уменьшили до 178 мм и плавно срезали к нижней части до 76 мм.

Что касается брони выше главного пояса, то здесь достоверных данных нет. По одной версии, была броня толщиной 50 мм, а по другой - только 30-фунтовая обшивка. Пояс замыкался в цитадель посредством траверзных 160-миллиметровых переборок. Рулевая машина защищалась коробчатой броней: по бортам - 193 мм; спереди и сзади - 160мм, сверху - 127 мм, а снизу - 63 мм. Боевая рубка была прикрыта 165-миллиметровой броней по бортам и 87-миллиметровой - сверху. Кабели основных систем управления были заключены в трубы толщиной в 102 мм.

Ходовые характеристики

Силовая установка корабля состояла из четырех турбозубчатых моторов «Вестингауз», которые соединялись с дюжиной котлов «Бэбкок энд Уилкокс». Моторы приводили в действие четыре 5,5-метровых грибных винта со скоростью вращения до 200 оборотов в минуту. 10 тысяч тонн топлива судну хватало приблизительно на 15 тысяч миль. При проектировке планировалось получить меньший расход топлива, однако перегрузка броней внесла свои коррективы. Котлы находились в носовой и кормовой частях авианосца, в водонепроницаемых отсеках. Энергетическая установка занимала в общей сложности 26 отсеков. С одной стороны, это увеличивало ее живучесть, а с другой - усложняло обслуживание. В дальнейшем подобная схема не применялась ввиду затруднительного обслуживания.

Скорость авианосца составляла 33 узла, что на тот момент было просто превосходным показателем даже по сравнению с менее габаритными суднами. Примечательно, что корабль, как и представители класса «Эссекс» хорошо держал набранный темп. Подтверждением тому является 4452-мильное путешествие, которое он совершил со средней скоростью в 32,5 узла.

Вспомогательное оборудование

Главным авиационно-техническим оборудованием судна стали две катапульты, три подъемника и несколько финишеров. Таким же образом оснащались последние (на тот момент, разумеется) версии «Эссексов». Кроме того, авианосец «Мидуэй» оборудовался системами для заправки обслуживания и вооружения самолетов. Катапульты Н-Мк-IV-1 благодаря удлиненной дорожке придавали истребителю скорость в 145 км/ч. На перезарядку катапульты затрачивалось всего 60 с. Что касается авиафинишеров, то они останавливали 13,5-тонный самолет, летящий на скорости порядка 90 миль/час. Два самолетоподъемника размерами 16,5/14 м и грузоподъемностью 12 т располагались на палубе. Бортовой подъемник был уже на четыре метра и поднимал 8 т.

Электростанция корабля включала в себя 8 турбогенераторов переменного тока мощностью по 1250 кВт каждый. Напряжение силовой сети составляло 440 В. Генераторы устанавливались в водонепроницаемых отсеках, примыкающих к задней части котельного отделения. Кроме того, в паре изолированных отсеков располагались аварийные дизельные генераторы суммарной мощностью 2850 кВт. В результате общая мощность авианосца достигла рекордного показателя - 12 850 кВт. Пара опреснительных установок в полной мере обеспечивала корабль водой для котельных и бытовых нужд.

Обитаемость

Экипаж авианосца включал не только корабельный, но и авиационный штат. По планам 1943 года, численность экипажа должна была составить 3443 человека. Из них 2112 человек (2006 матросов и 106 офицеров) относились к корабельному и 1331 человек - к авиационному штату. Кроме того, предполагались 140 резервных мест на случай, если судно станет флагманом. По проекту корабль был рассчитан даже на большее количество мест, чтобы избежать переполненности. Однако к 1947 году экипаж составлял уже 4100 человек, условия жизни которых оставляли желать лучшего. Впрочем, переполненностью на тот момент страдали все авианосцы США.

Вооружение

Корабль оснастили самыми мощными пушками, когда-либо использующимися на авианесущих суднах. Среди них были 18 орудий 127-го калибра, 21 - 40-го и 28 - 20-го. Авианосцы типа «Мидуэй» значительно отличались от предшественников в плане зенитного вооружения. Вместо 127-миллиметровых орудий с длиной ствола в 38 калибров, новые судна получили 127-мм орудия МК-16. Они разрабатывались для линкора «Монтана», строительство которого так и не состоялось. Орудие устанавливалось в одиночной башенной установке и имело внушительные характеристики. Авианосец «Мидуэй» стал единственным кораблем, который получил пушки МК-16. Позже они были установлены на японских эсминцах «Мурасаме», но это были орудия, снятые с «Мидуэев» в ходе модернизации в 50-х годах.

Для ближней противовоздушной обороны судно оборудовалось четырехствольными «Бофорсами» 40-го и одноствольными «Эрликонами» 20-го калибра. На момент вступления в военно-морские силы США артиллерийское вооружение авианосца составляло 18 одноствольных и 21 четырехствольную установку.

Авиационная группа

Начиная с 1945 года авианосец нес на себе истребители Chance Vought F4U Corsair. Через два года на борт попали истребители Grumman F8F Bearcat и Grumman F8F Bearcat. В начале 60-х на корабле появились реактивные самолеты Grumman F9F Panther. В 1956 г свою службу на борту авианосца начали такие самолеты: F3H Demon, Vought F-8 Crusader, Douglas A-3 и Douglas A-4 Skyhawk. Последний в 1970 году был заменен на A-7 Corsair II.

В 1965 г. все истребители заменили новыми - McDonnell Douglas F-4 Phantom II. В 1986 году им на смену пришли самолеты F/A-18 Hornet. В начале 70-х на борт поступил бомбардировщик и дозаправщик Grumman A-6 Intruder. На борту авианосца также служил вертолет SH-2 Seasprite, который применяли в основном для обслуживания судна и доставки грузов. Он работал в местах, где не было возможности пришвартоваться к причалу. На сегодняшний день вся авиагруппа является частью экспозиции самолета.

Радары

Радиолокационное оборудование авианосца Midway практически не отличалось от оборудования «Эссекса». Оно включало в себя две радиолокационных станции для обнаружения воздушных целей, две РЛС для обнаружения надводных целей, один радиовысотомер и большое количество станций, управляющих огнем.

Модернизации

Судно неоднократно дорабатывалось. Первая модернизация состоялась уже в 1955 году. Ее целью стало увеличение срока службы авианосца и расширение его возможностей. Конструкция судна получила ряд изменений. Главные из них:

  1. Посадочную полосу развернули на 8 градусов относительно продольной оси авианосца. Благодаря этой небольшой доработке появилась возможность одновременно осуществлять посадку и взлет с борта корабля.
  2. Вместо двух устаревших паровых катапульт судно оснастили тремя более мощными.
  3. Было произведено усиление тормозной системы. При этом количество тормозных кабелей уменьшили.
  4. Лифты палубы переместили, повысив их грузоподъемность.
  5. «Остров» значительно модернизировали и оснастили рядом нового оборудования.
  6. Судно получило новый «штурмовой нос».
  7. Количество артиллерийских орудий уменьшили до 8.
  8. Авиационный кран заменили новым - более мощным.
  9. Объем авиационных топливных баков был увеличен.
  10. В районе ватерлинии демонтировали броневой пояс.

Все это привело к тому, что водоизмещение судна увеличилось до 62 тысяч тонн.

В конце 1966 года состоялась вторая доработка авианосца «Мидуэй», которая стала крупнейшей в истории комплексной модернизацией корабля. Результатами обновления стали:

  1. Перенесенные лифты с повышенной грузоподъемностью.
  2. Уменьшенное количество парных катапульт - до двух.
  3. Усиленная тормозная система.
  4. Увеличенная в два раза площадь полетной палубы.
  5. Модернизация «острова».

Благодаря этим доработкам корабль оставался в строю до 90-х. Бюджет модернизации составил 202 млн долларов.

Служба

В феврале 1946 г. судно стало флагманом первой авианесущей дивизии. В марте этого же года на авианосце тестировали технику и оборудование, предназначенное для суровых холодов. В начале осени с корабля произвели запуск ракеты «Фау-2».

Самым тяжелым испытанием для авианосца «Мидуэй» была операция Frostbite, которая предполагала подготовку техники к службе в условиях Крайнего Севера.

Летом 1951 года корабль работал на испытаниях переноса самолета F9F-5 в Атлантическом океане. В следующем году «Мидуэй» принял участие в маневрах с силами НАТО. В 1954 году судно совершило практически кругосветное плавание, конечной точкой которого был остров Тайвань. Здесь оно, в составе седьмого флота США, послужило базой для самолетов, прикрывавших эвакуацию с острова во время первого тайваньского кризиса.

В марте 1965 года самолеты авианосца нанесли удары по военным объектам Северного и Южного Вьетнама. В общей сложности во время войны во Вьетнаме авиаторы «Мидуэй» сбили восемь самолетов. В 1971 году, после модернизации, судно вновь вернулось во Вьетнам, где его самолеты минировали подходы к местным портам. В конечном итоге за вьетнамские заслуги авианосец получил награду от президента Америки.

В 1975 году корабль принял участие в операции «Прерывистый ветер». 29 апреля Byong-Ly - майор ВВС Южного Вьетнама - эвакуировал семью на самолете Cessna O-1. Направившись в сторону моря, самолет встретил авианосец «Мидуэй». После нескольких попыток судно наладило связь с самолетом. Последний просил о посадке. Чтобы она могла состояться, экипажу пришлось освободить взлетную палубу от самолетов и вертолетов. Некоторые из них даже сбросили в воду. Самолет успешно приземлился на палубу, и капитан лично похвалил пилота за профессионализм и храбрость. Сброшенная в воду техника обошлась ВМС США в 10 млн долларов. Экипаж авианосца был настолько впечатлен поступком вьетнамского майора, что даже помог ему найти работу на просторах Америки.

В 80-х «Мидуэй» с группой других судов не единожды привлекался к операциям по демонстрации военной озабоченности США по отношению к Северной Корее. В марте 1981 года два вертолета, входящие в состав летной группы авианосца, спасли 17 человек, пострадавших из-за падения гражданского вертолета. Сам вертолет также был поднят на палубу.

В июне 1990 года произошло трагическое событие на борту авианосца. На судне случилось два взрыва, которые привели к пожару, бушевавшему около 10 часов. В результате погибло два члена экипажа, а еще 9 получили ранения. Событие освещали более сотни международных журналистов. СМИ сделали из инцидента большую проблему, считалось, что судно после этого уйдет на пенсию.

В 1989-1991 гг. судно принимало участие в боевых действиях против Ирака, в частности, в проведении операции «Буря в пустыне». В июне 1991 год оно помогало населению Филиппин, пострадавшему от извержения вулкана Пинатубо.

Превращение в музей

В 1992 году судно было выведено в резерв. До 1998 года оно находилось в законсервированном состоянии в городе Бремертоне штата Вашингтон. В сентябре 2003 года авианосец отправился в свое последнее плавание. Конечным пунктом маршрута стал Бродвей-пирс в центре Сан-Диего, где из корабля сделали музей. Открытие состоялось 7 июня 2004 года. За первый год работы музея его посетило более 870 тысяч человек, что вдвое превысило ожидания руководителей проекта.

За столь продолжительную службу корабль получил множество наград. Главной из них стал блок благодарности президента. Также были награды за участие во вьетнамских военных действиях, освобождение Кувейта и другие операции. Некоторые награды судну присваивали не единожды.

Заключение

Авианосец «Мидуэй», характеристики которого мы сегодня рассмотрели, стал одним из наиболее выдающихся кораблей военного флота США. Он, с одной стороны, поражает своим величием и символизирует мощь современной военной техники, а с другой - напоминает нам про абсурдность войны. Война - общечеловеческий позор. И было бы гораздо лучше, если бы миллиарды долларов вкладывались не в военное дело, а во что-то более полезное.

Всё то, что раньше можно было увидеть по телевизору или на фотографиях, теперь можно потрогать руками...

Американский авианосец USS "Midway" CV-41 . Это самый первый тяжелый американский авианосец. Он был спущен на воду 20 марта 1945 года. Более 40-а лет он входил в состав морского флота США. Активно участвовал в бомбардировках Северного Вьетнама, а также принимал участие в операции "Буря в пустыне" в 1991 году. 11 апреля 1992 года корабль был выведен из состава американского флота. А 10 января 2004 года его пришвартовали у пирса в Сан Диего (Калифорния), превратив в крупнейший музей-авианосец.

Я впервые попал в Сан Диего в феврале 2008 года. Еще на этапе планирования командировки в этот солнечный город, я знал про этот необычный музей. И в моем списке интересных мест он стоял в первом ряду. Его было просто найти на спутниковых снимках в Google. Да и в любом путеводителе был указан адрес пирса.
2.

Сразу нужно оговориться, что это была не только моя первая командировка, но и вообще первый выезд за границу. До этого я никогда не покидал пределы нашей страны. Ни Египта, ни Турции не было в списке посещенных мною стран. И это только усиливало желание увидеть иностранный авианосец с иностранными самолетами на борту.

После прилета в город, заселения в отель и обследования местных магазинов на предмет продуктов, мы с другом, который так же как я впервые прилетел в командировку, решили поехать в этот музей. Точка в GPS навигаторе стояла уже давно. Двумя нажатиями был проложен маршрут, и мы отправились в путь. Уже подъезжая к точке назначения, я крутил головой в ожидании появления корабля. И вот, повернув на набережную, мы увидели огромный авианосец, стоявший у причала кормой к нам. Найдя место для парковки, мы обошли его, сделав фотографии каждого метра этого удивительного сооружения.
3.


4.


5.

На палубе стояло много самолетов. Каждый из них я прекрасно знал, но вживую видел их впервые. Восторгу не было границ.
6.

День подходил к концу. И было решено перенести экскурсию на другой день. Впереди была рабочая неделя.

За неделю мы посмотрели несколько фильмом, связанных с авианосцами: "Последний отсчет" , "Топ Ган" и конечно "Горячие головы" . Я видел их уже много раз, но перед походом в музей хотелось освежить память.

Наконец настали выходные. Я ждал их с нетерпением. После завтрака мы поехали на набережную. Хоть Сан Диего и славится своей солнечной погодой, именно в этот день она была пасмурной. Дул ветер и было довольно прохладно. Конечно не так, как в Москве в это же время года (февраль месяц), но мы уже успели привыкнуть к теплу. И почему-то именно в этот день я забыл свою куртку в отеле. Но я совсем не замечал холода, поскольку с нетерпением ждал экскурсию.

Приехав на пирс и припарковав машину, мы отправились за билетами. Цена составляла 15$ + 8% налог (1,2$). То есть 16,2$. В переводе на рубли по курсу 2008 года (24,5 руб.) сумма вышла почти 400 рублей. Плюс примерно столько же мы отдали за парковку машины. Рядом с кораблем есть специальная платная стоянка для посетителей. Вместе с билетами нам дали схему авианосца с указанными маршрутами, номерами дверей и отсеков.
7.

Мы поднялись на борт. Вход происходит по лестнице прямо на ангарную палубу. При входе нас сфотографировали с самолетом TBF "Avenger". Оказалось что эту фотографию потом можно будет купить при выходе. Затем нам дали аудио гид. Два языка на выбор: Английский и Японский.

Попав на борт пропадает ощущение что ты на корабле. Ангарная палуба похожа на обычный ангар с множеством труб на потолке. А многочисленные коридоры напоминают подземный лабиринт. Город на плаву с множеством разных служб, систем, отсеков и населением около 4100 человек.

К сожалению не везде на авианосце можно ходить. Есть определенные отсеки и каюты, открытые для посещения. Остальные двери заперты. Но пусть эта информация не путает вас. Даже проведя на борту 6 часов, мы не успели все осмотреть. Поэтому приезжали сюда еще чтобы закончить осмотр. И даже попав на борт через год, я нашел еще несколько мест, которые не видел до этого.

На ангарной палубе стояло несколько самолетов. Плюс здесь располагались аттракционы для развлечения, магазин сувениров и ресторан.

Ангарная палуба. При входе на борт стоит самолет торпедоносец TBF "Avenger" . Справа желтые стойки с аудио гидами.
8.

Ангарная палуба.
9.

Палубный пикирующий бомбардировщик-разведчик SBD "Dauntless" .
10.

Палубный многоцелевой штурмовик A-1H "Skyraider" .
11.

В ангаре также представлены кабины различных самолетов, катапультные кресла и авиационные двигатели.

Нос палубного самолета ДРЛО E-2C "Hawkeye" .
12.

Кабина палубного самолета ДРЛО E-2C "Hawkeye" .
13.

Кабина многоцелевого истребителя F-4 "Phantom II" .
14.

Кабина палубного многоцелевого штурмовика A-7 "Corsair II" .
15.

Авиационный поршневой двигатель R-2800 "Double Wasp" фирмы Pratt & Whitney. Двухрядный 18-и цилиндровый двигатель с воздушным охлаждением и объемом 46 литров. Устанавливался на таких самолетах как F4U "Corsair" и F6F "Hellcat" .
16.

Авиационный реактивный двигатель J79 фирмы General Electric. Устанавливался на таких самолетах как F-4 "Phantom II" и RA-5 "Vigilante" .
17.

Спасательные жилеты на ангарной палубе.
18.

Люк, через который на ангарную палубу доставляли запасные части самолетов, включая авиационные двигатели. Через стекло видно как готовят к подъему авиационный двигатель. Экспозиция с восковыми фигурами. Хранилище расположено на 4 палубы ниже. Поэтому стоять на стекле немного страшно.
19.

Осмотрев самолеты и посидев в кабинах, мы отправились осматривать внутренние отсеки авианосца. Все маршруты обозначались табличками. В отсеках были написаны номера, которые соответствуют номерам файлов в аудио гиде. Набрал номер и слушаешь что это за место и чем тут занимались. Нужно сказать, что экспозиции были оформлены очень наглядно. Использовалось много восковых фигур, показывающих работу экипажа. Это все заставляло забыть о том, что корабль списан.

Один из внутренних отсеков.
20.

Комната приема пищи.
21.

Надпись на стене: "Начальник всегда прав. Он может быть дезинформирован, неточен, своеволен, переменчив, невежествен, даже аномально глуп, но никогда не ошибается ".
22.

Операционная палата на авианосце.
23.

Госпиталь.
24.

Рентгеновский аппарат.
25.

Лифт, ведущий в отсек с вооружением.
26.

Мастерская. Здесь могли производить любые детали.
27.

Токарный станок.
28.

Листопрокатный станок.
29.

Один из многочисленных коридоров авианосца.
30.

Лабиринт внутренних отсеков.
31.

Карцер.
32.

Почтовый ящик. Здесь можно было отправить письмо на сушу.
33.

Церковь.
34.

Комната приема пищи для высшего офицерского состава.
35.

Камбуз.
36.

Прачечная.
37.

Гладильная комната.
38.

Пройдя по различным отсекам с множеством различных служб, мы спустились ниже ватер линии, где находится пункт управления двигателем авианосца, паровые турбины и многое другое.

Пост управления двигателем. Авианосец имеет 12 паровых котлов и 4 турбины.
39.

Пункт управления паровыми турбинами. Напоминает витрину магазина часов.
40.

Общий принцип работы парового двигателя. Эту картинку показывают посетителям.
41.

Схема движения валов силовой установки. Две турбины (высокого и низкого давления) через редуктор вращают вал гребного винта.
42.

Схема работы паровой системы авианосца.
43.

Паровая турбина высокого давления. Через окошко можно увидеть лопатки турбины.
44.

Лопатки турбины высокого давления.
45.

Главный редуктор. Он соединяется с валом гребного винта.
46.

Часто в отсеках мы встречали людей, когда-то служивших на этом корабле, а сейчас работающих в этом музее экскурсоводами. У них можно было узнать много интересного.

Поднявшись обратно наверх, мы отправились в самый нос корабля, где находились жилые помещения экипажа.

При входе в жилые помещения находится магазин. Здесь можно было приобрести туалетные принадлежности, канцтовары, сигареты, закуски и даже взять в прокат видеокассету с фильмом.
47.

Жилое помещение для младших офицеров. Здесь кровати расположены по две друг над другом. Есть отдельная тумбочка.
48.

Из жилых помещений есть выход в якорный отсек. Здесь расположен привод для опускания и поднятия якорей. А также швортовочные канаты.
49.

Якорный отсек. При опускании или поднятии якорей, находиться в этом помещении можно было только в наушниках. Приподнять эту цепочку нам так и не удалось)))
50.

Здесь цепь выходит наружу и соединяется с якорем.
51.

Самый передний отсек. Эти иллюминаторы смотрят вперед по курсу корабля.
52.

Закончив осмотр внутренних отсеков, мы наконец-то отправились посмотреть то, чем авианосец отличается от обычных кораблей - полетную палубу.

Продолжение читайте в

Написав огромную статью про экскурсию по американскому авианосцу USS "Midway" CV-41 , я совсем не коснулся истории его создания и развития. А этому следует уделить особое внимание. Поскольку за все время несения боевой службы корабль изменился до неузнаваемости.

С 2004 года этот тяжелый авианосец, спущенный на воду еще в 1945 году, пришвартован у пирса в городе San Diego, штат California и превращен в крупнейший музей-авианосец. Имея длину более 300 метров, он кажется просто огромным. Интересным фактом является то, что первоначально авианосец выглядел совсем иначе. Нет, он и изначально был большим кораблем. Это был первый тяжелый американский авианосец. Но за свою историю он пережил две крупные модернизации, в процессе которых очень сильно изменился.
1.

Ниже показано как выглядела схема авианосца в 1945 году при спуске на воду, в 1957 после первой модернизации и в 1970 после второй.
2.

Планы по созданию новых авианосцев появились в США сразу после нападения Японцев на Перл Харбор 7 декабря 1941 года. Однако, мнения у руководства ВМС США расходилось относительно типов авианесущих кораблей. Президент Франклин Рузвельт и адмирал Эрнест Кинг выступали за строительство мелких авианосцев. В то же время адмирал Честер Нимиц отмечал, что авианосцы с водоизмещением всего 11000 тонн имеют слишком много ограничений для их эффективного использования. И настаивал на строительстве кораблей с водоизмещением более 45000 тонн. В конечном итоге было принято решение о строительстве двух авианосцев водоизмещением более 40000 тонн. Проект был окончательно утвержден президентом Франклином Рузвельтом 29 декабря 1942 года.

27 октября 1943 года в сухом доке американской верфи "Newport News Shipbuilding", расположенной в городе Newport News, штат Virginia, состоялась закладка авианосца "Midway" и следующие 17 месяцев шло его строительство. 20 марта 1945 года в торжественной обстановке корабль был спущен на воду.
3.

Изначально он имел длину 295,2 м, ширину 41,5 м и водоизмещение 55000 тонн. На корабле были установлены мощнейшие пушки, когда-либо использующиеся на авианосцах. Они включали в себя 18 отдельных орудий калибром 127 мм, 21 орудие калибром 40 мм и 28 пушек калибром 20 мм. Кроме этого "Midway" был первым авианосцем с сильнейшим бронированием полетной палубы. Причиной этому послужил опыт боев с японскими камикадзе во время второй мировой войны. Толщина брони составляла 76 мм. Плюс вдоль ватерлинии была установлена броня толщиной 203 мм. На фотографии ниже авианосец USS "Midway" в сентябре 1945 года.
4.

А это уже 1951 год. На палубе авианосца стоят первые реактивные истребители F9F "Panther". Начался переход на реактивную палубную авиацию. Но вместе с ними использовались и поршневые самолеты AD-1 "Skyraider".
5.

1952 год. Недалеко от берегов Шотландии.
6.

1954 год. Недалеко от берегов Гибралтара.
7.

1 сентября 1955 года "Midway" был выведен из строя и следующие 25 месяцев проходил модернизацию в военно-морской верфи ВМФ США "Puget Sound Naval Shipyard", расположенной в городке Puget Sound, штат Washington. Целью модернизации было увеличение срока службы и расширение возможностей авианосца согласно программе SCB-110. В конструкцию корабля было внесено много изменений. Но основными были следующие:
- Посадочная полоса была развернута на 8 градусов относительно продольной оси корабля. Это позволило производить одновременно и взлет и посадку самолетов.
- Вместо двух старых паровых катапульт были установлены три более мощные (две C-11-1 и одна C-11-2).
- Было уменьшено количества тормозных кабелей а так же проведено усиление этой системы.
- Изменилось расположение лифтов на палубе корабля и была увеличена их грузоподъемность.
- "Остров" подвергся большой модернизации, включая установку новых систем и оборудования.
- Авианосец получил новый закрытый "штормовой нос".
- Количества артиллерийских орудий было уменьшено до 8.
- Авиационный кран был заменен на более мощный.
- Объем емкостей для авиационного топлива на авианосце был увеличен.
- Был демонтирован броневой пояс в районе ватерлинии.

В результате всех этих изменений водоизмещение корабля увеличилось до 62000 тонн. 30 сентября 1957 года авианосец снова был введен в эксплуатацию. Он выглядел как новая иномарка. На фотографии "Midway" после первой модернизации. Фото сделано в 1958 году.
8.

1963 год. На палубе авианосца несут службу самолеты F-8U "Crusader" и F-4 "Phantom II".
9.

11 февраля 1966 года авианосец "Midway" прибыл в город San Francisco, штат California, где 15 февраля того же года в военно-морской верфи ВМФ США "San Francisco Naval Shipyard" началась вторая для авианосца и крупнейшая в истории кораблестроения комплексная модернизация корабля. Срок был поставлен 4 года. Согласно программе по модернизации SCB-101.66 на корабле были сделаны следующие изменения:
- Перенесены лифты, увеличена их площадь и грузоподъемность.
- Количество паровых катапульт уменьшилось до двух. Они были заменены на более мощные (две C-13).
- Установлена новая усиленная система тормозных кабелей.
- Площадь полетной палубы была увеличена в два раза (с 8000 кв.м до 16000 кв.м).
- Была проведена модернизация "острова". Она включала установку новой инерциальной навигационной системы а так же замену многого оборудования.

Все эти меры позволили авианосцу оставаться в строю до 90-х годов. Однако, недостатком этой модернизации была ее высокая цена. Бюджет был превышен больше чем в два раза (с 88 млн $ до 202 млн $). Это наложило ограничения на модернизацию второго авианосца - USS "Franklin D. Roosevelt" CV-42, так же попадающего под программу модернизации SCB-101.66. Бюджет для него был уменьшен до 46 млн $. На корабле был переделан передний лифт, демонтирована третья катапульта, сняты два из 4-х артиллерийских орудия, а так же реконструированы помещения для персонала.

31 января 1970 года "Midway" вернулся в строй. Длинна авианосца выросла до 303,8 м, ширина до 75,5 м, а водоизмещение увеличилось до 64200 тонн. На фотографии ниже USS "Midway" в 1971 году.
10.

За всю историю применения этого корабля на его борту несли службу следующие самолеты:
С 1945 года - F4U "Corsair".
С 1947 года - SB2C "Helldiver" и F8F "Bearcat".
В начале 50-х годов на палубе появились первые реактивные самолеты - F9F "Panther". К ним в дополнение использовались поршневые AD-1 "Skyraider".
В 1956 году на борту начали службу F3H "Demon" и F-8U "Crusader". В то же время как тяжелый бомбардировщик использовался A3D "Skywarrior", а как легкий истребитель-бомбардировщик - A4D "Skyhawk", замененный в 1970 году на A-7 "Corsair II".
В 1965 году истребители были заменены на F-4 "Phantom II", который в 1986 году уступил место на палубе "Midway" самолету F/A-18 "Hornet".
В начале 70-х годов на борт поступил самолет A-6 "Intruder", который применялся как бомбардировщик и дозоправщик.
В 1962 году самолет AD-3W "Skyraider", использовавшийся на авианосце к качестве самолета дальнего радиолокационного обнаружения, был заменен на E-1 "Tracer", а он в свое время на E-2 "Hawkeye".
11.

Такие самолеты как F-14 "Tomcat" и S-3 "Viking" никогда не несли службу на этом авианосце. Палуба "Midway" слишком мала для них. Поэтому, даже после масштабной модернизации, отсутствие на борту мощной противолодочной защиты не дало авианосцу получить статус авианесущего крейсера (CVA - Attack carrier). Поэтому он остался принадлежать к базовому типу авианосцев (CV - Generic aircraft carrier).

После двух больших модернизаций и более 40-летней службы в рядах ВМФ США, 11 апреля 1992 года авианосец USS "Midway" CV-41 был выведен из эксплуатации.

10 января 2004 года авианосец был пришвартован у пирса в городе San Diego, штат California, где началась работа по превращению его в крупнейший музей-авианосец.
12.

7 июня 2004 года он был открыт для всех желающих. Я впервые посетил его в 2008 году. Это удивительное сооружение.
13.

Авианосцы - величественные корабли, которые олицетворяют боевую мощь государства. Midway - авианосец, который находился в рядах США на протяжении 47 лет. Судно безотказно служило Америке и принимало участие во вьетнамском конфликте. В 1992 году оно покинуло авианосный флот а через пять лет было преобразовано в корабль-музей. Сегодня мы поближе познакомимся с этим величественным кораблем, его историей, устройством, вооружением и многими другими занимательными фактами.

История создания

О строительстве нового класса кораблей авианосный флот ВМС США задумался в конце 1941 года, после нападения Японии на Перл Харбор. Какое-то время американское правительство и руководство флота не могли прийти к единому мнению касательно нового Франклин Рузвельт с адмиралом Эрнестом Кингом считали, что нужно строить небольшие авианосцы. Тем временем адмирал Честер Нимиц настаивал на строительстве авианесущих кораблей водоизмещением не менее 45 000 тонн. В конечном итоге Нимиц смог убедить руководство, и в декабре 1942 года Рузвельт утвердил проект о строительстве двух авианосцев водоизмещением немногим более 40 000 тонн.

В октябре 1943 года в окрестностях состоялась закладка авианесущего корабля CV-41. Его строительство длилось 17 месяцев. В марте 1945 года прошел торжественный спуск на воду нового авианосца, подающего большие надежды для военно-морского флота США.

Предшественники

Прежде чем появился авианосец «Мидуэй», самыми многочисленными и мощными американскими авианосцами были корабли класса «Эссекс». «Мидуэй» получил от них некоторые черты: схему бронирования, а также схемы расположения самолетоподъемников и «острова». Что касается внешних отличий, то главными из них стали огромная дымовая труба и рубка, которой не было у «старших братьев».

Проектирование

Первые эскизы тяжелого авианосца, который однажды должен был прийти на смену «Эссексам», были разработаны еще в 1940 годах. Разработка шла полным ходом, несмотря на то, что до 1942 года перспективы строительства гигантского корабля были весьма туманными. На развитие этого проекта сильно повлияли события Второй мировой войны. Наиболее сильными аргументами в пользу увеличения бронирования судна стали гибель корабля «Глориес» и (отсюда и пошло название авианосца).

Так как по мощности новый корабль значительно превосходил предшественников, для него придумали особую классификацию. Авианосцу присвоили класс CV-B, который просуществовал до 1952 года, пока не появились более современные авианосцы США, повлекшие за собой необходимость в создании новой классификации.

Строительство

Построить авианосец «Мидуэй», размеры которого более чем солидны, в те времена было нелегко даже для такого развитого государства, как Америка. Лучше всего для строительства подходили сухие доки, которых тогда было крайне мало. Но к счастью, на момент подписания чертежей по проекту тяжелого авианосца освободились помещения, на которых не состоялась постройка линейных кораблей «Монтана».

Авианосец с индексом CVB-41 был заказан крупной судостроительной компании Newport News Shipbuilding. Кстати говоря, название «Мидуэй» кораблю присвоили лишь осенью 1944 года. Вместе с ним одноименный класс представляли еще два судна: «Франклин Д. Рузвельт» и авианосец «Корал Си». Герой нашего разговора был полностью готов через 23 месяца после закладки. Авианосец «Мидуэй», длина которого составляет целых 295 метров, стал американским достижением. На тот момент его считали не просто мощнейшей боевой единицей, готовой работать в любых условиях, а настоящим произведением искусства. Пришло время узнать, благодаря чему авианосец «Мидуэй» заслужил столько уважения.

Защита

Бронирование авианосца включало в себя броневой пояс и три броневых палубы. Кроме того, было локальное бронирование некоторых помещений. Полетная палуба была защищена 87-миллиметровым слоем брони. Кроме горизонтальной, корабль нес весьма солидную вертикальную защиту. Авианосец оснащался броневым поясом толщиной в 193 мм, что больше никогда не повторялось на кораблях такого класса. Но здесь есть некоторые нюансы. Во время строительства был обнаружен внушительный перевес судна на правую сторону, поэтому 193-миллиметровую броню сохранили только на правом борту. На левом борту ее уменьшили до 178 мм и плавно срезали к нижней части до 76 мм.

Что касается брони выше главного пояса, то здесь достоверных данных нет. По одной версии, была броня толщиной 50 мм, а по другой - только 30-фунтовая обшивка. Пояс замыкался в цитадель посредством траверзных 160-миллиметровых переборок. Рулевая машина защищалась коробчатой броней: по бортам - 193 мм; спереди и сзади - 160мм, сверху - 127 мм, а снизу - 63 мм. Боевая рубка была прикрыта 165-миллиметровой броней по бортам и 87-миллиметровой - сверху. Кабели основных систем управления были заключены в трубы толщиной в 102 мм.

Ходовые характеристики

Силовая установка корабля состояла из четырех турбозубчатых моторов «Вестингауз», которые соединялись с дюжиной котлов «Бэбкок энд Уилкокс». Моторы приводили в действие четыре 5,5-метровых грибных винта со скоростью вращения до 200 оборотов в минуту. 10 тысяч тонн топлива судну хватало приблизительно на 15 тысяч миль. При проектировке планировалось получить меньший расход топлива, однако перегрузка броней внесла свои коррективы. Котлы находились в носовой и кормовой частях авианосца, в водонепроницаемых отсеках. Энергетическая установка занимала в общей сложности 26 отсеков. С одной стороны, это увеличивало ее живучесть, а с другой - усложняло обслуживание. В дальнейшем подобная схема не применялась ввиду затруднительного обслуживания.

Скорость авианосца составляла 33 узла, что на тот момент было просто превосходным показателем даже по сравнению с менее габаритными суднами. Примечательно, что корабль, как и представители класса «Эссекс» хорошо держал набранный темп. Подтверждением тому является 4452-мильное путешествие, которое он совершил со средней скоростью в 32,5 узла.

Вспомогательное оборудование

Главным авиационно-техническим оборудованием судна стали две катапульты, три подъемника и несколько финишеров. Таким же образом оснащались последние (на тот момент, разумеется) версии «Эссексов». Кроме того, авианосец «Мидуэй» оборудовался системами для заправки обслуживания и вооружения самолетов. Катапульты Н-Мк-IV-1 благодаря удлиненной дорожке придавали истребителю скорость в 145 км/ч. На перезарядку катапульты затрачивалось всего 60 с. Что касается авиафинишеров, то они останавливали 13,5-тонный самолет, летящий на скорости порядка 90 миль/час. Два самолетоподъемника размерами 16,5/14 м и грузоподъемностью 12 т располагались на палубе. Бортовой подъемник был уже на четыре метра и поднимал 8 т.

Электростанция корабля включала в себя 8 турбогенераторов переменного тока мощностью по 1250 кВт каждый. Напряжение силовой сети составляло 440 В. Генераторы устанавливались в водонепроницаемых отсеках, примыкающих к задней части котельного отделения. Кроме того, в паре изолированных отсеков располагались аварийные дизельные генераторы суммарной мощностью 2850 кВт. В результате общая мощность авианосца достигла рекордного показателя - 12 850 кВт. Пара опреснительных установок в полной мере обеспечивала корабль водой для котельных и бытовых нужд.

Обитаемость

Экипаж авианосца включал не только корабельный, но и авиационный штат. По планам 1943 года, численность экипажа должна была составить 3443 человека. Из них 2112 человек (2006 матросов и 106 офицеров) относились к корабельному и 1331 человек - к авиационному штату. Кроме того, предполагались 140 резервных мест на случай, если судно станет флагманом. По проекту корабль был рассчитан даже на большее количество мест, чтобы избежать переполненности. Однако к 1947 году экипаж составлял уже 4100 человек, условия жизни которых оставляли желать лучшего. Впрочем, переполненностью на тот момент страдали все авианосцы США.

Вооружение

Корабль оснастили самыми мощными пушками, когда-либо использующимися на авианесущих суднах. Среди них были 18 орудий 127-го калибра, 21 - 40-го и 28 - 20-го. Авианосцы типа «Мидуэй» значительно отличались от предшественников в плане зенитного вооружения. Вместо 127-миллиметровых орудий с длиной ствола в 38 калибров, новые судна получили 127-мм орудия МК-16. Они разрабатывались для линкора «Монтана», строительство которого так и не состоялось. Орудие устанавливалось в одиночной башенной установке и имело внушительные характеристики. Авианосец «Мидуэй» стал единственным кораблем, который получил пушки МК-16. Позже они были установлены на японских эсминцах «Мурасаме», но это были орудия, снятые с «Мидуэев» в ходе модернизации в 50-х годах.

Для ближней судно оборудовалось четырехствольными «Бофорсами» 40-го и одноствольными «Эрликонами» 20-го калибра. На момент вступления в военно-морские силы США артиллерийское вооружение авианосца составляло 18 одноствольных и 21 четырехствольную установку.

Авиационная группа

Начиная с 1945 года авианосец нес на себе истребители Chance Vought F4U Corsair. Через два года на борт попали истребители Grumman F8F Bearcat и Grumman F8F Bearcat. В начале 60-х на корабле появились реактивные самолеты Grumman F9F Panther. В 1956 г свою службу на борту авианосца начали такие самолеты: F3H Demon, Vought F-8 Crusader, Douglas A-3 и Douglas A-4 Skyhawk. Последний в 1970 году был заменен на A-7 Corsair II.

В 1965 г. все истребители заменили новыми - McDonnell Douglas F-4 Phantom II. В 1986 году им на смену пришли самолеты F/A-18 Hornet. В начале 70-х на борт поступил бомбардировщик и дозаправщик Grumman A-6 Intruder. На борту авианосца также служил вертолет SH-2 Seasprite, который применяли в основном для обслуживания судна и доставки грузов. Он работал в местах, где не было возможности пришвартоваться к причалу. На сегодняшний день вся авиагруппа является частью экспозиции самолета.

Радары

Радиолокационное оборудование авианосца Midway практически не отличалось от оборудования «Эссекса». Оно включало в себя две радиолокационных станции для обнаружения воздушных целей, две РЛС для обнаружения надводных целей, один радиовысотомер и большое количество станций, управляющих огнем.

Модернизации

Судно неоднократно дорабатывалось. Первая модернизация состоялась уже в 1955 году. Ее целью стало увеличение срока службы авианосца и расширение его возможностей. Конструкция судна получила ряд изменений. Главные из них:

  1. Посадочную полосу развернули на 8 градусов относительно продольной оси авианосца. Благодаря этой небольшой доработке появилась возможность одновременно осуществлять посадку и взлет с борта корабля.
  2. Вместо двух устаревших паровых катапульт судно оснастили тремя более мощными.
  3. Было произведено усиление тормозной системы. При этом количество тормозных кабелей уменьшили.
  4. Лифты палубы переместили, повысив их грузоподъемность.
  5. «Остров» значительно модернизировали и оснастили рядом нового оборудования.
  6. Судно получило новый «штурмовой нос».
  7. Количество артиллерийских орудий уменьшили до 8.
  8. Авиационный кран заменили новым - более мощным.
  9. Объем авиационных топливных баков был увеличен.
  10. В районе ватерлинии демонтировали броневой пояс.

Все это привело к тому, что водоизмещение судна увеличилось до 62 тысяч тонн.

В конце 1966 года состоялась вторая доработка авианосца «Мидуэй», которая стала крупнейшей в истории комплексной модернизацией корабля. Результатами обновления стали:

  1. Перенесенные лифты с повышенной грузоподъемностью.
  2. Уменьшенное количество парных катапульт - до двух.
  3. Усиленная тормозная система.
  4. Увеличенная в два раза площадь полетной палубы.
  5. Модернизация «острова».

Благодаря этим доработкам корабль оставался в строю до 90-х. Бюджет модернизации составил 202 млн долларов.

Служба

В феврале 1946 г. судно стало флагманом первой авианесущей дивизии. В марте этого же года на авианосце тестировали технику и оборудование, предназначенное для суровых холодов. В начале осени с корабля произвели запуск ракеты «Фау-2».

Самым тяжелым испытанием для авианосца «Мидуэй» была операция Frostbite, которая предполагала подготовку техники к службе в условиях Крайнего Севера.

Летом 1951 года корабль работал на испытаниях переноса самолета F9F-5 в Атлантическом океане. В следующем году «Мидуэй» принял участие в маневрах с силами НАТО. В 1954 году судно совершило практически кругосветное плавание, конечной точкой которого был остров Тайвань. Здесь оно, в составе седьмого флота США, послужило базой для самолетов, прикрывавших эвакуацию с острова во время первого тайваньского кризиса.

В марте 1965 года самолеты авианосца нанесли удары по военным объектам Северного и Южного Вьетнама. В общей сложности во время войны во Вьетнаме авиаторы «Мидуэй» сбили восемь самолетов. В 1971 году, после модернизации, судно вновь вернулось во Вьетнам, где его самолеты минировали подходы к местным портам. В конечном итоге за вьетнамские заслуги авианосец получил награду от президента Америки.

В 1975 году корабль принял участие в операции «Прерывистый ветер». 29 апреля Byong-Ly - майор ВВС Южного Вьетнама - эвакуировал семью на самолете Cessna O-1. Направившись в сторону моря, самолет встретил авианосец «Мидуэй». После нескольких попыток судно наладило связь с самолетом. Последний просил о посадке. Чтобы она могла состояться, экипажу пришлось освободить взлетную палубу от самолетов и вертолетов. Некоторые из них даже сбросили в воду. Самолет успешно приземлился на палубу, и капитан лично похвалил пилота за профессионализм и храбрость. Сброшенная в воду техника обошлась ВМС США в 10 млн долларов. Экипаж авианосца был настолько впечатлен поступком вьетнамского майора, что даже помог ему найти работу на просторах Америки.

В 80-х «Мидуэй» с группой других судов не единожды привлекался к операциям по демонстрации военной озабоченности США по отношению к Северной Корее. В марте 1981 года два вертолета, входящие в состав летной группы авианосца, спасли 17 человек, пострадавших из-за падения гражданского вертолета. Сам вертолет также был поднят на палубу.

В июне 1990 года произошло трагическое событие на борту авианосца. На судне случилось два взрыва, которые привели к пожару, бушевавшему около 10 часов. В результате погибло два члена экипажа, а еще 9 получили ранения. Событие освещали более сотни международных журналистов. СМИ сделали из инцидента большую проблему, считалось, что судно после этого уйдет на пенсию.

В 1989-1991 гг. судно принимало участие в боевых действиях против Ирака, в частности, в проведении операции «Буря в пустыне». В июне 1991 год оно помогало населению Филиппин, пострадавшему от извержения вулкана Пинатубо.

Превращение в музей

В 1992 году судно было выведено в резерв. До 1998 года оно находилось в законсервированном состоянии в городе Бремертоне штата Вашингтон. В сентябре 2003 года авианосец отправился в свое последнее плавание. Конечным пунктом маршрута стал Бродвей-пирс в центре Сан-Диего, где из корабля сделали музей. Открытие состоялось 7 июня 2004 года. За первый год работы музея его посетило более 870 тысяч человек, что вдвое превысило ожидания руководителей проекта.

За столь продолжительную службу корабль получил множество наград. Главной из них стал блок благодарности президента. Также были награды за участие во вьетнамских военных действиях, освобождение Кувейта и другие операции. Некоторые награды судну присваивали не единожды.

Заключение

Авианосец «Мидуэй», характеристики которого мы сегодня рассмотрели, стал одним из наиболее выдающихся кораблей военного флота США. Он, с одной стороны, поражает своим величием и символизирует мощь современной военной техники, а с другой - напоминает нам про абсурдность войны. Война - общечеловеческий позор. И было бы гораздо лучше, если бы миллиарды долларов вкладывались не в военное дело, а во что-то более полезное.