Рлс общего обнаружения мр 302 рубка. Состояние и перспективы развития военно-морских сил Украины (2013). Основные ТТХ ракетного катера пр.12411


Россия Россия

История проекта

Проект десантного корабля был разработан в соответствии с ТТЗ утверждёнными Главнокомандующим ВМФ Адмиралом Флота Советского Союза Сергеем Георгиевичем Горшковым в 1968 году. Польский инженер О. Высоцкий был назначен главным конструктором проекта, а главным наблюдающим от ВМФ СССР капитан 1-го ранга Б. М. Моложожников, на этой должности его сменил гражданский специалист М. И. Рыбников. Старшим представителем заказчика в ПНР стал Л. В. Луговин. Новый корабль пришёл на смену средним десантным кораблям проектов 770, 771 и 773 . Строительство кораблей проекта велось на Польском судостроительном заводе «Stocznia Polnocna» в городе Гданьск и состояло из трех серий. Первая серия проекта 775 включала 12 кораблей. С началом строительства кораблей второй серии они были переклассифицированы в большие десантные корабли 2-го ранга. Вторая серия включила 13 кораблей, отличающихся от первой серии составом радиотехнического вооружения. Третья серия из трёх кораблей строилась по существенно доработанному проекту получившему обозначение 775М. На эти корабли установили другие РЛС ОВНЦ и изменили состав артиллерийского вооружения .

Конструкция

БДК «Ослябя» является многопалубным, плоскодонным десантным кораблём внутренней морской зоны с полубаком и развитой кормовой надстройкой . Предназначен для переброски морем войск , военной техники и высадки морского десанта на необорудованное побережье. Выгрузка техники и грузов может проходить как с кормы, так и со стороны носовой части .

Во время внутреннего конфликта в Йемене 1986 года принимал участие в эвакуации советских граждан из охваченного войной города-порта Аден . В этой операции наряду с БДК-101 были задействованы как гражданские так и боевые корабли 8-й оперативной эскадры (МТ «Запал», ПБ «Волга», танкер «Владимир Колечицкий», балкер «Зоя Космодемьянская», ролкер «Смоленск», ролкер «Павел Антокольский»). 17 января 1986 года три советских корабля (МТ «Запал», БДК-101 , ПБ «Волга») вышли из Адена приняв около 1000 человек, и доставили их в порт Джибути . Из-за обстрелов с берега (ПБ «Волга» подверглось обстрелу и было вынуждено уйти в море в зону недосягаемую для снарядов, в ролкер «Смоленск» попал снаряд и ранил второго механика) дальнейшее выполнение операции перенесли на ночное время. Наряду с советскими кораблями в операции участвовали корабли Великобритании (королевская яхта «Britannia », эсминец «Newcastle» D-87, фрегат «Jupiter» F-60 , океанографическое судно HMS «Hydra», танкер «Brambleleaf» , грузовое судно MV «Diamond Princess») и Франции (фрегат «De Grasse» , два фрегата «Victor Schoelcher» F-725 , «Doudart de Lagree» F-728 и плавмастерская «Jules Verne» A-620 с тремя вертолётами на борту 1 «Пума » и 2 «Алуэтт III ») За время всей операции по эвакуации из порта Аден было эвакуировано более 5000 советских и более 10000 иностранных граждан . Война в Йемене была описана и показана в сериале 2007 года Русский перевод .

1990-е

С 1990 года по февраль 1991 года - второй поход БДК-101 с десантной группой морской пехоты подполковника Филонюка на боевую службу в Индийский океан на Эфиопский остров Нокра архипелага Дахлак, сменив 13 октября 1990 года на посту БДК-14 с охранявшей базу десантной группой черноморцев капитана 2-го ранга А. Горбачева . БДК-101 предстояло оборонять базу ПМТО . 19 октября 1990 года МПК «Комсомолец Молдавии » проводил конвой в составе 2-х больших десантных кораблей БДК-14, БДК-101 , танкера «Шексна» и МТ «Параван». С острова Асарка-Северная и мыса Кароли конвой был обстрелян береговыми батареями. Ответным огнём были уничтожены позиции пехоты, береговая батарея и склад боеприпасов противника . 1 декабря 1990 года морские пехотинцы под командованием подполковника Филонюка с БДК-101 сменили морских пехотинцев подполковника В. Н. Жевако с БДК-14 . После начала систематического обстрела и возникновения угрозы высадки эритрейского десанта на острова архипелага, для усиления наземной обороны с БДК была высажена десантно-штурмовая рота морской пехоты капитана А. Семыкина. Но эта мера уже не могла повлиять на фатальную ситуацию . В 7 часов утра 4 февраля 1991 года под видом очередной тренировки началась экстренная погрузка личного состава и имущества на БДК-101 , плавмастерские ПМ-129, ПМ-156, другие корабли, вспомогательные суда и баржи . В ночь на 12 февраля 1991 года после приказа командира 85-й оперативной бригады кораблей на выход из бухты, корабли и суда (БДК-101 , МТ «Дизелист» , Т-72 , ВМ-413, Танкер «Шексна», МБСС-219, СХ-500, ПМ-129, ПМ-156 , МБ-63, плашкоут) начали выдвигаться на внешний рейд бухты Мус-Нефит и далее за пределы территориальных вод Эфиопии. В нейтральных водах конвой перегруппировался и БДК-101 (командир капитан 3-го ранга Владимир Комолов) принял на буксир СХ-500. По прибытии на внешний рейд порта Аден конвой был расформирован и каждый корабль получил от 8-й оперативной эскадры индивидуальный план дальнейших действий. Личный состав 933-го ПМТО и приданных ему сил в марте 1991 года прибыл на ПМ-129 в порт Владивосток , где и был расформирован окончательно. Эвакуация 933-го ПМТО выполнялась в составе конвоя «КОН-63» .

В 1996, 1997, 1999 годах БДК-101 занимался доставкой грузов на полуостров Камчатка . В 1999 году эвакуировал с Чукотки сокращаемые воинские части .

2000-е

В ноябре 2000 года спасаясь от издевательств мичманов 41 матрос срочной службы сбежали со стоящего во Владивостокском судоремонтном заводе БДК-101 . Они пришли в штаб ТОФ и подали жалобу на неуставные отношения со стороны трёх мичманов и двух старшин срочной службы . По результатам следствия прокуратуры ТОФ в рамках уголовного дела по статье 286 ч.3 УК РФ - «превышение должностных полномочий с применением насилия» виновные (мичман Сергей Сидоренко, мичман Егор Киселев, мичман Алексей Коноплев, старшина 1-й статьи Кизилов и главный корабельный старшина Ахмадулин) понесли наказания, а морякам срочной службы был предоставлен отпуск и путевки в Лермонтово .

С 2004 по 2005 год ремонт на Дальзаводе.

В ноябре 2007 года БДК «Ослябя» принял участие в высадке десанта на курильскую гряду в рамках стратегического командно-штабного учения (СКШУ) «Восток-2007». В практических действиях приняли участие более двадцати боевых кораблей, судов обеспечения и шесть летательных аппаратов. БДК произвели высадку морского десанта и техники на необорудованное побережье, прикрываемое корабельной и самоходной артиллерией для локализации условного очага терроризма в Приморье .

В апреле 2008 года учения морской пехоты с высадкой десанта с БДК «Ослябя».

2010-е

В июле 2010 года на морском десантном полигоне «Клерк» на полуострове Клерка прошли тактические учения под руководством начальника береговых войск Тихоокеанского флота генерал-майора Сергея Пушкина по высадке морского десанта. В них приняли участие морские пехотинцы Тихоокеанского и Балтийского флотов. По легенде учений была выполнена заброска в «тыл врага» более 500 морских пехотинцев с самолетов авиации ТОФ. Большие десантные корабли «Николай Вилков», «Пересвет», «Ослябя» и БДК-98 осуществили высадку техники на берег условного противника, ещё три десантных катера также провели десантирование, отработаны сотни боевых упражнений, маневров, были задействованы практически все соединения и подразделения Тихоокеанского флота. Подводные лодки Приморской флотилии разнородных сил обеспечивали прикрытие. Для тихоокеанцев эти учения стали наиболее масштабными за последние 20 лет .

В июле 2012 года БДК «Ослябя» в составе группы десантных кораблей принял участие в масштабных учениях Тихоокеанского флота , где осуществил высадку морского десанта в заливе Анива острова Сахалин .

Весной 2013 года в составе отряда кораблей ТОФ участвовал в походе для выполнения задач в районах Тихого и Индийского океанов.

С 3 по 8 октября 2013 года в рамках празднования 75-летия Приморского края корабль совершил «Поход памяти», посетив порты Ольга , Преображение , Находка и Славянка . Моряки и ветераны побывали у памятников и мемориалов, где отдали почести павшим при защите морских рубежей России, провели «уроки мужества» для школьников .

Большой десантный корабль «Ослябя» прошёл ремонт до 30 июня 2015 года. Соответствующий заказ был размещен в открытом виде на сайте госзакупок. Ремонт произведён ОАО «Центр судоремонта „Дальзавод“» .

Разрабатывая основы боевого применения десантных сил флота, руководство советских ВМС основываясь на опыте учений и боевых служб к началу 70-х годов прошлого века пришло к выводу, что в составе десантных сил флотов следует иметь несколько видов десантных кораблей: большие десантные корабли (БДК), обеспечивающие перевозку и десантирования батальона морской пехоты со средствами усиления, средние десантные корабли (СДК), обеспечивающие боевые действия роты морской пехоты и малые десантные корабли (МДК) - обеспечивающие, соответственно взвод. В составе ВМФ имелись БДК (проекта 1171) и МДК (проект 106 и 106К) в основном отвечающих вышеперечисленным требованиям. Что касается СДК, то состоящие на вооружении корабли проектов 770, 771 и 773 обеспечить перевозку и высадку роты морской пехоты были не способны и нуждались в замене. По этой причине в 1968 г. по указанию главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова начинаются работы по выработке условий тактико-технического задания на проектирование нового крупносерийного СДК. Десантные корабли проекта 775 (так назвали новую серию) должны были быть первыми ДК спроектированными по специальному проекту.До сих пор корабли для десантных силфлота создавались на основе имеющихся сухогрузов, или жеэто были совмещенные проекты (проект 1171). Проектирование и постройку новых кораблей было решено осуществить в Польше на основе мощностей предприятия "Северная верфь" ("Stocznіa Polnocna ") в г. Гданьске. Руководителем проекта являлся инженер-кораблестроитель О. Высоцкий. Наблюдение за ходом работ от СССР осуществляли группы специалистов от ВМФ под руководством капитана 1 ранга Б.М. Моложожникова, затем инженера кораблестроителя М.И. Рыбникова и главного представителя заказчика под руководством инженера Л.В. Луговина. В ходе проектных работ разрабатываемый СДК из-за значительного увеличения водоизмещения был переквалифицирован в БДК. Серийная постройка кораблей была организована на том же предприятии под руководством польского инженера Б. Стандуры. Первый корабль проекта 775, заложенный как СДК-47, был введен в состав флота 1 июля 1974 г. под названием БДК-47. Всего было построено 25 кораблей данного проекта. В составе первой серии в период с 1975 по 1985 г. было построено 12 БДК (их еще иногда называют БДК проекта 775/I) . Вторая серия состоящая из 16 кораблей (проект 775/II ) строилась в период с 1985 по 1992 г., причем три последних корабля строились по доработанному проекту (проект 775М) и отличались от других кораблей составом вооружения и радиолокационным оборудованием. Строительство третей серии БДК не было осуществлено по причине распада СССР. Десантный корабль проекта 775 по конструкции является многопалубным, плоскодонным десантным кораблем океанской зоны с полубаком и развитой кормовой надстройкой. По конструкции он относится к судам, выполненных по системе "Ro-Ro" - с танковой палубой, которая проходит по всей длине корабля. Основным его предназначением является прием с оборудованного или необорудованного берега гусеничной, колесной техники и подразделений морской пехоты или морского десанта, транспортирования их морем и высадки как на оборудованное, так и необорудованное побережье с маленьким склоном дна через открытую носовую аппарель, а также приема из воды, транспортирования морем и спуска на воду плавающей техники через открытое носовую аппарель или кормовой лацпорт.Корабль мог использоваться для постановок минных заграждений, а также для перевозки морем различных грузов и пассажиров, кроме того, десантный корабль мог использоваться для воинских перевозок, обеспечения кораблей и частей флота в пунктах рассредоточенного базирования. БДК проекта 775 принимали участие в различных операциях советского ВМФ. Так в 1986 г. они приняли участие в эвакуации граждан СССР из Аденского порта в связи с гражданской войной в Южном Йемене. В 1991 г. БДК участвовали в эвакуации советских граждан из Эфиопии. В августе 1999 г. 5 кораблей этого проекта доставили и высадили в районе порта г. Салоники несколько подразделений со штатной техникой российского миротворческого контингента на территории Югославии. В августе 2008 г. в ходе российско-грузинского конфликта БДК Черноморского флота (ЧФ) "Ямал" (БДК-67 проект 775) т "Саратов" (проект 1171) доставили и высадили в районе грузинского порта Поти подразделения морской пехоты ЧФ. Все БДК проекта 775 поступили на вооружение исключительно советского ВМФ. Вкратце судьба кораблей проекта: I серия : БДК-47 - введен в состав КБФ 1.7.1974 г. . списан 17.12.1994 г.; БДК-48 - введен в состав ТОФ 30.6.1975 г. . списан 5.7.1994 г.; БДК-63 - введен в состав ТОФ 30.6.1975 г. . списан 5.7.1994 г.; БДК-90 - введен в состав ТОФ 30.11.1975 г. . списан 5.7.1994 г.; БДК-91 - введен в состав СФ 30.6.1976 г. . с 2000 г. БДК "Оленегорский горняк"; БДК-181 - введен в состав ТОФ 9.10.1976 г. . списан 5.7.1994 г.; БДК-182 - введен в состав СФ 30.11.1976 г. с 9.2.1999г. БДК "Кондопога" ; БДК-183 - введен в состав СФ 15.3.1977 г. с 10.4.2003г. с 10.4.2003 г. БДК "Котлас", списан 22.6.2005 г.; БДК-197 - введен в состав ТОФ 29.9.1977 г. . списан 5.7.1994 г.; БДК-200 - введен в состав СФ 1977 г. . списан 30.6.1993 г.; БДК-55 - введен в состав СФ 30.7.1978 г. с 2001 г. БДК "Александр Отраковский"; БДК-119 - введен в состав флота 27.2.1979 г. . передан ВМФ Южного Йемена в 2002 г.; II серия : БДК-14 - введен в состав ТОФ 31 .8 .1981 г., списан 3.5.2001 г.; БДК-101 - введен в состав ТОФ 19.12.1981 г. с 24.1.2006 г. БДК "Ослябя"; БДК-105 - введен в состав КБФ 2.3.1982 г. списан 10.4.2002 г. ; БДК-98 - введен в состав ТОФ 28.9.1982 г. с 25.7.2011г. БДК "Адмирал Невельский"; БДК-32 - введен в состав СФ 1982 г. списан 10.4.2002г.; БДК-43 - введен в состав КБФ 15.5.1983 г. с 16.9.2000 г. БДК "Минск"; БДК-58 - введен в состав КБФ 9.12.1984 г. с 30.4.1999 г. БДК "Калининград"; БДК-45 - введен в состав КБФ 5.3.1985 г. с 2002 г. БДК "Георгий Победоносец"; БДК-56 - введен в состав КЧФ в 1985 г. в 1992 г. передан в ВМФ Украины, ныне БДК "Константин Ольшанский"; БДК-60 - введен в состав КБФ 31.12.1985 г. с 1986 г. БДК "Александр Шабалин"; БДК-43 - введен в состав КЧФ 30.9.1986 г. с 10.5.1989 г. БДК "Цезарь Куников"; БДК-46 - введен в состав КЧФ 30.11.1987 г. с 7.2002 г. БДК "Новочеркасск"; БДК-67 - введен в состав КЧФ 30.4.1988 г. с 3.1.2002 г. БДК "Ямал"; проект 775М : БДК-54 - введен в состав КЧФ 12.10.1990 г. с 23.11.1998 г. БДК "Азов"; БДК-11 - введен в состав ТОФ 24.1.2006 г. с 16.9.2000 г. БДК "Пересвет"; БДК-61 - введен в состав КБФ 10.7.1991 г. с 30.8.2000 г. БДК "Королев". На замену выбывших кораблей до сих пор не поступило почти ничего. Печально, товарищи офицеры.

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

Наименование характеристики

Единица измерения

Проект 775

Проект 775М

1

Стандартное в одоизмещение

т

3450

3450

2 Полное водоизмещение т

4080

4080

3

Длина

м

112, 5

112, 5

4

Ширина

м

15

15

5

Осадка

м

3,7

3,7

6

Скорость полного хода

узлов

17,8

17, 8

7

Дальность плавания на ходу в 12 узлов

миль

6000

6000

8

Грузоподъемность максимальная

т

615

615

9

Мощность силовой установки: Д изели «Згода-Зульцер» 16ZVB40/48, 3 ДГ

л.с.

2х9600

2х10 500

10 Автономность

сут.

30

30

11

Экипаж офицеры/матросы и старшины

чел.

17/81

17/81

12

Вооружение ПВО: - ПУ МТУ-4 ПЗРК ЗРК "Стрела" ("Игла")

к-т

2 (4)

4 ("Игла")

13

Артиллерийское вооружение: - 57 мм АК-725

- 76 мм АК-76М

- 30 мм АК-630М

- 122 мм ПУ НУРС МС-73 "Град-М"

- 45 мм 21КМ (БДК-11, БДК-67)

к-т

2

-

-

2

2

-

1

2

2

2

14 Боекомплект: - 57 мм выстрелов

- 76 мм выстрелов

- 122 мм НУРС

- мины

шт. 2200

-

320

90

-

550

320

90

15 Радио-техническое вооружение (РТВ):

- РЛС общего обнаружения МР-302 "Рубка"

- РЛС общего обнаружения МР-352 "Позитив-М"

- НРЛС "Дон" ("Миус", "Вайгач")

- комплекс РЭБ ПК-16

к-т

1

-

1

-

-

1

1

2

16 Десантовместимость: - основные танки

- личный состав

шт.

10

340

10

Ко второй половине 1960-х гг. находившиеся в боевом составе ВМФ СССР средние десантные корабли (СДК) польской постройки проектов 770, 771 и 773 уже перестали полностью удовлетворять требованиям, предъявляемым военно-морским командованием к морским десантным силам, и не могли с достаточной степенью эффективности обеспечивать проведение советским флотом морских десантных операций – в том возросшем объеме, который уже требовался. Фактически, СДК указанных типов уже не могли обеспечивать транспортировку морем и высадку на необорудованное или оборудованное побережье роты морской пехоты в полном составе с личным оружием и средствами усиления, что требовалось, согласно тогдашней концепции проведения морских десантных операций ВМФ СССР. На повестке дня самым серьезнейшим образом встал вопрос о необходимости создания среднего десантного корабля нового типа, можно даже сказать нового для поколения того времени.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПОСТРОЙКУ ПОРУЧАЮТ СОЮЗНИКАМ

Учитывая возникший дисбаланс в корабельном составе морских десантных сил советского Военно-Морского флота, по указанию Главнокомандующего ВМФ СССР адмирала Сергея Горшкова в 1968 г. промышленности было выдано тактико-техническое задание на проектирование нового среднего десантного корабля, которому присвоили номер проекта 775.

Из-за чрезвычайно высокой загруженности отечественных конструкторских бюро, в том числе занятых БДК проекта 1174 () и десантными катерами и кораблями на воздушной подушке, а также по причине настоятельной необходимости упрочения военно-технического и экономического сотрудничества со странами – членами Организации варшавского договора (напомним, что с нашими союзниками по соцлагерю тогда существовала программа разделения отдельных программ с целью более равномерного промышленного и экономического развития всех стран), было принято принципиальное решение поручить выполнение проектных работ по СДК проекта 775 польским специалистам. Главным конструктором проекта был назначен польский инженер-кораблестроитель О.Высоцкий, главным наблюдающим от ВМФ СССР определен капитан 1 ранга Б.М. Моложожников (его впоследствии сменил гражданский специалист М.И.Рыбников), а старшим представителем заказчика в ПНР стал Л. В. Луговин.

Однако уже в процессе проектирования корабля командование ВМФ СССР приняло решение отказаться от самой концепции среднего десантного корабля – для транспортировки более тяжелой техники, появившейся на вооружении морской пехоты и для большего количества личного состава (до усиленного полубатальона морской пехоты включительно) требовались корабли большего водоизмещения. В результате было решено переклассифицировать десантные корабли проекта 775 из средних в большие десантные корабли второго ранга, с одновременным существенным увеличением водоизмещения.

Для серийной постройки БДК проекта 775 был выбран судостроительный завод «Stocznia Polnocna» (в переводе на русский «Северная верфь»; директор – инженер Б. Стандура), расположенный в городе Гданьск. Головной корабль, БДК-47 (строительный №1), был завершен постройкой в 1974 году. Первая серия строилась по проекту 775 и включала 12 кораблей, последний из которых был сдан заказчику в 1978 г. Следующим шагом была постройка второй серии кораблей – по несколько модифицированному проекту 775М (775.2), к которой относятся 16 кораблей – последний был сдан уже после распада Советского Союза, в 1992 году. На этих последних БДК были установлены новые РЛС обнаружения воздушных и надводных целей, а начиная с третьего корабля серии – еще и другое артиллерийское вооружение, в составе одной 76-мм автоматической артустановки АК-176 и двух 30-мм шестиствольных автоматических артустановок АК-630 вместо ставившихся на корабли до того двух 57-мм артустановок АК-725 (ЗИФ-72), располагавшихся по одной в корме и в носовой частях корабля. Корабли вошли в боевой состав только ВМФ Советского Союза, однако впоследствии – в 1979 г. – один из БДК, входивший в состав группировки ВМФ СССР в Индийском океане (Индийской эскадры), был передан Йемену.

В системе классификации США/НАТО новые советские десантные корабли получили обозначение Ropucha («жаба»): Ropucha I class – для проекта 775 и Ropucha II class – для проекта 775М. В соответствии с планами военно-морского строительства, ВМФ СССР на смену большим десантным кораблям проекта 775/775М должен был получить новые БДК – проекта 778 (иногда также обозначается как «третья серия проекта 775»), разработка и серийная постройка которого были также поручены «польским товарищам». Главное отличие данных кораблей то, что они изначально были приспособлены для транспортировки новых советских основных боевых танков Т-80. Головной корабль нового типа, получивший имя «Контр-адмирал Грен», был заложен на стапеле польской судоверфи, но после распада Советского Союза наши «друзья» быстро избавились от наследия «советского режима»: в 1992-1993 гг. корабль был разрезан на металл. Кстати, в некоторых источниках также утверждается, что на судоверфи в Гданьске было заложено два корабля.

АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Большие десантные корабли проекта 775/775М являются последним представителем советской эпохи кораблей данного класса и предназначены для транспортирования морем и высадки на необорудованное или оборудованное побережье с небольшим уклоном дна сил морского десанта (при оказании высаживающемуся десанту огневой поддержки), а также могут использоваться для воинских перевозок, обеспечения кораблей и частей флота в пунктах рассредоточенного базирования. Высадка сил морского десанта производится через носовое устройство со сходней (на плав или на упор). Кроме того, корабль может использоваться для постановок минных заграждений, для доставки гуманитарной помощи и эвакуации населения из опасных районов.

Как правило, корабли проекта 775/775М действуют в составе корабельной десантной группы или в составе отряда миротворческих сил, но также могут с высокой эффективностью выполнять поставленные перед ними задачи самостоятельно, без кораблей прикрытия.

БДК проекта 775/775М – это многопалубный плоскодонный десантный корабль океанской зоны, с полубаком и развитой кормовой надстройкой. По типу конструкции данный корабль соответствует коммерческим грузовым судам, выполненным по системе «Ro-Ro», то есть имеет грузовую – в данном случае танковую – палубу, проходящую по всей длине корабля, благодаря чему обеспечивается погрузка и выгрузка техники и грузов как с кормы, так и со стороны носовой части. Это обеспечивает данным десантным кораблям возможность осуществлять прием с оборудованного – порт, база, временный пункт базирования – или необорудованного берега гусеничной, колесной и любой иной, подходящей по габаритам, военно-транспортной техники и личного состава десанта, а также позволяет выполнять прием из воды и спуск на воду плавающей техники через открытое носовое или кормовое устройство.

Как уже отмечалось, грузовая (танковая) палуба и, соответственно, грузовой (танковый) трюм с размерами: длина 95 м, ширина носовой части 6,5 м (первые 55 м длины палубы), ширина кормовой части 4,5 м, высота по диаметральной плоскости 4,0 м и площадью около 540-600 кв.м проходит по всей длине корпуса корабля и ограничивается в носовой и кормовой частях аппарелями, облегчающими погрузку/разгрузку и обеспечивающими высадку плавающей техники десанта на плав при волнении моря до 4 баллов и силе ветра до 5 баллов. Носовое высадочное устройство включает носовые ворота и опускаемую аппарель, которая в походном положении находится под створками ворот и опускается с помощью гидравлического привода. В кормовой части корабля находится опускаемая аппарель, а в носовой – несколько сдвижных люков, позволяющих грузить технику в танковый трюм при помощи портовых кранов (они также используются и для вентиляции танкового трюма в том случае, если техника стоит с работающими двигателями).

Техника и грузы – масса последних составляет до 480 тонн – размещаются в танковом трюме, а личный состав подразделений морского десанта – в нескольких кубриках десанта (с трехярусным расположением мест отдыха) и четырехместных офицерских каютах (командный состав).

ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Главная энергетическая установка (ГЭУ) кораблей проекта 775/775М – дизельная, включает в свой состав два 16-цилиндровых дизельных двигателя «Zgoda-Sulzer Type 16ZVB 40/48» мощностью примерно по 10500 л.с., каждый из которых работает на свой гребной винт фиксированного шага. Организационно ГЭУ размещена на корабле эшелонно, в двух бортовых отсеках. Часть кораблей оборудована двумя вспомогательными винторулевыми колонками,

В качестве источников электроэнергии используются три дизель-генератора «Cegielski-Sulzer 6A25» суммарной мощностью по 640 кВт каждый.

Силовая установка обеспечивает кораблю экономическую скорость до 12 узлов, при которой с учетом нормального запаса топлива на борту БДК проекта 775/775М может выполнять плавание на расстояние до 6000 миль (автономность корабля по запасам провизии достигает 30 суток – при экипаже 87 человек и десанте до 190 человек). Максимальная скорость, которую могут развить корабли проекта 775/775М – 17,5-17,8 узлов.

РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское вооружение кораблей проекта 775/775М различается в зависимости от серии и включает либо (на первых 15 кораблях) две спаренные 57-мм артустановки АК-725 (ЗИФ-72), установленные по одной в корме и в носовой части корабля, либо же (на всех остальных) – одну носовую 76-мм артустановку АК-176 и две кормовые, расположенные побортно, 30-мм шестиствольные автоматические артустановки АК-630.

Артустановки АК-725 сопрягались с артиллерийской радиолокационной системой управления стрельбой МР-103 «Барс» (в случае выхода ее из строя имелась возможность вести огонь, управляя артустановкой с выносного пульта управления с кольцевым прицелом), имели табличную баллистическую дальность стрельбы 8420 м и боезапас 1100 выстрелов на каждую из двух артустановок. Артиллерийский комплекс АК-176-МР-123/176 является автоматической системой и включает в свой состав одноствольную установку А-221 закрытого типа с дистанционным и местным управлением и корабельную радиолокационную систему управления стрельбой МР-123/176 «Вымпел-А». Наведение артустановки возможно:

Дистанционно-автоматически – при помощи электроследящего привода ЭСП-221 по данным от станции МР-123/176;

Полуавтоматически – с местного поста при помощи ЭСП-221;

Вручную – по визирам-дублерам ВД-221, установленным в самой башне артустановки.

Автоматические 30-мм артустановки АК-630/630М размещены в кормовой части корабля, по одной установке на борт. Боезапас – по 6000 выстрелов на каждую установку.

Ракетное вооружение кораблей данного семейства представлено двумя системами: комплектами ПЗРК типа «Стрела» или «Игла» (на корабле установлены четыре турельные установки на четыре ПЗРК каждая – суммарный боезапас 32 ЗУР), а также двумя выдвижными пусковыми установками МС-73 – каждая с 40 направляющими – из состава корабельного реактивного комплекса залпового огня А-215 «Град-М», предназначенного для стрельбы 122-мм неуправляемыми ракетами на дальность до 20 км. Боекомплект одной установки «Град-М» до 180 ракет, которые уложены в барабанные магазины и подаются наверх в пусковые установки двумя пакетами по 20 штук в каждом. Данные комплексы залпового огня устанавливались только на шести кораблях проекта 775 и всех кораблях проекта 775М.

Кроме того, корабли данного типа могут брать на борт мины в количестве до 92 штук взамен техники в танковый трюм. Постановка мин осуществляется с открытой аппарели вручную, с использованием только лебедок.

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

В качестве радиолокационных средств обнаружения воздушных и надводных целей – РЛС общего обнаружения – на кораблях проекта 775 была установлена станция МР-302 «Рубка», а на кораблях проекта 775М – более новая РЛС МР-352 «Позитив». Последняя закрывается радиопрозрачным обтекателем. Навигационные РЛС представлены двумя станциями «Дон-2» или двумя МР-212/201 «Вайгач-У». Для управления стрельбой артиллерийскими комплексами на кораблях стояли либо артиллерийская радиолокационная система управления стрельбой МР-103 «Барс» (для 57-мм артустановки АК-725), либо корабельная радиолокационная система управления стрельбой МР-123/176 «Вымпел-А» (для 76-мм артустановки АК-176 и 30-мм автоматов АК-630).

ВЫСАДКА ДЕСАНТА

Большие десантные корабли проекта 775/775М, согласно спецификации, рассчитаны на использование в одном из следующих вариантов загрузки: либо 150 человек десанта и 10 основных боевых танков типа Т-55 с экипажами 40 человек; либо 12 плавающих танков ПТ-76 с экипажами 36 человек; либо подразделение в составе трех основных боевых танков типа Т-55 с экипажами 12 человек, трех 120-мм минометов с расчетами, трех боевых машин с экипажами (командно-штабные машины), четырех автомобилей ЗиЛ-130, четырех автомобилей ГАЗ-66 и одного легкового внедорожника ГАЗ-69 с водителями по штату. На корабле предусмотрено место для размещения до 190 человек десанта. Корабль способен перевезти груз весом 650 т на расстояние 4700 миль.

Высадка сил десанта осуществляется при помощи носового десантного устройства, в состав которого входят носовые ворота и аппарель. При этом высадка сил десанта с неплавающей техникой может осуществляться непосредственно на оборудованное или необорудованное побережье с минимальным уклоном дна 2-3 град. – в зависимости от общей массы принятых на корабль грузов, при глубине брода на ноке сходни не более 1,2 м. Кроме того, корабли проекта 775/775М обладают одной интересной особенностью, которую можно с успехом реализовать при высадке сил морского десанта или же при погрузке/выгрузке перевозимых морем различных грузов: благодаря наличию носовой аппарели и кормовых ворот, расположенных примерно на одном уровне, возможно соединение нескольких кораблей для создания «плавучего моста».

В свое время, будучи курсантом ВВМУ им. М.В.Фрунзе, автору данного материала пришлось побывать в качестве «десантника» на борту одного из десантных кораблей данного семейства – на «Константине Ольшанском». Нашу группу «студентов», как обычно называют курсантов военно-морских училищ на флоте, разместили в одном из многоместных кубриков, предназначенных как раз для личного состава десанта. Должен признать, что находиться в таком помещении – а рассчитано оно на взвод морской пехоты – в течение длительного времени, хотя бы даже тех 30 суток, что указаны в тактико-технических элементах корабля как его автономность по запасам провизии, вещь «не для слабонервных». Кубрик – очень тесный, высота подволока – примерно 1,9-2,0 м, а места для отдыха десантников (для простых смертных – койки) расположены в три яруса на минимально допустимом расстоянии друг от друга. Фактически места там хватало ровно на то, чтобы лечь на нее. Если над тобой спал достаточно «грузный» коллега, то пружинная сетка прогибалась едва ли до тебя самого. А уж подъем по тревоге представлял собой весьма забавное зрелище – не было ни разу, чтобы по тревоге кто-то из верхних товарищей не свалился на голову или иные части тела тем, кто спал на нижнем или втором снизу ярусе. В общем, после такого еще раз убеждаешься – в морской пехоте служат настоящие мужчины!

В 1962 г. начато разработка принципиально новой РЛС ≪Восход≫, обеспечивающей обнаружение и определение трех координат воздушных целей, на смену двухкоординатным РЛС ОВНЦ ≪Кактус≫, ≪Киль≫ и ≪Кливер≫.

Государственные испытания РЛС проводились в 1967 г. на противолодочном крейсере ≪Москва≫ ЧФ. На вооружение ВМФ она была принята в 1968 г.

Станцией ≪Восход≫ были оснащены первые отечественные противолодочные крейсеры проекта 1123 с вертолетами на борту ≪Москва≫ и ≪Ленинград≫, а также большие противолодочные корабли проекта 1134А, 1134Б и тяжелые авианесущие крейсеры проекта 1143.

Впервые в практике разработки отечественных РЛС кругового обзора для обнаружения воздушных целей была создана антенная система с электронным сканированием луча в вертикальной плоскости, что обеспечивало определение третьей координаты (угла места) на проходе в режиме кругового обзора.

С созданием РЛС ≪Восход≫ радиолокационная промышленность СССР впервые вышла на уровень промышленности развитых зарубежных стран. РЛС имела огромную по тем временам дальность обнаружения по воздушным целям - до 500 км. Станция ≪Восход≫ явилась первой корабельной РЛС, в которой были практически реализованы:

Мощное передающее устройство на базе усилительной цепочки из специально разработанных для станции ≪Восход≫ амплитронов;

Перестройка частоты станции от импульса к импульсу;

Внутриимпульсная линейная частотная модуляция сигналов;

Режим работы когерентными парными импульсами;

Схема подавления боковых лепестков методом вычитания;

Нелинейная оораиогка сигнала тина

В станции ≪Восход≫ впервые была осуществлена возможность программированного и задаваемого оператором режима обзора пространства в вертикальной плоскости в пределах от 0 до 30 град. При этом различными сочетаниями из 12 фиксированных положений луча по углу места достигалась концентрация энергетического потенциала в нужном направлении для обнаружения малоразмерных целей и для борьбы с помехами. В станции была предусмотрена защита от пассивных, несинхронных импульсных, хаотических импульсных, ответных, прицельных, скользящих и заградительных помех.

Антенный пост станции размещался на стабилизированной по качкам корабля вращающейся платформе и имел объединенные в единую конструкцию: антенное устройство станции, формирующее узкий луч основного канала и расширенный в вертикальной плоскости луч дополнительного канала антенны; антенны ответного и запросного устройства системы государственного опознавания и антенны подавления боковых лепестков. Антенна станции представляла собой параболический цилиндр размером в горизонтальной плоскости 7,5 м и в вертикальной плоскости 8,5 м, в фокусе которого расположены щелевой волноводный спиральный облучатель, формирующий основную диаграмму направленности, и рупорный облучатель, формирующий дополнительный луч антенны.

Передающее устройство представляло собой пятикаскадный импульсный усилитель мощности. Станция имела три идентичных приемных устройства: первое - для основного канала антенны, два - для каналов подавления помех по боковым лепесткам. Приемник основного канала был резервирован одним из приемников канала подавления.

Для повышения чувствительности в каждом приемном устройстве были применены параметрические усилители и усилители высокой частоты на лампах бегущей волны. Для наблюдения целей на фоне активных помех и отражений от взволнованной поверхности моря в приемные каналы были введены автоматическая регулировка усиления по шумам - ШАРУ и временная регулировка усиления - ВРУ.

2. Ряд радиолокационных станций ≪Фрегат≫.

Корабельная трехкоординатная радиолокационная станция ≪Фрегат≫, была разработана МПО ≪Салют≫ на рубеже 1969-1970 годов.

Государственные испытания опытного образца РЛС ≪Фрегат≫ были проведены на ЧФ на головном корабле проекта 1143 - тяжелом авианесущем крейсере ≪Киев≫.

Антенное устройство РЛС представляло собой единую конструкцию антенн, размещенных на вращающейся стабилизированной платформе с полной электромеханической стабилизацией, обеспечивающей удержание в плоскости горизонта в условиях качки корабля и вращающейся в горизонтальной плоскости.

Основная антенна, выполненная в виде параболического цилиндра с волноводно-щелевым отражателем в виде спирали, имела углочастотную зависимость, и сканирование узкого луча в вертикальной плоскости происходило вследствие дискретного изменения частоты передатчика от импульса к импульсу в пределах сканинга по установленной программе. Угломестная расстановка лучей выбрана таким образом, чтобы обеспечить непрерывное заполнение всей зоны обзора в вертикальной плоскости.

При работе на дополнительную антенну, имеющую частотнонезависимую косекансную диаграмму направленности в вертикальной плоскости, станция определяла две координаты. Использование дополнительной антенны позволяло обеспечить защиту станции от прицельной помехи, воздействующей одновременно по двум каналам.

Станция была принята на вооружение ВМФ в 1978 г.

Существует множество модификаций данной РЛС.

В отличие от РЛС ≪Фрегат≫ , в РЛС ≪Фрегат-М≫ предусматривалась возможность одновременной работы на основную и дополнительную антенны, что обеспечивало наименьший период обновления информации. В самой конструкции антенного устройства широко были использованы титановые сплавы, позволив снизить массу антенного поста. В приборах отображения информации были использованы два индикатора с прямоугольным растром, позволившие работать в двух режимах - кругового и секторного обзора. В станции был применен специальный режим для борьбы с противорадиолокационными ракетами.

Государственные испытания РЛС ≪Фрегат-М≫ проводились на ВПК ≪Проворный≫ ЧФ с 1975 по 1979 год. После их завершения в 1980 г. РЛС была рекомендована к принятию на вооружение ВМФ в качестве общекорабельной станции обнаружения, целеуказания и сопровождения целей,

Создание РЛС ≪Фрегат≫ первоначально задумывалось как замена радиолокационной станции ≪Ангара≫. Однако по своим массогабаритным характеристикам и энергопотреблению РЛС ≪Фрегат≫ превышала соответствующие характеристики РЛС ≪Ангара≫. Таким образом, РЛС ≪Фрегат≫ можно было вооружать новые проекты кораблей, но ею невозможно было заменить все РЛС ≪Ангара≫ на находящихся в строю кораблях ни по срокам, ни по разнообразию классов и водоизмещения этих кораблей.

В результате усилиями МПО ≪Салют≫ и представителей ВМФ были определены и найдены пути создания еще одной модификации базового ряда ≪Фрегат≫ с уменьшенными массогабаритными характеристиками - РЛС ≪Фрегат-МА≫ .Принципиальным техническим отличием этой РЛС от ранее созданных стало применение планарных антенных решеток частотного сканирования с излучающими элементами в виде волноводно-щелевых линеек с переменно-наклонными щелями и оригинальным делителем мощности. Применение такой конструкции антенны позволило снизить уровень боковых лепестков диаграммы направленности и выполнить компактный антенный пост, снизив его массогабаритные характеристики.

В 1987 г. РЛС ≪Фрегат-МА≫ принята на вооружение ВМФ в двух модификациях в зависимости от наличия в ее составе приборов вторичной обработки информации и целеуказания.

Необходимость иметь более совершенную РЛС для замены морально устаревших РЛС ≪Ангара≫ привели к созданию еще одной модификации базового ряда РЛС ≪Фрегат≫ - РЛС ≪Фрегат-МА 1≫. При этом одним из существенных требований являлось снижение трудоемкости и стоимости серийного производства, а также обеспечение его массовости. В основу новой модификации положен вариант одноканального построения станции, что позволило уменьшить массогабаритные характеристики РЛС. В 1988 г. РЛС ≪Фрегат-MAl≫ была принята на вооружение ВМФ.

Дальнейшая модификация шла в направлениях совершенствования элементной базы, унификации, внедрения модульного принципа построения и новейших технических решений. В результате приборный состав РЛС ≪Фрегат-М2≫ по сравнению с РЛС ≪Фрегат-М≫ сократился на 10 приборов при одновременном улучшении тактико-технических характеристик.

3. РЛС МР-800 (≪Флаг≫).

В 1969 г. для обеспечения целеуказания заданного к разработке ЗРК ≪С-ЗООФ≫ КБ МПО ≪Салют≫ начал разрабатываться опытный образец РЛС ≪Флаг≫ на базе РЛС ≪Восход≫ и ≪Фрегат≫.

По существу была создана многоканальная радиолокационная система, объединяющая в единый комплекс два обнаружителя с тремя частотными каналами, в котором была предусмотрена синхронная связь двух разнесенных антенных постов. Система позволяла концентрировать энергию в приоритетных направлениях, обеспечивая при этом синфазное или противофазное вращение двух антенных постов.

Система осуществляла в длинноволновом частотном канале доплеровскую фильтрацию и цифровую когерентную обработку сигналов, что обеспечивало эффективное подавление отражений от взволнованной поверхности моря, различных гидрометеоров и атмосферных неоднородностей и определение радиальной скорости цели. Необходимость последней задачи определялась спецификой построения ЗРК, который требовал целеуказания: по дальности, угловым координатам и радиальной скорости.

Государственные испытания опытного образца были проведены в 1980 г. на крейсере ≪Киров≫ СФ, в 1982 г. РЛС ≪Флаг≫ была принята на вооружение ВМФ.

Функциональное и конструктивное построение системы обеспечивает поканальное резервирование: при выходе из строя одного из каналов предусмотрена возможность его восстановления без выключения исправных каналов, что позволяет достигнуть высоких эксплуатационных показателей системы.

4. РЛС МР-650 (≪Подберезовик≫)

Дальнейшим освоением дециметрового С-диапазона частот явилась разработка РЛС ≪Подберезовик≫. Радиолокационные станции С-диапазона частот обладают рядом преимуществ:

Слабая подверженность влиянию погодных условий;

Высокая защищенность от средств радиопротиводействия;

Повышенные характеристики обнаружения средств воздушного нападения, изготовленных по технологии ≪Стеле≫;

Малая изрезанность зоны видимости низколетящих целей интерференцией радиоволн, вызванной отражениями эхо-сигналов от морской поверхности.

Инициатором разработки РЛС ≪Подберезовик≫ стал начальник отдела радиолокации НИИ-14 МО капитан 1 -го ранга М.Ф. Кручинецкий.

Государственные испытания опытного образца РЛС были проведены в марте - июне 1989 г. на БПК ≪Керчь≫ ЧФ.

Применение в станции новых технических решений (электронная стабилизация луча, цифровая обработка сигнала, твердотельное передающее устройство, элементная база четвертого поколения, горячее и холодное резервирование блоков) позволило при снижении в 2-3 раза массогабаритных характеристик улучшить технические и эксплуатационные возможности РЛС, а также сократить время приведения системы в боевую готовность.

Станция принята на вооружение ВМФ в 1991 г.

Обзор пространства в вертикальной плоскости осуществляется сканированием одного или двух лучей ≪карандашного≫ типа при круговом электромеханическом вращении антенны в горизонтальной плоскости. Используется программированное распределение энергии в пространстве за счет изменения количества посылаемых в пространство импульсов и их длительности в разных направлениях по углу места. В РЛС ≪Подберезовик≫ впервые получила практическую реализацию электронная стабилизация зоны обзора при воздействии бортовой и килевой качки корабля, за счет чего достигнуто снижение веса антенного поста. В РЛС используются одиночные и пачечные сложные сигналы с линейно-частотной внутриимпульсной модуляцией.

ТТХ для модификации РЛС ≪Подберезовик-ЭТ1≫ - зона обзора 500 км при высоте полета цели до 40 км, дальность обнаружения истребителей - до 300 км, низколетящих противокорабельных ракет - до 55 км, точность измерения по дальности -- 150 м, по пеленгу - 24 мин, по углу места - 30 мин, темп обзора 5 с.

Повышенный интерес зарубежных флотов к радиолокационной технике, разработанной и изготовленной на ГМЗ ≪Салют≫, наблюдается и в последние годы. Для поставки на экспорт разработаны несколько модификаций корабельной трехкоординатной радиолокационной станции обнаружения воздушных и надводных целей ряда ≪Фрегат-МАЭ≫, ≪Подберезовик-Э≫. Несколько модификаций РЛС ряда ≪Фрегат-МАЭ≫ в течение последних лет регулярно поставляются на экспорт для ВМС Китая и Индии.

Разработки НИИ ≪Квант≫.

1. РЛС МР-350 («Топаз»)

В период 1968 - 1973 гг. НПО ≪Квант≫ создает базовый ряд радиолокационных комплексов типа ≪Топаз≫, реально состоящий из двух модификаций ≪Топаз-IV≫ и ≪Топаз-П≫. По сравнению с РЛС, созданными в первый послевоенный период (РЛС «Рубка»), базовый ряд РЛК ≪Топаз≫ обладал более высокой степенью защищенности от активных и пассивных помех и имел в своем составе систему цифровой обработки информации, обеспечивающую первичную и вторичную обработку этой информации.

Государственные испытания опытного образца РЛК ≪Топаз-П≫ проводились на малом противолодочном корабле проекта 1124 ЧФ в августе - октябре 1973 г. а РЛК ≪Топаз-IV≫ - в мае - июле 1974 г. на ВПК ≪Бедовый≫ (проекта 56Ц). РЛК ≪Топаз≫ приняты на вооружение в 1976 г

Новые боевые корабли (головные корабли проекта 1155), на которых могли размещаться РЛК типа ≪Топаз≫, должны были выходить на испытания лишь в начале 80-х годов. Это задержало серийное производство новых РЛК, а после создания модификации базового ряда трехкоординатных РЛС ≪Фрегат≫ для вооружения кораблей среднего водоизмещения и некоторых кораблей малого водоизмещения, а также разработки для малых кораблей РЛС ≪Позитив≫, работающей на значительно меньшей длине рабочей волны и соответственно обладающей меньшими массогабаритными характеристиками, серийный выпуск РЛК базового ряда ≪Топаз≫ был фактически не начат.