Эсминец деринг. Драконы на службе Её Величества. фотографии эсминца «HMS Daring»

Тактико-технические характеристики

Тип «Дэринг» (Daring)
Водоизмещение: 2830 т. стандартное, 3580 т. полное.
Размерения: длина 118,8 м., ширина 13,1 м, осадка 4,1 м..
ЭУ: двухвальная паротурбиная мощностью 54 000 л. с. с двухступенчатым ТЗА.
Скорость хода: 34,75 уз.
Дальность плавания: 3450 миль при 20 уз.
Вооружение: три спаренных 114-мм АУ Mk III, две-шестъ 40-мм зенитных АУ «Бофорс», трехствольный бомбомет «Скуид».
РЭВ: РЛС - ОВЦ/целеуказания типа 293, навигационная, две-три управления стрельбой (одна типа 903 для 114-мм АУ и одна-две типа 262 для 40-мм АУ); две подкильные ГАС - поисковая типа 174/177 и управления стрельбой из бомбомет типа 170.
Экипаж: 297-330 человек.

Восемь эсминцев типа «Дэринг» стали первыми кораблями этого класса, построенными в Великобритании после Второй мировой войны, хотя разрабатывались они уже в конце этой войны. В конструкции этих эсминцев был отражен весь опыт, накопленный ВМС Великобритании за шесть долгих лет войны, хотя присутствовал и отход от традиций в том, что они были крупнее и обладали более высокими возможностями по сравнению с остальными британскими эсминцам, за исключением почти что современников типа «Бэттл». Несмотря на то что в других странах корабли таких размеров считались эсминцами, Адмиралтейство в 1953 году решило, что корабли этого типа на самом деле являются легкими крейсерами, а не большими эсминцами.

Эти эсминцы были заложены в период с декабря 1945 по июль 1948 года, спущены на воду в 1949-1952 годах и переданы флоту между февралем 1952-го и мартом 1954 года. Корабли строились на семи верфях и делятся на две группы. «Дэйнти», «Дэринг», «Дефендер» (бывший «Догстар») и «Дилайт» (бывший «Дисдейн» и «Ипр») имели бортовое питание напряжением 220 В. постоянного тока, а «Дикой» (бывший «Дрэгон»), «Даймонд», «Диана» (бывший «Друид») и «Дачис» - 440 В переменного тока, которое позднее стало стандартом в ВМС Великобритании.
Начиная с 1963 года эти эсминцы прошли модернизацию. Кормовой 533-мм пятитрубный ТА к тому времени был уже снят, а теперь были демонтированы еще один такой же ТА и зенитные АУ с наведением по РЯС (каждая из двух 40-мм пушек «Бофорс») на крыльях мостика, Автомат стрельбы Mk 6М был заменен на MRS3, а на четырех кораблях с бортовой сетью постоянного тока были установлены две более надежные спаренные зенитные 40-мм АУ Mk 5 «Бофорс». Корабли с сетью переменного тока получили одноорудийные 40-мм АУ Mk 7 «Бофорс».



В 1963 году на эсминце «Дикой» за второй трубой была установлена ПУ с четырьмя направляющими для ЗУР ближнего действия «Си Кэт». Для управления стрельбой этими ракетами использовалась БИУС MRS8 (Medium-Range System Mk 8) с радиолокационным управлением, которая была создана на основе системы управления огнем CRBF (Close-Range Blind Fire) с заменой баллистических вычислителей компьютером. Испытания этой системы прошли успешно, но Адмиралтейство решило не ставить ее на корабли типа «Дэринг», поэтому ПУ ЗУР и БИУС с РЯС были демонтированы.
Некоторое время после постройки у эсминцев «Диана» и «Дэринг» был отличный от других кораблей кожух кормовой дымовой трубы. Это было сделано по личной просьбе адмирала лорда Маунтбэттена и значительно улучшало внешний вид кораблей. Однако кожух ограничивал сектора обстрела кормовых зенитных АУ, поэтому через несколько лет на этих эсминцах установили стандартный для всех кораблей серии кожух.
Корабли этого типа несли службу во многих районах Мирового океана, где присутствовал британский флот. Но к тому времени бурное развитие новых технологий привело к быстрому росту боевых возможностей надводных кораблей, и даже на более крупных кораблях, чем эсминцы типа «Дэринг», не хватало места для установки новых видов оружия и радиоэлектронной аппаратуры.

В 1964 году «Дачис» был передан ВМС Австралии для замены ЭМ «Вояджер» (головной корабль в серии из четырех на основе кораблей типа «Дэринг»), затонувшего в результате столкновения с авианосцем «Мельбурн», и сохранил свое название до момента вывода из боевого состава флота в 1979 году. В 1970 году эсминцы «Дикой» и «Диана» были проданы Перу и стали называться «Ферре» и «Паласьос» В 1975 году они были оборудованы вертолетной площадкой. Первый из них до сих пор находится в строю, а второй был выведен из состава флота в 1993 году. Вооружение ЭМ «Ферре», оснащенного усовершенствованной РЛС, включает шесть 114-мм АУ, две спаренных 40-мм АУ «Бреда» (пушки «Бофорс») с РЛС управлением стрельбой и возможность установки до восьми ПКР ММ.38 «Экзосет». Эсминец «Даймонд» с 1971 по 1980 год служил учебным судном. Остальные британские эсминцы этого типа были исключены из состава флота в начале 1970-х годов.

Британцы взяли да и построили. Корабль у них, правда, не столь революционный, зато разумная доля консерватизма, позволила получить им нормальную цену, и соответственно строить эти корабли, что называется, без особых проблем.

По плану должно было быть построено шесть кораблей этого класса. Хотя изначально контракт заключали на 12 судов. В 2004 году этот заказ был урезан до 8, ну а в 2006 вообще до 6-и. Войти в состав флота все эти суда должны до 2014 года.

Генеральным подрядчиком на проектирование и строительство этих кораблей является компания BAE Systems Marine AS. Строительство их ведётся на Скотсаундской верфи, принадлежащей компании. В Портсмуте строят носовые секции и мачты.

Строительство первого судна HMS Daring (бортовой номер D32), было начато в марте 2003 года, 1 февраля 2006 года в Скотсаунде он был спущен на воду. А в июле 2007 года были начаты ходовые испытания судна. Судно завершило программу испытаний подрядчика в сентябре 2008 года. И в декабре 2008 года судно была официально передано Министерству обороны Великобритании. В январе 2009 судно прибыло на базу ВМФ в Портсмут для дальнейших испытаний. Летом 2009 года корабль введён в эксплуатацию.

Строительство второго эсминца, HMS Dauntless (Неустрашимый) (D33), было начато в августе 2004 года, и в 23 января 2007 он был спущен на воду. Судно начало ходовые испытания в ноябре 2008 года, и должно вступить в строй в 2010 году. Строительстово HMS Diamond (Dпо плану должен вступить в строй в 2011 году. Строительство HMS Dragon (D 35) было начато только в ноябре 2008 года.. Другие суда, HMS Defender (D36), и HMS Duncan (D37) пока не заложены.

Как я писал в своей статье посвящённой фрегатам ПВО Horizon , Британия в 1999 году отказалась от участия в этой программе. Однако многие элементы из этой программы применены при строительстве этих эсминцев.

Итак, эсминцы имеют длину - 152,4 м, ширину - 21,2 метра, и водоизмещением в районе 7000 тонн.

Как понятно из названия, основной задачей эсминцев этого класса является защита флота от нападения с воздуха. Исходя из задачи основным оружием эсминца является зенитно-ракетная система PAAMS с пусковой установкой Sylver. Особенностью этой системы является то, что она способна защищать суда как от отдельно летящих ракет, так и от ракет выпущенных залпом. Эта система использует ракеты Aster 15 и Aster 30 (такие же используют и фрегаты Оризон). Скорость этих ракет почти 4 Маха и радиус действия до 80 км. Эти ракеты будут запускаться из вертикальных пусковых шахт. На судне так же будут размещаться крылатые ракеты Томагавк. А в будущем планируется установка ЗРК для борьбы с баллистическими ракетами.

По плану на корабле будет базироваться один вертолёт Lynx HMA.8, который будет вооружаться торпедами Stingray.

Из артиллерии корабль оснащён одной 114 мм пушкой Мк-8 и двумя 30 мм универсальными скорострелками.

Для дальнего поиска и предупреждения будет использована система Insyte BAE Systems / Thales S1850M. Так же для противоторпедной обороны на судне будет установлена система SSTD. Система будет обеспечивать автоматическое предупреждение о торпедной атаке и давать тактические советы по маневрам и развертыванию ложных целей, чтобы предотвратить эту угрозу.

Эсминцы Типа 45 будет оснащен двумя передовыми газотурбинными двигателями WR-21 с промежуточным охладителем и рекуперативным (МГП) теплообменником, которые обеспечивают значительную экономию топлива и места на корабле. Рекуператор восстанавливает энергию работая от выхлопных газов что повышает эффективность использования топлива. Каждый двигатель будет иметь мощность 25 МВт. Они будут построены совместным предприятием компаний Rolls-Royce и Northrop Grumman. С этими моторами корабль развиваетмаксимальную скорость - 27 узлов. Экипаж корабля 190 человек. Так же на эсминце предусмотрено 45 дополнительных мест для размещения морских пехотинцев и бойцов отрядов специального назначения. Источник - сайт

Легендарный британский пират Сэр Фрэнсис Дрейк утверждал, что лучшая эмблема для боевого корабля – прибитый к форштевню труп врага. Форштевень нового британского корабля HMS Dragon украшает не менее символичный знак – красный валлийский дракон. Национальный герб Уэльса. Символ неприкосновенности и безопасности охраняемого объекта. Неусыпный страж, день и ночь стерегущий вверенные ему сокровища.


Средневековая мистика удивительным образом сплетается с современными технологиями. «Всевидящий магический кристалл» приобрел черты трехкоординатного радара с активной ФАР, способного на дистанции 100 км разглядеть альбатроса. А «стрелы Робин Гуда», пролетев сквозь семь столетий, превратились в 48 зенитных ракет семейства Aster, без промаха бьющих на 120 километров.

HMS Dragon – четвертый корабль в серии из шести эскадренных миноносцев Королевских ВМС Великобритании, принадлежащих к типу «Дэринг» (Daring, Dauntless, Diamond, Dragon, Defender, Duncan). Специализированные эсминцы ПВО, «заточенные» под обеспечение защиты корабельных соединений от любых средств воздушного нападения в прибрежной зоне, в открытых морских районах и на просторах Мирового океана.


Дыхание Дракона


Корни эсминцев «Дэринг» (также встречается обозначение «тип 45» или «тип D») уходят в 1990-е годы, когда европейские страны задумали создать собственный боевой корабль нового поколения, ничуть не уступающий американских эсминцам УРО типа «Орли Берк». Результатом совместной англо-франко-итальянской программы CNGF (common new generation frigate) стало появление фрегатов-переростков типа «Горизонт» (приняты на вооружение ВМС Италии и Франции), а также их более совершенной версии – британских эсминцев ПВО типа «Дэринг».

Замысел определенно удался: благодаря своей совершенной конструкции и сверхсовременной «начинке», «Дэринги» и «Горизонты» по ряду важнейших характеристик превзошли американские Иджис-эсминцы. Особенно впечатляюще выглядит «Дэринг»: даже последние модификации американских «Берков» вежливо расступаются при виде британского паладина.

Внешне, «Дэринг» представляет собой типичный современный эсминец полным водоизмещением около 8000 тонн. Чарующие линии надстроек и корпуса. Минимум внешних декоративных элементов лишь подчеркивают стать и благородство «Дэринга», чей облик целиком подчинен технологии «стелс». Подпалубное размещение , установки вертикального запуска ракет, стройные мачты, вертолетный ангар и посадочная площадка на корме…


На этой иллюстрации хорошо чувствуются размеры "Дэринга". Эсминец весьма велик.


Но главные секреты корабля кроются внутри – под блеском начищенных палуб и радиопрозрачными колпаками антенн скрывается НЕЧТО, что бросило вызов всем существующим технологиям и канонам морского боя в формате «поверхность-воздух».

Британские ученые, в сотрудничестве со своими итальянскими и французскими коллегами из MBDA и Thales Group сыграли «ва-банк», сумев создать первую в мире зенитную ракету с полностью автономным наведением на цель, по принципу «выстрелил – и забыл».

Разумеется, это не исключает возможности внешнего управления ракетой: все ЗУР семейства Aster 15/30 оснащены перепрограммируемым автопилотом: на среднем участке траектории с ракетой можно связаться посредством радиоэлектронных средств корабля и скорректировать её полет - вплоть до полной отмены выполнения задания.

Но настоящий фокус происходит на финальном отрезке полета: ракета Aster 15/30 имеет активную головку самонаведения (ГСН).

Все! Больше никаких ограничений и мытарств, связанных с необходимостью внешней подсветки цели – активная ГСН самостоятельно излучает радиоволны и принимает отраженный сигнал. Эсминец «Дэринг» может, как из пулемета, «лупить» по воздушным целям, не задумываясь о количестве находящихся в воздухе ракет и количестве радаров управления огнем на его борту – они ему попросту не нужны.

Зенитная ракета с активной ГСН – настоящий сюрприз для вражеской авиации: напрасно летчик бросает самолет вниз, пытаясь уйти на предельно малую высоту – туда, где его не достанут РЛС подсветки, установленные на борту корабля. Выпущенная ракета Aster-30, невозмутимо последует за нарушителем в любую сторону – увидев своего противника всего один раз, она уже ни за что не отстанет от своей «жертвы».

Великолепные летные характеристики Aster 30, отличная маневренность и высокая скорость полета, достигающая 4,5 скоростей звука, позволяют осуществлять перехват любых аэродинамических целей в диапазоне высот от 5 до 20 000 метров: самолетов, сверхзвуковых крылатых ракет, а также боевых блоков баллистических ракет малой дальности.


Немаленькая игрушка. Длина Aster 30 достигает 5 метров. Стартовая масса 450 кг


4 апреля 2012 года был поставлен очередной рекорд – французский фрегат «Форбин»* смог поразить зенитной ракетой Aster 30 сверхзвуковой дрон GQM-163A Coyote, мчащийся над гребнями волн на скорости 2,5 Маха.
В тот раз GQM-163A Coyote имитировал перспективную российско-индийскую противокорабельную ракету «Брамос». Сообщается, что высота полета дрона составляла всего 15 футов (5 метров) – таким образом, зенитная ракета Aster 30 впервые в мире продемонстрировала реальную возможность перехвата сверхзвуковых целей, идущих на предельно малой высоте.

*D 620 Forbin - фрегат типа «Горизонт». Практически полный аналог «Дэринга», лишь с той разницей, что британский эсминец еще круче и совершеннее

Помимо «дальнобойной» Aster 30 в боекомплект эсминцев входит «короткая» Aster-15, являющаяся полным аналогом Aster 30, но без стартового ускорителя (бустера). Несмотря на худшие летные характеристики (дальностью стрельбы всего 30 км, максимальная скорость полета не более 3,5 М), «короткая» Aster 15 обладает одним важным преимуществом: меньшим временем реакции, а, следовательно, большими возможностями для перехвата целей в ближней зоне («мертвая зона» составляет всего 1 милю от борта корабля) – надежное средство для самообороны корабля от низколетящих крылатых ракет.

Все это – европейский морской зенитный комплекс PAAMS (Principal Anti-Air Missle System), включающий, помимо ракет семейства Aster, установки вертикального пуска типа SYLVER и систему управления огнем на основе мультифункциональных радиолокаторов EMPAR или SAMPSON.

В отличии от итальянских и французских фрегатов, использующих мощный, но, в целом, ничем не примечательный трехкоординатный радар EMPAR, «Дэринг» оснащен куда более причудливым девайсом – РЛС с активной фазированной антенной решеткой SAMPSON (модификация PAAMS S, также известная, как Sea Viper).

Проектируя свой супер-эсминец, британские ученые посчитали неоптимальной американскую схему, принятую на Иджис-крейсерах и эсминцах «Берк» (четыре плоские неподвижные антенные решетки радара AN/SPY-1, размещенные по квадрантам с интервалом 90°). Подобная схема, при своей кажущейся простоте и эффективности, имеет ряд недостатков: например, она неэффективна при отражении массированных атаках с одного направления – это перегружает решетку, тогда как задействовать три остальные не представляется возможным. Другой важный недостаток – американское решение не позволяет установить четыре тяжеленные ФАР высоко над поверхностью воды (действительно, не монтировать же под каждую из четырех антенн дополнительную мачту?) – в результате антенны попросту крепятся к внешним стенам надстроек, будто картины в Третьяковской галерее, что несколько ограничивает радиогоризонт и дальность обнаружения низколетящих целей.

У британских моряков все иначе.
На вершине фок-мачты «Дэринга» сияет в солнечных бликах радиопрозрачный колпак, под которым вращается платформа с двумя активными ФАР, по 2560 излучающих элементов в каждой.

Излучающие элементы сгруппированы в 640 приёмопередающих модулей, по 4 элемента в каждой, способных реализовать 64 различные градации сигнала по фазе и амплитуде. Связь с центральным компьютером осуществляется по оптоволоконной сети со скоростью передачи данных 12 Гбит/с. Масса антенного поста 4,6 тонн, частота вращения - 60 об/мин. Диапазон излучаемых частот 2-4 ГГЦ (Short-band диапазон на стыке сантиметровых и дециметровых волн). Имеется система охладения антенны для снижения тепловой сигнатуры эсминца. В перспективе возможна установка третьей антенной решетки, обращенной в зенит.

Как уже отмечалось выше, фантастический прибор способен разглядеть птицу с дистанции 100 км – на небольших дистанциях зоркость SAMPSON поражает воображение. В теории, энергетические возможности SAMPSON позволяют контролировать воздушное пространство на дальности в несколько сотен километров, впрочем, это уже не его задача – см. следующий абзац.

В кормовой части надстройки «Дэринга» смонтирован второй радар дальнего обнаружения (черт возьми, один лучше другого!) с активной ФАР – BAE Systems S1850M, работающий в диапазоне дециметровых волн. Антрацитово-черная антенна S1850M массой 6 тонн ежеминутно совершает 12 оборотов вокруг своей оси и способна в автоматическом режиме отслеживать положение до 1000 воздушных целей в радиусе 400 км от борта корабля.

Новый «Дредноут»

Усилия инженеров увенчались успехом: 1 февраля 2006 года, величественно покачиваясь на волнах реки Клайд, на воду ступил эсминец «Дэринг» - головной корабль в серии из шести эскадренных миноносцев. Непобедимый Астерион, чьи бьющие без промаха стрелы «приземлят» любого, рискнувшего прорваться к нему по воздуху.

На сегодняшний день HMS Daring - самый совершенный в мире корабль противовоздушной (противоракетной) обороны, чьи возможности при отражении воздушных атак «заткнут за пояс» любой американский «Берк» или российский атомный крейсер «Петр Великий».

Ровно за 100 лет до «Дэринга», 10 февраля 1906 года похожую революцию в кораблестроении совершил другой британский корабль HMS Drednought – легендарный линкор, чье появление мгновенно сделало устаревшими все существующие на то время линкоры и броненосцы.

Но, несмотря на повторение успеха и впечатляющие ПВО-способности, не обошлось без обязательной порции дегтя: одним из главных недостатков «Дэринга» называют его чересчур узкую специализацию.
Зенитные ракеты это хорошо, но где же ударное вооружение? Где противолодочные средства? Где системы ближнего боя, подобные российским «Кортикам» или американским «Фаланксам»? И почему так мал зенитный боекомплект – всего 48 ракет Aster 15/30?


USS Barry (DDG-52) - Иджис-эсминец ВМС США типа "Орли Берк"


При беспристрастном сравнении с американским одноклассником – Иджис-эсминцем типа «Орли Берк», британский «Дэринг» смотрится, как заправский бездарь. «Американец», при схожем водоизмещении (9000…9700 тонн против 8000 «Дэринга») и равной стоимости несет 96 вертикальных пусковых установок, в каждой из которых может находиться зенитная ракета семейства «Стэндерд», КРМБ «Томагавк», противолодочная ракето-торпеда или ракеты самообороны ESSM (по 4 в одной ячейке). Малогабаритные торпеды Mk.46, больший калибр универсальной артиллерии и наличие на борту систем самообороны («Фаланксы», SeaRAM) можно даже не принимать в расчет – и без этих «мелочей» совершенно ясно, что «Берк» является более эффективным и сбалансированным кораблем, а относительно слабые возможности в плане ПВО компенсируются огромным количеством построенных эсминцев (62 «Берка» против 6 «Дэрингов») – радаров и ракет хватит на всех.

Однако...
Очевидное преимущество «Берка» перед «Дэрингом» совсем неочевидно, если взглянуть на ситуацию под несколько иным углом.

Критически настроенные эксперты обычно не учитывают, что «Дэринг» конструктивно недогружен – на нем, как и на большинстве кораблей европейских стран, по экономическим соображениям отсутствует ряд первоначально запланированных систем и оборудования. В настоящее время британским морякам попросту не требуется надводный корабль с крылатыми ракетами морского базирования, а установка ПКР была бы напрасными тратами ввиду отсутствия какой–либо возможности применить все это оружие.

При возникновении необходимости, мнимая слабость «Дэринга» может быть исправлена в кратчайшие сроки: на эсминце предусмотрена возможность установки двух 8-зарядных модулей УВП - французской SYLVER A-70 или американской Mk.41 VLS в «ударном» варианте – для размещения 16 крылатых ракет «Томагавк» или перспективных европейских SCALP Naval.

Модернизация облегчается модульной конструкцией эсминца и изначальной унификацией систем корабля с европейским и американским вооружением.
Также, имеется зарезервированное пространство под установку ПУ Mk.141 для запуска противокорабельных ракет «Гарпун». В дополнение к двум, уже имеющимся, скорострельным артиллерийским установкам «Эрликон» DS-30B c оптико-электронными системами наведения, возможна установка автоматизированных зенитных автоматов Phalanx CIWS.

Как и любой современный корабль, «Дэринг» в меру универсален и позволяет решать множество насущных задач, возникающих перед Военно-Морским Флотом в наши дни.

«Дэринг» трудно назвать беззубым в плане противолодочной борьбы: как и полагается современному эсминцу, он оснащен подкильным гидролокатором MFS-7000, а отсутствие ПЛУР и малогабаритных торпед частично компенсируется двумя противолодочными вертолетами Westland Lynx (или одним тяжелым многоцелевым AgustaWestland Merlin с макс. взлетной массой 14,6 тонн).

Имеется универсальная артиллерия – «Дэринг» способен оказать скромную огневую поддержку своим 4,5-дюймовым (114 мм) морским орудием Mark 8 или отбить возможную атаку террористов (как, например, подрыв эсминца ВМС США «Коул» в порту Адена, 2000 г.) с помощью двух вышеупомянутых установок «Эрликон» DS-30B.

Специальные возможности включают в себя флагманский командный пост, полужесткие моторные лодки и возможность применения мини-БПЛА. Комфортабельные внутренние помещения эсминца с кондиционерами, ЖК-панелями и Wi-Fi могут быть в мгновение ока превращены в современный госпиталь или центр по эвакуации и оказания помощи пострадавшим в результате различных ЧС.

Примечательно, что для управления немалым по своим размерам кораблем хватает экипажа всего из 190 человек (для сравнения – экипаж американских эсминцев «Берк» состоит почти из 400 моряков).

Новый британский корабль достоин искреннего восхищения. Вновь над морскими просторами зазвучит старинный гимн «Правь, Британия, морями!», однако, в этот раз стоит признать, что несмотря на всю свою британскую чопорность и протяжные звуки волынки, фантастический эсминец «Дэринг» является кооперацией усилий лучших специалистов со всех концов Европы.

В структуре почти всех флотов мира эсминцы рассматривались как основные корабли эскорта крейсеров, линкоров и авианосцев, решающие задачи ПЛО и ПВО ядра крупных соединений. Это актуально по сей день. Но наряду с относительно универсальными эсминцами создавались и специализированные, у которых в одной из сфер боевые возможности явно преобладают.

Таковы противолодочные корабли. У них есть «одноклассники» с выраженным противовоздушным предназначением – британский тип 45 «Дэринг» и французский «Кассар». Они относятся к разным поколениям: «Кассар» – к последним кораблям первого послевоенного, «Дэринг» – к первым образцам второго. «Француз», к примеру, еще не имеет УВП. Однако обоих объединяет одно: они корабли ПВО. При этом «Дэринг» полноценным судном второго поколения считать нельзя, поскольку противокорабельного или иного ударного вооружения у него нет, только оборонительное. Так что выбор этих кораблей для сравнения вполне корректен.

Как и ранее, сопоставление будем проводить не только на основе анализа состава вооружения и иных тактико-технических данных, но и по критерию соответствия прогнозируемым условиям боевого применения. Это обеспечит сравнимость результатов анализа кораблей внутри класса эсминцев, а также сопоставимость с аналогичным исследованием применительно к другим классам кораблей. В соответствии с этой методикой сопоставление начинается с ТТХ.

Списки достоинств

В настоящее время в ВМС Франции имеются два эсминца типа «Кассар» , построенных в 1982–1991 годах. Полное водоизмещение – около 4500 тонн. Энергетическая установка представлена четырьмя дизельными двигателями суммарной мощностью 42 300 лошадиных сил и позволяет развивать около 29 узлов максимум. Для эсминца немного. Дальность хода на экономической скорости 17 узлов – около восьми тысяч миль.

Основное противовоздушное вооружение представлено одной одинарной ПУ Mk13 для ЗУР SM-1MR «Стандарт-1» американского производства (боекомплект 40 единиц) и двумя шестиконтейнерными ПУ для ракет Mistral ЗРК Sadral (39). У зенитных SM-1MR дальность – до 75 км, минимальный интервал схода ракет с ПУ – восемь секунд. Mistral с инфракрасной ГСН имеет дальность до 6 км при досягаемости по высоте всего 3 км. Система самонаведения делает этот комплекс малоэффективным в сложных метеоусловиях. И существенно снижает его возможности по поражению ПКР, атакующих корабль: стрельба будет вестись в переднюю полусферу цели, где ее инфракрасное излучение минимально.

Для уничтожения СВН в зоне самообороны имеется две 20-мм АУ F2 «Эрликон». В интересах ПВО может быть использована универсальная одноствольная 100-мм АУ CADAM Mk 68-II с дальностью стрельбы до 20 километров. Управление этой АУ осуществляется СУАО с РЛС и оптоэлектронным визиром, а также инфракрасным датчиком. Эта же установка используется для поражения надводных и береговых целей.

Обнаружение СВН осуществляется с применением РЛС DRBJ-11B и Thales SMART-S или -L. Для обеспечения наведения ракет есть две РЛС подсветки целей AN\SPG-51C. То есть основной ЗРК средней дальности эсминца имеет два целевых канала. Управление средствами ПВО корабля выполняется с использованием автоматизированной системы DRBC-33A. Кроме этого, есть активные и пассивные средства РЭБ.

Французский эсминец ПВО «Кассар»

Ударное вооружение представлено восемью ПУ для ПКР «Экзосет» ММ.40 с дальностью стрельбы около 180 км и боевой частью весом 165 кг. Полет к цели проходит на малых и предельно малых высотах. Как и у «Жоржа Леги», у «Кассара» нет собственных средств загоризонтного целеуказания. Его источником может быть находящийся на борту вертолет AS565 – многоцелевая машина с дальностью полета около 900 км при максимальной скорости 300 км/ч.

Для борьбы с подлодками корабль оснащен двумя 550-мм торпедными аппаратами с боекомплектом 10 торпед L5. Для поиска субмарин имеется подкильная ГАС DUBV 24С, по своим характеристикам соответствующая американской ГАС AN/SQS-26. В сравнении с эсминцем «Жорж Леги» можно заметить, что ПВО «Кассара» усилена ЗРК средней дальности ценой существенного снижения противолодочных возможностей.

Шесть эсминцев «Дэринг» тип 45 строились с 2003 по 2013-й и в настоящее время все находятся в составе британского флота. От своего предшественника тип 42 существенно отличается на концептуальном уровне. Полное водоизмещение – около 8100 тонн. Энергетическая установка – два ГТД «Роллс-Ройс WR-21», два дизель-генератора и два электродвигателя суммарной мощностью 55 тысяч л.с. Максимальная скорость – около 29 узлов. Дальность хода 18-узловой скоростью – примерно 7 тысяч миль.

Вооружение носит оборонительный характер, что соответствует главному предназначению этих эсминцев – ПВО корабельных соединений. В этой связи наиболее развитой подсистемой эсминца «Дэринг» является именно его ПВО. Ее основу составляет ЗРК PAAMS совместной разработки с Францией и Италией. Британская версия отличается от франко-итальянской применением новейшего радара Sampson. Эсминец располагает одной пусковой установкой Sylver A50 на 48 ячеек для Aster 15 с дальностью стрельбы до 30 км и Aster 30 большого радиуса действия – до 120 км. Обе ракеты имеют комбинированную систему наведения, включающую инерциальную с радиокомандной коррекцией курса по сигналам РЛС Sampson на маршевом участке полета и активную ГСН на завершающем, что позволяет применять эти ракеты для поражения СВН за пределами радиогоризонта, однако только по данным внешних источников целеуказания. Эти ЗУР универсальны. В определенных условиях они могут быть использованы для поражения надводных целей.

Для уничтожения СВН в зоне самообороны корабль имеет две одноствольные 30-мм АУ DS-30B «Эрликон» и две шестиствольные 20-мм АУ «Вулкан-Фаланкс» американского производства. Обнаружение воздушных целей осуществляется с применением РЛС с активной ФАР S1850, расположенной на кормовой мачте. РЛС обеспечивает обнаружение и одновременное отслеживание до тысячи целей на дистанции до 400 километров.

Наведение зенитных ракет выполняется с помощью РЛС Sampson на носовой мачте эсминца. За счет высокого расположения антенны Sampson обладает большой дальностью обнаружения низколетящих целей, значительно превосходя в этом отношении американский «Иджис». Одновременно обеспечивается выдача целеуказания по 16 объектам.

Британский эсминец ПВО тип 45 «Дэринг»

Противолодочное вооружение представлено мощным сонаром MFS-7000 с антенной в носовом обтекателе, но собственных бортовых средств поражения субмарин корабль не имеет. Их уничтожение возлагается на палубные вертолеты. Ангар корабля позволяет обеспечить базирование одного большого Merlin или двух легких Linx. Эти вертолеты располагают ОГАС, РГАБ, противолодочными торпедами Stingray. Кроме того, способны наносить удары по легким силам флота ракетами Sea Skua (дозвуковые, дальность стрельбы – 25 км, вес боевой части – 35 кг).

Эсминцы оснащены системой противоторпедной обороны SSTD. Помимо огневых средств ПВО имеют высокоэффективный комплекс РЭБ – пусковые установки для различных типов ложных целей и имитаторов и активные станции постановки помех Mk.251. Для поражения надводных и наземных целей, а также СВН эсминец располагает одной 114-мм АУ BAE Systems Mark 8. Дальность стрельбы – до 22 километров, скорострельность – 22–26 выстрелов в минуту. Боекомплект – 800 снарядов.

Сопоставляя ТТХ обоих кораблей, можно отметить, что «Кассар» имеет превосходство только по противокорабельному и противолодочному вооружению. В части основного комплекса средств ПВО значительно уступает «британцу».

Боевые возможности

Для сравнения возможностей эсминцев в прогнозируемых условиях боевого применения, как обычно, рассмотрим два варианта: в локальном конфликте против слабого в военно-морском отношении противника и в крупномасштабной войне. Оба корабля будут решать следующие основные задачи, по которым и станем их сопоставлять:
— уничтожение групп надводных кораблей (КУГ, КПУГ) и подводных лодок,
— отражение средств воздушного нападения,
— нанесение ударов по наземным объектам противника.

Коэффициенты значимости задач определяются характером военного конфликта, вероятным составом привлекаемых группировок ВМС, оперативными и тактическими задачами, а также спецификой боевого предназначения рассматриваемого класса кораблей.

Распределение коэффициентов в локальном конфликте для английского и французского эсминцев примерно одинаково : уничтожение групп надводных кораблей и катеров – 0,1, подводных лодок – 0,05, отражение ударов средств воздушного нападения – 0,5, удары по наземным целям в оперативной глубине – 0,2, а по объектам противодесантной обороны – 0,15.

В крупномасштабной войне весовые значения задач «Дэринга» и «Кассара» различаются . Для первого их можно оценить следующим образом: уничтожение групп надводных кораблей – 0,15, подводных лодок – 0,15, отражение средств воздушного нападения – 0,55, нанесение ударов по наземным целям в оперативной глубине – 0,05, по объектам противодесантной обороны – 0,1.

Для «Кассара»: уничтожение групп надводных кораблей – 0,15, подводных лодок – 0,25, отражение средств воздушного нападения – 0,5, нанесение ударов по наземным целям в оперативной глубине – 0,05, по объектам ПДО – 0,05.

Начнем с уничтожения групп надводных кораблей. Для корректности будем рассматривать такой же состав корабельной группы, что и для эсминцев США и Китая. Соответственно возьмем типовую КПУГ (КУГ) в составе трех-четырех фрегатов. При этом в качестве объекта атаки в крупномасштабном конфликте рассматриваются наиболее современные российские корабли этого класса – проекта 22350, которые с началом войны с НАТО вполне могут оказаться в Средиземном море, а в локальном – группа из трех-четырех катеров.

Английский эсминец не имеет собственных ПКР, поэтому может наносить удары по надводным целям вертолетом с применением либо ракет Sea Skua, либо универсальных ЗУР Aster 30. При радиусе действия носителя около 250 километров возможен упреждающий удар по фрегатам. Однако малая дальность Sea Skua вынудит вертолет войти в зону досягаемости средств ПВО, и шансов достичь рубежа пуска ракеты у него практически нет.

Что касается ЗУР, ее дальность более чем вдвое меньше нашего «Оникса» или «Калибра» в противокорабельном варианте, поэтому при равных условиях группа из трех-четырех таких фрегатов не оставляет одиночному английскому эсминцу, несмотря на мощь его ПВО, шанса не то что добиться какого-либо результата, но даже просто выжить. Поэтому эффективность решения задачи борьбы с надводными кораблями в крупномасштабной войне у «Дэринга» будет нулевая. Показатель француза не лучше – его ПКР «Экзосет» примерно в полтора раза уступают ракетам, которыми располагают российские фрегаты.

В локальных войнах объектом удара обоих эсминцев будут группы из трех-четырех катеров или малых кораблей ближней морской зоны с ПКР ограниченной дальности и без эффективных средств ПВО. Соответственно результативность «Кассара» против надводных кораблей и катеров в локальных войнах будет примерно такая же, как и у ранее рассмотренного «Жоржа Леги», – 0,6–0,7. У «Дэринга» – лишь 0,15–0,2, что определяется гораздо меньшей дальностью стрельбы ЗУР Aster 30, незначительным могуществом ее боевой части, а также малым запасом ракет Sea Skua на вертолете.

В ударах по наземным объектам оба эсминца имеют примерно равные возможности. По вероятной типовой задаче – вывод из строя одного крупного важного объекта или группы из трех-четырех небольших в полосе шириной 10–15 километров от берега – их эффективность составляет 0,014–0,022. При поражении объектов противодесантной обороны эсминцам может ставиться задача подавления одного ротного опорного пункта. «Кассар» и «Дэринг» смогут решить ее с вероятностью 0,45–0,5.

Оценку рассматриваемых кораблей в борьбе с подлодками проведем по критерию вероятности обнаружения и уничтожения субмарины противника в заданном районе КПУГ из двух кораблей. У «англичанина» два противолодочных вертолета, что позволяет группе, располагающей четырьмя машинами, иметь одну из них в воздухе для поиска ПЛ на вероятных курсах уклонения от КПУГ. Это существенно увеличивает возможности. У «Кассара», напомним, вертолет один. Дисбаланс поисковых возможностей усиливается тем, что английский эсминец обладает ГАС, существенно превосходящей «кассаровскую». В свою очередь у француза больше шансов поразить подлодку.

Для обеспечения сравнимости результатов примем размер района и время поиска такими же, как при сопоставлении китайского и американского эсминцев (). В этом случае вероятность обнаружения и уничтожения российской атомной подводной лодки КПУГ из двух эсминцев типа «Дэринг» будет равна 0,18–0,23. Эффективность КПУГ из двух «Кассаров» – 0,15–0,2.

Остается оценить возможности кораблей по противодействию средствам воздушного нападения. За основу возьмем отражение типового наряда СВН в 24 ПКР с размахом залпа три минуты по ордеру из двух эсминцев. Тут, безусловно, лидирует английский «Дэринг» – вероятность сохранения боеспособности обоих кораблей, то есть группы, отражающей удар ПКР «Калибр», оценивается в 0,9–0,92. У двух «Кассаров» шансы гораздо ниже – 0,18–0,21.

Проведенный анализ позволяет вывести интегральные показатели соответствия обоих кораблей. У «Дэринга» они составляют: применительно к локальным войнам – 0,61, к крупномасштабной – 0,58. У «Кассара» – 0,25 и 0,17 соответственно. То есть по степени соответствия боевой эффективности корабля его предназначению «Дэринг» превосходит «Кассар» почти в 3,5 раза в крупномасштабных войнах и в 2,5 раза в локальных.

Такой результат обусловлен прежде всего абсолютным превосходством системы ПВО «англичанина» над устаревшим к настоящему времени американским комплексом «Стандарт», которым располагает «француз». А эти системы главные для кораблей, ориентированных преимущественно на задачи ПВО. Если бы «Дэринг» имел хоть в минимальном количестве собственные средства уничтожения подлодок, а также противокорабельные ракетные комплексы, разрыв оказался бы еще разительнее.

Самые современные, оснащенные сложнейшим оборудованием эсминцы ВМФ Великобритании относятся к Type 45 «Daring». В 1990-е годы Великобритания, Италия и Франция начали работу над новым эсминцем в рамках проекта «Горизонт». Разногласия по поводу управления и раздела объема работ вынудили Великобританию в 1999 году выйти из проекта и приступить к созданию собственного эсминца, главным орудием которого выступали ракеты «Астер», разработанные французской стороной. Руководство Военно-морских сил Великобритании планировало, что 12 новых эсминцев типа 45 заменят такое же число старых эсминцев типа 42, находящихся на вооружении с 1978 года. В 2008 году, когда производство уже началось, число кораблей сократилось до восьми, а затем до шести. Головное судно Type 45 «Daring», было спущено на воду в 2006 году и подготовлено к плаванью к 2009-му.

Отличительная черта эсминцев Type 45 «Daring» - очень высокая передняя мачтовая конструкция, на которой в сферическом обтекателе антенны находится радиолокационная установка ВАЕ Systems 1045 для обзора и управления огнем. У радара, помещенного на такой высоте, увеличенная дальность действия, особенно против низколетящих мишеней. На более низкой задней вышке располагается РЛС Marconi/ Signaal типа 1046 для обнаружения воздушных и наводных целей. Эсминцы типа 45 на 20 м длиннее и на 2600 тонн тяжелее эсминцев типа 42, которые они заменили: это вызвано размещением стартовых шахт для ракет «Астер» и тяжелых радаров. Эсминцы типа 45 являются самыми большими и самыми мощными эсминцами ПВО, построенными для ВМС Великобритании.

Изначально предполагалось, что на эсминцах Type 45 «Daring» будут установлены 155-мм орудия, но предпочтение было отдано стандартным 114-мм орудиям BAE Systems Mark 8 на орудийной башне модификации «О» с многогранной поверхностью для уменьшения радиолокационной сигнатуры. Орудие располагается в носовой части эсминца: установка выполнена с применением технологии снижения радиолокационной заметности и не нарушает силуэта корабля. Орудие обеспечивает поражение наземных, надводных и воздушных целей на дистанции до 22 км. Скорострельность составляет от 22 до 26 выстрелов в минуту. В боекомплект входят осколочно-фугасные, дальнобойные (до 27,5 км), заградительные (распыляющие дипольные отражатели) и осветительные снаряды. Стандартные осколочно-фугасные снаряды задействуются для поражения как наземных/надводных, так и воздушных целей. Боекомплект на орудие составляет 800 выстрелов. В настоящее время рассматривается вопрос замены орудия более мощными образцами.

Для ближней противовоздушной обороны, корабль оснащен двумя 30-мм орудиями «Oerlikon KCB» в одноствольных установках DS-30B (побортно) и двумя 20-мм автопушками Mark 15 Phalanx CIWS (аналогично). Установки эффективно дополняют друг друга: обладающий большей огневой мощью «Oerlikon KCB» обеспечивает поражение как летательных аппаратов так и легких надводных целей, а обладающий минимальным временем реакции и большой точностью «Phalanx CIWS» обеспечивает дострел прорывающихся к кораблю ракет. Вспомогательное вооружение корабля состоит из двух управляемых вручную пулеметов M134 Minigun калибром 7,62 мм, предназначенных для самообороны от диверсантов, взрывающихся катеров и ближней огневой поддержки. Также возможна установка до шести 7,62-мм пулеметов FN MAG. Ракетное вооружение составляет зенитно-ракетный комплекс PAAMS. Интерфейсом системы управления PAAMS служит Microsoft Windows 2000. PAAMS использует ракеты «Aster» двух размеров («Aster 15» и «Aster 30») различной дальности действия. Ракеты выпускаются из шестиячеечной пусковой установки «Sylver», размещенной позади главного орудия.

Интегрированная электрическая двигательная установка - первая в мире, используемая на военном корабле на линии фронта. Две газовые турбины вырабатывают энергию, необходимую для работы систем корабля и его движения. Их мощности хватило бы для обеспечения электроэнергией города с населением в 80 тысяч человек.

Эсминцы Type 45 «Daring» могут использоваться не только для противовоздушной обороны, но и как военные корабли общего назначения. Большая полетная палуба подходит для вертолетов размером с CH-47 Chinook. Ангарные мощности в кормовой надстройке рассчитаны на один тяжелый вертолет Merlin или два легких Lynx. Вертолеты предназначены для организации противолодочной обороны соединения, при помощи спускаемых сонаров, гидроакустических буев, глубинных бомб и авиационных самонаводящихся противолодочных торпед Stingray. Возможно также ударное применение вертолетов, при котором они оснащаются легкими ракетами Sea Skua.

Type 45 «Daring» может принять на борт до 60 морских пехотинцев, при этом условия размещения членов экипажа гораздо лучше, чем на более ранних английских кораблях. Кубрики рассчитаны максимум на пять человек, общие туалеты и душевые заменены индивидуальными. Все эсминцы Type 45 «Daring» оснащены для применения в качестве флагманских кораблей, имеют дополнительные помещения и системы связи для размещения адмирала и штаба. Также каждый корабль имеет резервы места и запасов для постоянного размещения роты королевской морской пехоты.

Ограничение бюджета привело к ликвидации на эсминцах Type 45 «Daring» некоторых систем и типов вооружения, например ракет для поражения надводных кораблей. В будущем они могут быть добавлены. Кроме того, возможна установка крылатых ракет «Томагавк», 155-мм орудий, автоматизированной системы боевого управления корабельных соединений (СЕС), а также баллистических ракет театра военных действий. Так, в 2013 г. было принято решение установить на четырёх эсминцах типа 45 по две счетверенные ПУ противокорабельных ракет «Гарпун», снятых со списываемых фрегатов типа 22.

Все корабли имеют место (впереди основного комплекса ВПУ Sylver) для размещения 12 пусковых установок увеличенной длины: Sylver A70 или Mk. 41. Эти пусковые установки не могут быть соединены с системой PAAMS - то есть не могут использоваться для размещения зенитных ракет - но в них могут быть установлены модели крылатых ракет, запускаемых против наземных целей. В качестве таковых рассматривается состоящий на вооружении ВМФ Великобритании «Томагавк» (для Mk. 41) или разрабатываемая тактическая крылатая ракета SCALP Naval на базе авиационной крылатой ракеты Storm Shadow. Оснащение подобными пусковыми позволит придать кораблям типа 45 возможности поражения наземных целей.

Технические характеристики миноносцев Type 45 «Daring»
Водоизмещение 7500 тонн (стандартное), 8100 тонн (полное)
Длина 152,2 м
Ширина 21,4 м
Осадка 7,4 м
Двигатели
2 х газовая турбина Rolls-Royce WR-21,
2 х дизель-генератор Wärtsilä V12 VASA32,
2 х электродвигатель Converteam
Мощность
2 х 28 800,
2 х 2700,
2 х 27 000 л. с.
Движитель 2 винта регулируемого шага
Скорость хода 29 узлов (полная)
Дальность плавания 7000 миль 18-узловым ходом
Автономность плавания 45 суток
Экипаж 190 человек (помещения на 235 человек)
Навигационное вооружение многофункциональная РЛС Sampson
Радиолокационное вооружение РЛС дальнего обнаружения воздушных и надводных целей S1850
Артиллерия 1 х 114-мм Mark 8 Mod.1
Зенитная артиллерия
2 х 20-мм Mark 15 Phalanx CIWS,
2 х 30-мм ЗАУ Oerlikon KCB
Ракетное вооружение ЗРК PAAMS (УВП Sylver: 48 ЗУР «Астер-15» или «Астер-30»)
Противолодочное вооружение сонар MFS-7000
Минно-торпедное вооружение система противоторпедной защиты
Авиационная группа ангар, 1 вертолёт Lynx HMA8 или Merlin HM1