Семь лучших ракетных крейсеров холодной войны. Какие корабли самые лучшие в World of Warships? Корабль крейсер

Привет всем читателям и подписчикам нашего блога об онлайн-играх. На связи команда Gamebizclub и сегодня мы расскажем вам про лучшие корабли в World of Warships. Эти боевые машины являются предметом мечтаний не только для новичков, но и для опытных игроков. В обзоре мы подробно разберем как премиумные суда, так и представителей основных веток развития. Вполне возможно, что уже сегодня вы сможете найти среди них корабль своей мечты.

Из этой статьи вы узнаете:

Америка

Одним из главных направлений судостроения в США в XX веке было создание тяжелых кораблей с впечатляющим ПВО. По огневой мощи американские боевые суда того времени в разы превосходили «одноклассников» других наций. Однако, при всем этом они существенно отставали от японцев по части торпедного вооружения.

  • Крейсеры

St. Louis (III ур.) – пользуется популярностью не только у новичков, но и у опытных геймеров. Сочетание огневой мощи и прочной брони делает этот крейсер, пожалуй, самым лучшим кораблем на его уровне. Вдоль бортов установлено целых 14 шестнадцатидюймовых орудий и 18 орудий калибра 76 мм, обеспечивающих непрерывную стрельбу. По очкам боеспособности Сент-Луис можно сравнить с одноуровневыми линкорами. К минусам можно отнести тот факт, что на корабле практически полностью отсутствует ПВО. Кроме того, этот крейсер достаточно уязвим для осколочных снарядов линкоров. Тем не менее, даже учитывая все недостатки Сент-Луиса, советуем вам на 3 уровне качать именно этот корабль.

Omaha (V ур.) – для геймеров, открывающих 5-й уровень дерева развития американских крейсеров, Омаха становится «первопроходцем» по нескольким показателям. Он порадует игроков появлением на борту орудийной башни и авиационной катапульты для самолета-разведчика. Крейсер лидирует в своем классе по дальности стрельбы. А наличие торпедного вооружения дает ему весомое преимущество в ближнем бою. Омаха – идеальный вариант для фарма серебра. При сравнительно дешевом содержании он позволяет получать за бой до 200 000 даже без премиум-аккаунта.

Cleveland (VI ур.) – в истории флота этот тип крейсеров считается самым массовым. Корабль имеет четыре орудийных башни, в которых сосредоточены все его пушки. Такая конструкция позволяет осуществлять прицельную стрельбу по одной конкретной цели по борту. Главным преимуществом Кливленда можно назвать невероятно мощное для этого уровня ПВО, превращающее его в главную угрозу для авиации противника.

Atlanta (VII ур.) – в линейке элитных кораблей американского флота этот премиумный крейсер занимает особое место. 16 невероятно скорострельных парных орудий 127 калибра поливают противников шквальным огнем, разнося в щепки все, что не защищено плотным слоем брони. А его торпедные аппараты могут преподнести весьма неприятный сюрприз зазевавшимся линкорам. Наибольшей эффективности на Атланте можно добиться в эскадренном бою.

Des Moines (X ур.) – 9 восьмидюймовых пушек, совершающих по 10 залпов в минуту, являются визитной карточкой этого корабля. Не удивительно, что с таким вооружением он с легкостью отправляет на дно вражеские суда. В дуэлях этому крейсеру нет равных. Однако, как и другим представителям этого класса, ему стоит держаться подальше от линкоров противника.

  • Эсминцы

Farragut (VI ур.) – достойный представитель класса эсминцев, обладающий отличными ходовыми характеристиками и мощным вооружением. Успех в прямом столкновении ему обеспечен, если в качестве противника выступает достаточно легкое судно. Все-таки по броне он значительно уступает одноуровневым крейсерам и линкорам. Стоит также отметить, что ПВО этого эсминца неплохо сбивает вражеские самолеты. А при достаточной доле смекалки и умелом использовании торпед в ближнем бою на нем можно повоевать и с более тяжелыми вражескими кораблями.

Sims (VII ур.) – несмотря на свою легкость, этот премиумный эсминец может дать отпор не только суднам своего класса, но и бронированным крейсерам. поразительная скороходность, внушительная артиллерия и первоклассная маневренность – вот три причины, по которым стоит приобрести американский эсминец Sims.

  • Линкоры

North Carolina (VIII ур.) – этот шедевр американского судостроения имеет не самую лучшую для его класса броню, однако, за счет этого он демонстрирует поразительную подвижность. В умелых руках линкор Северная Каролина становится практически универсальным боевым кораблем. Мощное ПВО и внушительное вооружение позволяет ему эффективно уничтожать вражеские крейсеры, линкоры и авиацию. Единственное, чего стоит опасаться его капитану – это авианалеты и скоординированные групповые атаки.

Montana (X ур.) – линкор интересен в первую очередь тем, что в реальности проект по его созданию так и не был реализован. Всё же это не помешало разработчикам из студии Wargaming подарить ему жизнь на просторах игровой вселенной World of Warships. По характеристикам он вполне может потягаться с аналогичным японским линкором Ямато. Неторопливая скорость Монтаны с лихвой компенсируется непробиваемой броней и первоклассным вооружением, представленным четырьмя трёхорудийными установками калибром 406 мм.

  • Авианосцы

Independence (VI ур.) – в отличие от авианосцев предшествующих уровней этот корабль гарантирует довольно комфортный геймплей. Его улучшенные ходовые характеристики и значительно возросшее по сравнению с предшественниками качество самолетов позволяет игрокам в полной мере реализовать потенциал этого класса. Приличная скорость и мощное ПВО позволяют авианосцу успешно уклоняться от вражеских атак. Играть на Independence было бы еще приятнее, если бы на его борту располагалось больше универсальных орудий. Но в силу небольших размеров их количество сводится к двум. Таким образом, для ближнего боя судно вряд ли подойдет. Но это ему и не нужно.

Midway (X ур.) – этот корабль можно назвать первым и, по сути, последним «линейным авианосцем» флота Соединенных Штатов. Его бронированная полетная палуба может выдержать даже бомбовую атаку. А на борту корабль несет одну из самых многочисленных групп самолетов, представленных в WoWS. Добавьте к этому хорошие ходовые характеристики и надежную броню – и вы получите практически идеальную машину для уничтожения вражеских кораблей.

Япония

Кораблестроители Страны восходящего солнца отличались довольно оригинальным мышлением. Позаимствовав лучшие идеи у американских и европейских коллег, они смогли успешно сочетать их со своими разработками и создать ряд уникальных по своим характеристикам боевых кораблей.

  • Крейсеры

Kuma (IV ур.) – корабль, по праву заслуживший звание одного из самых противоречивых в игре. При внушительном для такого уровня вооружении, высокой скорострельности и безупречных ходовых характеристиках, он имеет ряд существенных минусов, с которыми приходится считаться. В их числе недостаточно мощное ПВО и низкие показатели дальнобойности. В целом можно сказать, что Kuma – корабль на любителя. Хотя, этот факт не мешает ему оставаться одним из самых популярных крейсеров среди игроков WoWS.

Yubari (IV ур.) – премиумный легкий крейсер, который может доставить немало хлопот командирам авианосцев. На его борту расположились 16 зенитных установок, представляющих серьезную угрозу для самолетов противника. При невероятно высокой скорости, достигающей 35 узлов, он отличается прекрасной маневренностью, что сводит на нет любые попытки противника нанести ответный удар. А тем, кто еще сомневается в боевом потенциале Yubari, мы напомним о том, что этот крейсер оснащен мощнейшими среди кораблей его уровня торпедами калибра 610 мм.

Mogami (VIII ур.) – этот крейсер может дать достойный отпор не только аналогичным судам, но и кораблям более высоких уровней. Наличие 15 скорострельных орудий калибром 155 мм позволяет ему поливать противников разрушительным шквальным огнем. Причем в топовой комплектации калибр можно увеличить. Правда, скорость стрельбы при этом немного снизится. Также стоит отметить, что, как и любой крейсер, появившийся на свет в Японии, Mogami имеет в своей конструкции торпедные аппараты, позволяющие успешно атаковать тяжелые суда.

Atago (VIII ур.) – еще один премиумный японский корабль, сочетающий в себе подвижность, стойкость и невероятную боевую мощь. Этот крейсер является настоящим подарком для всех любителей тактической импровизации. Многофункциональность, свойственная всем кораблям этого класса, в нем доведена до максимума. По показателям «живучести» Atago оставит позади любого одноклассника. А скорость в 35 узлов позволяет ему передвигаться практически наравне с эсминцами. Ну и в качестве вишенки на торте выступают высокоточные орудия калибром 203 мм и мощное торпедное вооружение.

  • Эсминцы

Minekaze (V ур.) – казалось бы, этот корабль ничем не отличается от остальных эсминцев японской ветки. Он имеет весь набор недостатков, свойственных для этой линейки: тонкая броня, неповоротливые башни, не самый крупный главный калибр. Однако, есть у Minekaze несколько ключевых преимуществ, которые позволяют ему побороться за звания одного из самых популярных кораблей в World of Warships. Благодаря поразительной быстроходности он становится практически неуловимым для врагов. А мощное торпедное вооружение превращает Minekaze в серьезного противника для всех кораблей.

Shimakaze (X ур.) – эсминец, способный занять первое место по боевой мощи среди всех кораблей, представленных в игре. В его арсенале три пятитрубные ТА, оснащенные легендарными торпедами Long Lance. А усовершенствованные котлы с высокими показателями пара позволяют этому эсминцу развивать скорость до 39 узлов.

  • Линкоры

Ishizuchi (IV ур.) – премиумный линкор, названный в честь самой высокой горы западной Японии, заслуживает отдельного внимания за счет своей уникальной конструкции. На его борту весьма удобно расположились пять орудийных башен, обеспечивающих точную и эффективную стрельбу. А благодаря облегченной броне Ishizuchi развивает невероятную для линкора скорость – до 28 узлов.

Fuso (VI ур.) – игра на этом корабле дает возможность почувствовать всю мощь японских линкоров. Он оснащен шестью орудийными башнями, в сумме содержащими 12 пушек. С таким мощным вооружением в сочетании с непробиваемой броней Fuso может сражаться на равных даже с линкорами, превосходящими его по уровню.

Yamato (X ур.) – это самый крупный и внушительный линейный корабль в истории судостроения. Огромное преимущество перед противниками ему дает самая мощная в игре артиллерия, представленная орудиями 480 калибра, и самая надежная броня бортов, защищающая линкор от вражеских атак на дальней и средней дистанции.

  • Авианосцы

Zuiho (V ур.) – один из самых легких кораблей этого класса, обладающий обширным авиакрылом и смертоносной боевой комплектацией. Слабая защита этого японского авианосца вполне компенсируется прекрасными ходовыми качествами.

Zuikaku (VIII ур.) – шесть авиационных групп на борту, нетипичная для этого класса быстроходность и поразительная маневренность превращают этот авианосец в злейшего врага бронированных линкоров. Даже самое мощное ПВО порой не в силах преодолеть ударную волну Zuikaku.

СССР

Главной отличительной чертой советской линии кораблей в WoWS станет отсутствие авианосцев. Если верить архивным данным, в заявленный исторический период СССР не располагал судами этого класса. На сегодняшний день в игре в полной мере реализована ветка советских эсминцев. И среди них особого внимания заслуживают следующие экземпляры:

Гневный (V ур.) – быстрый и маневренный эсминец, обладающий без малого крейсерским калибром. Он придется по душе любителям разрушать вражеские цитадели и охотиться на крейсеры противника. В открытом противостоянии с идентичными судами других наций «Гневный» занимает выигрышную позицию благодаря наличию на борту четырех орудий 130 калибра. А по скорости он уступает, разве что, шустрому японцу Minekaze.

Гремящий (V ур.) – премиумный корабль, уже успевший завоевать признание игроков во время открытого бета-теста. Он несет на борту одно из самых разрушительных по меркам эсминцев орудий: 130-мм пушки могут успешно атаковать не только легкие вражеские суда, но и неприступные линкоры. Еще один несомненный плюс «Гремящего» – 8-километровая дальность хода торпед при 7-километровой дистанции обнаружения корабля.

Киев (VII ур.) – от других эсминцев ветки СССР его отличает усиленная артиллерия, практически предельная скорость и наличие на борту пятитрубных торпедных аппаратов. На корабле установлены стандартные для советских моделей 130-мм орудия. Тем не менее, значение имеет не калибр, а их количество: три пары орудий, расположенных в трех башнях.

Наш обзор будет неполным, если мы оставим без внимания самых выдающихся представителей классов крейсеров и линкоров, представленных в советской ветке:

Аврора (III ур.) – легендарный крейсер, созданный еще при царской власти, в полной мере раскрывает свой боевой потенциал в эскадренном бою. Этот премиумный корабль вооружен 14 орудиями 152 калибра, беспощадно уничтожающими волнами фугасных снарядов эсминцы и легкие крейсера противника. А благодаря повышенной доходности «Авроры» в кредитах владельцы крейсера могут ускорить свое развитие и движение по ветке прокачки.

Мурманск (V ур.) – еще один премиумный советский корабль, обладающий мощной артиллерией и внушительным торпедным вооружением. Высокая скорость и маневренность в сочетании с достойным запасом боеспособности заставляет игроков пристальнее присмотреться к крейсеру «Мурманск». Из основных минусов судна можно выделить слабую броню, уязвимую цитадель и высокую степень заметности.

Император Николай I (IV ур.) – последнее слово в строительстве линейных кораблей Российской империи. К сожалению, революционные события 1917 года не позволили этому первоклассному линкору вступить в строй. Однако, создатели WoWS дали ему шанс потягаться за звание фаворита среди «одноклассников». «Император Николай I» может прекрасно показать себя даже в противостоянии с более развитыми противниками за счет превосходной брони и оптимального расположения орудийных башен.

Германия

Внедрение в игру немецкой ветки развития началось с появления линейки крейсеров. По словам разработчиков, изюминками кораблей этой нации станут потрясающая живучесть и скорострельность орудий. О том, насколько правдивы эти заявления, мы можем судить на примере лучших представителей немецкого флота, доступных в WoWS на данный момент:

Königsberg (V ур.) – одна из ярчайших звезд немецкой ветки. Это универсальный крейсер, который может стать идеальным бойцом второй линии. Он открывает перед игроками безграничный тактический потенциал за счет выгодного сочетания отличной артиллерии и хороших ходовых качеств. А четыре трехтрубных торпедных аппарата, расположившиеся по обоим бортам корабля, готовы атаковать противников с расстояния до 6 км.

Admiral Hipper (VIII ур.) – немецкий крейсер, который даст фору многим кораблям этого класса. Его точные и дальнобойные орудия гарантируют эффективную стрельбу даже на предельных дистанциях. Admiral Hipper не станет легкой мишенью для врагов, так как его броня способна выдерживать даже весьма агрессивные атаки. Этот король дистанционных дуэлей прекрасно покажет себя и в ближнем бою. Хотя его торпедные аппараты и не сравнятся по урону с аналогичными японскими, тем не менее их огневой мощи вполне хватит, чтобы дать достойный отпор противнику.

Hindenburg (X ур.) – внушительный корабль с солидной артиллерией, включающей 12 орудий 203 калибра. Главным козырем этого крейсера является поразительная дальность стрельбы – до 17,8 км. Кроме всего прочего, Hindenburg является одним из самых живучих представителей своего класса. Хитроумная немецкая система бронирования защищает судно в боях на ближних дистанциях.

В итоге

Выделить самый лучший корабль из тех, что предлагает нам игра World of Warships, невозможно. Каждый класс и нация имеют свои плюсы и минусы. И каждый отдельный игрок отдает предпочтение тем кораблям, которые наиболее гармонично сочетаются с его стилем игры. И поэтому любая оценка будет заведомо субъективной.

Мы надеемся, что наши рекомендации помогут вам сориентироваться в многообразии вариантов и выделить для себя наиболее предпочтительные. А повысить эффективность игры и улучшить свои результаты вам поможет наша статья – . На сегодня все, всем пока и до скорых встреч.

А также ряд других типов кораблей.

Первые паровые крейсера

В середине XIX века крейсерские функции стали выполнять парусно-винтовые корабли различных типов: фрегаты , корветы , шлюпы , клиперы .

Шлюп ВМС США «Кирсардж», поставивший точку в карьере «Алабамы».

Значительный толчок к развитию кораблей крейсерского класса дала Гражданская война в США 1861-1865 годов. Конфедерация Южных Штатов , не располагая крупным флотом, в борьбе на море делала ставку на действия парусно-паровых рейдеров. Конфедерация впервые стала официально применять термин "крейсер", хотя он по-прежнему объединял корабли по назначению, а не по конструкции. Хотя фактически их было немного, они сумели захватить более 200 торговых судов северян . Особенно отличились рейдеры «Флорида» (англ. Florida ), захватившая 38 судов и «Алабама» (англ. Alabama ), на счету которой имелось 69 призов и потопление вражеской канонерской лодки «Гатеррас» (англ. Hatteras ). Двухлетняя эпопея «Алабамы» оборвалась 19 июля 1864 года, когда она была потоплена шлюпом северян «Кирсардж» (англ. Kearsarge ) в ожесточённом бою близ французского порта Шербур . Впечатляло и количество сил задействованных против рейдеров. Так, за действовавшим до конца войны рейдером «Шенандоа» (англ. Shenandoah ), гонялось до 100 вражеских кораблей .

Успехи рейдеров южан породили и подражание со стороны противника. Уже после окончания войны американский флот пополнили фрегаты типа «Вампаноа» (англ. Wampanoag ), на которые возлагалась задача борьбы с британским судоходством в случае военного конфликта. Корабли оказались весьма быстроходными, головной даже поставил мировой рекод скорости - 17,75 узла, но в целом считались неудачными. Деревянный корпус был слишком хлипок, машины имели непомерный вес, а дальность плавания под парами оставляла желать лучшего .

Британский фрегат «Шах» - типичный пароходофрегат 1870-х годов, выполнявший крейсерские функции.

В России первыми паровыми судами, выполнявшими крейсерские функции, стали построенные в Архангельске винтовые клипера «Разбойник», «Джигит», «Пластун», «Стрелок», «Опричник» и «Наездник» (1855-1857), а также бронированные пароходофрегаты (впоследствии переименованные в крейсеры) «Князь Пожарский» (1867) и «Генерал-адмирал» (1873).

В 1878 году в британской и российской классификациях официально появился термин «крейсер» (хотя определения крейсеров не совпадали: в России крейсером называли вспомогательный незащищённый корабль). В США первыми крейсерами стали построенные в 1884 году «Атланта» и «Бостон». В 1892 году в Великобритании и в России были проведены переклассификации, в результате которых в обеих странах к крейсерам стали относить легкобронированные и небронированные артиллерийские корабли с паровым двигателем, включая старые пароходофрегаты и парусно-винтовые корветы.

Крейсера на рубеже XIX-XX веков

Бронепалубные крейсера

Бронепалубный крейсер «Олег».

Уже первые опыты применения небронированных крейсеров показали их крайнюю уязвимость. Расположение артиллерийских погребов и силовых установок ниже уровня ватерлинии не позволяло обеспечить их сколь-нибудь надёжную защиту, а с переходом от горизонтальных к вертикальным паровым машинам стало вообще невозможно. Однако требование дешевизны крейсеров, а значит и ограниченного водоизмещения не позволяли оснастить большую часть крейсеров бортовой бронёй.

Схема защиты бронепалубного крейсера.

В итоге, это привело к компромиссному решению - установке на крейсерах специальной броневой палубы со скосами, прикрывавшей машины и погреба боеприпасов. Дополнительную защиту бортов от снарядов обеспечивали «угольные ямы», составляющие часть корпуса, слой угля толщиной 2 фута являлся примерным эквивалентом 1 дюйма стальной брони. В военно-морских флотах того времени новые корабли стали именовать «бронепалубными» или «защищёнными» (protected cruisers ). Первым представителем нового класса стал британский «Комюс», заложенный в 1878 году. В дальнейшем, благодаря относительной дешевизне, бронепалубные крейсера стали составлять основу крейсерских сил большинства морских держав.

Броненосные крейсера

Германский броненосный крейсер «Гнейзенау».

Уязвимость небронированных крейсеров подтолкнула российских кораблестроителей на другой путь. Поскольку во второй половине XIX века российское морское министерство было увлечено идеей крейсерской войны против британского судоходства, возникло желание повысить боевую устойчивость российских рейдеров в борьбе с многочисленными крейсерами вероятного противника. В 1875 году в состав Российского императорского флота вошёл фрегат «Генерал-адмирал» , ставший первым в мире броненосным крейсером. В отличие от бронепалубных крейсеров, эти корабли обладали не только броневой палубой, но и бронированием борта в районе ватерлинии .

Первоначально лишь российский и британский флоты развивали тип броненосного крейсера, но в 1890-х годах такие корабли стали строить все ведущие морские державы. При этом считалось, что броненосные крейсера способны дополнить, а при необходимости заменить броненосцы - главную ударную силу флотов конца XIX века.

В войнах за передел мира, происходивших в конце XIX- начале XX веков броненосные крейсера играли весьма важную роль и показали себя весьма неплохо. В особенности это относилось к японским кораблям, отлично проявивших себя в сражениях русско-японской войны . Воодушевлённые адмиралы различных стран спешно заказали новые крейсера этого класса, но именно в это время броненосные крейсера внезапно и бесповоротно устарели. Успехи в области двигателестроения, металлургии и развития систем управления огнём привели к появлению линейных крейсеров , способных легко догнать и уничтожить любой броненосный крейсер.

Кроме того, во флотах некоторых стран сохранялись и небронированные крейсера. Небольшие и слабо вооружённые, они предназначались для службы, не связанной с участием в серьёзных боевых действиях, например для устрашения населения колоний или роли стационера.

В военное время ряд государств использовал вспомогательные крейсеры . Они обычно являлись вооружёнными коммерческими судами и предназначались для несения дозора или рейдерских действий.

Крейсера в Первой мировой войне

«Бирмингем» (Великобритания) - типичный лёгкий крейсер Первой мировой.

Прогресс в кораблестроении и смежных отраслях привёл к значительным изменениям в военно-морской технике. Появление паровых турбин , обладавших заметно лучшими массо-габаритными характеристиками и удельной мощностью , а также переход на жидкое топливо позволил ввести в боевой состав флотов принципиально новые классы кораблей. Хотя переворот в военно-морском деле обычно связывают с дредноутами , крупные перемены произошли и в строительстве крейсеров. Во-первых, новые силовые установки позволили оснастить бортовой бронёй даже сравнительно небольшие корабли, что привело к появлению в 1910-х годах лёгких крейсеров . Во-вторых, обладавшие огромной мощностью турбины, позволили приступить к строительству линейных крейсеров , на которые возлагались особые надежды.

К началу Первой мировой войны крейсера занимали важное место в системе морских вооружений. На крейсерские силы возлагалось большое количество задач:

  • Нарушение неприятельских коммуникаций;
  • Борьба с вражескими рейдерами;
  • Ведение дальней разведки в интересах главных сил флота;
  • Поддержка лёгких сил;
  • Проведение торпедно-артиллерийских атак в ходе генерального сражения;
  • Блокадные действия;
  • Набеговые операции.

Наиболее крупными и современными крейсерскими силами обладали Великобритания в силу своей зависимости от морских коммуникаций и Германия, собиравшаяся эти коммуникации прервать. Вместе с тем, дредноутная гонка привела к ситуации при которой ряд солидных морских держав не мог уделить должное внимание строительству адекватных крейсерских сил. Так США и Франция вплоть до конца войны не имели ни одного современного крейсера.

Крейсерские силы на начало Первой мировой войны
Государство Линейные крейсера Броненосные крейсера Лёгкие крейсера Бронепалубные крейсера Примечание
Австро-Венгрия 0 3 3 7
Великобритания 10 34 36 22 плюс около 40 старых бронепалубных крейсеров
Германская империя 7 9 6 33 плюс около 13 старых бронепалубных крейсеров
Италия 0 10 3 9
Россия 0 6 0 8
США 0 12 6 16
Османская империя 0 0 0 2
Франция 0 19 0 13
Япония 2 13 3 10

Будучи относительно многочисленными и гораздо менее ценными боевыми единицами нежели дредноуты, крейсера активно использовались всеми воюющими сторонами. К числу наиболее ярких крейсерских сражений Первой мировой можно отнести бои у мыса Коронель , Фолклендских островов, Гельголандской бухты, Доггер-банки .

Линейный крейсер «Рипалс» (схема).

В последних трёх отлично проявили себя английские линейные крейсера. Однако в Ютландском сражении 1916 г . они понесли тяжёлые потери в силу конструктивных недостатков и неграмотной тактики, после чего доверие к этому типу кораблей резко упало .

В качестве блокадной силы английские крейсера показали себя вполне успешно. Германские крейсера не смогли, несмотря на отдельные успехи, нарушить британские коммуникации и их полезность свелась к отвлечению некоторых сил противника с главного театра военных действий .

Массовое строительство крейсеров в годы войны вели лишь Великобритания и Германия. Британский флот за годы войны пополнился 4 линейными и 42 лёгкими крейсерами, немецкий - 1 линейным, 12 лёгкими и 2 бронепалубными. В остальных странах крейсерские силы увеличились незначительно: Япония построили 2 линейных крейсера, Австро-Венгрия - 1 бронепалубный. В России перед войной заложили 4 линейных крейсера типа «Измаил» и 6 лёгких типа «Светлана» , но не смогли достроить ни одного.

Развитие класса крейсеров между мировыми войнами

Тяжёлые крейсера

Первое поколение тяжёлых крейсеров

Появление тяжёлых крейсеров стало результатом Вашингтонской морской конференции. В ходе дебатов о крейсерских силах возникло предложение о качественном ограничении вновь построенных кораблей этого класса. Британцам, незадолго до этого достроившим сильнейшие в мире крейсера типа «Хокинс» , было крайне нежелательно пускать на слом эти весьма дорогие корабли и они, при благожелательном отношении США и Японии, настояли на принятии ограничительных характеристик близких к «Хокинсам» . Таким образом, будущие крейсера должны были иметь водоизмещение не более 10 000 тонн, а калибр артиллерии не должен был превышать 203 мм .

Тяжёлый крейсер «Корнуолл» типа «Кент»

Тяжёлый крейсер «Кольбер» типа «Сюффрен»

Ещё более слабое бронирование получили первые «вашингтонские» крейсера Франции типа «Дюкень» , построенные в двух экземплярах. Их защита ограничивалась тонкой броней артиллерийских погребов, зато скорость и мореходность соответствовали самым высоким стандартам. Следующий тип французских крейсеров типа «Сюффрен» получил заметно более мощное бронирование, причём оно усиливалось от корабля к кораблю. В итоге все 4 единицы получились достаточно разными.

Итальянский флот традиционно делал главную ставку на скорость, пренебрегая мореходностью, дальностью и отчасти бронированием . Пара крейсеров типа «Тренто» формально считалась самыми быстроходными «вашингтонцами» в мире, хотя в реальной эксплуатации их рекордная скорость не подтверждалась .

Тяжёлый крейсер «Пенсакола»

Флот США после долгих колебаний между проектами защитников торговли и эскадренного крейсера выбрал нечто среднее . По вооружению они даже несколько превосходили зарубежные аналоги, имели высокую скорость и большую дальность плавания, но неудовлетворительную защиту. К тому же крейсера типов «Пенсакола» и «Нортхэмптон» из-за просчётов проектировщиков оказались недогруженными . Полностью договорное водоизмещение было использовано лишь в следующим типом – «Портленд» , имевшим усиленное бронирование . Всего американский флот получил 10 тяжёлых крейсеров первого поколения.

Японский флот, рассматривавший тяжёлые крейсера как мощные эскадренные разведчики, стремился получить солидные корабли, но минимально возможных размеров. В результате 4 крейсера типов «Фурутака» и «Аоба» страдали от значительной перегрузки , были вооружены слабее, чем любой иностранный корабль аналогичного класса, имели слабое бронирование, но весьма мощное торпедное вооружение.

Итоги развития тяжёлых крейсеров первого поколения были неутешительны для военных моряков. Не имея достаточного опыта, кораблестроители всех стран не смогли создать сбалансированные боевые единицы. Общим недостатком всех кораблей стало слабое бронирование. В результате, крейсера были непригодны для участия в бою главных сил, но для борьбы на коммуникациях избыточно вооружены и слишком дороги.

Тяжёлый крейсер «Дойчланд»

Ещё одним неприятным сюрпризом стало появление германских «броненосцев» типа «Дойчланд» , часто именовавшихся «карманными» линкорами. Связанная лишь ограничениями Версальского договора, но не подписывавшая Вашингтонский , Германия смогла создать в пределах близких к 10 000 тонн боевые единицы, уступавшие «вашингтонцам» в скорости, но имевшие огромное превосходство в огневой мощи за счёт установки 283-мм орудий .

Второе поколение тяжёлых крейсеров

Между тем, активная дипломатическая борьба ведущих держав за морское доминирование привела к заключению в 1930 году Лондонского морского договора . По его решениям, количество крейсеров с 203-мм артиллерией, отныне именуемых тяжёлыми, было ограничено для США цифрой 18 единиц, для Великобритании 15 и для Японии 12 . Франция и Италия Лондонский договор не подписали, но спустя год заключили Римский пакт, ограничивший количество тяжёлых крейсеров 7 единицами для каждого из флотов . В 1936 году был подписан новый Лондонский договор , при участии США, Великобритании и Франции. Он запрещал строительство тяжёлых крейсеров до 1942 года .

Великобритания, уже имевшая в строю 13 тяжёлых крейсеров, ограничилась достройкой пары кораблей типа «Йорк» . От «Каунти» их отличало уменьшенное водоизмещение, ослабленное вооружение, но и сокращённая стоимость. От закладки усовершенствованных крейсеров типа «Суррей» пришлось отказаться.

Тяжёлый крейсер «Альжери»

Французский флот имел возможность построить лишь один тяжёлый крейсер. Им стал «Альжери» , считавшийся наиболее совершенным европейским кораблём класса . Его главными особенностями стали солидное бронирование и отличная противоторпедная защита .

Тяжёлый крейсер «Зара»

Хорошей защитой отличались и 4 итальянских крейсера типа «Зара» . Уступая крейсерам других стран в мореходности и дальности и имея невыдающуюся скорость, эти корабли считались наиболее защищёнными крейсерами довоенной постройки . Впрочем, боевые качества «Зар» резко снижались из-за неудовлетворительной артиллерии . Ещё одним тяжёлым крейсером итальянского флота стал «Больцано» , в целом повторявший тип «Тренто» . На испытаниях ему удалось установить абсолютный рекорд скорости для тяжёлых крейсеров - 36,81 узла . В реальной эксплуатации скорость оказалась гораздо меньше .

Флот США получил 7 крейсеров типа «Нью-Орлеан» . На этих кораблях была, наконец, резко усилена защита , в силу чего американского командование считало их своими первыми полноценными крейсерами. Дальнейшим развитием класса стал крейсер «Уичита» , построенный в единственном экземпляре в силу ограничений Лондонского договора . Уже после начала войны в Европе, американское руководство заказало серию «Балтимор» . Разработанные на базе «Уичиты», но без ограничения водоизмещения, эти крейсера имели мощное бронирование, а также отличались резко усиленной зенитной артиллерией . В строй они начали вступать уже в ходе Второй мировой войны.

Тяжёлый крейсер «Такао»

Японское морское руководство после неудачи с ранними типами тяжёлых крейсеров, приняло решение строить максимально сильные корабли . 4 крейсера типа «Мёко» и последовавшие за ними 4 крейсера типа «Такао» были очень сильно вооружены, обладали высокой скоростью и сравнительно надёжной броневой защитой, но их фактическое водоизмещение было значительно больше договорного. На этом количественный лимит тяжёлых крейсеров был для японцев исчерпан, но при строительстве лёгких крейсеров типа «Могами» была изначально предусмотрена возможность замены 155-мм орудий на 203-мм , что и было сделано перед началом войны. Последние японские тяжёлые крейсера типа «Тонэ» также закладывались как лёгкие, но в строй вошли уже с 203-мм артиллерией . Их особенностью стало размещение всех тяжёлых орудий в носу, что позволило освободить кормовую часть для гидросамолётов.

Во второй половине 1930-х годов классическими тяжёлыми крейсерами пожелала обзавестись и нацистская Германия. Всего Кригсмарине пополнили 3 крейсера типа «Адмирал Хиппер» , а ещё один в недостроенном виде продан СССР . Эти корабли имели водоизмещение заметно больше 10 000 тонн, но не выделялись в лучшую сторону с точки зрения артиллерийского вооружения и броневой защиты . К достоинствам проекта относилась совершенная система управления огнём , но имелись и крупные недостатки - ненадёжность энергетической установки и ограниченная дальность плавания, не позволявшая эффективно использовать крейсера в качестве рейдеров .

Кроме великих морских держав, тяжёлыми крейсерами обзавелись Испания и Аргентина , по две единицы каждая. Испанские крейсера типа «Канариас» в целом повторяли британский «Кент» , аргентинские «Альмиранте Браун» были уменьшенной версией итальянских «Тренто» .

Попытку построить тяжёлые крейсера предпринял и СССР. В итоговом варианте крейсера типа «Кронштадт» являлись скорее линейными, чем тяжёлыми . Огромные корабли должны были нести артиллерию калибра 305 мм и мощное бронирование . В 1939 году было заложено 2 таких корабля, но с началом Великой отечественной войны их строительство прекратили .

В целом тяжёлые крейсера второго поколения оказались заметно более сбалансированными боевыми единицами, чем их предшественники. Особенное улучшение претерпела защита, но это достигалось либо путём снижения других характеристик, либо методом негласного нарушения международных договоров.

Лёгкие крейсера

Лёгкий крейсер «Дюгэ Труэн»

Лёгкие крейсера 1920-х годов

В первое послевоенное десятилетие строительству лёгких крейсеров уделялось сравнительно мало внимания, так как усилия ведущих морских держав были сосредоточены на тяжёлых крейсерах. В результате поступления лёгких крейсеров во флоты были ограничены.

Великобритания ограничилась достройкой заложенных ещё в ходе войны крейсеров типа «D» и «E» . Французский флот, вообще не имевший современных крейсеров национальной постройки, получил в 1926 году три лёгких крейсера типа «Дюгэ Труэн» . Корабли оказались отличными ходоками и стали первыми в мире крейсерами, оснащёнными артиллерией главного калибра, размещённой в башнях по линейно-возвышенной схеме. Вместе с тем, броневая защита была лишь символической .

США, также не имевшие современных лёгких крейсеров, построили в первой половине 1920-х годов 10 единиц типа «Омаха» . Эти весьма быстроходные корабли были плохо защищены, а их формально мощная артиллерия размещалась по уже устаревшей схеме .

Лёгкий крейсер «Омаха»

Японский флот развивал весьма специфический тип крейсера – лидера флотилий эсминцев. Японские лёгкие крейсера 1920-х годов отличались высокой скоростью, но слабым вооружением и бронированием. В -1925 годах было построено 14 близких по характеристикам крейсеров типов «Кума» , «Нагара» и «Сэндай» .

Германия, скованная Версальскими ограничениями, была вынуждена строить крейсера водоизмещением не более 6000 тонн и с орудиями не более 150 мм . Первый немецкий лёгкий крейсер послевоенной постройки «Эмден» был лишь слегка усовершенствованным вариантом проекта Первой мировой войны . В дальнейшем Рейхсмарине получили 3 крейсера типа «K» . Оснащённые башенной артиллерией, они были слишком слабо защищены, а главное, отличались крайне низкой мореходностью.

«Сэндай»

Определённую активность проявляли и второстепенные морские державы. Нидерланды достроили заложенные ещё в ходе Первой мировой войны 2 крейсера типа «Ява» , которые устарели ещё при вступление в строй.

Испания вела строительство лёгких крейсеров с британской помощью. В результате, крейсер «Наварра» стал вариантом британского «Бирмингема» , 2 крейсера типа «Мендес Нуньес» в целом повторяли британский «Каледон» , а 3 корабля типа «Принсипе Альфонсо» - британский тип «E» .

Британское Адмиралтейство подошло к проектированию лёгких крейсеров нового поколения, начатому ещё до подписания Лондонского договора, в условиях жестких бюджетных ограничений . Новые крейсера типа «Линдер» и их усовершенствованная версия «Сидней» должны были иметь умеренные характеристики при столь же умеренной цене. Основное внимание уделялось мореходности и автономности, вооружение включало лишь 8 152-мм орудий главного калибра, а бронирование было ограниченным . Ещё меньшими, но и менее дорогими оказались крейсера типа «Аретьюза» , на которых число орудий главного калибра сократилось на четверть . Эти маленькие крейсера предназначались для службы при эскадрах . Всего британский флот получил 5 крейсеров типа «Линдер» , 3 типа «Сидней» и 4 типа «Аретьюза».

Лёгкий крейсер «Белфаст».

Известие о закладке в Японии крейсеров типа «Могами» с вооружением из 15 155-мм орудий вынудило англичан резко поднять боевые качества новых крейсеров. В 1934 году было начато строительство серии 5 кораблей типа «Саутгемптон» - крупных крейсеров с вооружением из 12 152-мм орудий. Их усовершенствованной версий стали крейсера типа «Манчестер» , построенные в количестве 3 единиц. Венцом развития класса в Королевском флоте стала пара крейсеров типа «Белфаст» . При том же вооружении они были хорошо защищены и имели усиленную зенитную артиллерию. Однако и стоимость крейсеров оказалась очень высокой .

Ограничения Второго Лондонского договора вынудили ужать удачный проект. Так появились крейсера типа «Фиджи» (Colony series 1 ). При стандартном водоизмещении около 8000 тонн, пришлось ослабить бронирование и ограничиться 9-ю 152-мм орудиями. В строй они начали вступать уже в ходе войны .

США под влиянием новостей из Японии начали строить крейсера типа «Бруклин» , также вооружённые 15 152-мм орудиями . Всего американский флот получил 9 крейсеров этого типа. Уже в 1940 году приступили к строительству крейсеров типа «Кливленд» , заказанных в рекордном количестве – 52 единицы, хотя всего построили 29 . К тому времени договорные ограничения потеряли силу, но для экономии времени проект основывался на «Бруклине» с сокращением орудий главного калибра в пользу универсальных и зенитных .

Итальянский флот продолжал развивать серию «Кондоттьери». От типа к типу росло водоизмещение, усиливалось бронирование и вооружение. Последние «Кондоттьери» типа «Джузеппе Гарибальди» вполне соответствовали лучшим зарубежным образцам, но их артиллерия по прежнему имела серьёзные недостатки . Перед началом войны в итальянском флоте возродилась идея крейсера-скаута. В 1939 году была заложена большая серия крейсеров типа «Капитани Романи» - небольших, слабо вооружённых и практически небронированных, но со скоростью до 40 узлов.

Руководство Кригсмарине больше увлекалось тяжёлыми крейсерами . В 1930-х годах было построено лишь 2 крейсера этого класса, «Лейпциг» и «Нюрнберг» . По своим характеристикам они в целом не превосходили крейсера типа «К». Особенно плохо обстояло с мореходностью.

Японский флот не придавал большого значения лёгким крейсерам. Перед войной заложили лишь три малые серии узкоспециализированных крейсеров типа «Агано» , «Оёдо» , а также учебных типа «Катори» . Их боевая мощь была весьма ограниченной.

Рядом небольших крейсеров пополнились флоты Нидерландов и Швеции, причём шведский крейсер-авиатранспорт «Готланд» оказался ещё и весьма оригинальным, хотя и неудачным лёгким крейсером . Голландский флот получил единичный крейсер «Де Рёйтер» и пару малых крейсеров типа «Тромп» .

ВМФ СССР получал крейсера проектов 26 и 26-бис . Спроектированные с итальянской помощью, они отличались мощным вооружением (9 180-мм орудий) , высокой скоростью хода, но слабым бронированием, низкой мореходностью и малой дальностью плавания. До начала Великой отечественной войны флот получил 4 корабля этих типов. В 1940 году приступили к строительству крейсеров проекта 68 с артиллерией калибра 152 мм, но заметно более защищённых и мореходных. С началом войны их строительство было законсервировано.

Крейсера-минные заградители

Крейсер-минный заградитель «Эбдиел».

Во флотах Великобритании и Франции получил некоторое развитие класс крейсеров-минных заградителей. Интерес к этим кораблям был связан с удачными действиями во время Первой мировой войны немецких кораблей этого класса типа «Бруммер» .

Британцы сначала построили в 1920-х годах экспериментальный крейсер-минзаг «Эдвенчур». Сравнительно крупный корабль имел небольшую для крейсера скорость, но зато стал первым кораблём Королевского флота, оснащённым частично электрической энергетической установкой . В 1939 году британцы приступили к строительству серии «Эбдиел», всего 6 единиц . Небольшие корабли были вооружены лишь универсальной артиллерией, но брали на борт до 156 мин и отличались необычной для британских кораблей ставкой на максимально возможную скорость – более 39 узлов .

Похожую эволюцию претерпели и аналогичные проекты французского флота. Сначала флот получил относительно тихоходный корабль типа «Плутон» , хотя и превосходивший в скорости свой британский аналог . Затем, в 1935 году был введён в строй крейсер-минзаг «Эмиль Бертин» . Легкобронированный корабль, способный принять до 200 мин, имел полноценное вооружение крейсера из 9 152-мм орудий и развил на испытаниях скорость более 30 узлов .

Флоты других стран специализированных крейсеров-минных заградителей не строили, но нередко предусматривали возможность размещения мин на кораблях обычных типов.

Крейсера ПВО

Крейсер ПВО «Атланта».

Рост угрозы с воздуха и ограничения Второго Лондонского договора привели военных моряков к идее строительства сравнительно небольших, но бронированных крейсеров с универсальной артиллерией главного калибра, способных и бороться с воздушным противником и выступать в качестве лидеров эсминцев . В британском флоте такими кораблями стали крейсера типа «Дидо» . Всего флот получил 16 единиц исходного проекта и его усовершенствованного варианта, вооружённых универсальными 133-мм орудиями .

Американский флот пополнился крейсерами типа «Атланта» 3-х серий – в общей сложности 12 единиц. Основное вооружение крейсеров было представлено универсальными 127-мм орудиями в количестве от 12 до 16 штук . Как крейсера ПВО проектировался и тип «Вустер» , заложенный в конце Второй мировой войны в двух экземплярах .

Кроме того крейсерами ПВО планировали обзавестись флота Италии и Японии, но недостаток кораблестроительных мощностей не позволил реализовать эти намерения .

Крейсера во Второй мировой

Перед началом войны основные державы - участники конфликта имели в составе своих флотов следующее количество крейсеров: Великобритания - 65 (18 тяжелых, 47 легких) , США - 37 (18 тяжелых, 19 легких) , Франция - 19 (7 тяжелых, 12 легких), Германия - 11 (6 тяжелых, 5 легких), Италия - 20 (7 тяжелых, 13 легких), Япония - 38 (18 тяжелых, 20 легких), Голландия - 4 легких, СССР - 7 легких крейсеров.

«Балтимор» (США) - возможно самый совершенный тяжёлый крейсер Второй мировой.

Во Второй мировой войне крейсера, являвшиеся важным компонентом флотов, использовались очень активно. К числу наиболее ярких и характерных боевых столкновений с участием крейсерских сил можно отнести бой в устье Ла-Плата 13 декабря 1939 г., сражение в Яванском море 27 февраля 1942 г., бой у острова Саво 9 августа 1942 г., боевые действия в районе острова Гвадалканал в сентябре - декабре 1942 г. и ряд других.

Строительство новых крейсеров в годы войны велось в больших масштабах в США и в Великобритании. Американцы успели построить до окончания войны 47 крейсеров − 2 больших, 12 тяжелых и 25 легких и 8 крейсеров ПВО. Англичане обзавелись 35 крейсерами - 19 легкими и 16 ПВО. Япония ограничилась достройкой 4 легких крейсеров, Италия ввела в строй 3 крейсера-скаута.

Начавшаяся война аннулировала международные договоренности и позволила создать действительно гармоничные и мощные крейсера. Венцом развития артиллерийских крейсеров стали американские «Балтимор» (англ. Baltimore ) . В США появился также класс «больших» крейсеров типа «Аляска» (англ. Alaska ) , но они не получили дальнейшего развития.

Развитие класса крейсеров в первый послевоенный период

В первый послевоенный период строительство новых крейсеров было весьма ограниченным. США и Великобритании и без этого обладали огромными флотами, намного превосходящими любого возможного противника. В частности, американский ВМФ насчитывал 83 крейсера, британский 62. На кораблестроительных программах других стран сказывалось тяжёлое экономическое положение, а для побеждённых и неясный военно-политический статус. Также большое влияние на развитие флотов того времени оказывала неопределённость, связанная с появлением новых средств борьбы - ядерного оружия и управляемых ракет.

США в первый послевоенный период ограничились достройкой ряда крейсеров, находившихся в высокой степени боевой готовности. Были введены в строй 8 тяжёлых крейсеров типов «Балтимор» (Baltimore ), «Орегон» (Oregon City ) и «Де Мойн» (Des Moines ) , 3 лёгких крейсера типа «Атланта» (Atlanta , в 1949 году переклассифицированы в крейсера ПВО), 1 типа «Кливленд» (Cleveland ), 2 типа «Фарго» (Fargo ) и 2 типа «Вустер» (Worcester ) . Одновременно была прекращена постройка 23 крейсеров, а значительная часть оставшихся выведена в резерв. 6 крейсеров типа «Кливленд» были проданы латиноамериканским странам.

Великобритания, находившаяся в сложном экономическом положении, стала на путь крупномасштабного сокращения флота. В 1945-1955 были пущены на слом 32 крейсера, переданы Индии 2 крейсера, гоминьдановскому Китаю - 1. Строительство 3 крейсеров типа «Тигр» (англ. Tiger ) было заморожено.

Французский флот насчитывал после войны 9 крейсеров, 2 из них были списаны в 1945-1955 годах. Строительство крейсера «Де Грасс» (De Grasse ), заложенного ещё в 1939 году, было продолжено по изменённому проекту и закончено в 1956. Голландский флот имел к концу 1945 года 2 крейсера в боевом составе и ещё два достроил в 1950-1953 годах по изменённому проекту (De Zeven Provincien ). Италия располагала к 1946 году 9 крейсерами. Из этого количества в строю осталось 4, 1 был сдан на слом и 4 переданы по репарациям (Франции - 2, Греции - 1, СССР - 1).

СССР располагал к концу 1945 года 8 крейсерами и ещё два крейсера получены по репарациям из Германии и Италии. Два крейсера («Красный Кавказ» , «Красный Крым») были списаны в 1953 году. Тем не менее, крейсерские силы советского ВМФ могли рассчитывать на великое будущее, поскольку И. В. Сталин был поклонником крупных кораблей и мечтал о ведении крейсерской войны против бывших союзников.

Предварительный вариант первой послевоенной кораблестроительной программы СССР предусматривал, в частности, постройку 92 крейсеров различных типов. Ввиду явной неадекватности подобных проектов, в программе строительства «Большого флота» на 1945-1955 годы было запланировано строительство 34 крейсеров - 4 тяжёлых и 30 лёгких. К 1950 году были достроены по скорректированному проекту, заложенные до войны крейсера типа «Чапаев» (проект 68К). В 1953-1957 годах вступили в строй 15 крейсеров проекта 68-бис, ещё 6 крейсеров этого типа были сданы на слом в высокой степени готовности. По своим основным характеристикам они соответствовали американским кораблям 1940-х годов . Три тяжелых крейсера типа «Сталинград» (проект 82) были заложены в 1951-52 годах, но в 1953 году их строительство было прекращено. Кроме того велась и интенсивная разработка новых проектов артиллерийских крейсеров.

Ракетные крейсера

Крейсера США

С появлением к середине 50-х годов пригодных к использованию ЗРК начались работы по установке этих систем на боевые корабли. Первоначально ракетное оружие появилось на переоборудованных артиллерийских крейсерах. В 1955-56 годах были введены в строй два крейсера типа «Балтимор» на которых, за счёт снятия кормовых орудийных башен разместили две спаренные пусковые установки ЗРК «Терьер» (Terrier ). В 1957-60 гг. под ракетные комплексы «Терьер» и «Талос» (Talos ) были переоборудованы шесть крейсеров типа «Кливленд» , а ещё три крейсера типа «Балтимор» получили комбинацию из ЗРК «Талос» и «Тартар» (Tartar ).

Ввиду крайне высокой стоимости проект «Лонг Бич» не получил развития. В 1960-70-х годах американский ВМФ предпочитал строить менее крупные крейсера. В 1962-64 гг. были введены в строй 9 кораблей типа «Леги» (Leahy ). Атомный вариант этого проекта был назван «Бейнбридж» (Bainbridge ) и построен в единственном экземпляре. В 1964-67 гг. американский флот получил 9 несколько более крупных крейсеров типа «Белкнап» (Belknap ). Этот тип имел свою атомную версию «Тракстан» (Truxtun ), который также остался единственным. Впоследствии они были перевооружены ЗРК «Стандарт» (Standart ) различных модификаций.

В 1974-75 гг. были построены два атомных крейсера типа «Калифорния» (California ) и наконец в 1976-80 гг. закончены постройкой 4 атомных крейсера типа «Вирджиния» (Virginia ). Эти серии изначально вооружались ЗРК «Стандарт». Основной задачей американских ракетных крейсеров того времени было обеспечение ПВО авианосных соединений. До 1980 г. эти корабли не имели противокорабельного ракетного оружия.

Следует отметить, что в силу особенностей национальной классификации все американские ракетные крейсера специальной постройки до переклассификации 1975 года числились фрегатами.

Крейсера европейских стран

Ракетный крейсер «Кольбер».

Строительство ракетных крейсеров в европейских странах было крайне ограниченным. Франция в 1972 г. переоборудовала крейсер «Кольбер» в ракетный с установкой спаренной ПУ «Масурка». Италия ввела в строй два крейсера типа «Андреа Дориа». В составе британского флота появилось 8 лёгких ракетных крейсеров типа «Каунти», но большинство источников классифицирует их как эсминцы.

Крейсера СССР

На развитие крейсерских сил советского ВМФ наложило большой отпечаток неприятие Н. С. Хрущёвым крупных надводных кораблей. Первой жертвой этой политики стали недостроенные крейсера проекта 68-бис. Попытки руководства флота спасти 7 недостроенных крейсеров с помощью переоборудования их в ракетные по проектам 64, 67, 70 и 71 успеха не имели. Фактически был переоснащён в экспериментальных целях крейсер «Дзержинский», получивший одну спаренную ПУ ЗРК М-2 «Волхов-М». Что касается последних проектов «классических» крейсеров - лёгкого 84 и тяжёлого 66, то эти программы были остановлены ещё на стадии эскизного проектирования. Также было прекращено проектирование атомного крейсера проекта 63.

Таким образом, единственными советскими ракетными крейсерами специальной постройки в 60-х гг. стали 4 корабля типа «Грозный» (проект 58) заложенные как эсминцы. Кроме того в 1977 г. в ракетные крейсера были переклассифицированы БПК проекта (4 единицы), ввиду недостатков их противолодочного вооружения. Отметим, что западные военные эксперты причисляли к ракетным крейсерам БПК типов 1134-А и 1134-Б (всего 17 единиц) .

Крейсера-вертолётоносцы

Крейсер-вертолётоносец «Витторио Венето».

Бурное развитие подводных сил после Второй мировой войны вызвало необходимость усиления противолодочных сил. Особое значение это приобрело к началу 60-х гг., когда на боевое патрулирование стали выходить атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Одним из путей решения вопроса считался ввод в боевой состав флотов специальных вертолётоносных кораблей способных вести эффективный поиск ПЛ на большом удалении от берега. США располагавшие большим количеством специализированных противолодочных авианосцев не нуждались в постройке специальных кораблей такого типа, поэтому крейсера-вертолётоносцы появились во флотах европейских стран и СССР.

Европейские крейсера-вертолётоносцы

Первым кораблём - противолодочным вертолётоносцем стал французский крейсер «Жанна д’Арк» (Jeanne d’Ark ), вступивший в строй в 1964 г. и способный также действовать в качестве десантного вертолётоносца и учебного корабля. В том же году Итальянский флот получил два крейсера типа «Кайо Дуилио» (Caio Duilio ), а позднее их увеличенную версию «Витторио Венето» (Vittorio Veneto ). Последний мог принимать на борт до 9 противолодочных вертолётов. Британский флот в 1964-69 гг. перестроил два чисто артиллерийских крейсера типа «Тайгер» (Tiger ) в крейсера-вертолётоносцы принимавших 4 вертолёта. Оценка этого типа кораблей оказалась столь высока, что и будущие лёгкие авианосцы типа «Инвинсибл» (Invincible ) первоначально тоже должны были стать крейсерами-вертолётоносцами с авиагруппой из шести тяжёлых машин .

Советские крейсера-вертолётоносцы

Первые предложения по строительству крейсеров-вертолётоносцев были выдвинуты в 1958 г. как попытки спасти от разделки почти готовые крейсера проекта 68-бис за счёт их перестройки в корабли ПЛО с противолодочным вооружением. Однако размеры крейсеров показались тогда командованию ВМФ чрезмерными и разработка проекта 1123 «Кондор» началась в 1960 г. с «чистого листа» . Первый крейсер проекта «Москва» вступил в строй в 1967 г. и оказался достаточно эффективным для целей ПЛО благодаря наличию 14 противолодочных вертолётов и мощной ГАС. Второй крейсер «Ленинград» вошёл в состав флота спустя два года. Всю свою службу корабли провели в составе Черноморского флота, действуя обычно в акватории Средиземного моря. Первоначально предполагалось построить серию из 12 крейсеров данного типа, но резкий рост боевых возможностей атомных ракетных Пл, особенно в плане дальности стрельбы баллистическими ракетами вынудил ограничиться двумя кораблями. Строительство третьего крейсера проекта 1123 было отменено в 1968 г. ещё до закладки. Тем не менее, «Кондоры» сыграли важную роль в развитии отечественных авианесущих кораблей.

Современные крейсера

Американские крейсера

Новейшими на сегодняшний день крейсерами ВМС США являются корабли типа «Тикондерога» (Ticonderoga ). Головной в серии из 27 единиц вступил в строй в 1981 г. став первым кораблём оснащённым многофункциональной системой оружия «Иджис» (Aegis ) , резко повысившей возможности ПВО и ПРО. Начиная с шестого корабля серии «Банкер Хилл» (Bunker Hill) крейсера получили установки вертикального пуска Mk41 для ракет «Стандарт» , «Томагавк» (Tomahawk ) и

Ракетный крейсер типа Тикондерога

Крейсера участвовали в операциях против Ирака ( , ) и Югославии (1999) в качестве кораблей ракетно-артиллерийской поддержки. В 2004 году первые пять кораблей серии выведены из боевого состава флота. Оставшиеся 22 единицы начиная с г. проходят модернизацию включающую приспособление кораблей к новым зенитным ракетам, замену артиллерии и электронного оборудования.

Предположительно с 2016-2019 г. эти крейсера будут заменяться 19-24 новыми кораблями CG(X) , созданными на базе проекта Zumwalt DD(X). В настоящей момент проект находится на стадии исследований.

Советские/Российские крейсера

Своеобразной визитной карточкой советского ВМФ в последний период его существования стали тяжёлые атомные ракетные крейсера типа «Киров» (проект 1144 «Орлан»). Головной корабль вступил в строй в г. В и к нему добавились ещё два, последний из заложенных кораблей вступил в строй уже после распада СССР под именем «Петра Великого». Это самые крупные надводные боевые корабли (кроме авианосцев), построенные после Второй мировой войны, что дало повод западным экспертам именовать их линейными крейсерами. На крейсерах представлена практически вся номенклатура современного морского вооружения выпускавшегося советским ВПК, в силу чего все корабли серии существенно различаются между собой по боевым системам.

Каждый из четырех атомных ракетных крейсеров пр.1144 («Орлан») имел настолько существенные отличия по вооружению, что головной «Адмирал Ушаков» (бывший «Киров») и последний - «Петр Великий» (бывший «Андропов») - можно без перебора считать разными кораблями. Такая практика имела и своих идеологических обоснователей. Один из влиятельных адмиралов ГУК называл это «модернизацией в ходе строительства» и искренне считал оную объективной потребностью внедрения плодов «научно-технического прогресса». Однако то обстоятельство, что из-за таких квази-прогрессивных решений флот в результате становился «винегретом» из кораблей различных проектов и «подвариантов», высшие эшелоны, по-видимому, сильно не беспокоило .

На 2007 г. единственным действующим крейсером этого типа оставался «Пётр Великий». Крейсер «Адмирал Нахимов» находится на ремонте окончание которого намечено на 2011 г., «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Ушаков» будут модернизированы и приняты во флот до 2020 года .

По поводу кораблей проекта «Орлан» существуют различные мнения, от восторженных до резко критических:

Как видим, крейсер пр.1144 чисто меха­нически и стихийно получился (именно получился) многоцелевым. Это потребо­вало корректировки его задач (заметим, что процесс идет по принципу «телега впереди лошади»: сначала «получается» корабль, а потом ему изобретаются зада­чи). Таковые дополнились требованием поражения группировок НК противника или, точнее - авианосных ударных со­единений (АУС). Но никому тогда и в го­лову не приходило, как «растащить» ре­шение новой задачи с сохранившейся ста­рой. В конце концов, не может же даже «самоновейший» крейсер, вобравший в себя фактически ВСЮ номенклатуру ору­жия и вооружения для НК (кроме, пожа­луй, минно-трального), одновременно громить и гонять вражеские ПЛАРБ и громить АУС. Иными словами: хорошо, что корабль многоцелевой, но неясно, чем хорошо-то?

Было также возобновлено строительство ракетных крейсеров с газотурбинной силовой установкой . Предполагалось построить 6 единиц проекта 1164 . С 1979 по 1990 гг. в состав флота вошли три корабля типа «Слава» . Четвёртый корабль серии «Адмирал Лобов» в 1991 г. при 75 % готовности перешёл в собственность Украины, переименован в «Галичину», затем в «Украину», остаётся недостроенным. Попытки продать крейсер успеха не имели. Оставшиеся два корабля не закладывались.

Основным назначением этих крейсеров стала борьба с авианосными соединениями НАТО с помощью противокорабельных ракет «Базальт» в силу чего они именовались «убийцами авианосцев». В качестве основного зенитного вооружения крейсера получили ЗРК «Форт» .

Крейсерский состав флотов мира на 2011 г

Современный крейсер - дорогостоящий продукт кораблестроительных, ракетных и электронных технологий. Позволить себе корабль такого типа могут лишь немногие государства. Значительными крейсерскими силами располагают только две страны - США и Россия. Крейсера остальных держав построены в 50-60-х гг. XX века и уже устарели.

Крейсера флотов мира на 2007 год США - 22 крейсера УРО типа «Тиконденрога», Россия - 2 тяжёлых атомных ракетных крейсера типа 1144 (Орлан) и 2 на консервации, 3 ракетных крейсера типа 1164, Перу - 1 крейсер-вертолетоносец «Адмирал Грау» (Admiral Grau) типа «Де Рейтер».

Примечания

  1. gramota.ru - слово Крейсер
  2. Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров. 1860 - 1910. - Минск: Харвест, 2006. - С. 51. - (Библиотека военной истории). - ISBN 985-13-4080-4
  3. Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров. 1860 - 1910. - С. 48.
  4. Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров. 1860 - 1910. - С. 49.
  5. Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров. 1860 - 1910. - С. 50.
  6. Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров. 1860 - 1910. - С. 52.
  7. Содержание
  8. Содержание
  9. Донец А. Тяжёлые крейсера типа Hawkins. - Владивосток: Рюрикъ, 2004. - С. 50. - (Крейсера Британии).
  10. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники. - М .: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. - С. 9. - (Арсенал-коллекция). - ISBN 5-699-19130-5
  11. Донец А. Тяжёлые крейсера типа "County". Часть. 2. - Владивосток: Рюрикъ, 1999. - С. 53. - (Боевые корабли мира).
  12. Патянин С. В. Дашьян А. В. и др. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники. - С. 10.
  13. Малов А. А. Патянин С. В. Тяжелые крейсера «Тренто», «Триест» и «Больцано» // Морская компания . - 2007. - № 4. - С. 3.
  14. Малов А. А. Патянин С. В. Тяжелые крейсера «Тренто», «Триест» и «Больцано». - С. 19.
  15. Stille M. USN Cruiser vs IGN Cruiser. Guadalcanal 1942. - Oxford: Osprey Publishing, 2009. - P. 10. - ISBN 1-84603-466-4
  16. Американские крейсера Второй мировой войны. - Екатеринбург: Зеркало, 1999. - С. 14. - (Корабли крупным планом-2).
  17. Lacroix E. Wells II L. Japanese Cruisers of the Pacific War. - London: Chutham Publishing, 1997. - P. 55. - ISBN 1-86176-058-2
  18. Кофман В. Л. Карманные линкоры фюрера. Корсары Третьего рейха. - М .: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. - С. 5. - (Арсенал-коллекция). - ISBN 978-5-699-21322-1
  19. Кофман В. Л. Карманные линкоры фюрера. Корсары Третьего рейха. - С. 140.
  20. Патянин С. В. Дашьян А. В. и др. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники. - С. 12.
  21. Патянин С. В. Дашьян А. В. и др. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники. - С. 14.
  22. Кофман В. Л. Тяжелый крейсер «Альжери» // Морская коллекция . - 2007. - № 4. - С. 32.
  23. Кофман В. Л. Тяжелый крейсер «Альжери». - С. 31.
  24. Патянин С. В. Тяжелые крейсера типа «Зара» // Морская коллекция . - 2006. - № 2. - С. 31-32.
  25. Патянин С. В. Тяжелые крейсера типа «Зара». - С. 8.
  26. Малов А. А. Патянин С. В. Тяжелые крейсера «Тренто», «Триест» и «Больцано». - С. 5.
  27. Малов А. А. Патянин С. В. Тяжелые крейсера «Тренто», «Триест» и «Больцано». - С. 24.
  28. Американские крейсера Второй мировой войны. - С. 19.

Продолжаем цикл статей про 10-ые уровни. Эсминцы я разбирал, у авиков было сравнение веток, теперь пришла очередь крейсеров.

Напоминаю, что рассматриваются преимущественно 10-ые уровни. Почему? Потому что 7-8 уровень вкачать достаточно просто, даже без према, в то время как 10-ый требует усилий и/или доната/флажков/камуфляжей/всего вместе. А 9-ый почти всегда катает с десятками, рангов под него нет, и пока не предвидится, поэтому в порту их оставлять смысла мало, если это, конечно, не имба которая играется лучше 10-ки (Флетчер или Тайхо, например).

Рассматриваются корабли по нагибучести и по тому, могут ли они принести новые впечатления в игре.

Des Moines

Дакка-Дакка-Дакка-Дакка

Плюсы:

  • Огромная скорострельность 203-мм орудиями - 10,9 выстрелов в минуту
  • Отличное ПВО из 3-дюймовых автоматов
  • Сверхтяжёлые бб, которые меньше рикошетят чем стандартные бб других наций и имеют неплохое пробитие
  • Долгий американский радар - 40 секунд на 10 км
  • 28-мм оконечность, позволяющая танковать 380-мм носом (впрочем на 10-ых уровнях не так актуально)
  • Неплохая маскировка - 13,9 км в базе

Минусы:

  • Всем этим добром очень сложно попасть на дистанциях выше 10 км - у бронебойных отвратительная баллистика, да они ещё и отличаются с фугасами как по начальной скорости, так и по массе - поэтому у снарядов довольно отличные траектории
  • Худшая дальность стрельбы из тяжёлых крейсеров своего уровня - 15,9 км. Даже некоторые 5ки имеют дальность выше
  • Автоматы ПВО быстро выбиваются
  • Нет торпед.

Самый похожий корабль - Кливленд/Минотавр

Казалось бы, куча плюсов и немного минусов. Но на самом деле баллистика практически перечёркивает всё это - уверенно попадать на 10+км довольно трудно, да ещё и у противника куча времени чтобы повернуть не подставлять борт. Да и в эсминца попасть не очень легко, хоть и есть радар. Поэтому Де Мойны как правило играются от инвиза и сидят в засаде, ждут крейсера который подставит им в борт (а в бою одни линкоры, грустьтоска) или пытаются из-за острова накидать - хоть тут навесная траектория помогает.

Надо ли говорить о том что это не очень эффективно?

В-общем, в крейсерской мете был бы лучше, а в мире линкоров, который на 10х таки наблюдается ему бывает довольно грустно. Особенно без торпед - линкоры тупо его не боятся.

Я бы не советовал его качать. Возможно, Де Мойну помогла бы возможность выбирать из трёх типов снарядов - Сверхтяжёлый ББ, Фугас и Обычный ББ (с баллистикой как у фугаса, всё реалистично) - больше гибкости, больше возможности поразить дальнюю цель.

Hindenburg

Дакка по-немецки, и с торпедами

Плюсы:

  • Много орудий - 12
  • Мощные бронебойные - почти на 1/5 сильнее по урону чем у Де Мойна (хоть и с меньшим пробитием)
  • Особые фугасы, с пониженным уроном, но встроенным инерционником - фугасы немецких крейсеров и линкоров пробивают броню толщиной в четверть калибра, что позволяет 203-мм ОФ пробивать 50-мм палубы немцелинкоров, Москвы и Яматы
  • Отличное ПВО (55ки неисторично круты, хотя полуавтоматы, но вот так их настроили)
  • Торпеды, много торпед, с хорошими углами наводки
  • Броня по карапасной(tutleback) схеме - в ближнем бою против крейсеров поможет
  • Немецкий ГАП

Минусы:

  • Здоровый - легко попасть
  • Медленный - 31,5 узел
  • Заметный - 16км

Самый похожий корабль - Чапаев с инерционкой/Хиппер

В целом, Гинденбург вполне ок крейсер. Низкая скорость и хорошая началка (925 м/с) диктуют стиль боя - накидывать издали. Теперь фугасы для этого хороши.

Но и в ближнем и среднем бою он может и бб накидать и торпедами отполировать.

В-принципе, неплохой вариант для новичка - достаточно комфортный, особого скилла для приличных результатов не требует.

Minotaur

дакка-дакка-дакка-дакка-дакка-дакка

Плюсы:

  • Огромный ДПМ
  • Отличный инвиз - 11,5 км в базе
  • Великолепное ПВО с самой большой дальностью
  • Специальные бронебойные снаряды с пониженной задержкой детонатора
  • Особая, британская хилка с наномашинами
  • Подвижность - бриты быстро набирают максималку.
  • Также в наличии хорошая маневренность
  • Дымы/радар - выбери одно
  • Много хороших торпед

Минусы:

  • Большая надводная слабозащищённая цитадель - прилетать урона будет много, с небольших дистанций цитаделить могут любые эсминцы
  • Нет фугасов, что очень уменьшает область применения - достаточно подставить нос к минотавру чтобы не почти получать урон
  • Плохая баллистика и низкая дальность - даже хуже чем у Де Мойна
  • Дымы небольшого размера
  • Недостаточная максималка для комфортной смены позиций - 33,5 узла (а менять позиции с его стилем ему надо быстро)
  • Чтобы стрелять из дыма вам должен кто-то светить
  • ПВО тоже могут выбить если будут по вам стрелять фугасами (но обычно стреляют бб)
  • Нет заградки
  • Анри-4 может цитадельнуть в нос

Самый похожий корабль - Флинт/Де Мойн(если Корова в бездымовом варианте)/Вся бритоветка/Гиринг

Минотавр, наверно, самый скиллозависимый из КР-10. Из-за отсутствия фугасов он плохо убивает линкоры и вообще хоть что-то прилично бронированное и приемлемый дамаг наносит только к тем кто повернулся к нему бортом. Стабильно он убивает только эсминцы.

Что же на нём можно делать? Он отлично убивает самолёты - зонтик минотавра может почти соло прикрыть весь фланг за счёт дальности. Но от массированного налёта ему не так просто отбиться как Де Мойну/Гинденбургу - заградки-то нет. Если же авика нет или он где-то в другом месте работает остаётся дамажить. Так как подставленных носом крейсеров или линкоров дамажить на нём трудно, как правило на нём стоит быть слегка в стороне от команды чтобы накидывать в борт противнику. Либо из дыма, либо из-за острова - навесная траектория, аналогично Де Мойну, позволяет это делать.

При этом надо помнить что Минотавр очень хрупкий и может схлопнуться от одного залпа. А на 10м уровне высветить в дымах его могут многие крейсера. Ещё можно играть в поддержку эсминцев - инвиз позволяет помочь своему идущему на точку. В-общем, можно много чего делать, но он ситуативен и требует хорошего контроля карты и быстрых реакций. Новичку я бы не рекомендовал браться за него, а вот остальным - советую, если другие КР-10 есть.

ВМФ России насчитывает 203 надводных корабля и 71 подводную лодку, в том числе 23 атомные подлодки, оснащенные баллистическими и крылатыми ракетами. Обороноспособность России на море обеспечивают современные и мощные корабли.

«Петр Великий»

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Пeтр Великий» является самым большим в мире неавианесущим ударным кораблем. Способен уничтожать группы авианосцев противника. Единственный находящийся на плаву крейсер знаменитого советского проекта 1144 «Орлан». Построен на Балтийском заводе и спущен на воду в 1989 году. Введен в эксплуатацию спустя 9 лет.

За 16 лет крейсер прошел 140 000 миль. Флагман Северного флота ВМФ России, порт приписки – Североморск.
При ширине 28,5 метров имеет длину 251 метр. Полное водоизмещение 25860 тонн.
Два ядерных реактора мощностью 300 Мегаватт, два котла, турбины и газотурбогенераторы способны обеспечить энергией город населением в 200 тысяч. Может развивать скорость до 32 узлов, дальность плаванья не ограничена. Экипаж в 727 человек может находиться в автономном плавании 60 суток.
Вооружение: 20 пусковых установок СМ-233 с крылатыми ракетами П-700 «Гранит», дальность стрельбы - 700 км. Противовоздушный комплекс «Риф» С-300Ф (96 ракет вертикального пуска). Противовоздушная система «Кортик» с запасом 128 ракет. Артустановка АК-130. Два противолодочных ракетно-торпедных комплекса «Водопад», противоторпедный комплекс «Удав-1М». Реактивные установки бомбометания РБУ-12000 и РБУ-1000 «Смерч-3». На борту могут базироваться три противолодочных вертолета «Ка-27».

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (проект 11435). Построен на Черноморском судостроительном заводе, спущен на воду в 1985 году. Носил имена «Рига», «Леонид Брежнев», «Тбилиси». С 1991 года вошел в состав Северного флота. Нес боевую службу в Средиземноморье, участвовал в спасательной операции при гибели «Курска». Через три года по плану уйдет на модернизацию.
Длина крейсера – 302,3 метра, полное водоизмещение 55000 тонн. Максимальная скорость - 29 узлов. Экипаж в 1960 человек может находиться в море полтора месяца.
Вооружение: 12 противокорабельных ракет «Гранит», 60 ракет «Удав-1», 24 установки ЗРК «Клинок» (192 ракеты,) и «Каштан» (256 ракет). Может нести 24 вертолета Ка-27, 16 сверхзвуковых самолетов Як-41М вертикального взлета и до 12 истребителей Су-27К.

«Москва»

«Москва», гвардейский ракетный крейсер. Многоцелевой корабль. Построен на судоверфях завода имени 61 коммунара в Николаеве. Изначально именовался «Слава». Введен в эксплуатацию в 1983 году. Флагман Черноморского флота России.
Участвовал в военном конфликте с Грузией, в 2014 году осуществлял блокаду украинских ВМС.
При ширине 20,8 метров имеет длину в 186,4 метра и водоизмещение в 11490 тонн. Максимальная скорость 32 узла. Дальность плавания до 6000 морских миль. Экипаж в 510 человек может месяц находиться в «автономке».
Вооружение: 16 установок П-500 «Базальт», две артустановки AK-130, шесть 6-ствольных артустановок АК-630, установки Б-204 ЗРК С-300Ф «Риф» (64 ракеты), пусковые установки ЗРК «Оса-МА» (48 ракет), торпедные аппараты, реактивные бомбометы РБУ-6000, вертолет Ка-27.
Копия «Москвы» - крейсер «Варяг» является флагманом Тихоокеанского флота.

«Дагестан»

Сторожевой корабль «Дагестан» введен в строй в 2012 году. Построен на Зеленодольском судостроительном заводе. В 2014 году передан в Каспийскую флотилию. Это второй корабль проекта 11661К, первый – «Татарстан» является флагманом Каспийского флота.
«Дагестан» имеет более мощное и современное вооружение: универсальный РК «Калибр-НК», который может применять несколько типов высокоточных ракет (дальность стрельбы составляет больше 300 км), ЗРАК «Пальма», АУ АК-176М. Оснащен технологией «стелс».
При ширине 13,1 метра «Дагестан» имеет длину в 102,2 метра, водоизмещение 1900 тонн. Может развивать скорость до 28 узлов. Экипаж в 120 человек может находиться в автономном плавании 15 суток.
На верфях заложено еще четыре таких корабля.

«Настойчивый»

Флагман Балтийского флота эсминец «Настойчивый» был построен на Ленинградском судостроительном заводе имени Жданова и спущен на воду в 1991 году. Предназначается для уничтожения наземных целей, противовоздушной и противокорабельной обороны соединений.
При ширине 17,2 метра имеет длину в 156,5 метра, и водоизмещение в 7940 тонн. Экипаж в 296 человек может находится в плавании без захода в порт до 30 суток.
Эсминец несет вертолет КА-27. Оснащен спаренными артустановками АК-130/54, шестиствольными установками АК-630, установками П-270 «Москит», шестиствольными реактивными бомбометными установками, двумя ЗРК «Штиль» и торпедными аппаратами.

«Юрий Долгорукий»

Атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий» (первая подлодка проекта 955 «Борей») заложена в 1996 году в Северодвинске. Введена в строй в 2013 году. Порт приписки - Гаджиево. Входит в состав Северного флота.
Длина лодки 170 метров, подводное водоизмещение - 24000 тонн. Максимальная надводная скорость – 15 узлов, подводная – 29 узлов. Экипаж 107 человек. Может три месяца нести боевое дежурство, не заходя в порт.
«Юрий Долгорукий» несет 16 баллистических ракет «Булава», оснащена PHR 9R38 «Игла», 533-милиметровыми торпедными аппаратами, шестью установками акустического противодействия РЭПС-324 «Шлагбаум». В ближайшие годы на вервях России будет построено еще шесть подлодок такого же класса.

«Северодвинск»

Многоцелевая атомная подводная лодка «Северодвинск» стала первой подводной лодкой нового российского проекта 855 «Ясень». Самая «тихая» подлодка в мире. Построена в Северодвинске. В 2014 году вошла в состав Северного флота ВМФ России. Порт приписки – Западная Лица.
При ширине 13,5 метра, имеет длину 119 метров, подводное водоизмещение 13800 тонн,
Надводная скорость «Северодвинска» составляет 16 узлов, подводная – 31 узел. Автономность плавания – 100 суток, экипаж – 90 человек.
Имеет современный бесшумный атомный реактор нового поколения. Подлодка оснащена десятью торпедными аппаратами, крылатыми ракетами П-100 «Оникс», Х-35, ЗМ-54Э, ЗМ-54Э1, ЗМ-14Э. Несет стратегические крылатые ракеты Х-101 и может поражать цели в радиусе до 3000 километров. До 2020 года в России планируется построить еще шесть подлодок класса «Ясень».