Послевоенные эсминцы ссср. Испытано в ссср. итальянские эсминцы в рккф. Беспредел в Японском море

Смесь бульдога с носорогом. Совки требуют нерфа! Это все про ветку эсминцев РИ/СССР (далее просто СССР) в World of Warships. Пришла пора все изменить и навести порядок. В этой статье мы рассмотрим возможные варианты разделения веток и того что от них ожидать.

Vlegris на днях сообщил в официальном стриме, что советских эсминцев будет много. Не просто много, а очень много. Две полноценные ветки и одна подветка. И что нынешнюю ждут существенные изменения. Ими мы и займемся, поскольку реформы, скорее всего, грядут уже в 2017.

Для начала, отметим, что плохо в имеющейся ветке (хотя проще сказать, что не плохо ):

  • В ветке намешаны эсминцы и лидеры
  • При этом соблюсти хотя бы следование техники без скачков эсминец-лидер не удалось
  • Салфетка на 2 уровне при наличии огромной кучи железных эсминцев и миноносцев в РИ
  • Перенерфленная «семерка», запихнутая на пятый уровень, дабы не плодить дырищу
  • Следствием стало появление имбовой «семерки» в премах на пятом и не имбовой – в премах на шестом
  • Аналогично четвертому пункту: перенерфленная «тридцатка» на шестом
  • Аналогично: перенерфленный «Киев» на седьмом
  • Нарушение логики, когда «Киев» в ветке стоит до «Ташкента», на базе которого и создан
  • Эсминец «Удалой» в ветке лидеров. Причем на уровень ниже «Хабаровска», в паре с которым создавался и планировался к действиям

Стоит отметить три главных недостатка советских эсминцев на данный момент:

  • Сарайность
  • Понерфленные фугасы
  • Слабые торпеды

Разделение на две подветки (лидеры и эсминцы ) позволит разделить геймплей на два подхода:

  • Лидеры – нынешний стиль, заплевывание адекватными фугасами с больших дистанций, большие размеры, слабые торпеды, высокая скорость, низкая маневренность
  • Эсминцы – торпедные атаки (благо, торпед в СССР хватало), более слабый ГК (как правило, всего четыре ствола ГК), меньшие размеры и заметность, высокая скорость, адекватная маневренность, на высоких уровнях – наличие РЛС (обосновано наличием ИРЛ). В итоге именно советские эсминцы должны стать второй торпедной веткой в игре и занять промежуточное место между петухадзами и церсторерами. Баланс торпед с японцами должен достигаться за счет того, что в залпе советских эсминцев будет больше торпед, но заряжаться аппараты будут дольше, а сами торпеды будут быстрее, но менее дальнобойными, чем японские.

Общая часть ветки:

2-4 уровни. Без изменений. Сторожевой , Дерзкий , Изяслав . Простим «Лесте» салфетку, раз обещали еще одну ветку эсминцев.

5 уровень. Салфетка, техзадание на будущий проект 7

Будущая легендарная «семерка» рождалась долго и в муках. Три года ушло только на формирование хотелок. Постепенно хотелки эволюционировали из клона «Карла Маркса» в будущий «Гневный». Росли водоизмещение, вооружение, дальность хода, торпедное вооружение.

Собственно, одно из этих предложений и предлагаю в качестве новой пятерки. Примерные характеристики должны быть плюс-минус на уровне нынешнего «Гневного», но с тремя пушками ГК (это важно!) и слегка лучшими торпедами (по дальности хода). И нормальные фугасы, как у «Гремящего». Что касается названия, то логичным кажется назвать эсминец в честь какого-то коммунистического деятеля. Например, Плеханов , не задействованный нигде.

Эсминцы

6 уровень. «Гневный»

Собственно, «семерка» в адекватном виде. При необходимости можно поиграться с 7-У, проверить, какая схема моторного отделения адекватнее для игры

7 уровень. «Огневой»

Сразу три корабля в одном названии. В стоке – нынешний «Огневой», вторым корпусом – «Осмотрительный» (30-к), третьим – «Смелый» (30-бис). Основные отличия – в улучшении ПВО и пятитрубных (!) ТА в топовом корпусе. Возможна и РЛС, но не очень и нужна

8 уровень. «Неустрашимый»

«Огневой» продолжает жиреть (на 50% возросло водоизмещение) и обрастать электроникой. Вооружение – все те же 2х2 130мм. Но добавляется РЛС и усиливается ПВО. Вот только со скоростью хода не сложилось – всего 33,5 узла. И снова 2х5 торпедных аппарата.

9 уровень. «Спокойный»

Вершина эволюции «Огневых» (да и вообще советских арт эсминцев). Немножко похудел, серьезно ускорился. Теперь максималка – 38,5 узлов. Вооружение то же, что и у предшественников.

10 уровень. «Удалой»

Да, «Удалого» можно было понерфить и запихнуть на восьмой. Но это разбило бы цепочку из «огнеподобных» 2х2 130мм. Да и водоизмещение как бы слегка… Большой «Удалой» проще говоря. Да и проектировался он для совместных действий с «Хабаровском». Поэтому будет на том же 10 уровне, что и «Хаба». И да, пришить РЛС, просто чтобы был. Стиль боя будет смесью американца и немца: ловля противников на РЛС с последующим заплевыванием фугасами и торпедные атаки.

Лидеры

6 уровень. «Орджоникидзе»

Да, проект 45 – это не лидер. Но именно он идеально подходит для задания канвы для всей ветки: высокая скорость (40-42 узла!) и заметность, акцент в ГК. В стоке будет вооружен 3 130мм пушками, в топе их число удвоится. Торпеды – 2х4 533мм. Ну и практически нулевое ПВО

7 уровень. «Минск»

«Ленинград» уже в премах и именно на 7 уровне. Логично, что его не особо продвинувшееся развитие уходит в ветку на место «Киева». Скорость хода – 42 узла, вооружение 5х1 130мм, 2 ТА по 4 торпеды. Главным усилением являются появившееся ПВО и меньшая потеря скорости при смене курса

8 уровень. «Ташкент»

Стоит на своем месте и требует апа. Какого? Хотя бы нормальных фугасов.

9 уровень. «Киев»

Как будет «Киев» жить на 9 уровне? З а-ме-ча-тель-но . Только дайте нормальную маневренность и количество ХП.

10 уровень. «Хабаровск»

Проект 47 справедливо находится в топе ветки. Это поистине творение «сумрачного советского гения» и никаких особых изменений этот корабль не требует.

Высказывайте свои мысли по поводу подобной расстановки кораблей в дереве.

В следующем материале рубрики мы разберем перспективу разделения ветки крейсеров США на две, которая также уже была анонсирована.

Корабли этого проекта могли стать самыми массовыми в своем классе. Их планировали спускать на воду в огромных для нашего ВМФ количествах. Полсотни эсминцев первого ранга - такой армады довольно для комплектации целого флота. К тому же многоцелевое назначение предполагало использование их для решения самых разнообразных задач. Головной эсминец «Современный» (проект 956) был заложен в 1975 году, последний корабль серии спущен на воду в конце 1993-го. Из планируемых пятидесяти единиц на вооружение СССР и России поступили 17. Еще четыре ходят под Два корабля законсервированы, два находятся в стадии модернизации, еще два - в боевом составе остальные списаны. В чем причина столь массовой резки на металл нестарых, по военно-морским понятиям, единиц?

Зачем СССР были нужны новые эсминцы

Причины отказа от большого количества кораблей проекта 956 следует искать во временах уже далеких. Именно тогда, в середине пятидесятых годов, произошло прискорбное явление, названное военными моряками «хрущевским разгромом». Опьянение успехами отечественных ракетостроителей привело к крупному стратегическому просчету. Вероятность глобального конфликта снизилась по причине гарантированности взаимного уничтожения, но это вовсе не означало, что отпала необходимость в региональном присутствии Советского ВМФ, а обеспечить его без наличия в арсенале крупных кораблей оказалось крайне сложно. Действия эскадр, находящихся на боевом дежурстве в разных удаленных секторах Мирового океана, затруднялись (по причине малого количества единиц, образующих их «ядро» и обуславливающих устойчивость). Авианосцы в СССР не строились из-за их дороговизны, эсминцы ранних проектов (пр. 30-2 и 78) и крейсера (пр. 68), построенные при Сталине и «недорезанные» Хрущевым, не только морально устарели, но и износились физически. Флот требовал пополнения современными кораблями крупного водоизмещения, оснащенными - наравне с ракетными пусковыми установками - мощной артиллерией. Именно таким задумывался новейший эсминец проекта 956, насущная необходимость в котором была вполне осознана после масштабных учений «Океан», прошедших весной 1970 года.

Что такое и зачем он нужен

Понятие скорее традиционное, чем наполненное реальным смыслом. Разумеется, минами вооружение не ограничивается, а по своему назначению корабль скорее соответствует принятому во многих флотах мира классу фрегатов, которые, в свою очередь, также имеют мало общего со старинными парусниками. Эсминец проекта 956 «Сарыч» (таков был шифр) предназначался для выполнения широкого круга боевых задач, которые могли оказаться не по силам составлявшим основу ВМФ СССР в конце шестидесятых. Официально его главное предназначение формулировалось как огневая поддержка десанта, выраженная в подавления малоразмерных наземных целей, обеспечении ПВО и ПРО высаживающихся подразделений и уничтожении плавсредств вероятного противника. Также планировалось совместное использование с БПК (пр. 1155), что приближало эффективность такой пары к боевым возможностям самых современных на тот момент американских фрегатов «Спрюэнс». Исходя из поставленных задач и создавался эсминец проекта 956. Корабль обходится бюджету дорого, его строят исходя из конкретной оборонной доктрины, тем более, когда речь идет о крупной серии.

Внешний вид и пропагандистское значение эстетики

Считается, что для военной техники внешний вид не так важен, как ее функциональные возможности, но это не совсем так. От того, насколько внушительно выглядит образец, зачастую зависит производимое им на вероятного врага впечатление, что в условиях отсутствия войны может сыграть немаловажную роль в развитии конфликта, а возможно, и предотвратить его. Исходя из этой посылки, создавался и эсминец проекта 956. Модель, фото которой была представлена Главкому МВФ Адмиралу С. Г. Горшкову в конце 1971 года, была одобрена во многом благодаря грозному виду корабля, его зловещему экстерьеру и тому пропагандистскому эффекту, который мог произвести его силуэт после появления судна на океанских просторах. Макет, построенный в масштабе 1:50, флотскому начальству понравился: он вполне соответствовал внешнеполитической доктрине СССР и демонстрировал прогресс в науке и технике второй половины XX века. Но, конечно же, дело было не только во внешнем виде - не так прост был С. Г. Горшков, чтобы по общему впечатлению оценивать эсминец проекта 956. Характеристики корабля были важнее, и они говорили об очень хороших мореходных качествах.

Новшества судостроения

Аванпроект специалисту в области судостроения нравился не только эстетически. Главными чертами внешнего облика корабля стала гладкопалубность корпуса, седловатость его носовой части, удачное размещение артиллерийских вооружений главного калибра, расположение зенитных комплексов по бортам (что обеспечивало отличные возможности постановки заградительного огня) и большое возвышение антенн РЛС (для улучшения локационного обзора). Длина корпуса лимитировалась возможностями верфей завода им. А. А. Жданова и не должна была превышать 146 метров при ширине 17 м. При разработке общей судостроительной идеологии корабля впервые применялись многие технологии. Форма носовой части задавала незаливаемость (до 7 баллов волнения) встречной волной, борт выполнялся с двойным изломом поверхности для понижения заметности. Были и другие особенности, которыми отличался эсминец проекта 956. Чертежи палуб выполнены с соблюдением их строгой горизонтальности независимо от обводов, что значительно улучшало технологичность установки оборудования. Корпус делится на пятнадцать водонепроницаемых отсеков, носовая «бульбовая» подводная часть не только снижает сопротивление, но и служит для размещения в ней поста гидроакустики (МГК-335МС, он же комплекс «Платина). Рационально применены элементы силового упрочнения в местах наибольших напряжений.

Энергоустановка

К недостаткам кораблей этой серии специалисты относят заведомо устаревшую силовую установку. Для этого были причины. При выборе типа турбины С. Г. Горшков предпочтение отдал котловой схеме, отвергнув газовую. Сделано это было под влиянием министра судостроения СССР Б. Е. Бутомы, аргументировавшего свое мнение большой загрузкой Южного турбинного завода и тем, что поставки мазута наладить в особый период будет легче, чем дизельного топлива. В результате эсминец проекта 956 оснастили спаренной котлотурбинной установкой общей мощностью 100 тыс. л. с. Сегодня трудно давать всеобъемлющую оценку и высказываться сугубо в пользу этого решения или против него. Дело в том, что в начале 70-х годов существовал амбициозный проект создания революционных в технологическом аспекте прямоточных КТУ, в случае успеха обещавших стать уникальными, но он не увенчался успехом. В конечном счете, пришлось остановиться на обычных устаревших высоконапорных котлах, проверенных и, в общем-то, тоже неплохих. И еще один аргумент в их пользу состоял в относительной дешевизне мазута. Мировой энергетический кризис коснулся и СССР.

Пушечное вооружение

Недооценка в прошедшие десятилетия роли артиллерии на морском театре военных действий побудила КБ «Севмаша» вооружить эсминец «Современный» (проект 956) двумя спаренными установками АК-130, оснащенными многоканальными системами управления «Лев-218» (МР-184). Наведение стволов осуществляется на основании информации, поступившей от РЛС, дальномера (лазерного) и телевизионных устройств, и обработанной цифровым вычислителем параметров стрельбы. Подача боеприпасов механизирована, скорострельность достигает 90 выстр./мин, дальность превышает 24 км. По артиллерийской мощи эсминец проекта 956 превосходит линейные корабли времен Первой мировой войны, не имевшие других вооружений, кроме пушечного. Вес доставляемых к цели снарядов (за одну минуту) превышает шесть тонн.

Зенитные артиллерийские средства обеспечивают защиту от сложных целей (в том числе и крылатых ракет) и представлены двумя расположенными побортно 30-мм комплексами АК-630М. Эти установки включают шестиствольные системы с водяным охлаждением, управляемые АСУ «Вымпел». Они способны поражать скоростные объекты на расстоянии до 4 км со скорострельностью в 4 тыс. выстрелов в минуту.

Ракеты

Ракетное вооружение эскадренного миноносца «Сарыч» предназначено для борьбы с воздушными и морскими целями. Комплекс «Ураган» (в более поздних модификациях «Ураган-Торнадо») оснащен однобалочными пусковыми установками, стреляющими ЗУРами. В боекомплекте каждой из двух ПУ - 48 реактивных управляемых снарядов. «Ураган» - оружие универсальное, оно вполне пригодно для поражения надводных кораблей небольшого тоннажа (например, ракетных или Количество сопровождаемых и уничтожаемых целей - до шести (при запуске каждые 12 секунд).

Специализированную противокорабельную оборону эсминец проекта 956 осуществляет комплексом «Москит» («Москит-М»), оснащенным ракетами ЗМ-82. Установок две, они защищены бронированием, каждая содержит по четыре снаряда. Боевой радиус комплекса составляет 120 км (170 у «Москита-М»). Ракеты сверхзвуковые (M=3), масса ВВ в боевом зарядном отделении - три центнера. Все восемь ЗМ-82 могут быть выпущены в течение полуминутного залпа по команде корабельной системы управления.

Условия службы

«Сарыч» выгодно отличался от многих кораблей ВМФ улучшенными условиями обитаемости. Эсминец оснащен единой установкой микроклимата, обеспечивающей комфортную атмосферу при наружной температуре, колеблющейся от −25 °С до +34 °С. Для отдыха рядового состава служат 16 кубриков вместимостью от 10 до 25 человек, при этом на каждого матроса приходится площадь свыше 3 м². Мичманские (четырехместные) и офицерские (одно- и двухместные) каюты имеют площадь 10 кв. м. Две просторные кают-компании и три столовые служат для приема пищи. На борту имеется все необходимое для жизни вдали от родного берега: кинозал, кабельное телевидение, библиотека, внутренняя радиосистема, комфортабельные душевые, сауна. В жаркую погоду по приказу командира корабля может быть собран бассейн.

Внутри медицинского блока есть амбулатория, двухместный изолятор, лазарет и операционная.

Условия обитаемости и комфорта на эсминцах проекта 956 не уступают иностранным стандартам, что повлияло на экспортный потенциал этих кораблей.

Тяжелые времена

Проект создавался исключительно для внутреннего использования, и до распада СССР о продаже кораблей этого типа даже речи не было. Четырнадцать эсминцев вошли в состав ВМФ СССР в период 1976-1881 годов, каждый из них строился в среднем четыре года. Корабли поступали на Северный (шесть) и Тихоокеанский (восемь) флоты, принимали участие в масштабных военно-морских учениях, совершали дальние походы и дружественные визиты в иностранные порты.

В последние советские годы и сразу после распада СССР ситуация изменилась. Резко снизилось государственное финансирование. Содержание военного корабля обходится недешево. За десятилетие дюжину их списали, в строю осталось пять эскадренных миноносцев этого типа, остальные разобрали или законсервировали. Еще через десять лет (в 2011 году) боевую службу нес на Северном флоте уже единственный эсминец проекта 956 «Адмирал Ушаков». «Настойчивый» был флагманом Балтфлота, а «Быстрый» находился в Тихом океане. Осталось всего три действующих корабля из семнадцати построенных.

К этому времени большинство систем вооружений класса «Сарыч» устарели. Планировавшаяся модернизация эсминцев проекта 956 предполагала переоснащение крылатыми ракетами и новыми системами ПВО и ПРО. Требовалась замена противолодочной и противоторпедной обороны. При этом ходовые характеристики эсминцев оставались очень неплохими. Дальность автономного плавания в 4,5 тыс. миль, высокая скорость и мощная бортовая артиллерия побуждали командование флота воздерживаться от полного вывода кораблей из боевого состава.

Модернизация и экспортные поставки

Два недостроенных корабля, получившие при закладке названия «Важный» и «Вдумчивый», а затем переименованные в «Екатеринбург» и «Александр Невский», на рубеже тысячелетний были завершены и проданы в КНР. Проект в экспортном исполнении подвергся изменениям и получил код 956 Э. Названия китайских кораблей - «Ханьчжоу» и «Фучжоу», они с 2000 года по настоящее время несут службу в составе Восточного флота ВМС Народно-освободительной армии Китая. Модернизация эсминцев проекта 956 серии «Э» (экспортных) касалась только энергоустановки и некоторых систем вооружений.

Более серьезным изменениям подверглись следующие две единицы, предназначенные для китайского флота. Эсминец проекта 956ЭМ отличается от модификации «Э» размерами, противокорабельными ракетами повышенной дальности «Москит-МЭ» (они достают цели в радиусе 200 км) и новыми зенитными ракетно-артиллерийскими модулями «Каштан». Кормовая артустановка заменена вертолетным ангаром. По этому проекту в 2005 и 2006 годах построены два эсминца («Тайчжоу» и «Нинбо»).

Если продажа КНР первых двух кораблей объяснялась преимущественно сложной финансовой обстановкой начального постсоветского периода, то контракт на поставку следующей пары можно назвать успешной внешнеторговой операцией. В середине первого десятилетия нового века уже обозначилась линия на системную модернизацию российских вооруженных сил, в том числе и флота. На тот момент проектировались корабли более совершенные, чем эсминец проекта 956, фото которого уже вызывало ассоциации с минувшей эпохой. Массивные надстройки и многочисленные антенны соответствовали облику флотов прошлого века. Впрочем, и Китай не прогадал, купив мощные и надежные боевые единицы, усилившие его ВМС.

Проект 40-Н: 6×2 45-мм АУ СМ-7 Противолодочное вооружение 48-50 глубинных бомб, до 64 морских мин КБ-3 Минно-торпедное вооружение 2×5 533-мм торпедных аппарата

Эскадренные миноносцы проекта 40 - нереализованный проект трёхбашенного эскадренного миноносца с универсальной артиллерией главного калибра, разрабатывавшийся в 1942-1945 годах для Военно-Морского Флота СССР . Эскадренный миноносец проекта 40 разрабатывался с учётом опыта Второй мировой войны , и в сравнении с предыдущими проектами эскадренных миноносцев (проекты и ) должен был иметь улучшенную мореходность и новое оборудование и вооружение . Проект 40 рассматривался главнокомандующим ВМФ Н. Г. Кузнецовым как наиболее приоритетный объект для включения в десятилетнюю послевоенную кораблестроительную программу (среди надводных кораблей основных классов), однако личным решением И. В. Сталина он включён в неё не был.

История проектирования

Тактико-техническое задание

Оперативно-тактическое задание на новый, более крупный, чем корабль проекта 35 , «большой эсминец» для океанской службы (обозначение «проект 40») было разработано научно-техническим комитетом в начале 1942 года и утверждено главнокомандующим ВМФ СССР Николаем Герасимовичем Кузнецовым 26 августа 1942 года . В 1943-1944 годах специалистами эвакуированных в Казань научно-технического комитета РКВМФ и ЦКБ-17 были выполнены предэскизные проработки эсминца проекта 40 стандартным водоизмещением 2200 тонн. Конструкторам было предложено использовать материалы эскизного проекта 35, а также разрешалось увеличить стандартное водоизмещение до 2700 т. К проектированию были привлечены лучшие конструкторы бюро ЦКБ-17 : В. А. Никитин , А. Л. Фишер , И. Ф. Топтыгин, Н. В. Брезгун. Конструкторское бюро проработало шесть вариантов предэскизного проекта, однако уложиться в заданный лимит тоннажа его конструкторам не удалось - в соответствии с назначением корабля должны были находиться и его главные размерения , и его дальность плавания , и автономность .

Проанализировав результаты предэскизных проработок, флот 10 марта 1944 года выдал уточнённое тактико-техническое задание, в котором снизил требования к скорости - не менее 36 узлов , повысил лимит стандартного водоизмещения - 3000 т, но оставил прежним дальность плавания - 6000 морских миль . Новое ТТЗ адмирал флота Н. Г. Кузнецов утвердил 6 ноября 1944 года. В утверждённом главнокомандующим ВМФ ТТЗ было увеличено стандартное водоизмещение - до 3200 т, а также появилось требование разместить универсальные орудия в стабилизированных установках, усилить вооружение РЛС , установить новые комплекты приборов управления артиллерийской и торпедной стрельбой (ПУС и ПУТС). Вариант проекта 40 разработки конструктора В. А. Никитина (проект 40Н) был доведён до стадии эскизного проекта .

Проекты ЦКБ-17

ЦКБ-17 были разработаны шесть альтернативных вариантов проекта 40 (первые пять - в декабре 1943 года). Базовый вариант имел полубачную архитектуру (2/3 длины корпуса), эшелонное расположение ГЭУ , второе дно и две продольные переборки в районе машинных и котельных отделений. Проект 40Л являлся аналогом базового проекта, но с линейным расположением ГЭУ. У проекта 40А расположение ГЭУ также было выбрано линейным, но полубак распространялся только на половину корпуса корабля , отсутствовало второе дно и продольные переборки. Проект 40Б был аналогом проекта 40А, но без полубака. Ещё два инициативных проекта - 40ИЭ и 40 ИЛ являлись бесполубачными аналогами базового проекта 40 и проекта 40Л соответственно. Все варианты установки вооружения на этих вариантах проекта 40 предусматривали универсальный главный калибр из трёх двуствольных 130-мм башенных установок Б-2-У и приборов управления стрельбой на базе ЦАС-У , два 533-мм трёхтрубных торпедных аппарата и 37-мм зенитные автоматы : на проектах 40, 40-ИЭ и 40-ИЛ по десять, а на проектах 40А и 40Б - по восемь. Противолодочное и радиоэлектронное вооружение не предусматривалось. За прототип ГЭУ был взят комплект ТЗА , закупленный в США для проекта 30А . Четыре высоконапорных котла с дутьём в котёл (а не в котельные отделения, как на довоенных проектах 7 и 30) должны были вырабатывать пар давлением 46 кг/см² и температурой 450 °C. Две паровых турбины - обеспечивать кораблю скорость хода 36 узлов. Бытовые условия были в целом лучше, чем на предыдущих проектах, но матросов предполагалось разместить на подвесных койках по германскому образцу .

Шестым проектом ЦКБ-17, разработанным в январе 1944 года , был проект 40Н. Корпус эскадренного миноносца проекта 40Н проектировался в двух вариантах: гладкопалубном и с полубаком . Высота борта на миделе в гладкопалубном варианте составляла 8,2 м, что при нормальном водоизмещении обеспечивало кораблю надводный борт более 4 м. Корпус имел коэффициент общей полноты 0,520. Силуэт корабля определяли подъём верхней палубы к прямому форштевню и излом в районе кормовой АУ СМ-2, в сочетании с двумя сильно наклонёнными и довольно высокими дымовыми трубами, и высокой носовой надстройкой , на которой находилась единственная на корабле треногая мачта. При дальности плавания 18-узловым экономическим ходом более 4000 морских миль полное водоизмещение корабля превышало 4000 т. Котлотурбинная установка мощностью 76 000 л. с. располагалась двумя эшелонами и по расчётам должна была обеспечить кораблю полный ход со скоростью 36 узлов . Расчётная дальность плавания полным ходом составляла 1080 морских миль, экономическим - 4150 миль. Мощность электроэнергетической системы составляла 1200 кВт. По табелю комплектации экипаж корабля составлял 353 человека .

Артиллерийское вооружение корабля проекта 40Н составляли три двухорудийные 130-мм универсальные стабилизированные АУ СМ-2 (боезапас - 200 выстрелов на ствол) и шесть двуствольных стабилизированных 45-мм автоматов СМ-7 (боезапас - 1000 выстрелов на ствол). Носовую батарею 45-мм АУ для уменьшения заливаемости при волнении подняли на 2-й ярус надстройки .

Противолодочное вооружение должно было состоять из 50 больших глубинных бомб и кормовых бомбосбрасывателей . Минные рельсы могли принимать 64 морские мины КБ-3 (в полубачном варианте вследствие более коротких минных дорожек на юте количество принимаемых мин уменьшалось до 26). Корабль также вооружался двумя комплектами паравана-охранителя и акустическим тралом. Странным является факт отсутствия в уточнённом тактико-техническом задании требований установки на корабль гидроакустической станции и современных средств поражения ПЛ (многоствольных реактивных бомбомётов), если учесть, что с 1942 года советские эскадренные миноносцы проекта 7 при прохождении текущих ремонтов оборудовались английской ГАС ASDIC, а информация о бомбомёте Hedgehog была известна командованию советского флота .

Проект конструкторского бюро научно-технического комитета РКВМФ

Внешние изображения
Эскизный проект 40, вариант КБ НТК РКВМФ.

Проектные работы по ТТЗ на проект 40 конструкторское бюро научно-технического комитета (НТК) проводило самостоятельно и независимо от ЦКБ промышленности. Мощность ГЭУ корабля (74 000 л. с.) позволяла развивать заданную в ТТЗ скорость 36 узлов . Два главных турбозубчатых агрегата и четыре главных котла ГЭУ , как и в проекте ЦКБ-17, располагались по эшелонной схеме. Дальность плавания 14-узловым экономическим ходом должна была составить 5700 морских миль , что при достаточно скромном запасе топлива «вызывало сомнения в реальности заложенных в расчёт показателей экономичности ГЭУ» . Кораблестроительные элементы проекта 40 разработки НТК в абсолютных значениях были несколько меньшими, чем в варианте ЦКБ-17 (см. таблицу). Остойчивость эсминца была немного хуже.

Расположение артиллерии главного калибра от проектов ЦКБ-17 отличалось тем, что на полубаке оставили одну башню, а две перенесли в корму и расположили линейно-возвышенно. 45-мм зенитная артиллерия была размещена аналогично проектам ЦКБ-17: по три двухствольных автомата СМ-7 на 1-м ярусе носовой надстройки и столько же на средней надстройке. В состав противолодочного вооружения были добавлены четыре шточных бомбомёта БМБ-1 (боезапас для бомбомётов и кормовых бомбосбрасывателей был уменьшен до 48 больших глубинных бомб) . В качестве средств радиолокационного дозора и целенаведения артиллерии должны были служить РЛС «Марс », «Гюйс » и «Риф », также на корабль планировалась установить по два комплекта станций «Юпитер-2Б» и станции радиотехнической разведки и помех. Остальное вооружение было сохранено по требованиям ТТЗ .

Основные кораблестроительные элементы эскадренных миноносцев проекта 40
Основные элементы Проект 40 (базовый) Проект 40Л Проект 40А Проект 40Б Проект 40ИЭ Проект 40ИЛ Проект 40Н (гладкопалубный) Проект 40-Н (полубачный) Проект КБ НТК РКВМФ
Водоизмещение, т
Стандартное водоизмещение Н/д 3250 3296 3200
Нормальное водоизмещение Н/д 3625 3670 3457
Полное водоизмещение Н/д 4000 4050 Н/д
Главные размерения, м
Длина наибольшая 135,0 Н/д
Длина по конструктивной ватерлинии 130,0 126,0
Ширина наибольшая 13,0 Н/д
Ширина по конструктивной ватерлинии Н/д 13,0
Высота борта на миделе Н/д 8,2 6,5 Н/д
Средняя осадка
Н/д 3,84 3,87 Н/д
Средняя осадка
при нормальном водоизмещении
Н/д 4,13 4,16 4,15
Средняя осадка
при полном водоизмещении
Н/д 4,42 4,45 Н/д
Начальная поперечная
метацентрическая высота
при стандартном водоизмещении
Н/д 0,75 0,63 0,71
Начальная поперечная
метацентрическая высота
при нормальном водоизмещении
Н/д 1,07 0,96 1,11
Начальная поперечная
метацентрическая высота
при полном водоизмещении
Н/д 1,29
Энергетическая установка
Мощность ГЭУ, л. с. 81 200 72 000 70 000 Н/д 70 000 72 000 Н/д
Запас топлива 880 775 655 755 Н/д 750 760 Н/д
Дальность плавания (на скорости N узлов) 6000 (16) 6000 (15) 5200 (15) 6000 (15) Н/д 6300 (15) 5800 (15), 4000 (18) 5700 (14)
Электроэнергетика 2 турбогенератора по 350 кВт, 2 дизельгенератора по 175 кВт (переменный трёхфазный ток 220 Вольт, частотой 50 Гц) 1200 кВт Н/д
Вооружение
Зенитное дальнего боя 3×2 130-мм АУ Б-2-У 3×2 130-мм АУ СМ-2-1
Зенитное ближнего боя 10 37-ммм АУ 8 37-мм АУ 10 37-мм АУ 6×2 45-мм АУ СМ-7
Торпедное 2×3 533-мм ТА 2×5 533-мм ТА Н/д
Противолодочное Нет кормовые бомбосбрасыватели 4 БМБ-1
Радиоэлектронное Нет РЛС обнаружения и управления огнём, станции РТР и помех Нет

Планы строительства серии и завершение проектных работ

«Большой эсминец» проекта 40 рассматривался высшим командованием ВМФ как наиболее приоритетный объект для включения в послевоенную кораблестроительную программу (среди надводных кораблей основных классов). Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов считал этот корабль наиболее подходящим для Северного и Тихоокеанского флотов и признавал необходимым начать строительство головного корабля уже в 1946 году . В соответствии с этими планами в начале января 1945 года приказом Кузнецова была создана комиссия из наиболее авторитетных адмиралов для подготовки предложений по послевоенной кораблестроительной программе, в том числе формулирования ТТЗ по кораблям различных классов. Комиссия состояла из нескольких подкомиссий, представлявших как Генеральный штаб во главе с П. А. Трайниным , так и преподавателей Военно-Морской академии (ВМА) . Общее руководство осуществлял начальник кафедры ВМА вице-адмирал С. П. Ставицкий , а подкомиссию по эсминцам возглавлял начальник тактики ВМА контр-адмирал Ю. А. Добротворский. Результатом работы подкомиссии по эсминцам стали выводы, оформленные в виде протокола заключительного заседания комиссии от 5 марта 1945 года :

Признать целесообразным предложение подкомиссии контр-адмирала Добротворского о необходимости двух подклассов миноносцев : ЭМ с мощным торпедно-артиллерийским вооружением, большой мореходностью и значительной дальностью плавания, предназначенные в первую очередь для ТОФ и СФ, и миноносцы, по возможности умеренного водоизмещения, предназначенные, в основном, для стеснённых районов Балтийского моря и Тихоокеанского театра. Принять, что одной из основных задач ЭМ должно явится охранение крупных боевых кораблей при действиях в море, в связи с чем необходима дальность плавания не менее 3000 миль при общей для кораблей боевого ядра повышенной экономической скорости 21 узел. В связи с этим признать желательным наличие двух вариантов - причём второй должен отличаться от предложенного усилением артиллерии и противолодочного оружия за счёт уменьшения числа ТА. Просить подкомиссию дополнить работу кораблестроительными расчётами.

Протокол комиссии Ю. А. Добротворского дополняли кораблестроительные расчёты, в которых в качестве «большого миноносца», правда, с некоторыми изменениями (в частности, увеличилось нормальное водоизмещение , усилилось зенитное вооружение), был принят довоенный проект 30 , но в Главном морском штабе «вполне отдавали себе отчёт о ценности рекомендаций комиссии С. П. Ставицкого, и после утверждения рекомендаций главкомом о них просто забыли» .

На основе выводов комиссии летом 1945 года Главный морской штаб разработал предложения по 10-летнему плану военного кораблестроения на 1946-1955 годы. По этому плану предполагалось построить 132 «больших эсминца» с тремя двуствольными 130-мм универсальными артиллерийскими установками башенного типа и 226 «просто» эсминцев с двумя аналогичными артиллерийскими установками . Вместе с линкорами проекта 24 , тяжёлыми крейсерами проекта 82 , лёгкими крейсерами проекта 68-бис и авианосцами «большие» эсминцы должны были составить основу Военно-Морского Флота СССР , призванного оперировать на всей акватории Мирового океана . Одними из основных качеств «большого» эсминца должны были быть большая автономность , высокая скорость полного хода , отличная мореходность и усиленные возможности ПВО .

Судьбой эскадренных миноносцев проекта 40 распорядился «сам товарищ Сталин».

Эскадренные миноносцы типа «Бэттл» были единственным типом эсминцев ВМС Великобритании , который был создан в период Второй мировой войны с учётом её опыта и успел принять участие в боевых действиях. Разработка проекта корабля была начата в 1941 году . Впервые в практике английского кораблестроения конструкторы разместили новую 114-мм универсальную артиллерию главного калибра в двуствольных башенных установках с высокой степенью механизации и соответствующей ей системой управления огнём . Вся артиллерия главного калибра была размещена в носу, что впоследствии послужило поводом для критики проекта. Зенитное вооружение было достаточно сильным: так согласно спецификации 1944 года эсминец вооружался четырьмя двуствольными и четырьмя одноствольными 40-мм АУ «Бофорс» с длиной ствола 56 калибров, корабли серии с пятого по шестнадцатый вместо 102-мм универсальной пушки для стрельбы осветительными снарядами получили в качестве зенитного вооружения ещё два дополнительных «бофорса». Важным нововведением на корабле было использование пара с повышенными параметрами (давление 50 кг/см² против 21 кг/см² на предыдущих проектах). Начиная с третьего корабля типа эсминцы оснащались успокоителями качки. Восемь кораблей модернизированного типа (2-я группа), вступившие в строй уже в 1946-1948 годах, вооружались дополнительным пятым 114-мм орудием, пятитрубными торпедными аппаратами (вместо четырёхтрубных) и имели новую систему управления огнём .

Эскадренные миноносцы типа «Гиринг» стали дальнейшим развитием эсминцев типа «Аллен М. Самнер ». В проекте эсминцев типа «Гиринг» был исправлен основной недостаток предыдущего типа кораблей - чрезмерная перегрузка, вызванная установкой сверхштатного зенитного вооружения. За счёт удлинения корпуса на 4,3 м удалось почти в полтора раза увеличить запас топлива , а вместе с ним и дальность плавания . Вооружение корабля для представителей класса «эскадренный миноносец» было сильным: шесть универсальных 127-мм орудий Mark 38 в трёх башенных установках, 16 40-мм орудий «Бофорс» (2×4, 4×2), одиннадцать 20-мм зенитных автоматов «Эрликон», два пятитрубных торпедных аппарата и шесть бомбомётов . В 1944-1951 годах было построено 98 кораблей этого типа .

Эскадренные миноносцы типа «Югумо» были развитием типа «Кагэро »: они отличались немного удлинённым корпусом и новыми башнями 127-мм орудий главного калибра, обеспечивающими угол возвышения орудий 75°. Начиная с 1943 года и до окончания Второй мировой войны на кораблях типа постоянно усиливалось зенитное вооружение: в итоге вместо проектных двух двуствольных 25-мм АУ число 25-мм орудий зенитной артиллерии на кораблях достигло двадцати шести (4×3, 1×2, 12×1). На отдельных кораблях кормовая башня главного калибра № 3 заменялась двухствольной палубной 127-мм/40 зенитной установкой с углом возвышения 90°, но при этом корабли несли меньшее количество 25-мм зенитных автоматов - всего двенадцать. Торпедное вооружение кораблей типа состояло из двух четырёхтрубных торпедных аппаратов калибра 610 мм, противолодочное вооружение - из четырёх бомбомётов с боезапасом 36 глубинных бомб

Для многих людей отечественный военно-морской флот ассоциируется исключительно с громадами корпусов атомных ракетных крейсеров и гладкими обтекаемыми силуэтами подводных лодок. В действительности же, в составе ВМФ СССР находились тысячи различных кораблей, многие из которых, несмотря на заслуженные подвиги, остались неизвестными.


Чтобы исправить это досадное недоразумение, я предлагаю сегодня поговорить об эсминцах проекта 56, ставших последними торпедно-артиллерийскими эсминцами советского ВМФ. Скромные корабли отлично проявили себя в напряженной обстановке Холодной войны, часто выступая в совершенно неожиданных амплуа.

В период с 1953 по 1958 год было заложена серия из 32 эскадренных миноносцев проекта 56 (тип «Спокойный» - в честь головного корабля серии). Изначально проектировавшийся для артиллерийского боя в составе эскадры крейсеров, 56 проект морально устарел еще во время проектирования. Ракетно-ядерная эпоха предъявляла уже совсем другие требования к эскадренным миноносцам, а наличие у противника многочисленной палубной авиации делало артиллерийский бой между крупными кораблями анахронизмом. Тем не менее, переубедить товарища Сталина было невозможно – и новый советский эсминец был создан в соответствии с его представлениями о тактике морского боя.

Как и полагалось торпедно-артиллерийскому эсминцу, проект 56 обладал колоссальной скоростью – ее предельное значение у кораблей серии достигало 39-40 узлов, что является мировым рекордом для послевоенных эскадренных миноносцев. Погоня за скоростью стоила дорого – автономность эсминцев снизилась до 45 суток по провизии и до 10 суток по запасам пресной воды. Дальность хода 18-узловым ходом не превышала 3000 морских миль.

В качестве главного артиллерийского калибра нового эсминца были выбраны 2 спаренные 130 мм артиллерийские системы СМ-2-1. Система управления огнем «Сфера-56», включала стабилизированный визирный пост наводки СВП-42/50 со встроенными дальномерами ДМС-3 и радиолокационной станцией «Якорь-М». Максимальная дальность стрельбы приближалась к 28 км. Скорострельность в полуавтоматическом режиме - 14 выстрелов в минуту. Артиллерийская установка могла дать 54 залпа с полной скорострельностью, после чего ей требовалось 4-5-минутное охлаждение. Появись проект 56 на десятилетие раньше – ему бы не было равных среди эсминцев по огневой мощи.

Другой интересной артиллерийской системой были 4-х ствольные зенитные автоматы СМ-20-ЗИФ калибра 45 мм. Не берусь судить об их боевой эффективности, но стреляющий 45 мм «пулемет» - совершенно безумное зрелище. Боекомплект – 17200 снарядов.


СМ-20-ЗИФ в Шлиссельбурге

При создании эсминцев проекта 56 применялось множество инновационных решений, и они часто служили площадкой для испытаний экспериметальных систем. Вот лишь несколько любопытных моментов:
- На кораблях (начиная с эсминца «Бравый) впервые в советском ВМФ были установлены активные успокоители качки, что самым положительным образом повлияло на мореходность.
- В далеком 1958 году на эсминце «Светлом», опять же впервые в советском флоте была смонтирована вертолетная площадка для испытаний корабельного вертолета Ка-15.
- Впервые в отечественного флота, на пр. 56 надстройки были выполнены из алюминиевого сплава (впоследствии, в результате появившихся вибраций, пришлось трижды подкреплять их конструкцию, что, в конечном итоге, приблизило ее массу к массе аналогичной стальной надстройки).
- Корабли проекта 56 оснащались полным комплексом радиоэлектронного оборудования, включая боевую информационно-управляющую систему «Звено» с электронным планшетом, на которой транслировались данные с радара общего обнаружения «Фут-Б». Здесь советские корабелы впервые столкнулись с масштабной задачей: наличие большого количества разнообразных антенных устройств, создающих взаимные помехи при работе, потребовало значительных работ для их оптимального размещения.

В первых числах мая 1954 года иностранными туристами у Кронштадта был сфотографирован советский военный корабль нового типа, получивший кодовое обозначение НАТО Kоtlin-class destroyer (в честь географической точки, где он был впервые замечен). С началом боевой службы быстро выяснилось, что для эсминцев проекта 56 нет подходящих задач - собственно, моряки понимали это еще на этапе проектирования, но высшее руководство страны придерживалось крайне консервативных взглядов на облик нового эскадренного миноносца. Этот факт вызывает насмешку у современных «демократических» историков, но, жизнь 56 проекта только начиналась.

В ВМС США в 50-е годы существовал аналогичный проект эсминца – тип «Форрест Шерман», правда несколько иного назначения – эскортный эсминец ПВО с тремя высокоавтоматизированными 127 мм орудиями (скорострельность - 40 выстр./мин). Проект был признан неудачным – успели заложить всего 18 «Шерманов», т.е. по меркам американского флота, даже и не начинали строить.
В итоге, американцы столкнулись с той же проблемой, что и наши моряки. Из 400 американских эсминцев, к середине 50-х ни один не соответствовал требованиям Ракетно-ядерной эпохи.

Начался поиск решений для увеличения боевых возможностей эскадренных миноносцев. За океаном была принята программа FRAM (Fleet Rehabilitation and Modernization), направленная на продление срока эксплуатации эсминцев времен Второй мировой, а также эсминцев первых послевоенных проектов, путем превращения их в противолодочные корабли.

Отечественные инженеры приступили к разработке проекта 56-ПЛО, имеющего аналогичные задачи. С 1958 года прошли модернизацию 14 эскадренных миноносцев проекта 56. На кораблях был демонтированы второй торпедный аппарат и все 6 штатных кормовых устройств БМБ-2 для сбрасывания глубинных бомб. Вместо них на носовой надстройке эсминцев смонтировали пару 16-ствольных реактивных бомбометных установок РБУ-2500 «Смерч», а в кормовой части корабля установили две 6-ствольные установки РБУ-1000 «Бурун». В отличии от других кораблей, на эсминеце «Московский комсомолец» вместо РБУ-2500 в 1961 году установили более совершенные установки РБУ-6000. Оставшийся пятитрубный торпедный аппарат получил новую систему управления торпедной стрельбой «Звук-56» и противолодочные торпеды. Также на модернизированных кораблях установили гидроакустическую станцию «Пегас-2М». Теоретически, это придавало советским эсминцам новые боевые качества, но к тому времени, на вооружении «вероятного противника» уже появились стратегические подводные атомные ракетоносцы, а аналогичные «охотники за субмаринами» стран НАТО стали оснащаться противолодочным ракетным комплексом RUR-5 ASROC (Anti-Submarine Rocket) – первые модификации этих ракетных систем обеспечивали поражение целей на дальности 9 км, а в качестве боеголовки использовались самонаводящиеся торпеды Марк-44, Марк-46 или специальная боевая часть W-44 мощностью 10 килотонн в тротиловом эквиваленте. Аналогичные системы разрабатывались и в Советском Союзе, но установить их на эсминце пр. 56-ПЛО тогда не представлялось возможным.

Было решено модернизировать 56-й проект в другом направлении – превратить эсминцы в грозные корабли ПВО. Результатом этих работ стало кардинальное переоборудование эсминца «Бравый» по проекту 56-К. Всего за 4 месяца в 1960 году было снято все вооружение, имевшеевся в корму от носового торпедного аппарата и, впервые в отечественном ВМФ, на корабле был смонтирован ЗРК М-1 «Волна», представляющий собой двухбалочную пусковую установку и ракетный погреб на 16 зенитных ракет. Эсминец получил новую РЛС общего обнаружения «Ангара». На кормовую стенку второй дымовой трубы наварили стальных листов для отражения пламени факелов стартующих ракет, а по правому борту установили кран для погрузки ракетного боезапаса. Из важных, но незаметных глазу изменений, «Бравый» получил активные успокоители качки, расширившие возможности применения ракетного в штормовую погоду.

Подобная модернизация была признана успешной и следующие 8 кораблей проекта 56 перестраивали по оптимизированному проекту 56-А, в целом, повторяющим модернизацию «Бравого». В дополнение к ЗРК «Волна», в состав комплексов вооружения эсминцев добавили РБУ-6000, а три корабля вместо 45-мм автоматов ЗИФ-20 получили паренные 30-мм зенитные установки АК-230.

Тем временем бешеная гонка вооружений продолжалась. Вы наверняка будете смеяться, но на эсминцы пр. 56 было решено запихнуть тяжелые противокорабельные ракеты. В соответствии с экспериментальным «ракетным» проектом 56-ЭМ, с эсминца «Бедовый» было снято все (!) вооружение, взамен корабль получил поворотную пусковую установку для запуска первой советской ПКР с чудовищным названием КСЩ («Корабельный снаряд «Щука») - столь непривычное, для английского языка, сочетание звуков наверняка должно было вгонять в ступор аналитиков из Пентагона. На маленьком корабле разместили 7 огромных 3,5-тонных ракет и бронированный ангар для их предстартовой подготовки. «Бедовый» стал первым в мире кораблем, вооруженным противокорабельными ракетами. Модернизация была признана успешной, несмотря на то, что громоздкий жидкотопливный КСЩ мог поражать цели на дальности всего 40 км и требовал длительной (и смертельно опасной!) предстартовой подготовки. Все недостатки компенсировались возможностью установки ядерной боевой части.

Помимо «Бедового», по аналогичному проекту 56-М были достроены 3 других эскадренных миноносца. В дальнейшем, этот этап модернизации вообще вылился в создание корабля другого типа – ракетных эсминцев пр. 57, в корпусе пр. 56, вооруженных уже двумя пусковыми установками КСЩ.
Последним штрихом стало создание в 1969 году проекта 56-У: 3 эсминца были вооружены новыми противокорабельными ракетами П-15 «Термит» и 76-мм зенитной артиллерией.

На этом безумная история модернизации проекта 56 была завершена – новые системы морского оружия уже не помещались в корпусе стареющего эскадренного миноносца. Но сам факт подобных метаморфоз свидетельствует об огромном модернизационном потенциале проекта 56, о чем даже не подозревали его создатели. В истории мирового кораблестроения это редкий случай, когда создание такого количества модификаций кораблей одного проекта со столь разными боевыми возможностями происходило без кардинальных изменений по кораблестроительной и механической части базового проекта.

К концу 60-х годов основной задачей для ВМФ СССР стало слежение за кораблями стран НАТО. Вот здесь уже по-настоящему пригодились эсминцы пр. 56 - всем кораблям серии была присуща очень высокая скорость хода, у некоторых из них она достигала 40 узлов. Ни один корабль НАТО не мог оторваться от «севшего на хвост» советского эскадренного миноносца, поэтому маленькие корабли не раз портили «вероятному противнику» морские учения. Иногда такие «маневры» приводили к громким инцидентам.

Беспредел в Японском море

В июле 1966 года эсминцы пр. 56 Тихоокеанского флота сорвали международные учения ВМС США, Японии и Ю. Кореи. Через год американцы решили поквитаться с советскими моряками – орудием мести был выбран эскадренный миноносец DD-517 Walker (готовый к списанию ветеран типа «Флетчер», на счету которого была потопленная японская субмарина). В мае 1967 года в Японском море появилась авианосная группа во главе с авианосцем «Хорнет». На сопровождение кораблей ВМС США в море вышли советские эсминцы и разведывательные корабли. 10 мая, когда наша наблюдатели приблизились к АУГ, из ее ордера внезапно вывалился DD-517 Walker. Опасно маневрируя, американец дважды столкнулся с эсминцем «Бесследный», а затем на скорости 28 узлов совершил навал на эсминец «Веский». На этом Walker не успокоился, - через день он пробил борт советскому разведывательному кораблю «Гордый». Как и полагается в таких случаях, американцы попытались устроить скандал и обвинить советскую сторону. Увы, моряки-тихоокеанцы оказались предусмотрительнее – кинофильм, снятый оператором разведгруппы штаба ТОФ, не оставлял сомнений в виновности ВМС США. Командующий 7-м флотом США на Тихом океане заявил, что плавание совместно с советскими кораблями было "приятным событием".

Другой лютый случай имел место 9 ноября 1970 года, когда опасно маневрируя в зоне учений британского флота, эскадренный миноносец Черноморского флота «Бравый» попал под удар авианосца «Арк Ройал» (Королевский ковчег). К счастью, все закончилось благополучно – тяжелых повреждений никто не получил.

Совершенно паранормальная история произошла у берегов Камчатки – в 1990 году была предпринята попытка затопления списанного эсминца «Возбужденный» (проект 56-А) в виде корабля-мишени. Три МРК пр.1234 разрядили по нему свои противокорабельные ракетные комплексы П-120 «Малахит». С мыса Шипунского им помогала береговая ракетная батарея, накрывшая залпом обреченный корабль. Но…«Возбужденный», отказался тонуть. Пришлось брать его на буксир и вести обратно в Петропавловск-Камчатский. Через месяц, его повели на повторный «расстрел». В этот раз в стрельбе упражнялись два сторожевых корабля пр.1135.
«Ретивый» и «Резкий» выпустили по «трудной мишени» более сотни 100-мм снарядов. Безрезультатно. Наконец, «Резкий» приблизился к «Возбужденному» и расстрелял его в упор. Стойкий эсминец медленно скрылся под водой.
Создается впечатление, что если бы это был настоящий морской бой с новым эсминцем пр.56, то расклад для этих резких и ретивых ребят был бы несколько иной.

Обладая такими ценными свойствами, как простота и дешевизна, эсминцы проекта 56 несли службу в самых горячих и опасных уголках мира. Бесстрашно действовали в зоне Арабо-Израильского конфликта, бороздили неспокойное Филиппинское море, постоянно несли вахту у берегов Черного континента и стран Азии. Совершенно необходимо отметить, что за 30 лет напряженной службы на всех 32 кораблях серии не было зафиксировано ни одной серьезной аварии с человеческими жертвами. Редкие ЧП ограничивались лишь навигационными ошибками и несколькими трагикомичными случаями (например из-за банальной халатности эсминец «Светлый» временно затонул у причальной стенки судоремонтного завода).

Проект 56 оставил настолько яркий след в истории советского флота, что в память о нем проект современных эскадренных миноносцев ВМФ России имеет индекс 956.

Эскадренные миноносцы проекта 956 – это советские эсминцы третьего поколения, постройка которых продолжалась с 1976 по 1992 год. Корабли этого проекта стали последними эсминцами, построенными в СССР. Шифр проекта 956 – «Сарыч», в НАТО их называли Sovremenny class destroyer – по названию первого корабля этой серии, эскадренного миноносца «Современный».

Постройка кораблей проекта 956 проводилась на заводе № 190 им. Жданова в Ленинграде, заказчиком последних кораблей серии уже был ВМФ РФ . Сегодня в составе российского флота находится шесть эсминцев «Сарыч»: три в строю, два в резерве и еще один корабль проходит плановый ремонт.

После распада СССР закладка новых кораблей проекта 956 «Сарыч» была прекращена из-за недостаточного финансирования, два корабля были достроены для ВМС Китайской Народной Республики по экспортному проекту 956-Э (1997-2000 гг.), в нулевые годы для китайцев были изготовлены еще два «Сарыча» по модернизированному проекту 956-ЭМ.

Изначально планировалось, что эскадренные миноносцы проекта 956 станут самыми массовыми не только в своем классе, но и во всем советском флоте. Всего их планировали построить около пятидесяти. Всего же на вооружение ВМФ СССР (а затем и России) поступило 17 эсминцев проекта «Сарыч».

История создания

Эскадренный миноносец (эсминец) – это класс многоцелевых быстроходных маневренных кораблей, способных решать большое количество боевых задач: бороться с подводными лодками, уничтожать летательные аппараты противника (в том числе и ракеты), работать по надводным кораблям неприятеля, прикрывать соединения кораблей и сопровождать конвои. Также эсминцы можно использовать при проведении десантных операций, несения дозорной и разведывательной службы, постановки минных заграждений.

Первые эскадренные миноносцы появились еще в конце XIX столетия. В то время их основной задачей было уничтожение миноносцев противника с помощью мощного артиллерийского вооружения. Приставка «эскадренный» обозначала то, что эти корабли могут действовать в составе корабельного соединения в морской или океанской зоне.

Эсминцы активно использовались во время Первой и Второй мировой войны. Широкий спектр задач, которые могли решать эти корабли, существенно повысило их значимость в составе флота. Водоизмещение современных эсминцев примерно равняется крейсерам периода Второй мировой войны, но значительно мощнее их. Еще более выросла роль эскадренных миноносцев после появления ракетного оружия.

В начале 60-х годов в СССР начинается активное развитие надводного флота. В 50-е годы большое количество крупных надводных кораблей было утилизировано, основной упор делался на подводный флот и ракеты. Это была явная ошибка.

В 60-е годы ВМФ СССР становится океанским, перед ним был поставлен целый ряд новых задач: охранение районов патрулирования советских ракетных подлодок, слежение за стратегическими подлодками противника, обнаружение и разведка авианосных групп неприятеля, контроль морских коммуникаций, проведение внешнеполитических акций.

Для выполнения подобных задач лучше всего бы подошли авианесущие корабли, но их постройка обходилась очень дорого. Советской альтернативой авианосцам стали большие противолодочные корабли (БПК), однако их следовало прикрывать кораблями эскорта, которых остро не хватало. Кроме того, эсминцы, которые находились в тот момент на вооружении ВМФ СССР, уже считались морально устаревшими. Корабли проектов 3-бис, 56, 68-К и 68-бис не имели ракетного вооружения и не могли на равных противостоять своим зарубежным аналогам. Особенно наглядно все вышесказанное показали большие океанские маневры «Океан», проведенные в 1970 году.

Советскому флоту нужен был современный эскадренный миноносец, обладающий мощным артиллерийским и ракетным вооружением и способный действовать как в составе корабельных группировок, так и самостоятельно.

Создание подобного корабля было предусмотрено в судостроительной программе на 1971-1980 гг., которая была принята в 1969 году. Военные хотели, чтобы новый эсминец мог принимать участие в десантных операциях, уничтожать малоразмерные цели на берегу, подавлять противодесантную оборону противника, обеспечивать противовоздушную оборону в зоне высадки. Будущий эсминец назывался «кораблем огневой поддержки десанта». Его прототипом был выбран эсминец проекта 56, поэтому новому проекту присвоили номер 956.

Работы над созданием нового эсминца стартовали в 1971 году и продвигались довольно медленно.

Дело в том, что заказчики несколько раз меняли целевое назначение корабля прямо в процессе проектирования. Сильное влияние на советских военных оказала программа создания американских эсминцев Spruance – первых по-настоящему многоцелевых кораблей ВМФ США . Именно появление подобной программы у американцев способствовало превращению «корабля огневой поддержки десанта» в многоцелевой эсминец.

Кроме того, эсминцы проекта 956 планировалось использовать совместно с БПК проекта 1155 . Советские стратеги считали, что вместе они будут обладать большей эффективностью, чем пара американских эсминцев Spruance.

Аванпроект нового корабля разрабатывался ленинградским ЦКБ-53 (Северное ПКБ). По ходу выполнения работ конструкторам ставились все новые и новые задачи, постоянно менялись варианты вооружения корабля и тип его силовой установки. Разработчиков ограничивали возможности судостроительного завода им. Жданова, где планировали строить новые эсминцы: его длина не должна была превышать 146 метров, а ширина – 17 метров.

Всего было изготовлено тринадцать вариантов предэскизных проектов, все они тщательно изучались с точки зрения боевой эффективности и стоимости.

В итоге для будущего эсминца были выдвинуты следующие требования:

  • паротурбинная энергетическая установка (ЭУ);
  • наличие в составе вооружения ПКР «Москит»;
  • ЗРК «Ураган»;
  • размещение на палубе корабля вертолетной площадки для Ка-252 ;
  • наличие артустановок АК-130.

Эскизный проект был утвержден адмиралом Горшковым в конце 1972 года. Однако и после этого в проект продолжали вноситься изменения. Паротурбинная ЭУ была заменена на котлотурбинную, что признается многими экспертами довольно неудачным решением.

В качестве основного гидроакустического комплекса будущего эсминца был выбран ГАК «Платина». Установить на «Сарычи» более совершенный комплекс «Полином» не представлялось возможным из-за значительных массо-габаритных характеристик последнего.

По этой причине корабли проекта 956 так и не смогли приблизиться к возможностям ПЛО американского эсминца Spruance, но зато советский корабль значительно превосходил своего оппонента по мощи артиллерийского вооружения.

Результатом всех доработок и изменений стало увеличение водоизмещения корабля на тысячу тонн. Разработка проекта эсминца 956 обошлась советскому бюджету в 165,6 тыс. рублей.

1 ноября 1973 года началось проектирование нового корабля, в следующем году с судостроительным заводом им. Жданова был заключен официальный договор на постройку кораблей. Стоимость рабочего проектирования составляла 2,22 млн рублей.

В июне 1975 года началось строительство первого корабля проекта 956 - эсминца «Современный». Завершен проект «Сарыч» был в 1993 году, когда последний корабль из этой серии был принят представителями ВМФ РФ.

Изначально в 1976 году планировалось построить от 32 до 50 эсминцев «Сарыч», то есть, проект 956 должен был стать одним из самых массовых в истории советского флота. В 1988 году количество кораблей было уменьшено до двадцати единиц. Однако всего советскому и российскому флоту было передано 17 эсминцев данного проекта. В среднем каждый эсминец проекта 956 строился четыре года.

Была попытка наладить производство на судостроительном заводе имени 61 Коммунара в Николаеве. Там даже начали строить новый эллинг и получили документацию из Северного ПКБ, но в 1986 году от этой идеи отказались, а два уже заложенных корпуса эсминца были законсервированы.

До момента распада Советского Союза военно-морскому флоту были переданы 14 эсминцев проекта 956, еще три корабля достраивались уже для российского ВМФ («Беспокойный», «Настойчивый» и «Бесстрашный»).

Постройка кораблей проекта 956 «Сарыч» проводилась с использованием секционного метода сборки корпуса. Стоимость одного эсминца (на момент постройки головного и двух последующий кораблей) составляла более 90 млн рублей. Цена постройки последующих кораблей снизилась до 71 млн рублей.

Проект эсминца 956 создавался исключительно для нужд советского ВМФ. Это был новейший корабль, и никто не собирался продавать его за рубеж. Однако после распада СССР ситуация изменилась: недостаточное финансирование вынудило искать заказчиков на стороне. К тому же к началу 90-х годов вооружения «Сарычей» несколько устарело.

В середине 90-х годов была создана экспортная модификация эсминца – 956Э. В 1999 году в состав ВМС КНР вошел первый «Сарыч». Он вооружен противокорабельными ракетами с несколько большей дальностью поражения (до 200 км), вместо четырех АК-630 на нем установлены два ракетно-артиллерийских комплекса «Каштан», нет кормовой артиллерийской установки, зато оборудован полноценный вертолетный ангар. Несколько увеличено водоизмещение корабля. До 2006 года для Китая были построены четыре эскадренных миноносца проекта 956Э и 956ЭМ.

Описание конструкции

Отечественные и зарубежные исследователи истории флота отмечают, что практически все боевые корабли, созданные в «Северном ПКБ», имеют характерный «эффектный» внешний вид. Проект 956 не является исключением. В описаниях облика эсминцев этого проекта часто используют определения «агрессивный», «зловещий», «выразительный». И это вряд ли можно считать случайностью.

Военный корабли – это не только инструмент ведения боевых действий на море, они также являются серьезным геополитическим инструментом, символом мощи страны, флаг которой они представляют. Военный флот – это средство политического убеждения и влияния, демонстрация достижений научно-технического развития страны и могущества ее экономики.

Естественно, что «выразительность» внешнего облика корабля не должны уменьшать его боевую эффективность. Однако у кораблей проекта 956 с этим все нормально: большинство экспертов считают, что эсминцы этой серии – это пример прекрасного сочетания высоких функциональных качеств и эстетического совершенства.

Эсминцы «Сарыч» имеют длинопалубную конструкцию с седловатостью носовой части. Форма корпуса надежно обеспечивает незаливаемость палубы и оптимальные углы обстрела артиллерийского вооружения корабля. Обводы корпуса обеспечивают незаливаемость при волнении до 6-7 баллов. Коэффициент удлинения палубы составляет 8,7. Корпус корабля выполнен с учетом требований уменьшения радиолокационной заметности судна, хотя, следует отметить, что эсминцы «Сарыч» не относятся к «стелс-кораблям».

В носовой части корпуса, в подкильной бульбе, находится антенна ГАК «Платина».

Площадь боковой парусности эсминца — 1700 м2. Палубы размещаются параллельно ватерлинии, что упростило установку оборудования во время постройки и сделало эсминцы проекта 956 более технологичными.

Пятнадцать основных переборок делят корпус судна на шестнадцать водонепроницаемых отсеков. Корабли проекта 956 имеют шесть палуб: вторая, третья и верхняя палубы, палуба полубака, две платформы, одна из которых плавно переходит в настил второго дна. Главные конструкции корпуса, подкрепления и фундаменты выполнены из низколегированной стали. От кормы до машинного отделения расположены две продольные переборки, они обеспечивают дополнительную жёсткость кормовой части корабля. Шпангоуты эсминца имеют значительный развал, что увеличивает остойчивость корабля.

Эсминцы проекта 956 обладают высокими мореходными качествами (мореходность неограниченная). Моряки могут использовать бортовые комплексы вооружения при волнении моря до пяти баллов. Суда оснащены успокоителями качки. При волнении моря в шесть баллов эсминцы способны развивать ход до 24 узлов.

Надстройки кораблей проекта 956 выполнены из алюминиево-магниевого сплава, они соединяются с корпусом и палубами с помощью заклепок.

Надстройку корабля можно условно разделить на две больших блока: носовой и кормовой. Носовая часть заканчивается фок-мачтой, а кормовая состоит из блока с дымовой трубой и сдвижным ангаром, на котором расположена грот-мачта.

Стандартное водоизмещение эсминца составляет 6500 т, пол¬ное водоизмещение — 7940 т, с перегрузом — 8480 т.

Силовая установка эсминцев проекта 956 состоит из двух котлотурбинных агрегатов ГТЗА-674 (общая мощность 100 тыс. л. с.), расположенных в двух машинных отделениях – носовом и кормовом. Следует отметить, что «Сарычи» - это единственные в мире боевые корабли третьего поколения с котлотурбинной ЭУ.

Турбозубчатый агрегат имеет систему управления, которая способна регулировать частоту вращения в разных режимах работы установки. В каждом из машинных отделений находятся два котла и паровая турбина. На все эсминцы, начиная с седьмого («Стойкий»), были установлены более надежные котлы КВГ-3. Несмотря на это, котлы называют самым слабым местом кораблей этой серии. Они очень требовательны к подаваемой воде, довольно часто выходят из строя.

Система водоподготовки, установленная на корабли проекта, не обеспечивает должным образом качество воды, что приводило к быстрому изнашиванию котлов. В отличие от атомных подводных ракетоносцев, она является открытой, то есть сообщается с атмосферным воздухом.

Опыт использования высоконапорных котлов показал, что отечественный флот (как советский, так и российский) пока еще не готов переходу на такие энергетические установки.

Кроме основных, в силовую установку корабля входит и дополнительный аварийный котел, который может дать 14 тыс. кг пара. У эсминца два вала и два малошуных винта. Максимальная скорость кораблей этого проекта – 33,4 узла. Запас топлива составляет 1,7 тыс. тонн, что обеспечивает дальность плаванья в 3900 морских миль.

Рулевой агрегат состоит из гидравлической машины и полусбалансированного руля.

Эсминцы проекта 956 оснащены двумя парогенератора (общая мощность 2500 кВт) и двумя дизель-генераторами (по 600кВт), которые обеспечивают корабли электроэнергией.

В обычных условиях численность экипажа составляет 296 человек, включая 25 офицеров и 48 мичманов. В военное время корабельная команда увеличивается до 358 человек. На эсминцах «Сарыч» созданы комфортные условия для обитания команды: для офицеров оборудованы одно- и двухместные каюты, а для мичманов – двух- и четырехместные. Матросы размещаются в шестнадцати кубриках по 10-25 человек в каждом. На одного человека приходится более трех квадратных метров жилой площади.

На борту есть отдельная кают-компания для питания офицеров, еще одна предназначена для питания мичманов и несколько столовых, где пищу принимают матросы. На борту есть несколько душевых и сауна. К услугам экипажа библиотека, кинозал, кабельное телевидение, есть даже сборной бассейн.

Все жилые и рабочие помещения эсминца оборудованы системой кондиционирования, она обеспечивает комфортные условия для работы экипажа в температурном диапазоне от −25°C до +34 °C. Следует отметить, что эсминцы проекта 956 выгодно отличаются от других кораблей советской и российской постройки в плане условий для обитания экипажа.

Автономность эсминцев «Сарыч» по запасам провизии составляет 30 суток.

Вооружение

Зенитно-ракетное вооружение эсминцев «Сарыч» состоит из ЗРК М-22 «Ураган», который является морской модификацией комплекса «Бук ». На кораблях позднейшей постройки установлены ЗРК «Ураган-Торнадо». Две пусковые установки зенитных ракет находятся на носу (надстройка полубака) и на корме (за взлетно-посадочной площадкой) корабля. Масса каждого ЗРК составляет 96 тонн, общий боекомплект – 48 управляемых ракет, которые находятся в погребах на специальных барабанах.

Характеристики ЗРК «Ураган» позволяют одновременно вести огонь по 4-6 целям на высотах от 10 до 1 тыс. метров и на удалении до 25 км. Возможности ЗРК «Ураган-Торнадо» еще более впечатляющи: максимальная дальность поражения — 70 км. Темп стрельбы – один запуск ракеты в 6-12 секунд. Вероятность поражения самолета залпом из двух ракет составляет от 0,81-0,96, крылатой ракеты — 0,43-0,86.

Эсминцы проекта «Сарыч» имеют мощное артиллерийское вооружение, состоящее из двух спаренных артиллерийских установок АК-130 (калибр 130 мм) и скорострельной зенитной артиллерии, которая является последним рубежом ПВО кораблей. Также в состав артиллерийского вооружения эсминцев входит многоканальная система управления огнем МР-184, состоящая из РЛС, лазерного дальномера, телевизора и баллистического вычислителя.

Каждая артустановка имеет механизированную подачу боеприпасов, что позволяет ей вести огонь с темпом от 30 до 90 выстрелов в минуту на дальность свыше 24 км. Боезапас на каждый ствол составляет 500 снарядов, из которых 180 всегда готовы к использованию.

Автоматизация процессов загрузки и подачи боеприпасов позволяет вести огонь до полного исчерпания боекомплекта.

Вес одной артустановки составляет 98 тонн.

Скорострельная зенитная артиллерия эсминцев проекта 956 состоит из двух батарей автоматических комплексов АК-630М. Батареи располагаются с каждого борта корабля и предназначены для уничтожения крылатых ракет на малых высотах. В состав каждой из батарей входит по две шестиствольные артустановки с вращающимся блоком стволов и СУ «Вымпел». Дальность стрельбы АК-630М – 4 км, темп стрельбы 4 тыс. выстрелов в минуту.

Главное противокорабельное оружие эсминца «Сарыч» - противокорабельные ракеты «Москит». На «Беспокойном» и всех последующих кораблях проекта установлен модернизированный комплекс «Москит-М». Эсминцы проекта 956 имеют по две неподвижные пусковые установки, в каждой из которых размещено по четыре ПКР «Москит».

Дальность поражения цели у «Москита» составляет 140 км, а у «Москита-М» - 170 км. Ракеты имеют боевую массу весом в 300 кг и развивают в полете скорость до M=2,5-3. Корабль может выпустить все восемь ракет всего за 30 секунд.

На верхней палубе эсминцев установлены два двухтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм. Минное вооружение представлено двумя реактивными минометами РБУ-1000, которые могут вести огонь на дистанции в 1 тыс. метров. Бомбометы расположены в кормовой части корабля. Их основная задача – уничтожение подводных лодок противника на малых глубинах в непосредственной близости от корабля. Боевая часть каждой из реактивных бомб – 98 кг. Эсминцы проекта 956 могут устанавливать мины заграждения (на борт принимается до 22 мин).

У эсминцев проекта 956 нет постоянно вертолетного ангара, но предусмотрен временный, сдвижной. В нем может базироваться вертолет Ка-27 . Вертолетная площадка расположена практически по центру корабля, поэтому на нее оказывает меньшее влияние килевая качка.

Вертолет можно использовать для противолодочной борьбы, также он может проводить разведку и давать целеуказание для противокорабельных ракет.

На эскадренных миноносцах «Сарыч» установлены несколько типов радиолокационных станций: «Фрегат», «Фрегат-М» и «Фрегат-МА». Для загоризонтного обнаружения объектов противника и целеуказания используется система «Мост», она может осуществлять поиск на дистанциях до 200 км. Целеуказание для противокорабельного ракетного комплекса выдает система «Минерал», она имеет и активный, и пассивный радиолокационный канал. Корабль может принимать целеуказание от самолетов или вертолетов.

На эсминцах проекта 9566 отсутствует бортовая информационно-управляющая система, ее функции выполняет планшет обстановки «Сапфир-У».

Корабли проекта 956 оснащены комплексом средств радиоэлектронной борьбы, в который входят средства радиотехнической разведки и система постановки помех, а также средства пассивного и активного противодействия.

Эсминцы проекта 956 имеют продуманную систему обеспечения живучести. Вокруг потенциально опасных помещений корабля (погреба, машинное отделение) созданы противопожарные отделения за счет усиления корпуса стальными конструкциями.

Есть противопожарная магистраль с несколькими насосами, системы объемного пожаротушения, пенотушения, водяного орошения сходов и переборок. Также на корабле имеют системы быстрого орошения и затопления погребов.

Для устранения водной угрозы на кораблях проекта имеются: системы осушения, водоотлива и балансировки цистерн. Есть система внешнего обмыва в случае заражения внешних поверхностей.

Броневой защитой (противоосколочной) обеспечены только артиллерийские установки и ПУ ПКР «Москит».

Корабли проекта 956 «Сарыч»

Название корабля Дата спуска на воду Дата списания Примечания
«Современный» 18.11.1978 30.09.1998
«Отчаянный» 29.03.1980 30.09.1998
«Отличный» 21.03.1981 30.09.1998
«Осмотрительный» 24.04.1982 30.09.1998
«Безупречный» 25.06.1983 20.07.2001
«Боевой» 4.08.1984 в 2010
«Стойкий» 27.07.1985 30.09.1998
«Окрылённый» 31.05.1986 30.09.1998
«Бурный» 30.12.1986 В ремонте
«Гремящий» 30.05.1987 18.12.2006
«Быстрый» 28.11.1987 В составе КТОФ Корабль «Быстрый» самый старый из кораблей проекта, находящийся в строю
«Расторопный» 4.06.1988 Списан На утилизации
«Безбоязненный» 18.02.1989 В резерве
«Гремящий» 30.09.1989 Списан
«Беспокойный» 9.06.1990 В резерве ДКБФ
«Настойчивый» 19.01.1991 В составе ДКБФ Флагман Балтийского флота
«Адмирал Ушаков» 28.12.1991 В составе КСФ
«Внушительный» 17.10.1987 Разделан на металл
«Ханчжоу»
«Важный»
27.05.1994 Входит в состав ВМС Китая
«Фучжоу»
«Вдумчивый»
16.04.1999 Входит в состав ВМС Китая
«Буйный» - Постройка прекращена
«Тайчжоу»

«Внушительный»

27.04.2004 Входит в состав ВМС Китая
«Нинбо»

«Вечный»

23.06.2004 Входит в состав ВМС Китая

Характеристики

Водоизмещение, т:
Стандартное 6500
Полное 7940
Размеры, м:
Длина 156,5
Ширина 17,19
Осадка 5,96
Макс. скорость, уз. 33,4
Дальность плавания, миль:
на скорости 32,7 узла 1345
на скорости 18 узлов 3920
Автономность, суток 30
Экипаж, чел.
мирного времени 296
военного времени 358
Главная энергетическая установка 2хГТЗА-674
Суммарная мощность, л. с. 100000 (2х50000)
Вооружение
Ударное ракетное ПКР «Москит»
Зенитное ракетное М-22 «Ураган»
Артиллерийское вооружение АК-130
Артиллерийское зенитное вооружение АК-630М
Противолодочное 2хДТА-53, 2хРБУ-1000

Оценка проекта

Эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч» создавались в эпоху Холодной войны, и основным их оппонентом в Мировом океане был американский корабль аналогичного класса Spruance. Этот эсминец ВМС США и его характеристики оказали большое влияние на будущий облик «Сарычей». Шло соревнование между двумя сверхдержавами и советские адмиралы требовали, чтобы наш корабль был не хуже.

Первое, что бросается в глаза, это различие в силовых установках двух кораблей. Причем газотурбинная энергетическая установка Spruance выглядит гораздо предпочтительней и по характеристикам, и по своей надежности. Американская энергетическая установка может выйти на полную мощность за двенадцать минут, советскому эсминцу для этого необходимо полтора часа.

Артиллерийское вооружение, безусловно, мощнее у советского корабля (изначально он проектировался, как корабль поддержки десанта), но американский эсминец превосходит его в средствах для противолодочной борьбы. Изначально более мощным ракетным вооружением обладал «Сарыч», но после модернизации на Spruance были установлены универсальные ПУ для ракет «Томагавк », что дало значительное преимущество американцу.

Однако в настоящее время основным эсминцем США являются корабли типа «Арли Берк». Этот корабль был спроектирован в середине 80-х годов и значительно превосходит корабли проекта 956 практически по всем показателям. «Арли Берк» - это эсминец четвертого поколения, поэтому сравнивать его с «Сарычем» не слишком корректно.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них