Эсминцы китая. Как живётся на новом китайском эсминце. Эсминец или крейсер

Военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая желают получить большое количество современных кораблей, способных решать широкий круг задач в океанской зоне и обеспечивать присутствие флота в стратегически важных регионах. Для выполнения таких требований ведется строительство новейших эскадренных миноносцев проекта 055. Несколько дней назад стало известно о начале ходовых испытаний головного корабля этого типа, за которым в будущем последует не менее семи серийных эсминцев. Ожидается, что корабли типа «055» окажут самое заметное влияние на потенциал китайского флота.

Согласно сообщениям китайских и зарубежных средств массовой информации, 24 августа из Шанхая впервые вышел в море первый эсминец проекта 055 – «Наньчан». Этот корабль был построен в Шанхае на заводе «Цзяннань-Чансин», входящем в состав государственной судостроительной корпорации China Shipbuilding State Corporation. В течение нескольких следующих месяцев корабль должен будет пройти все необходимые испытания, по результатам которых сможет поступить на службу. Согласно текущим планам, эсминец войдет в состав ВМС в следующем 2019 году.

Головной эсминец пр. 055 "Няньчан" во время церемонии спуска на воду, июнь 2017 г. Фото: Bmpd.livejournal.com

Торжественная закладка головного эсминца «055» состоялась в 2014 году. В конце июня 2017-го корабль спустили на воду, после чего началась достройка у причальной стенки. Около года ушло на монтаж всего необходимого оборудования и проверку установленных систем. Несколько недель назад была проведена подготовка к ходовым испытаниям, и 24 августа «Няньчан» впервые покинул порт. План и график испытаний, как всегда бывает в таких случаях, не уточнялся.

Ожидается, что появление серии новых эсминцев проекта 055 самым серьезным образом скажется на состоянии ВМС НОАК, а также на соотношении сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Согласно разным оценкам, эти корабли могут стать одной из самых серьезных сил на Тихом океане. В основе этих оценок лежит доступная информация о характеристиках и боевых качествах, а также о количестве и качестве вооружения на борту.

Эсминец или крейсер?

Согласно официальным документам Китая, новые корабли относятся к «эсминцам 10000-тонного класса». «Няньчан» и его систершипы будут иметь длину порядка 180 м и полное водоизмещение 13 тыс. т. Таким образом, новые китайские эсминцы попадают в список наиболее крупных и тяжелых надводных боевых кораблей мира, не относящихся к авианосцам. Размеры и водоизмещение кораблей «055» приводит к любопытным последствиям в сфере классификации.

Водоизмещение порядка 12-13 тыс. т совсем не характерно для «традиционных» эсминцев – корабли с такими характеристиками обычно относят к крейсерам. Вследствие этого с прошлого года министерство обороны США в своих документах и заявлениях перестало именовать корабли «055» эсминцами. В американской классификации они теперь значатся как Renhai-class cruiser. С таким взглядом на классификацию согласны многие специалисты из ряда стран. Впрочем, это не мешает китайскому флоту строить именно «10000-тонные эсминцы».

Нетипичные для эсминцев размерения и водоизмещение были получены по ряду очевидных причин. В соответствии с заданием заказчика, корабль проекта 055 должен нести большое количество разнообразного вооружения. Так, только в вертикальных пусковых установках должно помещаться более 130 ракет разного назначения. Кроме них корабль имеет артиллерию, торпеды, радиоэлектронное вооружение и т.д.

Особенности конструкции

Эсминец типа «055» представляет собой крупный надводный корабль, построенный с использованием современных технологий и актуальных наработок. Он имеет длину 180 м при ширине до 20 м и нормальной осадке 6,6 м. Полное водоизмещение достигает 13 тыс. т, что прямо влияет на боевые качества корабля.


"Няньчан" выходит на испытания, 24 августа 2018 г. Фото: Cjdby.net

При проектировании учитывалась необходимость сокращения заметности эсминца для РЛС противника. Вследствие этого корпус и надстройка имеют характерные обводы. Так, борта корпуса соединены с бортами надстройки, а последняя отличается малым числом выступающих узлов. В частности, большая часть антенн на мачте помещена под радиопрозрачный кожух. Под защитой панелей корпуса и надстройки находится почти все вооружение корабля.

Крупный корабль нуждается в соответствующей энергетической установке. По известным данным, проект 055 предусматривает использование системы типа COGAG, построенной на основе четырех газотурбинных двигателей QD-280 мощностью по 38 тыс. л.с. каждая. Суммарная мощность – более 150 тыс. л.с. Также на борту имеются шесть газотурбинных генераторов QD-50 мощностью по 6700 л.с. каждый. Максимальная скорость при использовании всех двигателей составляет 30 узлов. Дальность плавания – 5000 морских миль.

Основным средством наблюдения за надводной и воздушной обстановкой на эсминце «055» является радиолокационная станция H/LJG-346B, использующая несколько антенн с активной фазированной решеткой. Крупные антенные устройства устанавливаются на лобовой части надстройки. Также известно о применении различных РЛС, отвечающих за поиск целей и применение . Для противодействия системам противника имеется комплекс радиоэлектронной борьбы, включающий станции помех и пусковые установки.

В подводной части носа корабля присутствует гидроакустическая станция для поиска подлодок противника. Также корабль может использовать выпускаемую буксируемую антенну большой длины.

В кормовой части надстройки предусматривается ангар для двух средних вертолетов. За ним находится взлетная площадка. Прежде всего, новые корабли должны будут нести вертолеты противолодочной обороны Harbin Z-9C или Changhe Z-18F. Также возможно использование машин иного назначения.

Вооружение

Одной из причин критики официальной китайской классификации проекта 055 является чрезмерное для эсминца количество вооружения, пригодного для решения совершенно разных боевых задач. При помощи имеющихся систем «Наньчин» и последующие корабли серии смогут атаковать воздушные, береговые и подводные цели разных типов. Более того, по размерам своего боекомплекта новый китайский корабль превосходит не только существующие эсминцы зарубежных стран, но и некоторые крейсера.


Головной "055" вблизи Шанхая. Фото: Cjdby.net

Главным вооружением эсминца «055» являются две универсальные вертикальные пусковые установки. Первая имеет 64 ячейки для транспортно-пусковых контейнеров с ракетами и помещается перед надстройкой. Вторая включает 48 ячеек и находится в центре надстройки, перед ангаром. Ячейка такой установки имеет диаметр 850 мм и длину около 9 м. Возможно использование ракет с минометным стартом и «горячим» запуском. Благодаря этому эсминец может использовать все основные типы существующих корабельных ракет китайского производства.

Для атаки надводных кораблей противника эсминец должен использовать ракеты YJ-18 с дальностью полёта до 540 км. Основную часть траектории такое оружие проходит на дозвуковой скорости, а на конечном участке разгоняется до М=3. Против береговых целей предлагается применять корабельную модификацию «сухопутных» крылатых ракет CJ-10. Такое изделие способно доставить 500-кг боевую часть на дальность до 1500 км.

С вертикальными установками также должны использоваться зенитные ракеты средней и большой дальности семейства HH-9. C такими установками также совместимы существующие противолодочные ракеты, несущие самонаводящиеся торпеды.

Помимо пары универсальных установок корабль «055» несет несколько других систем вооружения. На баке расположена артиллерийская установка H/PJ-38 с орудием калибра 130 мм, предназначенная для стрельбы по надводным, береговым и воздушным целям. На носовой части надстройки, непосредственно за одной из пусковых установок, помещается семиствольный 30-мм зенитный автомат H/PJ-14.

Артиллерия дополняется зенитным ракетным комплексом малой дальности HQ-10. В кормовой части надстройки располагается отдельная вертикальная пусковая установка с 24 ракетами этого типа. С их помощью может осуществляться перехват воздушных целей в радиусе 8-10 км.


Эсминец перед спуском на воду, можно рассмотреть конструкцию и оснащение надстройки. Фото: Atimes.com

В недавнем прошлом в зарубежной прессе встречались упоминания будущего расширения возможностей эсминцев проекта 055 за счет установки принципиально нового вооружения. Предполагалось, что в будущем такие корабли смогут стать носителями боевых лазеров или рельсовых пушек. Можно ли реализовать такие идеи на практике – неизвестно. Также существует правдоподобная версия о принципиальной возможности создания ракеты-перехватчика, что позволит использовать корабли «055» в составе системы ПРО.

Ход строительства

По известным данным, Китай планирует построить не менее восьми кораблей проекта 055. Головной недавно вышел на ходовые испытания, а семь серийных уже находятся на разных стадиях строительства. Пока нельзя исключать, что ВМС НОАК планирует заказать еще несколько эсминцев нового проекта, но официальные данные на этот счет на данный момент отсутствуют.

Для скорейшей реализации планов командования было решено привлечь к строительству эсминцев сразу два предприятия. За головной и несколько серийных кораблей отвечает верфь «Цзяннань-Чансин» / Shanghai Jiangnan Changxing Shipbuilding and Heavy Industry Corporation. Второй крупный заказ получил завод Dalian Shipbuilding Industry Company из состава корпорации China Shipbuilding Industry Corporation, работающий в Даляне. В соответствии с текущими планами, два завода должны построить по четыре корабля.

Шанхайские судостроители уже справились с частью возложенных на них задач. В прошлом году они спустили на воду головной корабль серии. Несколько дней назад его вывели на испытания. В конце апреля этого года в Шанхае спустили на воду еще один эсминец. Два других корабля пока остаются на стапелях. По всей видимости, их спустят на воду и поставят на достройку не позднее следующего года. 3 июля 2018 года в Даляне в один день спустили на воду сразу два перспективных эсминца. Два других корабля пока остаются в сборочных цехах, но их спуск на воду тоже должен состояться в обозримом будущем.

Несмотря на большие размеры кораблей и сложность строительства, две верфи показывают весьма примечательные результаты. Первый из уже построенных кораблей планируется принять в состав ВМС в следующем году. При сохранении достигнутых темпов строительства можно ожидать, что все восемь эсминцев начнут службу в 2022-23 годах. К этому времени командование может объявить о намерении продолжить серию.

Вопросы стратегии

К настоящему времени военно-морские силы Китая стали одним из самых мощных флотов на Тихом океане. По количественным показателям они проигрывают только ВМС США. Кроме того, по разным оценкам, имеется определенное отставание в качественном отношении. Однако Пекин планирует претендовать на звание ведущей державы региона, для чего, среди прочего, строит многочисленный и мощный флот.


Ракетные стрельбы в представлении художника. Рисунок: Wikimedia Commons

Новейшие эсминцы / крейсера проекта 055 являются частью более крупного плана по строительству мощных ВМС, способных претендовать на лидерство. В боевом составе китайского флота уже имеется несколько десятков современных кораблей основных классов, от корветов до авианосцев. Появление «10000-тонных эсминцев» должно положительным образом сказаться на потенциале флоте в целом и отдельных корабельных групп в частности.

В проекте 055 особое внимание привлекает предложенный состав вооружения и его количество. На борту эсминца может присутствовать более 130 ракет разного назначения, из них 112 в универсальной пусковой установке. Согласно доступным данным, корабль способен вести наблюдение за обстановкой в воздухе, на поверхности, на суше и под водой, а также принимать необходимые меры в отношении найденных объектов. Фактически «055» оказывается универсальным средством для нанесения ударов по врагу и одновременной защиты корабельных соединений.

С точки зрения технических особенностей и возможностей новые эсминцы «055» могут считаться прямыми конкурентами американских крейсеров УРО типа Ticonderoga. Существующие и перспективные эсминцы США – проектов Arleigh Bukre и Zumwalt – не могут в полной мере считаться аналогами или соперниками китайского корабля, поскольку проигрывают в размерах боекомплекта. В то же время, эсминцы типа Zumwalt немного крупнее корабля типа 055, а также отличается большим водоизмещением – до 15-16 тыс.т.

Ракетные крейсера «Тикондерога» водоизмещением 9800 т оснащаются двумя универсальными пусковыми установками Mk 41, в которых размещается 122 ракеты разных типов. Типичный боекомплект включает крылатые ракеты Tomahawk, зенитные SM-2 и SM-3, а также противолодочные ASROC. Количество и пропорции ракет зависят от поставленной задачи. При этом противокорабельное ракетное вооружение представлено только комплексом Harpoon с 8 ракетами. В боевом составе американского флота сейчас присутствует 22 крейсера Ticonderoga. Половина этих кораблей служит на Тихом океане.

Появление восьми новых эсминцев большого водоизмещения с развитым ракетным вооружением, способных составить конкуренцию зарубежным кораблям, позволит ВМС НОАК эффективнее решать основные задачи. Формирование корабельных групп с участием эсминцев типа 055 позволит сохранить или расширить контроль над морскими коммуникациями. При необходимости флот сможет проецировать силу в заданном регионе. Наличие кораблей с мощным ударным оружием повысит подобный потенциал ВМС.

Желая стать ведущей державой своего региона, Китай строит новые боевые корабли. Для решения актуальных задач требуются боевые единицы всех видов, в том числе и необычные эсминцы «10000-тонного класса». Первый корабль такого рода поступит на службу уже в следующем году, а за ним последуют еще семь. Похоже, ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе не будет упрощаться. Наоборот, наличие крупных и мощных кораблей позволит основным странам региона активнее продвигать свои интересы.

По материалам сайтов:
http://navyrecognition.com/
http://janes.com/
http://fas.org/
https://naval-technology.com/
http://english.chinamil.com.cn/
http://atimes.com/
http://navy.mil/
https://bmpd.livejournal.com/

В современности, эсминцы – наиболее крупные боевые надводные корабли, входящие в состав китайского флота. По итогам 2006 года в ВМС НОАК числилось 29 эсминцев, построенных по семи проектам .

Таблица 1. Типы эсминцев китайского флота


В структуре боевого корабельного состава ВМС НОАК удельный вес эсминцев составляет 4,7%, а коэффициент новизны их корабельного состава - порядка 45%. Совокупный боевой потенциал эсминцев составляет: 280 тактических противокорабельных крылатых ракет (18,9% ПКР китайского флота), 560 ЗУР (31,5% корабельного зенитно-ракетного боезапаса), 172 торпеды (11,9% торпедного потенциала), и 722 мины (8.7% минного боезапаса).

Организационно, эсминцы сведены в бригады, в составе которых по восемь кораблей в Северном и в Восточном, а остальные в Южном флотах Китая.

До недавнего времени, основу кораблей этого класса китайского флота составили эсминцы класса «Люйда» (пр. 051, код НАТО - DDG «Luda-class») , проектирование которых по советскому проекту 56. Всего построено 17 кораблей, тремя сериями в 1970 - начале 1990 гг. Один эсминец был исключен в 1978 году, после внутреннего взрыва.

В отличие от советского прототипа, строившегося как торпедно-артиллерийский корабль, китайские эсминцы были изначально ракетно-артиллерийскими: вместо двух торпедных аппаратов на них устанавливались 2х3 ПУ для ракет «HY-2» - аналога советских «П-15».

Данный подход вполне укладывался в национальную концепцию «Великой стены на море».

В остальном же эволюция первых китайских эсминцев во многом повторяла судьбу советских аналогов: на нескольких кораблях как советского, так и китайского флота были установлены ЗРК, а на ряде кораблей флотов обоих стран были усилены возможности ПЛО. На более «свежих» кораблях были установлены новые ПКРК с большим боекомплектом – 4х4 ПКР «YJ-82». Впрочем, и на наш взгляд, это было обусловлено как недостаточным количеством мореходных кораблей, так и их качеством, отстающим от мировых стандартов.

Но, несмотря на частные модернизации, эсминцы тип «Люйда» являются практически устаревшими, если не сказать старыми кораблями, возраст которых составляет от 15 до 33 лет, способными к противовоздушной обороне только против одиночных и низкоскоростных воздушных целей с большой величиной ЭПР.

Тем не менее, считается, что ряд эсминцев класса «Люйда» будет в составе ВМС НОАК до начала 2010-х годов, оставаясь кораблями «второй линии» .


Эсминец «Иньчуань» - первый корпус серии, построенный в 1974 г.



Эсминец «Чжаньцзян» - предпоследний корпус, введенный в состав флота в 1991 г. На корабле «усилена» ПВО (ЗРК «HQ-7», виден на кормовой надстройке), установлены новый главный калибр и ПКРК


Для восполнения качества корабельного состава, в 1994-1996 гг. были введены в строй два эсминца типа «Люйху» (пр. 052, код НАТО DDG «Luhu-class») – «Харбин» (борт. № 112) и «Циндао» (№ 113). Корабли строились под влиянием французской конструкторской мысли, и с использованием образцов оружия, вооружения и техники 10-15 летней давности (на момент постройки), и предназначены для борьбы против БНК и ПЛ, а так же для огневой поддержки десанта и обстрела береговых объектов.

Отличительной чертой кораблей данного типа является энергетическая установка (ГТУ+ДУ с раздельной работой двигателей). Развитая надстройка выполнена из алюминиево-магниевых сплавов .


Эсминец «Харбин» (проект 052)



Первоначальный вид эсминца «Харбин»:
1 - РБУ «тип 87»; 2 - 1х2 100-мм АУ «тип 79»; 3 - 1х8 ПУ ЗРК«HQ-7»; 4-2х37-мм АУ «тип 76А»; 5 - АП РЛС обнаружения ВЦ и НЦ «тип 360»; 6 - 2х4 ПУ ПКР «YJ-82»; 7 – 1х3 324-мм ТА; 8 - РЛС ВЦ и НЦ «тип 363»; 9 – АП СУО «тип 347G»



Отличительная черта «харбинов» - буксируемая ГАС «DUBV-43» французского производства. Так же хорошо виден ангар на два вертолета



Предполагаемая модернизация эсминца «Харбин» (показаны изменения в проекте):
1 - 1х1 100-мм АУ «Creusot-Loire T100C»; 2 - 2х16 ВПУ ЗРК; 3 - МЗАК «тип 730»; 4 – АП РЛС «Минерал - Э»; 5 - АП РЛС «Фрегат-МЭ»; 6 - РЛС дальнего обнаружения «тип 517»; 7 - 2х4 ПУ ПКР «YJ-62»: 8 - 2х18 ПУ ЛЦ


Среди зарубежного оборудования на кораблях были использованы газовые турбины американская - «GE LM2500» (на ЭМ «Харбин») и украинская «GT25000» (на ЭМ «Цин-дао»), БИУС «Thomson-CSF TAVITAC» (или его китайская копия ZKJ-4B/6), РЛС НЦ «Thomson-CSF DRBV-15 – Sea tiger», СУ ЗРК «Thomson-CSF Crotale», БГАС «DUBV-43». Корабли прошли частичную модернизацию: в 2004 г. эсминцах увеличен боекомплект ПУ ПКР в два раза.

Дальнейшим же развитием эсминцев китайского флота должен быть стать эсминец типа «Люхай» проекта 051В (код НАТО DDG «Luhai-class») , построенный с сохранением принципиальных решений и функционального назначения прототипа. Первоначальный объем задуманной серии этих кораблей достоверно не известен, но к 1999 году в строй был введен всего один «корпус» – ЭМ «Шеньчжень» (борт. № 167).

Более-менее толковых сведений о БИУС, установленной на эсминце «Ланьчжоу», в открытых источниках нет.

Противолодочное оружие эсминцев представлено «стандартным набором» гидроакустических средств, противолодочного оружия и 1-2 вертолетами.

Гидроакустическое вооружение слабо представлено в открытых источниках. Так известно, что на эсминцах «Циндао» (пр.052) и «Шеньчжень» установлена французская станция «DUBV-23», размещенная в носовом обтекателе и обеспечивающая обнаружение цели до 20 км.

Однако, учитывая опубликованные фотографии , позволяющие судить о размерах носовых обтекателей, и отсутствие сведений об импорте иных моделей корабельной гидроакустической техники, можно предположить использование ГАС «DUBV-23» и на новых эсминцах пр. 051С, 052В и 052С.

Исключением из этого «стандарта» является ЭМ «Харбин», дополнительно оснащенный БГАС «DUBV-43», с глубиной буксировки до 200 м и дальностью обнаружения до 25 км.

Набор противолодочного оружия на китайских эсминцах однообразен: 2х3 324-мм торпедных аппарата для противолодочных торпед «Yu-7», и две РБУ, размещенные на палубе бака.

Противолодочных управляемых ракет на вооружении китайского флота нет, за исключением экспериментальных ПЛУР «CY-1», установленных на старом ЭМ «Чжухай» .

Практически все китайские эсминцы оснащены ангарами для размещения легких вертолетов «Z-9С», созданный как лицензионный вариант французского AS 365N «Dauphin II». Основное предназначение машины – ПЛО. При этом ЭМ пр.052 и 051B имеют ангары для размещения двух машин, а на остальных типах – по одной . «В источниках» упоминается о возможности размещения на эсминцах одного тяжелого вертолета - «Ка-28», вместо двух легких - «Z-9С».

Существенным недостатком «шеньянов», вступивших в строй в 2007 году, является отсутствие ангара для постоянного базирования вертолета .

Анализируя «оружейные показатели» китайских эсминцев, можно смело утверждать, что именно противовоздушный потенциал корабля является доминантой, предопределяющей их эволюцию .

Так, к началу-середине 1990-ых годов наиболее массовым зенитно-ракетным комплексом китайского флота был «HQ-7», аналог французского комплекса «Кроталь Наваль».

К моменту принятия «HQ-7» на вооружение китайского флота (1986 г.), «история этого комплекса» насчитывала порядка 10 лет. Это турельная, 8-ми зарядная, пакетная установка, предназначена для самообороны на ближних (до 8,5 км) рубежах. В этой наводящейся, пакетной установке, постоянно хранятся восемь ЗУР, используемые для отражения одного или нескольких налетов средств воздушного нападения. Перезаряжание установки производится вручную – «в перерыве между атаками»…

На новых (к тому времени) «харбинах» (1994-1996 гг.) и «Шеньчжене» (1999 г.), эти комплексы «смотрелись», в лучшем случае, «не солидно». Да, видимо, ничего иного «под рукой» и не было…

В совокупности все это говорило об отсутствии коллективной противовоздушной обороны ордера кораблей (и судов), что «множило на ноль» его боевую устойчивость .

Относительно современный ЗРК Китай получил «совместно» с ЭМ пр. 956Э в 1999 году. ЗРК «Штиль» является экспортной версией комплекса М-22 «Ураган», принятого на вооружение советского ВМФ в 1983 году, как оружие противовоздушной обороны эсминцев пр. 956 на средних рубежах.

В китайском флоте ЗРК «Штиль» состоит на вооружении эсминцев пр. 052В, 956Э и 956ЭМ.

Комплекс может использовать ракеты «9М38» и «9М317», оснащенные 69-ти кг БЧ, которые поражают цель на дальности до 32-42 км и в диапазоне высот от 30 м до 14 км. Пусковая установка - палубная наводимая, с одной пусковой балкой . Устройство хранения барабанного типа, предназначенных для крепления 24 ракет.

И в современности следует отметить российский импорт – ЗРК «С-300Ф» («Форт», экспортное наименование «Риф-М»), предназначенный для защиты ордера кораблей от атак самолетов и крылатых ракет. Ракета «48Н6Е2», оснащенная 130-ти килограммовой боевой частью, имеет максимальную дальность поражения до 150 км, но существовавшая на 1993 г. система управления допускала дальность только 93 км.

В состав комплекса входит подпалубная пусковая установка барабанного типа на восемь ракет. Старт ракеты – вертикальный из транспортно-пускового контейнера, через пусковой люк. После схода ракеты, барабан поворачивается, выводя на линию старта очередную ракету в ТПК.

Несколько ранее, в 2004 г., на вооружении эсминцев пр. 052С была использована китайская версия этого комплекса - «HQ-9». Но в отличие от российского аналога, пуск ракеты этим комплексом производится сразу из ТПК, а в одной установке размещается шесть ракет.

Вполне очевидно предположить, что китайская конструкция должна быть и проще и эффективнее .

Но, тем не менее, на последовавших в 2007 году «шеньянах» была установлена русская версия – 6х8 ПУ «Риф-М». Возможно, «HQ-9» не обладает достаточным боекомплектом, по сравнению с «Риф-М», что имеет существенное значение при «дефиците места» на этих эсминцах, возможно китайский комплекс просто «не идет в эксплуатации»…

В отражении атаки низколетящих ПКР существенную роль играют МЗАК, формирующие ближний рубеж ПВО корабля.

В этом разрезе, как факт, следует констатировать массовую установку на новых китайских кораблях МЗАК «тип «730», к созданию которой Китай приступил в середине 1990-х годов, положив в голландскую систему «Goalkeeper». Данный комплекс установлен на всех новых эсминцах проектов 051С, 052В и 052С, несмотря на то, что рядом публикаций двух-трех летней давности «это место пророчилось» для «АК-630» или МЗРАК «Каштан»…

К месту заметить, что на эсминцах пр. 956ЭМ установлены МЗРАК «Каштан», обладающий, по мнению российских источников , «…заведомо большей эффективностью: «Каштан» в части боевой производительности, превосходит комплекс «Crotale Naval» в 1,5-2,0 раза, а комплекс «Goalkeeper» - в 2,5-3,0 раза…». И тем не менее…

Ударное оружие на современных китайских эсминцах представлено ПКРК с крылатыми ракетами «YJ-82» и «YJ-62», а наиболее старые, эсминцы класса «Люйда», оснащены ПКР «HY-2» - аналогами советской «П-15».

К разработке первого типа ракет - «YJ-8», Китай приступил в 1970-ых годах, положа в основу французскую ракету «Exocet». Модифицированный вариант, «YJ-82», разработанный в начале 1990-х гг., имеет маршевую скорость 0,9М, поражает цель на дальности до 120 км, боевой частью массой 165 кг ВВ .

ПРКР «YJ-82» наиболее распространенный ракетный комплекс китайского флота, составивший, по итогу 2006 года, величину 48.8% противокорабельного ракетного потенциала ВМС НОАК .

ПКР «YJ-62» является последней, современной разработкой Китая в области крылатого ракетостроения, и размещена на эсминце пр. 052С. Запускаемая с помощью стартового ускорителя из цилиндрических ПУ, «YJ-62» предназначена для поражения надводных целей на дальности до 280 км БЧ массой 300 кг.

Считается, что «YJ-62» послужит основой для развития ПКР с большей дальностью полета. Управление полетом ракеты – «инерционное + GPS», с активной РЛС на конечном участке полета.

Заметим, что на ряде фотографий моделей «Шеньяна» были установлены новые и более мощные ПКР «YJ-62».

По факту же, на «шеньянах» установлены «старые, добрые «YJ-82», что предполагает: проблемы в эксплуатации «62-й» ракеты или, все таки, новый комплекс «не входит» на эти корабли, «перегруженные» средствами ПВО…

В подтверждение первого обратим внимание на техническую надежность китайских крылатых ракет. Заметим, что в открытых источниках практически отсутствуют данные, позволяющие оценить эту весьма важную техническую характеристику. Интересен тот факт, что с момента вступления строй эсминцев пр.052С в 2004 г., в последующий период в интернет-пространстве практически не встречаются фотографии этих кораблей с установленными ПКР «YJ-62» .

Как известно, при создании ПКР «Гарпун», первоначально была достигнута величина Ктн(20). В дальнейшем и «…в результате работ по повышению надежности и совершенствованию комплекса из последующих 350 (!!! - Ю.В.) пусков оказались успешными 93 проц.» .

Исходя же из экспертной оценки уровня китайского ракетостроения, временных и экономических возможностей страны в осуществления испытательных пусков ПКР, можно предположить техническую надежность китайских ПКР в рамках Ктн? (0,75-0,85).

Итогом эволюции любого субъекта является позитивная динамика его качества.

В рамках нашей работы, для оценки этого, введем в оборот категорию «Потенциал боевой надводной эффективности», методические аспекты которой приведены в приложении 1, а результат выведен на рис. 1.


Рис. 1. Эволюция современных китайских эсминцев


Рассматривая результаты этого расчета, несложно установить, что по итогу лучшими показателями обладают эсминцы типа «Ланьчжоу», показатель потенциала боевой надводной эффективности которого, для сравнения, принят равным «1,0».

Остальные корабли существенно уступают «лидеру процесса» по различным причинам, как-то:

  • ЭМ типа «Гуаньчжоу» в силу меньших возможностей ПВО,
  • ЭМ типа «Шеньян» в силу слабости ударного потенциала,
  • эсминцы «Харбин» и «Шеньчжень» - в силу ничтожных возможностей противовоздушного потенциала, «умножающих на ноль» боевую устойчивость данных кораблей.
На наш взгляд, данные выводы предопределяют:
  • направления модернизации эсминцев типа «Харбин» и «Шеньчжень» в части усиления средств ПВО при сохранении имеемого ударного потенциала,
  • направления дальнейшего развития китайских эсминцев, принимающие в качестве базового проекта эсминец «Ланьчжоу».
В интернет-пространстве размещено достаточно большое количество иллюстраций, как первого, так и второго путей развития китайских кораблей этого класса .

Перспективы реализации этих направлений развития китайских эсминцев рассмотрены нами ниже.

Примечания

Здесь и ниже, если не указан иной источник, данные приведены по монографии автора «Красный дракон. Современные военно-морские силы Китая», вышедшей в 2007 г.

Косвенным подтверждением этого является тот факт, что рядом справочников ЭМ типа «Люйда» отнесены к категории фрегатов, например – см. www.worldnavy.info

В то время, когда «весь мир», под влиянием Фолклендского конфликта, отказывался от этих сплавов как от конструкционного материала. С другой стороны, это может быть обусловлено критичными параметрами остойчивости…

Например, см. Кузык Б.Е., Никольский В.И. и др. Военные флоты мира. Справочник…. С.410-411.

Заметим, что, даже оставив «половину главного калибра» эти эсминцы преобладали над другими кораблями китайского флота, имея огневую производительность 3000 кг*мин., против, например, 790 кг*мин у того же 052-го проекта.

Определено как разница между величинами полного и стандартного водоизмещения - см. справочник Александрова и Апалькова.

Так, очевидно, что удельный вес запасов топлива «52-го проекта» составляет 15,8% от полного водоизмещения. Соответственно, из 900-тонного прироста полного водоизмещения «Шеньчженя» на запасы топлива, по аналогу, может быть направлено 142 т. При использовании аналогичной энергетической установки, это позволяет говорить об адекватном увеличении дальности плавания – на 632 мили.

C3I – символическое обозначение уровня автоматических систем боевого управления, принятое в НАТО. Считается, что уровень «С2» был распространен в 1960-ых гг., «С3» – в 1970-ых, «С4» – в 1990-ых гг. И, наконец, современная аббревиатура «С4I2» - «Command, Control, Computers, Communications and Information / Intelligence» или «Командование, Контроль, Компьютер, Коммуникации, Информация / Разведка» предназначена для сбора, обработки и анализа первичных данных, их хранения и выдаче по запросу командованию, в виде обработанной информации. В отличие от первичной, такая информация уже содержит классификацию целей, распределение по ним оружия и данные наведения. Тем самым на базе информационного пространства формируются данные для планирования боевых действий и управления оружием в изменяющейся обстановке.

Например, см. – www.sinodefenceforum.com

Известно, что Китай в 1998 г. приобрел у Казахстана более 40 противолодочных ракето-торпед ВА-111 «Шквал». Это может способствовать появлению данного оружия у китайского флота.

Ангары эсминцев пр. 052В и 052С оборудованы одной «дверью», а их внутренние объемы «частично съедены» подпалубными устройствами ЗРК, что уже не допускает размещение двух «Z-9С».

Мы не располагаем историей проектирования и создания этих кораблей, но кормовая надстройка этих кораблей, выполненная «в формате» ангара, практически «отдана» для размещения четырех восьмизарядных ПУ ЗРК «Риф-М» и станции управления этим комплексом. Данное подтверждает версию ряда исследователей, о том, что «шеньяны» были заложены ранее, как очередные «шеньчжени», приостановлены в строительстве в силу каких-то причин, и достроенные «под новый импорт» противовоздушных средств.

Впрочем, современная (2006 г.) оценка противовоздушного потенциала эсминцев и фрегатов ВМС НОАК «производит удручающее впечатление»: из списочного состава 29-ти эсминцев и 48-ми фрегатов ЗРК оборудованы только 58 и 29 процентов соответственно (всего 31 БНК). При этом удельный вес «HQ-7» в этом списке составляет 54,8%, более старый «НQ-61» - 13%, а современные «Штиль-1», «Риф-М» и «HQ-9» - 32,2%.

В свое время (конец 1970-ых гг.), однобалочная ПУ была принята с целью сокращения процесса перезаряжания, по сравнению с двухбалочными ПУ ЗРК «Волна» и «Шторм», используемых на крупных советских кораблях того времени. Пакетная же ВПУ была предложена только в 2006 г.

Теоретически, хотя бы и за счет большей скорострельности…

См. Морская радиоэлектроника, 3-2005. С.16

Вооружение

Однотипные корабли

Постройка

Корабль был заложен 25 сентября 1936 года на заводе имени А.Марти (№198) в Николаеве под строительным номером С-327 и под именем «Прыткий». Впоследствии посекционно перевезен на Дальний Восток и 15 августа 1938 года перезаложен на "Дальзаводе" (№202) во Владивостоке. Спущен на воду 6 апреля 1940 года, переименован в «Рекордный» 25 сентября 1940 года.

Передача ВМС НОАК

22 апреля 1952 года командующий НОАК генерал армии Сяо Цзиньгуан во главе делегации прибыл в Москву для переговоров о покупке для китайского флота боевых кораблей (эсминцев), береговой артиллерии, самолетов, минно-торпедного вооружения и различных тренажеров для обучения личного состава. Если верить китайским источникам, Советский Союз первоначально отказался продавать эсминцы и ряд других образцов военной техники, а за другое оборудование запросил гораздо большую сумму, чем это было принято на международном рынке вооружений. Для продвижения переговоров, как пишут китайские источники, Мао Цзэдун дважды лично разговаривал по телефону со Сталиным, объясняя важность "советско-китайского стратегического сотрудничества", и убеждая его продать эсминцы.

В сентябре того же года, а также в начале 1953 года заместитель командующего ВМС НОАК Ло Шуньчу дважды прилетал во главе делегации в Советский Союз для выработки соглашения о продаже эсминцев для китайского флота. Переговоры проходили очень трудно. 12 марта 1953 года Ло Шуньчу телеграфировал китайскому премьеру Чжоу Эньлай, что "Советский Союз не только продает нам "мусор", но и просит неоправданно высокую цену за него". 16 марта в ответной телеграмме Сяо Цзиньгуан также назвал предложенные Советским Союзом корабли "металлоломом". В русскоязычной литературе стоимость кораблей никогда не фигурировала, китайские источники называют цифру "17 тонн золотом за каждый эсминец".

В итоге первое соглашение о сотрудничестве в военно-морской области Китай и Советский Союз подписали 4 июня 1953 года. Согласно этому документу, в китайских источниках часто упоминаемому просто как "Соглашение от 4 июня", Советский Союз брал на себя обязательства о передаче военно-морской техники и технологий для постройки в Китае боевых кораблей и судов вспомогательного флота, а также предоставления технической помощи в виде отправки специалистов. Частью этого соглашения было также приобретение четырех эсминцев проекта 7, четырех подводных лодок, а также других кораблей и катеров меньшего водоизмещения. Вместе с документацией для постройки верфей и кораблей в Китае, Советский Союз предоставил также материалы и оборудование, необходимые для постройки первых серийных образцов, кроме того направил в Китай 150 специалистов судпрома и принял у себя для обучения 100 китайских инженеров и техников.

Согласно информации из русскоязычных источников, исключен из состава ВМФ СССР и передан КНР 6 июля 1955 года.

По данным китайских источников, отряд кораблей ТОФ ВМФ СССР в составе двух эсминцев, двух тральщиков и двух ПЛ вышел из Владивостока в Циндао в 9-00 13 октября 1954 года. На следующий день 14 октября на корабли были посажены китайские экипажи для обучения и демонстрации матчасти в работе. Во время перехода китайские экипажи на эсминцах отрабатывали действия по работе с приборами наблюдения, связи, управления огнем, изучали торпедное и минное вооружение. Также им была предоставлена возможность провести учебные артиллерийские стрельбы, что изначально не входило в программу подготовки на переходе. Передача опыта производилась по схеме матрос обучает матроса, офицер - офицера. Первые два эсминца проекта 7 прибыли в Циндао 25 октября 1954 года и ошвартовались у причала №3. На следующий день, 26 октября был подписан акт о передаче кораблей ВМС НОАК и начальник штаба ВМС зачитал приказы о присвоении наименований Anshan и Fushun эсминцам, а также о формировании первого дивизиона эсминцев ВМС НОАК. В китайском флоте корабли первоначально получили бортовые номера "101" и "102" соответственно.

По информации русскоязычного выпуска официального государственного журнала "Китай", название для первого эсминца китайского флота рождалось в спорах. Предлагалось назвать его Beijing (Пекин) в честь китайской столицы или оставить советское название. Точку в спорах поставил Командующий ВМС НОАК, генерал армии Сяо Цзиньгуан, который высказал мнение о том, что, если Китай хочет видеть в составе флота крупные корабли отечественной разработки и постройки, судостроение обязательно должно опираться на мощную индустриальную базу, а город Аньшань является важным металлургическим центром тяжелой промышленности Китая, поэтому, чтобы эсминец был прочным, как "город стали", он должен называться Anshan .

Ремонты и модернизации

С января 1968 года по май 1969 года на верфи в Даляне корабль прошел ремонт и модернизацию с заменой обоих торпедных аппаратов на пусковые установки противокорабельных крылатых ракет, став, таким образом, первым ракетным кораблем ВМС НОАК.

История службы

В ноябре 1955 года эсминцы Anshan и Fushun приняли участие в совместных с сухопутными войсками учениях по отражению морского десанта на Ляодунском полуострове.

В сентябре 1959 года эсминцы Anshan и Fushun на учениях в провинции Чжэцзян отработали совместно с сухопутными войсками высадку морского десанта. Обстрел старых японских береговых укреплений из 130-мм артиллерии эсминцев, который длился всего 6 минут, оказал на командующего Сюй Шию военного округа Нанкин большое впечатление. Бетонные плиты до двух метров толщиной были полностью разрушены под фугасным воздействием снарядов корабельной артиллерии.

С 12 апреля 1962 года ЭМ Anshan совместно с эсминцами Changchun и Taiyuan , а также рядом других кораблей ВМС НОАК осуществляли противодействие провокационной разведывательной деятельности эсминца ВМС США DD-727 De Haven (типа Allen M. Sumner ), выполняющего задачи т.н. "патруля DESOTO" (DEHAVEN Special Operations off TsingtaO - нахождение на границе территориальных вод Китая в районе Циндао, частый заход вглубь на 2-3 мили, проверка реакции китайских кораблей и проведение радиоэлектронной разведки). В ходе этого противостояния китайские корабли выходили в международные воды и приближались к Сасебо (Япония). Это был первый случай применения надводных кораблей ВМС НОАК за пределами 12-мильной зоны территориальных вод Китая.

В апреле 1992 года корабль был выведен из состава ВМС НОАК и поставлен в Циндао в качестве музея.

19 мая 1980 года с ЭМ Anshan , шедшего в сопровождении четырех кораблей ВМС НОАК, во время траурной церемонии над акваторией в районе Циндао был развеян прах государственного деятеля КНР, одного из руководителей Коммунистической партии Китая и председателя КНР в 1959-1968 годах, а впоследствии главного врага республики, репрессированного во время Культурной революции, Лю Шаоциня.

За 38 лет службы в составе ВМС НОАК эсминец Anshan прошел более 100000 миль, корабль посетили в разное время 9 высокопоставленных иностранных делегаций, а также китайские лидеры Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин.

В китайских городах Циндао и Рушань сохранились старые советские проекта 7 - известные военно-морским историкам как легендарные советские «семерки», которые используются сейчас в качестве кораблей-музеев.

Эсминцы этого типа обессмертили себя благодаря участию в Великой Отечественной войне. В 1955 году четыре таких корабля из состава Тихоокеанского флота СССР были переданы дружественному Китаю. Один позже был сдан на слом, а последний - четвертый - корабль был передан городу Далянь как учебный корабль для военно-морского института.

Военно-Морские Силы Китая 14 января 1955 года получили первые два советских эсминца проекта 7. Они были переименованы в честь маньчжурских городов. Эсминцы «Ретивый » и «Решительный » получили новые имена: «Цзилинь » и «Чанчунь ». Два следующих корабля - «Рекордный » и «Резкий» были переданы Китаю 6 июля 1955 года и переименованы в «Аньшань » и «Фушунь » соответственно. Все эсминцы этого типа бережно сохранялись китайскими моряками и благополучно дожили до конца 80-х годов. Но вскоре эсминец «Фушунь » был сдан на слом и был разобран на судоремонтном заводе в провинции Цзен Су.

Все «дальневосточные» эсминцы проекта 7 в августе 1945 года входили в состав 1-го дивизиона эскадренных миноносцев отряда легких сил и принимали участие в боевых действиях против Японии на Тихом океане. В начале 50-х годов прошли капитальный ремонт и модернизацию с установкой новых радиолокационных станций и трехногой фок-мачты. Очередную модернизацию эсминцы прошли в Китае в период с 1971 по 1974 год. В ходе переоборудования на кораблях были демонтированы торпедные аппараты, а на их месте были размещены по две спаренных пусковых установки для противокорабельных ракет «Хайин-22», которые являются аналогом советских противокорабельных ракет типа П-15. Устаревшие зенитные пушки были заменены четырьмя спаренными артиллерийскими установками В-11 калибра 37 мм.

Из трех эсминцев проекта 7, которые остались, лучше всего сохранился эсминец «Ретивый », который был выведен из состава флота в 1986 году и с 19 сентября 1991 года под наименованием «Тайюань » (бортовой номер 104) установлен в городе Далянь как корабль-музей на территории местного военно-морского института.

Эсминец «Рекордный » после исключения из состава флота в 1986 году был перебазирован в Циндао и с 24 апреля 1992 года является экспозицией местного военно-морского музея.

Эсминец «Решительный » был куплен городом Рушань, провинция Шандунь в августе 1990 года для использования его в качестве , но, к сожалению, до сих пор никакие работы на корабле «Чанчунь» не ведутся, поэтому легендарный эсминец постепенно стареет, превращаясь в груду железа.

фотографии эсминцев проекта 7

эсминцы проекта 7 в походе

эсминец «Аньшань» в боевом походе



эсминец «Тайюань» в качестве корабля-музея


130 мм пушка эсминца «Тайюань»

Конфликт разгорелся в воскресенье, 30 сентября. По заявлению американской стороны, эсминец УРО «Декатур» ВМС США «выполнял операцию по обеспечению свободы навигации» недалеко от спорных островов в Южно-Китайском море, когда мимо него на расстоянии менее 50 метров прошел китайский эсминец. Чтобы избежать столкновения, американскому кораблю пришлось уклониться.

В ответ в Пекине заявили, что американский военный корабль самовольно вошел в воды, прилегающие к островам Наньша (Спратли) в Южно-Китайском море, а китайский эсминец «Луян» сразу же предпринял необходимые действия: провел проверку принадлежности судна и сделал ему предупреждение немедленно покинуть воды.

«Китай имеет неоспоримый суверенитет над островами Южно-Китайского моря и прилегающими к ним водами», - подчеркнули при этом в министерстве иностранных дел КНР.

Помимо островов Спратли, Китай ведет с Брунеем, Вьетнамом, Малайзией, Филиппинами территориальные споры из-за Парасельских островов (Сиша) и острова Хуанъянь (риф Скарборо). С конца 2013 года Пекин проводит там работы по созданию искусственных островов, а также расширению этих территорий. США и Япония обвиняют КНР в формировании участков суши, которые могут быть использованы в военных целях.

Китай настаивает на том, что ответственность за дестабилизацию ситуации в Южно-Китайском море несут именно Соединенные Штаты и некоторые другие страны, пишет еженедельник «Звезда» .

Для Китая контроль над Южно-Китайским морем жизненно необходим, так как через него идет основной грузопоток морских перевозок Поднебесной, в том числе и энергетических ресурсов с Ближнего Востока.

Что касается США, то, по заявлению их официальных представителей, американские корабли регулярно проводят операции по обеспечению «свободы мореплавания» в этом районе и будут их проводить впредь. Причем «операции в защиту свободы навигации» американцы проводят не только в спорных водах, но и над ними. Так, 26 сентября бомбардировщики Б-52 американских ВВС пролетели над водами Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей. Их действия, по заявлению Пентагона, стали частью «длительного присутствия американских бомбардировщиков в регионе».

Естественно, это не устраивает китайцев, которые не упускают возможности для ответных демонстративных шагов, отмечая всякий раз, что действия США могут спровоцировать вооруженный конфликт.

«Если американская сторона продолжит совершать такие опасные и провокационные действия, ВМС и ВВС двух государств могут оказаться в экстренной ситуации, вплоть до "непроизвольных выстрелов при чистке ружья"», - заявил в прошлом году после очередного подобного инцидента в Южно-Китайском море командующий ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) адмирал У Шэнли.

Тем не менее военная активность США в регионе не снижается. Более того, Белый дом объявил Китай главной угрозой для США и начал торговую войну против КНР.

Президент США Дональд Трамп заявил, что Вашингтон располагает уликами, показывающими, что и КНР стремится вмешаться в избирательный процесс в Америке. Якобы ответные китайские пошлины могут вызвать недовольство фермеров американским президентом и отдать на выборах в конгресс, которые пройдут в ноябре, преимущество демократам - сторонникам свободной торговли.

В Вашингтоне считают также, что растущая военная мощь Китая несет угрозу доминированию США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Об этом говорится в недавнем докладе Пентагона о состоянии китайских вооруженных сил. В нем отмечается также, что Китай отходит от традиции, при которой ставка делается на сухопутную армию, и на полных парах развивает ВВС, ВМФ, ракетные и информационные силы. Военно-воздушные силы НОАК «сокращают отрыв» от ВВС США по ряду типов вооружений, а ВМС Китая в составе 300 кораблей стали крупнейшими в мире.

Китай решительно отвергает все эти заявления об исходящих от него угрозах. По словам его представителей, Пекин всегда соблюдал принцип невмешательства в дела других государств. Тем не менее Китай не намерен идти на уступки Соединенным Штатам. В частности, можно предположить, что инцидент в Южно-Китайском море стал одной из причин, по которым Пекин 1 октября отменил переговоры с США на высоком уровне по безопасности. Они должны были пройти в этом месяце. С американской стороны должны были принять участие министр обороны Джеймс Мэттис и госсекретарь Майкл Помпео.

С чем конкретно связана отмена переговоров, Пекин не сообщает. Однако совершенно очевидно, что нежелание вести диалог с Пентагоном свидетельствует о том, что отношения между Китаем и США находятся на грани «горячего» конфликта.

Мнение, выраженное в данном материале, является авторским и может не совпадать с мнением редакции.