Героическая и трагическая судьба крейсера «Варяг

Официальная историческая справка:
Крейсер заложен 31 июля 1979 года на судостроительном заводе “Имени 61-го коммунара” как ркр “Червона Украина”. Назван по ходатайству Совета ветеранов Великой Отечественной войны КЧФ в честь крейсера, погибшего в 1942 году в Севастопольской бухте, защищая Севастополь.
Спущен на воду 27 июля 1982 года.

01 декабря 1986 года на 10-й Оперативной эскадре ТОФ сформирован экипаж. Приказом МО СССР №-284 от 10 августа 1988 года зачислен почётным матросом Герой Советского Союза, кавалер орденов Славы 3-х степеней гвардии старшина в отставке Дубинда Павел Христофорович.
С 15 августа по 1 декабря 1989 года корабль проходил ходовые и государственные испытания.
25 декабря 1989 года крейсер принят в состав ВМФ СССР.
07 января 1990 года на крейсере поднят Военно-морской флаг СССР.
С 27 сентября по 05 ноября 1990 года крейсер в охранении ЭМ “Быстрый” совершил межфлотский переход из порта Севастополь в порт Петропавловск-Камчатский с выполнением задач боевой службы. В ходе перехода с 22 по 24 октября осуществил деловой заход в порт Камрань (СР Вьетнам). Переход и выполнение задач боевой службы оценены на “хорошо”.

С приходом на КТОФ 05 ноября 1990 года крейсер зачислен в состав 173 бригады ракетных кораблей Камчатской флотилии.
По итогам БП за 1991 год корабль занял второе место по боевой подготовке, объявлен лучшим кораблём КТОФ по ракетной подготовке за 1991 год.
В 1991 году были успешно выполнены ракетная стрельба крылатыми ракетами по морской цели и стрельба по ракето-мишени ”Малахит” УМЗРК “Форт”.
26 июля 1992 года на крейсере был спущен Военно-морской флаг СССР и поднят Андреевский флаг.

Крейсер был объявлен лучшим на КТОФ по ракетно-артиллерийской подготовке и ПВО и завоевал приз ГК ВМФ за стрельбу крылатыми ракетами по морской цели и стрельбу по 3-м ракето-мишеням ”Малахит” УМЗРК “Форт”.
В 1991 - 1994 годах крейсер являлся лучшим кораблем соединения.

В 1994 году крейсер объявлен лучшим кораблем 1 ранга на КВФ.
В 1995 году крейсер после длительной стоянки осуществил за 4 суток переход из пункта базирования Петропавловска - Камчатского во Владивосток на морской парад в честь празднования 50-летия Мира на Тихом океане (2 сентября).
04 сентября 1995 корабль переведен в состав 36 дивизии ракетных кораблей 10 Оперативной эскадры.
09 февраля 1996 года ркр “Червона Украина” приказом ГК ВМФ торжественно переименован в гвардейский ракетный крейсер “Варяг”.
В 1996 году крейсер выполнил стрельбы артиллерией по береговым и морским целям. Огнем зенитно-ракетных комплексов уничтожено 2 самолето-мишени Ла-17 и 1 ракета-мишень РМ-15 “Термит”. Объявлен лучшим кораблем КТОФ по ПВО.
С 09 по 13 февраля 1997 года крейсер выполнил официальный дружественный визит в порт Инчхон Республики Корея к месту сражения бронепалубного крейсера “Варяг” с японской эскадрой.
03 сентября 1997 г. выполнена стрельба крылатой ракетой по фактической морской цели (мишень - списанный десантный корабль). Морская цель уничтожена прямым попаданием КР. За эту стрельбу крейсер награжден призом Главнокомандующего ВМФ как лучший надводный корабль ВМФ по ракетной подготовке. В 1997 году крейсер объявлен передовым НК КТОФ.
В 1998 году на крейсере произведен доковый ремонт. После ремонта корабль отработал курс боевой подготовки. Выполнил стрельбы зенитно-ракетными комплексами и артиллерией по воздушным, береговым и морским целям.
В 1999 году крейсер выполнил ракетную стрельбу главным комплексом на приз ГК ВМФ.
Со 02 по 06 октября 1999 года крейсер “Варяг” в совместно с эскадренным миноносцем “Бурный” под флагом командующего КТОФ адмирала ЗАХАРЕНКО М.Г. участвовал в официальном визите в порт Шанхай - Китайской Народной Республики в связи с празднованием 50-летия образования КНР.
28 октября 1999 года крейсер участвовал в комплексном контрольном выходе кораблей КТОФ в залив Петра Великого с Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным.
С 10 по 15 октября 2002 года крейсер совершил официальный визит в порт Йокосука (Япония) на 50-летие военно-морских сил самообороны Японии, участвовал в военно-морском параде в Токийском заливе. 2003 году крейсер успешно выполнил ракетную стрельбу главным комплексом на приз ГКВМФ.
В 2004 году с 10 по 15 февраля кораблем совершен официальный дружественный визит в составе отряда боевых кораблей КТОФ (совместно с БПК «Адмирал Трибуц», МПК «Кореец») под флагом Командующего КТОФ адмирала ФЕДОРОВА В.Д. в порт Инчхон Республики Корея на празднование 100-летия подвига бронепалубного крейсера «Варяг». В ходе визита проведены совместные учения с кораблями ВМС Республики Корея.
В апреле 2004 года в ходе КШУ КТОФ кораблем успешно выполнены ракетные и артиллерийские стрельбы, сбита воздушная мишень ЗРК «Гюрза» и АК-630.
Шефами корабля являются администрация Тульской области и города Тулы (договор БН от 19 декабря 1996 года), администрация Ногинского района (договор №-84 от 23 декабря 1996 года), трудовой коллектив ОАО «ВЛАДИВОСТОК-АВИА» (договор БН от 14 августа 1999 года), Благотворительный фонд поддержки военно-морского флота «Крейсер «Варяг» (договор БН от 08 февраля 2011 года)
В сентябре-декабре 2005 года крейсер в составе ОБК (бпк «Адмирал Пантелеев», бпк «Адмирал Трибуц» танкер «Печенга») успешно выполнил задачи дальнего похода с посещением портов порт Вишакхапатнам (Индия) - порт Сингапур- порт Джакарта - порт Саттахип - порт Хайфон. Крейсер принял участие в международных учениях «ИНДРА-2005». Ряд офицеров и мичманов награждены государственными и ведомственными наградами.
В декабре крейсер объявлен лучшим по основным видам подготовки по итогам 2005 года.
В марте-апреле крейсер произвёл чистку топливных цистерн и выгрузку всего боезапаса.
В мае 2006 года на крейсере начат доковый ремонт.
В период с июня 2006 по февраль 2008 года на крейсере проведены отдельные ремонтные работы с заменой основных и маршевых двигателей и модернизацией вооружения силами ОАО «ХК Дальзавод».
В апреле 2008 года экипаж крейсера успешно отработал и сдал курсовую задачу «К-1».
В мае 2008 года крейсер вступил в состав сил постоянной готовности.
В октябре 2008 года гркр «Варяг» в составе отряда кораблей совершил неофициальный визит в порт Пусан республики Корея и принял участие в международном морском параде.
По итогам 2008 года крейсер объявлен лучшим кораблём 1-го ранга объединения.
В апреле 2009 года гркр «Варяг» в составе отряда кораблей КТОФ совершил неофициальный визит в порт Циндао КНР на празднование 60-тилетия ВМС НОАК.
В октябре – декабре 2009 года гркр «Варяг» совершил деловой заход в ВМБ Чанги республики Сингапур с целью обеспечения безопасности Президента РФ Д.А. Медведева участвовавшего в саммите АТЭС-2009.
Борт крейсера посетили Президент РФ Д.А. Медведев, губернатор Приморского края С.М. Дарькин, Владыка Приморский и Владивостокский Вениамин.
По итогам 2009 года крейсер завоевал два приза ГК ВМФ за выполнение ракетных стрельб.
В 2010 году гвардейский ракетный крейсер «Варяг» посетил с неофициальным визитом порт Сан-Франциско США. В ходе визита проведён ряд встреч с командованием ВМС США, администрацией города Сан-Франциско.
Борт крейсера посетил Президент РФ Д.А. Медведев.
В ноябре 2010 года гвардейский ракетный крейсер «Варяг» посетил порт Инчхон Республики Корея. Экипаж крейсера принял участие в церемонии передачи в аренду Российской Федерации Гюйса бронепалубного крейсера «Варяг».
Мне уже довелось побывать этим летом на борту аналогичной "Варягу" "Москвы", но тогда все ограничилось простым осмотром корабля, а здесь, на Камчатке, предстоял выход в море и боевые стрельбы.
Итак, вечером 14 сентября на катере мы направились на корабль. "Варяг" в это время получал припасы с судна снабжения - среднего морского танкера "Иркут"


2. Швартуемся.


3. Гвардейский ракетный крейсер пр.1164 "Варяг", флагман Тихоокеанского флота.

4. Спуск гюйса.


5.
Всю ночь и утро 15 сентября корабли шли к месту проведения завершающего этапа двусторонних учений между объединениями флота, которое находилось в 154 милях от Петропавловска-Камчатского.
Корабли сопровождения.
Малый ракетный корабль пр.12341 "Разлив".


6. Эскадренный миноносец пр.956 "Быстрый".


7. Спереди МРК "Разлив", на втором плане - большой противолодочный корабль пр.1155 "Адмирал Виноградов"


8. Также в учениях участвовали БПК "Адмирал Трибуц", МПК "Кореец", МРК "Мороз".
Что происходило на самих учениях: корабельная ударная группа Приморской флотилии разнородных сил выполняла зенитно-ракетную стрельбу для отражения средств воздушного нападения противника с различных направлений.
К сожалению, корабли сопровождения шли на очень большом удалении, активно использовали помехи и задымление, поэтому их работу снять не получилось. МРК "Мороз" выполнил стрельбу двумя противокорабельными ракетами П-120 "Малахит", которые выполняли роль мишеней для кораблей сопровождения, а МПК "Кореец" отстрелялся ракетой-мишенью "Саман", по которой стрелял "Варяг" ракетой зенитного комплекса С-300Ф "Форт". Также крейсер работал артиллерийской установкой АК-130, но не знаю по какому типу мишени.
Стрельба "Фортом" с двух точек съемки (фотографии сделаны Вадимом Савицким).


9.


10.

11.

12.

13.

14. Стрельбу АК-130 и видео работы "Форта" можно посмотреть в сюжете телеканала "Звезда".
Стрельбу командующий Приморской флотилией назвал успешной.
Небольшая экскурсия по кораблю.
Трёхкоординатная РЛС обнаружения воздушных целей МР-600 «Восход».

15. РЛС МР-123 "Вымпел" управления стрельбой артиллерийской установки АК-630.


16. 30-мм шестиствольная автоматическая артустановка АК-630. Справа - оператор установки.


17.


18. А вот видео с весенних учений, где "Варяг" работал комплексом РЭБ ПК-10 "Смелый" и АК-630.

Реактивная бомбометная установка РБУ-6000 "Смерч-2".


19.


20.


21. Под это крышкой располагается корабельный эенитный ракетный комплекс Оса-М.


21. Ракета 9М33 "Осы-М".


22. Это снимает любой фотограф, посетивший крейсер, - силуэты кораблей и самолетов. Наших и вероятного противника.


23. Оптический пеленгатор ПГК-2.


24. Командный пост корабля. Он практически идентичен "Москве", видеоэкскурсию по которому вы можете посмотреть в соответствующей записи.
Боевая информационная система БИУС "Лесоруб-1164".


25.
Системы навигационной безопасности - комплексы "Бал" и "Вайгач".


26. На данном комплексе отображаются электронные карты.


27. Но бумажные расчеты выполняются всегда, на случай выхода электроники из строя в следствие аварии, боевых действий и т.п.


28. Прибор, транслирующий навигационные данные.


29.
Прибор спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS СН-3101.


30. Таблица сигналов.


31. На посту энергетики и живучести. На монитор транслируется видео с различных отсеков.


32.
На сайте Минобороны есть хорошая виртуальная фотоэкскурсия по крейсеру, там есть и этот пост, очень советую посмотреть http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/museums/varyag.htm .
Вид с вертолетной площадки. Ворота ангара для вертолета Ка-27 и знаменитая "сиська" - РЛС "Волна" антенного поста управления стрельбой ЗРК "Форт".


33. Офицерская кают-кампания.


34. Ессно на стене имеется репродукция знаменитого боя прародителя нынешнего "Варяга" с японцами.


35. Памятные знаки, награды.

36. Матросская столовая.


37. На информационном стенде карта предстоящего похода "Варяга".


38. На камбузе.


38. Это был крейсер "Варяг".

Источники:

Гвардейский ракетный крейсер «Варяг», бортовой номер 011, третий корабль проекта 1164 «Слава», флагман Тихоокеанского флота России. 31 июля 1979 года был заложен на судостроительном заводе «Имени 61-го коммунара», город Николаев под наименованием «Червона Украина», 27 июля 1982 года спущен на воду, вошел в состав флота 28 февраля 1990 года. В 1996 году переименован в крейсер «Варяг». Это произошло по ходатайству Совета ветеранов Великой Отечественной войны КЧФ, которые просили назвать его в честь крейсера, погибшего в 1942 году в Севастопольской бухте, защищая Севастополь. Тогда же шефство над крейсером взяли Тульская область и Русская Православная Церковь.

Основные характеристики: Водоизмещение 11490 тонн, длина 186,4 метра, ширина 20,8 метра, высота (по миделю) 42,5 метра, осадка 8,4 метра. Скорость хода 32 узла, экономная скорость 16 узлов. Дальность плавания 7500 морских миль. Автономность плавания 30 суток. Экипаж составляет 480 человек.

Вооружение: 16 пусковых установок противокорабельного ракетного комплекса «Базальт» (боекомплект 16 ПКР П-500); 2 торпедных аппарата; реактивные бомбовые установки РБУ-6000; 2 130 мм артустановки АК-130; 1 30 мм артустановка АК-630; 2 установки зенитно-ракетного комплекса «Оса-МА»; 8 установок зенитно-ракетного комплекса С-300Ф «Риф».

На борту располагается противолодочный вертолет Ка-25/Ка-27.

В 2002 г. «Варяг» стал флагманским кораблем Тихоокеанского флота взамен тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Лазарев».

В конце августа 2013 года отряд кораблей Тихоокеанского флота во главе с гвардейским ракетным крейсером «Варяг» вышел из Петропавловска-Камчатского.

11 ноября 2013 года крейсер впервые с неофициальным визитом зашел в египетский порт Александрия, где пробыл до 16 ноября.

27 января 2014 года во Владивостоке ошвартовался отряд кораблей Тихоокеанского флота во главе с гвардейским ракетным крейсером «Варяг» под командованием капитана первого ранга Игоря Смоляка, выполнявший задачи боевой службы в составе группировки кораблей ВМФ России в Средиземном море. В ходе пятимесячной боевой службы корабли и суда отряда прошли около 30 тысяч морских миль, преодолели Тихий и Индийский океаны, побывали с деловыми визитами в портах Тринкомали (Шри-Ланка) и Салала (Султанат Оман).

18 мая 2014 года крейсер прибыл в порт Усун, город Шанхай, КНР, где примет участие в совместных китайско-российских военно-морских учениях «Морское взаимодействие-2014», которые пройдут с 20 по 26 мая в акватории северной части Восточно-Китайского моря, расположенной к востоку от устья китайской реки Янцзы. Также в Шанхай прибыли: большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев», большой десантный корабль «Адмирал Невельской», эсминец «Быстрый», танкер «Илим» и морской буксир «Калар».

27 мая 2014 года в порту международного пассажирского транспортного центра Шанхай состоялась торжественная церемония проводов флагмана отряда кораблей Тихоокеанского флота ВМФ России – гвардейского ракетного крейсера «Варяг», принимавшего участие в совместном российско-китайском военно-морском учении «Морское взаимодействие-2014». Отряд российских кораблей после совершения 4-суточного перехода прибыл во Владивосток 01 июня.

По сообщению на 17 ноября 2014 года продолжают отрабатывать взаимодействие в Филиппинском море. 07 декабря в южнокорейском порте Инчхон российскими военными моряками венков и цветов к памятнику экипажу легендарного крейсера «Варяг». 15 декабря .

По сообщению от 22 декабря 2014 года приза ГК ВМФ в номинации применение ракетного и артиллерийского вооружения по морским и береговым целям в ходе боевой учебы.

По сообщению от 27 апреля 2015 года завершён доковый ремонт и сервисное обслуживание гвардейского ракетного крейсера, который проводил ОАО «Центр судоремонта «Дальзавод». В ходе ремонта была выполнена замена забортной арматуры и сервисное обслуживание корабля. В полном объёме выполнен доковый ремонт корпуса. По сообщению от 01 июля по морской мишени на максимальной дальности. По данным объективного контроля, морская мишень была успешно поражена. С 20 по 29 августа в совместных учениях «Морское взаимодействие - 2015 (II)» ВМС Китая и России, которые были проведены в заливе Петра Великого, мыса Клерка и в воздушном и морском пространстве Японского моря. По сообщению от 03 ноября в составе отряда кораблей Тихоокеанского флота под командованием контр-адмирала Александра Юлдашева, состоящего из гвардейского ракетного крейсера «Варяг», эсминца «Быстрый», танкера «Борис Бутома» и спасательного буксирного судна «Алатау», 02 ноября и начал переход в порт Вишакхапатнам Республики Индия, где в декабре пройдут совместные военно-морские учения «ИНДРА НЭВИ-2015». По сообщению от 06 декабря по старинной морской традиции приветствовал индийских военных моряков Салютом наций. 12 декабря завершил визит в порт Вишакхапатнам. После завершения визита принял участие в международном военно-морском учении «Индра Нэви-2015». В конце декабря зашел с деловым визитом в порт Салала (Султанат Оман), где пополнил запасы воды и продовольствия. По сообщению от 03 января 2016 года в Средиземное море. 18 июля 2016 года во Владивосток из дальнего похода.

По сообщению от 13 февраля 2017 года экипаж корабля в море элементы второй курсовой задачи (К-2) с выполнением артиллерийских стрельб по береговым, морским и воздушным целям. По сообщению от 06 марта для проведения инструкторско-методического занятия по отработке элементов курсовой задачи К-2. По сообщению от 28 марта экипаж комплекс задач по отражению массированного удара СВН условного противника. По сообщению от 01 апреля в дальний поход, который продлится более двух месяцев. 11 апреля в порт Пусан Республики Корея. 13 апреля борт корабля корейская делегация. 14 апреля порт Пусан. 20 апреля в порт Манила, Филиппины. 21 апреля борт корабля президент Филиппин Родриго Роа Дутерте. 27 апреля с визитом в порт Камрань, Вьетнам, который 01 мая. 05 мая с визитом в порт Саттахип (Таиланд), который

Советский и российский ракетный крейсер, третий корабль проекта 1164 «Атлант» , флагман Тихоокеанского флота России. Крейсер создан на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве в первой половине 1980-х годов.

История создания

Заложен на стапеле Николаевского судостроительного завода имени 61 коммунара в 1979 году под наименованием «Червона Украина». Спущен на воду в 1983 году. Вступил в строй 16 октября 1989 года.

История службы

В 1990 году во главе отряда боевых кораблей выполнил задачи боевой службы и межфлотского перехода. С ноября 1990 года в составе Тихоокеанского флота, в 1996 году был переименован в «Варяг». С 1996 года является флагманом Тихоокеанского флота вместо тяжёлого атомного ракетного крейсера «Адмирал Лазарев».

В 1997, 2004, 2009 годах посещал порт Инчхон (Республика Корея). В 1999 году посетил порт Шанхай с официальным визитом в честь 50-летия образования КНР. В 2002 году во главе отряда боевых кораблей ТОФ посетил военно-морскую базу Йокосука в связи с 50-летием создания морских сил самообороны Японии. В сентябре - декабре 2005 года во главе отряда боевых кораблей ТОФ выполнил боевую службу в Индийском и Тихом океанах, с заходами в порты Вишахапатнам (Индия), Танджунг-Приок (Индонезия), Саттахип (Таиланд), Чанги (Сингапур), Дананг (Вьетнам). С 2006 по 2008 год проходил ремонт на «Дальзаводе» с заменой ГЭУ. В октябре 2008 года посетил с неофициальным визитом порт Пусан (Республики Корея). В апреле 2009 года посетил с официальным визитом китайский порт Циндао. В июне 2010 посетил с неофициальным визитом американский порт Сан-Франциско. 9 ноября 2010 года прибыл с неофициальным визитом в южнокорейский порт Инчхон. На него была возложена историческая миссия доставки на родину реликвий своего легендарного предшественника - русского крейсера «Варяг», а также обеспечения пребывания в Южной Корее Президента РФ Дмитрия Медведева в период проведения саммита «большой двадцатки» (G20), который состоялся в Сеуле 10-12 ноября 2010 года.

В апреле - мае 2011 года участвовал в российско-китайских учениях «Мирная миссия-2011» в акватории Жёлтого моря с заходом в порт Циндао. В сентябре - декабре 2011 года во главе отряда кораблей ТОФ выполнил задачи боевой службы в Тихом океане с заходами в военно-морскую базу Майдзуру (Япония), Апра (остров Гуам, США), Ванкувер (Канада). С 23 по 27 апреля 2012 года совместно с большими противолодочными кораблями «Адмирал Виноградов», «Маршал Шапошников», «Адмирал Трибуц» и кораблями снабжения участвовал в российско-китайских учениях «Мирная миссия-2012» в Жёлтом море. В начале 2013 года прошёл плановый ремонт на «Дальзаводе».

С 5 по 12 июля принимал участие в совместных российско-китайских учениях «Мирная миссия-2013» в Японском море. В период с 13 по 20 июля совместно с эсминцем «Быстрым», большими противолодочными кораблями «Адмирал Виноградов» и «Маршал Шапошников», большими десантными кораблями «Николай Вилков» и «Ослябя» принимал участие во внезапной масштабной проверке войск Центрального и Восточного военных округов. В конце августа во главе эскадры кораблей Тихоокеанского флота отправился в Средиземное море, где в ноябре отработал элементы межфлотского взаимодействия совместно с тяжёлым атомным ракетным крейсером «Пётр Великий» . За время похода посетил порты Тринкомали (Шри-Ланка), Салала (Султанат Оман) и Александрия (Египет). В период с 20 по 26 мая 2014 года во главе эскадры из эсминца «Быстрого», большого десантного корабля «Адмирал Невельской» и кораблей снабжения принимал участие в очередных российско-китайских учениях «Морское взаимодействие - 2014». В ходе учений моряки двух стран отработали совместные действия по обороне кораблей на якорной стоянке, освобождению захваченных пиратами торговых судов, организации совместной ПВО, провели противолодочные и поисково-спасательные операции, ракетные и артиллерийские стрельбы по морским и береговым целям. Стороны впервые выполняли учебно-боевые задачи в составе смешанных отрядов кораблей. Во время учений российская эскадра посетила Шанхай.

С 15 по 19 июля участвовал в российско-индийских учениях «Индра-2014» в Японском море. Во время учения российские и индийские моряки отработали встречный бой в тёмное время суток, поиск и условное уничтожение подводной лодки, артиллерийские стрельбы по парашютным и морским мишеням, а также помощь терпящему бедствие судну. В сентябре провёл стрельбы в ходе масштабных учений «Восток-2014». В ноябре 2014 года, в преддверии австралийского саммита G20 к берегам Австралии прибыли два отряда кораблей тихоокеанского флота во главе с крейсером «Варяг», что вызвало общественный резонанс в Австралии. С 23 октября по 15 декабря 2014 года в составе отряда из большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников», танкера «Борис Бутома» и спасательного буксира «Фотий Крылов» обеспечивал военно-морское присутствие и демонстрацию флага в юго-западной части Тихого океана.

27 апреля 2015 года завершил доковый ремонт на «Дальзаводе». С 7 по 12 декабря 2015 года принял участие в совместных российско-индийских военно-морских учениях «Индра 2015». По окончании учений планируется отправить его к побережью Сирии для прикрытия авиации, участвующей в контртеррористической военной операции.

Пишет жж-юзер drugoi: 44-я Краснознаменная бригада противолодочных кораблей Тихоокеанского флота России располагается в самом центре Владивостока, рядом с морвокзалом, напротив здания штаба флота. У стенки рядком стоят четыре больших противолодочных корабля проекта 1155. Отсюда эти корабли отправляются на боевые дежурства в Аденский залив, где защищают торговые суда от пиратов.

Справа от четверки БПК стоит плавучий госпиталь «Иртыш», а слева - флагман Тихоокеанского флота, гвардейский ракетный крейсер «Варяг».


Ракетный крейсер проекта 1164.1 «Червона Украина» заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве 31 июля 1979 г. (заводской № 2010), 5 ноября 1982 г. зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, спущен на воду 28 августа 1983 г., вступил в строй 25 декабря 1989 г., а 28 февраля 1990 включен в состав Тихоокеанского флота. После распада СССР крейсер достался России и в 1996 г. по инициативе экипажа корабля был назван «Варягом» - в честь знаменитого бронепалубного крейсера 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России, участника боя при Чемульпо 1904 г.
Главное крейсера - самонаводящиеся крылатые ракеты комплекса П-1000 «Вулкан». Пусковые установки ракет СМ-248 расположены по бортам корабля, выглядят очень внушительно и по ним «Варяг» легко отличить среди других кораблей. Крейсеры проекта 1164 еще называют «убийцами авианосцев» - собственно, для этого они и создавались.

1. Впечатляет схема действия ракет - после залпа с одного борта все восемь ракет после раскрытия крыльев образуют единую группу, «волчью стаю» с вожаком - отдельно летящей ракетой, которая наводит всю группу на цель, корректирует курс для остальных ракет, сбрасывая им информацию. При подлете к цели ведущая ракета выбирает самый крупный объект (авианосец), направляет на него одну из ракет с т.н. «спецбоеприпасом» и делит оставшиеся объекты между остальными ракетами «стаи». Все ракеты включают головки самонаведения и наносят удар по объектам. Масса одной ракеты - почти пять тонн, скорость полета - около 2900 км/час. Шансов остаться на плаву после попадания такой ракеты у корабля противника нет никаких. Если ведущую ракету успевают сбить, на её место встает другая, точно такая же. Атака происходит без участия экипажа корабля по системе «выстрелил - забыл». Интересно, что всё это - технологии начала 70-х годов.

2. Знакомство с «Варягом» начинается с прозаических мешков с капустой и морковкой. Стоящий рядом БПК «Адмирал Пантелеев» собирается в поход к берегам Африки и загружает к себе запас продуктов.

3. В морские походы уходят надолго и запасаются всем необходимым всерьез. Это только малая часть той питьевой воды, которая загружается в трюмы военного корабля.

4. Сопровождающий меня офицер посоветовал не пользоваться мобильным телефоном: «Если смартфон, лучше выключить, а то может сгореть». Я не поверил, но на всякий случай выключил. На корабле есть полный набор радиолокационного вооружения комплекса МП-152 «Кольцо» по обнаружению работающих радио и локационных станций, головок самонаведения ракет противника, их пеленгованию и подавлению. Может быть, в словах офицера и был определенный резон.

5. На баке «Варяга» стоит АК-130 - корабельная автоматическая пушка. Стреляет осколочно-фугасным снарядом со скоростью 90 выстрелов в минуту и дальностью до 23 километров. Полностью автоматическая - действует самостоятельно до тех пор, пока не кончится боезапас. Говорят, не имеет аналогов в мире. Чего-чего, а то, что стреляет у нас умели делать. С ширпотребом были проблемы, а вот пушки всегда были отменные. АК-130 - не исключение. В первоначальных экскизах корабля пусковых установок было 12 (по шесть на борт) и вместо одной сдвоенной пушки было две одноствольных А-100. В 1972 г. адмирал Горшков приказал добавить еще четыре пусковых установки для осуществления двух полных восьмиракетных залпов, а две АК-100 заменить на одну двухствольную АК-130. Корабль стал значительно тяжелее, уменьшилась скорость и боезапас артиллерийских орудий (720 выстрелов против 2000).

6. Несмотря на современные средства связи, система сигнальных флагов остается на флоте основной коммуникацией для плавсредств. На военно-морском флоте России используется свод сигналов флота СССР. 32 сигнальных флага соответствуют буквам русского алфавита: Веди - «Курс ведет к опасности», Живете - «Дать средний ход», Й - «Обнаружил мину» и т.д. На этом снимке - место сигнальщика на крейсере. В металлическом ящике лежат сигнальные флаги, которые по необходимости поднимаются на вертикальных фалах на рею. Слева от ящика - черные «ходовые шары», которыми в море обозначают скорость корабля. Чем ниже расположен «шар» - тем выше скорость. К слову, «Варяг» может идти со скоростью в 32 узла. Когда он идет с такой скоростью, бурун за кормой - высотой метров в десять.

7. «Что это там красненькое синеется?». На стенке - силуэты кораблей и самолетов России и стран НАТО. Подсказка для сигнальщика, который наблюдает за происходящим вокруг корабля.

8. Это ходовая рубка корабля. Отсюда им управляют в повседневных условиях. Рубка соединена с боевым информационный центром БИУС «Лесоруб-1164» командирским лифтом.

9. Место командира крейсера «Варяг», гвардии капитана 1-го ранга Эдуарда Москаленко.

10. Здесь и правда всё напоминает о 70-х годах. Такое надежно-железное. «Тёплый ламповый звук». Я изо всех сил старался не фотографировать ничего секретного, но поди разбери, где тут что.

11. «Товсь» - люблю эти флотские словечки. Гюйс, битенг, твиндек, зюйд-вест, комингс, ахтерштевень, нактоуз - все это пахнет соленым морским ветром и волнует несказанно.

12. Смены разошлись по местам работы. Кавтаранги ломали головы: «Что бы тебе такого несекретного показать?». Сошлись на каком-то экране №22. Матрос Ренат из Башкирии сел на место оператора и стал нажимать кнопки, включать мониторы - изображать деятельность на боевом посту. Выглядело это вполне достоверно.

13. Тот же Ренат, невовремя попавшийся на глаза офицерам, оживил собой помещение корабельной библиотеки, сделав вид, что разбирает пришедшую на корабль почту. Библиотека хорошая. Маленькая, но всё есть. Вообще, «Варяг» довольно комфортный корабль. Кают-компании отделаны деревом, висят картины, на полу ковры. Есть бассейн с водопадом, лечебные души, большая парилка, сауна. В жилых каютах кондиционеры, на корабле есть четыре воздушные холодильные установки.

14. Прогулка по крейсеру - это длинные переходы по бесконечным коридорам и внезапные спуски и подъемы по вертикальным трапам. В четвертом отсеке мы спускаемся все ниже, туда, где матросские кубрики. Оружие, конечно, интересно, но очень хотелось посмотреть, как живут моряки на одном из самых мощных крейсеров в мире.

16. На экране состязания на лучший кубрик можно увидеть, например, что кубрик №14, забивший болт на состязание в декабре, получил, видимо, большой звезды от командиров и потом стал передовым, не опускаясь ниже оценки «четыре».

17. Так отдыхает ночная смена в образцовом теперь кубрике №14. Я на пару секунд приоткрыл дверь и сделал несколько снимков спящих матросов.

18. В соседнем кубрике матрос писал что-то важное в журнал. Рядом с ним стоит привинченная к столу клетка с попугаем. Попугай был на месте и отдыхал.

19. Святая-святых ракетного крейсера - камбуз. Потолки здесь низкие и матрос с тряпкой в руке, наводящий порядок, ходил нагнув голову, что придавало его фигуре печальный вид. Рядом два других матроса начали открывать консервные банки простым ножом, за что немедленно получили нагоняй от сопровождающих меня офицеров. Все должно быть идеально для чужого взгляда, я понимаю.

20. Корабельный котэ - непременная принадлежность любого боевого корабля для борьбы с грызунами. Или, как здесь говорят, «белками». Котики и жизненно важные кабели в металлической оплетке - таковы условия сосуществования людей и грызунов. Котов на корабле несколько, их заводят по одному на боевую часть. Кошки крейсера «Варяг» пользуются популярностью у гостей в разных странах, куда заходит корабль. Случается, их дарят - один из корабельных котов живет теперь в православной церкви в Сингапуре. Матушка, говорят, была счастлива такому подарку. Еще один был подарен местному адмиралу в Индонезии.

21. Хотелось взять один спасательный круг на память. Круг не дали, казенный, но подарили другое.

22. Мы пообедали с офицерами, поговорили, потом переместились в рабочую каюту, там еще поговорили. Уходить не хотелось, но времени было в обрез - у них, и у меня. Уходя, сделал еще несколько снимков на палубе «Варяга» и на берегу.

24. Мне показалось, что на крейсере всё в порядке. В море ходит, учебные стрельбы проводит. «Варяг» - желанный гость в иностранных портах, на него выстраиваются очереди из желающих совершить экскурсию по кораблю. Как говорили офицеры: «Рядом стоит французский «Мистраль» - туда никого, а к нам - очередь на весь причал, по тридцать тысяч человек приходит за несколько дней визита». Видно, как моряки гордятся своим «Варягом», своей службой. Звали с собой в поход - надо подумать, я с качкой не дружу, хотя очень хочется, конечно. Потому что это - настоящее.