Помогут ли вмс украины старые американские фрегаты. Сша предложили фрегаты для украинских вмс Фр уро т о х перри

Предполагавшийся как самый многочисленный класс боевых кораблей военно-морских сил США, класс «Оливер Хазард Перри» разработан для противовоздушной обороны с возможностями вести борьбу с противолодочной обороной, надводная (наземная) цель в качестве вспомогательной задачи. Из-за соображений стоимости первые 26 не были приспособлены, чтобы нести два вертолета противолодочной обороны Мк 3, но сохранили две машины системы LAMPS Мк 1. Устройства LAMPS включали систему RAST (Recovery Assistance Security and Traversing), которая позволила принимать и выпускать вертолеты SH-60 «Си Хок» с корабля в условиях бортовой качки до 28° и килевой качки до 5°. Все имеют броню из алюминиевого сплава поверх погребов и пластмассовую броню «Кевлар» на жизненно важных устройствах электроники и связи.

В состав военно-морских сил Австралии входят «Аделаида» (F01), «Канберра» (F02), «Сидней» (F03) и «Дарвин» (F04). Австралия располагает правом построить до шести кораблей этого класса согласно лицензии. Испания также строит по лицензии три корабля этого типа для своих военно-морских сил: «Наварра» (F81), «Мурсиа» (F82).

Боекомплект для пусковой установки Мк 13 включает только зенитную управляемую ракету «Стандарт» и противокорабельной ракеты «Гарпун», так что корабельное противолодочное вооружение составляют только торпеды Мк 46 и вертолеты LAMPS. Восемнадцать кораблей этого класса переведены в резерв военно-морских силах США как учебные корабли наряду с несколькими противолодочными фрегатами класса «Нокс». Два корабля, «Старк» и «Сэмюэль Б.Робертc» (Samuel B.Roberts), были поражены ракетами в Персидском заливе в течение ирано-иракской войны. Класс состоит из кораблей «Оливер Хазард Перри» (FFG7), «Макинней» (FFG8), «Уодсворт» (FFG9), «Дункан» (FFG10), «Кларк» (FFG11), «Джордж Филип» (FFG12), «Сэмюэль Элиот Морисон» (FFG13), «Джон X. Сайде» (FFG14), «Эстосин» (FFG15), «Клифтон Спрэгью» (FFG16), «Джон А. Мур» (FFG19), «Энтрим» (FFG20), «Флэтли» (FFG21), «Фарион» (FFG22), «Льюис Б. Пуллер» (FFG23), «Джек Уильяме» (FFG24), «Коуплэнд» (FFG25), «Гэллери» (FFG26), «Мэллон Тисдэйл» (FFG27), «Бун» (FFG28), «Стивен В. Гровс» (FFG29), «Рейд» (FFG30), «Старк» (FFG31), «Джон Л.Хэйл» (FFG32), «Джаррет» (FFG33), «Обри Фитч» (FFG34), «Андервуд» (FFG36), «Кроммелин» (FFG37), «Кул») (FFG 38), «Дойл» (FFG39), «Халибэртон» (FFG40), «Макклуски» (FFG41), «Клакринг» (FFG42). «Тач» (FFG43), «Уэрт») (FFG45), «Ренц» (FFG46), «Николас» (FFG47), «Вандерфифт» (FFG48), «Роберт Г. Брэдли» (FFG49), «Тейлор» (FFG50), «Гэри» (FFG5I), «Кэрр» (FFG52), «Хэйс» (FFG53), «Форд» (FFG54), «Хрод» (FFG55), «Симпсон» (FFG56), «Рубин Джеймс» (FFC57), «Сэмюэль Б. Роберте» неназванных (FFG59 и FFG61)

Тактико-технические характеристики фрегата «Оливер Хазард Перри»

  • Класс «Оливер Хазард Перри»;
  • Водоизмещение, т: стандартное 2769 и полное 3658;
  • Размеры, м: длина 135.6 (у кораблей системы LAMPS 1) или 138,1 (у кораблей системы LAMPS 3: FFG8, FFG36-FFG43 и FFG45-FFG61), ширина 13,7, осадка 4,5. Главная энергетическая установка -две газотурбинных установки LM2500 фирмы «Дженерал Электрик», работающие на один вал, мощностью, л. с. (кВт): 40 000 (29 828);
  • Скорость хода, узлов: 29;
  • Вооружение: однобалочная пусковая установка Мк 13 зенитно-ракетный комплекс «Стандарт» SM-IMR и «Гарпун» (боезапас 36 зенитно-управляемые ракеты и 4 противокорабельные ракеты), 76-мм артиллерийская установка, 20-мм зенитный артиллерийский комплекс самообороны "Фаланкс ", два 324-мм трехтрубных торпедных аппаратов противолодочной обороны с боезапасом 24 торпеды Мк 46;
  • Авиавооружение: по два вертолета SH-2F «Си Спрайт» Мк 1 и SH-60B «Си Хок» системы LAMPS Mk 3;
  • Электроника: радиолокационная станция обнаружения воздушных целей SPS-49, радиолокационная станция обнаружения надводной (наземной) цели SPS-55, радиолокационная станция системы управления огнем STIR, комплект URN-25 PTCH TACAN, CPTP SLQ-32 (V) 2, две пусковых установки Мк 36 Super RBOC для постановки дипольные отражатели, гидроакустическая станция SQS-56 в корпусе и (только на FFG36-FFG43 и FFG45-FFG61) буксируемая ГАC S0R-19A;
  • Экипаж, чел.: 215.

Oliver Hazard Perry (рус. «Оливер Хазард Перри» ) - тип фрегатов УРО ВМС США , назван в честь американского коммодора Оливера Перри, одержавшего победу в сражении на озере Эри в 1813 г. Фрегаты этого типа были разработаны исходя из требований ВМС США на океанский эскортный корабль, способный осуществлять противолодочную и противовоздушную оборону транспортных конвоев , амфибийных соединений и противолодочных групп.

История строительства

Предшествующие крупносерийные фрегаты типа «Нокс» имели только ЗРК самообороны ближнего радиуса действия и не могли выполнять задачу противовоздушной обороны океанских конвоев от атаки противокорабельных ракет или самолётов противника. Имеющиеся же эсминцы были слишком дорогими для обеспечения требуемого массового производства, и кроме того, не соответствовали требованиям к универсальности (старые модели эсминцев не имели вертолетной площадки, новые же «Спрюэнсы», помимо стоимости, не имели дальнобойной ПВО).

Фрегаты типа «Перри» стали вторыми в ВМФ США серийными кораблями с газотурбинной силовой установкой. Серия из 51 корабля была построена в период с 1977 по 1989 год: еще 20 кораблей были построены по лицензии в Австралии, Испании и на Тайване. Первые корабли имели длину корпуса 136 метров, но последующие были удлинены на два метра, с целью увеличения габаритов ангара для размещения более крупных вертолетов. Благодаря оснащению дальнобойным ЗРК «Стандарт» и БИУС NTDS (Naval Tactical Data System), корабли считались вполне пригодными для участия не только в эскортных операциях но и непосредственно в боевых столкновениях с противником.

Конструкция

Корпус

"Oliver Hazard Perry" имеет гладкопалубный корпус и развитую двухъярусную надстройку, в кормовой части которой находится ангар для вертолетов. Корпус разделен на 11 водонепроницаемых отсеков и имеет три палубы. Набор - продольный. Он выполнен из тугоплавкой стали, а в районе форштевня, вертолетной площадки и главных механизмов - из высокопрочной стали HY-80. Помимо главных водонепроницаемых переборок на корабле имеются дополнительные переборки, обеспечивающие создание водонепроницаемых контуров для наиболее важного оборудования и систем, которые, с целью сведения к минимуму несимметричного заполнения и связанного с этим чрезмерного крена, располагаются как можно ближе к диаметральной плоскости. Непотопляемость корабля обеспечивается при затоплении группы смежных отсеков (не более пяти) через пробоину длиной, равной 15% от длины всего корпуса. Погреба боезапаса, посты управления оружием и БИП имеют защиту из кевларовой брони. В носовой оконечности корпуса, для предотвращения заливаемости верхней палубы, установлен фальшборт. Надстройка изготовлена из алюминиево-магниевых сплавов и соединена с корпусом при помощи биметаллических планок. Система стабилизации включает в себя скуловые кили и вертикальный стабилизатор. Фрегаты оборудованы для действий в условиях применения оружия массового поражения.

Энергетическая установка и ходовые качества

На "Oliver Hazard Perry" установлена одновальная ГЭУ. Каждый из двух ГТД заключен в теплозвукоизолирующий кожух и размещен на специальных платформах вместе со всеми вспомогательными механизмами и оборудованием, включая противопожарную систему и 32 стабилизатора. Масса конструкции в сборке составляет 20.5 т. В целях снижения уровня подводного шума предусмотрена система подачи воздуха к лопастям винта. Выдвижные движительно-рулевые колонки предназначены для маневрирования в узкостях или в гавани, а также для аварийного хода в случае выхода из строя ГЭУ. Они размещены на расстоянии около 40 м от носовой оконечности.

Вооружение

  • Ракетное вооружение: ПКР McDonnell Douglas Harpoon. ЗУР GDC Pomona Standard SM-1MR; ПУ Mk 13 Mod 4 для запуска ЗУР и ПКР
  • Пушечное вооружение: 1 АУ ОТО Melara Mk 75 Compact калибра 76 мм/62.1 АУ GE/GD/Vulcan Phalanx Mk 15 калибра 20 мм/76. До 6 пулеметов калибра 12,7 мм (кроме Тайваня). (112-ствольная АУ Вагбп Мегока Mod 2А1 или 2В калиб­ра 20 мм/120, Испания)
  • 2 дополнительные 40-мм/70 АУ Bofors; а также 3 20-мм АУ тип 75. которые могут устанавливаться на крыше ангара, только на кораблях ВМС Тайваня
  • 2 25-мм АУ McDonnel Douglas Mk 38 на кораблях ВМС США)
  • Торпеды: 2 ТТА для торпед Mk 32 калибра 324 мм. Торпеды Honeywell Mk 46 Mod 5.
  • Ложные цели: 2 б-ствольных установки Loral Hycor SRBOC Mk 36 (на всех ко­раблях). Буксируемая противоторпедная ловушка Mk б Fanfare/SLQ-25 Nixie (ус­тройство Prairie Masker для подавления шумов, создаваемых корпусом и винта­ми на кораблях ВМС Испании).

РЛС

  • РЛС Обнаружения ВЦ - Raytheon SPS-49(V)4 или 5.
  • Обнаружения НЦ/навигационная - ISC Cardion SPS-55. (Raytheon SPS-55 на кораблях ВМС Испании).
  • Навигационная - Furuno (Raytheon 1650/9 или SPS-67 на кораблях ВМС Испании).
  • Управления огнем - Lockheed STIR (модифицированная SPG-60). Sperry Mk 92 (Signaal WM 28).

Вертолеты

Основным звеном системы противолодочной обороны корабля являются два палубных вертолета.

  • 2 вертолета Sikorsky S-70B-2 Seahawk или 1 Seahawk и 1 вертолет ПЛО Aerospatiale AS 350В Squirrel (Австралия).
  • 2 вертолета Sikorsky SH-70L Seahawk (LAMPS III) (Испания).
  • 2 вертолета Sikorsky S-70C(M) Thunderhawks (1 в постоянной готовности) (Тайвань).
  • 2 легких мно­гоцелевых вертолета Kaman SH-2G Seasprite (LAMPS 1) (Египет/США)
  • 2 ЛМ вертолета Sikorsky SH-60B LAMPS 1П (ПЛО/ЦУ/борьба с НЦ/загоризонтное ЦУ) (на кораблях ВМС США).

Список кораблей типа Oliver Hazard Perry

постройка США

Австралия

Название Борт.номер Верфь Построен Примечание
HMAS Melbourne FFG 05 Australian Marine Engineering Consolidated 1992 Активен
HMAS Newcastle FFG 06 AMECON, Williamstown, Victoria 1993 Активен

Испания

Шесть испанских фрегатов отличаются от прототипа только установкой ЗАК Meroka вместо «Вулкан-Фаланкс» и деталями радиоэлектронного оснащения, более адаптированного к поражению низколетящих целей.

Название Борт.номер Верфь Построен Примечание
SPS Santa María F81 Bazan, Ferrol 1986 Активен
SPS Victoria F82 Bazan, Ferrol 1987 Активен
SPS Numancia F83 Bazan, Ferrol 1989 Активен
SPS Reina Sofía F84 Bazan, Ferrol 1990 Активен
SPS Navarra F85 Bazan, Ferrol 1994 Активен
SPS Canarias F86 Bazan, Ferrol 1995 Активен

Тайвань

Восемь тайваньских фрегатов были построены по образцу «Оливер Хазард Перри» в 1993-2004 годах. Их основным назначением предполагалось обеспечение противовоздушной обороны соединений ROKN от китайской авиации и крылатых ракет.

Тайваньские фрегаты практически не отличаются от прототипа в основных элементах. Их противовоздушное вооружение было дополнено установкой двух 40-мм орудий «Бофорс» 40mm/L70. Существенно усилено было противокорабельное вооружение фрегатов, состоящее из восьми ПКР в контейнерных пусковых установках: обычной конфигурацией являются четыре дозвуковые противокорабельные ракеты Сюнфэн 2E и четыре сверхзвуковые противокорабельные ракеты Сюнфэн 3.

Участие в боевых действиях

Поврежденный USS Stark

17 мая 1987 года самолёт «Мираж F1» иракских ВВС по ошибке атаковал двумя противокорабельными ракетами (ПКР) фрегат USS Stark (FFG-31).

В результате нападения возник пожар, корабль получил тяжёлые повреждения, 37 военных моряков погибли и 21 были ранены.

Иракское правительство впоследствии принесло извинения, которые были приняты американской стороной. Это был первый в истории случай успешной атаки ПКР корабля ВМФ США.

Использование в компьютерных играх

Фрегаты данного типа представлены в морском симуляторе Dangerous Waters.

Также существует модель фрегата Oliver Hazard Perry для авиасимулятора X-Plane 10.

Фотогалерея

См. также

Видео


Страна: Австралия, Бахрейн, Египет, Испания, Тайвань, Турция, США Страна-производитель: США Класс корабля: фрегат

Тип корабля: OLIVER HAZARD PERRY/ADELAIDE/SANTA MARHA/CHENG KUNG/ GAZIANTEP(FFG-фрегат УР0)

В строю: б Австралия, 1 Бахрейн, 4 Египет, б Испания (тип Santa Магна), 7 Тайвань (тип Cheng Kung), Турция (тип Gaziantep)*, 39 США

*Вероятно, в 1999 г. в состав ВМС Турции войдут еще три корабля типа Oliver Hazard Perry из состава ВМС США, а именно Tisdale (FFG 27), Reid (FFG 30) и плюс Duncan (FFG 10) (на запчасти).

АВСТРАЛИЯ

Название и номер корабля: ADELAIDE (01), CANBERRA (02), SYDNEY (03), DARWIN (04), MELBOURNE (05), NEWCASTLE (06).

Название и номер корабля: SABHA (экс-JACK WILLIAMS) (90, экс-FFG 24)

Название и номер корабля: MUBARAK (экс-COPELAND) (F 911, экс-FFG 25), ТАВА (экс-GALLERY) (F916, экс-FFG 26), EL ARISH (экс-FAHRION) (экс FFG 22), -, (экс-LEWIS В PULLER), (-экс-FFG 23) ИСПАНИЯ

Название и номер корабля: SANTA MARHA (F 81), VICTORIA (F 82), NUMANCIA F 83), REINA SOFHA «экс- АМЁRICA) (F84), NAVARRA (F85), CANARIAS (F86)

Название и номер корабля: CHENG KUNG (1101). CHENG НО (1103), CHI KUANG (1105), YUEH CHANG CHIEN(1109)

Название и номер корабля: GAZIAN-TEP (экс-CLJFTON SPRAGUE) (F490,экс-FFG 16),GIRESUN (экс-ANIRIM) (F491, экс-FFG 20), GEMLIK (экс-FLATLEY) (F 492, экс-FFG 21)

Название и номер корабля: McINERNEY (FFG 8), WADSWORiH (FFG 9), CLARK (FFG 11), GEORGE PHILIP (FFG 12). SAMUEL ELIOT MORISON (FFG 13), JOHN H SIDES (FFG 14), ESTOCIN (FFG 15), JOHN A MOORE (FFG 19), BOONE (FFG 28), STEPHEN W GROVES (FFG 29), REID (FFG 30), STARK (FFG 39), JOHN L HALL (FFG 32), JARRET (FFG 33), UNDERWOOD (FFG 36), CROMMELIN (FFG 37), CURTS (FFG 38), DOYLE (FFG 39), HALYBURTON (FFG 40), McCLUSKY (FFG 41), KLAKRING (FFG 42), THACH (FFG 43), De WERT (FFG 45), RENTZ (FFG 46). NICHOLAS (FFG 47), VANDEGRIFT (FFG 48), ROBERT G BRADLEY (FFG 49), TAYLOR (FFG 50), CARY (FFG 51), CARR (FFG 52), HAWES (FFG 53), FORD (FFG 54), ELROD (FFG 51), SIMPSON (FFG 56), REUBEN JAMES (FFG 57), SAMUEL В ROBERTS (FFG 58). KAUFFMAN (FFG 59), RODNEY M DAVIS (FFG 60), INGRAHAM (FFG 61)

Отличительные признаки:

Высокий нос с рельефными цельными бортами.

ПУ ЗУР и ПКР Standard и Harpoon в положении «А» (на кораблях ВМС Тайваня между мачтами под углом установлены ПУ ПКР Hsiung Feng. ПУ ЗУР может находиться только в положении «А»).

Надстройка коробчатого типа с плоскими боками, расположена между баком и полетной палубой.

На мостике заметен обтекатель антенны РЛС управления огнем WM28 (на кораблях ВМС Испании - RCA Мк 92; на кораблях ВМС Тайваня - Unisys Mk 92). Непосредственно за обтекателем находится решетчатая фок-мачта, на которой установлена РЛ антенна поиска ВЦ SPS-49.

Перед миделем расположена большая решетчатая грот-мачта.

Перед дымовой трубой установлена 76-мм АУ.

Дымовая труба имеет низкий силуэт и расположена в задней части надстройки.

На кормовой оконечности надстройка сливается с бортами.

На крыше ангара в задней части расположена АУ Vulcan Phalanx (на кораблях ВМС Испании установлена АУ ближнего действия Meroka).

На спонсонах, прилегающих к надстройке и расположенных перед дымовой трубой, установлены 40-мм/70 АУ Bofors.

Водоизмещение полное, т: 4100 (4105, Тайвань). 3638 (Бахрейн, Египет,

Турция, США FFG 9, 11-14,19, 30-31, 33). 3,969 (Испания).

Длина, м: 138,1,135,6 (Бахрейн, Египет, Турция, США FFG 9,11-14,19, 30-31,

33). 137,7 (Испания).

Ширина, м: 13,7. 14,3 (Испания).

Осадка, м: 4,5.

Скорость, узлы: 29.

Дальность хода, мили: 4500 при скорости 20 узлов.

Ракетное вооружение: ПКР McDonnell Douglas Harpoon. ЗУР GDC Pomona Standard SM-1MR; ПУ Mk 13 Mod 4 для запуска ЗУР и ПКР (на кораблях ВМС Тайваня установлены 2 счетверенные ПУ ПКР Hsiung Feng И. На кораблях ВМС США планируется установить ракеты с вращающимся корпусом.

Пушечное вооружение: 1 АУ ОТО Melara Mk 75 Compact калибра 76 мм/62.1 АУ GE/GD/Vulcan Phalanx Mk 15 калибра 20 мм/76. До 6 пулеметов калибра 12,7 мм (кроме Тайваня). (112-ствольная АУ Baz6n Meroka Mod 2А1 или 2В калибра 20 мм/120, Испания) (2 дополнительные 40-мм/70 АУ Bofors; а также 3 20-мм АУ тип 75, которые могут устанавливаться на крыше ангара, только на кораблях ВМСТайваня). (2 25-мм АУ McDonnel Douglas Mk 38 на кораблях ВМС США).

Торпеды: 2 ТТА для торпед Мк 32 калибра 324 мм. Торпеды Honeywell Mk 46 Mod 5.

Ложные цели: 2 б-ствольных установки Loral Hycor SRBOC Mk 36 (на всех кораблях). Буксируемая противоторпедная ловушка Мк 6 Fanfare/SLQ-25 Nixie (устройство Prairie Masker для подавления шумов, создаваемых корпусом и винтами на кораблях ВМС Испании). (Установка Kung Fen б для постановки дипольных отражателей, только на кораблях ВМС Тайваня.)


«СПАРК»

Обнаружения ВЦ - Raytheon SPS-49(V)4 или 5. Обнаружения НЦ/навигаци-онная - ISC Cardion SP5-55. (Raytheon SPS-55 на кораблях ВМС Испании). Навигационная - Furuno (Raytheon 1650/9 или SPS-67 на кораблях ВМС Испании). Управления огнем - Lockheed STIR (модифицированная SPG-60). Sperry Mk 92 (Signaal WM 28). (RCA Mk 92 Mod 2/6, Signaal STING, Selenia RAN 30 L/X (RAN 12L + RAN 30X) на кораблях ВМС США.) (UD 417 STIR (на вооружении ВМС США), Unisys Mk 92 Mod 6 на кораблях ВМС Тайваня). ГАС: Raytheon SQS-53B (DE 1160); расположена в корпусе, активная поисково-прицельная. Буксируемая пассивная ГАС Gould SQR-18A (на кораблях ВМС Турции). Raytheon SQS-56; расположена в корпусе (Австралия/Бахрейн/Египет). Raytheon SQS-56 (DE 1160) в корпусе корабля и буксируемая тактическая ГАС Gould SQR 19(V)2 (на кораблях ВМС Испании). Raytheon SQQ-89(V)2; расположена в корпусе, активная, поисково-прицельная (на кораблях ВМС США).

Вертолеты: 2 вертолета Sikorsky S-70B-2 Seahawk или 1 Seahawk и 1 вертолет ПЛО Aerospatiale AS 350В Squirrel (Австралия). 2 (1 в постоянной готовности) вертолета Sikorsky SH-70L Seahawk (LAMPS III) (Испания). 2 вертолета Sikorsky S-70C(M) Thunderhawks (1 в постоянной готовности) (Тайвань). 2 легких многоцелевых вертолета Kaman SH-2G Seasprite (LAMPS 1) (Египет/США) или 2 ЛМ вертолета Sikorsky SH-60B LAMPS Ш (ПЛО/ЦУ/борьба с НЦ/загоризонтное ЦУ) (на кораблях ВМС США).

Фрегаты УРО типа OLIVER HAZARD PERRY , одна из самых многочисленных серий эскортных кораблей, строившихся в США после окончания Второй Мировой войны. Общее количество построенных в США фрегатов типа OLIVER H. PERRY составляет 55 кораблей, из которых 51 единица построена для ВМС США и 4 - для ВМФ Австралии.

Из вышеперечисленного количества 33 фрегата находятся в составе действующего флота, и 10 кораблей числятся в резерве. Кроме того два корабля этого типа построены в Австралии, шесть в Испании и семь на Тайване. Несколько фрегатов, выведенных из состава ВМФ США проданы в Турцию, Египет, Бахрейн и Польщу.

Строительство серии велось в разгар "холодной войны", когда одной из главных задач ВМФ США было обеспечение безопасности конвоев из Америки в Европу в случае войны с Советским Союзом. Основным назначением фрегатов типа OLIVER H. PERRY, в то время, являлась оборона конвоев от атак подводных лодок и морской ракетоносной авиации СССР в Северной Атлантике. Для выполнения этих задач требовался мореходный, обладающий большой дальностью плавания и хорошо вооруженный для задач ПЛО и ПВО корабль. Кроме того, он должен был быть дешевым и приспособленным для крупносерийного производства.

Такими кораблями в 1970-80-х годах и стали фрегаты УРО типа OLIVER H. PERRY. Для удешевления и упрощения конструкции (в ущерб живучести) - энергетическая установка фрегатов была выполнена одновальной. После сдачи головного фрегата серии, корабли данного класса часто называют "FFG-7" или OLIVER H. PERRY-class

Флот планировал закончить строительство кораблей данного класса в 1983 году (после ввода в строй FFG 59 и FFG 60, но Конгресс США дал согласие (но полностью так и не профинансировал) строительство FFG 61 в 1984 году. Фрегаты способны осуществлять и самостоятельные операции по борьбе с оборотом наркотиков, перехвату судов в морской зоне и участию в учениях, проводимых совместно с другими государствами. Установка систем NTDS, TACTAS (буксируемая гидроакустическая антенна), а также применение вертолетов с системой LAMPS позволили получить фрегат, боевые возможности которого намного превзошли ожидания, возлагаемые на корабли данного класса в середине 70-х, что в свою очередь сделало их важным элементом морской стратегии, особенно в прибрежной зоне.

Основная задача фрегатов типа OLIVER HAZARD PERRY в настоящее время - эскортирование амфибийных сил и конвоев на океанских коммуникациях, защита их от подводных лодок противника и так же ограниченная противоракетная оборона от противокорабельных ракет. Планируется что фрегаты типа OLIVER H. PERRY останутся в составе флота США до 2015-2020 годов. Предназначение фрегатов останется прежним - это обеспечение противолодочной обороны и выполнение роли кораблей эскорта. Для выполнения задач противовоздушной и противолодочной обороны фрегаты вооружены вертолетом SH-60B Seahawk LAMPS-III и универсальной пусковой установкой Mk 13 Mod 4. (боезапас 4 ПКР "Гарпун" и 36 ЗУР Standard SM-1 MR).

Фрегаты УРО этого типа имеют ограниченные возможности ПВО, обеспечивая одновременный обстрел не более чем двух целей на средних и больших высотах. Установка на фрегатах модернизированного ЗРК SM-1 MR с новой системой управления огнем Unisys Mk92 Mod 6 обеспечивает возможность борьбы и с низколетящими целями. Оборудование включает в себя РЛС поиска воздушных целей с обеспечением возможности залповой стрельбы по одиночной цели. Тем не менее, пусковая установка ЗРК Standard SM-1 MR имеет достаточно большое время перезаряжания, что отрицательно сказалось на возможностях борьбы с низколетящими групповыми целями. Кроме того РЛС имеет значительные "мертвые зоны" (что послужило одной из причин поражения фрегата "Старк" иракской ПКР "Exocet") . РЛС обеспечивает подсветку цели на всем протяжении полета ракеты.

На фрегаты Perry-class устанавливались РЛС Raytheon AN/SLQ-32(V)2, и система РЭБ с ограниченным диапазоном перекрываемых частот и сомнительной эффективностью. Антенны РЛС SLQ-32 на фрегатах подняты на 50 футов над ватерлинией и обеспечивают дальность перехвата 32 мили.

После инцидента с атакой фрегата Stark (FFG-31) иракской ракетой Exocet, 17 мая 1987 года, было принято решение о проведении модернизации установки (V)2 путем установки станции постановки помех "Sidekick". Новому варианту позднее было присвоено обозначение SLQ-32(V)5. К настоящему времени (V)2-ые на большинстве фрегатах Perry-class, но не на всех, были доведены до нового стандарта.

Фрегаты Perry-class строились в двух вариантах - с "короткой" и "длинной" палубой. Последние варианты кораблей длиннее на 8 футов фрегатов версии с "короткой" палубой. Длиннопалубные фрегаты несут вертолет SH-60B LAMPS III, в то время как корабли с "короткой" палубой - обладающий меньшими возможностями SH-2G. Полное водоизмещение кораблей данного класса варьируется от 3,658 тонн до 4,100 тонн, полная длина 135,6 или 138,8 метров, высота борта 45 футов, осадка 22 фута. ЭУ одновальная, с двумя газовыми турбинами LM2500. Максимальная скорость 29 узлов, дальность плавания 4,200 миль (20 уз.). Команда состоит из 15 офицеров и 179 рядовых. Фрегаты Perry-class с "короткой" палубой в настоящее время выводятся из состава флота, и переводятся в резерв. Считается, что фрегаты типа OLIVER H. PERRY являются надежными кораблями, способными выдержать значительные повреждения. Подтверждением вышесказанного могут служить два инцидента: подрыв на мине USS Samuel B. Roberts и попадание двух ракет Exocet в USS Stark.

Недостатками Oliver Perryсчитаются наличие одной единой ПУ для ЗУР и ПКР, а также 76мм АУ, которые имеют ограниченные сектора обстрела. Кроме того, фрегат имеет недостаточное количество средств самообороны от низколетящих ПКР и сравнительно низкую скорость хода. Хотя считается, что корабль может использовать свое оружие при шестибалльном шторме, килевая и вертикальная качка на кормовых углах направления волны может оказаться неблагоприятной. Дело в том, что в этом случае оголяется обтекатель подкильной ГАС, образуется днищевой слеминг и заливается корма. Все это затрудняет (или делает невозможным) использование бортовых вертолетов и снижает эффективность работы ГАС.

В целом, несмотря, на недостатки, установка систем NTDS, ГАК SQQ89(V)2, а также применение вертолетов с системой LAMPS позволили получить фрегат, боевые возможности которого намного превзошли ожидания, возлагаемые на корабли данного класса в середине 70-х, что в свою очередь сделало их важным элементом морской стратегии, особенно в прибрежной зоне. Фрегаты данной серии продемонстрировали неплохую мореходность и возможность участвовать в крупных морских операциях в составе группы кораблей и в одиночестве. Планируется что фрегаты типа Oliver Perry останутся в составе флота США до 2015-2020 годов. Предназначение фрегатов останется прежним - это обеспечение противолодочной обороны и выполнение роли кораблей эскорта.

На Oliver Perry установлена одновальная ГЭУ. Каждый из двух ГТД заключен в теплозвукоизолирующий кожух и размещен на специальных платформах (модулях) вместе со всеми вспомогательными механизмами и оборудованием, включая противопожарную систему и 32 стабилизатора. Масса конструкции в сборке составляет 20.5 т. В целях снижения уровня подводного шума предусмотрена система подачи воздуха к лопастям винта. Выдвижные движительно-рулевые колонки (ВДРК) предназначены для маневрирования в узкостях или в гавани, а также для аварийного хода в случае выхода из строя ГЭУ. Они размещены на расстоянии около 40 м от носовой оконечности.

17 мая 1987 года двумя иракскими противокорабельными ракетами Exocet был поврежден Stark (FFG-31). Одна ракета попала район расположения кубриков, что привело к большим человеческим жертвам. (Надо заметить, что разорвалась только одна ракета из двух, но тем не менее корабль полностью потерял ход, вышли из строя все источники электроэнергии и без посторонней помощи фрегат не смог добраться до базы)

14 апреля 1988 года Samuel B. Roberts подорвался на мине (~250 фунтов тринитротолуола). В результате взрыва под килем образовалась пробоина диаметром 9 футов, а также была серьезно повреждена энергетическая установка. В обоих случаях на кораблях возникли пожары, усугубляемые алюминиевой конструкцией палуб и надстроек. Тем не менее, командам обоих фрегатов удалось удержать корабли на поверхности и довести до дружественных портов Персидского залива. Для прохождения ремонта USS Stark своим ходом вернулся в Соединенные Штаты, а USS Samuel B. Roberts был доставлен на ремонт на палубе специального транспортного судна Mighty Servant 2.

Фрегаты:

FFG 7 USS Oliver Hazard Perry 1977/1997

FFG-9 USS Wadsworth построен/спущен в 1980г.

FFG 10 USS Duncan 1980/1994

FFG-11 USS Clark построен/спущен в 1980г.

FFG-12 USS George Philip построен/спущен в 1980г.

FFG-13 USS Samuel Eliot Morison 1980/1999

FFG-14 USS Sides построен/спущен в 1981г.

FFG-15 USS Estocin 1981/1999

FFG 16 USS Clifton Sprague 1981/1995

FFG 17 HMAS ADELAIDE построен/спущен в 1980г.

Австралия FFG 18 HMAS CANBERRA построен/спущен в 1981г.

Австралия FFG-19 USS John A. Moore 1981/1998

FFG 20 USS Antrim 1981/1996

FFG 21 USS Flatley 1981/1996

FFG-22 USS Fahrion построен/спущен в 1982г.

FFG-23 USS Lewis B. Puller 1982/1998

FFG 24 USS Jack Williams 1981/1996

FFG 25 USS Copeland 1982/1996

FFG 26 USS Gallery 1981/1996

FFG 27 USS Mahlon S. Tisdale 1982/1996

FFG-30 USS Reid 1983/1998

FFG-31 USS Stark 1982/1999

FFG 35 HMAS SYDNEY построен/спущен в 1983г.

Австралия FFG 44 HMAS DARWIN построен/спущен в 1984г.

Австралия FFG-8 USS McInerney построен/спущен в 1979г.

FFG-28 USS Boone построен/спущен в 1982г.

FFG-29 USS Stephen W. Groves построен/спущен в 1982г.

FFG-32 USS John L. Hall построен/спущен в 1982г.

FFG-33 USS Jarrett построен/спущен в 1983г.

FFG-36 USS Underwood построен/спущен в 1983г.

FFG-37 USS Crommelin построен/спущен в 1983г.

FFG-38 USS Curts построен/спущен в 1983г.

FFG-39 USS Doyle построен/спущен в 1983г.

FFG-40 USS Halyburton построен/спущен в 1984г.

FFG-41 USS McClusky построен/спущен в 1983г.

FFG-42 USS Klakring построен/спущен в 1983г.

FFG-43 USS Thach построен/спущен в 1984г.

FFG-45 USS Dewert построен/спущен в 1983г.

FFG-46 USS Rentz построен/спущен в 1984г.

FFG-47 USS Nicholas построен/спущен в 1984г.

FFG-48 USS Vandegrift построен/спущен в 1984г.

FFG-49 USS Robert G. Bradley построен/спущен в 1984г.

FFG-50 USS Taylor построен/спущен в 1984г.

FFG-51 USS Gary построен/спущен в 1984г.

FFG-52 USS Carr построен/спущен в 1985г.

FFG-53 USS Hawes построен/спущен в 1985г.

FFG-54 USS Ford построен/спущен в 1985г.

FFG-55 USS Elrod построен/спущен в 1985г.

FFG-56 USS Simpson построен/спущен в 1985г.

FFG-57 USS Reuben James построен/спущен в 1986г.

FFG-58 USS Samuel B. Roberts построен/спущен в 1986г.

FFG-59 USS Kauffman построен/спущен в 1987г.

FFG-60 USS Rodney M. Davis построен/спущен в 1987г.

FFG-61 USS Ingraham построен/спущен в 1989г.

Параметры

Длина: 135,9 м

Ширина: 13,5 м

Водоизмещение: 4100 тонн

Запас хода: миль

Экипаж: 287

Скорость: 33,4 узлов

Вооружение

Орудия: 1 MK 75

Торпедные аппараты: 6 324 мм

Противо-корабельные комплексы: 4 Гарпун

Зенитные установки: 1 Вулкан MK.15 ; 1 Стандарт

Вертолеты: 2

Радиолокационное оборудование

Сонар: 1 AN/SQS-56

Локатор/Радар: 1 AN/SPS-49

Системы управления огнем: 1 MK92

Страна США Австралия

Вслед за двумя небольшими катерами Украина может получить от США куда более серьезное вооружение – фрегаты типа «Перри». По крайней мере, об этом бравурно заявляют украинские СМИ. Допустим, это правда. Однако легко убедиться, что бесплатно подобные корабли Вашингтон никому не передает. А главное, само их получение поставит перед Украиной целый ряд серьезных проблем.

США могут начать поставку фрегатов типа Oliver Hazard Perry на Украину. Об этом своим читателям сообщил «Украинский военный портал», сославшись на собственные источники. По словам украинского издания, соответствующее предложение уже поступило со стороны США в украинское министерство обороны, в котором передача выведенных из состава американского ВМФ фрегатов типа Oliver Hazard Perry указана как одна из форм военно-технической помощи Украине.

Заявление выглядит правдоподобным на фоне аналогичного жеста, уже предпринятого США в адрес Украины: Киев на днях два старых катера американской Береговой охраны. Катера, как заявлялось, были переданы бесплатно.

Насколько может быть правдивой данная информация, во что обойдется Украине получение данной техники и сможет ли передача Украине устаревших американских фрегатов хоть как-то изменить баланс сил в Черном и Азовском морях?

Славные 1970-е

В настоящий момент времени фрегаты типа Oliver Hazard Perry (в русскоязычных источниках иногда для краткости именуемые «фрегаты типа «Перри»), стоявшие в своё время на вооружении ВМС США, уже являются «славным прошлым» американского военно-морского флота. Они прослужили в американском ВМФ без малого 38 лет – гораздо дольше предыдущих серий американских фрегатов.

Головной корабль этой серии, сам «Оливер Хазард Перри», был спущен на воду ещё в далёком 1977 году и стал достаточно инновационным кораблём: это был первый военный корабль, спроектированный практически полностью на компьютере, без применения классических конструкторских средств; первый корабль класса «фрегат» с газовой турбиной; а также первый фрегат, конструкция которого, в отличие от предыдущих проектов, учитывала максимально возможный спектр применения. Фрегаты класса «Перри» должны были уметь не только сопровождать крупные океанские корабли в качестве эскорта и бороться с подводными лодками, но и обеспечивать поддержку десантных операций, осуществлять функции ПВО конвоев и эскортов, а также быть частью ударных военно-морских групп с опорой на линкоры или авианосцы.

«Перри» получились гораздо мощнее по вооружению и несколько более быстрыми, чем предыдущий, переходный класс фрегатов «Нокс», даже при меньшем водоизмещении. В итоге практически все «Ноксы», построенные буквально за три–пять лет до первого «Перри», списали уже в 1991–1994 годах, в то время как серия типа «Оливер Хазард Перри» служила американским ВМС ещё целых двадцать лет, вплоть до середины 2010-х годов.

Фрегат оказался настолько удачным, что его изготовление (по американской лицензии) было налажено в Австралии, Испании и на Тайване. Кроме того, после окончания срока службы в американских ВМФ восемь американских фрегатов было передано Турции, четыре – Египту и Тайваню, два – Польше, а по одному фрегату получили Пакистан и Бахрейн.

Почти все указанные трансферты (кроме передачи фрегата типа «Перри» Бахрейну) осуществлялись ВМС США по так называемой программе зарубежных военных продаж (FMS). В этой программе контрагентом с американской стороны выступает Агентство по сотрудничеству министерства обороны США (Defense Security Cooperation Agency, DSCA), которое берёт на себя все взаимоотношения с военными подрядчиками, связанные с необходимым ремонтом, модернизацией и повторным вводом оборудования в строй. Такая схема передачи кораблей выгодна именно Пентагону: продажи союзникам и всем желающим нового и бывшего в употреблении американского военного имущества составляют сумму от 30 до 40 млрд долларов за год.

Не бесплатно, но дорого

Стоимость продаваемых по программе FMS фрегатов типа «Перри» хорошо известна исходя из прошлых сделок DCSA. Так, подготовка и передача фрегата Пакистану была оплачена за счёт средств американской военной помощи и составила сумму в 65 млн долларов. Восемь фрегатов типа «Перри», переданных Турции, формально обошлись южной соседке Украины в 205 млн долларов, однако они передавались в состав турецких ВМС «как есть». В связи с этим Стамбулу пришлось тут же раскошелиться на масштабную программу их ремонта и модернизации. И обошлась она, согласно экспертным оценкам, практически в сравнимую со стоимостью «голого» фрегата цену. Таким образом, общие расходы Турции на введение в строй восьми «Перри» составили более 400 млн долларов, что сравнимо с ценой фрегата для Пакистана.

Не произошло чуда и во взаимоотношениях США с ещё одним союзником, Тайванем, для нужд которого в США Конгрессом в 2014 году даже была принята отдельная программа передачи фрегатов класса «Перри» (Taiwan Relations Act Affirmation and Naval Vessel Transfer Act of 2014) – для защиты острова от «китайской угрозы».

Два фрегата, переданных в 2015 году, обошлись Тайваню в 240 млн долларов.

Ещё два корабля, в настоящее время находящиеся в процессе переоборудования на американских верфях, вытянут из военного бюджета Тайваня ещё 190 млн долларов. При этом формально сами фрегаты передаются Тайваню по «символической» цене в 10 млн долларов. Но это, как и в случае Турции, стоимость лишь «пустых» корпусов, в то время как насыщение их рабочим оборудованием и системами вооружений и тянет основной бюджет по повторному вводу корабля в строй.

Принятый в 2014 году билль подразумевает чёткое резервирование списанных в середине 2010-х годов последних фрегатов типа «Перри», находящихся сейчас на консервации. Так, четыре фрегата должен получить Тайвань, а по два фрегата ожидается передать ещё двум союзникам США – Мексике и Таиланду. При этом формально Мексика и Таиланд даже должны получить корпуса старых «Перри» бесплатно, однако так же, как и Тайвань, полностью оплатить процедуры ремонта, модернизации и введения в строй.

При этом общее число находящихся в отстое и выведенных из эксплуатации фрегатов типа «Перри» составляет 10 единиц, что за минусом обязательств США перед союзниками по биллю-2014 принципиально оставляет для Украины возможность получить два фрегата. Однако сама передача военных кораблей, скорее всего, будет оформляться отдельным постановлением Конгресса, которое во многом будет повторять и в логике, и в стоимостных параметрах «тайваньский билль» 2014 года. Что подразумевает, что Украине надо будет выложить кровных 200 млн долларов за два списанных и устаревших корабля. Если, конечно, США не соблаговолят пойти на оплату этих расходов по пакистанскому варианту – за счёт американской военной помощи.

Тут самое время рассмотреть другой вопрос: а действительно ли данные корабли повысят боеготовность ВМС Украины?

Где воюем?

Для начала стоит сказать, что смелое утверждение «Украинского военного портала» о том, что «указанные корабли (фрегаты типа «Перри» – прим. ВЗГЛЯД) могут значительно повысить обороноспособность ВС Украины на Черноморском и Азовском театре военных действий» всё-таки надо отнести к области военной фантастики. Хотя бы в части Азовского моря.

Большая часть одного из самых маленьких морей на карте мира составляет всего 6–8 метров. Наиболее глубоководная часть имеет глубину 13 метров, а морские каналы к портам Бердянска и Мариуполя обеспечивают осадку в 9 и 7,9 метра соответственно. В то же время осадка «Перри» рассчитана на эксплуатацию в условиях открытого океана и составляет без малого от 6,7 до 7,7 метра (в зависимости от солёности воды и загруженности корабля запасами, топливом и вооружением).

Ещё смешнее при таких вводных выглядит нахождение «Перри» в условиях нынешней «военно-морской базы Украины» в порту Бердянска, где глубины возле причалов колеблются между отметками 7,9 и 5,2 метра.

Если украинская сторона не собирается каким-то образом провести дноуглубительные работы по всему Азовскому морю и вложиться в масштабнейшее переоборудование порта Бердянск в военно-морскую базу, будущим украинским «Перри» просто будет негде плавать дальше входа в Керченский пролив. Так как выглядеть в мелководном Азовском море они будут достаточно показательно, как известная субстанция в полузамёрзшей проруби.

Столь же непонятна наземная инфраструктура даже для двух «Перри» и в случае их базирования в Одессе, Ильичёвске или же порту Южный. Всё дело в том, что за прошедшие после потери Крыма четыре с половиной года Украина так и не озаботилась постройкой военно-морской инфраструктуры в Одесской области взамен утерянной в Севастополе и Донузлаве.

По сути дела, даже экипажи выведенных из Крыма и переданных впоследствии Украине Россией военных кораблей до сих пор ютятся в малоприспособленных для постоянной жизни санаториях и общежитиях, а ремонтная и эксплуатационная база украинского военно-морского флота и вовсе находится в зачаточном состоянии. Поэтому обеспечить даже ограниченную боеспособность двух крупных военных кораблей Украина пока что не в состоянии – ни на Чёрном, ни, тем более, на Азовском море.

Каким образом украинское военное ведомство собирается решать эту дилемму – пока что не ясно. Ведь даже деньги на модернизацию двух «Перри» надо будет всячески выпрашивать именно у США, так как сама Украина вряд ли вытянет переоборудование фрегатов – экономика у страны ведь отнюдь не тайваньская. А уж создание полноценной военно-морской базы взамен бездарно утерянной в Севастополе и вовсе находится где-то в сфере уже упомянутой военной фантастики.