Основные проектные тактико-технические элементы

В ходе эксплуатации тральщиков проекта 266 были выявлены ряд недостатков, в частности отсутствие средств поиска и обнаружения донных мин и недостаточные мореходные качества. По причине отсутствия средств поиска донных мин мтщ пр. 266 уступали по своим противоминным возможностям мтщ ВМС США типа «Эбилити», которые имели на вооружении первые искатели мин, а специальная ГАС позволяла обнаруживать донные мины. Вместе с тем появились и новые образцы вооружения и оборудования. Возникла необходимость модернизации проекта 266.
В 1965 г. ВМФ выдал Западному ПКБ (п/я А-1277) ТТЗ на разработку проекта модернизации кораблей пр. 266 по проекту 266М. К этому времени была внедрена система присвоения проектам кораблей условных шифров. Проекту 266М был присвоен шифр «Аквамарин» Главный конструктор проекта Т.Д. Походун, затем Н.П. Пегов, главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга В.Т. Кузьмин. Проект модернизации вылился, по сути, в разработку нового проекта. В 1969 г. был принят и утверждён десятилетний План военного судостроения на 1971 - 1980 г.г., которым предусматривалось строительство серии кораблей проекта 266М.
Архитектура, конструкция корпуса, тип и компоновка главной энергетической установки в сравнении с мтщ проекта 266 особых изменений не претерпели. Вместе с этим были изменены главные размерения корабля и обводы. Так длина увеличилась на 8,88 м, ширина на 0,82 м, осадка средняя при полном водоизмещении на 0,24 м. Была изменена конфигурация кормы. В новом проекте корма была исполнена по слиповому типу, снабжённому вращающимися роульсами и поворотной рамой, в отличие от пр. 266, где имелся обычный тральный клюз. Слиповый тип кормы давал возможность в большей степени механизировать постановку и выборку тралов, обеспечить большую безопасность трального расчёта при работе с тралами. Хотя и считается, что архитектура мтщ проекта 266М не особо претерпела изменения по сравнению с проектом 266, тем не менее, внешний вид корабля с изменением линий надстройки, продольным расположение фальштрубы стал более привлекательным и эстетичным. Претерпело изменение общее расположение: в частности добавился дополнительный водонепроницаемый отсек, стало 11 отсеков (вместо 10 на проекте 266) - отсек вспомогательных механизмов, в котором расположился вспомогательный котлоагрегат КВА - 0,63/5, две холодильные машины кондиционирования МХМ - 15С, опреснительная установка, пожарный и санитарные насосы. В качестве пассивного успокоителя качки устанавливались бортовые кили. Был изменён и движительно-рулевой комплекс: устанавливались два пера руля, что обеспечивало лучшую поворотливость, винты расположились в направляющих насадках, жёстко связанных с корпусом. Установка насадок приводила к снижению уровня акустического поля. Кроме этого для снижения уровня акустического поля было предусмотрено подвод воздуха к насадкам (система обесшумливания (ОШУ)), установка контрпропеллеров на ступицы винтов. Насадки давали и дополнительный упор к упору винта. Ухудшение же из-за насадок управляемости (особенно на заднем ходу) в полной мере компенсировалось установкой двух рулей. Впервые в отечественной практике на проекте была применена двухкаскадная амортизация главных двигателей. Были также изменены противоминное и артиллерийское вооружение. Так к двум 30 мм автоматам АК-230 два спаренных 25 мм автомата 2М-3М. В дальнейшем уже в период эксплуатации в ходе ремонтов с модернизацией были установлены ПЗРК «Стрела-3». Проектом предусматривалось замена электромагнитного трала обычного типа на глубокоподводный, с новой аппаратурой управления, принятие трала для уничтожения активных мин, установка трёхканального широкополосного буксируемого телевизионного искателя-уничтожителя мин. Вместе с тем, на мтщ проекта 266М, входящих в состав ТОФ, это противоминное вооружение так и не появилось. Помещение для аппаратуры телевизионных искателей использовалось в качестве арсенала для стрелкового оружия. В проекте предусматривалась установка вычислительного устройства (МВУ) для решения задач навигационного и тактического маневрирования, связанного с авторулевым и позволяющим производить маневрирование, в частности расхождение с кораблями, в автоматическом режиме. Появилось противолодочное вооружение. Были установлены 2 РБУ-1200. В составе вспомогательных механизмов были установлены две холодильные машины МХМ-15С и применена система круглогодичного кондиционирования воздуха жилых, служебных помещений и боевых постов установкой в системе вентиляции воздухоохладителей и воздухонагревателей, на последние подавался пар от вспомогательного котлоагрегата, установлены компрессора типа ЭК-3С, имеющие большую производительность по сравнению с компрессорами установленными на пр. 266, с автоматической системой управления «Бронза», система дистанционного контроля температуры упорных и опорных подшипников валопроводов, новая электропневматическая система дистанционно-автоматического управления ГДГД и ВРШ «Дельфин», обеспечивающая дистанционное раздельное управление ГД и ВРШ из постов управления (кормовой и носовой пост управления механической установкой (К - , НПУМУ), дистанционное управление ВРШ с ГКП, совместное управление ГД и ВРШ по особой программе сочетания оборотов двигателей и положения шага ВРШ (одной рукояткой) из К -, НПУМУ и ГКП. Вместо обычных шлюпбалок устанавливались гравитационные шлюпбалки с гидравлической лебёдкой ЛГШ - 2, что обеспечивало быстрый и плавный спуск шлюпки.
Эти и другие мероприятия привели к росту водоизмещения корабля на 230 тонн. При этом, если скорость полного свободного хода (спецификационная) мтщ проекта 266 составляла 16 узлов, то скорость мтщ проекта 266М при больших размерениях и водоизмещении, при той же мощности энергетической установки составила 17 узлов. Забегая вперёд: мтщ «Параван», в частности, на государственных испытаниях показал скорость полного свободного хода 17,8 узла. Этому способствовало и увеличение по сравнению с пр. 266 относительного удлинения с 5,5 до 5,9, создание дополнительного упора насадками.
Непотопляемость корабля обеспечивалась его делением на 11 водонепроницаемых отсеков. По расчётам корабль должен был оставаться на плаву при затоплении любых двух смежных отсеков, при условии сохранения «сухими» отсеков, смежных с затопленными. При этом остойчивость корабля будет всегда положительной (h > 0), высота надводного борта не менее 0,4 м (Ннад.б. > 0,4 м).
Гибель корабля могла наступить если:
- затоплено более трёх отсеков;
- затоплено симметрично два машинных отделения (кормовое и носовое, КМО и НМО) и отсек
вспомогательных механизмов (ОВМ) с пустыми неповреждёнными междудонными отсеками (цистернами);
- затоплено несимметрично два машинных отделения (кормовое и носовое, КМО и НМО) и отсек
вспомогательных механизмов (ОВМ) при повреждении топливных цистерн одного борта и несрабатывании креновой системы.
В ходе строительства серии кораблей в проект вносились изменения и усовершенствования. Так начиная с 3-го корпуса постройки Хабаровского ССЗ (мтщ «Якорь») на кораблях проекта начали устанавливать вместо кран-балок типа КБГ-2 «складывающиеся кран-балки» типа КБГ-5, дававшие ещё более эстетичный вид кораблю. С 3-го же корпуса были внесены и изменения в винт регулируемого шага. Были установлены на масловводы ВРШ клапаны-блокираторы системы гидравлики, позволяющие при падении давления масла в системе (при обестачивании корабля, выхода из строя насоса ВРШ, упуске масла) удерживать лопасти ВРШ в положении заданного шага. Это позволяло также на постоянных режимах хода выводить из действия насосы ВРШ в целях экономии их ресурса. На кораблях проекта, не имеющих подобных устройств, в случаях обестачивания, выхода из строя насоса ВРШ, упуска масла на ходу и при швартовках лопасти ВРШ становились в положение полного заднего хода, создавая при швартовках, съёмках с якоря и швартовов, пари плавании в узкостях предпосылки к навигационным происшествиям (навалам на пирсы и корабли, посадкам на мель).
В итоге, по оценке специалистов, в ходе решения задачи модернизации военно-экономическая эффективность мтщ проекта 266М превысила аналогичную характеристику мтщ проекта 266 на 50 %

1-кранбалка КБГ-5; 2 -буй ведущий трала МТ-1; 3 -отводитель трала ТЭМ-3; 4 -лебёдка ЛВГ-2;

5-помещение тральной вьюшки ВГ-2; 6 -арт.установка АК-230; 7 -коридор № 5;

8 -арт.установка 2М-3М; 9-антенна РЛС МР-104 «Рысь»; 10-помещение высокочастотной станции;

11 -главный командный пункт; 12 -рубка радиосвязи; 13 -малярная кладовая; 14 - цепной ящик;

15 -шахта ПОУ; 16 - отсек ГАС; 17 -цистерна пресной воды; 18 -машинное отделение;

19 -цистерны дизельного топлива; 20 - кормовой посту управления; 21 -отсек ВРШ;

22- румпельное отделение

Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 11 водонепроницаемых отсеков


1 отсек с (-)5 - 5 шпангоут - форпик, цепной ящик, малярная кладовая;
2 отсек с 5 - 12 шпангоут - шпилевая, погреб артбоезапаса, электромеханическая кладовая, помещение ЗИП № 1;
3 отсек с 12 - 20 шпангоут - коридор № 1, офицерские каюты, гальюн, душевая офицерского состава, агрегатная ГЛС, помещение сухой провизии, помещение рефрижераторной машины и рефкамера;
4 отсек с 20 - 35 шпангоут - коридор № 2, офицерские каюты, кают-компания, шахта ПОУ, кубрик № 1, каюты старшин, гидроакустический отсек, помещение ЗИП № 2, хозяйственная кладовая;
5 отсек с 35 - 43 шпангоут - коридор № 3, старшинская каюта, кубрик № 2, гиропост;
6 отсек с 43 - 57 шпангоут - столовая личного состава, посудомойка, арсенал, носовое машинное отделение;
7 отсек с 57 - 63 шпангоут - коридор № 4, пост энергетики и живучести, камбуз, раздевалка личного состава, отсек вспомогательных механизмов;
8 отсек с 63 - 78 шпангоут - коридор № 5, гальюн, умывальник, душевая личного состава, прачечная, кормовое машинное отделение
9 отсек с 78 - 90 шпангоут - помещение вьюшки, кубрик № 3, отсек ВРШ;
10 отсек с 90 - 102 шпангоут - тральная кладовая, выгородка минно-трального боезапаса, кладовая мокрой
провизии, помещение гидроагрегатной;
11 отсек с 102 -112 шпангоут - румпельное отделение

Основные проектные тактико-технические элементы:

Водоизмещение: стандартное - 710 тонн, полное - 790 тонн

Главные размерения: длина наибольшая - 61,0 м, ширина наибольшая - 10,2 м, осадка

средняя при полном водоизмещении - 2,98 м.

Тип и мощность ГЭУ: двухвальная, дизельная, 2 х ГД М503Б, 2 500 л.с. каждый, номинальная

частота вращения ГД - 1780 об/мин, валопровода - 320 об/мин, винты

регулируемого шага ВР-266К

Электроэнергетическая система: 2хДГ (7Д12) 200 кВт, 1хДГ (7Д6), 100 кВт, суммарная

мощность 500 кВт. Для обеспечения работы электромагнитного

трала специальный дизель- генератор (М826) с генератором

постоянного тока (500кВт)

Скорость: полного свободного хода - 17 узлов;
с одним тралом БКТ - 13 узлов;
боевая экономическая - 12 узлов

Запасы: топливо - 80 тонн;
масло моторное - 9,93 тонны;
вода питьевая - 18 тонн;
вода котельная - 5 тонн

Дальность плавания: 2700 миль при скорости хода 12 узлов;
Автономность: 10 суток

Вооружение

эхолот НЭЛ - 10, радиопеленгатор АРП - 50Р, вычислительное устройство

МВУ-2 (в период службы корабля устанавливались новые средства

штурманского вооружения:
приёмоиндикаторы типа КПФ-2, КПИ-5Ф, КПФ-6, «Галс», «Пирс-1;

спутниковая навигационная аппаратура типа «Шхуна», АДК-3 и т.д.)

Артиллерийское: 2х2 30мм спаренные автоматизированные артиллерийские установки АК-230
с дистанционными управлением от системы МР-104 «Рысь» и визирных

колонок, 2х2 25мм спаренных турельных артиллерийских установок

2М-3М с ручным управлением.

Ракетное ПВО: 2х4 ПУ переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3» (первоначально

по проекту его не было, устанавливался в период ремонтов имодернизаций)

Противоминное: контактный трал БКТ, ГКТ-2, неконтактные электромагнитный трал ТЭМ-4
с приборами автоматического управления ПАУТ-4Э, акустический трал
АТ-3 с приборами управления ПАУТ-4А

Противолодочное: 2 бомбомётных установки РБУ1200 (два станка побортно, 20 глубинных бомб)

Средства связи: Коротковолновый передатчик Р-657, приёмник Р-675, станция УКВ Р-619,

Р-622, аппаратура ЗАС, всеволновый приёмник «Волна-2К», ГГС П-400

«Каштан» (в период службы корабля устанавливались более совершенные

средства связи)

Радиотехническое: РЛС навигации «Дон», РЛС СУ МР-104 «Рысь», аппаратура системы опоз-

навания «Нихром», инфракрасная аппаратура ночного видения «Хмель»,

электрооптическая аппаратура ночного видения МЭ5 («Тромбон»)

Радиолокационное: РЛС «Дон», РЛС СУ МР-104 «Рысь»

Гидроакустическое: ГАС МГ-69 «Лань», МГ-79 «Мезень», станция звукоподводной связи МГ-29

«Хоста»

Химическое вооружение: прибор химической разведки ВПХР
приборы дозиметрического контроля ДП-62.
для аварийной партий противогазы ИП-46
химкомплекты КЗИ-2
ранцевые приборы дезактивации
порошок СФ-4 - 6 кг
фильтрующие противогазы для л/с - 110%
дымовые шашки ДШМ-60 -4шт.

Экипаж: 68 человек (в том числе 6 офицеров).

Директивный срок службы кораблей проекта 266 - 20 лет
Межремонтный срок корабля (текущий / средний) - 3,5 года / 7,5 лет
Междоковый срок - 1,5 года.

Строительство мтщ проекта 266М было развёрнуто на Средне-Невском судостроительном заводе (г. Ленинград, п. Понтонный) и Хабаровском судостроительном заводе, Министерства судостроительной промышленности СССР. В 1970 - 1978 г.г. была построена 31 единица кораблей проекта 266М, кроме того в 1978 - 1991 г.г. было построено на Средне-Невском заводе ещё 23 единицы кораблей в экспортной модификации для ВМС Индии, Ливии, Ю. Йемена, Эфиопии и Сирии (пр. 266МЭ, главный конструктор Н.П. Пегов, затем Ш.А. Мустафин). Построечный период занимал 18-20 месяцев. Головной корабль проекта МТ «Семён Рошаль» заводской № С - 900 был построен на Средне-Невском ССЗ и сдан ВМФ в 1970 г. Корабли, построенные на Средне-Невском ССЗ, перечислялись в состав Северного, Балтийского и Черноморского флотов. При этом, на Хабаровском судостроительном заводе было построено 5 кораблей (заводской № С - 66 МТ «Трал» (год сдачи 1972), заводской № С - 67 МТ «Параван» (1973 г.) заводской № С - 68 МТ «Якорь» (1974 г.), заводской № С - 69 МТ «Запал» (1975 г.), заводской № С - 70 МТ «Заряд» (1977 г.), которые были включены в состав ТОФ. Относительно небольшое количество построенных Хабаровским ССЗ кораблей пр. 266М, по всей вероятности, было обусловлено тем, что к этому времени в составе ТОФ была уже 21 единица морских тральщиков пр. 266 и 266М, когда на три флота (СФ, БФ, ЧФ) приходилась 51 единица. МТ «Трал», «Параван», «Якорь», "Запал" после постройки были перечислены в состав 146 днтщ 47 брковр ВМБ Стрелок (Русский остров, бухта Парис), МТ «Заряд» в состав образованного в составе 81 днтщ 7 бртщ (залив Стрелок, бухта Чажма, п. Разбойник). Впоследствии МТ "Запал" в 1976 г. был перечислен из состава 146 днтщ 47 брковр в 81 днтщ 7 бртщ, а с образованием в 1977 г. в составе 7 бртщ 186 днтщ вместе с МТ "Заряд" вошёл в состав образованного дивизиона (залив Стрелок, бухта Абрек, пирс № 3). В 1977 г. в составе ВМБ Стрелок была сформирована 45 брковр (п. Тимофеевка, залив Владимира), МТ «Трал» и «Параван» были перечислены в 646 днтщ 45 брковр и переведены к новому месту базирования. МТ «Якорь», после отработки курса боевой подготовки после постройки в 1976 г. был выведен в резерв, законсервирован и перечислен в состав 71 днкрез 7 бртщ, в 1977 г. расконсервирован и введён в состав 186 днтщ 7 бртщ. В 1990 г. в составе Приморской флотилии Разнородных Сил произведена реорганизация, в результате которой 7 бртщ была расформирована, 45 брковр преобразована в 279 однковр. МТ «Трал», «Параван», «Якорь», «Запал», «Заряд» вошли в состав образованного в составе 47 брковр 81 днтщ с базированием на 2 пирс бухты Абрек. В 1978 г. с Балтийского флота на ТОФ южным путём через Суэцкий канал перешли мтщ пр. 266М МТ «Контр-адмирал Першин» (заводской № С - 903, 1970 г. постройки Средне-Невского ССЗ) и МТ «Контр-адмирал Хорошхин» (заводской № С - 916, 1972 г. постройки). Данные корабли были включены в состав 212 днтщ 137 брковр Сахалинской Флотилии Разнородных Сил (Курильские острова, о-в Симушир, бухта Броутона). В 1978 г. для ТОФ на Средне-Невском ССЗ был построен МТ «Электрик» (с 1985 г. МТ «Вице - адмирал Жуков», зав. № С - 951), экипаж был сформирован на ТОФ из офицерского и личного состава 7 бртщ. Корабль вместе с МТ «Контр-адмирал Першин» и «Контр-адмирал Хорошхин» совершал переход на ТОФ. После плавания в штормовых условиях в Бискайском заливе на корабле выявилась расцентровка валопровода и значительная вибрация практически на всех режимах работы главных двигателей. Корабль бы поставлен для осмотра винто-рулевой группы, подводной части корпуса и аварийного ремонта в сухой док п. Мензель-Бургиба (Тунис). При осмотре были выявлены трещины на кронштейнах насадок винтов. Трещины были заварены. После выхода из дока корабль продолжилд переход. Вибрация не прекращалась. ГК ВМФ принял решения о прекращении перехода МТ "Электрик" на ТОФ. Кораблю было предписано следовать в Севастополь для восстановления. После восстановления МТ «Электрик» был перечислен в состав Черноморского флота. В 1990 г. 137 брковр была расформирована и из её состава мтщ МТ "Контр-адмирал Хорошхин", МТ "Контр-адмирал Першин" были перечислены в состав 13 днтщ 33 брковр СахФлРС (остров Сахалин, залив Анива, Г. Косаков), в 1991 г. корабли были переведены в состав 38 однковр, образованного вместо расформированной 196 брковр (Советская Гавань, п. Заветы Ильича, б. Северная). В 1989 г. на ТОФ южным путём с Балтики через Суэцкий канал пришли два корабля пр.266МЭ постройки Средне-Невского завода, «МТ - 264» (заводской № 872) и «МТ - 265» (заводской № 873). Корабли были зачислены в состав 142 днтщ 114 брковр Камчатской флотилии (Петропавловск - Камчатский, бухта Завойко).
Мтщ проекта 266М Тихоокеанского флота в период с 1977 по 1991 г.г. усиленно использовались на боевых службах в районах Индийского океана, Южно-Китайского моря и Корейского пролива. Каждый корабль прошёл от 6 до 10 боевых служб в указанных районах. В процессе своей службы корабли проекта продемонстрировали достаточно высокие эксплутационные и мореходные качества. Условия обитаемости удовлетворяли экипажи в достаточной мере.
МТ «Трал», «Параван», «Контр-адмирал Першин» приказом ГК ВМФ от 30.06.1993 г. № 055 исключены из боевого состава Тихоокеанского флота в 1993 г., МТ «Контр-адмирал Хорошхин» - приказом ГК ВМФ от 17.11.1994 г. № 086 - в 1994 г., МТ «Якорь» - приказом ГК ВМФ от 04.08.1995 г. № 046 - в 1995 г., МТ «Заряд» - приказом ГК ВМФ от 31.07.1996 г. № 040 - в 1996 г., МТ «Запал» - приказом ГК ВМФ от 16.03.1998 г. № 012 - в 1998 г. По состоянию на 2009 г. в составе 117 днковр 114 брковр Камчатской флотилии ТОФ остаются МТ - 264, - 265 проекта 266МЭ.
Мтщ проекта 266М служили на флоте несколько меньше своих предшественников мтщ пр. 266. Причиной этого явилось начавшийся развал флота, именуемый реформированием, когда выводились из боевого состава флота и отправлялись на слом корабли, не прослужившие и половины своего срока службы. Вместе с тем все корабли проекта, входящие в состав ТОФ полностью выслужили свои директивные сроки службы. Наибольший срок службы, 23 года, был у МТ «Запал» и МТ «Контр-адмирал Першин», наименьший, 20 лет, - у МТ «Параван» и МТ «Заряд». Корабли проекта могли служить и дальше. В частности в составе Черноморского флота всё ещё находятся корабли данного проекта.

В конце 2016 года приказом главкомата ВМФ России из состава флота исключили два морских тральщика III ранга проекта 266М "Вице-адмирал Жуков" (ЧФ) и "Комендор" (СФ). Пока заменить их нечем, Средне-Невский судостроительный завод не получал новых заказов на морские или рейдовые тральщики для отечественного военно-морского флота.

Морской тральщик " " построили на Средне-Невском судостроительном заводе в 1974 году. Он входил в состав 144-й тактической группы тральщиков гвардейской 7-ой бригады кораблей охраны водного района Краснознаменной Кольской флотилии. В 2009 году корабль проходил ремонт на СРЗ "Нерпа" .
Аналогичный "Комендору" " " построен также на СНСЗ в 1978 году. Он входил в состав 150-й тактической группы тральщиков Краснознаменной 68-й бригады кораблей охраны водного района Крымской военно-морской базы. По словам одного из бывших членов экипажа, тральщик неоднократно повреждался. Еще до подписания акта приемки он получил пробоину по правому борту. Также на учениях в 1980-е годы тральщик повредила учебная ракета. В марте 2017 года исключенный из состава ВМФ корабль находился на разборке у причала 91-го СРЗ. Вместе с тем, по словам моряка, "Жуков" еще в 2016 году был в рабочем состоянии несмотря на возраст.

Ситуация, когда отечественные минно-тральные силы десятилетиями испытывают нехватку кораблей, недопустима, заявил ЦВМП глава ветеранской организации соединений траления ВМФ капитан II ранга в отставке Николай Иванов.

"Мне довелось служить в том числе на морском тральщике проекта 254, их построили почти три сотни, – рассказал Иванов. – Современные базовые тральщики проекта 12700 – возможно, и эффективны, но их планируется построить всего три десятка". Офицер добавил, что "не обеспечить флот тральщиками – преступление".
"Мы, ветераны, чья служба закончилась еще в прошлом веке, постоянно поднимаем вопрос обеспеченности флота такими кораблями. ВМФ остро нуждается в рейдовых и морских тральщиках, а также современном отечественном оборудовании для них", – заключил он.

Тральщики для ВМФ сейчас строит только Средне-Невский судостроительный завод. Последний морской тральщик для ВМФ – " " – предприятие построило в 2008 году. В начале 2009 года он вошел в состав Черноморского флота. Единственный корабль проекта 02668, шифр "Агат", заложили еще в 1990 году.

СНСЗ построил также девять рейдовых тральщиков проекта 10750, в том числе РТ "Алатау" для Казахстана. 1 июня ВМС республики его на вооружение. Для ВМФ России такие корабли сейчас не строят.

Как рассказали ЦВМП в пресс-службе завода, предприятие готово строить рейдовые тральщики, но заказов пока нет. При этом производственные мощности СНСЗ загружены не полностью.
С 2001 по 2014 годы только на Балтийском флоте списали по меньшей мере семь тральщиков. При этом в 2014 году из состава флота вывели относительно новые корабли проекта 12592, построенные в 1990 году. Речь идет об РТ-254, РТ-139 и РТ-141. По документам " аукциона ", их распродавали по частям. В объявлении о торгах корпуса трех тральщиков обозначили как "неразделанный смешанный лом черных и цветных металлов"

Морские тральщики проекта 266М (шифр "Аквамарин-М") предназначены для проводки за тралами кораблей и судов, разведывательного и контрольного траления, прокладки фарватеров в минных полях, а также для участия в минных постановках в дальней зоне от своих баз.

Дмитрий Жаворонков

Морской тральщик «Ковровец» является 16 в серии из 26 кораблей проекта 266М (шифр «Аквамарин-М»), которая была построена в поселке Понтонный на Средне-Невском судостроительном заводе.

Корабли данного проекта предназначены для проводки за тралами кораблей и судов, разведывательного и контрольного траления, прокладки фарватеров в минных полях, участия в минных постановках в дальней зоне от своих баз.

Корабль под именем «Наводчик» был заложен под строительным номером 929. Построен 08 ноября 1974 года. Военно-морской флаг на корабле был поднят 21 октября 1974 года. Вошел в состав Черноморского флота.

Имел бортовые номера: 918 (1984 год), 912 (1986 год), 913 (с 1990 года).

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 745 тонн, полное 800 тонн. Длина 61 метр, ширина 10,2 метра, осадка 2,97 метра. Скорость полного хода 16,5 узлов. Дальность плавания: 2700 миль при 10 узлах. Экипаж составляет 68 человек, в том числе 6 офицеров, 8 мичманов.

Силовая установка: 2 дизеля М-503Б по 2500 л.с., 2 дизель-генератора по 200 кВт, 1 дизель-генератор на 100 кВт, 2 вала.

Вооружение: 2х2 30-мм артустановки АК-230, 2х2 25-мм артустановки 2М-3М, 2 реактивных бомбомета РБУ-1200, тралы.

Радиотехническое вооружение: СУ МР-104 «Рысь», РЛС общего обнаружения МР-302 «Рубка», 2 навигационные РЛС «Дон-Д», гидроакустическая станция миноискания МГ-69 «Лань», гидроакустическая станция миноискания МГ-79 «Мезень», гидроакустическая станция звукоподводной связи МГ-26 «Хоста».

С июля 1982 года корабль получил название «Курский комсомолец».

Морской тральщик участвовал в охране советских промысловых судов в районах рыбной ловли в Атлантике у побережья Западной Африки, а так же решал задачи противоминного обеспечения советского судоходства в Персидском заливе в условиях, когда продолжалась ирано-иракская война. За первый свой поход в Персидский залив в 1987 году (196 суток) тральщик «Курский комсомолец» провёл 16 конвоев (27 советских судов) через миноопасные районы, пройдя 17900 миль. А в 1988 году провел 32 танкера и транспорта через миноопасные районы Персидского залива. 14 членов экипажа этого корабля были награждены орденами и медалями.

После распада Советского Союза 15 февраля 1992 года тральщику вернули его первоначальное имя «Наводчик».

С 2006 по 2007 год проходил ремонт на СРЗ в Стрелецкой бухте (Севастополь).

28 апреля 2015 года в соответствии с планом боевой подготовки в полигонах Черноморского флота в проводимом тактическом учение для минно-тральных кораблей. 09 мая участие в Севастополе в морском параде, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. 05 ноября действия одиночного корабля в море по предназначению.

По сообщению от 13 февраля 2016 года, совместно с МРК «Зеленый Дол», для выполнения задач в составе постоянной группировки Военно-Морского Флота в Средиземном море в соответствие с планом ротации сил. 14 февраля прошел через пролив Босфор. 17 февраля в порт Татрус.

В канун Нового года вышел из Севастополя и направился в Средиземное море. По сообщению от 09 января 2017 года в состав постоянной группировки Военно-Морского Флота России в Средиземном море и уже приступил к выполнению задач по предназначению. По сообщению от 02 мая

Тральщики проекта 266-М

Тральщики проекта 266-М
Тральщики проекта 266-М «Аквамарин» типа «Вице-адмирал Жуков» / Natya class minesweeper
Проект
Страна
Изготовители КБ Балтийского завода
Операторы Военно-морской флот СССР
Годы постройки
В строю частично в строю
Основные характеристики
Водоизмещение 745 т (стандартное)
800 т (полное)
Длина 61 м
Ширина 10,2 м
Осадка 2,97 м
Двигатели дизели М-503Б-37, два дизельных генератора ДГРА-200/1500, дизельный генератор ДГРА-100/1500
Мощность 5000 л.с. (от дизелей), 500 кВт от генераторов
Скорость хода 16,5 узлов
Дальность плавания 1500 морских миль (12 узлов)
Автономность плавания 10 суток
Экипаж 68 (6 офицеров, 8 мичманов)
Вооружение
Радиолокационное вооружение
  • РЛС общего обнаружения МР-302 «Рубка»
  • 2 x НРЛС «Дон-Д»
  • Аппаратура госопознавания «Нихром-Р»
  • ГАС миноискания МГ-69 «Лань» и «Мезень»
  • ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста»
Радиоэлектронное вооружение СУО МР-104 «Рысь»
Артиллерия 2 x 2 30-мм АК-230 М, 2 х 2 25-мм 2М-3М, 2 x 12,7-мм ДШК
Ракетное вооружение 2 x 4 ЗРК 9К32 «Стрела-2 » (16 зенитных ракет 9М32)
Противолодочное вооружение 2 x 5 РБУ-1200 М «Ураган» (68 РГБ-12)
Минно-торпедное вооружение 32 ББ-1 или 7 мин КМД-1000
Противоминное вооружение:
  • Искатель-уничтожитель мин КИУ-1
  • Быстроходный контактный трал БКТ
  • Электромагнитный трал ТЭМ-4
  • Акустический трал АТ-3

Основные боевые качества

Защита

Корпус изготовлен из маломагнитной стали и легких сплавов, а его детали защищены специальным диэлектрическим покрытием. Также установлены на специальных амортизаторах звукоизлучающие механизмы, фундаменты оклеены демпфирующим резиновым покрытием, а трубопроводы имеют гибкие вставки. Само судно также оснащено противоатомной и противохимической защитой, а на нём присутствует система кондиционирования жилых помещений.

Двигатели

Энергоустановка имеет эшелонное построение. В состав энергоустановки входят два лёгких быстроходных дизеля, которые оснащены дистанционным самонастраивающимся пневматическим управлением, и три дизельных генератора. Плубные механизмы оснащены гидроприводами. Мореходность корабля не ограничена, применение оружия возможно при волнении до 4 баллов. Устройство слипа в кормовой части механизировало постановку и выборку тралов, и в целях снижения акустического поля корабля его главные двигатели были установлены на вибродемпфирующих продольных балках, а гребные винты большого диаметра с малошумными лопастями размещены в шумопонижающих насадках.

Вооружение

Работа основных систем и большинства технических средств автоматизирована. Тральщики оснащены глубоководным тралом с новой аппаратурой управления, тралом для уничтожения активных мин, трёхканальным широкополосным буксируемым телевизионным и комплексным искателями-уничтожителями мин, а также более совершенной гидроакустической системой «Мезень», обеспечивающей обнаружение донных мин. В оборудование также входит размагничивающее устройство с общекорабельными и местными обмотками и автоматическим управлением, которое компенсирует поля корабля, крупных механизмов и вихревых токов в корпусе при качке.

Для защиты от кораблей противника на тральщики ставились автоматические орудия АК-230М и 2М-3М, а также пулемёты ДШК. Для противовоздушной обороны поставлялись ПЗРК типа «Стрела-3» и «Игла» с соответствующими ракетами, что привело к увеличению длины и полного водоизмещения модернизированного корабля. Для обнаружения плавающих мин в дневное и ночное время имеется специальная электронно-оптическая аппаратура.

Строительство

Головной корабль «Семён Рошаль» поступил на вооружение ВМФ в 1970 году, а всего до 1978 году по этому проекту был построен 31 корабль. Впоследствии была разработана специальная модификация под кодовым номером 266-МЭ. Хорошие показатели модернизированных морских тральщиков привлекли к себе внимание ряда зарубежных заказчиков, которые приняли решение о их приобретении при условии учета некоторых национальных особенностей их использования. Так, благодаря этому тральщики находились в составах ВМС Сирии, Йемена, Ливии и Индии.

Ссылки

ТТХ:
Водоизмещение, т:
стандартное: 745
полное: 800
Размеры, м:
длина: 61
ширина: 10,2
осадка: 2,97
Скорость полного хода, уз: 16,5
Дальность плавания: 1500 миль (12 уз)
Автономность, сут: 10
Силовая установка: 2х2500 л.с., дизели М-503Б-37, 2 ВРШ в насадках, 2 ДГ ДГРА-200/1500 по 200 кВт, 1 ДГ ДГРА-100/1500 100 кВт
Вооружение:
2х4 ПУ ЗРК 9К32 «Стрела-2» (16 ЗУР 9М32);
2х2 30 мм АК-230М - 2000 выстрелов;
2х2 25 мм 2М-3М - 2000 выстрелов;
2х1 12,7 мм ДШК - на Разведчике;
2х5 РБУ-1200М "Ураган" (68 РГБ-12)
32 ББ-1 или 7 мин КМД-1000;
Искатель-уничтожитель мин КИУ-1, быстроходный контактный трал БКТ, электромагнитный трал ТЭМ-4, акустический трал АТ-3, шнуровые заряды ШЗ-1 или ШЗ-2;
Экипаж, чел: 68 (6 офицеров, 8 мичманов)

История:
"Чернигов" U310 (до 5.08.1997 "Зенитчик"; до 14.06.2004 "Жовты воды"):
Морской тральщик "Зенитчик" проекта 266М был построен в пос.Понтонный на Средне-Невском судостроительном заводе (заводской №928), вступил в строй 10.09.1974 г., вошел в состав Черноморского флота.
Корабль в период с 1977 по 1988 год неоднократно участвовал в боевых службах в Персидском заливе, Красном море, Атлантике.
05.08.1997 г. "Зенитчик" был включен в состав Военно-Морских Сил Украины, получил новое название "Желтые Воды" в честь одноименного украинского города, с присвоением бортового номера "U310". 18.06.2004 г. корабль был переименован в "Чернигов".

Корабль базировался на пос.Новоозерное (оз.Донузлав).
24.03.2014 г. на корабле был спущен флаг ВМС Украины, и поднят флаг ВМФ России.

"Черкассы" U311 (до 25.07.1997 Разведчик)
Морской тральщик "Разведчик" был построен на Средне-Невском ССЗ в Ленинграде (зав.№ 950) в 1976 году.
Корабль неоднократно участвовал в боевых службах в Персидском заливе, Красном море, Атлантике. Так, за период январь-август 1990 года МТЩ "Разведчик" неоднократно выполнял боевое траление миноопасных районов Красного моря. Осуществил 29 проводок за тралами и конвоирование гражданских судов в Красном море, всего провел 52 судна. Из них 11 конвоев проводились под обстрелом реактивных снарядов, с занятых эритрейцами островов.
14 мая 1990 года в Красном море танкер "Интернационал" шедший в охранении МТЩ "Разведчик", был атакован 4 катерами, оснащенными 106-мм безоткатными орудиями. Моряки тральщика открыли заградительный огонь - стреляли его кормовая артустановка, малая зенитная артиллерия и два крупнокалиберных пулемета ДШК (образца 1943 года), установленных на тыльной стороне мостика. Кроме того, в бой вступили автоматчики из группы огневого противодействия. Ранение в ногу получил гидроакустик старшина 2 статьи Игорь Швец, ведший огонь из ДШК. Огнем старшины 1 статьи Александра Невзрачного был взорван один катер. Бой длился с 4.48 до 4.56, всего 8 минут. За это время тральщик израсходовал четыре с половиной из шести тонн боезапаса, имевшегося на борту.
По результатам боевых служб 17 членов экипажа корабля были награждены орденами и медалями, а сам корабль был награжден Вымпелом МО СССР "За мужество".
25.07.1997 г. "Разведчик" был включен в состав Военно-Морских Сил Украины, получил новое название "Черкассы" в честь одноименного украинского города, с присвоением бортового номера "U311".
Корабль неоднократно принимал участие в различных международных учениях, а так же в сбор-походах кораблей ВМС Украины.
В марте 2014 г. ТЩ "Черкассы" был блокированным на оз. Донузлав с некоторыми другими кораблями ВМС Украины, кораблями Черноморского флота России. На предложение сдаться был получен отказ. После нескольких дней пребывания в Донузлаве, экипаж принял решение штурмом прорваться в море и уйти в Одессу. Но сделать это не удалось т.к. фарватер был заблокирован ТРЕМЯ затопленными кораблями, экипаж попытался оттащить один из них и тем самым освободить проход но это ему не удалось. Морской тральщик "Черкассы" после попытки вырваться из озера Донузлав занял оборону и остается верен присяге.
То что происходило дальше расскажет командир ТЩ "Черкассы" капитан 3 ранга Юрий Федаш:
"...В 9 утра 24 марта 2014 г., истек срок ультиматума, поставленного российскими военными. Корабли "Константин Ольшанский", "Кировоград", "Чернигов" пошли к причальной стенке по приказу командира бригады. "Черкассы" отказались выполнять такой приказ. После этого, командование МВД отстранило командира бригады, и корабли временно остановились, а "Константин Ольшанский", отошел от причала и стал на якорь. "Однако через три часа, морской тральщик "Чернигов" все-таки пошел к причалу, чтобы сдать корабль. За ним последовал средне-десантный корабль "Кировоград" - "они не увидели поддержки страны, государства", - рассказывал потом командир тральщика "Черкассы".
После этого мы (продолжил командир ТЩ Юрий Федаш), морской тральщик "Черкассы" под песни "Врагу не сдается наш гордый варяг" пошел на выход из озера Донузлав и попытался оттащить один корабль, чтобы освободить себе выход. Поскольку не хватило мощности, начали рваться конце, но где-то в течение часа мы оттягивали корабль. Мы просили помощи у морского тральщика "Чернигов", чтобы можно было оттянуть вдвоем, на что мы получили отказ".
Обстановка наращивалась ежеминутно, мы не обращали на это внимание, нас это не пугало. После того, как больше не было возможности что-то делать, корабль отдал концы, чтобы не сесть на мель. Мы пошли занимать оборону, стали на якорь и держим круговую оборону с большим десантным кораблем "Константин Ольшанский", - сказал Федаш. Он также рассказал, что утром в пятницу написали рапорт на увольнение и сошли с корабля 2 офицера, один мичман и 9 человек личного состава. Остался корабль с экипажем не в полном составе, но мы продолжаем держать оборону. "Сдаваться не собираемся. Каждый член экипажа сказал, что не хочет в таком позоре, как сдача, принимать участие..."

25 марта 2014 г. после двух часового штурма тральщик "Черкассы" был захвачен, он оставался ПОСЛЕДНИМ кораблём ВМС Украины в Крыму.
Как проходил захват корабля рассказывает старший минер артиллерийской минно-торпедной боевой части старший матрос корабля "Черкассы" Александр Гутник.
"...Начато преследование морского тральщика "Черкассы" двумя скоростными катерами Российской Федерации", - рассказал он.
"Пока что морской тральщик "Черкассы" уклоняется от нападавших, маневрируя", - добавил он.
По состоянию на 18:50 начался штурм Черкасс с помощью двух вертолетов Ми-35, трех скоростных катеров. "Личный состав внутри задраен", - добавил Гутник.
Как сообщил руководитель медиа-центра Минобороны Украины в Крыму Владислав Селезнев, к "Черкассам" идет буксир "Ковель". По некоторой информации, слышны взрывы и выстрелы.
По состоянию на 19:18 продолжается захват. "Нас загнали и прицепили взрывчатое вещество на борт", - сообщил Гутник.
"По состоянию на 19:40 у корабля вышел из строя основной пост управления рулем", - сообщил Гутник.
Отвечая на вопрос, из-за взрыв ли это произошло, он сказал: "Да".
"Корабль "Черкассы" перешел на аварийный пост управления рулем", - добавил он.
По состоянию на 20:00 слышны выстрелы и взрывы, сообщает очевидец, находящийся на берегу Донузлава.
"Черкассы" - единственный корабль, который остался в Крыму с украинским флагом.
По состоянию на 20:17 штурм длится уже больше двух часов.
По состоянию на 20:30, по информации Селезнева со ссылкой на очевидца, который находится на берегу Донузлава, буксир "Ковель" тянет морской тральщик "Черкассы" в сторону 5 военного городка. Над озером стоит запах "дымовухи". Телефон Гутника не отвечает.
По состоянию на 21.01 Удалось связаться с Гутником. "Все. Нас захватили. Ни один из членов экипажа не пострадал. Нас не били, все в порядке", - сказал Гутник..."

Так прекратили своё существование Военно-Морские Силы Украины в Крыму.

Фотоальбом:
1 - ТЩ "Чернигов":

2 - ТЩ "Черкассы":