Ракетный корабль дагестан проекта 11661. Энергоустановка и ходовые свойства

Ракетный корабль «Татарстан» проекта 11661К является флагманом Каспийской флотилии ВМФ России. Корабль был построен по проекту 11661К на Зеленодольском судостроительном заводе им. Горького как сторожевой корабль и является головным в серии из двух кораблей данного проекта. Вторым кораблем данного проекта является «Дагестан».

Ракетный корабль «Татарстан» был заложен в мае 1990 года как сторожевой корабль «СКР-200», строительный номер 951. В 1993 году был спущен на воду. К 1995 году он был практически готов, однако из-за прекращения финансирования его достройка была заморожена (с 1994 по 1996 года). 03 октября 1996 года был переименован в «Татарстан». 31 августа 2003 года вошел в строй. Также в 2003 году корабли проекта 11661К были переклассифицированы в ракетные корабли. Бортовой номер 691 (с 2003 года).

Ракетный корабль «Татарстан» предназначен для поиска и борьбы с подводными, надводными и воздушными целями, несения дозорной службы, проведения конвойных операций, а также охраны морской экономической зоны. Оснащен артиллерийским, противокорабельным, зенитным и противолодочным вооружением.

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 1500 тонн, полное 1930 тонн. Длина 102,2 метра, ширина 13,76 метра, осадка 3,7 метра. Скорость полного хода 28 узлов. Дальность плавания 3800 миль на 14 узлах, 950 миль на 27 узлах. Автономность плавания 15 суток.

Силовая установка: 1 x 38000 л.с. ДГТА М-44 (2 x 15000 л.с. ГТУ, 1 x 8000 л.с. дизель 86Б), 2 ВФШ.

Вооружение:

Навигационное вооружение: НРЛС МР-212 «Вайгач».

Радиолокационное вооружение: РЛК 34К1 «Монолит» или «Минерал-М»; РЛС МР-352 «Позитив(-М1)»; МПЗ-301 «База» (ЗРК); СУО МР-123 «Вымпел».

Радиоэлектронное вооружение: 2 × ПУ комплекса РЭП ПК-16 или 4 × ПУ комплекса РЭП ПК-10 система РЭБ ТК-25(Э); БИУС «Сигма» («Сигма-Э»);

ГАС «Зарница» или ГАК МГК-335.

Артиллерия: 1 × 76 мм АУ АК-176М; 2 × 14,5 мм МТПУ.

Зенитная артиллерия: 2 × 30 мм АУ АК-630М.

Ракетное вооружение: 2 × 4 ПУ ПКРК «Уран»; 1 × ЗРК «Оса-МА-2»; 2 × ПЗРК «Игла-М».

В 2007 году под флагом командубщего флотилией совершил заход в порт Энзели, Иран.

20 сентября 2012 года корабельная ударная группа Каспийской флотилии в составе ракетных кораблей «Дагестан», «Татарстан», ракетных катеров «Будённовск» и «Боровск» провела успешные пуски ракет по береговым и надводным целям на одном из морских полигонов в северной части Каспийского моря. По сообщению от 28 сентября на кораблях Каспийской флотилии в пунктах базирования Астрахань и Махачкала по противовоздушной обороне. 09 октября в рамках укрепления и развития сотрудничества между флотами двух стран на Каспийском море. По сообщению от 03 октября Республики Казахстан оперативными группами штабов флотилии и военно-морской базы ВМС Республики Казахстан проведено совместное командно-штабное учение. По сообщению от 16 октября в составе флагмана - ракетного корабля «Татарстан» и морского буксира «МБ-58» вернулся в пункт постоянного базирования после проведения сбор-похода в центральную и южную части Каспийского моря.

05 февраля 2013 года на флагмане Каспийской флотилии ракетном корабле «Татарстан» под руководством командующего флотилией вице-адмирала Сергея Алёкминского специальной курсовой задачи. 11 марта в составе флагмана объединения ракетного корабля «Татарстан», ракетных катеров «Будённовск» и «Боровск» вышел в Каспийское море для проведения мероприятий боевой учебы. По сообщению от 18 марта на Каспийской флотилии началась подготовка отрядов кораблей к проведению походов в порты соседних стран. В состав отрядов войдут ракетные корабли «Дагестан» и «Татарстан», малые артиллерийские корабли , а также суда обеспечения. По сообщению от 16 апреля около 1000 человек и 30 кораблей, десантных катеров и судов обеспечения Каспийской флотилии, в том числе ракетные корабли «Дагестан» и «Татарстан», а также малые артиллерийские корабли «Астрахань» и «Волгодонск», которое проходит в северной части Каспийского моря. 23 апреля отряд боевых кораблей Каспийской флотилии в составе флагмана КФл сторожевого корабля «Татарстан» и ракетного корабля «Дагестан» разыграл морской бой с кораблями условного противника, в роли которого выступили малые артиллерийские корабли «Астрахань» и «Волгодонск». По сообщению от 29 апреля экипаж флагмана Каспийской флотилии ракетного корабля «Татарстан» с боевой ракетной стрельбой по морской цели. 07 июня экипаж флагмана Каспийской флотилии ракетного корабля «Татарстан» с боевой стрельбой в морских полигонах Каспийского моря. По сообщению от 16 августа по розыгрышу встречного морского боя между отрядами кораблей.

По сообщению от 10 января 2014 года в Астрахани и Махачкале проведены учения по противовоздушной обороне (ПВО), в которых приняли участие более 10 надводных кораблей и катеров флотилии, в том числе ракетные корабли «Татарстан» и «Дагестан», . 15 марта группировка Каспийской флотилии Южного военного округа в составе ракетных кораблей «Татарстан» и «Дагестан», среднего десантного катера «Атаман Платов» и четырёх быстроходных десантных катеров типа «Серна» учения. По сообщению от 22 апреля на Каспийской флотилии берегового ракетного дивизиона и ракетного корабля (РК) «Татарстан». 05 мая вышли из пунктов базирования Махачкала и Астрахань и приступили к проведению двустороннего зачётного тактического учения в Каспийском море, в котором задействовано около 20 боевых кораблей и судов обеспечения, в том числе, ракетные корабли «Дагестан» и «Татарстан», малые ракетные корабли и , малые артиллерийские корабли «Волгодонск» и «Махачкала».

В сентябре 2014 года встал на модернизацию, которая будет произведена Астраханским филиалом Центра судоремонта «Звездочка».

По сообщению от 20 мая 2015 года по использованию новой радиолокационной станции (РЛС) «Галс», установленной на корабле в рамках проведения работ по модернизации и плановому ремонту его систем и механизмов. Установка РЛС «Галс» позволяет значительно повысить характеристики и боевые возможности радиотехнических средств по обнаружению воздушных и надводных целей. В автоматическом режиме она обнаруживает и определяет элементы движения цели (курс, скорость) и выдает рекомендации по выполнению маневра на расхождение с надводным объектом. Также повысились и эргономические характеристики рабочих мест операторов боевых постов (место несения службы и выполнения учебно-боевых задач личным составом) за счёт использования и установки современных материалов и оборудования. В ходе модернизации заменены на современное оборудование системы обнаружения целей и слежения за надводной обстановкой, постановки помех, средства радиоэлектронного подавления и борьбы корабля. Доработаны и автоматизированы главная энергетическая установка и электроэнергетическая установка корабля (механизмы, обеспечивающие его движение, маневрирование и жизнедеятельность экипажа) в плане увеличения ресурсных показателей и надёжности. Модернизацию и ремонт корабля планируется завершить осенью 2015 года, после чего экипаж начнёт выполнение задач соответствии с предназначением. По сообщению от 12 июня по противовоздушной обороне с отражением ударов воздушного противника.

По сообщению от 04 января 2016 года на модернизации, которую выполняет Астраханский филиал Центра судоремонта «Звездочка». Модернизацию и ремонт флагмана, планируется завершить осенью текущего года. В ходе модернизации будет установлена новая система навигации и управления оружием. По сообщению от 12 мая Астраханского филиала Центра судоремонта «Звездочка» и начал переход в пункт постоянного базирования – Махачкалу после завершения ремонта и модернизации. По сообщению от 02 июня приступил к выполнению мероприятий повседневной деятельности в базе и приготовлению корабля к походу и бою в рамках решения элементов первой курсовой задачи К-1. По сообщению от 20 июля базирования порт Махачкала и начал отработку мероприятий боевой подготовки в морских полигонах Каспийского моря. По сообщению от 18 октября в составе отряда Каспийской флотилии с неофициальным визитом в порт Бендер-Энзели Исламской Республики Иран. По сообщению от 24 октября в составе отряда Каспийской флотилии дружественный визит в порт Актау Казахстана. По сообщению от 27 октября в порт базирования Махачкала.

По сообщению от 30 января 2017 года на корабле показные занятия по отработке элементов курсовой задачи К-1. По сообщению от 21 марта пункт базирования и начал выполнение учебно-боевых задач в морских полигонах объединения.

По сообщению от 12 марта 2018 года из пункта постоянной дислокации в Дагестане для выполнения артиллерийских и зенитно-артиллерийских стрельб в море. По сообщению от 15 марта в пункт постоянной дислокации после успешного выполнения артиллерийских и зенитно-артиллерийских стрельбы в море.

Корабли проекта 11661 относятся к категории сторожевых кораблей (российская классификация), или фрегатов (международная классификация). Условное наименование - «Гепард», по классификации НАТО - Gepard. Они предназначены для борьбы с воздушным, наземным, надводным и подводным противником в ближней морской зоне при выполнении боевых задач, связанных с несением дозорной службы, охраной морской экономической зоны страны и ее государственной границы, эскортированием конвоев, одиночных судов, кораблей и т.п.

Проект «Гепард» в российском кораблестроении является базовым для создания целой серии кораблей, относящихся к классам «фрегат» и OPV («защитник»).

Особенности.
Фрегаты типа «Гепард 3.9» проекта 11661К, в настоящее время вводимые в боевой состав флота, значительно отличаются от первых кораблей серии по своей защите и огневой мощи. Начиная с третьего корабля устанавливается современный универсальный РК, способный выполнить боевую задачу по уничтожению береговых и надводных целей, находящихся на расстояниях до 300 км с использованием высокоточных ракет нескольких типов. При строительстве кораблей проекта используются новейшие технологии «стелс», существенно снижающие вероятность обнаружения фрегата средствами радиолокационного наблюдения вероятного противника.

Конструкция.
Все корабли проекта имеют гладкопалубную архитектуру. Для повышения живучести корабля его корпус разделен на десять водонепроницаемых отсеков. Даже при затоплении двух отсеков, расположенных рядом, «Гепарды» остаются на плаву, могут маневрировать и практически полностью сохраняют свою боеспособность.

В качестве главной энергетической установки (ГЭУ) на них монтируется двухвальная установка типа CODOG. Полный ход корабля обеспечивается газовыми турбинами, каждая из них работает на свой вал. Все крейсерские режимы обслуживает среднеоборотный дизель марки 61Д, мощность которого составляет 5884 кВт. Энергопитание всех корабельных потребителей осуществляется от (ГЭУ), состоящей из трех дизель-генераторов (ДГ) (мощность каждого - 600 кВт).

Все помещения оборудованы системами кондиционирования. Применение новейших технологий позволило:
— значительно снизить уровни вторичных полей, теплового и радиолокационного;
— добиться снижения уровней полей корабля, электромагнитного и магнитного.

Корабли проекта 11661 оборудованы средствами обеспечения живучести и пожарозащищенности. Найдено оригинальное решение вопроса размещения палубного вертолета типа Ка-28 или Ка-31 на таких фрегатах. После выполнения боевой задачи он размещается в свободном пространстве между стенками кормовой части надстройки. В случае необходимости вертолет закрывается брезентовым тентом. Это техническое решение позволило не монтировать на корабле ангар. Следующий этап модернизации проекта, «Гепард 5.3», предусматривает размещение палубного вертолета в стационарном ангаре.

Электронное оснащение состоит из боевой информационно-управляющей системы «Сигма-Э», навигационного радара «Горизонт-253», трехкоординатной РЛС обнаружения целей и наведения оружия «Позитив-М31», гидроакустической системы МГК-335ЕМ-03 и многих других комплексов и систем.

Фрегаты типа «Гепард 3.9» изначально создавались как гибкая базовая платформа, комплектуемая по модульному принципу, что позволяет говорить о значительном модернизационном ресурсе, заложенном в проект.

Вооружение.
В настоящее время проработаны варианты моделей проекта 11661, предусматривающие:
— вооружение корабля ЗРК «Штиль-1» средней дальности (ПУ ракет размещаются вертикально);
ракетные комплексы «Club-N» и «Калибр-НКЭ» (вертикальное размещение ПУ и оснащение электронным вооружением французского производства).

Вооружение кораблей также может быть иностранного производства. Например, ЗУР «Дротик» (Umkhonto) южноафриканского производства в вариантах радиолокационного и ИК наведения с дальностью поражения целей до 12 км. Эти ракеты уже приняты на вооружение ВМС ЮАР и Финляндии. Существует возможность усиления противолодочного вооружения фрегатов по требованию заказчика.

Основным оружием «Гепарда 3.9» в комплектации, поставляемой ВМФ РФ, является ПКРК «Калибр-НК» с двумя пакетными ПУ (четыре контейнера в каждой). В передней части корабля размещена башенная АУ с универсальным орудием. Задачи ПВО решают две спаренные АУ, вместо которых могут использоваться ЗРАК «Пальма» или его вариант ЗРАК 3Р98 с ракетами «Сосна-Р». В качестве дополнительных средств ПВО применяются комплексы «Игла-МК» или «Оса-МА». Корабль может ставить минные заграждения (боекомплект - 20 мин). Все корабельное вооружение способно выполнять боевые задачи при волнении моря силой до 5 баллов.

По случаю состоявшегося 27 апреля 2016 года на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» в Зеленодольске спуска на воду двух строящихся для ВМС Вьетнама "легких" фрегатов модифицированного проекта 11661Э второй серии с усиленным противолодочным вооружением (шифр "Гепард-3.9" ПЛО), татарстанский деловой веб-ресурс "Бизнес Online" в тот же день опубликовал небезынтересный материал Тимура Латыпова «Зеленодольские «Гепарды» допрыгнут до Вьетнама вопреки Украине» о перспективах возможного строительства для Вьетнама третьей пары кораблей этого проекта.

ТАТАРСТАНСКИЕ КОРАБЕЛЫ БОЛЬШЕ НЕ БУДУТ ВЕСТИ БИЗНЕС С НИКОЛАЕВСКИМИ ДВИГАТЕЛЕСТРОИТЕЛЯМИ

Выполнение зеленодольцами контракта по строительству фрегатов для Вьетнама могло быть сильно осложнено, если бы азиаты не надавили на Украину. Об этом сегодня на церемонии спуска на воду первого из этих сторожевиков узнал корреспондент «БИЗНЕС Online». По нашим данным, военные СРВ одобрили доработанный проект третьей пары фрегатов «Гепард». На сегодняшнем мероприятии немало говорили о дружбе между нашими странами, однако эксперты предупреждают, что в спину татарстанцам дышат конкуренты.

«НАДЕЖНО ОБЕСПЕЧИВАЮТ БЕЗОПАСНОСТЬ ВЬЕТНАМА»

Сегодня на ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» торжественно спустили на воду фрегат проекта «Гепард 3.9» для Социалистической Республики Вьетнам. Хотя церемонию точнее было бы назвать обрядом разбивания о борт традиционной бутылки шампанского (это сделал заместитель начальника генштаба Вьетнамской народной армии, вице-адмирал Фам Нгок Минь): корабль уже находится на воде, как и его систершип по заказу. «Между Вьетнамом и Россией всегда были только отношения взаимной поддержки, сотрудничества и единых стратегических позиций, — задал тон торжеству премьер-министр РТ Ильдар Халиков. — И сегодняшнее событие — еще одно тому свидетельство. Первые два корабля доказали, что они надежно обеспечивают безопасность Вьетнама, и это побудило наших партнеров заказать новые корабли».

Напомним, проект «Гепард» стал первым экспортным успехом завода им. Горького (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс») в постсоветское время. В декабре 2006 года Рособоронэкспорт подписал контракт с Вьетнамом на строительство двух сторожевых кораблей проекта «Гепард-3.9». Финансирование контракта велось холдингом «Ак Барс» по агентскому соглашению с Рособоронэкспортом. Интересно, что первоначально заказчик присматривался к проекту 20382 «Тигр» от ЦМКБ «Алмаз» с «Северной верфью» в роли исполнителя, но ВМФ Вьетнама смутило то, что «Тигр» существует лишь в проектной документации. Это обстоятельство сыграло в пользу Зеленодольского проектно-конструкторского бюро (ЗПКБ). Оно предложило вариант, который можно было считать обкатанным: прообраз «Гепарда» сторожевик «Татарстан» проекта 11661 к тому времени уже три года служил на Каспии.

10 июля 2007-го был заложен первый корабль, а 28 ноября того же года — второй. Головной Dinh Tien Hoang введен в состав ВМС Вьетнама 5 марта 2011 года, второй — Lee Thay To — 22 августа 2011-го. Видимо, сторожевики вьетнамцам понравились. В сентябре 2013-го завод приступил к строительству еще двух «Гепардов-3,9» (контракт с азиатским государством подписан в феврале того же года). Первый корабль отправят на испытания в августе 2016-го, второй — в ноябре. Вьетнам получит «Гепарды» в 2017 - 2018 годах.

Не раз говорилось, что Вьетнам может заказать еще пару «Гепардов 3.9». Как полагает научный редактор журнала «Экспорт вооружений» Михаил Барабанов, вполне вероятно, что вьетнамцы третью пару закажут. «Но против сейчас могут играть непонятности с Украиной по двигателям», — отметил он в беседе с «БИЗНЕС Online». Дело в том, что двигатели для «Гепардов» поставляет украинская компания «Зоря» — «Машпроект». Судя по отчетности завода им. Горького, они пришли в Зеленодольск с опозданием в 15,5 месяцев для первого фрегата и 10,5 — для второго. В итоге первый корабль завод передаст заказчику через 51 месяц после начала постройки (при предусмотренном контрактом сроке в 42 месяца), второй — через 54 месяца (по контракту — 46).

«УКРАИНА ОТКАЗЫВАЛАСЬ ПОСТАВЛЯТЬ ДВИГАТЕЛИ»

Можно предположить, что такая непунктуальность не понравилась вьетнамской стороне. И это наверняка станет фактором сомнений при новом заказе, тем более и конкуренты не дремлют. «Вьетнамцы сегодня предпочитают не складывать все яйца в одну корзину, например, заказали в Голландии серию фрегатов типа Sigma», — рассказал «БИЗНЕС Online» независимый военно-морской эксперт Дмитрий Глухов из Санкт-Петербурга.

«Цена из-за [валютного] курса сейчас выгодная, но Вьетнам пока реализует программу четырех «Гепардов» и четырех Sigma, и будет ли потребность/ресурсы на дополнительные «Гепарды», неизвестно, — обрисовал «БИЗНЕС Online» ситуацию независимый военно-морской эксперт Прохор Тебин из Москвы. — Отдельный большой плюс был бы в установке «Калибров». Кстати, по словам гендиректора завода им. Горького Рената Мистахова, оценив результаты работы российских кораблей по ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.), вьетнамцы пожелали установить на третьей паре — если она будет — вместо ракетного комплекса «Уран» комплекс «Калибр». «Установка экспортного «Калибра» придаст «Гепардам» новые свойства», — полагает Глухов. В целом он считает вероятность нового заказа Зеленодольску высокой: «Вероятность заказа третьей пары, на мой взгляд, весьма высока, даже несмотря на проблемы с поставками главной энергетической установки украинского производства. Корабль освоен, успешно эксплуатируется, хорошо вооружен, не слишком дорог. Сам заказ второй пары как раз говорит о хорошем качестве постройки «Гепардов» и в целом о том, что проект, как сейчас говорят, годный. Проектант — ЗПКБ — может быстро «подстроить» проект под заказчика — по вооружению и техническим средствам».

По его словам, есть еще один важный фактор — срок постройки, и здесь зеленодольцы — молодцы: они стараются выполнять контрактные обязательства, а задержки из-за объективных причин им прощаются. Для Вьетнама актуален еще и комплекс политико-экономических причин, в частности разногласия с политикой «великого северного соседа» в вопросе освоения богатств Южно-Китайского моря и вокруг. «Вьетнаму, очевидно, очень нужны боевые корабли. И их проще заказать у нас, тем более что процесс отработан. Наше «железо» вьетнамцам давно привычно и нареканий не вызывает. Во всяком случае, ни о каких серьезных проблемах или тем более скандалах с Вьетнамом касательно качеств нашего оружия мне неизвестно. Если что и есть, то дело решается к взаимной выгоде каждой из сторон. Проект 11661 — основа «Гепарда» — для ВМФ России считался «непродвинутым» (даже несмотря на то, что в нашем флоте это самый первый носитель знаменитых теперь на весь мир «Калибров»), предпочтение отдали другим проектам, но в своей экспортной ипостаси он оказался очень и очень успешным», — сказал собеседник нашего издания.

Судя по всему, проблемы с украинскими двигателями удалось решить только благодаря вьетнамским партнерам. «Хотел бы поблагодарить Республику Вьетнам за то, что поддержала нас в непростое время, когда принималось решение по поставкам турбин... В итоге эта миссия была выполнена», — обтекаемо отметил сегодня на церемонии Мистахов. «БИЗНЕС Online» предложил прояснить ситуацию генеральному директору ЗПКБ Виталию Волкову. «Украина просто откровенно отказывалась поставлять двигатели, — рассказал он. — Драматическая была ситуация! И вьетнамцам большое спасибо за то, что они этот вопрос решили. Мы бы технически тоже решили, но это были бы немалые затраты».

На вопрос, какие турбины будут стоять на третьей паре «Гепардов», если Вьетнам ее закажет, Волков ответил: «Сегодня мы не ведем разговора о поставках двигателей с Украины, это будут другие двигатели. Какие — пока рано говорить». Но, по его мнению, третья пара кораблей будет. «Сегодня представляли вьетнамцам доработанный проект, получили одобрение», — рассказал гендиректор ЗПКБ.

НА ОЧЕРЕДИ — ШРИ-ЛАНКА?

Неудивительно, что «Гепардами» заинтересовались Бангладеш (два корабля) и Шри-Ланка (один фрегат), которую сторожевик интересует в патрульном варианте: то есть без ракетного вооружения — только с артиллерией и «системами ближнего зенитного огня». Впрочем, здесь эксперты не испытывают особого оптимизма. «Конкуренция высокая, — отметил Тебин. — Да, курс валюты и «сирийская реклама» — большие плюсы, но говорить о серьезных перспективах сложно». С ним соглашается Барабанов. «Перспективы не очень высокие. Для Шри-Ланки корабль дороговат даже в патрульном варианте, а Бангладеш (тоже не назовешь богатой) покупает корветы в Китае, для береговой охраны берет списанные корветы в Италии», — говорит он.

По мнению Волкова, о Бангладеш пока рано говорить, а вот Шри-Ланка «погорячее, это достаточно реальный проект». Кстати, напомним, что 25 апреля с представителями руководства министерства обороны Шри-Ланки встречались Халиков, его зам — министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов, генеральный директор ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» Иван Егоров и Мистахов. В беседе с «БИЗНЕС Online» гендиректор завода им. Горького подчеркнул, что экспортная тематика становится для предприятия все более важной: следующий год будет пиковым с точки зрения гособоронзаказа (90% продукции завода), а далее он пойдет на спад.

Кстати, о гособоронзаказе. В 2015 году завод им. Горького подтвердил статус одной из самых плодовитых российских военных верфей.

Во-первых, главному управлению глубоководных исследований минобороны был сдан транспортный плавучий док «Свияга» (проект 22570).

Во-вторых, флоту передали сегодня уже ставшие знаменитыми малые ракетные корабли (МРК) проекта 21631 «Буян-М» «Зеленый Дол» и «Серпухов». Ведется строительство аналогичных МРК «Вышний Волочек» (сдача — в 2017 году), «Орехово-Зуево», «Ингушетия» (оба — 2018-й), «Грайворон» (2019).

В-третьих, ведется строительство головного патрульного корабля проекта 22160, он будет сдан ВМФ в 2017 году. В разной степени готовности — еще 6 таких кораблей.

В-четвертых, ведется строительство трех противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок».

В-пятых, для ВМФ строятся два кабельных судна проекта 15310.

В-шестых, в Кронштадте готовится к началу госиспытаний «Полярная звезда» — головной пограничный сторожевой корабль проекта 22100 «Океан». На стапелях в Зеленодольске находятся еще два «Океана», которые пограничники получат в 2019 году.

Тимур Латыпов

Сторожевые корабли проекта 11661 предназначаются для исполнения комплексных задач по поиску и ликвидации подводных, надводных и воздушных целей, по несению боевой службы, по конвоированию, а также по охране морских экономических зон. Они оснащены артиллерийскими, противокорабельными, зенитными и противолодочными вооружениями.

Немного из истории создания кораблей проекта 11661

Сторожевые корабли (корветы) и ракетные корабли начали разрабатываться в начале восьмидесятых годов. Разработку проводило Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро. Разработку противолодочных кораблей для прибрежных зон вели в качестве развития другого проекта 1124М — малого противолодочного корабля, с «Ливнем» — противолодочным ракетным крейсером. Тогда разработали две версии тактико-технических заданий, и уже через год предложили обе версии эскизных проектов — противолодочного корабля с ПЛРК в соответствии с проектом 1124М и противолодочного корабля, имеющего водоизмещение до двух тысяч тонн с более значительной результативностью.

В том же году, вслед за изменениями претензий со стороны Военно-Морского Флота к проекту, второму проекту присвоили номер 11660 (а экспортном варианте — 11660Э) и переклассифицировали в сторожевой корабль. Аналитика исследований в проектах показывала, что сдавать «сторожевика» в экспортном варианте можно было уже в 1990 году, тогда как сдавать советскую версию можно было бы не ранее чем через два года.

Еще в середине восьмидесятых было выдвинуто требование по оснащению сторожевых кораблей (СКР) комплексами противокорабельных ракет «Уран», разрабатывать которые планировали начинать в 1987 году. Согласно декабрьскому Постановлению Совета Министров Союза ССР в 1984 году решили разрабатывать сторожевые корабли по проекту 11661. Эскизные проекты 11661 с двигательными установками CODOG закончили уже через год.

К началу 1986 года завершили техническую проектировку сторожевых кораблей по проекту 11661. Позднее было принято решение по унифицированию кораблей проектов 11660 и 11661 на восемьдесят пять процентов, приступить к работам и перекомпоновать их в единой конструктивной платформе с различными вооружениями, различиями в двигателях и оборудовании.

В сентябре 1986 года приступили к защите проекта 11661. Следом за доработками под «Ураны» и «Зарю» и прочее оснащение в окончательном варианте сформулировали концепцию «Базовой платформы корабельным семействам». К испытаниям форм корпусов и воздействия обтекателей антенн по выяснению мореходности создали и испытали корабельную модель. Техпроект проекта 11661 утвердили спустя год.

Затем поставили задачу унифицировать проекты 11660 и 11661. При использовании концепции «Базовой платформы» Зеленодольское Проектное Конструкторское Бюро начало выпускать рабочую конструкторскую документацию по проекту 11661, а также разрабатывать техпроекты проекта 11660.

После всех согласований и утверждений произошла закладка кораблей. И уже в 1993 году головному кораблю проекта 11661 было суждено спуститься на воду с началом его достройки. В начале 1995 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для освоения сторожевого корабля. В том же году от иностранного заказчика (по некоторым данным индийского) пришел отказ от нескольких кораблей, и все работы по их строительству были прекращены.

Кроме того, в том же году была прекращена постройка корабля с девяносто тремя процентами готовности. Личный состав экипажа распустили, корабль законсервировали из-за недофинансирования, а также из-за того, что и сам заказчик (российские ВМС) полностью не определился по различным типам сторожевых кораблей.

Однако в периоды 1995-1998 годов Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро разработало экспортные проекты «Гепард» и «Гепард-3.9» для иностранного заказчика.

В 2001 году руководство ВМС приняло решение достраивать один из кораблей по проекту 11661К, который должен был поступить в Каспийскую флотилию с наименованием «Татарстан». Корабль лишился вооружения противолодочной обороны. На нем провели корректировку проекта для соответствия всем требованиям. В апреле 2002 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для овладения новым кораблем.

Тогда же с кораблем провели кренование и выяснили, что водоизмещение отклонилось от расчетов до одной тонны. В июле 2002 года «Татарстану» удалось успешно покинуть Зеленодольский Судостроительный завод, чтобы отправиться в район Махачкалы для проведения испытательных мероприятий. Мореходное испытание прошло с пятибалльным волнением. В результате корабль приняли на вооружение российских ВМС, а Каспийская флотилия в августе 2003 года обзавелась своим флагманом.

Правопредшественники «Гепардов»

Предшественниками «Гепардов» были «Альбатросы», которые оказались малыми противолодочными кораблями по проекту 1124 с кодовым натовским обозначением - «Grisha class corvette». Они строились в 1970-1980 годах для советских Военно-Морских Сил, в составе которых две основные серии проектов 1124 и 1124М.

Образчики проекта 11661 — «Татарстан» и «Дагестан»

Первенцем в проекте 11661К был корабль, уже известный как «Татарстан», вступивший в строй в августе 2003 года. Он был направлен впоследствии в Каспийскую флотилию в качестве ее флагмана.

Вторым сторожевым кораблем довелось стать «Дагестану». Его сдачу для флота первоначально планировали к первой половине 2012 года. Однако ее перенесли из-за серьезности повреждений, полученных еще в январе того же года при черноморских швартовных испытаниях в районе города Новороссийск. После восстановительных и ремонтных мероприятий «Дагестану» удалось выйти к Каспийскому морю для участия во втором этапе в государственных испытаниях по осуществлению ракетных стрельб по береговым целям «Калибром-НК».

Участие в стрельбах на дистанции в сто морских миль были проведены благополучно. Сторожевому кораблю «Дагестану» пришлось еще поучаствовать в параде на День российского Военно-Морского Флота в городе Астрахань. Осенью того же года его задействовали в маневрах «Кавказ-2012», в морской их части.

Однако уже спустя три года о «Дагестане» узнал весь мир. Так, в октябре 2019 года ночью, корабельной ударной группой в Каспийском море было произведено нанесение массированного удара с помощью крылатых ракет. Удар нанесен «Калибром НК» комплексом морского базирования по инфраструктуре ИГИЛ в Сирии. В составе из шести кораблей был и «Дагестан».

Корпусы

Корпусы кораблей – это водонепроницаемые отсеки в количестве десяти единиц. Материалом для их исполнения послужила низколегированная сталь, а для блоков надстройки — стойкий к морским средам алюминиево-магниевый сплав. В случае затопления двух сопредельных отсеков корабль останется на плаву, имея ход с сохранением боеспособности.

Энергоустановка и ходовые свойства

Главной энергетической установкой является двухвальный CODOG. Со среднеоборотным дизелем 61Д при мощности 8000 лошадиных сил при помощи сложного редуктора обеспечивается всеми крейсерскими режимами, а с помощью двух газовых турбин при суммарной мощности 29000 лошадиных сил обеспечивается полноходность кораблю до 28 узлов. Электроустановка — это дизель-генераторы в количестве трех единиц по 600 кВт от каждого.

Экипаж сторожевого корабля составляет 121 военнослужащих, из которых 15 – это офицерский состав.

Вооружение кораблей «Татарстан» и «Дагестан»

У кораблей по проекту 11661 имеются мощные ракетные, зенитно-ракетные и артиллерийские вооружения. Основным оружием «Татарстана» является «Уран». Это ударный комплекс, имеющий противокорабельные крылатые ракеты Х-35, с дальностью стрельбы до ста тридцати километров.

У «Дагестана» на вооружении универсальный ракетный комплекс — «Калибр-НК», в котором могут использоваться высокоточные крылатые ракеты нескольких типов. Они поражают надводные и береговые цели с дальностью до трехсот километров. Из артиллерийского вооружения — 76,2-мм арткомплекс АК-176М и 30-мм автоматизированная спаренная артиллерийская установка АК-630М, которые обеспечивают поражение морских, наземных и низколетящих воздушных целей.

Фрегаты «Гепард-3.9» – корабли новой генерации

Фрегаты типа «Гепард-3.9» являются кораблями новой генерации. Они разрабатывались Зеленодольским Проектным Конструкторским Бюро с уже имеющейся универсальной базовой платформой. Прототипом для «Гепардов -3.9» был ракетный корабль с наименованием«Татарстан» из проекта 11611, а «Дагестан» — второй такой построенный отечественный ракетный корабль, откорректированная по настоянию заказчика версия в проекте 11611К.

Строительство фрегатов для вьетнамского заказчика все также ведется по установленным требованиям Военно-Морских Сил этого государства. С полным водоизмещением до 2100 тонн, они имеют длину – 102 метра, ширину – немногим более 13 метров, а осадку – чуть более 5 метров. Корабли имеют комбинированную дизель-газотурбинную энергетическую установку (в соответствии со схемой CODOG).

С этой энергоустановкой корабли развивают скорость на полном ходу до 28 узлов, а экономическая десятиузловая скорость позволяет ходить фрегатам на дальности до 5000 морских миль. Автономное плавание составляет двадцать суток. Удачно размещенные жилые и служебные помещения, наличие системы, которая кондиционирует воздух и поддерживает необходимые условия микроклимата, будут способствовать хорошим условиям обитаемости, что просто жизненно важно в тропических климатических условиях.

«Гепарды-3.9» являются многоцелевыми кораблями, предназначенными для патрулирования в территориальных водах и исключительных экономических зонах, нанесения ударов по надводным целям неприятеля, огневой поддержки десантирующихся подразделений, для обеспечения противовоздушной и противолодочной обороны в мероприятиях по конвоированию.

Вследствие этого их вооружения многообразны и хорошо сбалансированы. Они включают противокорабельные ракетные комплексы «Ураны-Э», универсальные 76,2-мм артиллерийские установки АК-176М, а также малокалиберную зенитную систему. Контроль над управлением всем этим вооружением осуществляет отвечающая всем самым высоким стандартам нашего времени боевая информационно-управляющая система «Сигма-Э». Корма корабля имеет взлетно-посадочную вертолетную площадку. Кроме того, вертолет обладает и специальным убежищем — ангаром, который защитит его от морских ветров и волнений.

Уже скоро «Гепарды» совершат переход на Балтийское море, где они подвергнутся испытаниям. Претворение в жизнь контрактной части по строительству сторожевых кораблей для вьетнамского заказчика может изменить соотнесение выпускаемых кораблей продукции предприятием. Так, приблизительно сорок процентов пойдет на военную и шестьдесят процентов на гражданскую продукцию (раньше 30% шло на военную продукцию и 70% – на гражданскую).

При наличии базовой платформы «Гепардов» можно не ограничиваться строительством только лишь многоцелевых кораблей, номожно также строить и корабли с усиленными ударными, противолодочными и зенитно-ракетными вооружениями, с самыми разнообразными энергетическими установками и электронным снаряжением. С помощью той же платформы ЗПКБ разработана модификация кораблей для патрулирования в открытом море, которые имеют большую автономность плавания. Стоит особенно подметить, что семейство «Гепардов» сравнительно недорогое по отношению к аналогичным кораблям зарубежных построек.

Гепарды-5.3 — фрегаты на базе сторожевых кораблей проекта 11661

Предназначение

«Гепарды-5.3» — это фрегаты, предназначенные для:

  • Поражения воздушного, надводного и подводного противника;
  • Исполнения задач при конвоировании;
  • Ведения служебно-боевой деятельности в дозоре;
  • Огневой поддержки десантирующихся подразделений;
  • Установки минных заграждений;
  • Задач по охране и патрулированию морских государственных границ и экономических зон;
  • Поддержания морских операций;
  • Демонстрирования флага в зонах, которые представляют государственные интересы.

Фрегаты способны заниматься широким спектром задач, как в самостоятельном режиме, так и в составах тактических групп.

Вооружение «Гепардов»

Ударное ракетное вооружение

В целях ликвидации надводных объектов корабли имеют в своем распоряжении противокорабельный ракетный комплекс «Уран-Э» и четыре палубные наклонные пусковые установки из четырех ракет в каждой, а также корабельную систему по управлению стрельбами.

Артиллерийское вооружение

Дополняя артиллерийское оружие фрегата проекта «Гепард 5.1», «Гепарды 5.3» имеют два ракетно-артиллерийских комплекса «Пальма» и зенитные управляемые ракеты «Сосна-Р».

Противолодочное и минное вооружение

Противолодочное и минное вооружение «Гепардов» выражено:

  • Двумя двухтрубными поворотными торпедными аппаратами ДТА-53 калибра 533 мм;
  • Реактивным противолодочным комплексом РПК-8Э;
  • Комплексом приборов по управлению «Пургой» — противолодочным вооружением.

В периоды мирного времени корабли укомплектовываются поисково-спасательными вариантами вертолетов Ка-28, либо Ка-31, а в периоды военного времени противолодочными вариантами.

Энергоустановка

Главной энергетической установкой является дизельный двухвальный агрегат, имеющий гребные винты регулируемых шагов, исполненный по схемам CODAD. Главная энергоустановка включает четыре дизеля с мощностью 4700 лошадиных сил, но может иметь два дизеля мощностью 6494 лошадиных сил и двумя дизелями мощностью 2425 3298 лошадиных сил, два редуктора и локальную систему защиты и управления.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Корабли прибрежной или ближней морской зоны в российском Военно-Морском Флоте на сегодняшний день представлены целой когортой современные боевых судов, располагающих могучими и мощными средствами вооружения. Сторожевики сегодня не только достойно представляют Андреевский флаг на морских просторах в акваториях Черного и Балтийского морей, но и осуществляют огромный объем работы на закрытом морском театре. Сторожевые корабли проект 11661«Татарстан» и «Дагестан» составляют сегодня основу боевой мощи Каспийской военной флотилии, являясь самыми мощными боевыми единицами на Каспии.

Этот тип судов создавался в течение длительного времени и был только в начале нового тысячелетия реализован в металле. Соответственно, новые сторожевики вобрали в себя все лучшее, чем располагало отечественное кораблестроение. СКР, по новой классификации – корвет, проекта 11661 на полном основании могут считаться самыми современными и боеспособными кораблями в отечественном ВМФ.

Концепция создания современных сторожевых кораблей

Класс сторожевых кораблей наибольшее свое развитие получил в Советском Союзе. В отличие от зарубежных аналогов, в СССР сторожевики превратились в полноценные боевые корабли, способные выполнять огромный объем работы. По количеству и разновидности средств вооруженной борьбы, техническому оснащению и мореходности советские сторожевики почти сравнялись с эсминцами. Благодаря своей универсальности, сторожевые корабли считались самыми массовыми судами советского ВМФ, неся боевую службу на всех морских театрах.

Советские кораблестроители сумели достигнуть высокого технологического уровня проектирования и строительства судов этого класса. Что соответственно отразилось на их количестве и на боевых возможностях. Однако наметившаяся в середине 70-х и в начале 80-х годов тенденция к строительству сторожевиков крупных размеров, стремление к гигантомании были пересмотрены. Окончательно было решено начать проектирование сторожевых кораблей в своем традиционном виде. Это должны были быть суда небольшого водоизмещения, обладающей хорошей мореходностью и оснащенные самыми современными средствами вооружения.

Первым шагом в этом направлении стал проект 11611, работы по которому начались еще в 1985 году. Возобладала концепция строительства сторожевиков, специально предназначенных для оперирования в ближней морской зоне на закрытых морских театрах. В качестве базовой точки были выбраны малые противолодочные корабли проекта 1124, которые массово строились в 70-е годы. В этом контексте прослеживается стремление снова создать универсальный корабль, в котором будут сочетаться разнообразные функции. В техническом задании для нового проекта были прописаны цели и задачи, которые будут решать новые корабли. Сторожевые корабли должны будут выполнять следующие функции:

  • обеспечение патрулирования прибрежной акватории, включая 200 мильную экономическую зону;
  • защита прибрежных морских коммуникаций и объектов береговой инфраструктуры от противодействия со стороны сил флота и авиации вероятного противника;
  • поиск и борьба с подводными лодками вероятного противника;
  • обеспечение конвоирования морских транспортных перевозок.

Для выполнения соответствующих функций, корабль должен иметь высокие мореходные качества, достаточную автономность плавания и необходимый набор средств вооружений. Навигационное и радиолокационное оборудование, сосредоточенное на борту судна, должно обеспечивать выполнение поставленной боевой задачи в полном объеме.

В итоге, перед кораблестроителями была поставлена задача — создать мощный боевой корабль. Другими словами, на небольшую мореходную платформу следует установить весь имеющийся комплекс вооружений, включающий артиллерийские установки, ракетное и противолодочное оружие, средства противовоздушной обороны.

История с проектом 11611

Одно из условий, которое было поставлено военными моряками, заключалось в постройке судна на судостроительных предприятиях, расположенных на Волге. Предполагалось, что при удачном завершении проектных работ, вновь построенные корабли могут быть переведены по Волге на Балтику или в Черноморский регион. К тому же производственные мощности и богатый опыт конструирования малых военных кораблей был у коллектива Зеленодольского Проектно-Конструкторского Бюро (Республика Татарстан).

Проектные работы начались в 1982 году на базе противолодочных кораблей проекта 1124М с более устойчивой энерговооруженностью и повышенной мореходностью. В техническом описании к проекту новый корабль теперь назывался сторожевым кораблем ближней морской зоны. Первоначально проект получил шифр 11660. Предусматривалось создание и экспортной версии нового сторожевика 11660Э. В дальнейшем проект претерпел изменения. На сторожевой корабль должен был быть установлен противокорабельный ракетный комплекс «Уран», разработка которого к тому времени находилась на завершающей стадии.

В связи с этим пришлось начинать работы над более мощным и совершенным в боевом оснащении кораблем. После того, как высокому военно-морскому руководству был представлен эскиз нового сторожевого корабля, в декабре 1984 года Постановлением Совмина проектным работам по созданию нового СКР был дан старт. В 1986 году первый корабль был закончен на 80% и после проведенной унификации с проектом 11660, выбран в качестве базовой платформы для нового семейства кораблей.

Окончательно, готовый во всех технических деталях проект был утвержден в 1987 году, после чего на Зеленодольском ПКБ начата разработка производственно-конструкторской документации. Параллельно на производственных мощностях судостроительного завода осуществлялась подготовка к закладке головного корабля проекта. На все бюрократические мероприятия и проволочки ушло 2,5 года. Только в конце весны 1990 года состоялась официальная церемония закладки головного корабля. Первенец получил заводской номер 953. В технической документации фигурировали данные – сторожевой корабль проекта 11661 под шифром «Гепард».

Следует отметить, что первоначально был заложен корабль проекта 11660, получивший название «Буревестник». Практически сражу же был заложен второй корабль, только уже в рамках экспортного проекта 11611Э, который заказала Индия для своих ВМС. Третий сторожевик заложили в 1991 году, используя созданный конструктивный и технический задел, полученный в ходе конструирования первых двух кораблей.

Строительство СКР «Буревестник» планировалось завершить в 1993 году. Аналогичным образом должна была сложиться судьба и двух других судов этого проекта, однако развал Советского Союза внес существенные коррективы в последующие планы строительства. Из-за недостатка финансирования постройка кораблей была приостановлена. В тяжелых экономических условиях строить новые корабли для молодого российского флота было обременительным занятием. В 1993 году было решено закончить работы в рамках проекта 11660, переориентировать всю техническую документацию и производство для того, чтобы строить уже корабль проекта 11611.

Корабли были с горем пополам спущены на воду. Строительство судов то возобновлялось, то приостанавливалось. В 1995 году головной корабль «Буревестник» был разобран. Оставшиеся два судна стали достраиваться в рамках реализации проекта 11611К уже для нужд отечественного флота. Второй корабль, который был уже спущен на воду, в 1996 году получил новое название, став СКР «Татарстан». В соответствии с классификацией НАТО новый российский сторожевой корабль проекта 11661К «Гепард» классифицировали как корвет. Что касается зарубежного контракта, то в конце 90-х был специально разработан новый проект сторожевых кораблей «Гепард – 3.9». Однако ничего существенного в дальнейшей судьбе кораблей проекта 11611 не происходило. Суда в разной степени готовности продолжали оставаться на стапелях Зеленодольского судостроительного завода. Только в 2001 году корабль с заводским номером 951 под названием «Татарстан»было решено достроить. Сторожевик должен был войти в состав Каспийской военной флотилии.

На следующий год были завершены последние доковые работы, началось освоение корабля экипажем. Летом 2002 года новый СКР «Татарстан» был переведен на Каспий, где начались комплексные испытания. Спустя год, в августе 2003 года сторожевой корабль был зачислен в состав Каспийской военной флотилии, став флагманом флотского соединения.

Второе судно под заводским номером 952 наконец-то дождалось того момента, когда на него обратили внимание. Корабль также решили достроить для пополнения корабельного состава Каспийской военной флотилии. Соответственно месту службы и название, которое получил корабль – «Дагестан».

В 2012 году новый корабль отправился на Каспий для прохождения комплекса испытаний. В отличие от своего старшего брата СКР «Татарстан», новый корабль получил ударное вооружение. На нем вместо ПКР «Уран» был установлен тактический противокорабельный ракетный комплекс «Калибр-НК». Осенью 2012 года корабль был зачислен с состав Каспийской военной флотилии. Ввиду того, что на втором корабле изменился комплекс вооружений, изменилась его назначение. Это уже был не сторожевик, это был ракетный корабль «Дагестан». В целях унификации плавсостава Каспийской военной флотилии — флагманское судно «Татарстан» также перевели в разряд ракетных кораблей.

Особенности конструкции ракетных кораблей проекта 11661

После ввода в строй ракетного корабля «Дагестан» дальнейшее строительство других судов в рамках реализации проекта 11661К признано нецелесообразным. Что касается построенных кораблей, их конструкция имеет ряд любопытных и интересных особенностей. В тактическом плане характеристики кораблей выглядят следующим образом:

  • водоизмещение стандартное 1500 тонн;
  • длина корабля 102 м. при ширине 13,2 м;
  • осадка корабля 3,6 м;
  • суммарная мощность двух газотурбинных энергетических установок — 29 тыс. л/с.;
  • максимальная скорость хода 28 узлов;
  • максимальная дальность плавания при экономичном ходе в 14 узлов составляет 3500 миль;
  • экипаж корабля насчитывает 93 матросов и офицеров;
  • автономность плавания составляет 15-20 суток.

При таких относительно скромных параметрах корабли обладают высокими мореходными характеристиками и мощным вооружением. На платформе водоизмещением 1500 тонн корабелы установили ракетные комплексы «Уран» и «Калибр-НК». Эти системы являются основным вооружением кораблей. Ракетный корабль проекта 11661К «Гепард» «Татарстан» остался с первоначальным комплексом вооружений. Его основное оружие — ПКР «Уран». Младший брат «Татарстана» оснащен уже универсальным ПКР «Калибр-НК», крылатые ракеты которого могут поражать любые наземные и надводные цели.

Наличие на борту совершенного противолодочного вооружения и средств ПВО делает эти суда серьезными и грозными боевыми единицами. Противовоздушную оборону кораблей обеспечивает артиллерийский комплекс АК-630М и ЗРК «Оса-МА-2. На более новом корабле стоит уже стационарный артиллерийско-ракетный комплекс «Палаш». В дополнение к ним имеются переносные ЗРК «Игла-М».

На кораблях проекта 11661К отсутствуют противолодочные средства борьбы. На обоих кораблях установлено современное навигационное и радиолокационное оборудование. Впервые на кораблях Каспийской военной флотилии в состав технических средств включен поисково-спасательный вертолет Ка-27, базирующийся на открытой взлетно-посадочной площадке.

Удачной можно назвать конструкцию корабля. Основная часть корпуса выполнена из стали. Надстройка корабля изготовлена из специального алюминиево-магниевого сплава, благодаря которому основная часть надпалубной части корабля устойчива к коррозии.

Набор корпуса кораблей построен с учетом технических новшеств. При затоплении двух смежных отсеков новые российские корабли могут не только сохранить плавучесть, но и оставаться боеспособными единицами флота.

Корветы проекта 11661 сегодня

В 2017 года место флагмана Каспийской военной флотилии занял более новый и совершенный корабль «Дагестан». По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляются кораблям этого класса. Ссылка на свое прошлое, в котором корабли планировалось строить обычными сторожевиками, будет сегодня не уместна. Комплекс вооружений делает эти корабли полноценными боевыми судами, способными противостоять на море любому противнику. В акватории Каспийского моря новые российские корветы проекта 11661К «Гепард» не имеют себе равных, как по водоизмещению, так и по огневой мощи.