Ракетные катера проекта 205 вмф пнр. Сторожевые катера «Тарантул. Современные ракетные катера

Уже в 1955 г. началось проектирование катера пр. 203 с четырьмя ракетами, при этом предполагалось строительство в 1958-1960 гг. 29 таких кораблей. По постановлению от 17 июля 1956 г. было предложено вести дальнейшую разработку П-15 применительно к цельнометаллическому катеру пр. 205, а не к деревянному пр. 203, определив начало проведения испытаний на пр. 205 с конца 1958 г. Постановлением от 25 августа 1956 г., посвященном программе кораблестроения на 1956-1960 гг., было задано строительство 23 катеров пр. 205. В том же году флот выдал ТТЗ на катер пр. 205.

Головной катер пр. 205 ТК-36 (строительный номер 401) был заложен 11 июля 1958 г. в эллинге №3 ленинградского завода N95 и спущен на воду почти через год. После проведения швартовых испытаний 28 октября начались заводские испытания, продолжавшиеся до 2 ноября следующего года. Большая длительность этого этапа, по-видимому, определялась тем, что в это время на Черном море завершались испытания комплекса П-15. Их результаты желательно было учесть для доработки оборудования, поставляемого на большой катер. Образовавшийся «тайм-аут» можно было использовать для тщательного опробования и доводки традиционных для кораблестроения систем и агрегатов катера.

В ходе государственных испытаний, проходивших со 2 по 29 декабря 1960 г., состоялись бросковые испытания пуском с катера ТК-36 четырех массогабаритных макетов со штатными стартовиками СПРД-30. Кроме того, были проведены стрельбы четырьмя ракетами П-15, в том числе двумя по движущимся катерам-целям пр. 183КЦ.

Испытания прошли успешно. Была подтверждена возможность применения ракет без ограничений по скорости (до максимальной в 38,6 узлов) при волнении до 4 баллов. При 5 баллах скорость навстречу волне ограничивалась величиной 16-18 баллов, но при попутной волне не лимитировалась. В целом катер показал хорошую мореходность, маневренность и устойчивость на курсе. Примененные обводы корпуса обеспечили относительно мягкие, по сравнению с другими катерами, удары о волну.


Ракетные катера пр. 205.


Ракетный катер пр. 205. Хорошо видны открывающиеся крышки пусковых установок ангарного типа для ракет П-15.



Корабль пр. 60 (схема А.Н. Соколова).


Нарекания вызвали только не вполне надежные механизмы открывания крышек контейнеров. Кроме того, декабрь 1960 г. оказался на редкость теплым, так что было признано целесообразным после сдачи катера флоту дополнительно провести испытания комплекса в морозную погоду.

При испытаниях в условиях Балтики были уточнены возможности РЛС «Рангоут». Она уверено обеспечивала обнаружение крейсера на дальности почти 35 км, в то время как радиолокационные средства крейсера фиксировали катер на почти в полтора раза меньшем удалении.

Катер ТК-36 был сдан флоту в последние дни 1960 г. Позднее, как и другие первенцы ракетного «москитного» флота, он сменил наименование «торпедного катера» на более откровенное – Р-36.

До 1966 г. в Ленинграде выпустили 68 катеров пр. 205, во Владивостоке – 76 катеров (с 1961 по 1975 г.), в Рыбинске на заводе №341 (ныне ПО «Вымпел») – 46 единиц (с 1962 по 1973 г.).

На катере пр. 205 разместили четыре закрытые пусковые установки для П-15 ангарного типа. Направляющие передних ПУ были установлены под углом 11°, кормовых – 13° к горизонту. В соответствии с последними достижениями зенитной артиллерийской техники, на пр. 205 разместили две установки АК-230 калибра 30 мм, дистанционно управляемые от РЛС MP-103 «Рысь». Вместо четырехвальной энергетической установки с дизелями М-50 по 1200 л.с. на нем была применена трехвальная с дизеля ми М -501 по 4000 л.с., что обеспечивало скорость 38,5 узлов. В дальнейшем с установкой двигателей М-504 мощностью по 5000 л.с. скорость довели до 42 узлов. На всех скоростях оружие применялось при волнении до 4 баллов, а при 5 баллах – на скорости до 30 узлов. Корпус, выполненный с применением сталей, делился на 10 отсеков девятью переборками. Полное водоизмещение возросло до 209-226 т, длина – до 38,6 м, а экипаж составил 26 человек.

Проект 205 оказался очень удачным. Кроме ракетных модификаций на его базе был создан торпедный катер пр. 206. Тем самым как бы зеркально обратно повторилась ситуация с разработкой ракетоносца пр. 183Р на основе пр. 183. Основной «рабочей лошадкой» пограничной охраны стал «сторожевой корабль» (фактически – катер) пр. 205П. Кроме того, появились катера-цели пр. 1392КЦ и обеспечивающие их применение катера-водители пр. 1392В.

Это скоростная малогабаритная лодка, вооруженная ракетами различного типа. Впервые судно, оснащенное ракетами, спроектировали советские конструкторы. Флот СССР принял корабль данного класса на вооружение в 60-е гг. XX века. Это был скоростной и маневренной корабль 183 Р «Комар». Плавающий аппарат был вооружен двумя ракетами. Вторым советским образцом с четырьмя ракетами П-15 был ракетный катер проекта 205. В дальнейшем обладателем судна типа Саар, оснащенного ракетными установками, стал Израиль.

Ракетный катер “Комар”

Боевое применение

Катера предназначены для уничтожения надводных вражеских целей. Это могут быть транспортные, десантные, артиллерийские суда, морские группы и их прикрытия. Еще одной функцией скоростной лодки является прикрытие «своих» кораблей от морских и воздушных угроз. Они действуют как у берега, так и далеко в море.

Первое боевое крещение ракетного катера произошло во время конфликта Египта и Израиля, и было ознаменовано уничтожением израильского эсминца. Миноносец был уничтожен ракетами П-15, выпущенными египетским «Комаром». Этот случай показал действенность кораблей такого класса в военном применении и тем самым убедил многие государства в необходимости создания лодок с ракетами на борту.

Катер “Комар”

Проекты 205 и 205У «Москит»

Проект 205 «Москит» разрабатывался конструкторским бюро «Алмаз» в средине 1950-хх гг. Катера имели стальной корпус. Инженеры усилили вооружение и мореходность аппарата. Еще одним отличием от катера модели 183Р являлись скругленные судовые надстройки и специальная форма палубы, которая позволяет быстрее смыть радиоактивное заражение. Силовая установка состояла из 42-цилиндрованного радиального дизельного двигателя М503. Катер вошел в состав военно-морского флота советского союза в 1960 году.

Катер “Москит”

В начале 60-хх гг. проектная организация «Алмаз» разработала катер 205У. Данное судно вооружили модернизированной ракетой П-15У. Крыло ракеты автоматически раскрывалось при вылете. Также на борту установили две двойные 30-мм артиллерийские установки АК-230.

Катера данных проектов были участниками нескольких серьезных военных конфликтов:

  1. Конфликт между Египтом и Израилем в 70-е гг. XX века
  2. Война Пакистана и Индии в 1971 году
  3. Война между арабскими странами и Израилем в 1973 году
  4. Ирано-иракская война 80-хх гг.
  5. Война между войсками США и Ирака в начале 90-х гг.

ракетный катер проекта 205

Конструкция ракетного катера

Сначала ракетные лодки имели корпус торпедного катера. С судна снимали торпеды, и устанавливали ракеты. Но по ходу их использования появился ряд новых требований к судну:

  • Требовались специально оборудованные контейнеры для вооружения и особые установки запуска ракет, предназначенные для использования их на корабле.
  • Пришлось менять надстройки и некоторые части палубы для отвода реактивных газов при запуске ракет, а также, чтобы защитить экипаж и бортовое оборудование.
  • Необходимым стало оснащение мощными радиолокационными системами для управления и обнаружения ракет.
  • Увеличилось водоизмещение катера. Среднее измещение воды составляет от 170 до 1,5 тысяч тонн.
  • Корпус выполнен из стали и имеет гладкую палубу. Надстройка ракетного катера изготовлена из алюминиевых высокопрочных сплавов. Вертикальные стенки корпуса водонепроницаемые. Длина корпуса составляет от 30 до 65 метров, а ширина – до 17 метров.
  • Силовая установка ракетных судов, как правило, имеет газотурбинные либо дизельные двигатели. Но, например, ракетный катер «Молния» оснащен двигательной системой комбинированного типа: две форсажные турбины модели М-70 и два дизельных двигателя М-510. Они приводят в движение гребные винты с фиксированным шагом. Тем самым увеличиваются скоростные возможности судна – до 40 узлов. Дальность хода составляет около 1500 миль со средней скоростью 20 узлов.
  • Мореходные качества судов достаточно высокие. Этого удалось добиться за счет закругленной конструкции носовой части, палубы и специальной надстройки, высокому водоизмещению.
  • В случае крушения корабля по всему периметру равномерно расположены спасательные плоты.
  • Экипаж ракетных лодок насчитывает от 27 до 78 человек. Так ракетный катера «Молния» проектов 12418, 12411 и 12421 на борту размещается 40-41 матрос и офицеры. А на большом ракетном катере Бора – 78, включая командира корабля. Размещен личный состав в каютах и кубриках.

Вооружение ракетного катера

Уже из самого названия можно понять, что главным оружием катера являются ракетные, зенитные и артиллерийские установки различных модификаций и типов. Все установки обладают точными системами самонаведения и в отличие от артиллерии большую дальность действия.

Основным оснащением являются несколько типов пусковых ракетных установок. Первая ПРУ «Оса-М». Этот комплекс может самостоятельно обнаруживать цели. Для этого установка оборудована локатором. Он помогает увидеть объект, находящийся на высоте до 4 км и расстоянии до 30 км. Также комплекс состоит из средств установления целей и визирования ракет, оборудования для передачи команд и пульта для трех операторов.

Вторая установка, которой снабжают катер – это противокорабельный ракетный комплекс «Москит». Он предназначен для уничтожения надводных объектов. Ракеты устойчивы к воздействию ядерного взрыва. Применяется комплекс в береговой обороне и в морской авиации. «Москит» способен пробивать любую обшивку корабля и взрываться внутри судна. Имеет комбинированную систему управления: навигационную и самонаведения. Это гарантирует высокое попадание в цель.

Еще одной установкой предназначенной для установки на кораблях является «Малахит». Это крылатая ракета российского образца уничтожает надводные корабли. «Малахит» – более мощная модификация первой крылатой ракеты П-70 «Аметист».

Его система управления включает в себя:

  • Автопилот АПЛИ-5;
  • Радиолокационную систему «Двина»;
  • Тепловую систему «Дрофа».

Малый ракетный корабль “Бора”

Например, ракетный «Бора » снабжен:

  • Двумя пусковыми установками «Москит» на 8 ракет типа 3М80;
  • Одной парной пусковой установкой зенитно-ракетного комплекса «Оса-М» на 20 ракет;
  • Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и двумя 30-мм АК-630.

Малый ракетный корабль “Мираж”

Мираж » вооружен:
  • Шестью пусковыми установками противокорабельных ракет «Малахит», заряженными по 6 ракет П-120 на каждый;
  • Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и 30-милиметровой АК-630;
  • Одним парным зенитно-ракетным комплексом «Оса-М» на 20 ракет.

Малый ракетный корабль “Ивановец”

Ивановец » оснащен:
  • Четырьмя пусковыми установками «Москит» на 4 ракеты;
  • Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и одной 30-милиметровой АК-630;
  • Одной зенитной установкой «Игла».

Судна используют активное и пассивное обнаружение целей. Навигационные и радиолокационные комплексы расположены наверху рубки управления. Обычно установлены радары модели «Монолит» или «Гарпун». На надстройке плавательного средства стоит радиолокационная система «Вымпел» и оборудование, предупреждающее о лазерном облучении «Спектр-Ф». Катера способны распознавать государственную принадлежность ближайших судов. Для этого борт оснащен специальным устройством «свой-чужой».

Современные ракетные катера

Российский флот может гордиться тем, что на вооружении у него стояло большое количество ракетных катеров в разные годы. Многие их представители отправлены на экспорт в другие страны: Болгария, Румыния, Польша, Индия, Вьетнам, Туркмения, Йемен, Египет.

Всего было спроектировано 62 модели и модификации ракетных катеров. Вот основные действующие лодки:

  1. «Бора» – на вооружении с 1984 года
  2. Катер Р-60 проекта 12411 – с 1985 года
  3. Катер «Мираж» принят на вооружение в 1983 году
  4. Р-71 «Шуя» стоит на безе флота РФ с 1985 года
  5. Р-109 проект 12411 – в строю с 1990 года
  6. Катер «Набережные Челны» работает с 1989 года
  7. Ракетный малый корабль «Ивановец» – с 1990 г.
  8. «Самум» проект 1239 принят в ряды флота в 1991 году
  9. Катер «Штиль» – во флоте с 1976 года.

Все они имеют мощное новейшее оборудование и вооружение, которые соответствуют мировым стандартам военной техники.

Почему-то многие военные эксперты считают, что эра ракетных катеров (рка) подошла к концу. Массовое производство данных кораблей пришлось на 60-80 годы.
Основания считать так у них есть – катер практически беззащитен от атак с воздуха, и до момента применения ракетного катер в современных условиях просто не уцелеет.

Поэтому продолжать строить корабли водоизмещением до 350 тонн с ракетным вооружением становится, на первый взгляд, бессмысленно.
Но, во-первых, ставить жирный крест на катерах с ракетным вооружением не совсем уместно. Ракетные корабли при точном целеуказании и прикрытии с воздуха до сих пор являются достаточно грозным оружием.
Во-вторых, достаточно быстрый уход данных кораблей из сферы военных интересов обусловлен изменением политической обстановки – развал СССР, основного производителя рка, а также развалом всех стран Варшавского Договора.
На сегодняшний час восемь стран имеют на вооружении порядка 70 рка проекта 205. Данные страны первые в списке возможных покупателей новейшего рка «Катран», созданного ЦМКБ «Алмаз» с максимальными требованиями для современного корабля данного класса.

Основные задачи рка «Катран»

Корабль предназначается для противодействия и уничтожения надводных кораблей противника и патрулирования прибрежной территории и водных районов.
«Катран» проекта 20970 считается «модернизированным для современных условий ведения боевых действий на море ракетным кораблем проекта 205». Возможно, потому, что именно ЦМКБ «Алмаз» разрабатывал проект 205 и именно основа рка «Оса» стала платформой для современного вооружения отечественного производства. К тому же пошла на пользу замена двигательных установок на двигатели известного немецкого производителя двигательных установок «Tognum».
рка «Катран» может быть использован для решения следующих задач:
- нанесение ракетного удара по любым надводным кораблям противника;
- содействие подразделениям береговой обороны в отражении атак противника с морского направления;
- обеспечение прикрытия высадки морского десанта;
- ведение разведки;
- охрана территориальных вод и морских районов.

Основные характеристики корабля

Проработанный корпус корабля приспособлен к плаванию в северных районах и выдерживает столкновения со льдом до 40 сантиметров. Мореходные качества катера позволяют выполнять поставленные задачи при волнении моря до 7 баллов, а применять ракетное вооружение при 5 баллах без каких-либо ограничений ходовых характеристик. Живучесть катера сохраняется при заполнении водой 2-х смежных отсеков.
ГЭУ – два дизельных двигателя общей мощностью 6800 кВт с водометным приводом (используется два водомета).
Дальность поражения ПКРК до 130 километров, мертвая зона порядка 5 000 метров.
Длина катера 46 метров, ширина 8.4 метра, осадка 1.8 метра.
Экипаж – 29 человек.
Автономность плавания до 10 суток.


Ракетные катера проекта 205 – самые массовые в своем классе

Вооружение рка «Катран»:

Противокорабельный РК «Уран-Э»;
- крылатые ракеты «3М-24Э» в транспортнопусковых контейнерах - восемь единиц;
- две ПУ «3С024Э»;
- корабельная АСУ «ЗР-60УЭ1»;
- универсальная АУ «А-220М» калибра 57 мм;
- две 6-ствольные АУ «АК-630» калибра 30 мм с ЦСУС «Багира»;
- два пулемета калибра 12.7 мм;
- ЗРК 3М-47 «Гибка»;
- ЗУР «Игла-М»;
- ручной ПД гранотамет «ДП-64».
Средства радиоэлектронной защиты:
- Комплекс РЭП «ПК-10»;
- РЛС «Позитив-МЭ1.2»;
- ГАС для выявления ПДСС «Анапа-МЭ»

Дополнительная информация
Ракетный катер проекта 20970 строится на заводе «Зенит» по заказу ВМФ Казахстана и будет спущен на воду в 2012 году.

(14*) Для корабля пр. 205ЭМ.

(15*) Для кораблей пр. 205У.

(16*) Для корабля пр. 205Р.



Р-36

Брестский комсомолец

Р-83

Р-28

Входил в состав БФ. В ноябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-58

Р-77

Р-79

Входил в состав БФ. В ноябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-8

Р-97

Р-65

Входил в состав СФ. В апреле 1990 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-118

Р-120

Входил в состав БФ. В ноябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-128

Входил в состав БФ. В ноябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.



Р-129

Р-21

Р-37

Р-35

Р-46

Входил в состав БФ. В ноябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-235

Р-4

Входил в состав ЧФ. В ноябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-11

Р-24

Входил в состав БФ. В ноябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-43

Р-55

Р-89

Р-80

Р-82

Р-153

Р-27

Входил в состав ЧФ. В 1974 г. был продан за границу.

Р-112

Р-147

Р-3

Р-14

Р-17

Р-29 ; .

Р-31




Р-51 (зав. № ). Владивостокский ССЗ:

Р-69

Р-71

Входил в состав ТОФ. В мае 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-92 (зав. № ). Владивостокский ССЗ:

Р-93 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: ;

Р-94

Входил в состав ТОФ. В 1988 г. был выведен в резерв, а в мае 1991 г. исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-96 (зав. № ). Владивостокский ССЗ:

Р-106 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: .

Входил в состав ТОФ. В мае 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-108

Р-7

Р-42

Входил в состав ТОФ. В 1989 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Входил в состав ТОФ. В 1989 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-106

Р-1

Р-115

Р-12

Входил в состав СФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-18

Р-33

Р-110

Р-111

Входил в состав БФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-112

Входил в состав СФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-78

Входил в состав СФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-80




Р-59

Р-68

Р-10

Р-221

Входил в состав БФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-23

Р-22

Тамбовский комсомолец

Входил в состав БФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-9

Р-141

Входил в состав БФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-166

Р-161

Р-163

Р-173

Входил в состав КФл. В сентябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-178

Входил в состав СФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-180

Р-183

Р-147

Р-193

Входил в состав БФ. В 1991 г. был выведен в резерв 2-й категории, а в ноябре 1993 г. исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-81

Входил в состав СФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.




Р-84

Р-53

Р-20

Р 49

Р-104

Р-146

Р-153

Входил в состав СФ. В августе 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-370

Р-13

Р-19 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: .

Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-32

Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-38 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: ;

Р-39

Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-40 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: ;

Р-41 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: ;

Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-57

Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-70 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: .

Р-72 (зав. № ). Владивостокский ССЗ:

Р-95 (зав. № ). Владивостокский ССЗ:

Р-107 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: ; .

Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.






Мичуринский комсомолец

Калининградский комсомолец

Входил в состав ТОФ (по некоторым данным, его перевели в состав БФ). В 1989 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Кировский комсомолец

Входил в состав ТОФ (по некоторым данным, его перевели в состав БФ). В 1989 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-195

Входил в состав ТОФ. В 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-189

Входил в состав ТОФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-192

Р-196

Р-103

Входил в состав ТОФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-185

Р-87

Примечания:

Ракетные катера пр. 205, пр. 205У, пр. 205Мод, пр. 205ЭР и пр. 205ЭМ – 177 (59)

Основные ТТЭ

Водоизмещение, т:

Главные размерения, м:

– длина наибольшая (по КВЛ) 38,6 (37,5)

– ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 7,6 (5,9)

Главная энергетическая установка:

дизельная

– количество х тип (суммарная мощность, л. с.) ДД, 3 х М-504 (12 000), М-520 (15 000)()

– количество х тип движителей 3 х ВФШ

Скорость хода наибольшая, уз от 38 до 42

Дальность плавания, мили:

– ходом 14 уз 2 000

– ходом 30 уз 800

Экипаж (в т. ч. офицеров), чел 26 (4), 29 (4)()

Автономность по запасам провизии, сут 5

Вооружение:

Комплекс противокорабельных ракет:

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 4x1 (ангар), 4x1 (палубная неповоротная КТ с подъемом на угол старта) () – боезапас 4 ПКР П-15, П-15У(), П-15М()

Зенитный ракетный комплекс:

– наименование «Стрела-2» или «Стрела-3»

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 1 х 4 (ПЗРК)

– боезапас 8 ЗР

Артиллерийский комплекс:

– количество АУ х стволов (тип АУ) 2 х 2-30-мм (АК-230)

– СУАО «Рысь» (МР-104)

Радиоэлектронное:

– многоцелевая РЛС «Рангоут», «Гарпун» ()

– навигационная РЛС «Дон-2» ()

– комплекс средств РЭБ СПО-3 ()

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) СППП 2 х 16-82-мм (ПК-16) ()

(13*) Для кораблей пр. 205Мод.

(14*) Для корабля пр. 205ЭМ.

(15*) Для кораблей пр. 205У.

(16*) Для корабля пр. 205Р.

(17*) Кроме корабля пр. 205Р.


Ракетный катер пр. 205 (шифр «Москит») разрабатывался ЦКБ-5 (в настоящее время ЦМКБ «Алмаз») в 1955-1958 гг. под руководством Е. И. Юхнина, а затем-А.П. Городянко. При создании катера, из-за отсутствия аналогов в мировом кораблестроении, конструкторы были вынуждены впервые решать такие задачи, как: определение воздействия газовой струи стартовых двигателей на корабельные конструкции, палубное оборудование, воздухо- заборные шахты и т. д.; определение допустимых пределов и необходимых ограничений по одновременному использованию ракетного и артиллерийского вооружения; обеспечение одновременного пуска всех четырех ракет и электромагнитной совместимости РТС.

Корпус катера был стальным (сталь СХЛ-45 толщиной от 5 до 8 мм), с комбинированными обводами (крутлоскулыми в носовой оконечности и остроскулыми в кормовой), что позволило обеспечить ему требуемые мореходные качества и возможность использования КР при волнении моря до 4 баллов без ограничений по скорости хода, а также при волнении до 5 баллов на скорости хода до 30 уз. Корпус разделяется водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков.

Непотопляемость обеспечивается при затоплении любых двух смежных отсеков. Основу энергетической установки составляют три семи-восьмиблочных (по шесть цилиндров в каждом блоке) звездообразных дизельных двигателя, которые имели для того времени небольшие габариты и массы. Вместе с тем эти двигатели оказались ненадежными и имели малый ресурс. Причем в местах базирования была возможна только агрегатная замена двигателей, а их ремонт производился на заводе- изготовителе.

Катера пр. 205 имели следующие модификации: пр. 205У, пр. 205Т; пр. 205Мод.\ пр. 205Э\ пр. 205ЭК Б; пр. 205ЭР и пр. 2054. На базе пр. 205 были созданы: торпедные катера пр. 206М (шифр «Шторм»); ракетные катера пр. 206МР (шифр «Вихрь») и ПСКР пр. 205П (шифр «Тарантул»). Кроме того, в том же корпусе, но с измененной энергетической установкой были созданы катер-цель пр. 1392КЦ и катер-водитель целей пр. 1392В.

Катер пр. 205У (главный конструктор А.П. Городянко) в отличие от базового проекта вооружался усовершенствованной ракетой П-15У, имевшей складывающиеся и автоматически раскладывающиеся после старта крылья, что позволило разместить их в компактных контейнерах, а не громоздких ангарах. Ракетный катер Р-84 имел корпус из двухслойной стали (КД-2). Один слой был изготовлен из обычной, а другой из нержавеющей стали.

В 1968 г. на Приморском ССЗ один из катеров пр. 205У модернизировали по пр. 205Т(). На корабле разместили ракеты П-15М комплекса «Термит», имевшие вдвое большую дальность стрельбы, чем П-15У. В период с 1971 г. по 1976 г. 10 катеров пр. 205У модернизировали на Приморском ССЗ (6 ед.) и Владивостокском ССЗ (4 ед.) по пр. 205 Мод. с заменой ракет П-15У на П-15М.

В конце 1970-х годов один из катеров пр. 205У (Р-161) модернизировали по пр. 205ЭМ. На нем в экспериментальных целях разместили РЛК «Галс» и РЛС «Гарпун» с новой мачтой решетчатой конструкции. Подобное РТВ предполагалось установить на ракетных катерах нового поколения пр. 12411 (шифр «Молния»).

В 1963 г. на Приморском ССЗ построили экспериментальный катер пр. 205Э с носовым подводным крылом (НПК) и управляемой транцевой плитой, что обеспечило достижение скорости хода до 50 уз на тихой воде и до 36 уз на волнении до 5 баллов. Кроме того, этот корабль вооружили новым комплексом крылатых ракет П-25 с дальностью стрельбы до 40 км. Этот комплекс не был принят на вооружение, так как он по своим боевым возможностям практически не отличался от комплекса с ракетами П-15У.

Отработанный же на катере пр. 205Э крыльевой комплекс использовали в пр. 206М, пр. 206МР и пр. 205ЭКБ.

В 1963 г. также на Приморском ССЗ построили катер пр. 2054 с опытной электроэнергетической системой на переменном токе частотой 400 Гц.

Катер пр. 205ЭКБ, построенный на Приморском ССЗ, создавался как корабль-буксировщик моделей и не имел вооружения. Он был оснащен носовым подводным крылом и управляемой транцевой плитой (как и пр. 205Э). Еще одной модификацией пр. 205 был катер пр. 205ЭР, который специально предназначался для продажи на экспорт и имел оборудование, приспособленное для эксплуатации в тропических условиях.

Постройка катеров всех модификаций велась поточно-позиционным методом. Корпус передвигался с одной стапельной позиции на другую, подвергаясь на каждой из них строго регламентированному объему работ с обязательной приемкой ОТК и ВП, без чего не допускалось его перемещение на следующую позицию.

Всего с 1960 г. по 1975 г. на трех ССЗ (Приморском, Владивостокском и Рыбинском) для советского флота было построено 177 РК пр. 205 различных модификаций: на Приморском ССЗ 89 кораблей (19 ед. по пр. 205Y, из которых 13 для продажи на экспорт, один по пр. 2054, один по пр. 205ЭКБ, а остальные по пр. 205); на Владивостокском ССЗ 41 корабль (4 ед. по пр. 205ЭР, заказанные правительством Индонезии, но вошедшие в состав советского ВМФ, 13 ед. по пр. 205У, а остальные по пр. 205); на Рыбинском ССЗ 47 по пр. 205. Из 177 катеров около 100 единиц (по разным оценкам от 95 до 107) продали за границу. Кроме того, с 1973 г. по 1984 г. на Рыбинском ССЗ построили 87 катеров по пр. 205ЭР. Последние также строились в КНР по советской технологии и известны как тип Huangfen (тип 021).

Основным недостатком РК пр. 205 и его модификаций, выявившимся к концу 1960-х годов, в частности, в локальных конфликтах, являлась слабость артиллерийского вооружения, так как 30-мм АУ АК-230 из-за малой дальности стрельбы оказались малоэффективными в борьбе с самолетами и вертолетами, а также в артиллерийских дуэлях с катерами противника, как правило, вооруженных 40-мм автоматами (а с начала 1970-х годов -76-мм скорострельными орудиями). Данное обстоятельство заставило разместить на советских катерах пр. 205 и пр. 205У ПЗРК «Стрела-2» (впоследствии «Стрела-3»), а в 1977 г. приступить к постройке РК пр. 206МР с 76-мм АУ АК-176. К концу 1970-х годов катера пр. 205 морально устарели, их стали постепенно выводить из состава советского флота и продавать за границу или разбирать на металл.

(18*) По другим данным, модернизация шла по пр. 205М.


По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота не осталось ни одного катера пр. 205.

Выявлены построечные данные и судьбы следующих катеров:

Р-36 (зав. № 401). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1960 г.

Входил в состав БФ. В ноябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Брестский комсомолец (зав. № 402). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1960 г.

Входил в состав БФ. В мае 1990 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-83 (зав. № 404). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1961 г.

Входил в состав ЧФ. В ноябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-28 (зав. № 410). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1962 г.

Входил в состав БФ. В ноябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-58 (зав. № 412). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1962 г.

Входил в состав БФ. В июле 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-77 (зав. № 416). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1962 г.

Входил в состав СФ. В апреле 1990 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-79 (зав. № 418). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1962 г.

Входил в состав БФ. В ноябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-8 (зав. № 420). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1962 г.

Входил в состав Ленинградской ВМБ. В мае 1990 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-97 (зав. № 421). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1963 г.

Входил в состав ЧФ. В ноябре 1989 г. был выведен из боевого состава флота и в Севастополе передан Морской школе ДОСААФ.

Р-65 (зав. № 423). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1963 г.

Входил в состав СФ. В апреле 1990 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-118 (зав. № 426). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; ; 1965 г.

Входил в состав ЧФ. В марте 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-120 (зав. № 427). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ;

Входил в состав БФ. В ноябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-128 (зав. № 428). Приморский ССЗ (г. Ленинград): .

Входил в состав БФ. В ноябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.


Схема внешнего вида ракетного катера пр. 205

1 – 30-мм АУ АК-230; 2 – ходовая рубка; 3 – ходовой мостик; 4 – АП станции «Нихром» (системы опознавания); 5 – АП РЛС «Рангоут»; 6 – ангар ПУ ПКРК П- 15; 7 – АП РЛС СУАО «Рысь».


Р-129 (зав. № 429). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1964 г.

Входил в состав БФ. В декабре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-21 (зав. № 431, пр. 205У). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1964 г.

Входил в состав КФл. В июле 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-37 (зав. № 445). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1966 г.

Входил в состав ЧФ. В ноябре 1984 г. из-за износа материальной части был выведен из боевого состава флота и в Инкермане на базе «Главвторчермета» разобран на металл.

Р-35 (зав. № 465). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1966 г.

Входил в состав БФ. В сентябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-46 (зав. № 466). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1966 г.

Входил в состав БФ. В ноябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-235 (зав. № 469 , пр. 205У, модернизирован по пр. 205Мод.). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1965 г.

Входил в состав ЧФ. В 1979 г. был продан правительству Болгарии.

Р-4 (зав. № 438). Рыбинский ССЗ: 1966 г.

Входил в состав ЧФ. В ноябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-11 (зав. № 440). Рыбинский ССЗ: 1966 г.

Входил в состав БФ. В апреле 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-24 (зав. № 442). Рыбинский ССЗ: 1969 г.

Входил в состав БФ. В ноябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-43 (зав. № 446). Рыбинский ССЗ: ; 1970 г.

Входил в состав ЧФ. В октябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-55 (зав. № 449). Рыбинский ССЗ: 1971 г.

Входил в состав ЧФ. В марте 1987 г. корабль, из-за износа материальной части, был исключен из боевого состава флота и в июле 1987 г. в Инкермане на базе «Главвторчермета» разобран на металл.

Р-89 (зав. № 452). Рыбинский ССЗ: 1973 г.

Входил в состав ЧФ. В апреле 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-80 (зав. № 453). Рыбинский ССЗ: 1972 г.

Входил в состав ЧФ. В сентябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-82 (зав. № 457). Рыбинский ССЗ: 1973 г.

Входил в состав СФ. 23.03.1983 г. корабль по ошибке был потоплен практической ракетой П-15М, выпущенной с РК Р-9. Впоследствии корабль был поднят АСС СФ (с глубины 123 м) и после изучения результатов взрыва сдан на слом.

Р-153 (зав. № 456). Рыбинский ССЗ: 1973 г.

Входил в состав ЧФ. В 1974 г. был продан за границу.

Р-27 (зав. № 458). Рыбинский ССЗ: ; 1973 г.

Входил в состав ЧФ. В 1974 г. был продан за границу.

Р-112 (зав. № ). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1968 г.

Входил в состав БФ. В начале 1989 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-147 (зав. № ). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1968 г.

Входил в состав ЧФ. В 1989 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-3 (зав. № 516). Владивостокский ССЗ: 1963 г.

Входил в состав ТОФ. В декабре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-14 (зав. № 518). Владивостокский ССЗ: 1963 г.

Входил в состав ТОФ. В декабре 1990 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-17 (зав. № 517). Владивостокский ССЗ: 1963 г.

Входил в состав ТОФ. В ноябре 1990 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-29 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: ; .

Входил в состав ТОФ. В апреле 1990 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-31 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: ;

Входил в состав ТОФ. В ноябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.



Схема общего расположения ракетных катеров пр. 205 и пр. 205У\

1 – форпик; 2 – кубрик личного состава на восемь человек; 3 – 30-мм АУ АК-230; 4 – барбет 30-мм АУ АК-230; 5 – ходовая рубка; 6 – ходовой мостик; 7 – боевые посты РЛС «Рангоут»; 9 – кубрик личного состава на 12 человек; 10 – каюты офицеров; 11 – цистерны различного назначения; 12 – носовое МО; 13 – главные двигатели (ДА); 14 – ДГ; 15 – кормовое МО; 16 – шахты вдувной и вытяжной вентиляции МО; 17 – боевые посты СУАО «Рысь»; 18 – АП РЛС СУ АО «Рысь»; 19 – камбуз; 20 – тамбур старшинского отсека; 21 – боевые посты ПКРК П-15 (П-15У); 22 – топливные цистерны; 23 – ахтерпик; 24 – ангар ПУ ПКРК П-15 (для пр. 205); 25 – штормовой коридор; 26 – трюм.


Р-51 (зав. № ). Владивостокский ССЗ:

Входил в состав ТОФ. В мае 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-69 (зав. № (. Владивостокский ССЗ:

Входил в состав ТОФ. В апреле 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-71 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: ; ;

Входил в состав ТОФ. В мае 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-92 (зав. № ). Владивостокский ССЗ:

Входил в состав ТОФ. В 1988 г. был выведен в резерв, а в мае 1991 г. исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-93 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: ;

Входил в состав ТОФ. В 1989 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-94 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: .

Входил в состав ТОФ. В 1988 г. был выведен в резерв, а в мае 1991 г. исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-96 (зав. № ). Владивостокский ССЗ:

Входил в состав ТОФ. В 1985 г. был выведен в резерв, а в 1989 г. исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-106 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: .

Входил в состав ТОФ. В мае 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-108 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: ; .

Входил в состав ТОФ. В 1988 г. был выведен в резерв, а в январе 1991 г. исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-7 (зав. № 534, пр. 205У). Владивостокский ССЗ: 1969 г.

Входил в состав ТОФ. В 1989 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-42 (зав. № 536 , пр. 205У). Владивостокский ССЗ: ; 1969 г.

Входил в состав ТОФ. В 1989 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Калининский комсомолец (зав. № 537 , пр. 205У\. Владивостокский ССЗ: 1970 г.

Входил в состав ТОФ. В 1989 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-106 (зав. № 539 , пр. 205У]. Владивостокский ССЗ: 1972 г.

Входил в состав ТОФ. В 1990 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-1 (зав. № 403). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1960 г.

Входил в состав СФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-115 (зав. № 405). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1961 г.

Входил в состав ЧФ. В апреле 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-12 (зав. № 406). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1961 г.

Входил в состав СФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-18 (зав. № 407). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1962 г.

Входил в состав ЧФ. В марте 1992 г. был выведен из боевого состава флота и в 1993 г. в Инкермане разобран на металл.

Р-33 (зав. № 411). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1962 г.

Входил в состав БФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава и передан ОРВИ для утилизации.

Р-110 (зав. № 413). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1963 г.

Входил в состав БФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-111 (зав. № 414). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1963 г.

Входил в состав БФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-112 (зав. № 415). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1963 г.

Входил в состав СФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-78 (зав. № 417). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1963 г.

Входил в состав СФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-80 (зав. № 419) Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1964 г.

Входил в состав ЧФ. В марте 1992 г. был выведен из боевого состава флота и в июне июле 1992 г. в Инкермане разобран на металл.



Схема внешнего вида ракетного катера пр. 205У\

1 30-мм АУ АК-230; 2 – ходовая рубка; 3 – ходовой мостик; 4 – АП станции «Нихром» (системы опознавания); 5 – АП РЛС «Рангоут»; 6 – ТПК ПКРК П- 15У; 7 – АП РЛС СУАО «Рысь».


Р-59 (зав. № 422, с 10.04.1992 г.-ПМ-79). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1964 г.

Входил в состав ЧФ. В январе 1992 г. был исключен из боевого состава флота.

В апреле 1992 г. на СРЗ № 13 (г. Севастополь) корабль был переоборудован в плавма- стерскую ПМ-79. На нем демонтировали носовые ангары, вооружение, системы управления огнем и два ДД. Катер отбуксировали в Карантинную бухту, где он обеспечивает разоружение выводимых из состава флота катеров.

Р-68 (зав. № 424). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1964 г.

Входил в состав БФ. В июле 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-10 (зав. № 425). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1965 г.

Входил в состав Ленинградской ВМБ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-221 (зав. № 432). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1964 г.

Входил в состав БФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-23 (зав. № 433 пр. 205У). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1964 г.

Входил в состав КФл. В сентябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-22 (зав. № 434). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1965 г.

Входил в состав БФ. В октябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Тамбовский комсомолец (зав. № 434). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; ; 1964 г.

Входил в состав БФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-9 (зав. № 462). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1966 г.

Входил в состав СФ, а с 1983 г. (после того как по ошибке потопил ПКР П-15М – однотипный катер Р-82) – в состав БФ. В 1993 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-141 (зав. № 467). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1966 г.

Входил в состав БФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-166 (зав. № 468). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; ; 1966 г.

Входил в состав ЧФ. В 1989 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-161 (зав. № 470, пр. 205У, модернизирован по пр. 205Мод, модернизирован по пр. 205ЭН). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1965 г.

Входил в состав ЧФ. В конце 1970-х годов на ПО «Море» (г. Феодосия) на корабле в экспериментальных целях разместили РЛК «Галс» и РЛС «Гарпун» с новой мачтой решетчатой конструкции. В августе 1991 г. катер вывели в резерв и в порту г. Черноморска поставили на прикол.

В июне 1993 г. корабль исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации.

Р-163 (зав. № 471, пр. 205У, модернизирован по пр. 205Мод). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1965 г.

Входил в состав СФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-173 (зав. № 474 пр. 205У). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1967 г.

Входил в состав КФл. В сентябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-178 (зав. № 475, пр. 205У, модернизирован по пр. 205Мод). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1966 г.

Входил в состав СФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-180 (зав. № 476). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1968 г.

Входил в состав БФ. В 1991 г. был выведен в резерв, а в ноябре 1993 г. исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-183 (зав. № 477). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1969 г.

Входил в состав БФ. В 1991 г. был выведен в резерв 2-й категории, а в ноябре 1993 г. исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-147 (зав. № 480). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1969 г.

Входил в состав БФ. В ноябре 1991 г. был выведен в резерв 2-й категории, а в сентябре 1993 г. исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-193 (зав. № 483). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1969 г.

Входил в состав БФ. В 1991 г. был выведен в резерв 2-й категории, а в ноябре 1993 г. исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-81 (зав. № 484, пр. 205У, модернизирован по пр. 205Мод). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1967 г.

Входил в состав СФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.



Схема внешнего вида ракетных катеров пр. 205ЭР (вверху) и пр. 205Мод (внизу):

1 – 30-мм АУ АК-230; 2 – ходовая рубка; 3 – ходовой мостик; 4 – АП станции «Нихром» (системы опознавания); 5 – АП РЛС «Рангоут»; 6 – ТПК ПКРК П- 15У; 7 – АП РЛС СУАО «Рысь»; 8 – ТПК ПКРК П-15М («Термит»)


Р-84 (зав. № 487, пр. 205У, модернизирован по пр. 205Мод.). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1969 г.

Входил в состав ЧФ. По составу вооружения этот корабль полностью повторял пр. 205У, но его корпус был выполнен из двухслойной стали КД-2 (один слой из обычной, а другой из нержавеющей).

В марте 1992 г. был исключен из боевого состава флота, а в июне 1992 г. в Инкермане разобран на металл.

Р-53 (зав. № 436). Рыбинский ССЗ: 1965 г.

Входил в состав БФ. В 1990 г. был выведен в резерв, а в мае 1993 г. передан ОРВИ для утилизации.

Комсомолец Татарии (зав. № 437) Рыбинский ССЗ: ; 1967 г.

Входил в состав ЧФ. В марте 1992 г. был исключен из боевого состава флота и в октябре в Инкермане был разобран на металл.

Р-20 (зав. № 441). Рыбинский ССЗ: ; 1969 г.

Входил в состав ЧФ. В апреле 1992 г. был исключен из состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р 49 (зав. № 447). Рыбинский ССЗ: 1967 г.

Входил в состав СФ. В июле 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-104 (зав. № 448). Рыбинский ССЗ: ; 1966 г.

Входил в состав СФ. В октябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-146 (зав. № 454). Рыбинский ССЗ: 1969 г.

Входил в состав СФ. В августе 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-153 (зав. № 455). Рыбинский ССЗ: 1969 г.

Входил в состав СФ. В августе 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-370 (зав. № 01133, пр. 205ЭР). Рыбинский ССЗ: 1983 г.

Строился по заказу правительства Египта, но был включен в состав советского ВМФ. Входил в состав ЧФ (Потийская ВМБ, с декабря 1991 г. – Новороссийская ВМБ).

В ноябре 1993 г. корабль исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации.

Р-13 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: 1967 г.

Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-19 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: .

Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-32 (зав. № 521). Владивостокский ССЗ: 1964 г.

Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-38 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: ;

Входил в состав ТОФ. В октябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-39 (зав. № 522). Владивостокский ССЗ: ; 1964 г.

Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-40 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: ;

Входил в состав ТОФ. В июле 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-41 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: ;

Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-57 (зав. № 526). Владивостокский ССЗ: 1965 г.

Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-70 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: .

Входил в состав ТОФ. В апреле 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-72 (зав. № ). Владивостокский ССЗ:

Входил в состав ТОФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-95 (зав. № ). Владивостокский ССЗ:

Входил в состав ТОФ. В 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-107 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: ; .

Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.



Схема внешнего вида одного из вариантов модернизации ракетного катера пр. 205ЭР по пр. 205ЭР мод2, предложенный ЦМКБ «Алмаз» в 1994 г:

1 – 30-мм АУ АК-630М с ПУ ЗРК «Игла»; 2 – ходовая рубка; 3 – ПУ ПК-10 НУРС СППП; 4 – ходовой мостик; 5 – АП навигационной РЛС; 6 – основной (комплексный) АП РАК «Позитив-Э»; 7 – АП канала целеуказания (УСБД) РАК «Позитив -Э»; 8 – ТПК ПКРК «Уран-Э»; 9 – лазерный дальномер СУ АО; 10 – 30-мм АУ АК-630М.



Схема внешнего вида ракетного катера Р-161 после модернизации по пр. 205ЭМ-.

I – 30-мм АУ АК-230; 2 – ходовая рубка; 3 – ходовой мостик; 4 – основной АП РАК «Галс»; 5 – АП компенсационного устройства пассивного канала РАК «Галс»; 6 – АП РЛС пассивного канала РЛК «Галс»; 7 – АГ1 РЛС «Гарпун»; 8 – ТПК ПКРК П-15У.


Мичуринский комсомолец (зав. № 528, пр. 205У). Владивостокский ССЗ: 1966 г.

Входил в состав ТОФ (по некоторым данным, его перевели в состав БФ). В 1989 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Калининградский комсомолец (зав. № 529, пр. 205У). Владивостокский ССЗ: 1966 г.

Входил в состав ТОФ (по некоторым данным, его перевели в состав БФ). В 1989 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Кировский комсомолец (зав. № 531, пр. 205У). Владивостокский ССЗ: 1966 г.

Входил в состав ТОФ (по некоторым данным, его перевели в состав БФ). В 1989 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-195 (зав. № 532, пр. 205У). Владивостокский ССЗ: ; 1967 г.

Входил в состав ТОФ. В 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-189 (зав. № 533, пр. 205У, модернизирован по пр. 205Мод). Владивостокский ССЗ: 1967 г.

Входил в состав ТОФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-192 (зав. № 534, пр. 205У). Владивостокский ССЗ: 1967 г.

Входил в состав ТОФ. В мае 1980 г. был выведен в резерв 2-й категории, а в мае 1993 г. исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-196 (зав. № 535, пр. 205У, модернизирован по пр. 205 мод). Владивостокский ССЗ: ; 1968 г.

Входил в состав ТОФ, а затем – СФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-103 (зав. № 538, пр. 205У). Владивостокский ССЗ: 1970 г.

Входил в состав ТОФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-185 (зав. № 540, пр. 205У, модернизирован по пр. 205Мод). Владивостокский ССЗ: 1969 г.

Входил в состав ТОФ. В сентябре 1989 г. был выведен в резерв, а в декабре 1995 г. исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-87 (зав. № 541, пр. 205У, модернизирован по пр. 205Мод). Владивостокский ССЗ: .; 1973 г.

Входил в состав ТОФ, а затем СФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Спроектированны в ЦКБ-5 (с 1967 г. - ЦМКБ "Алмаз") под руководством главного конструктора Е. И. Юхнина. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 1 ранга В. В. Дмитриев. Технический проект утвердили в 1957 году. Катера предназначались для уничтожения крупных кораблей противника в прибрежных районах военно-морских баз и охраны водного района (ОВР).

Корпус катера гладкопалубный, выполнен из стали марки СХЛ-45 толщиной от 5 мм до 8 мм и имеет круглоскулые обводы в носовой части и остроскулые в кормовой части корпуса. На палубе находилась протяжённая надстройка из облегчённого сплава АМГ с боевой рубкой и открытым ходовым мостиком в носовой части. Катера могли использовать весь свой оружейный арсенал при волне до 5 баллов на скоростях до 30 узлов и при 4 баллов без ограничений.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков:

  1. Форпик;
  2. Кубрик на 8 человек;
  3. Кубрик на 12 человек;
  4. Машинное отделение №1;
  5. Машинное отделение №2;
  6. Каюты офицеров и мичманов;
  7. Пост предстартовой подготовки ракет;
  8. Ахтерпик.
Катер оставался на плаву при затоплении любых двух смежных отсеков.

Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя дизелями М-503 по 3300 л.с. каждый с реверс-редукторами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала и передовали вращение на три трёхлопастных винта фиксированного шага. Дизели снабжены системой автоматической сигнализации и защиты, предупреждающей обслуживающий персонал световым сигналом о нарушениях в работе дизеля. Двигатели устанавливаются на четырех лапах с резиновыми амортизаторами и жестко крепятся болтами. Пуск дизеля производится сжатым воздухом. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 1 000 часов, а полный ресурс - 2 500 часов при частоте вращения 2 000 об/мин.

Вооружение катеров состояло:

  1. Из 4 ангарных пусковых установок для пуска противокорабельных крылатых ракет П-15 с нескладывающимися крыльями от ПУРС "Клён", расположенных по две с каждого борта. Постоянное возвышение пусковых установок составляло 11,5°. Ракеты имели дальность стрельбы 35…40 км, маршевую скорость 320 м/с, массу боевой части 480 кг, самонаведение осуществлялось с помощью радиолокационной головки активного типа. Перезарядка ракет в ангарные пусковые установки катера была возможна только в условиях базы, и занимала порядка 30 минут.
  2. Из 2 спаренных 30-мм автоматов АК-230 с длинной ствола 71,3 калибра, расположенных один на баке и один в корме. Скорострельность установки составляла 1 000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после чего требуется охлаждение в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После этого требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 926 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС "Колонка" и дистанционного автоматического управления от РЛС УАО МР-104 "Рысь".

Система управления ракетной стрельбой состояла:

  • из ПУРС "Клён", который вырабатывал дальность и направление до цели, в состав прибора входили:
    • ракетный автомат стрельбы РАС, который на основе поступающих данных постоянно вырабатывал дальность и направление, а также вводил данные в головки самонаведения ракет.
  • Информация о цели шла в систему ПУРС от РЛС обнаружения "Рангоут".
Система «Клён» позволяла вести стрельбу ракетами по надводной цели одиночно и залпом.

Система управления огнем корабельной 30-мм артиллерии состояла:

  • из прибора управления артиллерийским огнём(ПУАО) "Рысь" в состав которого входили:
    • центральный автомат стрельбы ЦАС (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных от РЛС управления МР-104 "Рысь" управлял 2 автоматами выдавая углы вертикальной и горизонтальной наводки 30-мм артиллерии.
  • из аппаратуры селекции подвижных целей и помехозащиты
  • Главным средством целеуказания служила РЛС обнаружения "Рангоут".
  • После получения целеуказания цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-104 "Рысь".

РЛС управления стрельбой МР-104 "Рысь" дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов корабельной артиллерии 30-мм калибра. РЛС автоматически сопровождала воздушные цели при скорости до 300 м/с на дальности до 26 км, а надводные цели типа торпедного катера до 4 км.

Катера комплектовались компасом, РЛС обнаружения «Рангоут», РЛС опознавания «Кремний», а также дымовыми шашками МДШ.

РЛС обнаружения «Рангоут», предназначенная для целеуказания ракетному оружию. Станция сантиметрового диапазона с двумя уровнями мощности в 20 и 100 Вт обслуживалась одним оператором и могла осуществлять круговой обзор с частотой 4 или 12 об/мин. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера. Дальность обнаружения станцией надводной цели типа крейсер составляла до 60 км, эсминца до 24 км. В качестве резервного оптического средства прицеливания использовался визир ПМК-453.

Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

Строились катера на Приморском заводе №5 в Ленинграде, на заводе №341 в Рыбинске и на заводе №602 в Владивостоке.

Головной катер вошёл в строй флота в 1960 году.


Тактико-технические данные РКА проекта 205 Водоизмещение: стандартное 173 тонны, полное 216 тонн. Длина наибольшая: 38,6 метра Длина по КВЛ: 37,5 метра
Ширина наибольшая: 7,6 метра
Ширина по КВЛ: 5,9 метра
Осадка полная: 1,73 метра
Силовая установка: 3 дизеля М-503 по 3300 л.с., 3 винта ФШ
Скорость хода: полная 39 узлов, экономическая 14 узлов
Дальность плавания: 1600 миль при 14 узлах
Мореходность: 5 баллов
Автономность: 5 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 2х2 30-мм автомата АК-230 с РЛС УАО
МР-104 "Рысь"
ракетное: 4х1 ангарные ПУ П-15 от ПУРС "Клён"
радиотехническое: РЛС "Рангоут", РЛС опознавания "Кремний"
навигационное: 1 компас, эхолот, лаг
химическое: ? дымовые шашки МДШ
Экипаж: 26 человек (4 офицера)

Всего построено катеров с 1960 г. по 1965 г. - 155 единиц.

    Ракетные катера проекта 205У
- это усовершенствованный проект ЦКБ-5 (с 1967 г. - ЦМКБ "Алмаз") под руководством главного конструктора А. П. Городянко, главным наблюдающим от ВМФ был капитана 2 ранга Ю. М. Осипов. Проект предусматривал усиление корпуса за счёт изготовления из двухслойной стали КД-2, при этом один слой делали из обычной, а другой из нержавеющей стали. Увеличили мощность главных двигателей. Обновили ракетное вооружение катеров.

Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя дизелями М-504 по 5000 л.с. каждый с реверс-редукторами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала и передовали вращение на три трёхлопастных винта фиксированного шага. Дизели снабжены системой автоматической сигнализации и защиты. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 2 500 часов, а полный ресурс - 10 000 часов при частоте вращения 2 000 об/мин.

Вооружение катеров состояло:

  1. Из 4 контейнерных пусковых установок КТ-97 для пуска противокорабельных ракет П-15У "Термит" со складывающимися и автоматически раскладывающимися после старта крыльями, от ПУРС "Клён", расположенных по две с каждого борта. Контейнеры не только давали выигрыш в габаритах (по длине около 1 м и по ширине 0,8 м), но и обеспечивали необходимый микроклимат ракете за счёт герметичности. Усовершенствованные ракеты имели дальность стрельбы 40 км, маршевую скорость 320 м/с, массу боевой части 480 кг, самонаведение осуществлялось с помощью радиолокационной головки активного типа, кроме того барометрический высотомер заменили на радиолокационный, что позволило снизить высоту полёта и точнее визировать курс ракеты по высоте.

Строились катера на Приморском заводе №5 в Ленинграде и на заводе №602 в Владивостоке.

Головной катер вошёл в строй флота в 1965 году.


Тактико-технические данные РКА проекта 205У Водоизмещение: стандартное 184 тонны, полное 226 тонн. Длина наибольшая: 38,6 метра Длина по КВЛ: 37,5 метра
Ширина наибольшая: 7,6 метра
Ширина по КВЛ: 5,9 метра
Осадка полная: 1,73 метра
Силовая установка:
Скорость хода:
Дальность плавания: 1600 миль при 14 узлах
Мореходность: 5 баллов
Автономность: 5 суток
Вооружение: .
артиллерийское:
МР-104 "Рысь"
ракетное: 4х1 контейнерные ПУ КТ-97 от ПУРС "Клён"
радиотехническое:
навигационное: 1 компас, эхолот, лаг
химическое: ? дымовые шашки МДШ
Экипаж: 26 человек (4 офицера)

Всего построено катеров с 1965 г. по 1973 г. - 32 единицы.

    Ракетные катера проекта 205М
- это модернизированный вариант с установкой новых ракет П-15М комплекса "Термит-М" имевшие вдвое большую дальность стрельбы, чем П-15У "Термит" и с переносными зенитно-ракетными комплексами "Стрела- 2", для улучшения ПВО.

Вооружение катеров состояло:

  1. Из 4 контейнерных пусковых установок КТ-97М для пуска противокорабельных ракет П-15М "Термит-М" со складывающимися и автоматически раскладывающимися после старта крыльями, от ПУРС "Клён", расположенных по две с каждого борта. Модернизированные ракеты имели дальность стрельбы 80 км, маршевую скорость 350 м/с, массу боевой части 480 кг, самонаведение осуществлялось с помощью радиолокационной головки активного типа с радиолокационным высотомером, что позволило снизить высоту полёта над уровнем моря до 25-50 метров.
  2. Из 2 спаренных 30-мм автоматов АК-230М с длинной ствола 71,3 калибра, расположенных один на баке и один в корме. Скорострельность установки составляла 1 000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после чего требуется охлаждение в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После этого требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 926 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС "Колонка" и дистанционного автоматического управления от РЛС УАО МР-104 "Рысь".
  3. Из 8 комплектов ПЗРК "Стрела-2". Как только головная часть ракеты выйдет из пусковой трубы, под действием пружин раскрываются рули. Затем откидываются стабилизаторы и на удалении 5-6 м от ПУ срабатывает маршевый двигатель. В начале работы маршевого двигателя под действием сил инерции выключается специальный инерционный стопор, который подготавливает взрывное устройство к взведению. На расстоянии 80-250 м от ПУ срабатывает вторая ступень предохранения - полностью выгорают пиротехнические предохранители, и завершается подготовка взрывного устройства. В полёте головка самонаведения всё время контролирует направление на цель: независимо от положения продольной оси ракеты головка следит за целью и корректирует курс ракеты до встречи с целью. В случае промаха через 12-15 секунд с момента запуска срабатывает самоликвидатор и ракета уничтожается. Скорость самонаводящейся зенитной ракеты 9К32 составляет 600 м/с, дальность стрельбы от 800 метров до 3,4 км, потолок - от 50 метров до 1,5 км при скорости цели до 260 м/с. Система управления: пассивная инфракрасная головка самонаведения. Вес (комплекса): 14,5 кг.

Модернизировались катера на Приморском заводе №5 в Ленинграде и на заводе №602 в Владивостоке.

Головной катер вошёл в строй флота в 1968 году.


Тактико-технические данные РКА проекта 205М Водоизмещение: стандартное 192 тонны, полное 235 тонн. Длина наибольшая: 38,6 метра Длина по КВЛ: 37,5 метра
Ширина наибольшая: 7,6 метра
Ширина по КВЛ: 5,9 метра
Осадка полная: 2,09 метра
Силовая установка: 3 дизеля М-504 по 5000 л.с., 3 винта ФШ
Скорость хода: полная 41 узел, экономическая 14 узлов
Дальность плавания: 1600 миль при 14 узлах
Мореходность: 5 баллов
Автономность: 5 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 2х2 30-мм автомата АК-230М с РЛС УАО
МР-104 "Рысь"
ракетное: 4х1 контейнерные ПУ КТ-97М от ПУРС "Клён"
зенитно-ракетное: 1х4 тумбовая ПУ ПЗРК "Стрела-2"
радиотехническое: РЛС "Рангоут", РЛС опознавания "Нихром"
навигационное: 1 компас, эхолот, лаг
химическое: ? дымовые шашки МДШ
Экипаж: 26 человек (4 офицера)

Всего построено катеров с 1968 г. по 1976 г. - 11 единиц.

    Основным недостатком катеров выявившимся к концу 1960-х годов, в частности, в локальных конфликтах, являлась слабость артиллерийского вооружения, так как 30-мм АУ АК-230 из-за малой дальности стрельбы оказались малоэффективными в борьбе с самолетами и вертолетами, а также в артиллерийских дуэлях с катерами противника, как правило, вооруженных 40-мм автоматами (а с начала 1970-х годов -76-мм скорострельными орудиями). К концу 1970-х годов катера пр. 205 морально устарели, их стали постепенно выводить из состава советского флота и продавать за границу или разбирать на металл. По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота не осталось ни одного катера пр. 205.