«Я – будущий предприниматель! Или Основы предпринимательской деятельности» - презентация. Сочинение на тему: Если бы я был предпринимателем Представь что ты предприниматель

Информация о проведении Единого урока «Я – предприниматель!
по вовлечению учащихся в предпринимательскую деятельность

В МКОУ «Ики-Бухусовская СОШ имени П. М. Эрдниева» 14 мая 2016 г. проведен Единый урок по вовлечению школьников в предпринимательскую деятельность «Ты-предприниматель»

Урок проведен в рамках развития и реализации мероприятий по профессиональному ориентированию школьников, формирования предпринимательского мышления и популяризации предпринимательской деятельности среди подрастающего поколения.

Материалы включали в себя сценарии урока для учащихся 1-4 и 5-11 классов, тесты для определения отношения к предпринимательской деятельности, презентационные материалы, описание деловых игр.

Для учащихся начальных классов предложен урок в форме выполнения творческого задания – подготовки рисунков по теме «Мой бизнес». Предприниматели – это люди, которые создают товары и услуги и обменивают их на деньги. Ребятам дана ситуация, после окончания школы, колледжа, вуза, многие могут стать предпринимателями, учащиеся пофантазировали о будущем бизнесе.

Учащимся заданы вопросы: «Кто расскажет нам, каким бизнесом хочет заниматься? И как этот бизнес будет помогать людям, и удовлетворять их потребности?» Учащиеся рассказывают, как они представляют свой бизнес, а затем приступают к его визуализации на бумаге.

Подготовленные рисунки отсканированы и после индивидуальной регистрации учащихся на сайте квеста по предпринимательству BusinnessTeen www.bizteen.ru загружужены на сайт для участия в конкурсе.

Для учащихся средней и старшей школы Манджиева И.С. предложила тематический урок, направленный на знакомство с основными понятиями предпринимательства, популяризацию предпринимательской деятельности, развитие предпринимательской культуры у всех учащихся, а также деловую игру.

Единый урок по предпринимательству начат в 8-11 классах с забавного персонажа книги Марка Твена - Тома Сойера. Казалось бы, причём здесь Том… Но если вспомнить историю покраски забора (задание, которое получил Том Сойер от своей тётушки) все станет понятнее.

Ребятам был предложен тест, целью, которого явилось определение отношения школьника к предпринимательской деятельности и получению дохода. Этот тест позволяет персонифицировать оценку предпринимательства применительно к самому себе. Было очень интересно, у одних ребят уже четко выражены навыки предпринимательской деятельности, у других нет. Но в итоге, все пришли к выводу, что предпринимательские качества можно в себе развить, при сильном желании.

Ребята с удовольствием выполнили задание «Хочешь ли ты стать предпринимателем?» Цель: объяснение основных понятий о предпринимательской деятельности для дальнейшего формирования ответа на вопрос: «Хочу ли я стать предпринимателем?»

Часто люди задают вопрос «Хочешь ли ты иметь собственный бизнес?», очень многие отвечают «да». Причин очень много, но основная - это то, что предпринимательская деятельность приносит доход. А насколько ты понимаешь, что такое доход? Возвращаемся к литературе, сказке "Али Баба и сорок разбойников". Али баба проник в пещеру разбойников и увидел там несметные богатства: золото, серебро, ювелирные украшения, деньги, драгоценные камни. Является ли это сокровище богатством?

Скот, золото, украшения, серебро, драгоценные камни – это все инструменты получения других полезных и нужных вещей путем обмена.

Учащиеся приводят примеры предмета, который может быть основным капиталом, товаром и предметом личного потребления.

Цели и задачи игры:

1. Развить навыки креативного мышления у школьников старшей школы

2. Развитие внутренних коммуникаций в межшкольной среде

3. Формирование позитивного отношения к предпринимательской деятельности

4. Воспитание у школьников активной гражданской позиции через ощущение сопричастности к решению общественных и социально значимых вопросов

Результатам игры является появление креативных и актуальных бизнес-идей, которые будут интересны школьникам и приоритетны в рамках муниципалитета/города/региона проживания, а также налаживание коммуникаций в классе.

Сценарий проведения:

1. Учащиеся делятся на команды по 3-4 человека (в зависимости от количества учащихся в классе).

2. Команда в течение ограниченного времени разрабатывает бизнес-идею, которая является актуальной и при реализации будет востребованной в их регионе.

3. После подготовки бизнес-идеи, команды презентуют свои проекты перед всеми участниками.

4. Каждая команда оценивает бизнес-идею других команд по 5-ти бальной шкале по следующим критериям:

5. Представитель команды оглашает оценки бизнес-идеи других команд и оценки записываются на доске (мультимедийной доске) следующим образом:

Номер команды/критерии оценки

Уникальность идеи

Потребность у потребителей

Команда №1

Команда №2

6. Победителем игры объявляется команда № 1

В современных условиях развития экономики России остается актуальной проблема увеличения доли малого и среднего бизнеса. Данному сектору экономики принадлежит важная роль в развитии общества, повышении уровня благосостояния населения, улучшении качества предоставляемых услуг, стимулировании для формирования новых отечественных товаров.

В «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р, дается следующее определение понятию «молодежное предпринимательство» - предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75 процентов. Одной из целей в рамках реализации основ государственной молодежной политики является создание базовых условий для формирования и раскрытия предпринимательского потенциала молодежи.

Стратегическим ресурсом для развития малого и среднего предпринимательства является популяризация и вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.

Одним из механизмов использования данного ресурса на начальном этапе является необходимость познакомить школьников с основами предпринимательской деятельности, рассказать о преимуществах и возможностях предпринимателя в нашей стране, представить истории успеха молодых предпринимателей.

Раскрытие предпринимательского потенциала молодежи, качественная образовательная база (которая реализуется в рамках мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» программы «Экономическое развитие и инновационная экономика»), станет толчком для динамичного развития и увеличения числа субъектов малого и среднего бизнеса в ближайшие несколько лет.

исп. Жагинова Н.М., зам. директора по ВР

Материалы по проведению учебного занятия среди учащихся средней и старшей школы (5-11 класс)

Вводная часть

Единый урок по предпринимательству мы начнём с того, что вспомним забавного персонажа книги Марка Твена - Тома Сойера. Казалось бы, причём здесь Том… Но если вспомнить историю покраски забора (задание, которое получил Том Сойер от своей тётушки) все станет понятнее.

В солнечный субботний день, когда все отдыхали и наслаждались играми на улице, Том Сойер стоял перед длинным забором с ведром извести и кисточками в страхе быть осмеянным мальчиками. Однако отличие Тома от сверстников было в том, что даже в сложные минуты его не покидало вдохновение, и он приступал к разрешению проблемы задорно и уверенно. Первым, кто решил подразнить Тома, оказался Бен, но он услышал в ответ, что Тому на самом деле нравилось белить забор.

Белить забор мальчикам удавалось не каждый день, потому что Бен и все остальные мальчишки попросили Тома присоединиться к этому делу в обмен на свои "ценности" в виде стекляшек, шариков, игрушек, палок и прочего. Забор красился с весельем и радостью, мальчики вырывали у друг друга кисть, чтобы красить вне очереди. А Том Сойер из неудачника превратился в лидера и богача «… двенадцать шариков, сломанная губная гармоника, осколок синего бутылочного стекла, чтобы глядеть сквозь него, пустая катушка, ключ, который ничего не отпирал, кусок мыла, хрустальная пробка от графина, оловянный солдатик, пара головастиков, шесть хлопушек, одноглазый котенок, медная дверная ручка, собачий ошейник без собаки, чертёнок от ножа, четыре куска апельсиновой корки и старая оконная рама» - это все Том заработал в обмен на услугу, которую оказал мальчикам – «возможность поучаствовать в покраске забора».

Характер Тома Сойера очень похож на характер предпринимателя. Он смог получить «прибыль» в виде многочисленных безделушек, сделать доброе дело – позволив мальчикам поучаствовать в покраске забора, и поучаствовал в облагораживании территории своего города.

Тест

Цель теста: определение отношения школьника к предпринимательской деятельности и получению дохода. Этот тест позволяет персонифицировать оценку предпринимательства применительно к самому себе.

Давайте определимся с чертами характера каждого из вас, посмотрим, сколько в вас от Тома Сойера и потом решим, как сделать себя более похожим на него.

Ты получил миллионы рублей. Как распорядишься этими деньгами:

Сложно представить такое (1 балл)

Потрачу в свое удовольствие (2 балла)

Какое высказывание ближе тебе:

Деньги - это бумага (3 балла)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей (2 балла)

Деньги - это цель (0 баллов)

Какой курс ты вероятнее отслеживал (а) бы

Курс круизного лайнера (2 балла)

Курс валюты (0 баллов)

Курс лекции (3 балла)

Знакомый не может вернуть тебе долг, твое мнение о нем

Безответственный человек (0 баллов)

Придется забыть долг (3 балла)

У человека трудности, надо подождать (2 балла)

В каком издании ты бы хотел увидеть новость о себе?

Развлекательном (2 балла)

Деловом (0 баллов)

В любом (3 балла)

Итого

13-15 баллов Деньги не твоё кредо, вероятно именно по причине, что ты не чувствуешь умеешь ли зарабатывать. Не расстраивайся, это можно изменить.

8-12 баллов Тебе характерно зарабатывать деньги и тратить с умом.

5-7 баллов Тебе свойственно жить ради денег, но стоит ли такое зацикливание лишения себя радостей жизни?

Можно ли изменить себя и стать больше похожим на предпринимателя? Есть такая пословица "Где родился, там и пригодился" или "Кем родился, тем и остался". Народная мудрость. Но многие психологи утверждают, что можно развить в себе предпринимательские качества.

Хочешь ли ты стать предпринимателем?

Цель раздела: объяснение основных понятий о предпринимательской деятельности для дальнейшего формирования ответа на вопрос: «Хочу ли я стать предпринимателем?»

Когда задают вопрос «Хочешь ли ты иметь собственный бизнес?», очень многие отвечают «да». Причин очень много, но основная - это то, что предпринимательская деятельность приносит доход. А насколько ты понимаешь что такое доход?

Вернёмся опять к литературе, сказке "Али Баба и сорок разбойников". Али баба проник в пещеру разбойников и увидел там несметные богатства: золото, серебро, ювелирные украшения, деньги, драгоценные камни. Является ли это сокровище богатством?

Испанцы, прибыв в Америку, спрашивали у индейцев, есть ли в этих местах золото. А вот когда европейские посланники прибыли к внуку Чингисхана, тот поинтересовался, много ли скота у их короля. И те и другие интересовались, достаточно ли богата страна, чтобы её завоевать, но понятие богатства у всех было разным разное.

Скот, золото, украшения, серебро, драгоценные камни – это все инструменты получения других полезных и нужных вещей путем обмена. Обратимся опять к литературе, в этот раз к А.С. Пушкину.

Что неподвластно мне? Как некий демон

Отселе править миром я могу;

Лишь захочу - воздвигнутся чертоги;

В великолепные мои сады

Сбегутся нимфы резвою толпою…

И добродетель и бессонный труд

Смиренно будут ждать моей награды

Мне все послушно, я же - ничему.

Скупой рыцарь А.С. Пушкин.

Сын Скупого рыцаря Альбер живёт в нищете и мечтает о том, как он будет тратить в своё удовольствие сокровища отца.

… как пёс цепной, в нетопленной конуре;

Живёт, пьёт воду, есть сухие корки.

Всю ночь не спит, все бегает да лает -

А золото спокойно в сундуках лежит себе.

Отец догадывается, как Альбер распорядится его сокровищами после его смерти:

Едва умру, он, он! Сойдёт сюда

Под эти мирные, немые своды

С толпой ласкателей, придворных жадных…

Он сундуки со смехом отопрёт,

И потекут сокровища мои

В атласные дырявые карманы…

Отец скуп, сын расточителен, а мы с вами подошли к решению главного вопроса «Что такое богатство?»

Копить или тратить? Деньги в сундуках не приносят счастья и пользы, начать их тратить и они скоро иссякнут. Решение этой дилеммы в возобновлении и приумножении имеющегося богатства, ресурса или товара. Такое богатство получило название "капитал".

Возобновление и приумножение богатства называется оборотом капитала, а само богатство - оборотным капиталом. Стадо коров приносит владельцу постоянный доход. Они ему дают молоко и находятся в собственности фермера. Такой вид капитала называется основным капиталом. Если фермер решит продать стадо, оно перестанет быть основным капиталом. Продажа стада превратит его в «товар», так как полученный доход не станет оборотным капиталом, а принесет доход один раз.

А что будет, если корову пустят на мясо для нужд семьи фермера? В какую категорию попадает тогда корова? Корова станет предметом личного потребления.

Приведите примеры предмета, который может быть основным капиталом, товаром и предметом личного потребления.

Продолжим. Если фермер выращивает коров для собственных нужд, то такое хозяйство называется натуральным. Если животных выращивают для продажи, то такое производство называется товарным.

Цель производства товара - обмен на другие товары или деньги. Чтобы продать покупателю товар, нужно знать, представляет ли она для него потребительскую ценность.

Ценность может быть потребительской (полученное Томом Сойером яблоко можно только съесть), а может быть меновой – ее можно использовать как в качестве товара личного потребления, так и в качестве товара, продав или обменяв его.

Предприниматель и наёмный работник

Цель раздела: подвести учащихся к мысли, что предпринимательство является культурой, которая должна быть присуща в том числе наемному персоналу.

В чем различие между предпринимателем и наёмным работником? Тот и другой работает и получает доход, но каждый делает это, преследуя разные цели. Давайте обсудим их сходства и различия.

Во что вкладывает деньги предприниматель:

В создание нового способа удовлетворения потребностей общества и получение дохода.

Во что вкладывает деньги наемный работник:

В возобновление сил и мотивацию (личное потребление) для получения дохода.

На что распределяет полученный доход предприниматель:

На восстановление капитала и его увеличение, и личное потребление.

На что распределяет полученный доход наёмный работник:

На личное потребление и улучшение условий возобновления сил и мотивации для работы.

Комментарий: вышеуказанные пункты демонстрируют различия целей предпринимателя и наемного работника, которыми они руководствуются в процессе своей деятельности.

Для чего создаются организации и коммерческие компании?

Комментарий: любая организационная форма создаётся с целью удовлетворения потребностей общества, прибыль организации является производной этого удовлетворения.

Как может увеличить свой доход/прибыль предприниматель?

Создавать новые товары и услуги.

Как может увеличить свой доход наемный работник?

Повышать производительность, т. е. создавать новые или более качественные товары и услуги

Комментарий: Если работник не проявляет желания совершенствовать свою работу, то его интересы противоречат организационным. Вклад такого работника в рост прибыли равен нулю, вероятность роста дохода также равна нулю.

Увеличить доход можно только посредством создания новых товаров и услуг, что является общим, как для предпринимателя, так и для наёмного работника.

Предпринимательское лидерство

Комментарий: рынок представляет собой уже сформировавшиеся предпочтения потребителей, предприниматель должен предложить обществу новый товар или услугу или модифицированную и более удобную для потребителя существующую услугу или товар. Если ему это удается, это называется предпринимательским лидерством.

Инновационный подход

Цель раздела: на примере литературного героя объяснить технологию создание новых товаров и услуг.

Давайте вернёмся к нашему другу Тому Сойеру. Том нам раскрыл секрет особой предпринимательской технологии. Как предложить людям, которые уже покупают товары у других или у них устоявшееся представление о той или иной услуге, свой продукт? Том - прирождённый лидер, он убедил мальчиков изменить отношение к работе. Как он это сделал?

Какое представление о работе было у мальчишек до встречи с Томом у забора - любая работа скучна. Том нашел способ превратить просто «работу» в «художественную работу» и она стала увлекательной и интересной.

Надо неинтересную работу наполнить иным смыслом. Создать новый образ работы. Когда к Тому подошёл Бен, первый проводил кисточкой и отходил в сторону для оценки своей работы. Это был художественный процесс, а не просто покраска забора. Марк Твен не рассказывает нам о взрослении Тома Сойераи о его будущей специальности, но он точно стал инноватором и предпринимателем, который использовал главный закон инновации:

«Сформулируй противоречие и реши его»

Так поступали все великие изобретатели и творческие люди.

Стив Джобс первым сформулировал противоречие «новые функции на телефоне нельзя внедрить из-за большой площади кнопок» (противоречие). Решение «убрать кнопки и использовать тачпад игровых устройств» увеличивало свободное пространство на телефоне и позволяло создать огромное количество новых функций. Эта инновация сделала компанию Apple мировым лидером на рынке мобильных устройств.

Итак, подведём итог, сформулируйте тремя глаголами, что такое предпринимательство (например):

изменять, творить, созидать.

Деловая игра по созданию бизнес-проектов среди учащихся старшей школы (10-11 класс)

Цели и задачи игры:

5. Развить навыки креативного мышления у школьников старшей школы

6. Развитие внутренних коммуникаций в межшкольной среде

7. Формирование позитивного отношения к предпринимательской деятельности

8. Воспитание у школьников активной гражданской позиции через ощущение сопричастности к решению общественных и социально значимых вопросов

Результатам игры может стать появление креативных и актуальных бизнес-идей, которые будут интересны школьникам и приоритетны в рамках муниципалитета/города/региона проживания, а также налаживание коммуникаций в классе.

Сценарий проведения:

7. Учащиеся делятся на команды по 4-5 человек (в зависимости от количества учащихся в классе).

8. Команда в течение ограниченного времени разрабатывает бизнес-идею, которая является актуальной и при реализации будет востребованной в их регионе.

9. После подготовки бизнес-идеи, команды презентуют свои проекты перед всеми участниками.

10. Каждая команда оценивает бизнес-идею других команд по 5-ти бальной шкале по следующим критериям:

· Идея отличается от имеющихся предложений на рынке либо товар или услуга востребована, но не представлена на рынке широко

· Покупатель должен нуждаться в вашем товаре или услуге

· Понимание конкурентных товаров, представленных на рынке

11. Представитель команды оглашает оценки бизнес-идеи других команд и оценки записываются на доске (мультимедийной доске) следующим образом:

Номер команды/критерии оценки

Уникальность идеи

Потребность у потребителей

Анализ потенциальных конкурентов

Команда №1

Команда №2

12. Победителем игры объявляется команда, набравшая максимальное количество баллов.

Мероприятия подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» в субъектах РФ

В 39 субъектах Российской Федерации под эгидой государственной программы, реализуемой Федеральным агентством по делам молодежи, проходят мероприятия, направленные на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность: семинары, лекции, мастер-классы, форумы, выставки и конференции.

В ходе данных мероприятий молодежь сможет познакомиться и пообщаться с предпринимателями своего субъекта, а также получить их советы по созданию и ведению своего дела.

Ознакомиться с информацией о проводимых в вашем субъекте мероприятиях можно в органах исполнительной власти субъекта, курирующих экономическую, образовательную, молодежную политику, на сайте квеста по молодежному предпринимательству "Businessteen" www.bizteen.ru .

Второй всероссийский онлайн квест (конкурс) по молодежному предпринимательству "Businessteen" www.bizteen.ru

Цель мероприятия - популяризация предпринимательской деятельности среди учащихся 1-11 класса школ и учащихся колледжей, а также их обучения необходимым для ведения предпринимательской деятельности знаниям и компетенциям.

Организатором конкурса выступают коммуникационное агентство «Тиинрилейшнз» при поддержке Министерства образования и науки РФ, Министерства экономического развития РФ и Федерального агентства по делам молодежи.

Первый этап квеста предполагает онлайн-обучение предпринимательскому делу, в результате квеста будут определены победители первого этапа на районном, региональном и на федеральном уровнях. 10 самых активных участников из регионов должны разработать резюме проекта и убедить жюри в успешности своего бизнеса. Команда, получившая максимальное количество баллов в финале, будет объявлена лучшей бизнес-командой и победителем квеста.

На портале также пройдет онлайн-тестирование на определение предпринимательских способностей, лидерских навыков, склонности к инновационному и креативному мышлению, оценки коммуникационных навыков.

Для учащихся младшей школы пройдет конкурс рисунков в двух номинациях: «Мой бизнес» и «Купечество». Для участия в конкурсе принимаются различные виды графических работ (рисунка от руки, компьютерная графика). Для участников открыто специальное фотоприложение (фоторедактор) для редактирования своих рисунков и подготовки новых.

На сайте также пройдет Второе всероссийское онлайн исследование «Подростки и предпринимательство». Цели исследования – выявление условий, способствующих выбору подростками карьеры предпринимателя, и оценки информационного поддержки предпринимательской деятельности в регионах.

Во время исследования школьники ответят на вопросы об их отношении к предпринимательству, причинах выбора предпринимательского пути или работы по найму, оценке региональных предпринимателей и т.д. По результатам исследования каждому субъекту будет присвоен Индекс молодежного предпринимательства, который будет учитывать различные факторы.

Проект «История российского предпринимательства» http://historybiz.ru/

Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» совместно с Российским историческим обществом реализует масштабный совместный проект «История российского предпринимательства».

Данный проект был поддержан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, что нашло отражение в соответствующих поручениях (Поручение Президента Российской Федерации № Пр-399 от 08.03.2015).

Миссия проекта:

  1. Проект призван актуализировать в общественном сознании вопросы, связанные с миссией и ролью русского предпринимательства в становление России.
  2. Через обращение к культурно-историческому наследию, связанному с восстановлением исторической памяти и справедливости относительно вклада русского предпринимательства в историю государства, сформировать новые тренды позитивного отношения к бизнесу и предпринимателям, меценатам, благотворителям современности.

Цели и задачи проекта:

  1. содействовать сохранению исторической памяти о людях, российских и русских предпринимателях, которые внесли большой личностный вклад в развитие государства;
  2. содействовать процессу объективного позиционирования роли предпринимательства в истории государства;
  3. содействовать популяризации результатов деятельности отечественных предпринимателей (как прошлых времен, так и современных);
  4. содействовать широкому вовлечению общественности в составление «новой летописи» российского предпринимательства;
  5. содействовать формированию положительного образа предпринимателя;
  6. через обращение к опыту прошлого способствовать формированию патриотического отношения к Родине у подрастающего поколения;
  7. содействовать популяризации в обществе профессии предпринимателя.

Олимпиада Национальной технологической инициативы для школьников http://nti-contest.ru/

Университет машиностроения (МАМИ), Томский политехнический университет и Санкт- Петербургский государственный политехнический университет объявили о совместном проведении олимпиады Национальной технологической инициативы при поддержке Агентства стратегических инициатив.

Олимпиада НТИ - первое всероссийское многопрофильное инженерное соревнование для команд учащихся 9-11 классов, направленное на выявление талантливых детей с инженерным мышлением.

Участники олимпиады будут соревноваться по четырем направлениям Национальной технологической инициативы: «Автономные транспортные системы», «Большие данные и машинное обучение», «Космические технологии» и «Интеллектуальные энергетические системы».

GoTo - серия образовательных программ для школьников в сфере IT и робототехники http://goto.msk.ru/

Образовательные программы GoTo помогают школьникам со всей России воплощать в жизнь самые смелые идеи, получать знания у практикующих специалистов и предпринимателей, находить единомышленников и обрести мотивацию к дальнейшему саморазвитию.

Участник каждой школы или лагеря GoTo получает возможность реализовать проект в сфере IT и робототехники. Участники распределяются по командам, в которых они вместе пройдут все этапы развития проекта – от идеи до реализации. Работу над проектами курируют преподаватели лучших университетов страны и эксперты ведущих компаний: МФТИ, НИУ ВШЭ, Иннополис, Яндекс, КРОК, Microsoft, Nival, Rambler&Co, Intel и др. Помимо работы над проектом, в программе представлены мастер-классы и лекции экспертов из самых перспективных областей: программная инженерия, анализ данных, биоинформатика, нейротехнологии, искусственный интеллект, промдизайн и т.д., а также экскурсии в крупных компаниях и профориентационные игры, квесты и тренинги.

Стартап Тур - самый масштабный проект в России и СНГ по поиску перспективных инновационных проектов и развитию компетенций начинающих стартап-команд, реализующих проекты в сфере высоких технологий.

Цель тура - найти перспективные инновационные решения и помочь молодым разработчикам в формировании собственной стратегии развития.

Мероприятие организовано при участии представителей Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»), Федерального агентства по делам молодежи, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Ассоциации инновационных регионов России, Агентства стратегических инициатив, а также при поддержке Министерства экономического развития РФ, Министерства связи и коммуникаций РФ, Министерства образования и науки РФ.

Они объединят участников не только из регионов проведения мероприятия, на него также будут приглашены представители соседних областей. Тем самым расширяется география проведения тура, а значит - и количество команд-участников конкурса.

Как и в предыдущие годы, программа мероприятия будет состоять из обучающей и конкурсной части. Однако расширение программы до двух дней позволит организовать и провести больше семинаров, мастер-классов, индивидуальных встреч между региональными предпринимателями и экспертами. Это также позволит увеличить количество треков и, таким образом, количество конкурсантов.

«Школьная лига РОСНАНО» - образовательная программа, целью которой является продвижение в школах Российской Федерации идей, направленных на развитие современного образования, в первую очередь – естественнонаучного образования.

Объединяя, с одной стороны, школы и учителей, учёных и преподавателей вузов, представителей индустрии и бизнеса, с другой, Лига организует их взаимодействие для достижения своей основной цели.

Участниками Школьной лиги в 2010-2015 учебном году стали 216 учебных заведения из 54 регионов страны. Ещё более 400 образовательных учреждений сотрудничают со Школьной лигой в статусе "школ-партнёров".

Школьная лига РОСНАНО – Программа Фонда инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО).

Фонд инфраструктурных и образовательных программ создан в 2010 году в соответствии с Федеральным законом № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий». Целью деятельности Фонда является развитие инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, включая реализацию уже начатых РОСНАНО образовательных и инфраструктурных программ.

Дополнительные презентационные материалы

Презентационные материалы, основы для раскрасок, презентации, конспекты уроков и другие материалы размещены на сетевой площадке по проведению Единого урока – www.Единыйурок.рф

1. Сайт Федерального агентства по делам молодежи http://www.fadm.gov.ru

2. Сайт школы молодежного предпринимательства «Businessteen» www.bizteen.ru

3. Портал для развития, общения и ежедневной деятельности предпринимателей «Деловая среда» http://www.dasreda.ru/

4. Сайт «Фонд развития инновационного центра «Сколково» http://sk.ru

5. Сайт государственного бюджетного учреждения города Москвы «Малый бизнес Москвы»

  1. Вы контролируете свою судьбу. Вы всем заправляете, вы принимаете решения, которые приведут вас к успеху или банкротству. Никто не станет вам говорить, что делать.
  2. Предприниматели – инноваторы. Подумайте о , возникших за последние пять лет. Сначала была только идея. Потом появился удивительный человек, воплотивший её в жизнь - предприниматель.
  3. Вы становитесь частью семьи. Деловая культура - это большая семья. И если вам нужен совет, то именно это лучшее место для того, чтобы его найти.
  4. Вы контролируете уважение к своему бренду. Команда людей, которыми вы себя окружаете, играет важную роль в вашем успехе. Вы можете подбирать единомышленников, которые будут разделять вашу страсть к делу.
  5. Никакого дресс-кода. Вы можете хоть постоянно носить кепку с логотипом компании. Никто ничего не скажет. Вы – руководитель и одеваетесь так, как захотите.
  6. У вас есть возможность менять жизни. Если у вас есть идея продукта или услуги, которая сможет положительно повлиять на жизнь людей - действуйте. Никто не сможет вам помешать.
  7. Вы полностью контролируете своё рабочее место. Вы лучше работаете в креативной атмосфере? Вам нужен офис со стенами, покрытыми маркерной краской, чтобы вы могли рисовать на стенах? Или, может, вам нужно настоящее экспресс-кафе в кабинете, для того чтобы поддерживать тонус кофеином? Сделайте это!
  8. Вы получаете такой заряд бодрости, который больше нигде не найдёте. Ничто не приносит такого адреналина, как достижение цели и осознание того, что именно для этого вы много работали.
  9. Вы служите примером. На вас будут равняться, как на предпринимателя. Вы можете стать примером для семьи, друзей, сотрудников или членов общества. Ваш успех будет служить источником мотивации и вдохновения.
  10. Вам никогда не станет скучно . Вы никогда не останетесь без занятия. Скорее всего, ваш список дел будет очень длинным. Каждый день появляются новые задачи и возможности, так что вы всегда будете на ногах.
  11. Свобода путешествовать. Ведя бизнес, вы всё ещё можете путешествовать благодаря современным технологиям , удаленным работникам и интернету. Создавать бизнес, одновременно путешествуя, вполне реально.
  12. Нет возрастного ценза. Предприниматели начинают в юном возрасте: кто-то после колледжа, кто-то, ещё учась в школе. Даже дети девяти лет от роду хотят делать вкусные и здоровые сладости .
  13. Ваш мозг будет работать постоянно . Вы в ответе за каждое бизнес-решение, будь то первоначальный концепт, брендинг, рост или постановка целей.
  14. Удовольствие от представления себя владельцем бизнеса. Очень приятно говорить что-то вроде «это моя компания» и одновременно гордо задирать нос. Бизнес требует беспрестанного труда, поэтому эти слова приятно щекочут губы.
  15. Не на кого возложить вину . В случае, если что-то пошло не так, вы не можете как предприниматель ткнуть пальцем в кого-то и сказать, что во всем виноват он. Знать, что все мои ежедневные решения влияют на мой бизнес – лучшая мотивация для меня.
  16. Вы не чувствуете себя недооцененным. Если у вас есть идеи по улучшению вашего бизнеса, вы можете применить их сразу же. Вам не нужно ждать, пока кто-то вышестоящий найдёт время, чтобы вас выслушать.
  17. Создаете что-то из ничего . Любой бизнес начинается с идеи. Вы можете создать всё с нуля.
  18. Возможность сделать улучшенную мышеловку. Знаете, как сделать что-то лучше и эффективней? Сделайте!
  19. Вы получаете то, что вложили . Если вы хотите работать больше других, вы и получите больше на выходе. Хотите видеть больше роста и возможностей? Просто работайте усердней.
  20. Возможность отдавать. Владелец бизнеса может участвовать в благотворительности, поддерживать местные школы или некоммерческие организации. Возможность внести свой вклад даёт ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения.
  21. Стать здоровее. Гибкий график даёт возможность заняться спортом. Ходите в качалку по утрам, в обед или вечером – когда угодно.
  22. Наслаждаетесь хобби. До тех пор, пока вы «делаете работу» и выкладываетесь на 100%, в свободное время вы можете делать то, что вам нравится: посещать больше спортивных мероприятий, дольше играть в гольф или больше рыбачить. Став предпринимателем, вы можете чаще наслаждаться своими хобби.
  23. Вы вносите свой вклад в развитие общества. С помощью своего продукта или услуг вы можете оказывать воздействие непосредственно на общество.
  24. Больше не надо нервно следить за часами . Как часто работающие стандартную пятидневку проверяют время? Для предпринимателя важно сбалансированно управлять своим временем. Ваш день заканчивается тогда, когда вы обо всём позаботились.
  25. Это будет одним из крупнейших вызовов в вашей жизни. Руководство компанией во время её роста может стать серьёзным вызовом. Зато благодаря препятствиям на пути к успеху у вас будет такой опыт, который вы больше нигде не получите.
  26. Никакого безвыходного карьерного колеса. Представьте себе, что на работе вы делаете одно и то же изо дня в день. Будучи предпринимателем, вам не придётся об этом беспокоиться. Вы делаете множество дел и играете множество ролей в течение дня.
  27. Возможность смены стратегии. Если дело начало давать сбой, вы можете поменять бизнес-модель. Представьте, сколько компаний исчезло из-за интернета. У выживших были хорошие руководители, которые вовремя сменили стратегию и подстроили бизнес-модель.
  28. Вы работаете с великими умами. В качестве предпринимателя вам придётся работать с очень умными людьми со всего мира. Вы познакомитесь с ними, набирая команду и выстраивая бизнес-отношения.
  29. Создаете наследие. Возможность довести успешный бренд до точки, когда он может оставить свое собственное наследие, кажется привлекательной и мотивирует многих предпринимателей.
  30. Превращаете свою страсть и убеждения в бизнес. Вы помешаны на здоровье и фитнесе? Станьте консультантом по питанию или откройте фитнес-клуб. С помощью бизнеса вы можете влиять на людей, заражая их своей страстью и убеждениями.
  31. Вы можете сделать людей счастливыми. Да, зарабатывает миллиарды, но ее продукты делает клиентов счастливей.
  32. Вы не достигнете потолка. У некоторых должностей есть предел роста, выше которого не подняться. У предпринимателя потолка нет.
  33. Чувствовать, что вас ценят, приятно. Приятно получать письма или звонки от людей, которые решили дать вам знать, как ваш бизнес на них повлиял.
  34. Вы постоянно учитесь. Будучи предпринимателем, вы будете постоянно извлекать уроки (некоторые достанутся дорогой ценой). Это то бесценное образование, которого вы не получите в школе.
  35. Нет страха сокращения или увольнения . Предприятия постоянно сокращают штат и увольняют людей. Вы можете испытывать по этому поводу крайнее напряжение. У предпринимателей с этим проблем нет.
  36. Вам не нужен диплом. Бумага не встанет у вас на пути. Для открытия бизнеса не нужен университетский диплом. Более того, некоторые известные миллиардеры бросили учёбу в вузе .
  37. Вы можете выйти за рамки. Никаких границ - создавайте, изобретайте и рвите шаблоны, сколько вам заблагорассудится. Так рождаются великие идеи.
  38. Никаких скучных встреч. Прошли дни скучных собраний. Если вы вдруг попали на такое, вам некого винить, кроме себя.
  39. Удовлетворяете свое любопытство. Многих предпринимателей волнует вопрос, сработает ли их идея, смогут ли они превратить её в рабочий бизнес, могут ли они быть хорошими руководителями.
  40. Создаете собственную корпоративную культуру . Вы можете сделать это, основываясь на собственных убеждениях. Хотите позволить своим сотрудникам по пятницам работать дома? Хотите организовать детскую комнату прямо в офисе, чтобы сотрудники могли приводить на работу детей? Разработайте такую корпоративную культуру, которая поможет вам построить все условия для успеха.
  41. Испытываете личностный рост. Приятно оглядываться назад и осознавать, насколько вы выросли. Рост и успех предприятия напрямую зависит от персонального роста предпринимателя.
  42. Вы становитесь экспертом в решении проблем. Как владелец бизнеса вы со временем станете куда изобретательней, научитесь преодолевать любые препятствия и решать любые возникающие проблемы.
  43. Это не похоже на работу. Кто-то не согласится с этой мыслью. Но это значит лишь, что они не нашли для себя любимое занятие. Как только вы обнаружите то, что вы любите, вы никогда больше не будете относиться к этому как к работе.
  44. Бесконечный жизненный путь. Вы будете посещать новые места, встречаться с новыми людьми и так далее. Что для кого-то – бизнес-конференция, для вас – возможность посетить другую страну и познакомиться с людьми, с которыми вы бы иначе не встретились.
  45. Вы становитесь толстокожим. Вас будут валить с ног. Но вы научитесь принимать удары и продолжать идти своей дорогой. Так вы станете куда сильней как личность и предприниматель.
  46. Вы можете «пуститься во все тяжкие» . Когда, веря во что-то, вы ставите всё своё благосостояние и финансы на кон, вы получаете непередаваемый кайф от действий.
  47. Вы сами оцениваете свою деятельность : продажи, командный дух, рост и обратная связь от клиентов – все это может быть использовано для оценки вашей производительности. И это не то же самое, что человек с планшетом и списком вопросов для оценки продуктивности.
  48. Вы начинаете сами с собой конкурировать. Предприниматели – соперники по природе. Цель ведь в постоянном улучшении и росте? Превратите это в своё личное соревнование. Можете установить сегодня больше контактов, чем вчера? А мотивировать команду превысить вчерашние показатели?
  49. Это позволяет вам мечтать о гораздо большем . Если вы предприниматель, то ни одна идея не покажется слишком безумной, ни одна цель – слишком крупной. Мыслите так масштабно, как хотите!
  50. Вам не нужна удача. Удача не имеет ничего общего с успехом, и такие мысли препятствуют его достижению.

Лаконичные и цельные высказывания нашего эксперта - ответ на многие вопросы,которые почти всегда мучают предпринимателей и тех кто собирается ими стать. Отсутствие готовых решений, лабиринт ситуаций, не предсказуемость и постоянный стресс - далеко не все, что ждет их на этом пути...

Каждый ли может стать предпринимателем? Как можно выделить из общей массы будущего предпринимателя?

Предпринимательская активность - это некое свойство личности, характера. Наверное, какие-то психологические тесты могут с большой долей вероятности ответить на вопрос, способен ли человек вообще стать предпринимателем. Во многом это способность принимать риски, потому что предпринимательская деятельность в целом - это набор решений, которые сопряжены с постоянным выбором того или иного пути, принятием ответственности за это решение, потому что, когда ты занимаешься бизнесом, у тебя нет и не может быть четкой и правильной дороги. Также у тебя нет какого-то четкого алгоритма, как прийти к успеху. У каждого свой индивидуальный путь. Предпринимательская деятельность заключается в том, что ты должен принимать некоторые решения, которые могут привести в том числе и к потере финансов, к каким-то сложным состояниям. Это, безусловно, стресс, и далеко не каждый человек может выдержать этот прессинг.

Я думаю, во многом влияет среда, в которой находится будущий предприниматель. Если есть некая идеальная картина мира, то некоторое количество людей, где-то процентов 30, является носителем вот этого предпринимательского духа. Если среда обитания комфортная, для развития предпринимательства действительно много делается (о предпринимательстве рассказывают, популяризируют этот вид деятельности, есть законы, которые защищают предпринимателя, есть бизнес-практики, которые позволяют снизить стресс), то количество может вырасти до 40%. Если среда агрессивная (законы меняются, стресс усиливается, итак далее), этот процент может снизиться до 10-7.

Плюс ко всему, предприниматель, желающий заняться собственным бизнесом до опыта собственного бизнеса и после - это разные истории. Многие заканчивают свой опыт достаточно быстро. Происходит это в силу того, что они себе представляли этот вид деятельности немного по-другому.

Почему среди предпринимателей всегда есть те, кто резко выделяется из общей массы? Такие, например, как Стив Джобс?

Это люди, которые не совсем стандартны, смотрят на мир немного подругому. Они и привносят что-то новое, что для нас не всегда привычно. Вопрос, как это культивировать и откуда эта жилка в человеке, достаточно сложный. Может быть, большая свобода в детстве, может, какая-то дополнительная мотивация к саморазвитию, может быть, так написано и заложено в их генах: смотреть на мир по-другому. Эта точка зрения непонятная большинству. Это, кстати, можно сказать, один из способов развития бизнеса - посмотреть на него другим взглядом. А мы смотрим на этот мир уставшими глазами. И иногда не замечаем, что принимаем решения, основанные не на том, что мы об этом думаем, а на том, что нам среда навязывает. Поэтому нестандартные решения в консервативной среде будут всегда похожи на некий вызов, основная цель которого - поменять эти устоявшиеся взгляды и решения.

Почему многие предприниматели уходят из бизнеса? Действительно виноваты внешние факторы, или просто люди слабые?

Предпринимательство - это бесконечная борьба с вызовами, с кризисами, конкурентами и недобросовестными партнерами с всевозможными проверяющими и контролирующими структурами. Это труд. И если бы это было очень просто, если бы всё было прописано и понятно, не было бы риска, то можно было бы назвать это просто некой функцией. Предпринимательство - это взаимоотношения с властями и всегда не совсем понятные. Выстраивание каких-то правильных отношений, периодические разочарования от того, что подвели партнеры, что ты не смог правильно наладить какие-то бизнес-процессы, что ты нанял к себе на работу не тех людей - это все и есть предпринимательство. Если предпринимательство развивается в более благоприятной среде, то большее количество людей способно в ней выжить. А в более агрессивной - меньше. Как бы там ни было - это всегда риск.

Стресс здесь присутствует всегда. Причем неважно на каком этапе развития находится твоя компания. Вопрос ещё в том, какой у тебя опыт прохождения всех вышеперечисленных проблем: ты же закаляешься со временем, ты знаешь некоторые алгоритмы решений. У тебя это было, ты справился и уже знаешь что делать. Опытный человек отличается от новичка.

Почему молодежь испытывает трудности на первом этапе? Потому что это первый самостоятельный поиск решения, первые проблемы. По сути, все вопросы уже давно не новые, и можно тысячу книжек перечитать об этом. Но когда ты сам сталкиваешься со всеми сложностями ведения бизнеса в реальной жизни, на своём опыте, это всегда сложно. Не все справляются.

Почему отечественные предприниматели стараются избегать отношений с властями?

Большая часть бизнеса, которая у нас называется бизнесом, - это монетизация каких-то административных возможностей. И очень многие, думая, что они занимаются бизнесом, занимаются не предпринимательством в его классическом понимании. Предпринимательство - это когда ты работаешь в конкурентном рынке. Конкурентный рынок - это когда ты работаешь в равных условиях с другими, в чём-то превосходишь своих конкурентов: возможностью рискнуть, интеллектом, опытом. Ты лучше, сильнее других. А когда один может зайти в дверь и договориться с чиновником, а другой не может, или его не пускают, то получается что это не предпринимательство, а способность использовать административный ресурс в нужном направлении. Это выжигает идеею. Почему так происходит? Наверное, потому, что люди боятся и задаются вопросом: а в чем смысл? Взять повышенный риск на исполнение законодательства, которое у нас не совсем мотивирует заниматься бизнесом? Или же провести через таможню по каким-то заниженным ценам товар и иметь возможность его агрессивно продавать? Это не предпринимательство.

Какие стороны бизнеса у нас остаются в тени? О чём не рассказывается?

Многое умалчивается. В основном у нас пишут об успешном бизнесе. На самом деле очень мало людей знают о том, как предприниматель в одиночку добивался всего, что имеет сегодня, потому что ни один институт оказал помощи. Он искал деньги, общался с властью, которая у нас не дружелюбна с предпринимателем хотя бы потому, что перед ней стоят другие задачи. У нас не заточена ни банковская система помощи, нет институтов поддержки бизнеса. И я, к сожалению мало видел честного и правдивого материала о том, что такое быть предпринимателем в России. Либо всё совсем чёрное, либо все успешно. Это сложно описывать, вскрывать, где-то цензура работает. Правдивых историй очень мало. Если ты хочешь начать бизнес в России, ты можешь рассчитывать только на себя. Может быть ещё на своих друзей, близких. Но помощи никакой нет.

Многие компании появились из ниоткуда. Как это можно объяснить?

Если это какие-то инновационные технологии, то это во всём мире так. Компании увидели какую-то нишу, какую-то историю, которую можно развить, и появились из ниоткуда. Можно сказать, что во всём мире есть такие компании, о которых вчера никто не знал, а сегодня они внезапно взлетели. Это происходит как раз потому, что люди в этих компаниях не стандартно мыслят, развиваются. Ещё не факт что какая-то хорошая идея сама себе пробьёт дорогу, вопрос в том кто её тянет.

Какие неписанные правила использует крупный бизнес?

Если ты ведёшь какой-то бизнес в нашей стране, особенно крупный, ты должен быть лоялен к власти: делать какие-то реверансы, экономически не выгодные движения.

Я бы не сказал, что об этом умалчивается, просто к этому привыкли все. Я думаю, это все понимают.

Как избежать чрезмерных нововведений в бизнесе? Каждую компанию сотрудник может внести что-то новое. Как переварить нововведение и не переродиться?

Наверно важна концентрация степени свободы. Мне кажется, что надо стараться, прежде всего, сделать из тех людей, что существуют, хорошую команду. Но, тем не менее, свежая кровь всегда нужна, потому, что это взгляд нового человека на твои старые проблемы, которые тебе и проблемами-то не кажутся. Наверное, опасно менять все от начала до конца. Если появляется какое-то большое количество людей с другими взглядами, важно ограничивать их долю, чтобы не получилось так, что придется менять какую-то концептуальную основу, тогда у людей начинается потеря ориентиров: у вас ведь есть устойчивая платформа. И это вопрос уже топ-менеджмента. Новшества нужны и новые взгляды тоже, безусловно, нужны. Главное, чтобы они не были разрушительными. Ведь это может быть попытка сформировать своё место под солнцем в компании. Есть конструктивное новаторство, а есть критиканство просто. Что-то может привести к изменениям в лучшую сторону, а что-то к непониманию в коллективе.

Что происходит с личностью в глобальной машине, когда он начинает серьёзно заниматься предпринимательством?

Личность страдает. У каждого из нас есть какие-то индивидуальные яркие характеристики, а глобальная машина просто подавляет их. И личность начинает страдать. Потому что работать по заведенным алгоритмам и процедурам всегда очень сложно - ломается твоя индивидуальность. С одной стороны, много психотипов людей, которые готовы это принять. С другой стороны, важно, чтобы те кто этого не приемлет смогли адаптироваться. Чтобы работали механизмы защиты и поддержки личности.

Почему многие предприниматели уходят из бизнеса, когда достигают каких-то серьёзных вершин?

Человек - это всегда сложно. Что ему будет интересно завтра-послезавтра очень трудно сказать. Какие-то гениальные бизнесмены, они, может быть, не могут жить без бизнеса или готовы, реализовав какую-то идею, начать развиваться в другом направлении. Это может быть творчество, это может быть меценатство. Еще что-то. Важно учитывать возраст. То есть мы всегда движемся, мы хотим развиваться, обучаться, мы ищем какие-то новые знания, мы путешествуем, мы строим карьеру. Мы пытаемся доказать, что мы сильные. Мы бросаем такой вызов. А потом, доказав, мы задаем себе вопрос: а что мы можем сделать еще? Или же вообще: зачем я сюда пришел? Люди начинают, возможно, смотреть на мир по-другому? Вот представьте себе олимпийского чемпиона, который достигает своей задачи, и что происходит? Скорее всего, он понимает, что он достиг того, к чему он шел очень долго: может, полжизни, может, всю свою жизнь. И тогда он начинает делать что-то совершенно другое. Люди удивляются. А, может быть, это и есть правильная эволюция? Ты все-таки дошел, ты финишировал, ты сделал это. Ты привык к тому, что у тебя есть цель. Ты привык к чему-то идти. Весь парадокс в том, что тебе приходится реализовывать себя заново. Некоторые начинают себя реализовывать по-другому. Вот говорят: они ушли. Они не ушли! Они просто нашли себя в другом. Если ты собирал, то сейчас ты больше отдаешь. То есть все хотят, чтобы где-то было написано: «Он не заработал миллиард долларов, он помог миллиарду человек».

Виктор Жидков, Председатель правления инвестиционного банка «Веста».

14 октября 2015 Бизнес-тренер; эксперт по оценке топ-менеджеров и ключевых специалистов; мо. ИП

Ты - предприниматель! (краткое руководство для предпринимателя о предстоящем коучинге)

Ты - предприниматель!

Чудесные превращения.

С какого момента ты превращаешься в предпринимателя? В детских сказках все понятно - это происходит сразу по окончанию заклинания: «Крибле, крабле,бумс!». Или после отрывания очередного лепестка у цветика-семицветика. Или взмаха волшебной палочки. Когда же чудесные превращения происходят с человеком из homo obiknoveticus в homo predprinimaticus?

Если расспросить состоявшихся предпринимателей, когда они таковыми стали, то почти все из них начнут рассказывать как в далеком детстве перепродали уже испробованную жвачку, почти новую ручку или что-то в этом духе. Получается, что предпринимателями рождаются, а не становятся? Уже готовый предприниматель только и ждет, чтобы дать о себе знать в подходящий момент. Выскочить из мальчишки или девчонки как черт из табакерки. В этом есть доля правды. Предрасположенность к активным действиям, коммуникациям, настроенность на ощутимый результат дана нам генетически от папы и мамы. Но может ли стать предпринимателем замкнутый, долго думающий, видящий результат лишь в отдаленном будущем человек? И наоборот, активность и коммуникабельность станут ли ни гарантом того, что в девчонке или мальчишке сидит будущий Потанин или Прохоров. На самом деле, все не так однозначно. Давайте разберемся.

В заголовок на первое место я вынес слово «ТЫ». Это и обращение к тебе, и понимание того, что все начинается с личности. Что ты из себя представляешь? Какой личностью ты являешься? Как ты можешь выразиться и заявить о себе миру? Какой твой ресурс личности? Что ты знаешь, умеешь, способен сказать или сделать путем предпринимательства? Ведь предпринимательство - это лишь инструмент для того, чтобы личность заявила о себе, свершила то, ради чего пришла в этот мир.
Предприниматель - человек деятельный. Он все время что-то предпринимает, то есть осуществляет активность. Он, вероятно, должен уметь строить прогнозы, взвешивать варианты развития событий. «Пред» указывает на то, что предвосхищает, предполагает предприниматель до того, как он примет вариант или решение. У предпринимателя для его активности зачастую есть свое предприятие. Оно помогает ему быть активным, а не просто хлопотливым и суетным.

Предприятие нужно уметь создавать, им нужно уметь управлять и развивать. Значит, предприниматель должен это уметь осуществлять.
То есть предприниматель - это тот, кто имеет судьбу предпринимателя. Кто определенно ищет свой Путь предпринимателя.

Гуру для предпринимателя

Никого не удивляет, что в спорте обязательно нужен тренер. Никто не опровергнет того, что для достижения высших спортивных высот просто требуется высокопрофессиональный тренер. Однако в отношении достижений в бизнесе и предпринимательстве мы уповаем на русское «Авось» и «Мы и сами с усами». Тренер в переводе на английский и будет коуч. Это слово чудесным образом вернулось к нам уже наполненное новым оттенком смысла. Коуч для бизнесмена или предпринимателя выполняет ту же роль, что и тренер для спортсмена.

Для того, чтобы наикратчайшим путем с минимальными потерями для предпринимателя достичь бизнес-высот и сообщить миру о том, зачем все-таки вы пришли в этот мир, коучу нужно выяснить потенциал, внутренний ресурс, сильные стороны и ахиллесовы пяты своего подопечного. На глазок, без специальных знаний, продолжительного опыта, подкрепленного личными длительными наблюдениями можно все сильно испортить. В спорте это умение компенсируют психофизиологическими исследованиями, консультациями команды специалистов. В коучинге тоже можно принять такой вариант, но лишь с большой натяжкой.

Личность опирается на каркас психологического типа, закрепляется характером и плотно фиксируется мировоззрением.

Оценка ресурсов

В персональный коучинг всегда включены две важные составляющие: оценка деловых и личностных качеств («менеджерский потолок», сильные и слабые места, зоны роста, мотивация и иерархия мотиваторов, условия лояльности и др.) и работа с мечтой (личная стратегия).

Если коуч не знаком с процедурами оценки или же относит ее на аутсорсинг, то ему весьма сложно увидеть все возможные тропы и дороги, ведущие к успеху, к достижению выбранной цели, к осуществлению мечты.

Мечта - это обязательное условие для предпринимателя. Не имея мечты лучше в Путь не отправляться. Человек без мечты - это прожигатель жизни или наоборот унылый житель скучной планеты. Мечта дает нам устремленность вперед, вектор, направленный острием туда, куда необходимо пойти, чтобы выполнить свое земное предназначение. Уныние - это состояние, которое показывает, что человек живет только настоящим, стоит у ныне (сегодня), без будущего, без цели и без мечты. Ему не хочется жить, потому что не к чему стремиться, некуда и незачем идти.

Все мы родом из детства

Самые сильные мечты из нашего детства. Они трансформируются, обретают другую форму и маскируются под модные нынче термины. Важно докопаться именно до тех детских формулировок, которые могли быть с выбором профессии или результатом деятельности. «Хочу быть знаменитым», «хочу прославить свой род», «хочу быть поваром», «хочу вкусно кормить мою маму до старости». И многие-многие другие «Хочу». В каждой из этих формулировок скрыто именно то, ради чего человек хочет пройти свой Путь. Эти хотения и желания напрямую связаны с личностью. Важно очень точно, «в десяточку», понять внутренние пружины этих желаний. Тогда и Путь будет выбран правильный и единственно возможный.

Как клубок Ариадны коуч разматывает казалось бы наипростейшие формулировки, распутывая узелки. Почему ты хотел вкусно кормить маму до самой старости? Ты хотел бы обеспечить безбедную жизнь своей маме? Кто еще тебе так же дорог как и мама? Отказался ли ты от этой мечты, став взрослым? Почему это произошло?

Как опытный следопыт коуч идет за трансформацией мечты, понимая причины маскировок и отказов, которые лишь на время усыпили детскую формулировку.

Единоборство или команда

Одни спортсмены выбирают единоборства: панкратион, самбо, бокс, таэквондо, каратэ, дзю-до. Другие предпочитают командные виды спорта: волейбол, футбол, баскетбол, флорбол, гандбол, регби. Одни по своему внутреннему устройству комфортнее двигаются в жизни в одиночку, а другим важно подобрать команду. Внутри команды далеко не все одинаково хорошо, планируют, организуют или контролируют процессы. У всех по -разному развит талант вдохновлять. Сам выбор спорта зависит от физических и психических свойств. Одни достигнут большего в плавании, другие в беге, а третьи в тяжелой атлетике. Какой бизнес выбрать? Какая модель бизнеса будет более гармонична именно вам? На эти вопросы ищет правильные ответы коуч.

Тренировка, тренировка, а я маленький такой

И тренер и коуч тренируют своих подопечных. Тренировка может быть на тренажерах (тренингах и бизнес-играх) и в реальных заданиях в существующем бизнесе. Всегда существует «разбор полетов» и подсказка со стороны: что и как сделано не так. Как, каким образом нужно сделать правильно, что было упущено из вида подопечными.

Как узнать, что коуч правильный

Камертоном всех действий является гармония. Предприниматель гармонизируется. Мечта, как натянутая струна звенит, давая возможность настроиться в унисон. Появляется четкость в целеполагании, мастерство в своем деле, уверенность в том, что идешь по верному Пути. Еще одним важным индикатором является достижение этапных целей и задач. Если они остаются где-то в стороне, то вы сбились с Пути. Нужно срочно исправлять сложившуюся дисгармонию.

Какой наш следующий шаг

Найдите полчаса свободного времени. Возьмите чистый лист бумаги и карандаш. Нарисуйте свою мечту. Расположите на этом же листе и себя. Соедините мечту и себя дорогой. Подумайте, кого из сказочных героев или легендарных богатырей вы хотели бы взять с собой в попутчики. Свою картину положите в папку и сохраните до встречи со своим коучем. Пожалуй, первую нашу встречу мы начнем с разбора этой картины.

Действительно в мире настоящих предпринимателей в среднем не больше трех процентов. Это зависит от множества факторов, стран, континентов, культуры и традиций.

Я бы предложил взглянуть на значение слова «предприниматель» не с позиции того, что это собственник своего дела, а с позиции того, что каждый на своем месте может быть маленьким предпринимателем и быть предприимчивым.

Если ты работаешь администратором в кафе, представь что ты предприниматель. Что это значит? Что вся ответственность за успех или провал лежит на тебе. Представь, что ты можешь потерять все вложенные сюда деньги, а еще лучше будет, если ты представишь, что это твои деньги. Не жди пока руководство, директор, собственник принесут тебе план или конкретные инструкции того, что нужно сделать. Попробуй действовать как предприниматель. Напиши сам план, проанализируй конкурентов, проанализируй свои компетенции и своих коллег, проанализируй все шаги, которые были сделаны тобою или кем-то другим по привлечению клиентов в это кафе. Чтобы ты сделал иначе? Проще всего перекладывать вину и ответственность наверх. Это их кафе. Умрет, значит пойду искать другое.

Любой бухгалтер или менеджер по продажам должен пытаться представить, что он предприниматель, у которого право на ошибку стоит очень дорого. Право на вероятность не успеха стоит очень дорого. А ошибаться могут все и должны. Главное, чтобы из этих историй все делали выводы.

Отнесись к ресурсам компании, как своим. Это не только финансовые средства, но интеллектуальная собственность, коммерческая информация, ценные сотрудники, отношения с контрагентами и покупателями.

Думай и действуй, как собственник. Это первый шаг к росту заработной платы или своему бизнесу.

«Представь, что ты предприниматель — 2»

Кто такой предприниматель? Это человек, который осуществляет, предпринимает какие-либо действия или бездействия на свой страх и риск для достижения конкретных результатов. По сути таким предпринимателем может являться любой человек: бухгалтер, менеджер по продажам, домохозяйка. Каждый на своем участке что-то предпринимает, что-то делает, за что-то несет ответственность. Он может быть инициатором новых идей, решений, способов сэкономить, способов заработать, способов оптимизировать затраты. Надо относиться к тому участку за который ты ответственен, как к маленькому бизнесу и собственнику, за который ответственность несешь только ты. Ни шеф, ни муж, ни руководитель отдела продаж, а ты.

Большинство считает, что предпринимателям везет у них есть деньги и они могут зарабатывать большие деньги. Если бы им дали миллион или десять или сто, то они бы тоже сделали классный бизнес. Это большое заблуждение, потому что чтобы эффективно управлять миллионом необходимо сначала заработать сто тысяч или получить хорошее образование и практику. Хорошую, которая позволит тебе эффективно управлять чужими ста тысячами, а потом миллионами. Если ты сможешь на своем маленьком производственном участке или в своей личной жизни, распоряжаться и принимать решения, как предприниматель (то есть брать ответственность, ставить задачи, достигать их, пытаться узнать, привлечь партнеров, делать выводы, платить за ошибки), то ты сам вырастешь из этой позиции на следующую: карьерную или профессиональную.

То есть ты можешь расти, как по горизонтали, так и по вертикали. Но самое главное, что ты можешь расти в собственных глазах. Ты поймешь, что предпринимательство — это интересно и не так сложно. Надо лишь на своем маленьком жизненном участке попробовать им стать.