Профстандарт руководителя образовательной организации принят. Ексд - заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения. Что содержит профессиональный стандарт

В связи с тем, что руководство образовательными организациями должно осуществляться работниками, которые обладают определенными знаниями, имеют соответствующее образование и опыт работы, на федеральном уровне был разработан определенный стандарт .

В настоящее время положения данного стандарта являются обязательными к соблюдению не только государственными образовательными организациями, но и частными.

Стандарты в отношении руководителей образования начали приниматься в России с 2013 года .

Первоначально такие документы носили исключительно рекомендательный характер и их основной функцией являлось определение критериев подбора сотрудников на руководящие должности, а также выявления их соответствия.

В настоящее время принятый и действующий стандарт своим наличием решает следующие вопросы :

  1. Определение возможных категорий сотрудников, которые могут рассматриваться в качестве претендентов на руководящие должности.
  2. Выявление учебных заведений, руководство которыми осуществляют не соответствующие принятому стандарту работники, и принятие мер по устранению такого недостатка.
  3. Определение основных функций, которые должен выполнять сотрудник, занимающий подобную должность.
  4. Совершенствование работы всех существующих в пределах РФ образовательных учреждений.
  5. Способствование развитию российского образования.
  6. Повышение управляемости во всех существующих учреждениях образовательного характера, начиная с дошкольного и заканчивая высшим.
  7. Повышение рейтинга образования РФ за счет улучшения процесса подготовки специалистов.

Нормативно-правовая база на 2018 год

Согласно действующим на данный момент законодательным актам, нормативно-правовой базой, которая является основанием для разработки и установления стандартов для руководителей образовательных организаций, является Трудовой кодекс РФ . В частности, стоит отметить такие основные формулировки :

  1. К сотрудникам, занимающим руководящие должности отдельных сфер и организацией, допустимо применение стандартов государственного масштаба.
  2. Отраженные в принятых стандартах требования и функции по каждой из должностей не должны противоречить требованиям, отраженным в квалификационных справочниках.
  3. В случае наличия определенных ограничений в соответствии с ТК РФ по выполнению трудовых обязанностей на руководящих должностях разработанные стандарты не могут содержать данных по их допущению.
  4. При возникновении дополнительных вопросов или неясностей по содержанию профессиональных стандартов, относящихся к руководящим должностям, необходимо руководствоваться данными квалификационных справочников.

Профессиональный стандарт общегосударственного уровня, который определяет основные требования к руководителю, имеет следующее содержание :

  1. Общие данные и сведения . В этой части отражается наименование типа деятельности и основная цель осуществления руководства в такой сфере. Также приводится кодовая классификация должностей по кодам ОКЗ и ОКВЭД.
  2. Раздел, называемый как «Функциональная карта» . Тут отражаются общие понятия основных выполняемых руководителем задач, которые далее по тексту документа расшифровываются и отражаются подробнее.
  3. Подробная характеристика каждой из функций . В этой части каждая из отраженных ранее стоящих перед руководителем задач и выполняемых им функций раскрывается отдельно.
  4. Данные об организациях, которые участвовали в разработке профессионального стандарта до того момента, как он был принят приказом Министерства труда .

Требования к руководителю и его правовой статус

Основные требования, которым должен отвечать руководитель, следующие :

  1. Иметь высшее образование.
  2. Проходить по утвержденному графику профессиональную подготовку.
  3. Осуществлять прохождение дополнительного обучения по утвержденным на федеральном уровне профессиональным программам подготовки. Периодичность таких действий устанавливается минимально возможной раз в три года (не реже).
  4. При руководстве высшим учебным заведением иметь определенную ученую степень и звание.
  5. Не иметь ограничений по праву заниматься педагогической деятельностью.
  6. Иметь предварительный опыт работы на должностях, связанных с педагогикой или относящихся к руководящим.

Общие сведения о должности

В зависимости от того, в какой организации будет выполнять свои обязанности руководитель, требования к сотрудникам могут несколько отличаться . В частности, отдельно выделяются различные категории учреждений :

  • дошкольное образование (детские садики);
  • начальное, среднее и основное общее, общее среднее (школы);
  • профессиональное;
  • бакалавриат и специалитет;
  • магистратура;
  • подготовка специалистов высших квалификаций;
  • обучение проф. характера;
  • дополнительное для граждан любого возраста.

В положении о профессиональном стандарте указываются также возможные наименования должностей, которые могут занимать руководители:

  • ректор;
  • директор;
  • заведующий;
  • начальник.

Стандарт включает подробное описание выполняемых функций, что предписываются руководителю в зависимости от того, в каком именно учреждении он осуществляет свою трудовую деятельность. В целом функции сводятся к осуществлению общим руководством обеспечения развития учреждения.

Также руководитель наделяется полномочиями приема на работу и увольнения, имеет право подписи и утверждения всех внутренних документов и приказов.

Также функциями, выполнение которых требуется от руководителя организации, являются:

  1. Осуществление прямого руководства организацией.
  2. Принятие мер в пределах своей компетенции для обеспечения развития образовательного учреждения.
  3. Управление ресурсами, которые входят в состав учреждения.
  4. Представление интересов конкретного учреждения, руководителем которой является работник.
  5. При необходимости решение вопросов с представителями власти, а также учреждениями за пределами РФ, если идет речь о международном сотрудничестве.
  6. Осуществление функций по обеспечению проведения исследований научного характера за исключением школ и детских садов.

Последствия от несоответствия

В связи с тем, что принятый и на данный момент действующий стандарт носит обязательный характер, необходимо отметить последствия , которые могут иметь место по причине несоответствия сотрудника, занимающего должность руководителя, отраженным в документе нормам и требованиям:

  1. Трудовым кодексом не предусмотрено наличие несоответствий стандарту для их рассмотрения в качестве оснований для расторжения заключенного трудового договора.
  2. В том случае если руководитель учреждения не имеет достаточный уровень допустимой для конкретной организации квалификации, он может быть уволен. Для того чтобы работающего руководителя оставить на должности, имеется возможность прохождения определенной аттестации.
  3. При наличии факторов, которые свидетельствуют о несоответствии руководителя занимаемой должности, сотруднику могут предложить переход на другую должность.

Мастер-класс в рамках данного профессионального стандарта представлен ниже.

— документ , который описывает уровень квалификации, обязанности и трудовые функции, возложенные на этого работника. Разберемся, что следует ожидать от принятия и внедрения этого профстандарта.

Зачем нужен профстандарт руководителя образовательной организации?

С 2013 года в России началось постепенное внедрение профессиональных стандартов. Первоначально они были всего лишь рекомендациями, однако с лета 2016 года постепенно, по мере утверждения и ввода в действие, становятся обязательными нормами не только для государственных, но и для частных организаций.

Введение профстандартов связано с тем, что прежде действовавшие нормы ЕТКС, ЕКС и других актов в этой сфере во многом устарели и не всегда отражают реально существующую ситуацию. В результате часто возникают проблемы из-за того, что важные должности занимают люди, не соответствующие им ни по уровню образования, ни по умениям. Есть области, где такое положение абсолютно нетерпимо, — и одной из таких областей является образование.

Первые профессиональные стандарты для педагогических работников были приняты еще в 2013 году, и их принятие продолжается до сих пор. Одним из документов, проект которого давно уже находится в разработке и скоро должен быть принят, является профессиональный стандарт руководителя (директора, заведующего, ректора и т. д.) образовательной организации. Этот профстандарт будет содержать в себе требования к квалификации работника, занимающего эту должность, а также краткое описание возложенных на него трудовых функций.

Принятый профстандарт, как ожидается, позволит добиться следующих целей:

  1. Улучшить управление образовательными организациями за счет того, что повысится квалификация их руководителей.
  2. Добиться развития российского образования на всех уровнях — от дошкольного до высшего профессионального.
  3. Повысить управляемость в образовательных учреждениях и организациях.

Когда будет принят профстандарт руководителя образовательной организации?

Хотя профстандарты и становятся обязательными с 1 июля 2016 года, к профессиональному стандарту руководителя образовательной организации это пока не относится. Проект документа, разработанный еще в 2013 году, пока не принят и не имеет обязательного статуса, хотя первоначально его, как и все остальные, относящиеся к работникам образования, планировалось ввести в действие еще в 2015 году. Однако после консультации с организациями работников образования было решено сначала провести апробацию стандартов в реальной практике школ и других учебных заведений.

Связана такая отсрочка в основном с тем, что образовательная деятельность, как и руководство ею, очень сильно отличается от бизнес-процессов, происходящих в обычных организациях. К тому же компетенция руководителей образовательных организаций весьма различается в зависимости от типа такой организации: сложно сравнивать между собой заведующего муниципальным детским садом и ректора государственного университета, хотя и тот и другой руководят образовательным учреждением.

С учетом информации, которая была получена в ходе апробаций, проведенных обсуждений и изучения мнений педагогов-практиков, производилась доработка профстандарта. Окончательное принятие его приказом Минтруда РФ ожидается во второй половине 2016 года. Введения же документа в действие как обязательного к применению следует ждать, скорее всего, с января 2017 года — вместе с другими профстандартами, разработанными для работников педагогической сферы.

Что содержит проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации?

Тот вариант профессионального стандарта руководителя образовательной организации , который сейчас готовится к принятию, имеет стандартную структуру. Как и прочие профстандарты, он разработан по шаблону, установленному приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 года № 147н. Согласно этому приказу, каждый профессиональный стандарт должен состоять из следующих частей:

Не знаете свои права?

  1. Общие сведения. Здесь записывается название вида профессиональной деятельности, основная ее цель и классификация по кодам ОКЗ и ОКВЭД.
  2. Функциональная карта. Здесь описываются основные группы обобщенных функций — тех, которые сочетают в себе несколько более конкретных.
  3. Характеристика функций. В этой части содержание предыдущего раздела расписывается подробно по каждой функции, включенной в состав обобщенных.
  4. Сведения об организациях, которые принимали участие в разработке профстандарта до того момента, как он был утвержден приказом Минтруда РФ.

Теперь давайте рассмотрим, что будет содержать каждая из этих частей.

Общие сведения о должности

Раздел I стандарта содержит как официальное наименование должности («Руководитель образовательной организации») так и цели этого вида профессиональной деятельности. Цели различаются в зависимости от уровня квалификации, общим является одно — развитие и повышение эффективности работы организации, а также повышение качества услуг по образованию, которые там оказываются.

По этому разделу руководители отнесены к следующим видам экономической деятельности в кодировке ОКВЭД:

  • 85.11 — дошкольное образование;
  • 85.12 — начальное общее;
  • 85.13 — основное общее;
  • 85.14 — среднее общее;
  • 85.21 — среднее профессиональное;
  • 85.22.1 — бакалавриат;
  • 85.22.2 — специалитет;
  • 85.22.3 — магистратура;
  • 85.23 — подготовка высшей квалификации;
  • 85.30 — профессиональное обучение;
  • 85.41 — дополнительное образование (как детей, так и взрослых);
  • 85.42 — дополнительное профобразование.

Описание функций, включенных в профстандарт руководителя образовательной организации

В этом разделе проекта профстандарта обозначены следующие обобщенные функции:

  1. Руководство организацией.
  2. Развитие организации.
  3. Управление ресурсами, имеющимися в распоряжении организации.
  4. Представление интересов организации в контактах с органами власти, местного самоуправления и другими организациями (в том числе и зарубежными, если речь идет о высшем образовании).
  5. Управление исследовательской, аналитической, конструкторской и учебно-производственной деятельностью.

Каждая из этих обобщенных функций раскладывается на ряд более простых функций, касающихся конкретных видов образовательных организаций — от дошкольных учреждений до вузов. Не касается это только последней группы функций, т. к. исследования и конструкторские разработки не ведутся в школах или детских садах. Кроме того, для каждой функции имеется свой уровень квалификации — 7 (для дошкольного и общего образования) либо 8 (для высшего).

Характеристика отдельных трудовых функций

Этот раздел содержит в себе описание отдельных действий, которые должен совершать руководитель для выполнения каждой отдельной функции. Характеризуются они достаточно подробно: в тексте проекта расшифровка каждой из описанных выше функций занимает не менее 8 страниц машинописного текста.

Кроме того, в этом же разделе указываются требования к образованию и практическому опыту, который должен иметь руководитель, занимающий соответствующую должность. К примеру, для выполнения такой функции, как непосредственное руководство организацией, требуется:

  • высшее образование;
  • профессиональная переподготовка;
  • дополнительное обучение в процессе работы по профессиональным программам (не реже чем раз в 3 года);
  • наличие ученой степени и звания (для ректоров вузов).

Для руководителя любого уровня требуется, чтобы перед назначением на должность он проработал на руководящих или педагогических должностях не менее 3 лет. Кроме того, есть и некоторые ограничения. Например, к этой работе не допускаются лица, лишенные по закону права заниматься педагогической деятельностью.

Наконец, в этом разделе закрепляются официальные наименования руководителей в области образования. По проекту профстандарта допускаются 4 названия для их должностей:

  • ректор;
  • директор;
  • заведующий;
  • начальник.

Вопрос о том, допустимы ли иные названия, пока не решен. По-видимому, эти 4 перекрывают весь спектр возможных образовательных учреждений, включая различные гимназии, колледжи и академии.

Также необходимо отметить, что в профстандарте прямо указано, что отдельные обозначенные в нем функции могут возлагаться на заместителей, проректоров, заведующих производственной практикой и т. д. Возложение должно происходить в порядке делегирования полномочий и надлежащим образом оформляться внутренними документами учебной организации. Причем на случаи с заместителями не распространяются требования, касающиеся 3-летнего стажа руководящей деятельности. Для лиц же, которым передаются только хозяйственные функции, не действует и требование, касающееся опыта педагогической деятельности.

Что будет с руководителями, не соответствующими профстандарту?

В связи с внедрением нового профстандарта возникает вопрос: что делать, если какой-то из руководителей окажется не соответствующим профстандарту по уровню своей квалификации? Действующий ТК РФ такого основания для увольнения, как несоответствие профессиональному стандарту, не предусматривает. Более того, нормы законодательства о профстандартах не имеют обратной силы.

Отсюда можно сделать вывод: если не соответствующий стандарту руководитель уже занимает свою должность на тот момент, когда новый документ вступает в законную силу, причин для его увольнения нет, поэтому он продолжит занимать свою должность. Однако это не значит, что низкоквалифицированные руководители могут расслабиться. Дело в том, что есть такая возможность для увольнения, как несоответствие должности по причине недостаточной квалификации. Для подтверждения/опровержения этого факта потребуется прохождение аттестации — и вот она-то будет проводиться как раз исходя из требований, закрепленных в профстандарте.

Именно поэтому в оставшееся до внедрения профстандарта время руководителям образовательных организаций стоит подумать о том, как повысить уровень своей квалификации (если, конечно, они хотят сохранить за собой занимаемые должности). В противном случае им надо будет готовиться либо к переводу на другую должность, либо к увольнению.

ЕКСД 2018 . Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения

Должностные обязанности. Организует текущее и перспективное планирование деятельности образовательного учреждения. Координирует работу преподавателей, воспитателей, мастеров производственного обучения, других педагогических и иных работников, а также разработку учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности образовательного учреждения. Обеспечивает использование и совершенствование методов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных. Осуществляет контроль за качеством образовательного (учебно-воспитательного) процесса, объективностью оценки результатов образовательной деятельности обучающихся, работой кружков и факультативов, обеспечением уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований. Организует работу по подготовке и проведению экзаменов. Координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики. Организует просветительскую работу для родителей (лиц, их заменяющих). Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Организует учебно-воспитательную, методическую, культурно-массовую, внеклассную работу. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся, воспитанников. Составляет расписание учебных занятий и других видов учебной и воспитательной (в том числе культурно-досуговой) деятельности. Обеспечивает своевременное составление, утверждение, представление отчетной документации. Оказывает помощь обучающимся (воспитанникам, детям) в проведении культурно-просветительских и оздоровительных мероприятий. Осуществляет комплектование и принимает меры по сохранению контингента обучающихся (воспитанников, детей) в кружках. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса и управления образовательным учреждением. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников образовательного учреждения. Принимает меры по оснащению мастерских, учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению библиотек и методических кабинетов учебно-методической, художественной и периодической литературой. Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся (воспитанников, детей), жилищно-бытовых условий в общежитиях. При выполнении обязанностей заместителя руководителя образовательного учреждения по административно-хозяйственной работе (части) осуществляет руководство хозяйственной деятельностью образовательного учреждения. Осуществляет контроль за хозяйственным обслуживанием и надлежащим состоянием образовательного учреждения. Организует контроль за рациональным расходованием материалов и финансовых средств образовательного учреждения. Принимает меры по расширению хозяйственной самостоятельности образовательного учреждения, своевременному заключению необходимых договоров, привлечению для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств. Организует работу по проведению анализа и оценки финансовых результатов деятельности образовательного учреждения, разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств. Обеспечивает контроль за своевременным и полным выполнением договорных обязательств, порядка оформления финансово-хозяйственных операций. Принимает меры по обеспечению необходимых социально-бытовых условий для обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Готовит отчет учредителю о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств. Руководит работами по благоустройству, озеленению и уборке территории образовательного учреждения. Координирует работу подчиненных ему служб и структурных подразделений. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность, Конвенцию о правах ребенка, педагогику, достижения современной психолого-педагогической науки и практики, психологию, основы физиологии, гигиены, теорию и методы управления образовательными системами, современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения, основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, основы экономики, социологии, способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения, гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней, основы менеджмента, управления персоналом, основы управления проектами, правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Вакансии для должности Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения по общероссийской базе вакансий

«Профстандарт заместитель директора » — такой поисковый запрос с июля 2016 года часто вводится в строки интернет-поисковиков. С чем это связано и какие именно профессиональные стандарты могут относиться к должности заместителя директора, вы узнаете из нашей статьи.

Существует ли общий профстандарт зам. директора?

С июля 2016 года в России становится обязательным использование профессиональных стандартов. Эти документы призваны официально закрепить требования к уровню квалификации работников, перечень выполняемых ими функций, а также возможные названия должностей.

Однако отдельного профстандарта для заместителя директора среди них нет. Ведь функции заместителя во многом схожи с теми, что исполняет сам руководитель; руководство же школой, к примеру, и химическим заводом предполагает решение совершенно разных задач. Имеются лишь упоминания должности «заместитель руководителя» во множестве других профстандартов.

Не знаете свои права?

В каких профессиональных стандартах упоминается должность заместителя директора?

По состоянию на август 2016 года уже действует ряд профессиональных стандартов, которые могут применяться и к заместителям директоров. К таким стандартам относятся:

  • профстандарт специалиста в области закупок (№ 558);
  • профстандарт специалиста по управлению персоналом (№ 559);
  • профстандарт менеджера по информационным технологиям (№ 149);
  • профстандарт специалиста по техконтролю качества продукции (№ 31);
  • профстандарт специалиста по управлению качеством в авиастроении (№ 802);
  • профстандарт специалиста по управлению цепью поставок в авиастроении (№ 704);
  • профстандарт руководителя организации, ведущей деятельность в области физкультуры и спорта (№ 581).

Легко заметить, что поскольку профстандарты охватывают самые разные сферы, они касаются не просто заместителей директоров, а именно тех замов, которые занимаются определенным направлением деятельности организации.

Существует ли профстандарт заместителя директора по общим вопросам?

Несколько сложнее с должностью зама по общим вопросам, встречающейся в различных организациях. Для нее не только не существует отдельного профстандарта, но нет даже и сведений о том, чтобы документ с ее упоминанием создавался или готовился к принятию.

Дело в том, что под этим термином понимается целый ряд разных по сути должностей — от красиво названного завхоза до человека, руководящего теми направлениями деятельности предприятия, которые остались «нераспределенными» при назначении других заместителей, или первого заместителя, непосредственно руководящего организацией в отсутствие генерального директора. Таким образом, говорить об профстандарте в этом случае вообще не приходится.

Структура профстандартов для заместителей

Несмотря на множество профессиональных стандартов для замов руководителей, у всех этих документов есть кое-что общее. Как минимум, все они создаются по единому шаблону, утвержденному Минтрудом РФ. Таким образом, любой профстандарт, предусматривающий должность замдиректора, имеет следующую структуру:

  1. Общие сведения. Здесь указывается название профессиональной деятельности, ее цель, классификация по видам деятельности и отраслям экономики.
  2. Функциональная карта. Это перечень обобщенных функций, выполняемых работником, с указанием требуемого уровня квалификации по принятой для профстандартов шкале (обычно от 5 до 8).
  3. Характеристика функций. Здесь уже указываются не только обобщенные, но и конкретные функции. Для каждой из них приводятся требования к образованию (для заместителя директора или иного руководителя требуется как минимум высшее образование не ниже бакалавриата) и опыту работы (в зависимости от области, требуется от 3 до 5 лет). Кроме того, здесь указываются конкретные знания и умения, которым должен обладать специалист на должности заместителя руководителя.
  4. Сведения об организациях, которые разрабатывали профессиональный стандарт. К числу этих организаций относятся прежде всего учебные заведения, готовящие специалистов в разных областях, а также общественные и коммерческие организации, с которыми связаны лучшие специалисты-практики.

В каких случаях обязательно использование профессиональных стандартов для заместителей директоров?

Трудовое законодательство предусматривает 2 случая, в которых профессиональный стандарт зама должен применяться в обязательном порядке:

  1. Если это прямо предусмотрено законом.
  2. Если с трудовой деятельностью данного работника связаны установленные государством льготы, либо, напротив, ограничения.

Если в качестве примера рассмотреть должность заместителя директора школы или другого образовательного учреждения, актуальными будут оба пункта. Во-первых, законодательство об образовании прямо предусматривает для работников таких учреждений использование профессиональных стандартов. Во-вторых, работа в системе образования предполагает как предоставление льгот (например, в виде увеличенного отпуска и возможности более раннего выхода на пенсию), так и наложение ограничений (в сфере образования не может работать человек, имеющий судимость по ряду статей УК РФ). Это означает, что заместитель директора школы непременно должен соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов.


Скачать бесплатно в.pdf

Повышение качества управления образовательной организацией предъявляет новые требования к профессионализму ее руководителя. Квалификационные справочники, описывающие характеристики должностей, постепенно устаревают: в них вообще нет новых профессий либо их содержание не соответствует действительности. Поэтому на смену Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) приходят профессиональные стандарты.

Что включает в себя профессиональный стандарт

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Профессиональный стандарт является одним из элементов национальной системы квалификаций, который связывает требования работодателей и профессиональное образование. Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» определены в ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Он призван расширить границы свободы работника и в то же время повысить его ответственность за результаты труда. Стандарт описывает профессиональную деятельность, а не личность работника или его конкретную должность.

Он содержит:

  • информацию об обобщенных трудовых функциях,
  • возможные наименования должностей,
  • требования к образованию, обучению, опыту практической деятельности,
  • особые условия допуска к работе,
  • описание трудовых действий, необходимых умений и знаний.

Профессиональный стандарт становится основой для изменения системы подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации, и программ профессионального образования. По-новому строятся и трудовые отношения в организации.

Как принимают профессиональный стандарт

Разработка и утверждение профессионального стандарта на государственном уровне - достаточно сложная процедура. Сначала анализируются отечественный, международный опыт введения профессиональных стандартов и нормативная база, оцениваются перспективы развития профессиональной деятельности; затем будущий профессиональный стандарт проектируется и апробируется. После этого документ представляют на утверждение в Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство юстиции РФ. Текст стандарта должен разрабатываться с учетом мнения профессиональных союзов Российской Федерации и широко обсуждаться.

Профессиональный стандарт « » разрабатывался группой под руководством специалистов Федерального института развития образования (ФГАУ «ФИРО»). В настоящее время он проходит процедуру согласования и утверждения в Министерстве труда и социальной защиты РФ, Министерстве юстиции РФ.

Особенности профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации»

Разработка профессионального стандарта руководителя образовательной организации связана с требованиями статьи 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». При этом Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливают, что работодатели обязаны , если существуют законодательно установленные требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

Уже сейчас учитывать перспективы изменения законодательства: анализировать новые профессиональные стандарты с точки зрения применения в организации, корректировать внутренние управленческие документы, программы обучения, процедуру аттестации, должностные инструкции, формировать кадровый резерв и др.

В основу профессионального стандарта руководителя образовательной организации заложен подход, при котором организация будет не только функционировать, но и развиваться. такими знаниями и умениями, которые позволят ему прогнозировать изменения в образовательных потребностях и оперативно реагировать на них, обоснованно выбирать стратегию и тактику деятельности по целенаправленному наращиванию и эффективному использованию потенциала организации для достижения нового качества образования.

Руководитель реализует целевые функции управления. Они направлены на реализацию образовательных целей учреждения, создание необходимых условий и обеспечение социального взаимодействия субъектов образовательного процесса для достижения этих целей. Он организует внутренние и внешние взаимодействия, представляет организацию в органах власти, местного самоуправления, общественных и иных организациях.

Профессиональный стандарт предъявляет требования:

  • к образованию (высшее и дополнительное профессиональное образование),
  • опыту практической работы (в основном, не менее трех лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях),
  • условиям допуска к работе (отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации);
  • содержит другие характеристики, связанные с порядком делегирования полномочий.

Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации определяет возможные должности:

  • ректор,
  • президент,
  • директор,
  • заведующий,
  • начальник.

В этом особенность его построения. Отдельные трудовые функции и трудовые действия обобщенной трудовой функции, а также их совокупность, могут выполняться заместителями руководителя, руководителями структурных подразделений (первым проректором, проректором, заместителями руководителя (директора, заведующего и начальника), руководителями (директорами, заведующими, начальниками, управляющими) структурного подразделения, заместителями руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения, руководителями (заведующими) учебной (производственной) практикой) в порядке делегирования им полномочий. При этом на них не распространяются требования к опыту руководящей деятельности руководителя.

Требование о педагогическом стаже не предъявляется к лицам, занимающим руководящие должности и отвечающим за хозяйственную деятельность.

Профессиональный стандарт определяет обобщенные трудовые функции, которые конкретизируются в трудовых функциях в соответствии с особенностями профессиональной деятельности. Выделение обобщенных и трудовых функций для руководителя образовательной организации оказалось достаточно сложным.

Функции управления современной образовательной организацией должны реализоваться с учетом:

  • особенностей деятельности разных видов образовательных организаций (дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организациий, образовательной организации высшего образования, организации дополнительного образования, организации дополнительного профессионального образования);
  • особенностей основного и дополнительных видов деятельности образовательных организаций;
  • специфики организационной правовой формы;
  • специфики делегирования полномочий;
  • других особенностей построения профессиональной деятельности в сфере управления.

Обобщенные трудовые функции руководителя образовательной организации в предлагаемом профессиональном стандарте выделены по объектам управления (руководства). К ним отнесены :

  • руководство образовательной деятельностью образовательной организации;
  • руководство развитием образовательной организации;
  • управление ресурсами образовательной организации;
  • представление образовательной организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями;
  • управление научно-исследовательской, экспертно-аналитической, опытно-конструкторской, инновационной и учебно-производственной деятельностью образовательной организации.

При этом обобщенная трудовая функция, выделенная в соответствии с объектом управления, который охватывает различные уровни образования, не может быть отнесена к одному уровню квалификации. Она соотносится как с седьмым, так и с восьмым уровнями квалификации. Таким образом, соответствие уровня квалификации руководителя и уровня образования, предлагаемого организацией, которой он руководит, определяется не через обобщенную трудовую функцию, а через трудовую функцию.

Трудовые функции в профессиональном стандарте руководителя определены в соответствии с особенностями деятельности разных видов образовательных организаций: дошкольной, общеобразовательной или организации дополнительного образования детей; профессиональной образовательной организации; организации высшего образования или дополнительного профессионального образования. При этом трудовые функции описывают трудовые действия, необходимые умения и знания.

Каждая трудовая функция может рассматриваться как компетенция, предъявляемая в рамках данного профессионального стандарта. Если определить компетенцию как способность и готовность специалиста выполнять профессиональную деятельность, тогда доминантой содержания обобщенных и трудовых функций становится трудовое действие, подкрепленное необходимыми умениями и знаниями.

Обобщенная трудовая функция, описывающая руководство образовательной деятельностью образовательной организации, предполагает выполнение, например, следующих трудовых действий:

  • руководство разработкой основных образовательных программ, системы локальных актов организации;
  • формирование органов управления образовательной организации;
  • организацию и управление процессом отбора средств обучения и воспитания, методов и технологий образования;
  • управление взаимодействием с субъектами внешнего окружения;
  • организацию регулярного мониторинга и оценку реализации образовательных программ, их корректировку;
  • руководство работой по совершенствованию профессионализма и лидерских качеств педагогов;
  • формирование системы мотивации и стимулирования педагогического коллектива на качественную реализацию профессиональной деятельности.

В руководстве деятельностью организаций высшего и профессионального образования необходим также мониторинг рынка труда, создание системы набора и приема обучающихся, анализ удовлетворенности потребителей и востребованности выпускников и др.

Обобщенная трудовая функция «Руководство развитием образовательной организации» предполагает (с учетом особенностей управления образовательными организациями разных видов) выполнение следующих трудовых действий:

  • руководство разработкой программы развития образовательной организации с учетом перспективных отечественных и мировых тенденций в области развития образования;
  • организацию оценки существующих ограничений и рисков реализации программы развития образовательной организации;
  • организацию деятельности по определению и согласованию с социальными партнерами, ключевых мероприятий и событий, обеспечивающих эффективную реализацию программы развития образовательной организации;
  • управление оперативной деятельностью организации по реализации программы развития;
  • организацию профессиональной и общественной оценки достижений образовательной организации; формирование системы маркетинга и мониторинга социального заказа на образование;
  • организацию проведения самообследования развития образовательной организации и др.

Обобщенная трудовая функция «Управление ресурсами образовательной организации» предполагает выполнение таких трудовых действий, как:

  • формирование политики в области ресурсного обеспечения образовательной организации в соответствии со стратегией развития;
  • определение потребности и приоритетных направлений использования финансовых средств образовательной организации,
  • обеспечение сбалансированного распределения ресурсов, привлечение и стимулирование поиска дополнительных ресурсов; разработку планов финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации;
  • формирование политики кадрового обеспечения организации;
  • формирование политики и управление внутренним информационным пространством образовательной организации;
  • обеспечение охраны труда, здоровья и экологической безопасности образовательной организации;
  • мониторинг, анализ, оценку и контроль эффективности и результативности использования ресурсов организации;
  • анализ качества принимаемых решений в области управления ресурсами и планирование корректирующих действий и улучшений и др.

Обобщенная трудовая функция «Представление образовательной организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями» предполагает выполнение следующих трудовых действий:

  • определение потребностей, направлений и ожидаемых результатов взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями;
  • организацию разработки механизмов, инструментов и регламентов взаимодействия с субъектами внешнего окружения, в том числе, сетевого взаимодействия;
  • представление интересов образовательной организации во взаимодействии с субъектами внешнего окружения;
  • контроль взаимодействия и оценку результатов взаимодействия с субъектами внешнего окружения и других в соответствии с особенностями деятельности организаций дошкольного, общего, дополнительного, высшего и профессионального образования.

Обобщенная трудовая функция «Управление научно-исследовательской, экспертно-аналитической, опытно-конструкторской, инновационной и производственной деятельностью образовательной организации» содержит только две трудовые функции - «Управление производственной деятельностью профессиональной образовательной организации» и «Управление научно-исследовательской, экспертно-аналитической, опытно-конструкторской, инновационной и производственной деятельностью организации высшего образования или организации дополнительного профессионального образования».

Что изменится после введения стандарта руководителя

По мнению разработчиков, реализация профессионального стандарта руководителя позволит решить комплекс задач:

  • в области управления образовательной организацией: качественное выполнение всех трудовых функций, описанных в профессиональном стандарте, и обеспечивающих в совокупности достижение цели(ей) профессиональной деятельности, за счет рационального их распределения и организации взаимодействия руководителей;
  • в области подготовки кадров: определение перечня основных и дополнительных образовательных программ, обеспечивающих подготовку в области управления образованием, разработка их содержания, организационных моделей непрерывного образования руководителей образовательных организаций.

Вопрос по срокам применения профессиональных стандартов пока не урегулирован. Сегодня можно предположить, что апробация и реализация профессионального стандарта руководителя образовательной организации может осуществляться в следующих условиях:

  • в процессе осуществления профессиональной деятельности в образовательных организациях (построения трудовых отношений, внутрифирменных форм работы с кадрами, формы контроля и др.);
  • в процессе подготовке кадров в учреждениях высшего образования;
  • в процессе переподготовки и повышения квалификации кадров в учреждениях дополнительного профессионального образования;
  • в процессе аттестации кадров.

Возможность применения профессионального стандарта в сфере трудовых отношений требует разработки или изменения локальных актов образовательных организаций; изменения требований к квалификации руководителя; внесения изменений в должностные инструкции руководителей; отработки механизмов делегирования полномочий; изменения требований эффективности деятельности руководителя (эффективного контракта) и аттестационных процедур.

Стандарт руководителя и высшая школа

Требования профессиональных стандартов должны отражаться в программах подготовки студентов. В современной системе высшего образования подготовка руководителя может осуществляться в рамках программ бакалавриата (направление «Менеджмент») и магистратуры (направления «Менеджмент», «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование»). В программы подготовки будущих педагогов уже сейчас вводятся такие дисциплины, как «Управление образовательным процессом», «Мониторинг в образовании», «Проектирование образовательного процесса» и др. В большей степени требованиям к уровню квалификации руководителя отвечает, конечно, магистратура. Поэтому в российских вузах должны вводиться (в некоторых вводятся уже сейчас) магистерские программы по профилям менеджмента в образовании. Но этот опыт пока слишком мал.

Для повышения качества подготовки руководителей образовательных организаций потребуется разработать кластер специальных компетенций руководителя в соответствии с трудовыми функциями стандарта. Должны также появиться основные образовательные программы, пакет технологий формирования и оценивания этих компетенций и другие меры, которые обеспечат преемственность подготовки и развития управленческих кадров.

Переподготовка и повышение квалификации руководителей

Чтобы применять профессиональный стандарт в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, нужно исследовать и сформировать заказ на профессиональное развитие руководителей образовательных организаций. Предстоит разработать и апробировать образовательные программы (в том числе для административных команд и начинающих руководителей); программы внутрифирменного обучения административных команд. Должны появиться инструменты, которые позволят формировать и оценивать компетенции руководителя, педагогов в процессе непрерывного профессионального развития и др.

Изменится процедура аттестации руководителя образовательной организации, появится мониторинг результатов сформированности компетенций руководителя в соответствии с профстандартом, будут разрабатываться программы профессионального развития руководителей по результатам их аттестации и др.

Риски внедрения профессионального стандарта

Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации» в процессе разработки обсуждался в различных регионах Российской Федерации. В результате профессиональной дискуссии эксперты сформулировали некоторые риски его реализации:

  • в требованиях профстандарта отсутствует система подготовки руководителя; коллеги считают, что если нет квалификации, повышать нечего; система дополнительного профессионального образования, даже переподготовка не решит всех проблем реализации профессионального стандарта руководителя;
  • непонятен механизм формирования должностных обязанностей руководителя из набора трудовых функций;
  • современный руководитель недостаточно готов к специальной деятельности по командообразованию и распределению функций и ролей в ней;
  • не предложен механизм делегирования полномочий в рамках распределения трудовых функций между руководителем, заместителем руководителя, руководителем структурного подразделения; возможны конфликты, которые возникнут в связи с дублированием функций;
  • нет механизма определения критериев и показателей эффективности деятельности руководителя в системе образования (слишком много установок «сверху»);
  • не понятны необходимые изменения подходов к аттестации, оценке эффективности деятельности руководителя в требованиях профессионального стандарта;
  • не определены подходы к развитию и саморазвитию руководителя, разработке программ сопровождения молодых руководителей в соответствии с профессиональным стандартом;
  • переход на новые профессиональные стандарты требует специальной работы руководителя, административной команды, всего педагогического коллектива (времени, сил, денег и др.);
  • реализация профессионального стандарта связана с эффективным контрактом, но механизм этой связи пока не понятен;
  • к трудовым действиям руководителя отнесены функции, к которым он пока не готов, например разработки регламентов и механизмов, инструментов взаимодействия с субъектами внешнего окружения, включая органы государственной власти и местного самоуправления и др.;
  • предлагаемый профессиональный стандарт не учитывает отдельные актуальные направления развития образования, которыми надо особо управлять, например, введение инклюзивного образования, развитие неформального и формального образования и др.