Ганс андерсен ромашка. Тема: «Светлый и чудесный мир благородства. Сказка Г.Х. Андерсена « Ромашка»

Вот послушайте-ка!

За городом, у самой дороги, стояла дача. Вы, верно, видели ее? Перед ней еще небольшой садик, обнесенный крашеною деревянною решеткой.

Неподалеку от дачи, у самой канавы, росла в мягкой зеленой траве ромашка. Солнечные лучи грели и ласкали ее наравне с роскошными цветами, которые цвели в саду перед дачей, и наша ромашка росла не по дням, а по часам. В одно прекрасное утро она распустилась совсем - желтое, круглое, как солнышко, сердечко ее было окружено сиянием ослепительно белых мелких лучей-лепестков. Ромашку ничуть не заботило, что она такой бедненький, простенький цветочек, которого никто не видит и не замечает в густой траве; нет, она была довольна всем, жадно тянулась к солнцу, любовалась им и слушала, как поет где-то высоко- высоко в небе жаворонок.

Ромашка была так весела и счастлива, точно сегодня было воскресенье, а на самом- то деле был всего только понедельник; все дети смирно сидели на школьных скамейках и учились у своих наставников; наша ромашка тоже смирно сидела на своем стебельке и училась у ясного солнышка и у всей окружающей природы, училась познавать благость божью. Ромашка слушала пение жаворонка, и ей казалось, что в его громких, звучных песнях звучит как раз то, что таится у нее на сердце; поэтому ромашка смотрела на счастливую порхающую певунью птичку с каким-то особым почтением, но ничуть не завидовала ей и не печалилась, что сама не может ни летать, ни петь. "Я ведь вижу и слышу все! - думала она. - Солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как я счастлива!"

В садике цвело множество пышных, гордых цветов, и чем меньше они благоухали, тем больше важничали. Пионы так и раздували щеки - им все хотелось стать побольше роз; да разве в величине дело? Пестрее, наряднее тюльпанов никого не было, они отлично знали это и старались держаться возможно прямее, чтобы больше бросаться в глаза. Никто из гордых цветов не замечал маленькой ромашки, росшей где-то у канавы. Зато ромашка часто заглядывалась на них и думала "Какие они нарядные, красивые! К ним непременно прилетит в гости прелестная певунья птичка! Слава богу, что я расту так близко - увижу все, налюбуюсь вдоволь!" Вдруг раздалось "квир-квир-вит!", и жаворонок спустился... не в сад к пионам и тюльпанам, а прямехонько в траву, к скромной ромашке! Ромашка совсем растерялась от радости и просто не знала, что ей думать, как быть!

Птичка прыгала вокруг ромашки и распевала. "Ах, какая славная мягкая травка! Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!"

Желтое сердечко ромашки и в самом деле сияло, как золотое, а ослепительно белые лепестки отливали серебром.

Ромашка была так счастлива, так рада, что и сказать нельзя. Птичка поцеловала ее, спела ей песенку и опять взвилась к синему небу. Прошла добрая четверть часа, пока ромашка опомнилась от такого счастья. Радостно-застенчиво глянула она на пышные цветы - они ведь видели, какое счастье выпало ей на долю, кому же и оценить его, как не им! Но тюльпаны вытянулись, надулись и покраснели с досады, а пионы прямо готовы были лопнуть! Хорошо, что они не умели говорить - досталось бы от них ромашке" Бедняжка сразу поняла, что они не в духе, и очень огорчилась.

В это время в садике показалась девушка с острым блестящим ножом в руках. Она подошла прямо к тюльпанам и принялась срезать их один за другим. Ромашка так и ахнула. "Какой ужас! Теперь им конец!" Срезав цветы, девушка ушла, а ромашка порадовалась, что росла в густой траве, где ее никто не видел и не замечал. Солнце село, она свернула лепестки и заснула, но и во сне все видела милую птичку и красное солнышко.

Утром цветок опять расправил лепестки и протянул их, как дитя ручонки, к светлому солнышку. В ту же минуту послышался голос жаворонка; птичка пела, но как грустно! Бедняжка попалась в западню и сидела теперь в клетке, висевшей у раскрытого окна. Жаворонок пел о просторе неба, о свежей зелени полей, о том, как хорошо и привольно было летать на свободе! Тяжело-тяжело было у бедной птички на сердце - она была в плену!

Ромашке всей душой хотелось помочь пленнице, но чем? И ромашка забыла и думать о том, как хорошо было вокруг, как славно грело солнышко, как блестели ее серебряные лепестки; ее мучила мысль, что она ничем не могла помочь бедной птичке.

Вдруг из садика вышли два мальчугана; у одного из них в руках был такой же большой и острый нож, как тот, которым девушка срезала тюльпаны. Мальчики подошли прямо к ромашке, которая никак не могла понять, что им было тут нужно.

Вот здесь можно вырезать славный кусок дерна для нашего жаворонка! - сказал один из мальчиков и, глубоко запустив нож в землю, начал вырезать четырехугольный кусок дерна; ромашка очутилась как раз в середине его.

Давай вырвем цветок! - сказал другой мальчик, и ромашка затрепетала от страха: если ее сорвут, она умрет, а ей так хотелось жить! Теперь она могла ведь попасть к бедному пленнику!

Нет, пусть лучше останется! - сказал первый из мальчиков. - Так красивее!

И ромашка попала в клетку к жаворонку. Бедняжка громко жаловался на свою неволю, метался и бился о железные прутья клетки. А бедная ромашка не умела говорить и не могла утешить его ни словечком. А уж как ей хотелось! Так прошло все утро.

Тут нет воды! - жаловался жаворонок. - Они забыли дать мне напиться, ушли и не оставили мне ни глоточка воды! У меня совсем пересохло в горлышке! Я весь горю, и меня знобит! Здесь такая духота! Ах, я умру, не видать мне больше ни красного солнышка, ни свежей зелени, ни всего божьего мира!

Чтобы хоть сколько-нибудь освежиться, жаворонок глубоко вонзил клюв в свежий, прохладный дерн, увидал ромашку, кивнул ей головой, поцеловал и сказал:

И ты завянешь здесь, бедный цветок! Тебя да этот клочок зеленого дерна - вот что они дали мне взамен всего мира! Каждая травинка должна быть для меня теперь зеленым деревом, каждый твой лепесток - благоухающим цветком. Увы! Ты только напоминаешь мне, чего я лишился!

"Ах, чем бы мне утешить его!" - думала ромашка, но не могла шевельнуть ни листочком и только все сильнее и сильнее благоухала. Жаворонок заметил это и не тронул цветка, хотя повыщипал от жажды всю траву.

Вот и вечер пришел, а никто так и не принес бедной птичке воды. Тогда она распустила свои коротенькие крылышки, судорожно затрепетала ими и еще несколько раз жалобно пропищала:

Пить! Пить!

Потом головка ее склонилась набок и сердечко разорвалось от тоски и муки.

Ромашка также не могла больше свернуть своих лепестков и заснуть, как накануне: она была совсем больна и стояла, грустно повесив головку.

Только на другое утро пришли мальчики и, увидав мертвого жаворонка, горько - горько заплакали, потом вырыли ему могилку и всю украсили ее цветами, а самого жаворонка положили в красивую красненькую коробочку - его хотели похоронить по-царски! Бедная птичка! Пока она жила и пела, они забывали о ней, оставили ее умирать в клетке от жажды, а теперь устраивали ей пышные похороны и проливали над ее могилкой горькие слезы!

Дерн с ромашкой был выброшен на пыльную дорогу; никто и не подумал о той, которая все-таки больше всех любила бедную птичку и всем сердцем желала ее утешить.

Г.-Х. Андерсен. Ромашка

Вот послушайте-ка!

За городом, у самой дороги, стояла дача. Вы, верно, видели ее? Перед ней еще небольшой садик, обнесенный крашеною деревянною решеткой.

Неподалеку от дачи, у самой канавки, росла в мягкой зеленой траве ромашка. Солнечные лучи грели и ласкали ее наравне с роскошными цветами, которые цвели в саду перед дачей, и наша ромашка росла не по дням, а по часам. В одно прекрасное утро она распустилась совсем - желтое, круглое, как солнышко, сердечко ее было окружено сиянием ослепительно белых мелких лучей- лепестков. Ромашку ничуть не заботило, что она такой бедненький, простенький цветочек, которого никто не видит и не замечает в густой траве; нет, она была довольна всем, жадно тянулась к солнышку, любовалась им и слушала, как поет где-то высоко-высоко в небе жаворонок.

Ромашка была так весела и счастлива, точно сегодня было воскресенье, а на самом-то деле был простой понедельник; все дети смирно сидели на школьных скамейках и учились у своих наставников; наша ромашка тоже смирно сидела на своем стебельке и училась у ясного солнышка и у всей окружающей природы. Ромашка слушала пение жаворонка, и ей казалось, что его громкие, звучные песни высказывают как раз то, что таится у нее на сердце; поэтому ромашка смотрела на счастливую порхающую певунью - птичку с каким-то особым почтением, но ничуть не завидовала ей и не печалилась, что сама не может ни летать, ни петь. «Я ведь вижу и слышу все! - думала она. - Солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как я счастлива!»

В садике цвело множество пышных, гордых цветов; самыми гордыми между ними были цветы без всякого аромата. Пионы так и раздували щеки - им все хотелось стать побольше роз; да разве в величине дело? Пестрее, наряднее тюльпанов никого не было, они отлично знали это и старались держаться возможно прямее, чтобы больше бросаться в глаза.

Никто из гордых цветов не замечал маленькой ромашки, росшей где-то у канавки. Зато ромашка часто заглядывалась на них и думала: «Какие они нарядные, красивые! К ним непременно прилетит в гости прелестная певунья-птичка! Слава богу, что я стою так близко - увижу все, налюбуюсь вдоволь!»

Вдруг раздалось: «Квир-квир-вит!»- и жаворонок спустился... не в сад, к пионам и тюльпанам, а прямехонько в травку, к скромной ромашке! Ромашка совсем растерялась от радости и просто не знала, что ей думать, как быть!

Птичка прыгала вокруг ромашки и распевала:

Ах, какая славная, мягкая травка! Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!

Желтое сердечко ромашки и в самом деле сияло, как золотое, а ослепительно белые лепесточки отливали серебром.

Ромашка была так счастлива, так рада, что и сказать нельзя.

Птичка поцеловала ее, спела ей песенку и опять взвилась к синему небу. Прошла добрая четверть часа, пока ромашка опомнилась от такого счастья. Радостно-застенчиво глянула она на пышные цветы - они ведь видели, какое счастье выпало ей на долю; кому же и оценить его, как не им! Но тюльпаны вытянулись, надулись и покраснели с досады, а пионы прямо готовы были лопнуть! Хорошо, что они не умели говорить, досталось бы от них ромашке! Бедняжка сразу поняла, что они не в духе, и от души пожалела об этом.

В это время в садике показалась девушка с острым, блестящим ножом в руке. Она подошла прямо к тюльпанам и пионам и принялась срезать их один за другим.

Ромашка так и ахнула: «Какой ужас! Теперь им конец!»

Срезав цветы, девушка ушла, а ромашка порадовалась, что росла в густой траве, где ее никто не видел и не замечал. Солнышко село, она свернула лепесточки и заснула, по и во сне все видела милую птичку и красное солнышко.

Утром цветочек опять расправил лепестки и протянул их, как дитя ручонки, к светлому солнышку. В ту же минуту послышался голос жаворонка; птичка пела, но как грустно! Бедняжка попалась в западню и сидела теперь в клетке, висевшей у раскрытого окна. Жаворонок пел о свободе, о воздушном просторе неба, о свежей зелени полей, о том, как хорошо и привольно было летать на свободе! Тяжело-тяжело было у бедной птички на сердце - она была в плену!

Ромашке всей душой хотелось помочь пленнице, но чем?

И ромашка забыла и думать о том, как хорошо было вокруг, как славно грело солнышко, как блестели се серебряные лепесточки; ее мучила совесть, что она ничем не может помочь бедной птичке.

Вдруг из садика вышли два мальчугана; у одного из них в руках был такой же большой и острый нож, как тот, которым девушка срезала тюльпаны. Мальчики подошли к ромашке, которая никак не могла понять, что им было тут нужно.

Вот здесь можно вырезать славный кусочек дерна для нашего жаворонка! - сказал один из мальчиков и, глубоко запустив нож, начал вырезать четырехугольный кусок дерна.

Ромашка очутилась как раз в середине его.

Сорвем цветочек, - сказал другой мальчик.

И ромашка затрепетала от страха: если ее сорвут, она умрет, а ей так хотелось жить - теперь она могла ведь попасть к бедному пленнику!

Нет, пусть лучше останется, - сказал первый из мальчиков. - Так красивее.

И ромашка попала в клетку к жаворонку.

Бедняжка громко жаловался на свою неволю, метался и бился о железные прутья клетки. А бедная ромашка не могла утешить его ни словечком. А уж как ей хотелось! Так прошло все утро.

Тут нет воды! - жаловался жаворонок. - Они забыли дать мне напиться, ушли и не оставили мне ни глоточка воды! У меня совсем пересохло в горлышке! Я весь горю, и меня знобит! Ах, как мне тяжело дышать! Мне приходится умирать, расставаться с красным солнышком, со свежей зеленью, со всем миром!

Чтобы хоть сколько-нибудь освежиться, жаворонок глубоко вонзил свой клюв в свежий, прохладный дерн, увидал ромашку, кивнул ей головой и сказал:

И ты завянешь здесь, бедный цветик! Тебя да этот клочок зеленого дерна - вот что они дали мне взамен всего мира!

Каждая травинка должна быть для меня зеленым деревцем, каждый твой лепесточек - благоухающим цветком. Увы! Ты только напоминаешь мне, чего я лишился!

«Ах, чем бы мне утешить его?» - думала ромашка, но не могла шевельнуть ни листочком и только все сильнее и сильнее благоухала.

Жаворонок заметил это и не тронул цветка, хотя повыщипал от жажды всю травку.

Вот и вечер пришел, а никто так и не принес бедной птичке воды. Тогда она распустила свои коротенькие крылышки, судорожно затрепетала ими и еще несколько раз жалобно пропищала:

Пить! Пить!

Потом головка ее склонилась набок, и сердечко разорвалось от тоски и муки.

Ромашка также не могла больше свернуть свои лепесточки и заснуть, как бывало; она была совсем больна и стояла, грустно повесив головку.

Только на другое утро пришли мальчики и, увидав мертвого жаворонка, горько-горько заплакали, потом вырыли ему чудесную могилку и всю изукрасили ее цветами, а самого жаворонка положили в красивую красненькую коробочку - его хотели похоронить по-царски! Бедная птичка! Пока она жила и пела, они забывали о ней, оставили ее умирать в клетке от жажды, а теперь устраивали ей пышные похороны и проливали над ее могилкой горькие слезы!

Дерн с ромашкой был выброшен на пыльную дорогу; никто и не подумал о цветочке, который все-таки больше всех любил бедную птичку и всем сердцем желал ее утешить.

Творческие задания.

1. Все сказки Андерсена имели свой потайной смысл. Как вы думаете, что имел в виду писатель, сочиняя данную сказку?

2. У датского сказочника в жизни было много увлечений, но наиболее любимые - путешествовать по всему миру, рисовать и вырезать ножницами из бумаги затейливые фигурки и сказочные композиции. Попробуем и мы заняться тем же. Мысленно совершим путешествие в замечательную Страну сказок, возьмем в руки цветные карандаши или краски, чистый листок бумаги и создадим замечательную иллюстрацию к своей любимой сказке. Быть может, среди вас найдутся смельчаки, которые при помощи обыкновенных ножниц и сложенного листка могут сотворить сказочное чудо?

Для начинающих несколько полезных советов. Для того чтобы научиться вырезать затейливые фигурки из бумаги, необходимы

две вещи: наличие фантазии и желание творить. Если вы обладаете этими важнейшими качествами, смело беритесь за ножницы!

Итак, начнем с простейших фигурок. Возьмем квадратный листок. Согнем его пополам и карандашом на половинке сложенной вдвое листка нарисуем одну часть, т.е. половинку дерева, любого, какое вам больше всего нравится. Например, пусть это будет дуб. Берем ножницы и вырезаем по контору. Разворачиваем обе половинки и перед нами - дерево. Вновь сворачиваем его, чтобы снова получилась одна половинка и прорезаем в серединке дерева ажурные листочки. Вот и все, чудо-дерево готово!

Таким же образом из бумажного квадрата можно вырезать цветок. Для этого необходимо сложить бумагу втрое: то есть сначала пополам, потом еще пополам и еще раз пополам. Рисуем половинку лепестка, вырезаем но контору. Разворачиваем и любуемся своей работой. Попробуй сотворить несколько цветов, непохожих друг на друга. А может быть лучше устроить соревнование: у кого цветок получится причудливее?

сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Ханс Кристиан Андерсен
Ромашка

Вот послушайте-ка, что я расскажу.

За городом, у самой дороги, стояла дача. Ты, верно, видал её? Перед ней небольшой садик с цветником, а вокруг крашеный деревянный забор.

Неподалёку от дачи, у самой канавки, росла в мягкой зелёной траве крохотная ромашка. Солнечные лучи грели и ласкали её так же, как и роскошные садовые цветы, и наша ромашка росла не по дням, а по часам. В одно прекрасное утро её мелкие ослепительно белые лепестки наконец раскрылись и, словно лучи, окружили жёлтое сердечко посредине. Ромашку ничуть не заботило, что её никто не видит в густой траве и что она такой простой и невзрачный цветок, – нет, она была довольна всем; повернувшись к солнцу, она любовалась им и слушала, как где-то высоко-высоко в небе поёт жаворонок.

Ромашка была так счастлива, как в большой праздник, – а был всего только понедельник; все дети сидели в школе и чему-нибудь учились. Наша ромашка тоже сидела на своём зелёном стебельке и училась у ясного солнца и у всего вокруг и думала, как бог всё хорошо устроил. Ромашке казалось, что жаворонок так понятно и красиво поёт о том, что чувствует она сама; и она почти с благоговением смотрела на счастливую пташку, которая летала и пела. Но сама ромашка ничуть не печалилась, что не может ни петь, ни летать. «Я ведь вижу и слышу! – думала она. – Солнце освещает меня, ветерок целует. О, как много мне дано!»

За забором цвело так много важных, гордых цветов, и чем меньше они благоухали, тем больше важничали. Пионы раздувались – им хотелось стать крупнее роз; но дело вовсе не в величине. Пестрее всех были тюльпаны, они отлично знали это и старались держаться возможно прямее, чтобы больше бросаться в глаза. Все они не замечали молоденькой ромашки, росшей по другую сторону забора. Зато ромашка часто заглядывалась на них и думала: «Какие они нарядные, красивые! К ним непременно прилетит в гости прелестная птичка! Слава богу, что я расту так близко и вижу всё это великолепие!» Только она это подумала, «квирревит» – и жаворонок спустился… не в сад к пионам и тюльпанам, а прямо на траву к скромной ромашке! Ромашка так растерялась от радости, что просто не знала, что и думать.

Птичка прыгала вокруг ромашки и распевала: «Ах, какая мягкая травка! Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!»

Жёлтое сердечко ромашки и в самом деле сияло, как золото, а ослепительно белые лепестки отливали серебром.

Ромашка была так счастлива, так рада, что и сказать нельзя. Птичка поцеловала её, спела ей песенку и опять взвилась в синее небо. Прошла добрая четверть часа, пока ромашка пришла в себя. Сконфуженная, но в душе очень довольная, взглянула она на цветы в саду, – они ведь видели, какое счастье и какая честь выпали ей на долю, кому же и оценить это, как не им! Но тюльпаны ещё больше заважничали и, обиженные, покраснели с досады, а толстоголовые пионы надулись. Хорошо, что они не умели говорить, – досталось бы от них ромашке. Бедняжка сразу поняла, что они не в духе, и от души пожалела их.

В это время в садике показалась девушка с острым, блестящим ножом в руках. Она подошла прямо к тюльпанам и принялась срезать их один за другим. Ромашка ахнула: «Какой ужас! Теперь им конец!» Срезав цветы, девушка ушла, а ромашка порадовалась, что растёт за забором в траве, где её никто не видит. Она поблагодарила судьбу, а когда солнце село, свернула лепесточки, заснула и всю ночь видела во сне солнце и маленькую птичку.

Утром, когда ромашка опять расправила лепестки и протянула их, словно руки, навстречу воздуху и свету, она узнала голос жаворонка: птичка пела – но как грустно! Бедняжка попалась в западню и сидела теперь в клетке, висевшей у раскрытого окна. Жаворонок пел о том, как отрадно летать на свободе, над свежей зеленью полей, о том, как хорошо и привольно было ему подниматься ввысь на своих крыльях. Тяжело, тяжело было у бедной птички на сердце, – она была в плену.

Ромашке всей душой хотелось помочь пленнице, но как это сделать? И она совсем перестала замечать, как хорошо вокруг, как греет солнце, как блестят её белые лепестки; она думала только о бедной птичке и о том, что ничем не может ей помочь.

Вдруг из садика вышли два мальчугана; у одного из них в руках был такой же большой и острый нож, как тот, которым девушка срезала тюльпаны. Мальчики подошли прямо к ромашке, которая никак не могла понять, что им было тут нужно.

– Вот здесь можно вырезать славный кусочек дёрна для нашего жаворонка! – сказал один из мальчиков и, глубоко запустив нож, начал вырезать четырёхугольный кусок дёрна; ромашка очутилась как раз в середине его.

– Сорви цветок! – сказал другой мальчик; и ромашка затрепетала от страха: если её сорвут, она умрёт, а ей так хотелось жить, чтобы попасть в клетку к бедному пленнику!

– Нет, лучше оставь, – сказал первый из мальчиков. – Так красивее.

И ромашка попала в клетку к жаворонку.

Бедняжка громко жаловался на свою неволю, метался и бился о железные прутья клетки. Бедная ромашка не умела говорить, не могла утешить его ни одним словом, хоть ей очень этого хотелось! Так прошло всё утро.

– Тут нет воды, – жаловался жаворонок. – Они забыли дать мне напиться. У меня пересохло в горле. Я весь горю, и меня знобит. Ах, мне тяжело дышать! Я должен умереть, расстаться с солнечным светом, со свежей зеленью, со всем божьим миром!

Чтобы хоть сколько-нибудь освежиться, жаворонок глубоко вонзил свой клюв в свежий, прохладный дёрн; тут он увидел ромашку, кивнул ей, поцеловал её и сказал:

– И ты завянешь здесь, бедный цветик! Взамен всего мира, которым я владел на воле, они дали мне тебя да этот клочок зелёного дёрна. Каждая травинка должна быть для меня зелёным деревцем, каждый твой лепесточек – благоухающим цветком! Увы! Вы все только напоминаете мне, чего я лишился!

«Ах, чем бы мне утешить его!» – думала ромашка, но не могла шевельнуть ни одним листочком, зато её нежные лепестки благоухали гораздо сильнее, чем обычно. Это заметил и жаворонок и, хотя он изнемогал от жажды, не тронул ромашки, а только выщипал всю траву.

Вот и вечер пришёл, а никто так и не принёс воды бедной птичке. Тогда она распустила свои красивые крылышки, судорожно затрепетала ими и ещё несколько раз жалобно пропищала:

– Пить! Пить!

Потом головка ее склонилась набок и сердечко разорвалось от тоски и муки.

Ромашка не могла свернуть своих лепестков и заснуть, как накануне: она поникла, грустная и больная, и склонилась к земле.

Только на другое утро пришли мальчики и, увидав мёртвого жаворонка, горько-горько заплакали, потом вырыли ему могилку и всю её украсили цветами, а мёртвого жаворонка положили в красивую красную коробочку – его хотели похоронить по-царски. Бедная птичка! Пока она жила и пела, они забывали о ней – посадили её в клетку и заставили страдать от жажды, – а теперь устраивали ей пышные похороны и проливали над ней горькие слезы!

Дёрн с ромашкой был выброшен на пыльную дорогу; никто и не подумал о той, которая всё-таки больше всех любила бедного жаворонка и всем сердцем желала утешить его.

Ганс Христиан Андерсен

Вот послушайте-ка!

За городом, у самой дороги, стояла дача. Вы, верно, видели ее? Перед ней еще небольшой садик, обнесенный крашеною деревянною решеткой.

Неподалеку от дачи, у самой канавы, росла в мягкой зеленой траве ромашка. Солнечные лучи грели и ласкали ее наравне с роскошными цветами, которые цвели в саду перед дачей, и наша ромашка росла не по дням, а по часам. В одно прекрасное утро она распустилась совсем - желтое, круглое, как солнышко, сердечко ее было окружено сиянием ослепительно белых мелких лучей-лепестков. Ромашку ничуть не заботило, что она такой бедненький, простенький цветочек, которого никто не видит и не замечает в густой траве; нет, она была довольна всем, жадно тянулась к солнцу, любовалась им и слушала, как поет где-то высоко- высоко в небе жаворонок.

Ромашка была так весела и счастлива, точно сегодня было воскресенье, а на самом- то деле был всего только понедельник; все дети смирно сидели на школьных скамейках и учились у своих наставников; наша ромашка тоже смирно сидела на своем стебельке и училась у ясного солнышка и у всей окружающей природы, училась познавать благость божью. Ромашка слушала пение жаворонка, и ей казалось, что в его громких, звучных песнях звучит как раз то, что таится у нее на сердце; поэтому ромашка смотрела на счастливую порхающую певунью птичку с каким-то особым почтением, но ничуть не завидовала ей и не печалилась, что сама не может ни летать, ни петь. "Я ведь вижу и слышу все! - думала она. Солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как я счастлива!"

В садике цвело множество пышных, гордых цветов, и чем меньше они благоухали, тем больше важничали. Пионы так и раздували щеки - им все хотелось стать побольше роз; да разве в величине дело? Пестрее, наряднее тюльпанов никого не было, они отлично знали это и старались держаться возможно прямее, чтобы больше бросаться в глаза. Никто из гордых цветов не замечал маленькой ромашки, росшей где-то у канавы. Зато ромашка часто заглядывалась на них и думала "Какие они нарядные, красивые! К ним непременно прилетит в гости прелестная певунья птичка! Слава богу, что я расту так близко - увижу все, налюбуюсь вдоволь!" Вдруг раздалось "квир-квир-вит!", и жаворонок спустился... не в сад к пионам и тюльпанам, а прямехонько в траву, к скромной ромашке! Ромашка совсем растерялась от радости и просто не знала, что ей думать, как быть!

Птичка прыгала вокруг ромашки и распевала. "Ах, какая славная мягкая травка! Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!"

Желтое сердечко ромашки и в самом деле сияло, как золотое, а ослепительно белые лепестки отливали серебром.

Ромашка была так счастлива, так рада, что и сказать нельзя. Птичка поцеловала ее, спела ей песенку и опять взвилась к синему небу. Прошла добрая четверть часа, пока ромашка опомнилась от такого счастья. Радостно-застенчиво глянула она на пышные цветы - они ведь видели, какое счастье выпало ей на долю, кому же и оценить его, как не им! Но тюльпаны вытянулись, надулись и покраснели с досады, а пионы прямо готовы были лопнуть! Хорошо, что они не умели говорить - досталось бы от них ромашке" Бедняжка сразу поняла, что они не в духе, и очень огорчилась.

В это время в садике показалась девушка с острым блестящим ножом в руках. Она подошла прямо к тюльпанам и принялась срезать их один за другим. Ромашка так и ахнула. "Какой ужас! Теперь им конец!" Срезав цветы, девушка ушла, а ромашка порадовалась, что росла в густой траве, где ее никто не видел и не замечал. Солнце село, она свернула лепестки и заснула, но и во сне все видела милую птичку и красное солнышко.

Утром цветок опять расправил лепестки и протянул их, как дитя ручонки, к светлому солнышку. В ту же минуту послышался голос жаворонка; птичка пела, но как грустно! Бедняжка попалась в западню и сидела теперь в клетке, висевшей у раскрытого окна. Жаворонок пел о просторе неба, о свежей зелени полей, о том, как хорошо и привольно было летать на свободе! Тяжело-тяжело было у бедной птички на сердце - она была в плену!

Ромашке всей душой хотелось помочь пленнице, но чем? И ромашка забыла и думать о том, как хорошо было вокруг, как славно грело солнышко, как блестели ее серебряные лепестки; ее мучила мысль, что она ничем не могла помочь бедной птичке.

Вдруг из садика вышли два мальчугана; у одного из них в руках был такой же большой и острый нож, как тот, которым девушка срезала тюльпаны. Мальчики подошли прямо к ромашке, которая никак не могла понять, что им было тут нужно.

Вот здесь можно вырезать славный кусок дерна для нашего жаворонка! - сказал один из мальчиков и, глубоко запустив нож в землю, начал вырезать четырехугольный кусок дерна; ромашка очутилась как раз в середине его.

Давай вырвем цветок! - сказал другой мальчик, и ромашка затрепетала от страха: если ее сорвут, она умрет, а ей так хотелось жить! Теперь она могла ведь попасть к бедному пленнику!

Нет, пусть лучше останется! - сказал первый из мальчиков. - Так красивее!

И ромашка попала в клетку к жаворонку. Бедняжка громко жаловался на свою неволю, метался и бился о железные прутья клетки. А бедная ромашка не умела говорить и не могла утешить его ни словечком. А уж как ей хотелось! Так прошло все утро.

Тут нет воды! - жаловался жаворонок. - Они забыли дать мне напиться, ушли и не оставили мне ни глоточка воды! У меня совсем пересохло в горлышке! Я весь горю, и меня знобит! Здесь такая духота! Ах, я умру, не видать мне больше ни красного солнышка, ни свежей зелени, ни всего божьего мира!

Чтобы хоть сколько-нибудь освежиться, жаворонок глубоко вонзил клюв в свежий, прохладный дерн, увидал ромашку, кивнул ей головой, поцеловал и сказал:

И ты завянешь здесь, бедный цветок! Тебя да этот клочок зеленого дерна - вот что они дали мне взамен всего мира! Каждая травинка должна быть для меня теперь зеленым деревом, каждый твой лепесток - благоухающим цветком. Увы! Ты только напоминаешь мне, чего я лишился!

"Ах, чем бы мне утешить его!" - думала ромашка, но не могла шевельнуть ни листочком и только все сильнее и сильнее благоухала. Жаворонок заметил это и не тронул цветка, хотя повыщипал от жажды всю траву.

Урок литературного чтения в 3 «Г» классе

Тема: «Светлый и чудесный мир благородства.

Сказка Г.Х. Андерсена « Ромашка».

Цели:

Знание: знать содержание сказки,знать факты биографии Х.К.Андерсена, как рождается сказка, что сказка – это отражение жизни.

Понимание: осознавать христианские заповеди, воспетые в сказке, проводить аналогии между характерами цветов и людей.

Применение: принятие общечеловеческих ценностей, выработка собственной позиции по нравственным вопросам сказки.

Анализ: анализировать текст сказки по поставленным вопросам

Синтез: продумать и создать презентации проектов групп

Оценка: оценить значение сказки для жизни, сделать личные выводы.

Ход урока.

«Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни.

Все, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее»

Г.Х. Андерсен.

1. Организационный момент. Дыхательная гимнастика – глубокий вдох «Супер релакс»

остановить

В казахском народе говорят: «Гул - омір көркі» Слайд 1

Как переводятся эти слова? «Цветы – украшение жизни».

Закройте глаза и постарайтесь перенестись на цветочную поляну.

2.Мотивация учебной деятельности.

Продолжение супер релакс - музыка

Давным - давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет,…эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро чуть вставало солнце и вода в колодце становилась лёгкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхо да свои пока еще маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если хоть одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Но, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого заката солнца. А сказки росли, росли…пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начали шептать: «Пора, пора, мой добрый сказочник»! И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай.

(О. Дриз)

Почему так старался сказочник, работая в своём саду?

Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему?

(Предположения детей. В первую очередь вспоминается Г.Х. Андерсен- он называл родной остров Фюн «садом всего Датского королевства»)

Слайд 2

Перед вами портрет поэта, лучшего в мире сказочника, обаятельного чудака, чистосердечного ребёнка, вдохновенного импровизатора, народного певца - Г.Х Андерсена.

Слайд 3

«Сказки скрываются в мыслях, подобно семени, которому нужен только свежий ветерок, солнечный луч, капля росы, чтобы произрасти, и они становятся цветами» Г. Х. Андерсен

3. Актуализация знаний.Проверка домашнего задания.

1) -Что знаете об Г. Андерсене?

(- Родился в семье прачки и сапожника в Дании, в г. Оденсе 2 апреля 1805 года. В настоящее время этот день объявлен Международным днём книги)

В какой семье рос Андерсен? (Был единственным ребёнком в семье, рос в бедности).

Любил ли он шалить? (Его никогда не наказывали).

О чем мечтал Андерсен? (Мечтал обо всём, что могло прийти в голову).

Кем работал Андерсен? (Был и башмачником, и певцом, занимался танцами).

О какой профессии сына мечтали его родители? (Родители мечтали, чтобы в будущем он стал портным.)

Когда Андерсен начал самостоятельную жизнь? (В 14 лет потерял отца, уехал в Копенгаген).

Кто рассказал первые сказки Андерсену? (Первые сказки услышал от отца.)

Кто был первым слушателем сказок Андерсена? (Придуманные собственные сказки рассказывал старому коту Карлу, который часто засыпал, не дослушав самую интересную сказку)

А вам знакомы сказки этого писателя? - Какие сказки вам запомнились? Мы сейчас проверим.

2) Кроссворд по сказкам Г.Х. Андерсена. (читают дети в группах) Слайд 5

1.Героиня сказки, которая из-за любви к принцу превратилась в морскую пену

(Русалочка)

2.Замечательная певчая птица, по её имени названа сказка. (Соловей)

3.Как звали очень маленькую героиню? (Дюймовочка)

4.Имя мальчика, который умчался в царство льда к Снежной Королеве?(Кай)

5.Этот предмет лежит у меня в шкатулке, он помог принцессе стать женой принца и мешал спать на мягкой постельке (Горошина)

6.Он был с одной ногой, т.к его отливали из олова последним, но он стоял на ней так же твёрдо, как другие на двух и оказался самым замечательным из всех. (Солдатик) 7. Из чего вязала Элиза рубашки для своих братьев? (Крапива)

Молодцы!

Какую особенность сказок Андерсена вы заметили?

(Они интересные, чистые, поэтические, светлые, обычное делают необыкновенным, они ироничны, мудры. Серьёзны, в них есть намёк, но его надо понять)

3)Рождение сказок в душе автора . Слайд 6

Ребята, а как вы думаете, как рождалиь сказки в душе Андерсена?

(В результате рассуждений учащихся появляется схема) слайд

Сказки

фантазия перевод из народных сказок из жизни автора

4.Постановка темы и задач урока. Слайд 7

- В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. С детства любил Андерсен наблюдать жизнь растений. Сам писал: «Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый цветок говорят: «Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни. Всё, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее. И стоит мне захотеть, как у меня тот час же появляются истории».

Обращение к эпиграфу: «Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас!»

Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других.

Видимо, так и появилась сказка, которую мы прочитаем и проанализируем. Посмотрите на ключевое

слово по вертикали в кроссворде

(Ромашка). Слайд 8

6.Проектная деятельность .

Кто главный герой сказки?

Почему именно о ней написана сказка, а не о тех пышных и важных цветах?

(Не смотря, на свою короткую и скромную жизнь она была счастлива .)

А вы знаете, для чего придумывают сказки? Для того чтобы радовать, дарить счастье. Ученые доказали, что сказки сотканы из того же вещества, что и добрые сны. Потому что сердце человека так устроено, нам хочется чтобы зло было наказано, а добро победило и все были счастливы.

СЧАСТЬЕ – кластер на доске

Цель урока:

Нам предстоит исследовать произведение и разобраться в том, что же такое счастье? Что хотел Андерсен пробудить в наших сердцах своей сказкой?

Работа в группах.

1 группа

Тема: «Счастье – это жизнь»

Цель: исследовать 1 часть сказки и выяснить, почему ромашка считала себя счастливой, хоть и росла у самой канавы и никто ее не замечал.

Гипотеза: возможно счастье не зависит от богатого окружения.

Презентация: фильм «Ромашка», созданный ребятами группы из картинок - озвучивание под музыку, выразительное чтение:

1. У самой канавы, в мягкой зеленой траве росла ромашка. Солнечные лучи грели и ласкали ее наравне с роскошными цветами, которые цвели в саду перед дачей, и наша ромашка росла не по дням, а по часам. В одно прекрасное утро она распустилась совсем - желтое, круглое, как

солнышко, сердечко ее было окружено сиянием ослепительно белых мелких лучей-лепестков.

2. Ромашку ничуть не заботило, что она такой бедненький, простенький цветочек, которого никто не видит и не замечает в густой траве; нет, она была довольна всем, жадно тянулась к солнцу, любовалась им и слушала, как поет где-то высоко - высоко в небе жаворонок.

3. Ромашка была так весела и счастлива, точно сегодня было воскресенье, а на самом-то деле был всего только понедельник; все дети смирно сидели на школьных скамейках и учились у своих наставников; наша ромашка тоже смирно сидела на своем стебельке и училась у ясного солнышка и у всей окружающей природы, училась познавать благость божью.

4. Ромашка слушала пение жаворонка, и ей казалось, что в его громких, звучных песнях звучит как раз то, что таится у нее на сердце; поэтому ромашка смотрела на счастливую порхающую

певунью птичку с каким-то особым почтением, но ничуть не завидовала ей и не печалилась, что сама не может ни летать, ни петь. "Я ведь вижу и слышу все!- думала она. - Солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как я счастлива!"

5-6

Вывод: Счастье – не завидовать, не грустить, если у вас чего-то нет, надо радоваться каждому новому дню, радоваться, что ты живешь. Значит счастье – это жизнь. (на доску в кластер – «жизнь»)

"Чудеснейшая из сказок это жизнь..." Г.Х Андерсен

Физминутка «Ромашка» для глаз

2 группа

Тема: «Счастье – это красота»

Цель: исследовать 2 часть сказки и определить, красота - это обязательное условие для счастья.

Гипотеза: нужно быть красивым и тогда все будут тебя любить, и ты будешь счастлив.

Презентация: инсценировка, автор читает, «цветы» - показывают мимикой

В садике цвело множество пышных, гордых цветов, и чем меньше они благоухали, тем больше важничали. Пионы так и раздували щеки - им все хотелось стать побольше роз; да разве в величине дело? Пестрее, наряднее тюльпанов никого не было, они отлично знали это и старались держаться возможно прямее, чтобы больше бросаться в глаза. Никто из гордых цветов не

замечал маленькой ромашки, росшей где-то у канавы. Зато ромашка часто заглядывалась на них и думала

Птичка: "Какие они нарядные, красивые! К ним непременно прилетит в гости прелестная певунья птичка! Слава богу, что я расту так близко - увижу все, налюбуюсь вдоволь!"

Вдруг раздалось:

Птичка: "квир-квир-вит!",

и жаворонок спустился... не в сад к пионам и тюльпанам, а прямехонько в траву, к скромной ромашке! Ромашка совсем растерялась от радости и просто не знала, что ей думать, как быть!

Птичка прыгала вокруг ромашки и распевала.

Птичка: "Ах, какая славная мягкая травка! Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!"

Желтое сердечко ромашки и в самом деле сияло, как золотое, а ослепительно белые лепестки отливали серебром. Ромашка была так счастлива, так рада, что и сказать нельзя. Птичка поцеловала ее, спела ей песенку и опять взвилась к синему небу. Прошла добрая четверть часа, пока ромашка опомнилась от такого счастья. Радостно-застенчиво глянула она на пышные цветы - они ведь видели, какое счастье выпало ей на долю, кому же и оценить его, как не им! Но тюльпаны вытянулись, надулись и покраснели с досады, а пионы прямо готовы были лопнуть! Хорошо, что они не умели говорить - досталось бы от них ромашке. Бедняжка сразу поняла (цветы показывают свое презрение ромашке) , что они не в духе, и очень огорчилась.

Вывод: Красота души ценнее красоты внешней, «золотое сердце» приносит счастье. Счастье – это красота души. (на доску в кластер – «красота души»)

3 группа

Тема: «Счастье – это любовь, забота»

Цель: исследовать 3 часть сказки и выяснить делает ли любовь и забота человека счастливым

Гипотеза: возможно, когда кого-то любишь, о ком-то заботишься, это только напрягает, от этого устаешь. Лучше, когда любят тебя и заботятся о тебе.

Презентация: творческий пересказ от лица Ромашки

Утром я опять расправила лепестки и протянула их, как дитя ручонки, к светлому солнышку. В ту же минуту я услышала голос моего любимого жаворонка; он пел, но так грустно! Бедняжка попался в западню и сидел теперь в клетке, висевшей у раскрытого окна. Он пел о просторе неба, о свежей зелени полей, о том, как хорошо и привольно было летать на свободе! Тяжело-тяжело было у моего любимого на сердце - он была в плену!

Мне всей душой хотелось помочь пленнику, но чем? И я забыла и думать о том, как хорошо было вокруг, как славно грело солнышко, как блестели мои серебряные лепестки; меня мучила мысль, что я ничем не могла помочь бедной птичке.

Вывод: когда любишь, то поступать по - другому просто не можешь, чувствуешь, что необходимо помочь, и если поможешь тебе так хорошо, спокойно, радостно. Значит, счастье – любить. (на доску в кластер – «любовь»)

4 группа

Тема: «Счастье – это добро»

Цель: исследовать 4 часть и выяснить, можно ли быть счастливым, не понимая, что твои поступки приносят страдания другим.

Гипотеза: Иногда, наши добрые поступки оказываются очень жестокими. Но нас это не касается.

Презентация: диафильм – иллюстрации к отрывку 6,8,9,10 крепят к кадрам диафильма + Диалог жаворонка и ромашки.

Жаворонок: - Тут нет воды! Они забыли дать мне напиться, ушли и не оставили мне ни глоточка воды! У меня совсем пересохло в горлышке! Я весь горю, и меня знобит! Здесь такая духота! Ах, я умру, не видать мне больше ни красного солнышка, ни свежей зелени, ни всего божьего мира! И ты завянешь здесь, бедный цветок! Тебя да этот клочок зеленого дерна - вот что они дали мне взамен всего мира! Каждая травинка должна быть для меня теперь зеленым деревом, каждый твой лепесток - благоухающим цветком. Увы! Ты только напоминаешь мне, чего я лишился!

Ромашка: - Ах, чем бы мне утешить его. Я не могу шевельнуть ни листочком.

Жаворонок: - Пить! Пить!

Ромашка: Бедный жаворонок! Пока ты жил и пел, все забывали о тебе, оставили умирать в клетке от жажды, а теперь устроили пышные похороны и проливают над твоей могилкой горькие слезы! А я выброшена на пыльную дорогу; никто и не подумал обо мне, а я больше всех любила бедную птичку и всем сердцем желала ее утешить.

Вывод: мальчишки решили, что жаворонок красиво поет, и посадили его в клетку, что бы он развлекал их своим пением, а ромашкой украсили клетку – кажется, что ничего плохого в этом нет. Они не думали, как себя чувствуют пленники. Они забыли о них. Очень часто мы совершаем поступки, которые нам кажутся совершенно безобидными, не задумываясь о необратимых последствиях, о страданиях других. Надо поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Значит счастье – это доброта и ответственность.

9.Итог.

Давайте ещё раз вспомним строчки, где жаворонок описывает ромашку.

« Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!»

Как вы думаете, что значит с «золотым сердечком»?

(С одной стороны это цвет, с другой - качество характера - доброе сердечко)

Что же хотел донести до нас автор?

(Андерсен хотел, чтобы ромашка была примером для всех, чтобы люди стремились быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми, а не такими, как синьоры цветы, и жестокие мальчишки, чтобы « ромашка была для каждого из нас светлым и чудесным миром благородства и счастья »

Песня «Что такое счастье» Э. Хиль караоке

10.Заключение.

- Заканчивается наш урок, и мне хотелось, чтобы у нас в классе распустилась ещё одна благородная ромашка. Давайте на лепестках ромашки напишем то главное, что вы увидели, почувствовали в сказках Андерсена. Первый лепесток, с вашего позволения, заполню я и напишу: «Сказки Андерсена утверждают светлый и чудесный мир благородства».

На серединках ромашек:

дети пишут на полосках белых, которые приклеивают к серединке ромашки

Сказки Андерсена учат….

Сказки заставляют задуматься….

В сказках Андерсена живут…

(Звучит музыка. Ученики пишут, читают написанное. Склеивают ромашку).

Сегодняшний урок хочется закончить такими словами:

«Поймала я бабочку – она погибла,

сорвала я цветок – он увял,

и тогда стало понятно –

к красоте можно прикоснуться лишь сердцем».

Пусть радостью, добром, благородством светятся ваши сердца. Будьте счастливы.

11. Домашнее задание. (творческого характера).

По выбору:

    Составить и написать письмо людям от имени птицы, цветка. (Советы птицы или цветка)

    Придумать другой конец сказки.

Спасибо вам за урок!